Десантирование с экипажем внутри машины

Первое в мире десантирование БМД-1 с экипажем внутри машины.

Первое в мире десантирование БМД-1 с экипажем внутри машины.

Командиром и механиком-водителем был подполковник Леонид Гаврилович Зуев, наводчиком старший лейтенант Александр Маргелов, сын командующего ВДВ Героя Советского Союза генерала армии Василия Филипповича Маргелова.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Силами оборонной промышленности, военных специалистов и военных медиков задачу решили в сжатые сроки. Для преодоления перегрузок внутри БМД-1 установили упрощенные варианты космических кресел «Казбек-Д». И все же оставались серьезные опасения за жизни людей, которые тормозили испытания комплекса «парашют-машина-экипаж» получившего наименование «Кентавр».

Тогда командующий ВДВ В.Ф. Маргелов, будучи уверенным в надежности комплекса и чувствуя личную ответственность, предложил собственную кандидатуру для первого эксперементального десантирования, на что получил категорический отказ от министра обороны А.А. Гречко.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Маргелов предложил кандидатуру своего сына, офицера ВДВ, Александра Маргелова, которая была утверждена вместе с кандидатурой преподавателя десантного училища подполковника ВДВ Леонида Зуева.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Десантирование прошло удачно, подтвердив результаты расчетов. На эмблеме Тульской воздушно-десантной дивизии, в честь этого важного события, появилось изображение кентавра.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ!

Александр Васильевич мы ПОМНИМ ТЕБЯ!

Источник

Новое в блогах

Только русские ВДВ способны десантировать тяжелую технику вместе с экипажами

Войска ВДВ есть почти в 100 странах мира, но только русские десантники могут десантировать тяжелую боевую технику вместе м экипажами.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Это была революция в десантировании, что позволило вводить в бой дивизии ВДВ не за 7 суток, а за 22 минуты.

США и НАТО были в шоке.

Ведь еще в 1968г. после операции в Чехословакии, генсек НАТО заявил, что «Головорезы Маргелова займут Европу за трое суток».

Надо отметить, что операция по захвату аэродромов, командных пунктов и гособъектов в Чехословакии была проведена «Головорезами Маргелов» блестяще.

Ни один самолет не взлетел из 7 военных аэпродромов, охрана не произвела ни одного выстрела.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Военные Ан-12 еще рулили по посадочной полосе, а десантура на ходу покидала самолеты и брала под контроль караульные помещения, казармы, зенитные батерии. Если кто-то из чехословацких военнвх пытался оказать сопротивление. или передернуть затвор, то его туже валили приемами самбо и связывали парашютными стропами.

Вот что вспоминал участник тех событий:

«На всем пространстве громадного аэропорта и в светлеющем куполе неба над ним вершилось действо воистину небывалое! Кружили, взлетали, садились, катили по рулежным дорожкам десятки самолетов. Некоторые из них не попадали на бетон взлетно-посадочных полос, и их несло юзом, разворачивая поперек, а из открытых самолетных рамп выпрыгивали десантники и бегом устремлялись к объектам которые надо было взать под контроль.

То тут, то там возникали заторы: колонны упирались в тупики или попросту лбами и долго пятились, обдавая друг друга темно-сизыми облаками выхлопов, и, наконец, разъезжались, прибавляя еще больше сумятицы в далекое от слаженности действо вторжения. А над ними и выше кружащихся транспортников проносились сверхзвуковые ракетоносцы, своим жутким ревом вдавливая в землю все живое…»

Десантирование в БМД — опасный и сложный процесс, каждый этап которого подробно описан в инструкциях и регламентных документах. Даже опытные военнослужащие-парашютисты проходят специальный курс обучения. Экипаж готовит боевую машину лично: укладывает купола парашютов, устанавливает составные части комплекса, занимается так называемой швартовкой, проверяет работоспособность всех узлов и надежность креплений.

Десантники тренируются в специальных амортизационных креслах еще вне машины — принимают позы «ожидания» и «изготовки». Это как примерка ложементов космонавтами.

Когда снаряженная машина загружена в самолет, бойцы занимают места в креслах, застегивают привязные ремни и ожидают сигнала на десантирование, — рассказывает РИА Новости офицер ВДВ, ветеран боевых действий Александр Шерин. — За несколько минут до выброски экипаж получает команду на принятие «позы изготовки» — ремни должны быть подтянуты, голова и спина плотно прижаты к креслу. Вообще, технологией десантирования людей в бронетехнике на сегодня обладает только Россия. Остальные не отваживаются.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Когда БМД наконец приземлилась, десантники понимают по сильным перегрузкам и глухому удару о землю. Сразу же срабатывают пиропатроны, ветер оттаскивает парашюты в сторону. Экипаж выбирается из кресел, занимает свои места и приступает к выполнению поставленной задачи.

Десантировать технику с людьми в ВДВ научились не сразу. К началу 1970-х действовали раздельно — идущие впереди «Илы» сбрасывали «броню», а следом, с других бортов, высаживались бойцы. Но у этой схемы есть серьезный недостаток — экипаж мог приземлиться в пяти километрах от собственной машины. На поиск техники и приведение ее в боеготовность уходило слишком много драгоценного времени.

Это снижало эффективность десанта — противник мог уничтожить большую часть войск сразу после приземления. От командующего ВДВ генерала армии Василия Маргелова поступила вводная: резко сократить время приведения в боевую готовность техники после приземления. Единственное решение — сброс боевых машин вместе с экипажем.

К разработке специальной парашютной системы под кодовым названием «Кентавр» научно-технический комитет ВДВ приступил летом 1971-го. После выброски из самолета автоматически раскрывались пять куполов площадью 760 квадратных метров каждый — и БМД, установленная на платформе, опускалась на землю.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Для снижения ударных перегрузок в машинах установили упрощенные амортизационные кресла космонавтов «Казбек-Д». Технические испытания с манекенами и собаками дали положительные результаты.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Минобороны России продолжает работы по совершенствованию парашютных систем для десантирования техники. В этом году на вооружение ВДВ должна поступить новая парашютно-бесплатформенная система «Бахча-У-ПДС», предназначенная для выброски БМД-4М, БТР-МДМ с экипажем внутри.

В иностранных армиях системы десантирования техники вместе с экипажем пока не прижились. По некоторым данным, советский эксперимент пытались повторить французы. В качестве «подопытного» пригласили преступника, приговоренного к смертной казни. В случае успеха испытаний ему пообещали помилование. Но при десантировании доброволец погиб.

Источник

«На такое способны только русские». Как сбрасывают бронетехнику с людьми

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

МОСКВА, 30 мая — РИА Новости, Николай Протопопов. Высота — 800 метров, многотонная машина выкатывается из самолета и до раскрытия парашютов несколько секунд находится в свободном падении. У самой земли срабатывают реактивные двигатели, сбрасываются подвесные стропы, БМД мягко касается поверхности и… резко трогается с места, прикрывая наступающих десантников шквальным огнем. О том, как российская «крылатая пехота» десантируется внутри техники и почему ни одна армия в мире до сих пор не может это повторить, — в материале РИА Новости.

Почти космонавты

Десантирование в БМД — опасный и сложный процесс, каждый этап которого подробно описан в инструкциях и регламентных документах. Даже опытные военнослужащие-парашютисты проходят специальный курс обучения. Экипаж готовит боевую машину лично: укладывает купола парашютов, устанавливает составные части комплекса, занимается так называемой швартовкой, проверяет работоспособность всех узлов и надежность креплений.

Десантники тренируются в специальных амортизационных креслах еще вне машины — принимают позы «ожидания» и «изготовки». Это как примерка ложементов космонавтами.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Отделившись от самолета, машина резко ныряет вниз, экипаж испытывает состояние невесомости, а когда раскрываются парашюты и БМД принимает горизонтальное положение, у бойцов возникает ощущение скатывания с горы. Все это подробно описано в инструкции.

То, что БМД наконец приземлилась, десантники понимают по сильным перегрузкам и глухому удару о землю. Сразу же срабатывают пиропатроны, ветер оттаскивает парашюты в сторону. Экипаж выбирается из кресел, занимает свои места и приступает к выполнению поставленной задачи.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Первый полет

Впервые боевую машину десанта с экипажем сбросили в январе 1973-го на базе 106-й гвардейской дивизии ВДВ, дислоцированной под Тулой. С военно-транспортного Ан-12.

«Вытяжной парашют по команде штурмана вывалился, расправился, набрался сил и стал потихоньку вытаскивать «Кентавра», — вспоминал сын легендарного командующего ВДВ Герой России Александр Маргелов. — Как гигантский маятник с центром качания вокруг вытяжного парашюта, машина сначала завалилась на 135 градусов от горизонтали, затем стала раскачиваться с уменьшающейся амплитудой. Раскрылись тормозные, потом основные парашюты».

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Время — жизнь

Десантировать технику с людьми в ВДВ научились не сразу. К началу 1970-х действовали раздельно — идущие впереди «Илы» сбрасывали «броню», а следом, с других бортов, высаживались бойцы. Но у этой схемы есть серьезный недостаток — экипаж мог приземлиться в пяти километрах от собственной машины. На поиск техники и приведение ее в боеготовность уходило слишком много драгоценного времени.

Это снижало эффективность десанта — противник мог уничтожить большую часть войск сразу после приземления. От командующего ВДВ генерала армии Василия Маргелова поступила вводная: резко сократить время приведения в боевую готовность техники после приземления. Единственное решение — сброс боевых машин вместе с экипажем.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

К разработке специальной парашютной системы под кодовым названием «Кентавр» научно-технический комитет ВДВ приступил летом 1971-го. После выброски из самолета автоматически раскрывались пять куполов площадью 760 квадратных метров каждый — и БМД, установленная на платформе, опускалась на землю.

Для снижения ударных перегрузок в машинах установили упрощенные амортизационные кресла космонавтов «Казбек-Д». Технические испытания с манекенами и собаками дали положительные результаты.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

В конце 1972-го Минобороны все же одобрило систему «Кентавр». При первом десантировании под Тулой удалось достичь главной цели — БМД была готова к бою и произвела выстрелы через считаные секунды после приземления. Но к реальным боевым условиям парашютная система «Кентавр» была еще мало пригодна. Во-первых, она весила больше двух тонн (при весе БМД-1 в семь тонн). Во-вторых, перевозка и погрузка системы в самолеты требовала большого количества автомобильного транспорта, личного состава, и главное, на это уходили долгие три-пять часов. Не устраивала командование ВДВ и низкая скорость снижения техники на многокупольной парашютной системе.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Реактивная тяга

Испытания «Реактавра» зимой 1976-го под Псковом на парашютодроме 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии прошли успешно, и систему приняли на вооружение. Проект, в разы повысивший эффективность десанта при выполнении боевых задач, получил продолжение. К концу 1990-х для Воздушно-десантных войск создали комплекс ПБС-950 «Бахча», главное преимущество которого — возможность десантирования БМД-3 с экипажем в полном составе.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

В иностранных армиях системы десантирования техники вместе с экипажем пока не прижились. По некоторым данным, советский эксперимент пытались повторить французы. В качестве «подопытного» пригласили преступника, приговоренного к смертной казни. В случае успеха испытаний ему пообещали помилование. Но при десантировании доброволец погиб.

Источник

«На такое способны только русские». Как десантируют бронетехнику с людьми (ФОТО)

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Высота — 800 метров, многотонная машина выкатывается из самолета и до раскрытия парашютов несколько секунд находится в свободном падении. У самой земли срабатывают реактивные двигатели, сбрасываются подвесные стропы, БМД мягко касается поверхности и… резко трогается с места, прикрывая наступающих десантников шквальным огнем.

О том, как российская «крылатая пехота» десантируется внутри техники и почему ни одна армия в мире до сих пор не может это повторить, — в материале РИА Новости.

Почти космонавты

Десантирование в БМД — опасный и сложный процесс, каждый этап которого подробно описан в инструкциях и регламентных документах. Даже опытные военнослужащие-парашютисты проходят специальный курс обучения.

Экипаж готовит боевую машину лично: укладывает купола парашютов, устанавливает составные части комплекса, занимается так называемой швартовкой, проверяет работоспособность всех узлов и надежность креплений.

Десантники тренируются в специальных амортизационных креслах еще вне машины — принимают позы «ожидания» и «изготовки». Это как примерка ложементов космонавтами.

«Когда снаряженная машина загружена в самолет, бойцы занимают места в креслах, застегивают привязные ремни и ожидают сигнала на десантирование, — рассказывает РИА Новости офицер ВДВ, ветеран боевых действий Александр Шерин.

— За несколько минут до выброски экипаж получает команду на принятие „позы изготовки“ — ремни должны быть подтянуты, голова и спина плотно прижаты к креслу. Вообще, технологией десантирования людей в бронетехнике на сегодня обладает только Россия. Остальные не отваживаются».

Отделившись от самолета, машина резко ныряет вниз, экипаж испытывает состояние невесомости, а когда раскрываются парашюты и БМД принимает горизонтальное положение, у бойцов возникает ощущение скатывания с горы. Все это подробно описано в инструкции.

То, что БМД наконец приземлилась, десантники понимают по сильным перегрузкам и глухому удару о землю. Сразу же срабатывают пиропатроны, ветер оттаскивает парашюты в сторону. Экипаж выбирается из кресел, занимает свои места и приступает к выполнению поставленной задачи.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

© РИА Новости / Николай Хижняк
Выброска боевых машин десанта во время совместных учений десантников России, Белоруссии и Сербии

Первый полет

Впервые боевую машину десанта с экипажем сбросили в январе 1973-го на базе 106-й гвардейской дивизии ВДВ, дислоцированной под Тулой. С военно-транспортного Ан-12.

«Вытяжной парашют по команде штурмана вывалился, расправился, набрался сил и стал потихоньку вытаскивать „Кентавра“, — вспоминал сын легендарного командующего ВДВ Герой России Александр Маргелов. — Как гигантский маятник с центром качания вокруг вытяжного парашюта, машина сначала завалилась на 135 градусов от горизонтали, затем стала раскачиваться с уменьшающейся амплитудой. Раскрылись тормозные, потом основные парашюты».

По его словам, в состоянии невесомости бойцы перевернулись вниз головой.

«Особенно ненужной показалась довольно приличных размеров гайка, „всплывшая“ прямо между нами, — рассказывал Маргелов.

На всех этапах десантирования, приземления, движения, стрельб сохраняли полную боеготовность и доказали, что десантники могут воевать с наибольшим боевым эффектом».

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

© РИА Новости / Николай Хижняк
Выброска боевых машин десанта во время учений на военном полигоне Раевский под Новороссийском

Время — жизнь

Десантировать технику с людьми в ВДВ научились не сразу. К началу 1970-х действовали раздельно — идущие впереди «Илы» сбрасывали «броню», а следом, с других бортов, высаживались бойцы. Но у этой схемы есть серьезный недостаток — экипаж мог приземлиться в пяти километрах от собственной машины. На поиск техники и приведение ее в боеготовность уходило слишком много драгоценного времени.

Это снижало эффективность десанта — противник мог уничтожить большую часть войск сразу после приземления. От командующего ВДВ генерала армии Василия Маргелова поступила вводная: резко сократить время приведения в боевую готовность техники после приземления. Единственное решение — сброс боевых машин вместе с экипажем.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

© РИА Новости / Игорь Руссак
Летно-тактические учения ВДВ в Псковской области

К разработке специальной парашютной системы под кодовым названием «Кентавр» научно-технический комитет ВДВ приступил летом 1971-го. После выброски из самолета автоматически раскрывались пять куполов площадью 760 квадратных метров каждый — и БМД, установленная на платформе, опускалась на землю.

Для снижения ударных перегрузок в машинах установили упрощенные амортизационные кресла космонавтов «Казбек-Д». Технические испытания с манекенами и собаками дали положительные результаты.

Убедить министра обороны СССР маршала Андрея Гречко в безопасности десантирования техники с людьми на борту генералу Маргелову удалось только после того, как одним из членов экипажа — наводчиком-оператором — он назначил сына.

В конце 1972-го Минобороны все же одобрило систему «Кентавр». При первом десантировании под Тулой удалось достичь главной цели — БМД была готова к бою и произвела выстрелы через считаные секунды после приземления.

Но к реальным боевым условиям парашютная система «Кентавр» была еще мало пригодна. Во-первых, она весила больше двух тонн (при весе БМД-1 в семь тонн).

Во-вторых, перевозка и погрузка системы в самолеты требовала большого количества автомобильного транспорта, личного состава, и главное, на это уходили долгие три-пять часов. Не устраивала командование ВДВ и низкая скорость снижения техники на многокупольной парашютной системе.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

© РИА Новости / Николай Хижняк
Учения десантников России, Сербии и Белоруссии в Краснодарском крае

Реактивная тяга

Поэтому конструкторы приступили к разработке более современной бесплатформенной парашютно-реактивной системы «Реактавр».

Испытания «Реактавра» зимой 1976-го под Псковом на парашютодроме 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии прошли успешно, и систему приняли на вооружение.

Проект, в разы повысивший эффективность десанта при выполнении боевых задач, получил продолжение. К концу 1990-х для Воздушно-десантных войск создали комплекс ПБС-950 «Бахча», главное преимущество которого — возможность десантирования БМД-3 с экипажем в полном составе.

Минобороны России продолжает работы по совершенствованию парашютных систем для десантирования техники. В этом году на вооружение ВДВ должна поступить новая парашютно-бесплатформенная система «Бахча-У-ПДС», предназначенная для выброски БМД-4 М, БТР-МДМ с экипажем внутри.

В иностранных армиях системы десантирования техники вместе с экипажем пока не прижились. По некоторым данным, советский эксперимент пытались повторить французы. В качестве «подопытного» пригласили преступника, приговоренного к смертной казни. В случае успеха испытаний ему пообещали помилование. Но при десантировании доброволец погиб.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Николай Протопопов

Источник

Десантирование внутри техники: как все начиналось

23 января 1976 года под Псковом впервые была успешно испытана парашютная реактивная система «Реактавр», позволившая личному составу ВДВ десантироваться прямо в самой технике.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Подробности напоминает Сергей Варшавчик.

Сергей Варшавчик, для МИА «Россия сегодня»

Выигрыш времени в бою

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Никто и никогда прежде не выбрасывал с самолета боевую технику вместе с личным составом внутри. Идея принадлежала главкому ВДВ, Герою Советского Союза генералу армии Василию Маргелову.

На тот момент техника ВДВ в виде артиллерийских самоходных установок, боевых машин десанта, автотранспорта и инженерной техники доставлялась на землю двумя способами: посредством парашютно-десантных платформ и парашютно-реактивных систем. Последние при приземлении за доли секунды гасили скорость снижения тяжелых грузов и автоматически освобождали их от подвесных строп. Личный состав же опускался на парашютах отдельно.

Но для того, чтобы занять свои места в боевых машинах, в реальном бою экипажам иногда требуются минуты, которых враг может и не предоставить. Как выиграть время? Маргелов пришел к парадоксальному выводу: личный состав надо десантировать в самой технике!

Кто пожертвует собой?

Риск? Да, огромный. Многие в военном руководстве страны не одобряли эту идею. Кое-кто из многозвездных генералов даже крутил пальцем у виска: мол, главный десантник СССР дофантазировался до невозможного. Другие затею в принципе одобряли, но полагали, что технически она пока неосуществима.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Во время Великой Отечественной войны десантники зарекомендовали себя одними из наиболее стойких бойцов Красной Армии. С боями они отступали вглубь страны в начале войны, доблестно сражались в рядах защитников Москвы и Сталинграда, участвовали в Курской битве, принимали участие во взятии Вены и боях за Берлин.

Но несмотря на то что советские парашютисты в ходе войны неоднократно проводили воздушно-десантные операции, в большинстве сражений они воевали в качестве пехоты, пусть и весьма подготовленной. Поэтому после войны, с наступлением атомной эры, перед ВДВ встали новые задачи: стать тем, что сейчас называется войсками быстрого реагирования.

До 1954 года воздушно-десантными войсками страны поочередно руководили 7 генералов, среди которых можно отметить первого командующего ВДВ Дважды Героя Советского Союза Василия Глазунова, а также Героя Советского Союза Александра Горбатова.

Однако, несмотря на боевые заслуги, командующие недолго задерживались в должности главкома ВДВ. В итоге кадровая чехарда негативно влияла на боевую подготовку вверенных им войск.

То, что к 80-м годам ХХ века ВДВ сделались самыми массовыми и боеспособными среди подобных в мире, — заслуга прежде всего человека, который их возглавлял многие десятилетия, — генерала Маргелова.

Не случайно в десантных войсках аббревиатура ВДВ до сих пор неофициально расшифровывается как «войска дяди Васи». «Наш Чапай», — с уважением называли подчиненные Василия Филипповича.

Как и большинство предыдущих командующих ВДВ, Маргелов был выходцем из других родов войск, однако с десантной спецификой был неплохо знаком — до своего назначения командовал 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизией, а затем был командиром 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознаменного корпуса.

Десантник в 40 лет

Любопытно, что первый свой прыжок с парашютом он совершил в 40 лет — перед тем как вступить в командование десантниками. При этом он заключил пари на несколько прыжков с другим новоиспеченным десантным комдивом, Героем Советского Союза генералом Михаилом Денисенко, который разбился при очередном парашютном прыжке в 1949 году. Маргелова же судьба хранила — до конца жизни он совершил более 60 воздушных приземлений.

Во время битвы за Москву он командовал 1-м Особым лыжным полком морской пехоты. Будучи командующим ВДВ, Маргелов не забыл своих бравых матросов, введя в форму десантников тельняшку, как знак преемственности от одного храброго рода войск к другому. Еще одним ярким отличием десантника стал берет — вначале малинового цвета (по примеру западных парашютистов), а затем голубой.

Маргеловские реформы включали в себя не только перемены в обмундировании. Новый командующий ВДВ отказался от устаревшей доктрины использования десантных войск лишь в качестве средства для удержания плацдармов до подхода основных сил. В условиях современной войны пассивная оборона неминуемо приводила к поражению.

Маргелов считал, что после выброски десантники должны вести активные, наступательные действия, не давая ошеломленному врагу прийти в себя, и контратаковать их. Однако для того, чтобы парашютисты могли широко маневрировать, их требовалось оснастить собственной бронетехникой, повысить их огневую мощь и обновить авиационный парк.

«Гром» десантных машин

В итоге, в конце 60-х годов на вооружение была принята БМД-1 (боевая машина десанта), чей вес был чуть больше 7 тонн, вооружение представляло собой полуавтоматическую пушку 2А28 «Гром», а экипаж состоял из семи человек. На базе БМД-1 были разработаны артиллерийские самоходки, машины управления огнем, разведывательные и командно-штабные машины.

После того, как министр обороны не согласился с участием главкома ВДВ в испытаниях системы «Реактавр», тот предложил в экипаж одного из своих пяти сыновей — майора Александра Маргелова. Александр Васильевич был сотрудником Научно-технического комитета ВДВ, отвечавшего за подготовку техники и личного состава к десантированию.

Личный пример сына Маргелова должен был убедить ВДВ в успешности нового варианта приземления. Другим участником эксперимента был коллега Маргелова-младшего по НТК ВДВ подполковник Леонид Щербаков.

23 января 1976 года впервые было осуществлено десантирование с военно-транспортного самолета Ан-12 БМД-1 на парашютно-реактивной тяге. После приземления экипаж сразу же произвел короткую стрельбу холостыми снарядами, демонстрируя свою готовность к бою.

Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть фото Десантирование с экипажем внутри машины. Смотреть картинку Десантирование с экипажем внутри машины. Картинка про Десантирование с экипажем внутри машины. Фото Десантирование с экипажем внутри машины

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *