Кафедра колесные машины мгту им баумана
Кафедра колесные машины мгту им баумана
СМ10 Колесные машины
Кафедра готовит специалистов, бакалавров, магистров в области разработки колесных и гусеничных транспортных средств, электромобилей и систем автономного движения с применением средств трехмерного моделирования и прочностного анализа элементов конструкции.
О кафедре
Знания, полученные студентами на кафедре СМ10 при изучении специальных дисциплин, позволят разрабатывать автомобили с использованием современных методов сквозного проектирования, проводить виртуальные испытания автомобилей, их узлов, агрегатов и систем с использованием современных программных продуктов динамики систем твердых тел, методов конечно-элементного анализа. Выпускники приобретут навыки использования технологий управления данными об автомобиле на всех стадиях его жизненного цикла (PLM-технологий).
г. Москва, 2-я Бауманская д.5, стр.1 (Корпус ГУК), каб. 707
Фильм о факультете «Специальное машиностроение»
Заведующий кафедрой СМ10 | Колесные машины
Практика и будущая карьера
Основные базы практик НИИ СМ — Научно-исследовательский институт специального машиностроения МГТУ им. Н.Э.Баумана НИИ РЭТ МГТУ им. Н.Э. Баумана — Научно-учебный комплекс МГТУ им. Н.Э. Баумана ООО «КАТЕ» — российская компания, специализирующаяся на создании современных многоступенчатых коробок передач, редукторов, гибридных и электротрансмиссий для различных видов транспортных средств ФГУП «НАМИ» — Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт ПАО «КАМАЗ» — крупнейший производитель тяжелых грузовых автомобилей ОИЦ «Группа ГАЗ» — объединенный инженерный центр «Группа ГАЗ» ПАО «АВТОВАЗ» — ведущее предприятие по производству легковых автомобилей АО «Русская Механика» — российская компания, которая разрабатывает, производит, реализует и осуществляет сервисное обслуживание снегоходов и мотовездеходов ПАО «Туполев» — ведущее российское предприятие в области проектирования, производства и послепродажного сопровождения ракетоносцев-бомбардировщиков и самолетов специального назначения ПАО «Корпорация «Иркут» — интегрированное предприятие, обеспечивающее полный цикл работ по проектированию, испытаниям, производству, маркетингу, реализации и послепродажному обслуживанию авиационной техники военного и гражданского назначения
Почему именно кафедра СМ-10 «Колесные машины»?
Отвечаем ( общая информация для абитуриентов )
МГТУ им. Н.Э. Баумана в цифрах ( здесь )
Кафедра сегодня ( здесь )
С 2020 года кафедра открывает новый набор бакалавров по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» (13.03.02), направленность «Электромобили». «Электромобили» — стремительно развивающееся направление, которое охватывает большое число смежных областей знаний и видов деятельности, включающих в себя: конструкторскую подготовку, информатику, электротехнику и электронику, технологическую подготовку и научно-исследовательскую.
Более 20 лет кафедра «Колесные машины» использует в учебном процессе «Цифровые технологии». В целях обеспечения конкурентоспособности выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана на рынке труда в условиях перехода к «цифровой» экономике кафедра «Колесные машины» приняла решение о необходимости внедрения в образовательный процесс обучения современные «цифровые» технологии в контексте управления жизненным циклом изделий (PLM-технологиям).
PLM-технологии уже используются автомобилестроителями за рубежом и внедряются на отечественных автомобильных предприятиях, в частности, на предприятии ГК «Ростехнологии» — ПАО «КАМАЗ». Обучение PLM-технологиям в образовательном процессе планируется по всем видам подготовки студентов: научно-исследовательской, конструкторской, производственно-технологической, организационно-экономической и т. д. Стадии жизненного цикла изделия практически охватываются соответствующими компетенциями выпускников, указанными в образовательных стандартах.
Обучение на кафедре проводится преподавателями, имеющими опыт выполнения НИР и НИОКТР, только с использованием современных программных комплексов твердотельного моделирования, с учетом требований предприятий отрасли, таким образом, подготовка чертежей, конструкторской документации осуществляется без бумажных носителей. Кроме этого, осуществляется «цифровая» трансформация учебного процесса и переход к бесчертежным технологиям.
СМ-10 «Колесные машины»
СМ-10 «Колесные машины» запись закреплена
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Вышел приказ ректора о внесении изменений в документ от 18 ноября.
Согласно ему с 15 декабря мы переходим в полностью очный формат обучения. Подробнее в тексте документа.
Самые быстрые новости появляются в нашем телеграм-канале: https://t.me/bmstu1830 Там же вы можете посмотреть комментарий и.о. ректора Михаила Гордина.
СМ-10 «Колесные машины» запись закреплена
СМ-10 «Колесные машины» запись закреплена
СМ-10 «Колесные машины» запись закреплена
Уважаемые студенты, публикуем расписание приема модулей по КП и НИРС!
Прием модулей состоится на 15 неделе. В начале каждого модуля состоится собрание, связанное с организацией и составом КП в этом семестре.
СМ10-11М (8.12 среда) 13:50
СМ10-111 (8.12 среда) 15:40
Показать полностью.
СМ10-31М, СМ10-91, СМ10-92 (9.12 четверг) 15:40
СМ10-112 (10.12 пятница) 13:50
СМ10-72 (10.12 пятница) 15:40
СМ10-71 (10.12 пятница) 8:30
Состав КП для 4 курса специалистов и 1 курса магистров.
0) Выбирается серийный автомобильный агрегат. Анализируется и описывается назначение и принцип работы его систем.
1) Разбирается агрегат, выполняются фотографии деталей и узлов.
2) Выполняются твердотельные модели составных частей агрегатов в современных САПР (фотографии разобранных агрегатов и 3D моделей оформляются на 1 листе формата А2).
3) Выполняется чертеж общего вида автомобиля (1 лист формата А2 или А3). Чертеж может быть распечатан на формате А4 и вставлен в РПЗ в качестве рисунка или приложения.
4) Выполняется чертеж общего вида агрегата (2 листа формата А1).
5) Выполняется сборочный чертеж одной сборочной единицы агрегата; составляется спецификация (1 лист формата А1).
6) Выполняются рабочие чертежи двух сопряженных деталей сборочной единицы (1 лист формата А1).
7) Выполняется схема разбиение изделия на составные части (1 лист формата А2)
Состав КП для 5 и 6 курсов специалистов и 2 курса магистров.
1) Чертеж общего вида транспортного средства с выделенным расположением разрабатываемого изделия (1 лист формата А2 или А3). Чертеж может быть распечатан на формате А4 и вставлен в РПЗ в качестве рисунка или приложения.
2) Чертежи общего вида разрабатываемого изделия (2 листа формата А1, допускается использование форматов А2, А0 и других).
3) Сборочный чертеж со спецификацией составной части разрабатываемого изделия (1 лист формата А2, допускается использование форматов А1 и А3).
4) Чертежи (рабочие) двух сопряженных деталей, входящих в разрабатываемое изделие (эквивалентно 1 листу формата А1).
5) Чертеж электронной модели с разрезами, поясняющими конструкцию разрабатываемого изделия, (1 лист формата А2)
6) Схема разбиение изделия на составные части (1 лист формата А2).
Для всех курсов! Для прохождения защиты необходимо подготовить презентацию.
О кафедре
Кафедре СМ10 «Колесные машины» МГТУ им. Н.Э. Баумана – 80 лет
Заведующие кафедрой
Е.А. Чудаков А.А. Липгарт Г.А. Смирнов А.А. Полунгян Г.О. Котиев
С 1936 по 1953 г. — Е.А. Чудаков (1890-1953), академик, вице-президент академии наук СССР, по его инициативе была организована кафедра «Автомобили».
С 1953 по 1973 г. — А.А. Липгарт (1898-1980), заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат пяти Государственных премий, бывший Главный конструктор Горьковского автомобильного завода, доктор технических наук, профессор.
С 1973 по 1988 г. — Г.А. Смирнов (1920-1993), доктор технических наук, профессор.
С 1988 по 2003 г. — А.А. Полунгян (1931-2011), заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор.
С 2003 года по настоящее время кафедру возглавляет Г.О. Котиев, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор.
В 1936 г. по инициативе Евгения Алексеевича Чудакова (1890-1953) была организована кафедра «Автомобили», и он сам становится ее первым руководителем вплоть до конца своей жизни. За это время кафедрой выпущено более 2500 квалифицированных инженеров, выполнено более 40 научно-исследовательских работ, подготовлено 10 кандидатов наук. При кафедре работали 5 студенческих научных кружков по различным научным направлениям автомобилестроения. Е.А. Чудаков (впоследствии академик, вице-президент Академии наук СССР) сыграл выдающуюся роль в создании и развитии науки об автомобиле. Он является основоположником теории движения автомобиля.
В 1953 г. после Е.А. Чудакова кафедру возглавил главный конструктор Горьковского автомобильного завода Андрей Александрович Липгарт (1898-1980) и руководил ею по 1973 г. Кафедра получила новое название «Колесные машины». За время работы на кафедре и в НАМИ, где он был заместителем директора и главным конструктором, он создал и внедрил в практику новый научный метод решения конструкторских задач, заключающийся в широком использовании экспериментальных и исследовательских работ. А.А. Липгарт внес огромный вклад в развитие нашей автомобильной промышленности и конструкторской школы.
С 1974 по 1988 г. кафедрой заведовал профессор Глеб Анатольевич Смирнов (1920-1993). Под его руководством велись работы по созданию и исследованию оригинальных типов движителей (колесно-шагающего, волнового, металлоэластичного и др.), которые находят применение при создании мобильных роботов, а также при движении по поверхности других планет. Были проведены работы по исследованию управляемости и устойчивости многоприводных колесных машин. Совместно с КАМАЗом проведены поисковые опытно-конструкторские работы по созданию семейства полноприводных «экологически чистых» грузовых автомобилей.
Исследованы процессы стационарного бокового увода у крупногабаритных (диаметром до 3 м) шин и построена оригинальная теория нестационарного увода. Совместно с МАЗом был построен и проходил испытания уникальный ходовой макет многоосного шасси полной массой 60 т, имеющий электрогидравлический привод поворота всех колес и бортовую цифровую систему управления.
На кафедре сложились научные направления, возглавляемые профессорами кафедры. Под руководством профессора Николая Федоровича Бочарова создана научная школа по разработке методов расчета на прочность рам автомобилей, исследовались новые типы движителей (пневмокатки и пневмогусеницы и др.), обеспечивающие значительное повышение проходимости транспортных средств, велись также работы экологического направления по снижению уровня шума автомобилей. Для ряда моделей Волжского автозавода предложены новые конструкторские решения деталей двигателя, показана возможность уменьшения вибрации путем установки вставок из пористого материала на основе стальной сетки под коренные подшипники коленчатого вала двигателя, подшипники коробки передач и редуктора ведущего моста, разработана новая конструкция подвески силового агрегата с использованием виброизоляторов из металлорезины, что позволило снизить вибрации на рулевом колесе до нормативных требований. Для грузовых автомобилей МАЗ и КрАЗ и для трактора МТЗ были разработаны специальные капсулы для силового агрегата и изменена система выпуска отработавших газов, что позволило снизить шум без ухудшения характеристик двигателя.
Профессором Валерием Сергеевичем Цыбиным основана научная школа по созданию элементов колесных машин из композиционных полимерных материалов. Были разработаны технологические методы, обеспечивающие крупносерийное производство изделий из композиционных полимерных материалов методами прессования и литьем под давлением. Под его руководством впервые в стране был создан легковой автомобиль с кузовом из композиционных материалов, а также несущий кузов для плавающей колесной машины из композиционных полимерных материалов. Затем эти работы возглавил доцент Борис Алексеевич Афанасьев.
Впервые был создан несущий (безрамный) корпус для плавающей колесной машины высокой проходимости из композиционных полимеров, нашедший в дальнейшем реализацию в промышленности. В результате этих работ была создана оригинальная методика оценки эффективности применения композиционных полимерных материалов, позволяющая на стадии проектирования правильно выбрать объект для его воплощения в новом материале и наметить пути повышения эффективности.
С 1988 по 2003 г. заведующим кафедрой был Аркадий Авсеевич Полунгян (1931-2011), заслуженный деятель науки РФ. Под его руководством была разработана система автоматизированного моделирования динамической нагруженности трансмиссий многоприводных колесных машин, их ходовых частей и несущих систем. В целях ускорения внедрения результатов исследований в производство был разработан, изготовлен и введен в эксплуатацию стендовый комплекс для исследования динамической нагруженности колесных машин на физически подобных моделях и оценки демпфирующих устройств трансмиссий. Разработаны, изготовлены, испытаны и внедрены в серийное производство транспортных машин конструкции упругофрикционных демпферов.
Преподаватели кафедры всегда придавали большое значение научно-исследовательским работам и внедрению их результатов в промышленность и в учебный процесс.
Группой доцента Владимира Алексеевича Галашина велись работы, по повышению плавности хода и управляемости колесных машин, снижению их массы и металлоемкости благодаря применению оригинальных пневматических упругих элементов с резинокордной оболочкой. Совместно с НПО «Прогресс» разработаны рукавные элементы для подвесок колес автобусов, троллейбусов, грузовых автомобилей и специальных колесных машин. Проведены исследования по надежности пневморессор, предложены конструктивные и технологические мероприятия, позволяющие в 1,5-2 раза повысить срок их службы. Создана система вторичного подрессоривания (кабин, мотоотсеков и др.) многоосных колесных машин, в результате чего достигнуто значительное снижение вибронагруженности в наиболее опасной низкочастотной области. Это, в свою очередь, привело к повышению комфортабельности, а также к сохранности оборудования и грузов.
Разработанные упругие элементы и система подрессоривания защищены несколькими авторскими свидетельствами.
Кафедра сегодня
С 2003 г. кафедру возглавляет профессор Георгий Олегович Котиев, под руководством которого ведутся опытно-конструкторские работы по созданию семейства колесных машин высокой проходимости и бронированных автомобилей.
Кафедра является одной из 30 родственных кафедр университетов России и сотрудничает с ними в области учебно-методической и научной работы. Создан филиал при ГНЦ РФ НАМИ, где проводятся для студентов лабораторные занятия. Кафедра неоднократно выполняла актуальные правительственные научно-исследовательские работы. В настоящее время ведутся конструкторские и научные разработки в интересах министерства обороны и министерства внутренних дел, Газпрома и других организаций.
Под руководством профессора Геннадия Ивановича Гладова велись работы по совершенствованию управляемости, устойчивости и маневренности многозвенных большегрузных автопоездов в тяговом и тормозном режимах, а также по созданию методов оптимального распределения мощности по ведущим колесам автопоезда. Работы Г.И. Гладова внедрены в производство в организации КБ «МОТОР» при проектировании и создании многозвенных автопоездов, необходимых для специальных целей и в народном хозяйстве.
Работы по исследованию расчетных методов несущих систем в настоящее время продолжаются под руководством профессора Валерия Николаевича Зузова. Наряду с прогнозированием и оценкой прочности и жесткости конструкций при статическом и динамическом нагружениях применяются методы оптимального проектирования и оценки пассивной безопасности кабин и кузовов колесных машин. Работы проводились с ведущими заводами отрасли: КамАЗ, ЗИЛ, ВАЗ, АО «Москвич», а также КрАЗ, МАЗ и МТЗ. Внедрение методики поиска оптимальных решений для сложных несущих систем при большом числе варьируемых параметров, разработанной В.Н. Зузовым, позволило снизить массу несущей системы трактора МТЗ-80 на 40 кг. Для кабин автомобиля КамАЗ были разработаны конструктивные мероприятия по изменению силовых элементов, обеспечивающих требуемую безопасность. Разработанное программное обеспечение внедрено на ряде заводов, в НИИ и учебных заведениях.
Кафедра имеет возможность готовить бакалавров, магистров, специалистов по направлениям подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы», по трем профилям: «Автомобиле- и тракторостроение», «Наземные транспортно-технологические машины с комбинированными энергетическими установками», «Многоцелевые колесные машины». Кафедра готовит специалистов по двум специальностям: «Наземные транспортно-технологические средства» — специализация «Автомобили и тракторы» и «Транспортные средства специального назначения» — специализация «Военные гусеничные и колесные машины», а также осуществляет повышение квалификации работников отрасли по данным направлениям.
Студенты получают углубленные теоретические знания в области полноприводных колесных машин, овладевают математическим моделированием движения колесной машины в различных условиях эксплуатации и моделированием отдельных систем машины (трансмиссии, системы подрессоривания, несущей системы и др., расчетами на прочность методом конечных элементов, твердотельным проектированием и разработкой конструкторской документации. Для реализации образовательных программ и проведения НИОКР на кафедре созданы два вычислительных центра с современной компьютерной техникой и учебная научная лаборатория. Производственные практики студентов проводятся на ведущих предприятиях отрасли: ОАО «КамАЗ», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «УралАЗ», ГАЗ.
На базе проводимых научно-исследовательских работ на кафедре подготовлено 160 кандидатов, 14 докторов технических наук, издано 16 учебников, более 1000 научных статей, 12 монографий, более 40 внедренных авторских свидетельств и патентов.
Контакты Кафедры
Адрес: 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д.5
История кафедры СМ-10 «Колесные машины»
В 1936 году по инициативе академика Чудакова Е.А. в МВТУ (ныне МГТУ) имени Н.Э. Баумана была создана кафедра «Автомобили», которую он возглавлял со дня основания до 1952 года. С именем Чудакова Е.А. связаны большие достижения в науке об автомобиле, основоположником которой он по праву считается. Под руководством Чудакова Е.А. и его непосредственном участии были созданы учебные курсы и учебники по конструкции, расчету и теории автомобиля. Эти курсы читались многим поколениям студентов. Память об основоположнике отечественной науки об автомобиле увековечена мемориальной доской на здании МГТУ.
Ученики и последователи этого выдающегося ученого и организатора науки продолжали развивать его основополагающие идеи. Многие из них стали крупными учеными., конструкторами, руководителями кафедр ВУЗов.
С 1953 года в течение 20 лет кафедру возглавлял главный конструктор Горьковского автозавода А.А. Липгарт — выдающийся конструктор отечественного автомобилестроения. За 18 лет плодотворной работы главным конструктором ГАЗа он создал и внедрил в практику решения конструкторских задач новый метод, заключающийся в широком использовании научных и экспериментальных исследовании За разработку и внедрение в массовое производство многих конструкций автомобилей А.А. Липгарт пять раз был удостоен Государственной премии.
В этот период кафедра стала больше уделять внимания связям с крупнейшими заводами и НИИ, в научном плане внимание уделялось исследованиям в области колесных машин большой проходимости. Кафедра получила новое название «Колесные машины». За время своего существования кафедра подготовила 2000 инженеров, 150 кандидатов наук и 10 докторов наук. Преподавали кафедры всегда придавали большое значение ведению научно-исследовательских работ и внедрению их результатов в промышленность и учебный процесс. На базе научных разработок рождались новые учебные курсы, тематика для дипломных и курсовых работ. Основными научными направлениями, над которыми преподаватели кафедры работают в настоящее время являются следующие.
Под руководством профессора Полунгяна А.А. велись работы по созданию системы автоматизированного моделирования трансмиссии многоосных полноприводных колесных машин, позволяющей на стадии проектирования оценить нагрузки в деталях трансмиссии и на этой основе выбрать ее оптимальные параметры. Изготовлен и пущен в эксплуатацию специальный стенд для исследования динамической нагруженности и оценки эффективности демпфирующие элементы трансмиссий колесной машины на физически подобных моделях, разработаны конструкции упругофрикционных демпферов.
Под руководством профессора Цыбина В.С. разработана система проектирования и создания элементов колесных машин из композиционных полимерных материалов. Впервые в нашей стране был создан легковой автомобиль о кузовом из полимерных, композиционных материалов. Образцы колес практически для всех марок отечественных легковых автомобилей, листовых рессор из композиционных материалов. Сконструировано интегральное оперение для грузовых автомобилей.
В связи с возникшими актуальными экологическими проблемами на кафедре была создана научно-исследовательская лаборатория по снижению вибрации и шума.
Проводились поисковые работы по созданию колесных машин для особых условий эксплуатации, например, движителей для планетоходов. Был сконструирован и испытан ходовой макет многоосного шасси полной массой до 60 тонн, имеющий электрогидравлический привод поворота всех колес, бортовую цифровую систему управления.
На кафедре проводятся актуальные для отечественного автомобилестроения работы по прогнозированию надежности и долговечности проектируемых агрегатов колесных машин.
Имея большой педагогический опыт. а. также по результатам проводимых научно-исследовательских работ работниками кафедры написаны учебники для студентов ВУЗов: Г.А. Смирнов «Теория движения колесных машин»; Н.Ф. Бочаров и др. «Конструирование колесных машин высокой проходимости» (общие вопросы проектирования); Н.Ф. Бочаров и др. «Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости» (расчет агрегатов и систем). Вышли в свет 2 издания учебника для средней школы «Легковые автомобили», авторы Цыбин В.С. и Галашин В.А. Для студентов написано около 200 учебных пособий, опубликовано 1000 научных статей.
Контакты Кафедры
Адрес: 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д.5