Дизельные грузовые автомобили ссср

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССР

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

В этой статье продолжаем рассказ о самых разнообразных необычных, редких и малоизвестных грузовиках передовых конструкций для Советских вооруженных сил. Они создавались в период от благодатных времён 60-х до развала СССР в 1991 году, когда по известным причинам все они уже не выпускались.

В то время горьковчане внедряли в войска малотоннажные автомобили и без толку мучились с заменой «буханки», ЗИЛ проектировал будущие КамАЗы и безуспешно испытывал единичные образцы своих вездеходов, МАЗ создал пару перспективных армейских машин, а Уральский завод и КрАЗ довольствовались грузовиками двойного назначения.

Многоцелевые автомобили Горьковского автозавода

ГАЗ-52/ГАЗ-53 (1966-1989/1964-1993 гг.)

Не отличимые друг от друга семейства малотоннажных автомобилей ГАЗ-52 и ГАЗ-53 (4х2) послужили базой многочисленных фургонов, автоцистерн, коммунальной и специальной техники. На них ставили моторы в 75-120 сил, коробки передач с синхронизаторами, гипоидные главные передачи и телескопические гидроамортизаторы.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Армейский бортовой 2,5-тонный грузовик ГАЗ-52-03 для перевозки личного состава. 1966 год

В Советской армии эти скромные машины применялись для перевозки в своих кузовах по дорогам общего пользования до 20 человек личного состава, транспортировки мелких грузов, топлива, продуктов, питьевой воды и т. д.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Военизированный 4,5-тонный автомобиль ГАЗ-53-12 из коллекции Музея военной техники в Рязани. 1983 год

Основную долю специальных исполнений составляли фургоны с деревянной или металлической обшивкой для доставки в воинские формирования горячего хлеба на выдвижных лотках, охлажденных и замороженных продуктов.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Теплоизолированный хлебный фургон ГЗСА-3704 со стальной обшивкой на шасси ГАЗ-52-10. 1984 год

Категорию автомобилей топливной службы составляли автоцистерны двойного назначения, топливозаправщики с насосами и ёмкостями до четырёх тысяч литров и маслозаправщик с пятью отсеками для выдачи бензина, дизельного топлива и различных масел.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Многоцелевая 4800-литровая автоцистерна АЦ-4,2-53 на шасси ГАЗ-53А с прицепом той же вместимости. 1967 год

Для воинских подразделений и военных городков была создана упрощенная машина АНМ-53 для очистки выгребных ям и колодцев. В специальном кузове на лёгком шасси была смонтирована мобильная дезинфекционно-душевая установка ДДА-5, а для обработки небольших территорий и помещений горячими растворами служила дезинфекционная машина ДУК-1, которая ранее базировалась на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Дезинфекционно-душевая установка ДДА-5 в металлическом кузове на базе грузовика ГАЗ-52-01

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Дезинфекционная машина ДУК-1 на шасси ГАЗ-53А с ёмкостями для воды, спецсоставов и растворов. 1965 год

С середины 70-х Горьковский автозавод безуспешно пытался создать достойную альтернативу легендарному вездеходу ГАЗ-66, жизнь которого со времён застоя уверенно приближалась к финишу. Впрочем, судьба нового 125-сильного грузовика ГАЗ-3301 (4х4) оказалась более суровой.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Прототип дизельного грузовика ГАЗ-3301 с упрощенной кабиной для замены «шишиги» ГАЗ-66. 1979 год

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Окончательный вариант автомобиля ГАЗ-3301 с лебёдкой, надставными решётчатыми бортами и тентом. 1982 год

Несмотря на множество безрезультатных доработок, согласований и испытаний, работы по ним упорно продолжались. К 1987 году завод собрал с десяток 2,5-тонных машин ГАЗ-3301 с упрощенной кабиной, удлинённой грузовой платформой, лебёдкой и типовым кузовом К-66. В последний раз одна из них объявилась на смотре военной техники на полигоне в Бронницах.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Войсковой обитаемый кузов К-66, переставленный на грузовик ГАЗ-3301. 1983 год (архив 21 НИИЦ)

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Доработанный ГАЗ-3301 с локальным бронированием на смотре новой автотехники. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

Редкие трёхосные грузовики Московского и Минского заводов​

Московские КамАЗы (1970-1978 гг.)

В 1969 году по решению правительства ЗИЛ приступил к проектированию бескапотных дизельных грузовиков для выпуска на строившемся Камском автозаводе, основой которых стали опытные гражданские машины ЗИЛ-170 (6х4), представленные годом раньше.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Построенный на ЗИЛе прототип будущего полноприводного военного грузовика КамАЗ-4310. 1971 год

Два пятитонных армейских прототипа 6х6 с кабиной от ЗИЛа-170, построенные в 1970-м, успешно прошли государственные испытания. В 1978 году они преодолели пробег на 18 тысяч километров и были приняты на вооружение. В 1981-м под маркой КамАЗ-4310 их сборка развернулась в Набережных Челнах.

Перспективные и бесполезные вездеходы ЗИЛ-4334 (1978-1992 гг.)

Начало разработкам перспективного дизельного семейства ЗИЛ-4334 (6х6) было положено в 1978 году, когда на серийном ЗИЛе-131 создали опытный 170-сильный вариант ЗИЛ-131М. В то же время появился четырёхтонный прототип Э4334 с дизелем V8 мощностью 185 л.с., синхронизированной коробкой передач, широкопрофильными шинами и плоскими лобовыми окнами с треугольными форточками.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Пробный армейский грузовик ЗИЛ-Э4344 с аллигаторным капотом на испытаниях в 21 НИИИ. 1978 год

В 1979-1980 годах на полигоне 21 НИИИ состоялись сравнительные испытания второго образца 2Э4334 с лебёдкой, первого исполнения Э4334 и машины ЗИЛ-131М, но все они не смогли соответствовать жёстким военным требованиям по надежности, эффективности и степени защиты экипажа.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Доработанный вариант 2Э4334 с лебёдкой после завершения государственных испытаний. 1979 год (архив 21 НИИЦ)

Только через девять лет появился третий вариант 3Э4334 на шасси ЗИЛ-131Н с многотопливным двигателем мощностью 170 сил, новой кабиной с прямоугольными формами капота и передней облицовкой со световыми приборами. Для него был построен бескаркасный кузов-фургон К-4334 с плоскими скосами крыши и боковыми световыми окнами.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Третий вариант 3Э4334 на шасси ЗИЛ-131Н с типовым армейским фургоном К-4334. 1989 год

Их развитием в 1989-1990 годах стал четвертый 3,5-тонный прототип 433410 с усиленной рамой и прежним мотором, служивший для буксировки прицепов и транспортировки по воздуху тяжёлыми самолётами. Внешне он выделялся укороченной рамой и округлой формой покатого капота с фарами на верхней кромке бампера.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Опытный грузовик ЗИЛ-433410 на демонстрации новых образцов военной автотехники. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

В то же время на агрегатах модели 3Э4334 построили авиатранспортабельный седельный тягач 443114 для буксировки 7,5-тонных полуприцепов, который до 1992 года проходил испытания на полигоне 21 НИИИ как «шасси с макетной нагрузкой». Он отличался угловатой стеклопластиковой кабиной с плоскими лобовыми стёклами и глухой задней стенкой, теоретически обладавшей повышенной устойчивостью к поражающим факторам ядерного взрыва.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Многоцелевой грузовик ЗИЛ-443114 с имитационной нагрузкой на военном смотре. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

МАЗ-6317/МАЗ-6425 (1986-1991 гг.)

В середине 80-х Минский автозавод представил образец 11-тонного армейского грузовика МАЗ-6317 с опытным двигателем V8 в 330 сил, девятиступенчатой коробкой передач и удлиненной кабиной. По окончании испытаний предполагалось собрать 12 машин для вооруженных сил Белоруссии, оснащённых силовыми агрегатами разной мощности (360-420 л.с.).

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Прототип трёхосного дизельного армейского грузовика МАЗ-6317. 1986 год (архив 21 НИИЦ)

Одновременно был готов седельный тягач МАЗ-6425 с армейским низкорамным полуприцепом МАЗ-938Б, работавший в составе войсковых автопоездов массой до 44 тонн. В советские времена довести эти перспективные автомобили до серийного выпуска не удалось.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Опытный седельный тягач МАЗ-6425 с танковым полуприцепом МАЗ-938Б. (архив 21 НИИЦ)

Военизированные трёхосные грузовики с колёсной формулой 6х4

Семейство «Урал-377» (1965-1983 гг.)

Односкатные бортовые 7,5-тонные грузовики Урал-377Н с двигателем в 180 сил, передним мостом от МАЗа-500 и широкопрофильными шинами являлись доработанными народнохозяйственными автомобилями, которые в ограниченных количествах служили в Вооруженных cилах СССР для перевозки по тыловым путям сообщения всевозможных грузов, амуниции и оборудования для строительства войсковых трубопроводов.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Военизированный дорожный автомобиль Урал-377Н с деревянным кузовом и широкопрофильными шинами

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Колонна бортовых грузовиков Урал-377Н при дальней транспортировке труб различного диаметра

Мелкими партиями выпускались седельные тягачи 377С и 377СН, работавшие в сцепе с полуприцепами-фургонами ОдАЗ-828 с глухими кузовами (кабинами). В них размещалась аппаратура радиолокационных, штабных и ракетных комплексов ПВО, диспетчерские и автоматизированные командные пункты различных уровней управления.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Серийный многоцелевой седельный тягач Урал-377С (фото автора)

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Урал-377СН с полуприцепом ОдАЗ-828 командного пункта «Основа»

ЗИЛ-133Г (1975-1977 гг.)

В середине 70-х Московский автозавод короткое время выпускал народнохозяйственный восьмитонный 150-сильный грузовик ЗИЛ-133Г1 с балансирной подвеской задних двускатных колёс. Его планировалось использовать на тыловых дорогах общего пользования для доставки воинских грузов, ремонтного оборудования и элементов понтонно-мостовых конструкций.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Грузовик ЗИЛ-133Г1 с деревянной грузовой платформой и откидными бортами. 1975 год (фото С.Андреева)

Малоизвестно, что в 70-е в Кременчуге удалось создать серию грузовиков для доставки тяжёлых грузов и монтажа инженерно-строительных надстроек. Её основой был автомобиль-шасси КрАЗ-250 без лебёдки, выполненный на укороченной базе 12-тонного грузовика КрАЗ-257Б1 с 240-сильным мотором и новой кабиной с капотом и крыльями от армейской версии КрАЗ-260. Несмотря на мелкосерийное производство, на КрАЗах-250 грузоподъёмностью 14,6 тонны успели смонтировать несколько видов военной техники, уже известной по другим крупным автомобилям.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Трёхосный заднеприводный грузовик-шасси КрАЗ-250 для перевозки и монтажа тяжёлых надстроек. 1978 год

На этом шасси устанавливали доработанные застекленные типовые кузова К-257 с оснащением тяжёлых мастерских МШК-1 и МРБД для ремонта в полевых условиях дизельных двигателей и их агрегатов. В аэродромной службе состояла вакуумная аэродромно-уборочная машина В-68 для очистки взлетно-посадочных полос.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Мобильная мастерская МРБД на базе КрАЗ-250 с фургоном К-257 для ремонта блоков цилиндров

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Вакуумная установка В-68 для очистки аэродромных взлетно-посадочных полос, переставленная на шасси КрАЗ-250

В специальных закрытых фургонах размещалось оборудование обновленной азото- и кислорододобывающей станции АКДС-70М2, состоявшей из технологической и компрессорной машины с кузовами длиной около 10 метров, вспомогательных грузовиков и автономной электростанции в 200 киловатт на прицепе МАЗ-5224В.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Модернизированная технологическая машина станции АКДС-70М2 в специальном кузове

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Компрессорная установка азотокислорододобывающей станции АКДС-70М2 на шасси КрАЗ-250

На КрАЗе-250 перевозили также звенья понтонно-мостовых парков ПМП-М и ППС-84 и монтировали сваебойные агрегаты УСА-М. На шасси КрАЗ-250К устанавливали войсковое и инженерно-строительное оборудование, включая дизель-электрические краны КС-4561АМ, применявшиеся при перезарядке пусковых систем ракетного комплекса С-300ПС.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Строительный 20-тонный дизель-электрический кран КС-4562 на специальном шасси КрАЗ-250К. 1991 год

На заглавной фотографии – доработанный экспериментальный армейский грузовик ЗИЛ-433410 в Музее военной автотехники в Рязани

Источник

История одной нелюбви: почему в СССР не были популярны дизели

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Если самую малость вдуматься, какой-нибудь обычный по меркам 1970-х «Газон» или ЗИЛ-130 может показаться нам, сегодняшним, настоящим чудовищем: их огромные V-образные 8-цилиндровые моторы питались бензином! Самые массовые грузовики Союза пожирали это недешевое топливо в невероятных количествах – почему же было не оснастить их дизелями? У многих из вас уже готов ответ – но не спешите его озвучить. Не все так просто…

Д о самого начала 1980-х годов в Советcком Союзе ездили преимущественно на бензине. Нет, отечественные дизели конечно были, и неплохие, но ими оснащали только тяжелые грузовики МАЗ (грузоподъемность 7-8 т) и КрАЗ (12 т), позднее – КамАЗ (8 т) и БелАЗ (от 27 т). Были еще замечательные междугородные автобусы ЗИЛ-127, но весь остальной парк – как сказали бы теперь, коммерческой техники – питался бензином. Почему так?

Плюсы и полюсы

Допустим, с легковушками все ясно – не так уж много они требовали бензина, если брать это количество в масштабах одной шестой части суши. Как минимум поэтому отсутствие дизельных Москвичей, Побед и Волг не вызывает удивления. Но прочий транспорт – автобусы всех типов, легкие и средние грузовики – также вполне могли бы быть дизельными.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Насос-форсунка в головке дизеля ЯАЗ-204

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Дизели и дизтопливо в ХХ веке боялись морозов

Конечно, в условиях реалий СССР (и его неплановой экономики в первую очередь) частью недостатков и достоинств можно было пренебречь. Но оставшиеся плюсы смогли перевесить минусы только к середине 1970-х годов, когда в Союзе всерьез заговорили о массовой дизелизации автопарка. Но это тема отдельного разговора, а пока отступим еще на пару десятков лет раньше – в 1950-е.

Только «за»

Дизели в СССР с самого начала – то есть, с 1930-х годов – уважали за экономичность. По этой причине их даже пытались ставить на самолеты (бомбардировщики дальнего действия). Но со временем фактор расхода топлива стал менее актуальным, поскольку в послевоенные годы горючее в СССР перестало быть дефицитом. Однако пусть вам не кажется, что в нефтедобывающей стране это обстоятельство совсем перестали принимать во внимание. Может быть, лишних литров, вылетевших в выхлопную трубу, Союзу было и не жаль, но в таком огромном государстве имел значение фактор логистики: во многие регионы топливо было сложно доставлять. Так что снабженцы готовы были полюбить дизель за один только скромный аппетит.

Еще один аргумент «за» – конструктивная простота (не путать с простотой технологической). Ведь у дизеля не было системы зажигания – пожалуй, главного провокатора неисправностей «бензинок». Так что безотказность уже тогда была в активе дизеля, хотя и не без оговорок, о которых упомянем ниже.

Текущее обслуживание по объему работ более простым было у дизельных машин. Вместо возни с массой настроек «грузового» карбюратора и приборами системы зажигания дизелисты должны были только отладить насос-форсунки.

Наконец, еще одно важное, хоть и не ключевое достоинство мотора на тяжелом топливе – более высокий крутящий момент. Это очень важно для грузовиков, в первую очередь тяжелого класса: с таким мотором груженая машина меньше перенапрягается при трогании с места, при движении на подъем. Советские конструкторы старались использовать данное преимущество по максимуму – например, все наши карьерные самосвалы были дизельными.

Кто «против»?

Но мы должны посмотреть правде в глаза: дизели той поры сами по себе не были столь хороши. Одно из главных преимуществ перед бензиновыми агрегатами – больший ресурс – в эпоху МАЗ-200 и ЗИЛ-150, оказывается, начисто отсутствовало. И дизельному МАЗу, и бензиновому ЗИЛу производители отмеряли по 105 тыс. км пробега до первого капремонта.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Простейший метод контроля правильности распыла ДТ насос-форсункой

Да, объем сервисных работ у дизелей был меньше, но для его осуществления требовалось специальное оборудование – стенды для проверки и отладки форсунок и насосов. Этот нюанс сводил «сервисный минимализм» дизеля к нулю: в первом попавшемся медвежьем углу такое спецоборудование не сыщешь. И эксплуатационникам приходилось возить с собой эти стенды по городам и весям, по таежным просекам и ледовым зимникам – везде, где народное хозяйство использовало ЯАЗы, МАЗы и КрАЗы. Да, стенд для проверки форсунок входил даже в комплектацию первых ПАРМов – передвижных авторемонтных мастерских, обслуживавших технику на зимних трассах Крайнего Севера.

Кстати, о Севере и о морозах в целом. Многие из нас должны помнить, как мучились зимой со своими дизелями владельцы старых иномарок, завезенных в страну в 1990-е годы. А представьте себе, каково было эксплуатировать в морозы дизели поколения 1950-х годов? Во-первых, даже зимнее дизтопливо той поры при минус 18-20 °С теряло способность к нормальному прокачиванию через приборы питания. А при дальнейшем понижении температуры из-за выпадения парафинистых отложений полностью утрачивало текучесть. А во-вторых, даже оставшись жидким, топливо, охлажденное до минус 30 °С, настолько запаздывало с моментом воспламенения в цилиндрах, что, не успев загореться, вылетало через клапаны в атмосферу.

Конечно, в теплом цилиндре, где температура была выше минус тридцати, картина получалась более благоприятной, но чтобы запустить холодный мотор, солярку приходилось нагревать до плюс 30-40 °С. И так – каждое утро, а кое-где – и после каждой остановки на обеденный перерыв. А чтобы солярка не замерзала на борту автомобиля во время движения, грузовики приходилось оборудовать подогревом топливных баков, а также утеплять их по специально разработанным методикам. Одним словом, похоже, что низкая «морозостойкость» дизеля была решающим обстоятельством для страны, где 60% автомобилей свыше пяти месяцев в году работало в условиях низких температур.

Не менее весомым скорее всего был еще один аргумент «против»: чувствительность дизелей к чистоте топлива. И дело тут не столько в технической отсталости отечественной службы ГСМ в 1950-1960-е годы, сколько в объективной реальности СССР с его огромными расстояниями.

Постараемся объяснить. Откровенно примитивные дизели середины прошлого века, как и нынешние Common Rail, не любили грязной солярки – распылители их форсунок повреждались мельчайшими механическими частицами. А их в советском дизтопливе можно было ожидать всегда. Причем чем дальше в глубинку – тем больше вероятность встретить грязную солярку, поскольку при транспортировке на дальние расстояния любое топливо многократно перегружалось, «пополняясь» попутно влагой и механическими примесями.

Вообще-то для устранения примесей топливо полагалось фильтровать, а главное – отстаивать в течение 10 дней после слива в емкости АЗС. Но на самом деле просто оставить цистерну в покое на десяток дней было мало. Советские ученые даже проводили специальные исследования и выяснили, что количество механических частиц в разных слоях солярки варьируется в значительных пределах в зависимости от того, сколько времени топливо уже отстаивается. Мельчайшие частицы примесей, оказывается, организованно перемещаются в цистерне по своему усмотрению – как вверх, так и вниз! Например, в нижних слоях мусора больше всего бывает на шестые и девятые сутки отстоя, в другие дни они снова поднимаются наверх. И вот именно на шестой и девятый день работники АЗС должны были вычищать содержимое фильтров-отстойников, чтобы привести дизтопливо к нужным кондициям чистоты. Добавьте к этим календарным вариациям необходимость зимой перед сливами и заправками разогревать солярку – и вы поймете, почему переводить весь грузовой автопарк на дизели в СССР никто не спешил.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Загрязненность ДТ меняется несколько раз в месяц без вмешательства человека

К слову, некоторые «богатые» АТП в Сибири и на Севере могли себе позволить содержание целиком отапливаемых дизельных АЗС. В капитальных хранилищах там одновременно держали более 160 тонн дизтоплива: типовой проект предусматривал теплый зал на 22 цистерны! Можно только представить, во что это обходилось.

Наконец, скажем, что дизель всегда был дороже в производстве, поскольку он более металлоемкий и требует более высоких технологий при изготовлении топливной аппаратуры. Но при социализме это было не главным – тем более, ученые быстренько посчитали, что вложения в новое дизельное производство советская экономика могла бы «вернуть» уже через 4 года.

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Дизельная АЗС на 165 тонн солярки в отапливаемом здании. Фасад и план 1963 г.

Триумф на тяжелом топливе

Однако для полноты картины мы должны осветить еще одну тему, которая не даст нам бросить тень на отечественную науку и технику. На самом деле школа дизелестроения в СССР того времени уже была на достаточном уровне, и там, где нужно, двигатели с воспламенением от сжатия применялись успешно, если не сказать – триумфально. Яркий пример – Советская Антарктическая программа (1955–1992 гг.).

Наши деды и отцы осваивали шестой континент именно на дизельной технике. Сначала они бороздили ледовый купол на стандартных челябинских тракторах С-80, затем на вездеходах «Пингвин», армейских тягачах АТ-Т, потом для полярников сделали специальный транспорт – огромные «Харьковчанки».

Между тем, американские конкуренты наших АТ-Т – арктические вездеходы Sno-Cat были бензиновыми, и в своих мемуарах использовавшие их покорители Южного полюса вспоминают о проблемах с зажиганием и карбюраторами. А у наших машин при условии обеспечения их арктическим дизтопливом серьезных проблем не возникало. Наши санно-гусеничные поезда ежегодно совершали походы на материковые станции ледового континента, преодолевая по 1 500 км в одну сторону. Естественно, в морозы под минус 70 °С некоторые нюансы имели место, но они объяснялись хладоломкостью стали, а не спецификой дизелей. В общем, когда советскому народному хозяйству был нужен дизель, оно вполне могло его получить.

Даешь дизель!

Итак, получается, что дизели так долго не пускали в СССР холода и медведи – хозяева тех самых медвежьих углов? Похоже на то. Но времена меняются – другой стала не только страна с ее экономикой, но и сами дизели, которые в новых реалиях и ведут себя по-другому.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

спасибо за познавательную статью

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть фото Дизельные грузовые автомобили ссср. Смотреть картинку Дизельные грузовые автомобили ссср. Картинка про Дизельные грузовые автомобили ссср. Фото Дизельные грузовые автомобили ссср

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *