Как пользоваться газовым оборудованием на автомобиле
Правила эксплуатации автомобилей, работающих на ГБО.
Порядок запуска ГБО в работу карбюраторного автомобиля
Запуск холодного двигателя необходимо (при температурах ниже + 7-10 градусов) и желательно в принципе производить на бензине с последующим прогревом до температуры 40-50 градусов. 3атем коммутатор (переключатель в салоне) переводится в среднее положение, происходит выработка бензина из поплавковой камеры. Как только автомобиль начнет работать с перебоями, перевести коммутатор в положение «газ». Допускается пуск прогретого двигателя на газе. При парковке на ночь автомобиль следует перевести на бензин. Для этого увеличить обороты двигателя до 3000-3500 об/мин, коммутатор (переключатель) перевести в положение «бензин», минуя выработку, и подождать заполнения бензином поплавковой камеры.
Порядок запуска ГБО инжекторного автомобиля (система 2-го поколения)
Инжекторный автомобиль оснащается двухпозиционным автоматическим переключателем (коммутатором) газ-бензин. Когда переключатель находится в положении бензин, машина работает только на бензине (горит красная сигнальная лампа на знаке бензин). Для перевода автомобиля на газ необходимо следующее:
Порядок запуска ГБО инжекторного автомобиля (система лямбда-контроля)
Инжекторный автомобиль, оснащенный системой лямбда–контроля, переходит на питание газом следующим образом:
Порядок запуска ГБО инжекторного автомобиля (система распределенного впрыска газа 4-е поколение)
Инжекторный автомобиль, оснащенный системой распределенного впрыска газа переходит на питание газом также как автомобиль оснащенный системой лямбда – контроля, за исключением возможности автоматического возврата на питание бензином по окончании газа (датчик давления газа следит за давлением газа на форсуночной рейке, и если давление падает ниже нормы и держится определенное время, которое устанавливается программно – дает команду перейти на питание бензином, при этом система издает звуковой сигнал в салоне автомобиля, а зеленый светодиод на панели переключателя вида топлива моргает).
Основные требования по безопасности (1-ое – 2-ое и третье поколение)
4-ое поколение газовый инжектор
Запрещается эксплуатация газового ижектора без фильтра тонкой очистки, что может привести к выходу из строя газовых форсунок.
Запрещается устанавливать плавкий предохранитель номиналом больше 15 ампер, это может привести к выходу из строя блока управления.
Полезные советы
Общие требования по безопасности
Как правильно эксплуатировать ГБО 2-4 поколения на авто
Соблюдение определенных правил при эксплуатации машины с ГБО является залогом её экономичной, безопасной, а также безотказной работы.
О том, как пользоваться газовым оборудованием на автомобиле и какие дополнительные меры безопасности нужно соблюдать пойдет речь в данной статье.
Схема включения ГБО
Подбор поколения газовой системы зависит от типа двигателя авто. Газобаллонная установка с 1-го по 3-е поколение ставиться как на инжекторные, так и карбюраторные машины. Современная система распределённой подачи топлива (4-ая генерация) подходит только для инжекторных моторов.
В зависимости от вида ДВС и способа подачи газа, включение ГБО разных поколений имеет ряд принципиальных отличий.
Карбюраторный двигатель
Пуск эжекционного оборудования (1,2,3 поколение) на карбюраторе происходит в принудительном режиме.
Функционал таких установок позволяет заводить авто сразу на газе. Однако для сохранения мембраны редуктора-испарителя, запуск не прогретого двигателя (при любом поколении) рекомендуется осуществлять на бензине, особенно если температура окружающей среды ниже 0°C.
Чтобы включить газовое оборудование на карбюраторной машине нужно, после прогрева мотора от 35°С и выше перевести клавишу газ/бензин в нейтральное положение «0».
Таким образом, гаснет красный светодиод на корпусе кнопке, что свидетельствует о выключении бензинового клапана. После чего происходит вырабатывание штатного топлива из поплавковой камеры карбюратора.
Если сразу активировать режим «газ», двигатель может заглохнуть. Так как в камеру сгорания поступит два вида топлива.
Затем, не дожидаясь топливного голодания ДВС (приходит с опытом), необходимо переключить тумблер в режим подачи газа «II». Загорается зеленая индикация, которая сигнализирует о включении газового клапана.
Чтобы обратно перейти с газа на бензин нужно переключить клавишу в положение «I», минуя нейтральную позицию.
После остановки ДВС кнопка автоматически отключает газовый клапан.
Для запуска мотора на газовом топливе, у карбюраторных коммутаторов существует функция предпусковой подачи. Работает она следующим образом, в положении переключателя «II», нужно включить зажигание, после смены зеленого цвета индикатора на жёлтый можно заводить авто.
Второе поколение на инжекторной системе
Коммутатор газовой системы для инжектора также имеет три положения:
У разных производителей порядок режимов может отличаться.
При полуавтоматическом положении переключателя происходит запуск автомобиля сразу с бензинового топлива. Сделано это для прогрева силовой установки и редуктора ГБО соответственно. После повышения оборотов двигателя (перегазовка), машина переходит на газ. Количество оборотов регулируется при помощи потенциометра.
Инструкция для 4-го поколения
Газовое оборудование четвертого поколения работает полностью в автоматическом режиме. При нажатии кнопки ГБО, автомобиль заводится на бензине, а после нагрева редуктора-испарителя включается газ. Обратный переход возможен прямо в движении, путем деактивации переключателя вида топлива.
Температура переключения программируется при настройке оборудования.
Чтобы принудительно завести двигатель, используя газ, система ГБО 4 имеет функцию аварийную пуска.
Основные правила использования газового оборудования на авто
Чтобы беспроблемно ездить на машине с газовым оборудованием важно правильно и вовремя его обслуживать, что сюда входит:
Техобслуживание газовой системы желательно проводить при пробеге от 7до 10 тысяч км. На практике цифра может меняться, сильно зависит от качества газа и используемых расходных материалов.
Своевременность замены фильтрующих элементов и проверка системы на герметичность это основные требования, которые необходимо соблюдать в машине с ГБО. Тем более что эти работы легко можно выполнить самостоятельно.
Особенно стоит обратить внимание, если автомобиль куплен с рук. Не зависимо от мнения предыдущего владельца, нужно проверить и заменить фильтры.
Кроме смены фильтров для ГБО 2 поколения требуется слив конденсата из испарителя.
Также для безопасности имеет большое значение переосвидетельствование газовой ёмкости. Периодичность для пропановых баллонов составляет один раз в 2 года, для метановых от 2-5 лет (зависит от материала изготовления).
Покупая б/у авто с газовой системой, не стоит забывать, что сосуды имеют свои сроки годности. Вся информация должна присутствовать в паспорте баллона (табличка на баке).
Ко всему прочему для правильной и безопасной эксплуатации машины с ГБО установкой нужно придерживаться некоторых правил:
Применимо к инжекторным авто:
Бензиновые форсунки (особенно актуально для машин с непосредственным впрыском) и наос охлаждаются при постоянной циркуляции бензина. Малое количество топлива может повлечь перегорание насоса или выход из строя форсунок.
Также не стоит специально отключать бензонасос. Манипуляции путем подключения насоса через реле или полной его деактивации (можно вынуть предохранитель) ни к чему хорошему не приведут. В экстренной ситуации, к примеру, обгон, газ может закончиться, а насос, даже если включится, скорее всего, не успеет создать нужное давление.
Техника безопасности при эксплуатации авто с ГБО
Эксплуатация комплекта ГБО, работающего под давлением 1,6 МПа (16 кг см 2), должна осуществляться в соответствии с требованиями настоящей инструкции.
Следует обращать особое внимание на герметичность соединений трубопроводов, газовых и бензиновых Клапанов, редуктора-испарителя и надёжное крепления газового баллона. Появление утечек при ежедневном осмотре можно обнаружить по запаху, создаваемому одорантом, добавляемым в газ. Не допускается эксплуатация автомобиля на газовом топливе с истекшим сроком испытания газового баллона. Баллоны подлежат периодическому освидетельствованию в сроки, установленные «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (один раз в два года). Освидетельствование производится на специальных испытательных пунктах, имеющих разрешение местных органов Госгортехнадзора. Дата проверки и клеймо наносятся на пластине, расположенной на обечайке баллона. Необходимо периодически очищать фильтрующие элементы, чтобы предотвратить повреждения клапанных механизмов механическими примесями. Расходный вентиль на мультиклапане необходимо открывать полностью, чтобы избежать дросселирования газа при проходе через него.
ПРИМЕЧАНИЕ: Не рекомендуется закрывать расходный вентиль без необходимости. Закрывать его следует при длительной стоянке, при въезде в закрытое помещение, а также в случае неисправности газовой системы. После закрытия расходного вентиля необходимо выработать газ из системы, и после остановки двигателя переключить его питание на бензин.
Прежде чем приступить к проверке или ремонту электрооборудования автомобиля, необходимо перевести двигатель на питание бензином и проверить подкапотное пространство на наличие утечки газа.
Сварочные, окрасочные работы (включая горячую сушку), а также работы с электродрелью, другими инструментами и абразивными материалами, дающими искрение, производятся на ГБТС с дегазированными баллонами. В случае возникновения на автомобиле пожара необходимо немедленно выключить зажигание, закрыть расходный вентиль на мультиклапане и приступить к тушению пожара.
Автомобиль должен быть укомплектован хладоновым или порошковым огнетушителем ёмкостью не менее 2-х литров.
Газ пропан-бутан, выходя в атмосферу в виде жидкости, испаряется, интенсивно отнимая тепло от окружающей среды. Попадание струи сжиженного газа на тело человека может вызвать обмораживание.
Избегайте того, чтобы бензиновый бак полностью опустошался.
Как для версии на LPG, так для версии на CNG необходимо всегда поддерживать количество бензина-1/4 или 1/2 бака и периодически пополнять его.
Работа двигателя на газе при неисправном газовом оборудовании.
Ставить автомобиль с неисправным газовым оборудованием в закрытое помещение.
Производить ремонт, подтяжку соединений газового тракта, замену элементов и агрегатов газового оборудования при наличии газа под давлением в системе питания.
Производить выпуск газа из баллона и из системы в закрытом помещении. Использовать открытое пламя для проверки герметичности соединений или прогрева двигателя в холодное время года.
Эксплуатация автомобиля с ГБО.
ЗAПPАВКА ГАЗОВОГО БАЛЛОНА.
При заправке газового баллона до максимального уровня происходит автоматическое прекращение подачи газа в результате срабатывания отсечного клапана.
После окончания заправки необходимо закрыть запорный кран заправочного пистолета и осторожно его отсоединить, поскольку в этот момент происходит выброс газа. Заправив баллон, не забудьте завернуть пробку, закрывающую заправочное устройство.
ПРИМЕЧАНИЕ: Не рекомендуется закрывать наполнительный вентиль без необходимости.
При обнаружении неисправностей обратных клапанов выносного заправочного устройства и мультиклапана для их устранения необходимо обратиться в специализированную мастерскую.
При заправке категорически запрещается:
— курить и пользоваться открытым огнем;
— производить какой-либо ремонт автомобиля или ГБО;
— стучать металлическими предметами по аппаратуре;
— выполнять заправку путем переливания или перекачки газа из одного баллона в другой.
Количество газа в баллоне контролируется с помощью указателя уровня его заполнения, который расположен на мультиклапане и имеет градуировку. Указатель уровня заполнения баллона ГСН выполненный в виде стрелки с закрепленным на ней постоянным магнитом. Стрелка находится на наружной стороне корпуса мультиклапана и закрыта прозрачной крышкой. Вращение стрелки задается через стенку корпуса мультиклапана другим магнитом, закрепленным на оси ведомой конической шестерни, привод которой осуществляется поводком поплавка. Порой, смещение магнита искажает реальные показания количества газа в баллоне, поэтому неточность указателя стрелки не считается неисправностью и соответственно гарантийному ремонту не подлежит.
Пуск, остановка двигателя, перевод питания двигателя с одного вида топлива на другое.
Пуск прогретого двигателя (температура охлаждающей :жидкости равна или больше + 60 град. С).
Пуск прогретого двигателя на газе не отличается от пуска двигателя на бензине. Необходимо перевести клавишу переключателя в положение ГАЗ и, не трогая педали акселератора, включить стартер на 3 … 5 сек. Если двигатель не запустился с первой или второй попытки, вытянуть рукоятку управления воздушной заслонкой карбюратора на 1/4 ее хода и вновь включить стартер. Как только двигатель начнет работать, убрать рукоятку управления воздушной заслонкой до отказа, одновременно нажимая на педаль акселератора настолько, чтобы двигатель начал устойчиво работать.
Пуск холодного двигателя (температура охлаждающей жидкости ниже + 60 град.С). Пуск холодного двигателя и его прогрев до +60 град. С. производится на бензине.
При достижении температуры охлаждающей жидкости + 60 град.С. работа двигателя переводится на газ. Остановка двигателя при кратковременной стоянке автомобиля.
Остановку двигателя следует производить выключением зажигания.
Перед длительной стоянкой (на несколько дней) необходимо выработать жидкую фазу из трубопровода между мулътиклапаном и электромагнитным газовым клапаном. Для этого следует закрыть расходный вентиль на мультиклапане и выработать газ из системы до остановки двигателя.
Перевод питания двигателя с одного вида топлива на другой.
Для перевода питания :двигателя с бензина на газ необходимо при работающем двигателе перевести клавишу переключения клапанов в нейтральное положение и выработать бензин из поплавковой камеры. При первых признаках перебоев в работе двигателя перевести клавишу в положение ГАЗ. Для перевода питания двигателя с газа на бензин необходимо при работающем двигателе повысить частоту вращения коленчатого вала и перевести клавишу из положения ГАЗ в положение БЕНЗИН.
Хранение автомобиля с ГБО
Хранение автомобиля, оборудованного ГБО, допускается как на открытых площадках, так и в помещениях (гаражах). Помещения по взрывопожарной и пожарной опасности должны соответствовать категории «В» требований Общесоюзных норм технического проектирования «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной опасности» ОТП 24-86.
При хранении автомобиля на открытой площадке останавливать двигатель следует выключением зажигания.
При хранении автомобиля в закрытом помещении необходимо соблюдать следующий порядок въезда и выезда:
— перед въездом в гараж перекрыть заправочный и расходный вентили на мультиклапане, выработать газ из системы до остановки двигателя, запустить двигатель на бензине и все перемещения автомобиля внутри гаража осуществлять только на бензине:
— при выезде из гаража запустить двигатель на бензине, перевести двигатель на газ после выезда из помещения:
— внутри гаража запрещается открывать вентили баллона и запускать двигатель на газе.
Я перевела машину на газ
Я перевела машину на газовое топливо и за полтора года сэкономила 26 тысяч рублей.
Еще несколько лет назад я понятия не имела, сколько стоит литр бензина, где менять масло и как часто проходить техническое обслуживание. Но я всегда хотела ездить за рулем. Для меня это свобода, возможность перемещаться без ограничений и ни от кого не зависеть.
Потом я стала водителем и поняла, что независимость эта условная. Зависишь от машины, ее технического состояния и обслуживания. А еще от цен на топливо: в России бензин не дешевеет. Тогда я попыталась решить хотя бы проблему с топливом — отказалась от бензина и установила на свой автомобиль газобаллонное оборудование (ГБО).
Я расскажу, как это сделать, сколько мне удалось сэкономить и когда это все окупится.
В целом алгоритм такой:
Что такое ГБО
ГБО — это специальное оборудование, которое позволяет автомобилю работать не только на жидком топливе, например на бензине или солярке, но и на газе. В большинстве случаев для монтажа газовой аппаратуры систему питания двигателя жидким топливом демонтировать не требуется — они друг другу не мешают. Машина получает возможность ехать на газе, но если газ в баллоне закончится, то автомобиль продолжит движение на жидком топливе.
Из чего состоит. ГБО состоит из баллона для газа, редуктора, форсунок, электронного блока и индикатора уровня газа в баллоне. В ГБО поздних поколений входит также насос высокого давления для газа.
Принцип работы и устройство ГБО. В автомобиль устанавливается баллон для газа. Из него газ поступает в редуктор, где он подогревается охлаждающей жидкостью из системы охлаждения автомобиля. Затем газ поступает в форсунки, которые впрыскивают его в цилиндры. Дальше газ поджигает свеча зажигания — двигатель работает. Всем процессом управляет электронный блок.
Поколения ГБО и виды систем в зависимости от используемого газа
В технике я не сильна, но знакомые автомеханики объяснили мне, что существует несколько поколений ГБО.
ГБО первого, второго и третьего поколения в настоящее время можно увидеть только на старых автомобилях. Электронное управление впрыском газа в них либо отсутствовало вообще, либо было, но управляло механическими форсунками, которые впрыскивали газ в цилиндры. Сейчас такое ГБО уже почти никто не устанавливает.
ГБО четвертого поколения обзавелось электронными мозгами и электромагнитными форсунками для впрыска газа. Оно считается более надежным и более экономно расходует газ.
ГБО пятого получило собственный насос высокого давления для газа.
ГБО шестого поколения кроме насоса высокого давления обзавелось еще и собственными форсунками, которые позволяют обходиться вообще без бензина.
Какое лучше выбрать. У меня проблемы выбора не было: заправок с метаном в моем городе нет, а установщики предлагали поставить ГБО только четвертого поколения.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Стоит ли устанавливать ГБО
Для начала я пообщалась с несколькими знакомыми автомеханиками и спросила у них, как лучше экономить на топливе. Волшебные присадки для топлива и чудодейственные устройства отпали сразу. Мне объяснили, что машина не знает, что в нее залили волшебную присадку или установили магнитную прокладку, которая якобы поможет сэкономить 110% бензина. В лучшем случае расход бензина просто не изменится.
А основных методов экономии два:
Переход на газ показался мне хорошей идеей.
Что сделать перед переходом на газ
Для начала я рекомендую посчитать, насколько выгодно это будет лично для вас, и изучить плюсы и минусы.
Установка оборудования стоит от 30 до 50 тысяч в зависимости от модели автомобиля и объема устанавливаемого баллона. Экономический эффект будет виден не сразу: если ездить редко, переход окупится только через несколько лет.
Я рассуждала следующим образом: если машину эксплуатировать в режиме «дом — работа — магазин — дом», пробег будет небольшим и окупать ГБО я буду очень долго. Но я как раз сменила работу и устроилась торговым представителем — по работе приходилось много ездить. Я прикинула: примерный пробег будет больше 20 000 км в год, а менять машину в ближайшие несколько лет я не планирую — так что ГБО должно окупиться.
Плюсы и минусы ГБО
Я начала изучать форумы и задавать специалистам вопросы, которые меня волновали.
Портит ли газ двигатель автомобиля. Как мне объяснил автомеханик, портить двигатель может только ГБО старого образца, которое уже давно не выпускают. Современное оборудование оснащено компьютером, который управляет подачей газа.
Наоборот, многие говорят, что ресурс двигателей на газе намного выше за счет того, что газ не смывает смазку с поршней. Так это или нет — мне сказать сложно, но у меня проблем с двигателем не возникало.
По своему опыту могу сказать, что газ меньше загрязняет моторное масло. Когда я меняю масло, меня всегда спрашивают, почему я слишком рано это делаю. А еще мне показали для сравнения отработанное масло с других машин — оно черного цвета, а мое — темно-желтое. В итоге я увеличила пробег от замены до замены масла с 10 тысяч километров до 11.
Еще автомеханик рассказал мне, что высокое октановое число газа тоже хорошо сказывается на работе двигателя. Октановое число газа — 110. Бензина с таким октановым числом на заправках просто нет. Если объяснять простыми словами, топливо с низким октановым числом может воспламеняться просто от сжатия в цилиндре. Это плохо: двигатель работает неровно, снижается его ресурс, а расход топлива возрастает.
Высокооктановое топливо воспламеняется в цилиндре только тогда, когда его подожжет искра от свечи зажигания, а не тогда, когда захочет. В результате перехода на газ может исчезнуть неприятный звук в двигателе, который многие называют стуком пальцев. Пробег до капитального ремонта двигателя при этом увеличивается. Мне приятно думать, что все будет работать именно так, но проверить это на практике мне сложно. Поэтому просто верю на слово.
Опаснее ли ездить с газовым баллоном. Этот вопрос я обсудила в нескольких автосервисах — мне сказали, что машина замечательно горит независимо от типа топлива. Но основная причина возгораний — это не газ и не бензин. Пожар чаще всего возникает из-за неисправной электропроводки. А в этой ситуации без разницы, чем заправлена машина: она в любом случае может сгореть. Сами по себе ни бензин, ни газ, ни дизельное топливо не загорятся — нужен источник огня.
Газовый баллон изготовлен из высококачественной толстой стали. Бензобаки современных машин делают из пластика. Соответственно, газовый баллон прочнее. При его повреждении, например при ДТП, газ просто улетучится в атмосферу. Бензин же вытечет и останется в виде лужи под машиной — при пожаре это намного опаснее.
Много ли места займет установка. Установка баллона в малолитражную автомашину может полностью лишить ее багажника. Здесь я подошла с точки зрения математики. Объем багажника моей машины — 386 л. Объем газового баллона — 50 л, при установке его в багажник свободными остаются еще 336 л. В моем случае этого хватает с запасом: я редко заполняю багажник под завязку.
Еще бывают тороидальные баллоны для газа — они по форме как запасное колесо и устанавливаются как раз вместо него. За счет них можно сохранить полезный объем багажника. Но я все-таки решила не отказываться от запаски и выбрала обычный баллон.
Изменится ли стоимость страховки. Не изменится. При расчете цены полиса тип топлива не учитывается. Бензиновый двигатель, дизельный или газовый — роли не играет.
Будет ли действовать гарантия на автомобиль. У меня все равно не было гарантии, поэтому я узнавала это из любопытства. Выяснилось, что все зависит от дилера, который проводит гарантийное обслуживание: одним дилерам все равно, другие могут снять автомобиль с гарантии. Третьи сами оказывают услуги по установке ГБО на автомобили, которые продают. Лучше уточнять этот вопрос у своего дилера.
Еще важно учитывать, удобно ли расположена АГЗС, на которой вы планируете заправляться. В моем случае АГЗС находилась на той же территории, что и обычная заправка, где я заливала бензин, — так что в этом плане ничего не поменялось.
В результате я окончательно решила, что установка ГБО поможет мне сэкономить, и начала искать, кто мне это оборудование установит.
Как выбрать фирму для установки ГБО
У меня абсолютно не было опыта в автомобильных вопросах, поэтому обслуживание моего автомобиля в целом выглядело как увлекательный квест. В один прекрасный момент начинает казаться, что и едет машина как-то не так, и звуки какие-то странные из-под капота, и брякает что-то в районе левого заднего колеса. А может, и не левого.
Собственно, из-за отсутствия опыта я сразу отмела вариант самостоятельной установки оборудования. Еще можно было обратиться к гаражным умельцам, но гарантий качества — никаких. Не факт, что после этого автомобиль пройдет техосмотр, а без него ГИБДД не внесет изменения в документы. Но это не главное. Некачественная установка оборудования может привести к пожару и взрыву.
Поэтому я решила выбирать надежную станцию технического обслуживания. Чем-то этот выбор похож на выбор психоаналитика или юриста: предложений на рынке много, но кто оказывает услуги качественно, а кто нет — непонятно.
Критерии подбора автосервиса мне подсказал тот же автомеханик, который помог с выбором машины. Он руководствовался своим опытом, но, возможно, этот опыт пригодится и другим:
В ситуации с установкой ГБО добавились еще требования:
стоила установка ГБО
Как оформить
Вот что надо сделать:
Предварительная экспертиза. Специальная организация должна дать заключение о том, что вот на этот конкретный автомобиль в принципе можно установить ГБО. Если машина, например, очень старая, или очень редкой модели, или в ее конструкции есть элементы, не предназначенные для работы с ГБО, могут дать и отрицательное заключение. Но в моем случае обошлось без проблем.
Такую организацию мне самой искать не пришлось. У фирмы, где я заказала установку, был договор с подходящей. Стоимость экспертизы просто включили в стоимость работ. Работы по оформлению документов тоже взяла на себя фирма, занимающаяся установкой оборудования.
С 1 июля 2021 года правила регистрации ГБО изменились. Минпромторг должен создать реестр типовых решений по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо. Если модель вашего автомобиля будет в реестре, сертификация оборудования не нужна и платить придется только за само оборудование и госпошлину за изменение документов. Пока на сайте Минпромторга этот реестр еще не размещен — вероятно, для его создания потребуется время.
Заявление о внесении изменений в конструкцию автомобиля я оформляла сама через сайт госуслуг. Еще с помощью госуслуг я в дальнейшем сэкономила на госпошлине — уплатила ее со скидкой 30%.
Процедура только внешне кажется сложной. На самом деле мне не пришлось разбираться в тонкостях оформления документов. Через день после внесения предоплаты мне позвонили из СТО и сказали, что пакет документов для ГИБДД готов. Я забрала их и отнесла в ГИБДД. Для подачи документов даже не пришлось стоять в очередях — возле дежурной части был специальный почтовый ящик, и я просто бросила их туда.
Еще через несколько дней мне позвонили и попросили забрать ответ. ГИБДД была не против переоборудования, о чем мне выдали специальное свидетельство.
После установки оборудования я приехала в ГИБДД еще раз. Там автомобиль осмотрели, убедились, что оборудование действительно установлено, и проверили документы.
В результате мне заменили свидетельство о регистрации автомобиля, внесли изменения в ПТС и выдали документ о том, что конструкция автомобиля соответствует требованиям безопасности.
За замену и обновление документов нужно платить госпошлину. Это я тоже сделала через госуслуги и сэкономила:
я заплатила за госпошлину
Установка ГБО
В итоге я потратила 43 005 Р : 41 850 Р на установку оборудования и 1155 Р на госпошлины. Установленное оборудование я покажу на иллюстрациях.
Как все это работает
Для водителя ничего не меняется. Я заправляюсь газом и еду — как на любой другой машине. Остается только следить за уровнем газа в баллоне. Баллон на 50 л, но заправлять в него можно не больше 45 л — такие требования безопасности. Но случайно залить больше 45 л водитель тоже не может: в баллоне установлен специальный механизм, который отключает подачу газа, когда его объем в баллоне больше этих 45 л.
максимально возможный объем газа в баллоне по правилам безопасности
Подачу газа из баллона в двигатель я могу отключить, нажав кнопку на приборной панели. Если в топливном баке есть бензин, машина переключится на него. Останавливаться для этого необязательно — переключаться можно на ходу.
Если газ в баке внезапно кончится, компьютер сам переключит двигатель на бензин. Водитель при этом услышит звуковой сигнал, а лампочка на датчике уровня газа погаснет.
Расход газа примерно на 10% выше, чем расход бензина. На практике это означает, что если условный автомобиль расходует 10 л на 100 км пробега, то тот же автомобиль на газе расходует 11 л на 100 км пробега.
«Но у меня не так!»
Любое мнение об обслуживании и эксплуатации автомобиля всегда субъективно, а каждая ситуация уникальна. В статье мы рассказываем не обо всех машинах с ГБО, а об одной конкретной. Вероятно, ваш опыт может отличаться от опыта автора статьи — и если так, милости просим в комментарии.
Особенности обслуживания машины с ГБО
С марта 2018 года по октябрь 2019 я обслуживала систему на той же СТО, где устанавливали оборудование. Неисправностей не было, потребовалось заменить только топливный фильтр. Менять его надо каждые 10 000 км пробега. При этом мне меняли бесплатно, пока действовала гарантия на ГБО.
Зато теперь я экономлю на замене бензинового фильтра — поскольку на бензине я почти не езжу, с момента установки ГБО я не меняла его ни разу.
Сколько стоит установка, оформление и дальнейшее обслуживание
В 2018 году полная стоимость установки оборудования для меня составила 41 850 Р — это с учетом оформления документов.
Поломки машин с ГБО и их причины
Само газобаллонное оборудование не ломалось ни разу. Единственная проблема возникла из-за заправки некачественным газом. Однажды я залила на АГЗС 35 литров газа — и почти сразу после выезда машина отказалась ехать на газе. Компьютер в оборудовании просто прекращал подавать газ в двигатель и автоматически переключал подачу топлива на бензин. Переключение вручную не помогало — подача газа почти сразу отключалась.
В этот день я ездила на бензине до вечера, а потом поехала на СТО выяснять, в чем дело. Хотя рабочий день и закончился, там было весело: много злых водителей материли газовщиков, а не менее злые механики сливали газ из баллонов и меняли фильтры. Оказалось, что дело в некачественном топливе на нашей АГЗС, у всех водителей была одна и та же проблема.
Ничего критичного не случилось — ни один двигатель не пришел в негодность. Денег за работу с меня не взяли, зато записали номер автомобиля. Насколько я понимаю, все работы согласился оплатить владелец заправки, но в детали я не вникала. Главное, что мне платить не пришлось. Потом этот список владелец СТО передал на АГЗС, и пострадавших водителей там заправили бесплатно.
Какой будет экономия
Посчитать с точностью до копейки невозможно. На одном только газе мотор не работает — запускается и прогревается автомобиль только на бензине. Расход бензина небольшой — в мае 2019 года я залила полный бак и до начала осени не израсходовала даже половины. Тем не менее бензин, хоть и в небольшом количестве, все равно нужен.
Возможно, если бы у меня был установлен бортовой компьютер, настроенный на учет расхода газа, расчет был бы более точным. Такие компьютеры существуют, но у меня его нет, и покупать не планирую. Все же экономический эффект можно примерно посчитать.
За полтора года я проехала 32 000 км. Средний расход бензина у меня был 7,8 л на 100 км. Расход газа больше: умножаем расход бензина на 1,15 — получается 8,97 л на 100 км.
я сэкономила за полтора года