Грузовые автомобили сша второй мировой войны

От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой

Основой этой статьи являются редкие сведения о малоизвестных армейских полноприводных автомобилях Второй мировой, по объёмам производства намного уступавших массовой продукции ведущих заокеанских компаний, которым мы уже посвятили несколько статей. Наши герои не выпускались в больших количествах и не входили в состав ленд-лизовских конвоев, но обладали оригинальной конструкцией и применялись в особых военных условиях.

По американской классификации эти незаметные и подчас единичные военные грузовики, бортовые тягачи и эвакуаторы традиционно входили в категорию типовых стандартизованных двух- и трёхосных автомобилей. К ним относились и все ранее описанные массовые машины Studebaker US6, Dodge WC, Chevrolet G4100, GMC CCKW-352/353, International Harvester M-5-6 и многие другие.

Первые полноприводные и стандартизованные

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныОпытная машина QMC W8091 с 176-сильным двигателем для перевозки орудий калибра до 155 миллиметров. 1932 год

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныПолноприводный трёхтонный 94-сильный артиллерийский тягач Marmon-Herrington А30-6. 1934 год

Редкие двухосные армейские автомобили США

Как только в декабре 1941 года Америка вступила во Вторую мировую войну, её вооруженные силы заполнили многочисленные двухосные полноприводные автомобили, переделанные из обычных пикапов и коммерческих грузовиков, за которыми последовала гамма автомобилей специального назначения.

Неизвестные вездеходы от Дженерал Моторс (19391944 гг.)

За всемирно известными армейскими грузовиками GMC CCKW-352/353 скрывалась небольшая гамма военизированных машин общего назначения грузоподъемностью от 500 кг до четырех тонн. Первыми и самыми распространенными были 1,5-тонные капотные грузовики АСК-352 и АСК-353, унифицированные с автомобилями CCKW-352/353. Их собрали не более двух тысяч экземпляров.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныПолноприводная 93-сильная полуторка GMC ACK-353 со сдвоенными передними колёсами. 1939 год

В 1941-м после создания пикапа М-1-4 компания «Интернэшнл Харвестер» представила 1,5-тонный грузовичок М-3-4 с металлическим кузовом и двумя размерами колёсной базы, внешне похожий на Chevrolet G7100. На нём монтировали 88-сильный мотор, пятиступенчатую коробку передач и вакуумный усилитель в приводе тормозов. В Военно-морские силы США поступили 6,5 тысяч таких машин.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныБоевые полуторки IH M-3-4 с металлическими кузовами и спаренными пулемётами, похожие на самосвалы. 1941 года

На базе своих армейских седельных тягачей компания «Отокар» небольшими партиями собирала военизированные грузовики, фургоны и автоцистерны пяти вариантов. Их оборудовали двигателями мощностью 84-112 л.с., собственными коробками передач и задними мостами с двухскатными колёсами, пневматическими тормозными системами, цельнометаллическими закрытыми или открытыми кабинами с мягким верхом.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныАэродромный топливозаправщик U2044 на 2 500 литров горючего. 1940 год Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныШеститонный фургон U8144 с кузовом для радиооборудования. 1942 год

Oshkosh W709/W712 (1942–1944 гг.)​

Сегодня компания «Ошкош» прочно удерживает ведущее место в мире по выпуску мощных автомобильных транспортных средств, а во времена Второй мировой войны она начинала со сборки специальных двухосных машин. Первым на свет появился аэродромный эвакуатор W709 с шестицилиндровым мотором в 145 сил, механическим краном и полуприцепом для транспортировки поврежденных самолетов. Для 7,5-тонных самосвалов W712 использовалось 190-сильное шасси W700, на котором базировались также роторные снегоочистители с дополнительными силовыми агрегатами в 175 л.с.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныПервая военная продукция компании «Ошкош» — мощная ремонтно-эвакуационная машина W709. 1942 год Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныШасси армейского самосвала Oshkosh W712 в экспозиции голландского военного музея в Оверлооне

«Все четыре колеса» компании FWD (1941-1944 гг.)

Мировую известность этой фирме принесло создание в начале ХХ века первых работоспособных автомобилей с приводом на все колёса, которым присвоили аббревиатуру FWD (Four Wheel Drive), то есть «четырёхколесный привод». К концу 30-х она завершила формирование всей своей программы и была готова начать мелкосерийное производство двухосных капотных и бескапотных армейских автомобилей, но военное ведомство признало их слишком сложными и дорогими.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныТиповой армейский грузовик FWD HAR-1, выпущенный в количестве семи тысяч единиц. 1943-1945 гг.

Только в 1943-м компания FWD получила разрешение на выпуск четырёхтонного капотного 88-сильного грузовика HAR-1 с задними двухскатными колёсами. Он получил боковые фартуки вместо дверей и целлулоидные окна, мягкий верх, тентованный кузов и переднюю пятитонную лебёдку. Особенностью машины была одноступенчатая цепная передача в раздаточной коробке с блокировкой межосевого дифференциала.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныСохранившийся до сих пор автомобиль FWD HAR-1 на празднике старинной военной автотехники

В 1941-1942 годах изучалась возможность применения редких на то время бескапотных машин FWD c вынесенной вперед цельнометаллической кабиной. Первый длиннобазный 138-сильный вариант YU был оборудован краном с канатным приводом от двух передних барабанных лебёдок. Его испытывали на перегрузке понтонов, тяжелого оборудования и укладке дорожных плит. Короткий 100-сильный тягач CU выполнял функции трелёвочного трактора.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныАвтомобиль FWD YU категории 5-6 тонн на укладке колейных плит для формирования войсковых путей сообщения. 1942 год

В 1943-1944 годах фирма FWD изготовляла самый известный бескапотный грузовик SU-COE категории 5-6 тонн с новым двигателем, всеми односкатными колёсами и агрегатами от модели HAR-1.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныСерийный односкатный грузовик FWD SU-COE с цельнометаллической кабиной и люком в крыше. 1944 год

Специально для подразделений морской пехоты на укороченной на 10 дюймов базе SU-COE выпускался артиллерийский тягач SUCOE Special с открытой двухместной кабиной, двумя откидывавшимися вперед лобовыми стёклами, коротким металлическим кузовом и двумя лебёдками.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Неизвестные трёхосные военные грузовики США

Чаще всего эти автомобили служили полноприводными дополнениями военных программ крупных корпораций, относились к средней категории по объёму производства и по ленд-лизу практически не поставлялись. Обычно их одновременно собирали десятки второстепенных фирм, что позволило создать крупнейшее семейство разнообразных армейских машин.

В конце 1939 года известная компания «Даймонд Т» выиграла конкурс на четырёхтонный военный грузовик и через год приступила к выпуску первого варианта Т-967 с цельнометаллической кабиной и кузовом с продольными откидными скамьями. На нём использовались шестицилиндровый двигатель в 98 сил, пятиступенчатая коробка с ускоряющей передачей, пневматический привод тормозов и задняя тележка с двойными главными передачами.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныПервый 98-сильный образец Diamond T-967 с деревометаллическим кузовом и тентом. 1940 год Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныМодернизированный автомобиль Diamond T-968 с цельнометаллическим кузовом и лебёдкой. 1942 год

В 1941-м его сменил облегченный автомобиль Т-968 со 106-сильным мотором (131 л.с. по системе SAE), внешне отличавшийся передней лебёдкой и новой цельнометаллической грузовой платформой. В последующие годы он выпускался в модернизированных исполнениях Т-968А и Т-968В, которые с 1943 года комплектовали открытыми кабинами с брезентовым верхом, позволявшими установить турель для 12,7-мм пулемёта.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныДоработанный серийный автомобиль Diamond T-968A с системой вентиляции внутри кузова. 1944 год

На этих шасси монтировали эвакуационные машины Т-969А, топливозаправщики и инженерные самосвалы Т-972. Объем выпуска семейства 967/968 достигал девяти тысяч единиц.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныРемонтно-эвакуационная машина Diamond T-969B с приводом рабочих органов от трансмиссии шасси. 1942 год

Для перевозки крупногабаритного оборудования, понтонов, лёгких судов, фургонов и установки кранов использовались специальные длиннобазные бортовые грузовики и шасси серии Т-970/Т-975.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныУдлиненный вариант Diamond T-975А с деревянным высокобортным кузовом и высоким тентом для поставок в Канаду

В декабре 1939-го, за два года до начала выпуска заднеприводных грузовиков Mack NR, компания «Мак» подписала контракт на организацию производства шеститонных армейских грузовиков. Так, в начале 1940 года появилась серия NM с верхнеклапанным мотором мощностью 159 л.с., пятиступенчатой коробкой передач, ведущими мостами с колёсными редукторами, горизонтальной «уложенной» за кабиной двухбарабанной лебёдкой и 22-дюймовыми колёсами.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныПервый грузовик нового семейства – Mack NM1 с барабанной лебёдкой, смонтированной за кабиной. 1940 год Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныТретий образец Mack NM3 со сдвоенными передними колесами, выпущенный в партии из 104 машин. 1941 год

До 1945 года «Мак» собрал 8300 автомобилей гаммы NM в восьми модификациях (от NM1 до NM8), которые друг от друга отличались мощностью двигателя (до 170 л.с.), полезной нагрузкой, задними одно- или двускатными колёсами, разными видами кабин, кузовов, лебёдок и рядом деталей.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныСамый востребованный вариант NM6 с открытой кабиной был собран в 1943 году в количестве 3240 экземпляров Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныОтреставрированная эвакуационная машина на шасси грузового автомобиля Mack NM6 образца 1944 года

В 1943-1945 годах эти машины послужили основой семейства из двух тысяч 7,5-тонных артиллерийских тягачей Mack NO с укороченными кузовами для боевых расчётов тяжёлых орудий.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныКороткобазный тягач Mack NO для буксировки 155-мм артиллерийских систем. 1943 год Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныMack NO с открытой кабиной и пулемётной стойкой на праздновании годовщины высадки союзников в Нормандии

Непредвиденная необходимость: уникальные эвакуаторы

Вторая мировая война неожиданно привела Америку к созданию принципиально нового класса ремонтно-эвакуационных машин (РЭМ), служивших для оказания технической помощи в полевых условиях и эвакуации армейской автотехники. Их изготовлением занимались десятки мелких фирм, собиравших РЭМы на трёхосных грузовиках со специальным подъёмно-транспортным и крановым оснащением.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныТипичный 7,5-тонный эвакуатор Sterling DDS-235 образца 1942 года с двигателем в 186 сил и газовыми амортизаторами Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныСтандартизованная 180-сильная ремонтно-эвакуационная машина Federal-606 образца 1944 года с 10-тонным краном Gar Wood

История шеститонного армейского грузовика «Уайт-666» оказалась достаточно долгой и путаной, а собранные на нескольких фирмах машины этой марки незаметно отличались друг от друга. Первоначально принять за основу «слабый» четырёхт онник White 950Х6 не удалось, и тут на сцену вышла компания Corbitt, проводившая испытания своего нового грузовика 50SD6. В 1941-м его спешно доработали на «Уайте», установив 165-сильный двигатель, цельнометаллическую кабину, новое оперение, мощный бампер, переднюю облицовку и плоский радиатор с решётчатым ограждением.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныРанний грузовик White-666 с закрытой кабиной и боковыми лебёдками, собранный на фирме Corbitt. 1941 год

Только со следующего года «три шестёрки» превратились в настоящий «Уайт» с силовым агрегатом мощностью 202 л.с., новой четырёхступенчатой коробкой передач, главными червячными передачами каждого моста и колёсной базой в 4,7 метра. В разгар войны на ряде машин появилась открытая кабина с мягкой крышей, откидными лобовыми окнами и пулемётной стойкой. Прежнюю двухбарабанную 12-тонную лебёдку сначала смонтировали на передке рамы, а затем, по образцу грузовиков Corbitt, переместили за кабину.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныДоработанный фирмой Corbitt автомобиль White-666 с пулемётной турелью и лебёдками за кабиной. 1943 год Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныНастоящий «Уайт-666», собранный головной компанией White в количестве 3446 машин. 1941-1945 гг.

Главной военной продукцией компании «Брокуэй» были удлиненные грузовики «Уайт-666» с индексом В-666 и колёсной базой 5,6 метра, выпускавшиеся ещё на трёх фирмах. В отличие от базовой модели они снабжались открытой платформой со специальным четырёхтонным портальным краном для перегрузки понтонов, моторных катеров, мостоукладочного и инженерного оборудования, менее мощной передней лебёдкой и более прочными 14-слойными шинами.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныОдин из самых эффектных тяжелых грузовиков Америки – Brockway B-666 с портальным краном

На шасси В-666 также устанавливали аэродромные топливозаправщики, снегоочистители, ремонтно-эвакуационное и противопожарное оборудование. Доля фирмы «Брокуэй» в их выпуске составила 1166 машин. Для монтажа автономных механических кранов служило особое шасси С-666 с одноместной кабиной.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войныАвтокран Brockway C-666 с одноместной кабиной водителя и поворотной платформой с автономным мотором в 35 сил. 1943 год

На заглавной фотографии – полноприводная армейская ремонтно-эвакуационная машина Diamond T-969А.

Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

Источник

От нескладной простоты до лучших в мире: американские грузовые вездеходы Второй мировой

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Основой этой статьи являются редкие сведения о малоизвестных армейских полноприводных автомобилях Второй мировой, по объёмам производства намного уступавших массовой продукции ведущих заокеанских компаний, которым мы уже посвятили несколько статей. Наши герои не выпускались в больших количествах и не входили в состав ленд-лизовских конвоев, но обладали оригинальной конструкцией и применялись в особых военных условиях.

По американской классификации эти незаметные и подчас единичные военные грузовики, бортовые тягачи и эвакуаторы традиционно входили в категорию типовых стандартизованных двух- и трёхосных автомобилей. К ним относились и все ранее описанные массовые машины Studebaker US6, Dodge WC, Chevrolet G4100, GMC CCKW-352/353, International Harvester M-5-6 и многие другие.

Первые полноприводные и стандартизованные

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Опытная машина QMC W8091 с 176-сильным двигателем для перевозки орудий калибра до 155 миллиметров. 1932 год

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Полноприводный трёхтонный 94-сильный артиллерийский тягач Marmon-Herrington А30-6. 1934 год

Редкие двухосные армейские автомобили США

Как только в декабре 1941 года Америка вступила во Вторую мировую войну, её вооруженные силы заполнили многочисленные двухосные полноприводные автомобили, переделанные из обычных пикапов и коммерческих грузовиков, за которыми последовала гамма автомобилей специального назначения.

Неизвестные вездеходы от Дженерал Моторс (19391944 гг.)

За всемирно известными армейскими грузовиками GMC CCKW-352/353 скрывалась небольшая гамма военизированных машин общего назначения грузоподъемностью от 500 кг до четырех тонн. Первыми и самыми распространенными были 1,5-тонные капотные грузовики АСК-352 и АСК-353, унифицированные с автомобилями CCKW-352/353. Их собрали не более двух тысяч экземпляров.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Полноприводная 93-сильная полуторка GMC ACK-353 со сдвоенными передними колёсами. 1939 год

В 1941-м после создания пикапа М-1-4 компания «Интернэшнл Харвестер» представила 1,5-тонный грузовичок М-3-4 с металлическим кузовом и двумя размерами колёсной базы, внешне похожий на Chevrolet G7100. На нём монтировали 88-сильный мотор, пятиступенчатую коробку передач и вакуумный усилитель в приводе тормозов. В Военно-морские силы США поступили 6,5 тысяч таких машин.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Боевые полуторки IH M-3-4 с металлическими кузовами и спаренными пулемётами, похожие на самосвалы. 1941 года

На базе своих армейских седельных тягачей компания «Отокар» небольшими партиями собирала военизированные грузовики, фургоны и автоцистерны пяти вариантов. Их оборудовали двигателями мощностью 84-112 л.с., собственными коробками передач и задними мостами с двухскатными колёсами, пневматическими тормозными системами, цельнометаллическими закрытыми или открытыми кабинами с мягким верхом.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Аэродромный топливозаправщик U2044 на 2 500 литров горючего. 1940 год

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Шеститонный фургон U8144 с кузовом для радиооборудования. 1942 год

Oshkosh W709/W712 (1942–1944 гг.)​

Сегодня компания «Ошкош» прочно удерживает ведущее место в мире по выпуску мощных автомобильных транспортных средств, а во времена Второй мировой войны она начинала со сборки специальных двухосных машин. Первым на свет появился аэродромный эвакуатор W709 с шестицилиндровым мотором в 145 сил, механическим краном и полуприцепом для транспортировки поврежденных самолетов. Для 7,5-тонных самосвалов W712 использовалось 190-сильное шасси W700, на котором базировались также роторные снегоочистители с дополнительными силовыми агрегатами в 175 л.с.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Первая военная продукция компании «Ошкош» — мощная ремонтно-эвакуационная машина W709. 1942 год

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Шасси армейского самосвала Oshkosh W712 в экспозиции голландского военного музея в Оверлооне

«Все четыре колеса» компании FWD (1941-1944 гг.)

Мировую известность этой фирме принесло создание в начале ХХ века первых работоспособных автомобилей с приводом на все колёса, которым присвоили аббревиатуру FWD (Four Wheel Drive), то есть «четырёхколесный привод». К концу 30-х она завершила формирование всей своей программы и была готова начать мелкосерийное производство двухосных капотных и бескапотных армейских автомобилей, но военное ведомство признало их слишком сложными и дорогими.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Типовой армейский грузовик FWD HAR-1, выпущенный в количестве семи тысяч единиц. 1943-1945 гг.

Только в 1943-м компания FWD получила разрешение на выпуск четырёхтонного капотного 88-сильного грузовика HAR-1 с задними двухскатными колёсами. Он получил боковые фартуки вместо дверей и целлулоидные окна, мягкий верх, тентованный кузов и переднюю пятитонную лебёдку. Особенностью машины была одноступенчатая цепная передача в раздаточной коробке с блокировкой межосевого дифференциала.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Сохранившийся до сих пор автомобиль FWD HAR-1 на празднике старинной военной автотехники

В 1941-1942 годах изучалась возможность применения редких на то время бескапотных машин FWD c вынесенной вперед цельнометаллической кабиной. Первый длиннобазный 138-сильный вариант YU был оборудован краном с канатным приводом от двух передних барабанных лебёдок. Его испытывали на перегрузке понтонов, тяжелого оборудования и укладке дорожных плит. Короткий 100-сильный тягач CU выполнял функции трелёвочного трактора.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Автомобиль FWD YU категории 5-6 тонн на укладке колейных плит для формирования войсковых путей сообщения. 1942 год

В 1943-1944 годах фирма FWD изготовляла самый известный бескапотный грузовик SU-COE категории 5-6 тонн с новым двигателем, всеми односкатными колёсами и агрегатами от модели HAR-1.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Серийный односкатный грузовик FWD SU-COE с цельнометаллической кабиной и люком в крыше. 1944 год

Специально для подразделений морской пехоты на укороченной на 10 дюймов базе SU-COE выпускался артиллерийский тягач SUCOE Special с открытой двухместной кабиной, двумя откидывавшимися вперед лобовыми стёклами, коротким металлическим кузовом и двумя лебёдками.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Неизвестные трёхосные военные грузовики США

Чаще всего эти автомобили служили полноприводными дополнениями военных программ крупных корпораций, относились к средней категории по объёму производства и по ленд-лизу практически не поставлялись. Обычно их одновременно собирали десятки второстепенных фирм, что позволило создать крупнейшее семейство разнообразных армейских машин.

В конце 1939 года известная компания «Даймонд Т» выиграла конкурс на четырёхтонный военный грузовик и через год приступила к выпуску первого варианта Т-967 с цельнометаллической кабиной и кузовом с продольными откидными скамьями. На нём использовались шестицилиндровый двигатель в 98 сил, пятиступенчатая коробка с ускоряющей передачей, пневматический привод тормозов и задняя тележка с двойными главными передачами.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Первый 98-сильный образец Diamond T-967 с деревометаллическим кузовом и тентом. 1940 год

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Модернизированный автомобиль Diamond T-968 с цельнометаллическим кузовом и лебёдкой. 1942 год

В 1941-м его сменил облегченный автомобиль Т-968 со 106-сильным мотором (131 л.с. по системе SAE), внешне отличавшийся передней лебёдкой и новой цельнометаллической грузовой платформой. В последующие годы он выпускался в модернизированных исполнениях Т-968А и Т-968В, которые с 1943 года комплектовали открытыми кабинами с брезентовым верхом, позволявшими установить турель для 12,7-мм пулемёта.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Доработанный серийный автомобиль Diamond T-968A с системой вентиляции внутри кузова. 1944 год

На этих шасси монтировали эвакуационные машины Т-969А, топливозаправщики и инженерные самосвалы Т-972. Объем выпуска семейства 967/968 достигал девяти тысяч единиц.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Ремонтно-эвакуационная машина Diamond T-969B с приводом рабочих органов от трансмиссии шасси. 1942 год

Для перевозки крупногабаритного оборудования, понтонов, лёгких судов, фургонов и установки кранов использовались специальные длиннобазные бортовые грузовики и шасси серии Т-970/Т-975.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Удлиненный вариант Diamond T-975А с деревянным высокобортным кузовом и высоким тентом для поставок в Канаду

В декабре 1939-го, за два года до начала выпуска заднеприводных грузовиков Mack NR, компания «Мак» подписала контракт на организацию производства шеститонных армейских грузовиков. Так, в начале 1940 года появилась серия NM с верхнеклапанным мотором мощностью 159 л.с., пятиступенчатой коробкой передач, ведущими мостами с колёсными редукторами, горизонтальной «уложенной» за кабиной двухбарабанной лебёдкой и 22-дюймовыми колёсами.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Первый грузовик нового семейства – Mack NM1 с барабанной лебёдкой, смонтированной за кабиной. 1940 год

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Третий образец Mack NM3 со сдвоенными передними колесами, выпущенный в партии из 104 машин. 1941 год

До 1945 года «Мак» собрал 8300 автомобилей гаммы NM в восьми модификациях (от NM1 до NM8), которые друг от друга отличались мощностью двигателя (до 170 л.с.), полезной нагрузкой, задними одно- или двускатными колёсами, разными видами кабин, кузовов, лебёдок и рядом деталей.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Самый востребованный вариант NM6 с открытой кабиной был собран в 1943 году в количестве 3240 экземпляров

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Отреставрированная эвакуационная машина на шасси грузового автомобиля Mack NM6 образца 1944 года

В 1943-1945 годах эти машины послужили основой семейства из двух тысяч 7,5-тонных артиллерийских тягачей Mack NO с укороченными кузовами для боевых расчётов тяжёлых орудий.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Короткобазный тягач Mack NO для буксировки 155-мм артиллерийских систем. 1943 год

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Mack NO с открытой кабиной и пулемётной стойкой на праздновании годовщины высадки союзников в Нормандии

Непредвиденная необходимость: уникальные эвакуаторы

Вторая мировая война неожиданно привела Америку к созданию принципиально нового класса ремонтно-эвакуационных машин (РЭМ), служивших для оказания технической помощи в полевых условиях и эвакуации армейской автотехники. Их изготовлением занимались десятки мелких фирм, собиравших РЭМы на трёхосных грузовиках со специальным подъёмно-транспортным и крановым оснащением.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Типичный 7,5-тонный эвакуатор Sterling DDS-235 образца 1942 года с двигателем в 186 сил и газовыми амортизаторами

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Стандартизованная 180-сильная ремонтно-эвакуационная машина Federal-606 образца 1944 года с 10-тонным краном Gar Wood

История шеститонного армейского грузовика «Уайт-666» оказалась достаточно долгой и путаной, а собранные на нескольких фирмах машины этой марки незаметно отличались друг от друга. Первоначально принять за основу «слабый» четырёхт онник White 950Х6 не удалось, и тут на сцену вышла компания Corbitt, проводившая испытания своего нового грузовика 50SD6. В 1941-м его спешно доработали на «Уайте», установив 165-сильный двигатель, цельнометаллическую кабину, новое оперение, мощный бампер, переднюю облицовку и плоский радиатор с решётчатым ограждением.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Ранний грузовик White-666 с закрытой кабиной и боковыми лебёдками, собранный на фирме Corbitt. 1941 год

Только со следующего года «три шестёрки» превратились в настоящий «Уайт» с силовым агрегатом мощностью 202 л.с., новой четырёхступенчатой коробкой передач, главными червячными передачами каждого моста и колёсной базой в 4,7 метра. В разгар войны на ряде машин появилась открытая кабина с мягкой крышей, откидными лобовыми окнами и пулемётной стойкой. Прежнюю двухбарабанную 12-тонную лебёдку сначала смонтировали на передке рамы, а затем, по образцу грузовиков Corbitt, переместили за кабину.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Доработанный фирмой Corbitt автомобиль White-666 с пулемётной турелью и лебёдками за кабиной. 1943 год

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Настоящий «Уайт-666», собранный головной компанией White в количестве 3446 машин. 1941-1945 гг.

Главной военной продукцией компании «Брокуэй» были удлиненные грузовики «Уайт-666» с индексом В-666 и колёсной базой 5,6 метра, выпускавшиеся ещё на трёх фирмах. В отличие от базовой модели они снабжались открытой платформой со специальным четырёхтонным портальным краном для перегрузки понтонов, моторных катеров, мостоукладочного и инженерного оборудования, менее мощной передней лебёдкой и более прочными 14-слойными шинами.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Один из самых эффектных тяжелых грузовиков Америки – Brockway B-666 с портальным краном

На шасси В-666 также устанавливали аэродромные топливозаправщики, снегоочистители, ремонтно-эвакуационное и противопожарное оборудование. Доля фирмы «Брокуэй» в их выпуске составила 1166 машин. Для монтажа автономных механических кранов служило особое шасси С-666 с одноместной кабиной.

Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Смотреть картинку Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Картинка про Грузовые автомобили сша второй мировой войны. Фото Грузовые автомобили сша второй мировой войны

Автокран Brockway C-666 с одноместной кабиной водителя и поворотной платформой с автономным мотором в 35 сил. 1943 год

На заглавной фотографии – полноприводная армейская ремонтно-эвакуационная машина Diamond T-969А.

Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *