Кафедра тракторов и автомобилей ргау мсха
История
Галерея
Транспорт является составной частью АПК. Он обеспечивает перемещение грузов при производстве продукции в растениеводстве и животноводстве. Транспортный процесс обеспечивает ритмичную работу общего технологического процесса предприятий. На выполнение транспортных работ в сельскохозяйственных предприятиях приходится около 40…60 % всех затрат энергии: при посеве и посадке подвозят зерно и удобрения, при уборке – отвозят урожай, при заготовке и внесении удобрений их перевозят к месту хранения и на поля. Эти данные об объеме перевозок говорят о большом значении транспортных работ.
Несмотря на столь существенное влияние транспорта на технологические процессы любого сельскохозяйственного предприятия до 1978 года ни в одном из ВУЗов аграрного профиля не велась подготовка специалистов по эксплуатации автотранспортных средств и организации перевозок в сельском хозяйстве, хотя объем этих перевозок с каждым годом увеличивался. Поэтому в 1978 году было принято решение о создании в Московском институте инженеров сельскохозяйственного производства кафедры «Транспорт в сельскохозяйственном производстве». Это решение было передовым на тот момент времени и это предопределило дальнейшую особенность работы коллектива кафедры – всегда быть в авангарде, развивая новые идеи, характерные для каждого этапа развития страны.
Коллектив кафедры был сформирован в основном из преподавателей кафедры «Тракторы и автомобили», а также сотрудников НАМИ и других организаций. На кафедре в то время работали А.Ф. Песков, М.М. Шумский, В.И. Хайлов, профессор Ю.К. Есеновский-Лашков, Б.В. Кисуленко, старший научный сотрудник Ю.А. Усанов и другие специалисты.
Возглавил кафедру доцент, кандидат технических наук ОРЛОВ Михаил Александрович, участник Великой Отечественной войны, воспитанник известного учёного в области теории автомобиля В.И. АНОХИНА.
Первое время учебная нагрузка кафедры формировалась за счет дисциплин «Конструкция и техническое обслуживание автомобилей», «Правила дорожного движения и основы безопасности движения», «Электрооборудование автомобилей». На кафедру также было возложено обучение студентов практическому вождению. Началось активное формирование материально-технической базы кафедры, создавались своими руками и закупались разрезы двигателей, коробок перемены передач, других агрегатов и узлов автомобилей. Приобретались учебные плакаты, модели узлов двигателя, трансмиссии и ходовой части. В то же время был оборудован тренажерный класс, в котором проводилось обучение вождению автомобиля под руководством Дегтярева В.В. на проекционных тренажерах, имитирующих дорожную обстановку и реалистично передающие реальные ощущения от работы органами управления автомобилем.
Всего за время существования кафедры подготовлено и защищено соискателями более двадцати докторских диссертаций (В.И. Барышев, В.Д. Игнатов, В.А. Каверин, В.П. Коваленко, В.А Митягин, А.Н. Никифоров, А.В. Симоненко, Э.И. Удлер, А.Р. Шарифов, М.И. Шеремет, Т.А. Уразгалиев, Б.Б. Тыныштыкбаев, Н.И. Яремко, Е.Ф. Шульга, В.Н. Абрамов и др.), а аспиранты и соискатели кафедры защитили более семидесяти кандидатских диссертаций. Сотрудниками кафедры опубликовано большое число печатных работ научного и методического характера, получено свыше 100 авторских свидетельств и патентов на изобретения.
Новый этап в развитии кафедры начался после открытия специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Инициатором внедрения в учебный процесс новой для агроинженерного университета специальности является профессор РЫБАКОВ Константин Васильевич. На кафедру было возложено преподавание девяти дисциплин по новой специальности, что потребовало от профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала кафедры больших усилий по подготовке курсов лекций, материально-техническому и методическому обеспечению практических и лабораторных занятий, созданию учебных пособий по курсовому и дипломному проектированию, организации проведения практики студентов.
После избрания в 1999 году на должность заведующего кафедрой академика ГАСХН, доктора технических наук, профессора ДИДМАНИДЗЕ Отари Назировича начался качественно новый этап развития кафедры. Начинается пополнение кадрового состава молодыми сотрудниками. Налаживаются партнерские связи с российскими вузами транспортного профиля. Первые шаги направлены на расширение материального обеспечения кафедры и на повышение качества учебного процесса. Организован компьютерный класс курсового и дипломного проектирования, в котором студенты могут приобретать начальные знания по использованию ПЭВМ в учебном процессе и совершенствовать свое умение пользования ПЭВМ на все этапах обучения, от курсового до дипломного проекта, появилась возможность подключения к всемирной сети Интернет и сети университета, которые приводят к расширению кругозора будущего инженера. В классе тренажеров используются программы для обучения студентов первоначальным навыкам вождения и теоретической подготовки по правилам дорожного движения.
В 2000 году на кафедру передан учебно-технический центр, основной задачей которого является подготовка студентов любого факультета к экзаменам и получение ими водительского удостоверения категории «В». Заместитель директора УТЦ профессор ДЗЮБА Юрий Васильевич постепенно обновляет парк учебных машин и лабораторно-практическую базу учебных классов, приобретаются новые наглядные пособия, видеофильмы, учебно-контрольные программы.
С 2000 по 2009 годы кафедра осуществляла подготовку исполнительных руководителей и специалистов автотранспорта по профессиональной пригодности и по вопросам безопасности движения, а также обучение водителей по перевозке опасных грузов. Данное направление подготовки возглавлял кандидат технических наук, доцент НОВИКОВ Евгений Валерьевич.
За годы своего существования кафедра достигла ощутимых успехов, став одной из профилирующих кафедр университета. В планах роста и совершенствования учебного процесса предусмотрена разработка и оснащение учебной лаборатории по проведению инструментального контроля автомобилей, оборудование учебного класса по устройству и оснащению специализированных транспортных средств. Компьютерный класс намечено оснастить специализированными рабочими программами по проверке знаний студентов различных курсов.
Основным направлением деятельности кафедры является обучение студентов всех факультетов университета. Преподавание дисциплин на кафедре проводится в соответствии с требованиями учебных планов и паспортов специальностей. Разработаны новые курсы лекций, организовано материально-техническое и методическое обеспечение курсовых, практических и лабораторных занятий. Совершенствуются учебные пособия по курсовому, дипломному проектированию и организации проведения учебно-производственной практики. Кафедра организует и контролирует проведение учебно-производственных практик на 2 курсе (руководитель доцент Журилин А.Н.), на 3 курсе (руководитель доцент Андреев О.П.), на 4 курсе (руководитель доцент Новиков Е.В.), а также руководство преддипломной практикой студентов факультета «Процессы и машины в агробизнесе».
На специализации «Топливозаправочные комплексы и нефтесклады» готовятся инженеры по эксплуатации объектов системы нефтепродуктообеспечения для сельскохозяйственного производства и других отраслей экономики. Для повышения качества подготовки специалистов создана межкафедральная «Лаборатория промышленной чистоты», возглавляемая кандидатом технических наук, доцентом Пуляевым Николаем Николаевичем.
В 2005 году было принято решение о создании на базе учебной «Лаборатории топлива и смазочных материалов» Испытательной лаборатории контроля качества топлива. В апреле 2006 года испытательная лаборатория впервые прошла аккредитацию на независимость и техническую компетентность, что подтверждено аттестатом аккредитации. Начальником испытательной лаборатории назначен кандидат технических наук, доцент ПУЛЯЕВ Николай Николаевич. В настоящее время лаборатория оснащена современным аттестованным испытательным оборудованием и поверенными средствами измерений для проведения исследований качества светлых нефтепродуктов в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
Кафедра тракторов и автомобилей
Дидманидзе Отари Назирович, академик РАН, д.т.н., профессор
Контакты подразделения
127550, г. Москва, Лиственничная аллея, д. 7 (учебный корпус № 26)
6 ноября 2018 года приказом ректора кафедра «Тракторы и автомобили» была присоединена к кафедре «Автомобильный транспорт». А приказом ректора от 23 апреля 2019 года № 226 кафедру автомобильного транспорта с 03 июня 2019 года переименовали в кафедру тракторов и автомобилей.
Кафедра является выпускающей по следующим направлениям:
Эта работа сопряжена с разработкой новых авторских курсов, особенно актуальных при подготовке магистров и аспирантов. Совершенствуется материально-техническая база кафедры, производится модернизация компьютерной техники, налаживаются контакты с предприятиями и организациями, позволяющими совершенствовать учебный процесс.
Штат профессорско-преподавательского состава на начало 2019-2020 учебного года насчитывает 19,3 штатных единицы, учебно-вспомогательного персонала 12 человек. В настоящее время на кафедре по очной и заочной форме обучается 6 аспирантов, 5 докторантов, 4 соискателя. В настоящее время на кафедре работает 7 профессоров, 12 доцентов. Остепененность кафедры составляет 95 %: 6 докторов и 14 кандидатов наук. Средний возраст профессорско-преподавательского состава кафедры составляет 49 лет, а с учетом учебно-вспомогательного персонала – 46 лет.
Основным направлением научной деятельности на кафедре является ресурсосбережение в сельскохозяйственном производстве и рациональное использование транспорта. Одним из основных путей снижения негативного влияния автомобиля на экологию является использование альтернативных экологически более чистых видов моторного топлива.
Большое внимание уделяется замещению традиционных дизельных топлив на газообразные и созданию комбинированных энергоустановок.
Начатые нами исследования дают возможность говорить о начале работы в рамках научного направления «Энергосберегающие системы на транспорте».
В этом направлении разработана концепция создания комбинированных энергоустановок для использования в тягово-транспортных средствах. Изготовлена экспериментальная модель комбинированной энергоустановки на базе автомобиля «Нива».
Дальнейшие исследования по этому направлению посвящены разработке мероприятий по обеспечению эффективной работы комбинированных энергоустановок, предназначенных для сельскохозяйственной техники. Нестационарный характер нагрузки сельскохозяйственных машин вызывает необходимость резервирования некоторой части мощности тракторного двигателя для преодоления систематически возникающих пиковых сопротивлений движению. Нами дано теоретическое обоснование и разработана концепция и принципиальная схема гибридного трактора.
Результатом научных исследований стало создание экономичного, экологически чистого и бесшумного электротрактора на базе самого популярного в сельском хозяйстве трактора Belarus-920.
В рамках исследований на кафедре мы открыли новое научное направление «Разработка транспортных и технологических процессов утилизации техники», весьма актуальное для нашей страны, где 60…70 % парка уже требует списания. По данной тематике разработаны программные и аппаратные средства управления процессами сбора отходов, списываемой техники, с учетом минимизации расходов на перевозку. Ведутся исследования по разработке технологических процессов утилизации различных видов техники на предприятиях технического сервиса.
Совместно с Санкт-Петербургским аграрным университетом научно обосновали и разработали концепцию использования в качестве газомоторного топлива сжиженного метана. В этом направлении разработали ряд конструктивных решений, а именно, предложили усовершенствованную систему электронного управления газового двигателя и систему непосредственного впрыска метана в камеру сгорания.
Еще одним направлением научной работы на кафедре является улучшение эксплуатационных показателей автомобилей путем совершенствования охлаждающих систем.
В настоящее время, на кафедре удалось сохранить систему обучения в специализированных аудиториях и лабораториях, и их оформление продолжает совершенствоваться. Хорошо оформленная специализированная аудитория позволяет студенту сразу при входе в неё погружаться в тему предмета и непроизвольно включаться в процесс обучения. А это дополнительный рычаг решения основной нашей задачи. Аудитории и лаборатории кафедры переоснащаются современной материальной частью, в чем оказывают помощь известные фирмы: Концерн «Тракторные заводы», AGCO, CLAAS, John Deere, где успешно работают наши выпускники. У нас с ними общие интересы. Им нужны квалифицированные кадры, хорошо знающие их технику и умеющие её правильно эксплуатировать, а нам необходимо готовить кадры на современной технике и тогда эти кадры будут востребованы в хозяйствах и на предприятиях нашей страны и за рубежом.
С 2002 года работает постоянно действующий семинар «Чтения академика В. Н. Болтинского», основное заседание которого традиционно проводится в конце января каждого года. Кроме основного заседания могут проводиться специализированные и выездные для рассмотрения отдельных значимых вопросов. На семинаре докладываются результаты работ ученых НИИ, вузов, аспирантов, магистров и студентов.
Кафедрой проводится активная работа по разработке и внедрению мультимедийных средств обучения в учебный процесс. Разработано более 40 мультимедийных, обучающих, расчетных и тестирующих программных средств. Большинство программ разработано студентами вуза под руководством преподавателей кафедры.
Современные технологии позволяют существенно ускорить процесс освоения нового материала, но без практических навыков этим знаниям сложно удержаться в сознании студента.
Результаты научно-практической работы студентов, магистров и аспирантов на кафедре докладываются на ежегодных студенческих конференциях и наиболее интересные разработки находят свое внедрение на кафедре.
В 2007 году по инициативе кафедры был организован студенческий отряд «АгроТех», который успешно работает и помогает кафедре в проведении учебной практики, обучая студентов навыкам вождения техники и показывая пример освоения профессиональных навыков. Подбор и воспитание коллектива отряда остается постоянной задачей сотрудников кафедры. Кроме того, отряд принимает активное участие в подготовке студенческих групп к студенческим олимпиадам аграрных вузов, на которых они занимают призовые места.
Кафедра тракторов и автомобилей провела профориентацию в формате репортажа
Сотрудники кафедры пригласили школьников, учащихся техникумов и колледжей познакомиться с направлением подготовки инженеров по эксплуатации автомобильного транспорта.
Помимо приветствия дирекции ИМЭ имени В.П. Горякина, обращения заведующего кафедрой тракторов и автомобилей, Академика РАН, профессора Отари Назировича Дидманидзе и рассказа о правилах и сроках приема документов в 2021 году от заместителя директора по практике и профориентационной работе института Юлии Сергеевны Коротких, слушателей ждал необычный формат проведения онлайн-мероприятия.
Для того, чтобы абитуриенты смогли подробнее познакомиться с учебным процессом, кандидат техниеских наук, доцент кафедры тракторов и автомобилей Олег Петрович Андреев подключился к общению с абитуриентами из новой лаборатории кафедры «Диагностика и обслуживание автомобилей». Он показал, как проходят лабораторные занятия и продемонстрировал работу оборудования.
Кандидат техниеских наук, доцент кафедры тракторов и автомобилей Роман Николаевич Егоров по онлайн-связи из лаборатории с электромобилем рассказал о его обслуживании и диагностике неисправностей.
Студенты Института Алексей Куриленко и Кристина Ишуточкина поделились своими впечатлениями о студенческой жизни в университете.
По словам Кристины Ишуточкиной, динамично развивающаяся кафедра тракторов и автомобилей позволила ей раскрыть свой потенциал в научной деятельности, что помогает ей в поиске научных идей и решений.
Алексей Куриленко поделился итогами прохождения производственной практики в агрохолдинге «ГК ПРОДИМЕКС». Он успешно применял полученные в институте теоретические знания в процессе работы с современной сельскохозяйственной техникой.
Кафедра тракторов и автомобилей поблагодарила всех участников онлайн-мероприятия и пригласила будущих абитуриентов поступать на свои направления подготовки.
История
Кафедра технической эксплуатации технологических машин и оборудования природообустройства образована в 2014 году в результате объединения трёх кафедр: технологии металлов и ремонта машин, тракторы и автомобили, электротехники, электрификации и автоматизации гидромелиоративных систем.
Кафедра технологии металлов и ремонта машин
Кафедра была основана в 1963 г. на факультете механизации. Ее организатором и первым заведующим кафедрой был профессор, кандидат технических наук Всеволод Михайлович Саньков, которой заведовал более 30 лет. За эти годы он подготовил большое количество аспирантов и научных сотрудников, многие из которых стали преподавателями.
Работая много лет в должности декана факультета, он большое внимание уделял качеству обучения студентов, развитию материально-технической базы кафедр факультета, подбору квалифицированных преподавателей, развитию научно-исследовательской работы.
По учебникам М. Санькова учились студенты всех механических факультетов сельскохозяйственных вузов страны. В области ремонта сельскохозяйственных и мелиоративных машин он был одним из ведущих специалистов в стране.
Несмотря на большую известность и непререкаемый авторитет, он всегда оставался доброжелательным человеком, никогда не отказывал в помощи и стремился привить такие же черты сотрудникам кафедры и факультета.
В 1991 г. Всеволод Михайлович ушел на заслуженный отдых, на кафедре продолжают работать его ученики и воспитанники: 4 профессора, 5 доцентов, 2 старших преподавателя и ассистенты.
С 1991 г. кафедру возглавляет профессор, доктор технических наук Владимир Алексеевич Евграфов.
Кафедра тракторов и автомобилей
Кафедра была основана в 1964 г. доцентом, кандидатом технических наук Всеволодом Ивановичем Прокофьевым, который бессменно руководил ею до 1976 г. С 1976 г. по 1991 г. кафедрой руководил известный ученый, один из ведущих специалистов с мировым именем в области теории взаимодействия автомобильного колеса с опорной поверхностью, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Владимир Иванович Кнороз.
В.И. Кнороз родился 12 июля 1914 г. в Белоруссии в бедной крестьянской семье. Окончив в 1935 г. МВТУ им. Баумана – факультет «О» по специальности «Автомобильные движители», поступил на работу инженером в НАМИ (в отдел шин и колес). В период Великой Отечественной войны В.И. Кнороз возглавлял отдел испытаний двигателей Челябинского танкового завода. После войны вернулся в НАМИ и продолжил работу в области взаимодействия колес с поверхностью. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1974 г. – докторскую диссертацию. За время работы на кафедре он подготовил 14 кандидатов и 3 докторов технических наук, организовал лабораторию по испытанию крупногабаритных шин. В.И. Кнороз выполнял работы по хоздоговорной тематике с НАМИ, НИИ КГШ (г. Днепропетровск), ПФ НАТИ (г. Чехов Московской области), Московским шинным заводом, Белорусским СИМ, Ташкентским ИИИМСХ, Андижанским СХИ, Джамбулским ГУ и др. В.И. Кнороз опубликовал более 200 научных трудов, в том числе фундаментальные монографии «Работа автомобильной шины» и «Колеса и шины». За свой многолетний плодотворный труд В.И. Кнороз награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почета» и многими медалями.
С 1991 по 1996 г. кафедру возглавлял профессор, доктор технических наук Валентин Валентинович Попов. С 1996 г. по 2013 кафедрой заведовал доцент Евгений Иванович Выбрик, специалист в области теплотехники, теории и эксплуатации тракторов и автомобилей.
Долгое время на кафедре работал профессор, кандидат технических наук, заслуженный работник высшей школы РФ – Михаил Андреевич Кульчев, специалист в области создания и применения современных горюче смазочных материалов для транспортных и базовых машин, продолжительное время работал деканом механического факультета, который пользуется огромным авторитетом у студентов и сотрудников университета.
Кафедра электротехники, электрификации и автоматизации гидромелиоративных систем
Кафедра ведет свое начало с 1920 г. – со времени создания в Московской сельскохозяйственной академии кафедры электротехники с учебными и научно исследовательской лабораториями.
Создателем кафедры был профессор Николай Андреевич Артемьев – один из крупнейших русских электротехников конца ХIХ – начала ХХ столетия, внесший заметный вклад в становление и развитие отечественной энергетики, в электрификацию сельского хозяйства и быта. С 1920 г. по 1930 г. под его руководством формировалась первая плеяда педагогов по электротехнике и электрификации сельского хозяйства для сельскохозяйственных вузов, готовились инженерные кадры, формировался первый отряд молодых ученых школы Н.А. Артемьева.
С 1947 г. кафедра называлась «Электрические станции и электротехника», руководил кафедрой (до 1966 г.) профессор Михаил Федорович Поярков. Под его руководством были проведены исследования по вопросам гидроэнергетики, в частности, были исследованы гидроузлы и турбинные блоки Каховской, Ангарской и Чебоксарской гидроэлектростанций. В середине 1960 х годов заметно ослабла тенденция строительства мелких и средних гидроэлектростанций, и кафедра стала называться «Общая и специальная электротехника».
Руководил кафедрой с 1966 г. по 1979 г. профессор Борис Васильевич Беляев. Под его руководством получила развитие методическая и лабораторная база кафедры. Лаборатории электротехники, электропривода и автоматики были оснащены стендами и электрооборудованием для проведения полного цикла лабораторных работ по изучаемым дисциплинам, были разработаны методические указания и учебные пособия.
С 1979 г. по 1994 г. кафедрой, которая стала называться «Электротехника, электрификация и автоматизация гидромелиоративных систем», руководил академик ВАСХНИЛ, профессор Леонид Георгиевич Прищеп. Он создал научную школу по энергетике защищенного грунта, электротехнологии в сельском хозяйстве, эксплуатации электродвигателей, экологически чистым электрофизическим методам борьбы с вредителями и болезнями растений и животных. Им было подготовлено более 50 кандидатов и 10 докторов наук. Научная деятельность Л.Г. Прищепа была тесно связана с производством. Его «Учебник сельского электрика», вышедший шестью изданиями общим тиражом около одного миллиона экземпляров, является настольной книгой электриков как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях народного хозяйства.
С 1994 г. по 2013 г. кафедрой руководил профессор Василий Васильевич Голобородько – специалист в области эксплуатации электрооборудования сельскохозяйственного производства и повышения его надежности.
Кафедра тракторов и автомобилей представит учебно-тренировочный полигон Гостехнадзору
По поручению ректора Российского государственного аграрного университета- МСХА имени К.А.Тимирязева, Академика РАН, В.И.Трухачева кафедра тракторов и автомобилей провела выездное заседание. В повестке значился вопрос подготовки учебно-тренировочного комплекса к проверке Гостехнадзора.
Особое внимание докладчиков было уделено готовности техники, технических средств и сооружений, предназначенных для обучения вождению и проведения экзаменов по первоначальным навыкам управления самоходными машинами. Учебно-тренировочный комплекс обустроен стационарным оборудованием и разметкой для выполнения испытательных упражнений и учебных планов при обучении по программам «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» всех категорий, а также «Машинист бульдозера», «Водитель погрузчика», «Машинист экскаватора».
О готовности техники доложил заведующий учебной лабораторией кафедры тракторов и автомобилей Анатолий Николаевич Симоненко, оснащении полигона – доцент кафедры Николай Николаевич Пуляев, методического материала – заместитель директора по методической работе Института механики и энергетики имени В.П. Горячкина, доцент кафедры Екатерина Петровна Парлюк.
Подводя итоги заседания, заведующий кафедрой, Академик РАН О.Н. Дидманидзе особо поблагодарил ректора Университета за неоценимую помощь и поддержку.