Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Какой советский грузовик самый проходимый

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Грузовые советские автомобили можно и сегодня встретить на автострадах по всей территории РФ, а также на вооружении российской армии.

Технические показатели и эксплуатационные качества советских вездеходов и сейчас могут конкурировать со многими ведущими европейскими марками грузовиков.

Самые лучшие советские грузовики

Можно отметить 5 лучших моделей полноприводных грузовых автомобилей, созданных в СССР.

ГАЗ-66-02 – данный грузовой автомобиль выпускается с 1964 года и стал первым грузовиком ГАЗа с кабиной над двигателем. Масса в полном снаряжении – 3640 кг.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

ЗИЛ-131 – советский вездеход Московского автозавода выпускается с 1966 года как замена ЗИЛ-157. Большая часть производилась и производится для нужд армии. Полная масса – 10425 кг.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Урал-4320 – автомобиль трехосный с повышенной проходимостью. Колесная формула 6х6. Используется для нужд армии, для работы на Крайнем Севере. Выпускается на Уральском автозаводе в Миассе.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

КамАЗ-4310 – советский и российский грузовик Камского автозавода, выпуск налажен с 1981 года.

В 80-е годы 20 века КамАЗ считался самым усовершенствованным автомобилем, который мог преодолевать любые препятствия и преодолевать неглубокие водоемы. Большая часть предназначалась для армии, а также для строительной и сельскохозяйственной отрасти.

Сегодня значительная часть КамАЗов передвигается по автодорогам РФ. Многие машины эксплуатируются в течение 25-30 лет.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

КрАЗ-260 – трехосный грузоподъемный автомобиль предназначался для перевозки и буксировки грузов разных категорий, а также людей. Он активно эксплуатируется в армии.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Замер проходимости на пахоте и песке

Чтобы определить, какой из грузовых автомобилей надежнее, еще в 80-х годах прошлого века Минобороны СССР было произведено исследование под кодовым названием «Импровизация».

Первый этап тестирования – это замер проходимости на песке и размокшей пахоте.

На основании исследования специалисты сделали вывод, что для улучшения проходимости необходимо соблюдать давление в шинах – при снижении давления с 2 атм. до 0,5 атм. сила тяги повышалась в 7 раз.

В соответствии с силой тяги места распределились так:

КамАЗ уступил соперникам по причине высоких осевых нагрузок и жесткости шин (при снижении давления полкрышки начинали деформироваться). КамАЗ также оставил самую глубокую колею.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Скоростные возможности

Скоростные возможности зависели от динамических характеристик и сопротивления качению. Наименьший показатель у Урала (0,09-0,16), а наивысший у ГАЗа (0,13-0,26). Наибольшую скорость показали трехосные автомобили – ЗИЛ (12-22), КамАЗ (11,6-22) и КрАЗ (13,5-20,5).

Лидерами по скорости остаются:

При буксировке загруженных прицепов глубина колеи увеличивается и снижается проходимость. Особенно это снижение проявлялось у КрАЗа и КамАЗа.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Движение по пересеченной местности

Способность грузовиков двигаться в условиях пересеченной местности оценивается конструкцией, конфигурацией, а также размерами ходовой части.

Величина преодоления подъемов (показатель в градусах) – ГАЗ – 3,4-19,5, ЗИЛ – 11-27,5, Урал и КрАЗ – 11,9-27,9, КамАЗ – 11,3-26,6. Наивысший показатель у КрАЗа и Урала, наихудший – у ГАЗа.

Также испытания проводилась преодолением окопа шириной 1,2 метра. Ни одна машина не справилась с заданием. И только Урал преодолел окоп шириной 1,2 метра под прямым углом.

Проходимость по кустарнику

Возможность движения грузовиков по кустарнику определяется по степени защиты электропроводки, топливной аппаратуры, пневматики и гидравлики:

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Пересечение разбитых грунтовых дорог

Последний этап – грунтовые разбитые дороги. Проезд по таким дорогам возможен только по колее, которая не выше клиренса автомобиля.

КрАЗ и КамАЗ задевают гребень автомобильной колеи картерами передних мостов и поперечной балкой рулевой тяги, что снижает не только скорость, но и приводит к поломке.

Максимальная глубина автомобильной колеи для:

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

На основании исследования Минобороны СССР можно сделать вывод, что самым проходимым грузовым автомобилем является Урал-4320.

Источник

Самый проходимый грузовик в мире

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Одно из важных требований к грузовым автомобилям, использующимся в горнодобывающем и промышленном сегменте – проходимость. Транспортировку зачастую приходится осуществлять в условиях разбитых, грунтовых или полностью отсутствующих дорог. И если горнодобывающие компании могут себе позволить применять такие виды спецтехники, как шарнирно-сочленённые самосвалы, то промышленным и торговым организациям необходимы именно грузовики с высокой проходимостью.

Поэтому компании-производители спецтехники регулярно выпускают машины, предназначенные для эксплуатации на бездорожье – самые проходимые грузовики мира. О них мы и расскажем в этой статье.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Источник изображения mercedes-benz-truck.com

Самые проходимые грузовики в мире – топ-10 машин

И если вы ищете самый проходимый грузовик в мире, топ-10 подходящих машин включает как советские, так и российские, и даже иностранные модели.

«ЗИЛ-4972»

Разработанный ещё при Советском Союзе, этот грузовик до сих пор применяется в различных специальных службах – МЧС, лесные хозяйства, поисковые бригады и так далее. Машина выполняется на трёхосном шасси специальной конфигурации – колёса достаточно широко разнесены друг от друга, чтобы повысить сцепление с грунтом.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Источник изображения tespa.ru

«ГАЗ-66»

Ещё один советский грузовой автомобиль, наиболее широко применявшийся в оборонной отрасли и народном хозяйстве. Характеризуется колёсной формулой 4×4, а для повышения проходимости выполнялся с очень высоким клиренсом. Во времена Российской Федерации его заменили модели «ГАЗ-3308» и «ГАЗ-3301», изначально предназначающиеся для «оборонки».

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Источник изображения wikipedia.org

«Шишига» – а именно так называют эту машину в народе – до сих пор возглавляет рейтинги и «затыкает за пояс» самые проходимые грузовики в мире, потому что изначально выпускалась для эксплуатации на каких-нибудь уральских лесных болотах.

«ГАЗ-3901 Вепрь»

Достойный преемник «ГАЗ-66» с колёсной формулой 4×4 и высоким клиренсом. Для повышения проходимости этот автомобиль оснащается двигателем «ЯМЗ» с мощностью 149 л.с. Для эксплуатации в гражданской сфере существует его специальная модификация – «ГАЗ Вепрь Next», которая выпускается в том числе в форм-факторе пикапа (с 2020 года).

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Источник изображения tespa.ru

IVECO Trakker

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Источник изображения wikipedia.org

«МАЗ 65262L»

Новинка 2020 года от «Минского автозавода» представляет собой четырёхосный полноприводный самосвал, разработанный в качестве основного конкурента для IVECO Trakker. При этом конфигурация автомобиля указывает на то, что его конструирование велось в сравнительной спешке. Так, самосвал решили оснастить комплектующими китайского производства – мостами и дизельным двигателем Weichai.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Источник изображения tespa.ru

Тем не менее, машина всё равно характеризуется высокой проходимостью и грузоподъёмностью. Машина способна перевозить до 54 тонн грузов.

«КАМАЗ-4310»

Рассказывая об автомобилях, которые достойны звания «самый проходимый грузовик в мире», список машин нельзя представить без «КАМАЗ-4310». Эта классическая модель, впервые представленная ещё в 1979 году, производится и по настоящий момент без значительных изменений.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Источник изображения wikipedia.org

«КАМАЗ-4310» имеет колёсную формулу 6×6. Машина изначально разрабатывалась для использования в оборонных целях, однако компания-производитель также выпускает её гражданские и спортивные модификации.

Mercedes-Benz Unimog

Серия Mercedes-Benz Unimog включает грузовики, предназначенные для эксплуатации в самых разных условиях. Часть их них применяется в оборонной деятельности – такими машинами комплектуются армии в 30 государствах мира. Тем не менее, для «гражданки» Unimog также выпускается.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Источник изображения mercedes-benz-truck.com

Mercedes-Benz Unimog характеризуется компактными размерами, полноприводной конфигурацией (при колёсной формуле 4×4 или 6×6), а также высокой производительностью. Грузоподъёмность топовых моделей составляет 7,5 тонн.

Tata LPTA 713 C

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Источник изображения wikipedia.org

Грузовик оснащается 125-сильным дизельным двигателем, который разрабатывался совместно с известным производителем Cummins.

Dodge RAM 5500

Сразу следует оговориться, что Dodge RAM 5500 изначально был тяжёлым пикапом, в том числе с возможностью «самосвального» откидывания кузова. Только в 2012 году компания Chrysler выпустила специальную модификацию этого автомобиля. Dodge RAM 5500 превратился в базовое шасси, на основе которого могут выполняться высокопроходимые коммерческие грузовики.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Источник изображения tespa.ru

Конечно, Dodge RAM 5500 при поездке через уральские лесные болота успешно завязнет, однако с «американским бездорожьем» он прекрасно справляется. Машина ведёт себя устойчиво на песке, гравии, открытом грунте, проезжает через снежные завалы и кустарники. В первую очередь это достигается за счёт оснащения турбодизельным двигателем с мощностью от 350 лошадиных сил.

ISUZU GIGA

Японские грузовики повышенной проходимости, предназначенные для коммерческого использования. Легко справляются с бездорожьем, грязью и прочей «пересечённой местностью», однако, опять же, для уральских лесных болот не подходят – там лучше на «Синей птице» ездить, если найдётся.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Источник изображения isuzu.ru

ISUZU GIGA оснащается фирменным 400-сильным дизельным двигателем, 7- или 15-ступнечатой трансмиссией, имеет колёсную формулу 6×4 и, по заверениям производителя, отличается высокой комфортабельностью – даже спальное место есть.

Самые проходимые грузовики мира – видео

Сложно представить, на что способны самые проходимые грузовики в мире – видео работы таких машин не может не удивлять. Причём впечатляют как отечественные, так и зарубежные модели. На следующем ролике представлена работа «ЗИЛ-4972» и «ГАЗ-66» «Шишига»:

Но не только советские модели достойны звания «самый проходимый грузовик в мире – видео демонстрирует работу Mercedes-Benz Unimog:

Ну а для тех, кто ценит не только вездеходность, но и комфорт, подойдёт ещё одна самая проходимая машина в мире – грузовик Dodge RAM 5500.

Источник

Топ-5 «самых экстремальных» советских грузовиков по мнению иностранцев

Советская техника всегда вызывала интерес у иностранцев. В зарубежном сегменте интернета можно часто встретить обсуждения на тему советских грузовиков. Люди поражаются мощным видом этих советских машин и их возможностям. На Ютубе можно встретить огромное количество роликов про советские грузовики и всевозможные рейтинги, которые обычные пользователи составляют сами.

Я проанализировал зарубежные форумы, видеохостинги, фотохостинги и остальные ресурсы, чтобы составить небольшой список советских грузовиков, которые вызывают интерес и восторг у зарубежных пользователей интернета. Они называют их экстремальными. Думаю, что и нам будет интересно узнать, какие советские грузовики впечатлили иностранцев и почему.

Я составил список из 5 советских машин, которые максимально часто появляются в зарубежных рейтингах и вызывают бурю комментариев под каждым видео или фото с этими грузовиками. Начнем.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

На самом деле, я бы с натяжкой отнес ДТ-30 именно к грузовику, хотя, если отбросить тот факт, что это нереально проходимый вездеход, то это, по сути, грузовик и есть. Ведь он создавался для перевозки грузов. Иностранцы упорно ставят ДТ-30 на первое место в большинстве рейтингов советских грузовиков. Они восхищены его возможностями и внешним видом. А еще, многие просто мечтают встретить зомби-апокалипсис на этом вездеходе.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Здесь тоже будет без неожиданностей ибо КРАЗ стабильно занимает первые места и в наших рейтингах. И тут нет ничего удивительного ибо КРАЗ-255 настолько брутален и проходим, что всегда вызывает только положительные эмоции. Рядом с этим «монстром» даже стоять страшновато – так он грозно выглядит. У нас его называют «лаптежник», «лапоть» и даже «луноход» и знаете, что? Думаю, что если его закинуть на Луну, то он и там будет рассекать по лунным кратерам, как ни в чем не бывало. Это по-настоящему тяжелый грузовик-вездеход, который эксплуатируется до сих пор в очень тяжелых условиях. В некоторых случаях ему до сих пор нет адекватной замены. А как звучит его двигатель – это просто «песня».

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Нашу армию невозможно представить без Урала-4320. Этот грузовик повышенной проходимости предназначен для огромного количества задач, которые он выполняет и не «кашляет» с 1977 года, и по сей день. Он предназначен для транспортировки чего угодно на всех типах дорог, в том числе и заболоченных участках. Броды, канавы, рвы – все ему по плечу. Иностранцы особо отмечают его внешний вид – некоторых он даже страшит. Правильно – пусть боятся.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Легендарный советский грузовик. ГАЗ-66 – это, наверное, один из самых обсуждаемых грузовиков не только в зарубежном, но и в нашем интернете. Я и сам довольно часто о нем пишу. Конечно, без нареканий в грузовике не обошлось. Я думаю, что ни для кого не секрет, за что ГАЗ-66 ругают. Да, вы угадали: за неудобно расположенный рычаг КПП и в целом, за не самую удобную кабину. Но здесь стоит понимать, что эти неудобства обусловлены предназначением этого грузовика – он должен быть компактным. Иностранцы сравнивают наш ГАЗ-66 с немецким Mercedes Unimog, но отмечают, что советская машина более «душевная» и грозная.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Советский грузовик повышенной проходимости, который, как и УРАЛ, использовался в советской, а затем и в российской армии. Не знаю, чем иностранцем Камаз не угодил, но частенько в рейтингах он стоит на последнем месте. Незаслуженно, на мой взгляд. Проходимость у этого грузовика – мое почтение. Как и УРАЛ, Камаз – грузовик двойного назначения.

В чём смысл этого текста? Лайков захотелось?

Иностранцы в курсах, что советские конструкторы обожали бензиновые v8?))

Репка

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

История рождения КамАЗ-4310

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

В 60-е годы в Советском Союзе появилась потребность в грузовых автомобилях, способных брать на борт до 8 тонн груза и столько же буксировать в прицепе. Минский автомобильный завод уже не в полной мере справлялся с этой задачей, да и выпускал преимущественно машины грузоподъемностью более 10 тонн. Немало сил и ресурсов у минчан забирали профильные проекты для Министерства обороны.

В качестве варианта рассматривали возможность загрузки ЗИЛа производством тяжелых грузовиков, но предприятия едва хватало на выпуск линейки 5-тонных 130/131. Решено было не расширять и модернизировать существующее производство, а создавать его на новом месте. При этом стремились максимально локализовать производство компонентов грузовика на одном заводе.

Во многом это было следствием стратегического планирования времен холодной войны. Еще с Великой Отечественной войны помнили, как срывалось производство танков и другой техники из-за перебоев с поставками от смежников. Поэтому со сборочным конвейером решено было строить еще и моторный завод.

В 1969 году в Набережных Челнах заложили первый камень в фундамент нового мегазавода, который со временем получил имя «Камский автомобильный». Для своего времени это был крупнейший в мире завод грузовых автомобилей полного цикла производства. КамАЗ должен был практически на 100 % собирать машины из собственных комплектующих.

Это была уникальная и малопонятная для капитализма особенность предприятия. Молодежь со всего Союза принимала участие в возведении предприятия, а в разработку главного продукта – грузовика, были вовлечено немало конструкторских бюро.

Главным создателем основной модели для конвейера был назначен флагман советского автомобилестроения — Московский завод имени И. А. Лихачева. Ярославский моторный завод в ходе работ создал не менее двадцати вариантов силового агрегата, состоящего из дизельного мотора, сцепления и коробки переключения передач. Одесский автосборочный завод отвечал за разработку полуприцепов для магистральных тягачей КамАЗ, а Минский автомобильный разрабатывал для фактических конкурентов самосвальную установку. Головное КБ по прицепам из Балашова Саратовской области занималось своей профильной работой — прицепами.

Старт разработки грузовика дали синхронно с начала строительства завода – в 1969 году. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров о «Строительстве комплекса заводов по производству грузовых автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности» вышло еще в 1967 года и в нем не было и слова о площадке в Татарской АССР. Первоначально выбирали между Казахстаном и Украиной, но в итоге выбор пал на Набережные Челны. Мега-завод предполагали назвать «Батыр», то есть «Богатырь» по-татарски.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

Фотография, которая говорит сама за себя.

К сожалению, создать современный автомобильный завод своими силами не могли – уже тогда сказывалось отставание отечественного станкостроения и промышленного строительства. Аналогичная проблема была с Волжским и Ижевским автомобильными заводами. В первом случае на помощь пришли итальянца из FIAT, а во втором — французы из Renault и японские подрядчики. Стоит помнить, что Ижевский автомобильный был подведомственен Миноборонпрому, и это создавало особые сложности в работе с капиталистами из-за рубежа.

Первоначально в СССР не планировали разрабатывать грузовик с чистого листа и до самого начала 70-х годов искали партнера на западе. Напомним, что на ЗИЛе в это время уже вовсю шла разработка модели для строящегося завода. Очевидно, в случае успеха переговорщиков, наработки просто положили бы на полку, либо (в самом оптимистичном варианте) поставили на конвейер вместо ЗИЛ-130.

Одними из первых состоялись переговоры с Daimler-Benz AG. Немцам предлагали контракт на лицензионное производство грузовиков и постройку производственной базы в Набережных Челнах. Но боссов из Daimler-Benz не устроили финансовые условия и потери от продажи советских грузовиков третьим странам. В Штутгарте хотели контролировать все экспортные поставки лицензионных машин из Набережных Челнов, но это, в свою очередь, не устраивало советское руководство. История немцам вернула своё – современный КамАЗ во многом базируется на немецких технологиях и частично принадлежит Daimler-Benz.

К 1970 году в портфеле потенциальных партнеров КамАЗа был еще и Ford Motor Co. Даже сам Генри Форд-второй успел побывать в СССР и восхититься масштабами строительства. Но в этот раз сделку сорвали уже военные США, опасавшиеся появления у Советского Союза тактического военного грузовика, который новый завод будет выпускать десятками тысяч в год.

Не позволили Пентагон и ЦРУ заключить СССР сделку с американской Mack Truck Inc. Причина была аналогичная – не позволить Советам получить современные технологии двойного назначения. В Лэнгли, кстати, очень тщательно следили за постройкой завода в Набережных Челнах и просчитывали потенциальные возможности предприятия.

В издании «Грузовик Пресс» можно встретить слова президента Никсона, основанные на очевидном заблуждении ЦРУ:

«Камские грузовики могут применяться для перевозки тяжелых военных грузов, однако они не спроектированы для военных нужд и, вероятнее, будут использоваться в промышленности и сельском хозяйстве».

В общем, продавать лицензию на производство грузовика американцы не соглашались, а вот на поставку производственного оборудования добро дали.

Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Смотреть картинку Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Картинка про Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Фото Испытания грузовых автомобилей повышенной проходимости

КамАЗ-4310 в классическом виде.

По самым правдоподобным расчетам (настоящих чисел мы, скорее всего, не узнаем), Советскому Союзу Камский автозавод обошелся в 4,7 миллиарда рублей. Немалая часть этих денег (около 430 млн долларов) ушла в США на оплату промышленного оборудования: заклепочные линии для рам, зуборезные станки, литейное производство и многое другое.

Когда в 1982 году вошла в строй вторая линия завода, на нужды Министерства обороны СССР уходило до 30 % годовой продукции, то есть около 45 тыс. машин. И самым харизматичным из них стал КамАЗ-4310, впервые вышедший (назло ЦРУ) из ворот завода 28 марта 1981 года.

Когда ЗИЛ в 1969 году получил задание оперативно разработать машину для Камского завода, в КБ уже вовсю строили концепцию аналогичного грузовика для собственного конвейера. Машина носила имя ЗИЛ-170, и все наработки по ней фактически отдали в КамАЗ. Начальник зиловского КБ большегрузных машин В. А. Вязьмин писал по этому поводу:

«Мы отдали камскому проекту свой конструкторский задел – автомобиль ЗИЛ-170. Мы считали крупной удачей, что работу приходится начинать не с нуля. Есть некая основа, пусть самая общая, есть эмбрион, из которого должно прорасти конструкторское решение. Это значит, что страна получит новый грузовик скорее. А какая марка будет укреплена на его решетке радиатора («ЗИЛ» или «КАМАЗ») – это уже не столь важно, в любом случае марка – наша, советская».

Главным конструктором адаптированного для КамАЗа проекта грузовой машина был назначен инженер ЗИЛа, доктор технических наук А. М. Кригер. В общей сложности, на ЗИЛе разрабатывали целую линейку грузовиков, из который наибольший интерес для военных имели полноприводные машины. Это были бортовые автомобили-тягачи с колесной формулой 6х6 для работы в составе автопоездов: КамАЗ-4310, КамАЗ-43101, КамАЗ-43102, КамАЗ-43103, КамАЗ-43104, также – полноприводные седельные тягачи (6×6) для работы в составе автопоездов КАМАЗ-4410.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *