Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

7 легендарных советских грузовиков.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Здравия. Ну а в этой статье я расскажу вам о советских грузовиках, а также мы узнаем- какой след они оставили в истории советского автопрома.

82 года назад с конвейера Нижегородского автозавода сошла первая серийная «полуторка» — знаменитый автомобиль ГАЗ-АА, который на несколько десятилетий стал настоящим «королем» советских дорог. К этой дате «РГ» вспомнила 7 легендарных моделей грузовиков, которыми по праву гордился отечественный автопром.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

«Автомобильное Московское общество», созданное в 1916 году, начало свою деятельность со сборки итальянских «полуторок» FIAT 15 Ter. Вскоре после Октябрьской революции завод национализировали, а затем переориентировали на производство автомобилей АМО-Ф-15 — первых советских грузовиков. Впрочем, и они внешне мало чем отличались от «ФИАТов», хотя «начинка» в значительной степени была отечественной. Абсолютно советской машина стала только в 1933 году, сменив название на АМО-3. И именно эта модель позже была взята за основу при выпуске популярных грузовиков ЗИС-5.

Машина была создана на базе итальянских грузовиков и многие комплектующие долгое время были импортными. В системе зажигания двигателя, например, использовали механизмы уже хорошо известной в то время компании Bosch, в электросистеме — детали фирмы Scintilla.

Несмотря на благородное европейское происхождение машины оказались неудобными в использовании. Водительское сиденье было расположено правее центра и слишком близко к рулевому колесу, так что шоферы испытывали дискомфорт, почти упираясь ногами в руль. Кроме того, к ногам из-за конструктивных особенностей поступал холодный воздух, что особенно чувствовалось в зимний период.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

«Полуторки» стали первыми автомобилями, которые создали на открытом 1 января 1932 года Нижегородском (Горьковском) автозаводе. На гигантский по меркам молодой советской республики НАЗ, который уже к концу 1932-го превратился в более привычный ГАЗ, власти делали серьезную ставку, но начинать производство решили с «клонирования» американского грузовика Ford-AA. Впрочем, договор с империей Форда позволял советским инженерам некоторые «вольности», и они частично изменили рулевой механизм и картер сцепления, а бортовой кузов и вовсе сделали уникальным. С 1933 года на ГАЗе стали обходиться только отечественными комплектующими, а после началось постепенное совершенствование машины. Всего вплоть до октября 1949 года их выпустили свыше 820 тысяч. Таким образом ГАЗ-АА считается самым массовым советским грузовиком в первой половине XX века.

Специалисты утверждают, что ГАЗ-АА был вполне современным автомобилем, при этом мог ездить практически на любом топливе, даже тракторном лигроине. Хотя «полуторки» получили свое прозвище за грузоподъемность в полторы тонны, работая на больших советских стройках, перевозить им приходилось значительно больше — до тридцати центнеров.

Из-за постоянно выходившего из строя стартера с аккумулятором водители, как правило, запускали двигатель ГАЗ-АА специальной заводной ручкой, «кривым стартером». Однако это оказалось не только недостатком, но и преимуществом «полуторки» — ей были нипочем любые морозы. Особенно это помогло в годы Великой Отечественной, когда «газики» ценились выше трофейных иномарок.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Опытные образцы нового ГАЗа 51-й модификации были представлены членам советского правительства в мае 1945 года (машину создали еще в 1937-м, но запустить серийное производство до войны не успели). После Победы страна нуждалась в новых грузовиках. «Полуторки» с честью выполнили свою военную миссию, но для восстановления экономики нужны были более мощные машины. Ранее разработанная модель пришлась ко двору — и через некоторое время ее стали делать даже в Польше, Китае и КНДР. До 1975 года на дороги вышло почти 3,5 миллиона таких грузовиков. Но все же главной моделью Горьковского автозавода во второй половине XX века стали ГАЗ-52 и ГАЗ-53, которые легко было спутать друг с другом из-за одинаковой кабины. Их начали собирать еще в 60-е, а последний 53-й, правда, уже модифицированный, сошел с конвейера в 1993 году.

ГАЗ-52 был способен перевозить груз весом до 2,5 тонны, а его более старший «собрат» — до трех, а в последствии и до четырех тонн, когда у машины усилили переднюю ось и заменили карданную передачу. Между тем восьмицилиндровый двигатель мощностью 115 лошадиных сил позволял грузовику разгоняться до 85 километров в час.

Горьковским инженерам удалось создать машину, которая одинаково хорошо работала и в жарком Лаосе, и в снежной Финляндии, где охотно приобретали 53-е ГАЗы. Недаром именно этот грузовик стал героем освоения целины в Казахстане и кукурузных проектов тогдашнего генсека Коммунистической партии Никиты Хрущева.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Знаменитый 130-й ЗИЛ пришел на смену морально и технически устаревшей 164-й модели. Первую машину на столичном автозаводе собрали в декабре 1956 года, последнюю — в 1994-м. За это время автомобиль прочно завоевал отечественный рынок капотных грузовиков, считаясь «визитной карточкой» ЗИЛа. Класс машины признавали и международные эксперты: так, в 1963 году новая модель была представлена на Международной ярмарке в Лейпциге и получила золотую медаль, а в 1971-м ей присвоили Государственный «Знак качества».

ЗИЛ-130 несколько лет, что называется, доводили до ума. Инженеры собрали почти четыре десятка опытных образцов, многократно пытались оптимизировать силовой агрегат, опробовали около 70 двигателей и примерно 100 коробок переключения передач. Разумеется, такой тщательный подход позволил создать автомобиль, который в течение трех десятилетий был вполне конкурентоспособным даже по мировым меркам. В 130-м были удивительные по тем временам гидроусилитель рулевого механизма и предпусковой прогреватель мотора. Восьмицилиндровый V-образный верхнеклапанный карбюраторный двигатель мощностью 150 лошадиных сил позволял машине развивать скорость до 90 километров в час. Кроме того, ЗИЛ-130 стал первым в СССР грузовым автомобилем грузоподъемностью в 6 тонн.

В Интернете распространена версия, согласно которой чертеж автомобиля ЗИЛ-130 Советский Союз получил от Японии в качестве репарации. По всей видимости, эта байка стала элементом рекламной кампании столичного завода, хотя дизайн машины и в самом деле был инновационным для СССР (чего стоит только капот аллигаторного типа) и сильно напоминал американские капотные грузовики 50-х годов прошлого века.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

«Пятисотый» МАЗ в 60-е годы прошлого века производил на дорогах примерно такое же впечатление, как пятисотый «мерседес» в 90-е. Это был первый советский бескапотный грузовик. Остается удивляться настойчивости конструкторов и инженеров Минского автозавода, которые смогли доказать чиновникам необходимость спрятать дизельный двигатель под кабину. Решение оказалось верным — водителю стало легче управлять такой машиной и производить необходимые манипуляции с мотором, а кузов стал вместительнее. В итоге грузоподъемность МАЗов выросла с 4,2 тонны, как было в капотной двухсотой модели, до 6 тонн, а затем и до 7,5. Отметим, что первые опытные образцы новых машин были сделаны в 1958 году, а серийные — только в 1965-м.

МАЗ-500 в 1960-е был в определенной степени уникальной машиной. Мало того, что в нем была применена новая конструктивная схема расположения двигателя, так и сам мотор установили необычный. Современный дизель ЯМЗ-236 казался просто бесшумным по сравнению с прежним двухтактным мотором, который своим ревом доставлял немало неудобств. Кроме того, «пятисотый» получил гидроусилитель руля, телескопические амортизаторы и даже так называемые планетарные редукторы в ступицах задних колес.

Одной из самых сложных задач для конструкторов МАЗа стало снижение «вибронагруженности» водительского места, которое располагалось аккурат над левым передним колесом. С этим вопросом намучились и инженеры, и испытатели, которым приходилось в буквальном смысле «трястись» целый день, наматывая по полигону сотни километров. До начала серийного выпуска «пятисотых» нужные подрессоривающие элементы, казалось, были найдены, но конструкторы решили продолжить оптимизацию. Все недостатки в работе подвесок были устранены только после того, как на Минском автозаводе приобрели немецкий вибростенд.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Камский автозавод — пожалуй, единственное крупное предприятие отрасли, которое никогда не выпускало капотных грузовиков. Первой же моделью огромного производства, открытого в Татарстане в 1969 году, стал автомобиль современной компоновки — с кабиной, размещенной над двигателем. Отметим, что на КамАЗе вплоть до 1980 года работали по чертежам, созданным, в частности, на ЗИЛе, где еще долгое время не запускали собственное производство бескапотных грузовиков. Зная упорство, с каким на Заводе имени Лихачева подходили к улучшению качеств автомобилей, не удивительно, что КамАЗ-5320, созданный, по сути, как ЗИЛ-170 еще в конце 1960-х, был признан одной из лучших машин XX века в своем классе. В Набережных Челнах — после многолетней доработки — конвейер с этими грузовиками запустили только в 1976 году, а последний 5320-й сошел с него только в 2000-м.

Первые же КамАЗы были буквально напичканы уникальным для советского автомобилестроения оборудованием. Взять только 5-ступенчатую коробку передач с дополнительной коробкой — делителем, активно-реактивный глушитель, азотированный коленчатый вал и наличие сразу четырех тормозных систем (рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной), а к уже знакомому по ЗИЛу-130 гидроусилителю руля добавился пневмоусилитель педали сцепления. Отметим, что КамАЗ-5320 обладал рекордной на тот момент грузоподъемностью 8 тонн.

Перегон первых пяти КамАЗов в феврале 1976 года из Набережных Челнов в Москву стал настоящим испытанием для заводчан и их новеньких, еще не обкатанных машин. По дороге у одного из автомобилей обнаружился дефект литья, из-за чего из бачка вытек весь тосол. Находчивые водители заткнули отверстие сучком, а вместо тосола залили воду — и отправились в дальнейший путь. И все-таки одна из машин до Красной площади не доехала — вышел из строя рычаг привода сцепления. Впрочем, этот автопробег лишь помог камазовским инженерам выявить слабые места новинок.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Карьерный самосвал БелАЗ-540 был разработан на заводе в белорусском городе Жодино всего за год — советская промышленность срочно требовала заменить устаревшую по многим параметрам 525-ю модель. В 1961 году появился опытный образец, а в 1965-м после некоторой доработки могучий грузовик вышел с конвейера и отправился в буквальном смысле в карьер. Отметим, что белорусские гиганты пришли ко двору во многих странах мира, включая не только Восточную Европу, но и Китай, Аргентину, Пакистан.

Грузоподъемность машины составила немыслимые по тем временам 27 тонн, при этом сам автомобиль весил почти 21 тонну. Удивительно, но при этих параметрах БелАЗ мог разгоняться до 55 километров в час благодаря V-образному четырехтактному 12-цилиндровому дизельному двигателю мощностью 360 лошадиных сил. Управлять такой махиной водителю помогал руль с винтовым, а не шариковым механизмом, и гидромеханическая трансмиссия.

Огромный БелАЗ-540 кажется весьма миниатюрным на фоне последней разработки жодинских машиностроителей с индексом 75710. Эта машина способна перевезти за раз 450 тонн груза, при этом ее полная масса с загрузкой составит 810 тонн. БелАЗ-75710 признан самым большим грузовиком в мире.

Надеюсь- что вам понравился данный материал. Впереди будет ещё много интересного.
До новых встреч!
С ув.
OBITUARY-DEATH.

Источник

Гражданские волонтёры: послевоенные грузовики в Советской армии

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Когда завершилась Великая Отечественная война, на помощь только что образованной Советской армии были направлены не только полноприводные армейские автомобили, но и все виды народнохозяйственных грузовиков Горьковского и Московского автозаводов. Они помогали армии разрешать транспортные проблемы, а также несли на себе войсковые кузова и несложные надстройки, доставляли топливо и хлеб.

В Вооруженных силах Советского Союза гражданские грузовые машины применялись в основном на дорогах общего пользования и на тыловых перевозках. Самым известным и работящим оказался 2,5-тонный грузовичок ГАЗ-51, который прошёл цикл армейских испытаний и официально являлся основой лёгкой войсковой техники. Корни гражданских автомобилей ЗИС-150 ведут к серии прототипов военного времени, а в 50-х их сменил ЗИЛ-164 с новым оформлением решётки радиатора.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Многоцелевой грузовик ГАЗ-51 первого выпуска с деревометаллической кабиной. 1948 год

ГАЗ-51 (1945–1975 гг.)

Летом 1945 года 70-сильный ГАЗ-51 получил одобрение на передачу в производство. Его массовое изготовление развернулось в конце 1947-го. Машины первых десяти лет выпуска имели деревометаллическую кабину с фанерной обшивкой, но с 1955-го серийно выпускался вариант ГАЗ-51А с цельнометаллической кабиной и кузовом с тремя откидными бортами.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Серийный ГАЗ-51А с цельнометаллической кабиной в музее военной автомобильной техники в Рязани

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Военизированный вариант ГАЗ-51Н с кузовом от вездехода ГАЗ-63. 1958 год

С 1956-го в производстве находился военизированный грузовик ГАЗ-51Н с дополнительным топливным баком и высокобортной грузовой платформой от ГАЗ-63, который пользовался успехом в Советской армии, военно-десантных войсках и в некоторых странах социализма, где буксировал пушки калибра до 38 мм.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Грузовик ГАЗ-51А воздушно-десантных войск в рязанском Музее вооружения и военной техники ВДВ

Варианты и специальное оснащение на шасси ГАЗ-51

В Советской армии и вооруженных силах союзных государств эти машины служили для перевозки нетяжёлых грузов и доставляли 9–12 человек личного состава стрелковых подразделений. В опытном порядке ГАЗ-51 пытались доставлять на транспортных самолетах и в специальных планерах, а также монтировали на них гусеничные движители.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

ГАЗ-51 первого выпуска для доставки личного состава военно-морского флота СССР. 1949 год

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Посадочное десантирование обычного грузовика ГАЗ-51 на транспортном планере Як-14. 1948 год

Номенклатура войсковых фургонов для ГАЗ-51/51А ограничивалась несколькими облегченными конструкциями, унифицированными с кузовами для вездехода ГАЗ-63. В лёгком фургоне АК-32 пробовали доставлять хлебобулочные изделия, медикаменты и штабное имущество, но он оказался слишком высоким и неустойчивым. Достаточно совершенный кузов КУНГ-2 также не получил рекомендации для передачи в массовое производство, а наиболее приемлемыми оказались многоцелевые обтекаемые деревометаллические кузова марки АВС.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Деревянный кузов АК-32 на ГАЗ-51. 1949 год (архив 21 НИИЦ)

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Каркасный кузов КУНГ-2 с деревянной обшивкой (архив 21 НИИЦ)

В категории автомобилей топливной службы на грузовиках семейства ГАЗ-51 монтировали станцию ПД-50 с центробежным насосом перед радиатором для перекачивания бензина из одной ёмкости в другую. Более мощной была машина ПСГ-65/130 с отдельной кабиной для управления насосной системой и подачи топлива из железнодорожных цистерн в складские ёмкости.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Бензоперекачивающая установка ПД-50 на грузовике ГАЗ-51 с открытым расположением насоса

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Перекачивающая станция ПСГ-65/130 с насосным отсеком в экспозиции музея службы горючего

В эту же категорию входила автоцистерна АЦ-2-51 с эллиптической ёмкостью на две тысячи литров горючего и собственным механическим центробежным насосом. За ней последовал топливозаправщик АТЗ-2,2-51А с цистерной вместимостью 2200 литров и механическим насосом с приводом от коробки отбора мощности самосвала ГАЗ-93.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Лёгкий многоцелевой топливозаправщик АТЗ-2,2-51А на шасси ГАЗ-51А. 1965 год

Достаточно известным был модернизированный маслозаправщик МЗ-51М, служивший для заправки горячим маслом автобронетанковой и авиационной техники в полевых условиях. Его оборудовали цистерной на 920 литров масла, ротационно-зубчатым насосом, нагревательной системой со змеевиком, насосом для подачи бензина в форсунку, жаровой и дымовой трубами.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Многоцелевой маслозаправщик МЗ-51М двойного назначения на шасси ГАЗ-51А. 1957 год

В аэродромной службе применялась передвижная установка УПГ-250ГМ для проверки и испытания бортовых гидравлических систем летательных аппаратов, оборудованная автономным силовым агрегатом, задним постом управления и боковыми ящиками с откидными лючками.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Установка УПГ-250ГМ для проверки авиационных гидросистем в вооруженных силах Финляндии

Первым аэродромным моторным подогревателем стала машина МП-300 для очистки горячим воздухом самолетных агрегатов, кабин и салонов. От коробки отбора мощности приводился вентилятор, подававший воздух в калорифер, который подогревал его до 120 градусов и подавал на пять широких рукавов для распределения по местам назначения.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Моторный подогреватель МП-300 на шасси ГАЗ-51А для разогрева агрегатов и отсеков самолетов

В химических войсках служила дезинфекционная установка ДУК-1 конструкции Комарова, применявшаяся для обработки помещений и техники специальными обеззараживающими составами. Для их приготовления имелись цистерна на 860 литров воды, котёл с форсункой для впрыскивания бензина, змеевик и дымовая труба.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Дезинфекционная машина ДУК-1 на шасси ГАЗ-51А при обработке небольших участков местности

К прочей военной автотехнике в семействе ГАЗ-51 относились радиостанция РАФ-КВ-5, дезинфекционные машины, войсковые хлебные фургоны КХА-51 и кинопередвижки.

ЗИС-150 (1948–1957 гг.)

В апреле 1948-го началось серийное изготовление четырёхтонных грузовиков ЗИС-150 с довоенным 90-сильным двигателем и горизонтальной решёткой радиатора. Сначала их оборудовали деревометаллической кабиной, заменённой вскоре на цельнометаллическую. Эти народнохозяйственные автомобили, добротно сложенные и надежные, также широко использовались в войсках.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Ранний ЗИС-150 с деревометаллической кабиной и кузовом от ЗИС-151 при транспортировке пехоты. 1950 год

Варианты и специальное оснащение на шасси ЗИС-150​

В 1949–1950 годах ЗИС-150 благополучно преодолел военные испытания и в ограниченных количествах служил в Советской армии и в вооруженных силах соцстран, выполняя традиционные функции по перевозке личного состава и различных грузов.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

На марше Народной армии ГДР ЗИС-150 с цельнометаллической кабиной и светомаскировочными фарами

В те же годы на ЗИС-150 было испытано несколько опытных войсковых кузовов, унифицированных с конструкциями для ЗИСа-151. Первый деревометаллический фургон АК-3 приспособили под мастерскую, а в институте «Дортранспроект» собрали два каркасно-металлических кузова МН и СУН с разными габаритами. Следом за ними появился более прочный укороченный кузов СУВ на сварном подрамнике.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Обитаемый кузов АК-3 для мастерской. 1948 год (архив 21 НИИЦ)

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Укороченный металлический кузов СУН. 1951 год (архив 21 НИИЦ)

В 1953-м был разработан каркасно-деревянный фургон КУНГ-1, который оказался не приспособленным к работе автомобилей с прицепами. В 1955 году представили более удачный облегченный вариант КУНГ-1Л с каркасом из трёх склеенных реек.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Каркасно-деревянный кузов КУНГ-1. 1953 год (архив 21 НИИЦ)

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Кузов КУНГ-1Л с реечными брусьями каркаса. 1955 год (архив 21 НИИЦ)

В 1948 году первой автоцистерной на шасси ЗИС-150 была машина АБЦ-3800 с ручными перекачивающими насосами для раздачи топлива. В то же время начинался серийный выпуск машины АЦ-4-150 без штатного насоса, из которой топливо выливалось самотёком. За ними последовали модернизированная войсковая машина АЦМ-4-150 и топливозаправщик ТЗ-150.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Простейшая машина АБЦ-3800 с подвешенным к цистерне ручным насосом. 1948 год

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Серийная многоцелевая автоцистерна АЦ-4-150 без насосной системы. 1956 год

В 1950 году на базе ЗИС-150 был создан первый советский аэродромный командный пункт СКП-3МВ с кузовом вагоностроительного завода из ГДР со съёмным застекленным постом (фонарём) на крыше. Его использовали для наблюдения за перемещениями и полётами самолетов в зоне взлетно-посадочных полос и обеспечения телефонной, телеграфной и световой связи на аэродромах.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Аэродромная стартовая установка СКП-3МВ с кузовом вагоностроительного завода из города Вердау. 1950 год

В конце 50-х на базе ЗИС-150 был построен опытный армейский автопоезд, состоявший из седельного тягача ЗИС-120Н и одноосного полуприцепа ММЗ-584Г с арочными шинами на всех колёсах. В его грузопассажирском кузове с четырьмя продольными скамьями можно было перевезти семь тонн грузов или 52 человека личного состава.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Военные испытания тягача ЗИС-120Н с полуприцепом на арочных шинах. 1958 год (архив 21 НИИЦ)

ЗИЛ-164/164А (1957–1965 гг.)

После переименования ЗИСа в Завод имени И.А. Лихачева удалось модернизировать прежний ЗИС-150, поставив на конвейер 97-сильный грузовик ЗИЛ-164 (с 1961-го — 100-сильный ЗИЛ-164А) с отличительной вертикальной решёткой радиатора. При этом большая доля военного оборудования на их базе незаметно перешла от старых машин к новым.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Военизированный грузовик ЗИЛ-164А со светомаскировочными фарами в Народной армии ГДР. 1963 год

Военное оснащение на шасси серии ЗИЛ-164​

Эти грузовики, как и их предшественник ЗИС-150, состояли в Советских Вооруженных силах и отправлялись на экспорт в союзные страны. В эту программу по-прежнему входили различные мастерские, автоцистерны, автодегазаторы и аэродромная техника.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Экспортная полевая сварочная мастерская в высоком тентованном кузове на шасси ЗИЛ-164А. 1963 год

В категории машин топливной службы состояли простейшие модернизированные топливные автоцистерны АЦ-3,8-164 двойного назначения с архаичной системой ручных перекачивающих насосов и вместительная тыловая машина АЦ-4-164 с цистерной на 4100 литров топлива, которая служила только для его перевозки и временного хранения. За ними следовали механизированная автоцистерна АЦМ-4-164 и доработанный топливозаправщик ТЗМ-164.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Автоцистерна АЦ-3,8-164А вместимостью 3800 литров топлива с ручным насосом

На вооружении войск химзащиты состояли модернизированные дегазационные машины АГВ-3В для термической очистки обмундирования и снаряжения, а также пароэлеваторные дезинфекционно-душевые установки ДДА-2 с душевыми кабинами для одновременной «бани» на 18 человек.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Машины АГВ-3В на шасси ЗИЛ-164 для дегазации имущества горячим воздухом или паром

В аэродромной службе использовалась посадочно-светомаячная станция АПМ-90 или попросту прожектор, переставленный с грузовиков ЗИС-150 и служивший для освещения взлетно-посадочной полосы и облегчения взлёта и посадки самолётов, а также для поиска различных объектов на земле и в воздухе.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Аэродромный прожектор АПМ-90 в бортовом кузове грузовика ЗИЛ-164А в польской армии

Модернизированный стартовый командный пункт СКП-9 на экранированном шасси ЗИЛ-164АД был полностью разработан и укомплектован в СССР с учётом опыта применения первой машины СКП-3.

Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Смотреть картинку Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Картинка про Грузовые автомобили ссср 60 70 годов. Фото Грузовые автомобили ссср 60 70 годов

Аэродромный командный пункт СКП-9 с кузовом КУНГ-1М и постом руководителя полётами на крыше

В отличие от неё, он размещался в военном кузове КУНГ-1М с вынесенным на левую часть крыши застеклённым фонарём и был оснащён пятью радиостанциями, светотехническими средствами, светофорами и сигнальными ракетами.

Среди прочей автотехники на ЗИСовских и ЗИЛовских шасси были аэродромные пусковые агрегаты, радиостанции средней мощности, различные лаборатории, шасси под автокраны, гидроподъёмники и так далее.

На заглавной фотографии — военизированный грузовик ГАЗ-51А, служивший в Народной армии ГДР, на фестивале старинной военной автотехники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *