Как правильно описать повреждения авто
Приложение 2. Типовые определения и характеристики повреждений транспортного средства
Приложение 2
к приложению к Положению Банка России
от 19 сентября 2014 г. N 432-П
«О единой методике определения размера
расходов на восстановительный ремонт в
отношении поврежденного транспортного
средства»
Типовые определения и характеристики повреждений транспортного средства
Характеристика вида повреждения
Отклонение от правильного взаимного расположения поверхностей во вращающихся (колеблющихся) цилиндрических деталях машин и механизмов
Изменение геометрии лакокрасочного покрытия и пластичных конструктивных материалов в виде выпуклости
Нарушение режима работы агрегатов и узлов транспортного средства, характеризующееся звуком с достаточно постоянной частотой и повышенным уровнем громкости относительно допустимого уровня
Изменение геометрии конструктивного элемента транспортного средства по части или всей площади его поверхности в виде углубления круглой или овальной формы со сглаженными краями без разрывов поверхности элемента (вдавленное место)
Нарушение соединения одной детали (как правило, более мелкой) с другой деталью (как правило, более крупной), сопровождающееся выпадением первой детали с места посадки, расположенного на второй детали
Изменение геометрии конструктивного элемента по части или полной площади его поверхности в виде сферически выгнутой наружу формы со сглаженными краями без разрывов поверхности элемента
Полное отделение (с отрывом) от узла, агрегата, детали его фрагмента
Одностороннее без отрыва отделение поверхностного слоя части, детали с образованием, например, заусениц или полосок
Полная потеря подвижности движущихся во время рабочих процессов деталей узлов и агрегатов, вызванная взаимным смещением деталей в пространстве от конструктивно заданного положения
Изменение геометрии конструктивного элемента в виде его сгибания вверх, вниз или назад
Вид деформации конструктивного элемента транспортного средства, характеризующийся дугообразным искривлением (изменением кривизны) оси симметрии элемента либо его части или поверхности. Основные виды изгибов: поперечный, продольный, продольно-поперечный
Искривление и (или) сгибание поверхности конструктивного элемента с появлением неровностей
Несквозное повреждение конструктивного элемента небольшой глубины с ровными краями без отделения части материала, длина которого превышает его ширину
Связанное с процессом следообразования перенесение материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого. При дорожно-транспортном происшествии встречаются наслоения краски, пластика, резины или других конструктивных материалов с одного транспортного средства на другом
Частичное уничтожение конструктивного элемента транспортного средства в результате температурных воздействий, в том числе с обугливанием его оставшейся части
Отделение фрагмента конструктивного элемента
Разделение многослойных материалов, из которых изготовлены конструктивные элементы, на несколько слоев
Взаимное смещение конструктивных элементов транспортного средства (например, каркаса кузова, кабины, салона, платформы, проемов дверей, капота, крышки багажника, ветрового и заднего стекла, лонжеронов, рамы) в пространстве от конструктивно заданного положения с нарушением сверх допустимых пределов местоположения контрольных (базовых) точек
Разделение конструктивного элемента на несколько мелких частей или полная потеря им формы и свойств
Сквозное отверстие малой величины, как правило, круглой формы
Сквозное или несквозное узкое повреждение в основном линейной формы, длина которого превышает его ширину, в мягких материалах (например резина, ткани)
Сквозное повреждение конструктивного элемента неправильной формы с неровными краями без отделения части материала (длина повреждения превышает его ширину)
Повреждение поверхностного слоя конструктивного элемента в виде линии незначительной глубины и длины
Разрушение металла по всей толщине детали в результате химического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой
Изменение геометрии конструктивного элемента с образованием неровности в виде волнообразного или прямолинейного сгиба
Изменение формы конструктивного элемента в виде деформации вокруг воображаемой оси
След сквозной коррозии
Признак, косвенно указывающий на наличие сквозной коррозии (например, разрушение лакокрасочного покрытия металлической детали изнутри, без повреждения его поверхностного слоя, подтеки ржавчины)
Нарушение взаимного положения конструктивных элементов, не предусмотренное его конструкцией
Нарушение режима работы агрегатов и узлов транспортного средства, характеризующееся звуком в виде ударных нагрузок и повышенным уровнем громкости относительно допустимого уровня
Частичное или полное вытекание топливно-смазочных материалов и специальных жидкостей через образовавшиеся трещины и щели
Узкое сквозное или несквозное повреждение конструктивного элемента транспортного средства, длина которого превышает его ширину
Список повреждений в ДТП на сайте ГИБДД – как расшифровать?
Проверка авто на ДТП
При проверке машины на наличие ДТП в истории на официальном сайте ГИБДД и при нахождении таковых показывает все повреждения в виде схемы и стандартное описание характера таких повреждения с цветными индикаторами. Что означают данные на схеме и в описании и как правильно их расшифровать?
Стандартная информация
К ней относятся данные:
В целом, здесь нам интересна лишь идентификация автомобиля, количество ДТП (общее количество аварий в списке по запросу) и дата происшествия.
Схема ДТП
И это основные данные об аварии, наиболее полезные для любого автолюбителя. Данные о повреждения могут быть показаны 3 типов:
А сам автомобиль на схеме показан 6 ракурсах со всех сторон (в том числе снизу). Разберём каждый элемент подробнее!
Жёлтый закрашенный элемент
Он при проверке автомобиля на сайте ГИБДД означает, что повреждения незначительные и для их ремонта не требовалась замена в случае с жестянкой – только покраска или даже полировка. А в случае отдельных компонентов машины: стёкол, фар, бампера и других пластиковых частей – в том числе замена.
Красный закрашенный элемент
В этом случае уже для ремонта транспортного средства потребовалась замена или вытягивание жестяных элементов кузова. Также красным цветом закрашивается машина в случаях, когда повреждены существенные компоненты технической составляющей автомобиля.
Красный крестик
Что означают на самом деле?
Данные повреждения на схеме чаще всего достоверны, хотя, иногда бывают указаны не все повреждённые элементы. Но главное заключается в том, что характер повреждений строится на субъективный взгляд сотрудников, оформлявших ДТП – аналогично описанию списка повреждений в документах о ДТП, когда при обращении в страховую компанию выявляются новые и скрытые.
Впрочем, места удара, обозначенные красным крестиком, чаще всего достоверны, так как легко определяются на глаз и вписываются в документы о ДТП.
Типовые определения и характеристики повреждений транспортного средства
Приложение 2 к приложению к Положению Банка России от «19» сентября 2014 года No 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»
Типовые определения и характеристики повреждений транспортного средства
Характеристика вида повреждения
Отклонение от правильного взаимного расположения поверхностей во вращающихся (колеблющихся) цилиндрических деталях машин и механизмов
Изменение геометрии лакокрасочного покрытия и пластичных конструктивных материалов в виде выпуклости
Нарушение режима работы агрегатов и узлов транспортного средства, характеризующееся звуком с достаточно постоянной частотой и повышенным уровнем громкости относительно допустимого уровня
Изменение геометрии конструктивного элемента транспортного средства по части или всей площади его поверхности в виде углубления круглой или овальной формы со сглаженными краями без разрывов поверхности элемента (вдавленное место)
Нарушение соединения одной детали (как правило, более мелкой) с другой деталью (как правило, более крупной), сопровождающееся выпадением первой детали с места посадки, расположенного на второй детали
Изменение геометрии конструктивного элемента по части или полной площади его поверхности в виде сферически выгнутой наружу формы со сглаженными краями без разрывов поверхности элемента
Полное отделение (с отрывом) от узла, агрегата, детали его фрагмента
Одностороннее без отрыва отделение поверхностного слоя части, детали с образованием, например, заусениц или полосок.
Полная потеря подвижности движущихся во время рабочих процессов деталей узлов и агрегатов, вызванная взаимным смещением деталей в пространстве от конструктивно заданного положения
Изменение геометрии конструктивного элемента в виде его сгибания вверх, вниз или назад
Вид деформации конструктивного элемента транспортного средства, характеризующийся дугообразным искривлением (изменением кривизны) оси симметрии элемента либо его части или поверхности. Основные виды изгибов: поперечный, продольный, продольно-поперечный
Искривление и (или) сгибание поверхности конструктивного элемента с появлением неровностей
Несквозное повреждение конструктивного элемента небольшой глубины с ровными краями без отделения части материала, длина которого превышает его ширину
Связанное с процессом следообразования перенесение материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого. При дорожно-транспортном происшествии встречаются наслоения краски, пластика, резины или других конструктивных материалов с одного транспортного средства на другом.
Частичное уничтожение конструктивного элемента транспортного средства в результате температурных воздействий, в том числе с обугливанием его оставшейся части
Отделение фрагмента конструктивного элемента
Разделение многослойных материалов, из которых изготовлены конструктивные элементы, на несколько слоев
Взаимное смещение конструктивных элементов транспортного средства (например, каркаса кузова, кабины, салона, платформы, проемов дверей, капота, крышки багажника, ветрового и заднего стекла, лонжеронов, рамы) в пространстве от конструктивно заданного положения с нарушением сверх допустимых пределов местоположения контрольных (базовых) точек
Разделение конструктивного элемента на несколько мелких частей или полная потеря им формы и свойств
Сквозное отверстие малой величины, как правило, круглой формы
Сквозное или несквозное узкое повреждение в основном линейной формы, длина которого превышает его ширину, в мягких материалах (например резина, ткани)
Сквозное повреждение конструктивного элемента неправильной формы с неровными краями без отделения части материала (длина повреждения превышает его ширину)
Повреждение поверхностного слоя конструктивного элемента в виде линии незначительной глубины и длины
Разрушение металла по всей толщине детали в результате химического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой
Полное отделение незначительного по площади фрагмента основного материала от поверхности детали. Особым видом скола является скол лакокрасочного покрытия – незначительное по площади отделение фрагмента лакокрасочного покрытия без повреждения материала детали.
Изменение геометрии конструктивного элемента с образованием неровности в виде волнообразного или прямолинейного сгиба
Изменение формы конструктивного элемента в виде деформации вокруг воображаемой оси
След сквозной коррозии
Признак, косвенно указывающий на наличие сквозной коррозии (например, разрушение лакокрасочного покрытия металлической детали изнутри, без повреждения его поверхностного слоя, подтеки ржавчины)
Нарушение взаимного положения конструктивных элементов, не предусмотренное его конструкцией
Нарушение режима работы агрегатов и узлов транспортного средства, характеризующееся звуком в виде ударных нагрузок и повышенным уровнем громкости относительно допустимого уровня
Частичное или полное вытекание топливно-смазочных материалов и специальных жидкостей через образовавшиеся трещины и щели
Узкое сквозное или несквозное повреждение конструктивного элемента транспортного средства, длина которого превышает его ширину
ПОСОБИЕ по осмотру автотранспортных средств
Страховой форум → Форум страховых агентов → ПОСОБИЕ по осмотру автотранспортных средств
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений 6
1 Ответ от Vasily_dulsky 2012-09-13 17:52:39
Re: ПОСОБИЕ по осмотру автотранспортных средств
Очень краткое введение.
Если по роду работы Вам приходится выходить на осмотры автомобилей, то имейте в виду следующее:
1. Каждый осмотр неповторим. Второй раз следовую картину можно и не восстановить.
2. Хорошо сделанный осмотр, как правило, невозможно чем-то заменить. Если же Вы его не сделаете, или сделаете плохо, последствия могут быть фатальными.
Если Вы достаточно этим прониклись, продолжим.
Глава 1. Типы осмотров.
1. Предстраховой осмотр. Производится непосредственно при заключении договора страхования.
Цель: выявить и зафиксировать максимально большое количество повреждений, имеющихся на момент страхования, за которые в дальнейшем страховщик не будет нести ответственность.
2. Осмотр при обращении по страховому событию.
Цель: установить картину повреждений и определить её относимость к заявленным обстоятельствам.
3. Специальный осмотр.
Цель: проверка отдельных обстоятельств страхового события. Как правило, это осмотр транспортных средств при их сопоставлении или послеаварийный осмотр места ДТП. В настоящем пособии порядок проведения специального осмотра не освещается.
Глава 2. Общий порядок проведения осмотра.
Шаг 1. Проверка чистоты автомобиля.
Шаг 2. Обзорная съёмка автомобиля с четырёх сторон.
Шаг 3. Обнаружение и фиксация повреждений.
Шаг 4. Внутренний осмотр отсеков (при необходимости).
Шаг 5. Фиксация показаний одометра, номеров кузова (шасси).
Шаг 6. Проверка наличия и работоспособности противоугонного устройства (только при предстраховом осмотре).
Шаг 7. Составление акта осмотра.
Глава 3. Последовательность действий при проведении предстрахового осмотра.
1. Обзорная фотосъёмка. Общий осмотр автомобиля.
Шаг 2. В любом случае, фиксируем автомобиль с четырёх сторон. Обращаем внимание на повреждения, запоминаем их для себя. Если автомобиль приезжает с мойки, шаг 2 повторяем.
В стеснённых условиях, например, на стоянке, если невозможно перегнать автомобиль на другое место, снимаем его с разных точек. Стараемся, чтобы в каждый следующий кадр попала часть предыдущего (см. схему).
2. Детальный осмотр автомобиля. Фиксация повреждений.
Шаг 3. Обходим автомобиль по кругу, тщательно его осматривая и выявляя повреждения. Выявленные – фотографируем с применением принципа наезда – отъезда. То есть, снимки идут в таком порядке: узловой (снимок информационного узла) – детальный повреждения 1 – детальный повреждения 2 – следующий узловой и так далее. К следующему узлу переходите, только полностью засняв повреждения предыдущего.
Информационный узел – это комплекс повреждений или других деталей объекта, находящихся близко друг к другу. Узловая съёмка делается так, чтобы можно было определить, где находится узел на объекте съёмки.
Если при детальной съёмке не удаётся обеспечить достаточный масштаб повреждения в одном кадре, можно применить так называемое линейное панорамирование (см. рис.).
Шаг 4. По выявленным повреждениям определяем, нужен ли внутренний осмотр отсеков автомобиля. При его необходимости просим открыть соответствующие двери, крышки, люки.
3. Завершающий этап осмотра.
Шаг 5. Фиксируем показания одометра, номер кузова (шасси).
Важное замечание. Если с расположением одометра на приборной панели вопросов обычно не возникает, то номер кузова иногда надо поискать. При этом только в самом крайнем случае ограничивайтесь номером, указанном на табличке, прикрепленной к кузову заклёпками! Ищем номер, который выбит на кузове.
На отечественных автомобилях номер кузова помещается в подкапотном пространстве. Искать его следует:
? под задним уплотнителем капота.
На импортных легковых автомобилях номер кузова может быть помещён в следующих основных местах:
? под задним уплотнителем капота (Дэу Матиз);
? на моторном щите (Шевроле Ланос, Мицубиши Лансер ранних выпусков);
? на верхней рамке радиатора (Хонда Фит);
? под передним правым сиденьем (закрыт отгибаемым по вырезу ковриком или специальной пластиковой рамкой, которые видны при отодвигании сиденья до упора назад) (Мицубиши Лансер поздних выпусков, Мазда 6, Лексус RX 350);
? в специальной рамке в нижнем (левом или правом) углу ветрового стекла (Рено Логан, Форд Фокус).
На грузовых автомобилях и специальных автомобилях на их базе, в связи с тем, что они могут оснащаться различными кузовами (бортовой, самосвальный, цистерна, фургон), либо кузов может быть заменён специальным оборудовани-ем (автокран, автовышка, тягово-сцепное устройство седельного тяга-ча) номера кузова может не быть. Вместо него номер может быть выбит на кабине, и наверняка будет номер шасси, который часто выбивается на раме кузова (см. схему).
Ещё два замечания. Первое: стандарт, регламентирующий осмотр автомобиля оценщиком, предписывает фиксировать маркировку на шинах, но, учитывая простоту их замены, это не представляется полезным. И второе: возможно, имеет смысл заснять документы на автомобиль: талон техосмотра и свидетельство о регистрации ТС.
Шаг 6. Проверяем наличие и работоспособность противоугонного устройства.
Электронную противоугонную сигнализацию проверяем в следующем порядке.
1. Проверка работы центрального замка (пробуем открыть каждую дверь).
2. Проверка контактных датчиков (открываем одну из дверей ключом без отключения сигнализации).
3. Если сигнализация не сработала (отметить!), садимся в автомобиль. Сигнализация может сработать и от ёмкостного реле или датчика движения, которые реагируют именно на появление человека в автомобиле.
При заявлении собственника о наличии механической блокировки органов управления проверяем:
? само наличие блокирующего элемента (пальца);
? возможность его вставки в гнездо блокиратора;
? работоспособность (невозможность привести заблокированный орган управления в действие).
Если собственник заявляет о наличии какой-то особенной (например, спутниковой) сигнализации, проверить которую сложно, поинтересуйтесь, знает ли он, как она приводится в действие? Имеются ли у него какие-либо документы, подтверждающие её приобретение и установку (подключение)?
Шаг 7. Составление акта осмотра.
Глава 4. Особенности осмотра повреждений, полученных при страховом событии.
1. Обзорная фотосъёмка. Общий осмотр автомобиля.
Производится аналогично предстраховому осмотру, с тем лишь исключением, что сразу после обзорных фотоснимков следует заснять показания одометра и номер кузова.
2. Фиксация повреждений.
Сразу же после завершения обзорной фотосъёмки переходим к фиксации повреждений, заявленных владельцем. При этом нельзя слепо следовать указаниям владельца.
Обращаем внимание на повреждения, которые «не вписываются» в картину повреждения и были явно получены при иных обстоятельствах, чем заявленное страховое событие.
Пример. Заявлен скол на лобовом стекле. В качестве причины его образования указано попадание в стекло гравия при движении автомо-биля по загородной дороге. В ходе осмотра обнаружено отсутствие трещин, зато были выявлены царапины, характер-ные для противоправных действий третьих лиц. На снимке слева – те самые царапины, которые владелец выдавал за трещины.
Обращаем внимание, подвергалась ли ранее повреждённая деталь кустарному ремонту: пайка креплений фар (на снимке), пластиковых бампе-ров…
…шпаклёвка деформаций кузова (на снимке), окраска пятном.
Все замеченные повреждения и особенности указываем в акте осмотра.
В акте указываем на возможность скрытых дефектов, если:
? с трудом закрывается капот, крышка багажника, двери;
? произошёл перекос кузова;
? ненормально выглядят колёса и шины;
? из-под автомобиля подтекают технические жидкости;
? часть видимого повреждения скрыта другой деталью;
? при приведении в действие органов управления слышны ненормальные звуки (стук, скрип, скрежет и др.).
Если есть необходимость в дальнейшем сопоставить повреждения автомобилей, участвовавших в ДТП, или просто обстоятельства ДТП вызывают сомнения, в кадр помещаем мерный инструмент.
Акт осмотра составляем так, чтобы можно было чётко идентифицировать по нему, какое именно транспортное средство осматривалось.
Глава 5. Технические приёмы осмотра.
Львиная доля описанного в этой главе связана с фотосъёмкой, поэтому начнём с описания её разновидностей, затем перейдём к описанию отдельных приёмов съёмки и закончим применением прочих технических средств.
1. Фотографирование вмятин и деформаций.
Для того, чтобы вмятина или другая деформация была хорошо видна на фотографии, нужно «поймать» в видоискатель требуемый баланс света и тени. Делать это можно несколькими способами:
1. Применение косопадающего освещения.
Источник дополнительного освещения (фонарик) применить для этого можно, но обычно это делается при ограниченном освещении (см. также раздел 6 этой главы, специально этому посвящённый). Проще наклонять фотоаппарат, следя в видоискатель за балансом света и тени на объекте. Снимаем, когда тень чётко очертит границу вмятины.
Замечание. Перед использованием косопадающего освещения ОБЯЗАТЕЛЬНО сделать узловой снимок, по которому можно будет потом спроецировать результаты съёмки в косопадающем освещении на автомобиль в целом.
2. Использование искусственной тени.
Искусственную тень создаём планшетом или другим предметом наподобие. Можно применить даже свою собственную. Особенно этот приём полезен при ярком освещении, или когда поверхность объекта отполирована до зеркального блеска.
Тень располагаем так, чтобы её граница в кадре, искривляясь, выдавала границу деформации.
На этом снимке передней панели автомобиля Хундай Портер 100 хорошо видна граница света и тени, которая выдаёт вмятину и создаётся приёмами, описанными выше.
Обратите внимание: при применении этих приёмов Вам может испортить кадр вспышка. Поэтому, решив создать косопадающее освещение или искусственную тень, отключите вспышку.
Впрочем, если Вы создали искусственную тень, и снимок не удался, попробуйте использовать вспышку, следя за тем, чтобы её световое пятно оказалось в границах вмятины. И обязательно оцените результат.
3. Искажение отражений.
На хорошо отполированном кузове вмятина может выдать себя ненормальным искривлением отражения. Принцип такой же, как и при создании искусственной тени. Снимаем так, чтобы контуры деформации попадали в границы «контрольного» отражения, а контуры искажений чётко просматривались на общем фоне повреждённой детали.
4. Уменьшение освещённости (экспозиции).
Как правило, в фотоаппаратах предусмотрена возможность влиять на освещённость кадра либо комбинированным изменением диафрагмы и выдержки, либо изменением этих параметров по отдельности. Уменьшая экспозицию, диафрагму или выдержку, смотрим в видоискатель. Цель та же: добиться нужного баланса света и тени в кадре. Попробуйте использовать в этом режиме и фотовспышку, здесь она может помочь.
2. Фотографирование повреждений стёкол.
При съёмке сколов и царапин возможно применение двух приёмов.
1. Использование прозрачности стекла. Эффективно при фотографировании сколов без трещин. Кадр компонуем так, чтобы скол оказался на фоне какого-либо тёмного предмета в салоне автомобиля, тогда он будет выглядеть как белый след на этом предмете.
Также можно поднести с обратной стороны стекла белый лист бумаги, тогда скол или трещина будут выглядеть как тёмные следы на белом фоне.
2. Использование отражающей способности стекла. Любое стекло, кроме матового, под определённым углом зрения отражает свет. Найдите этот угол в видоискатель и проследите за расположением повреждений. Они будут выглядеть тёмными следами на поверхности стекла.
При фотографировании трещин трудности возникают обычно, если трещина линейная. Для её фиксации используем преломление света: вращая фотоаппарат, в видоискатель находим момент, когда трещина на изломе выглядит, как чёрная или белая полоса.
Замечание здесь то же, что и при съёмке в косопадающем свете.
3. Измерение, оценка и фиксация повреждений.
Помимо фотоснимков, каждое выявленное при осмотре повреждение должно быть зафиксировано в протоколе (акте) осмотра. Для этого его надо правильно описать.
Описываем повреждение так:
– наименование повреждённой детали;
– локализация (указание, в какой части детали находится повреждение);
– вид повреждения (см. главу 4);
– размеры повреждения или его площадь.
Для локализации повреждения повреждённую деталь мысленно делим на несколько частей. Ниже описаны примеры такого деления.
На 3 части (бампер): левая, средняя, правая.
Округлую вмятину или потёртость можем измерить по двум осям и указать в акте полученные значения.
Если же повреждение имеет неправильную форму или значительные размеры, его размеры можно передать указанием поражённой площади в процентах к общей площади детали. При этом при описании скопления сколов в качестве поражённой указываем площадь, очерченную ими, при описании потёртости или группы царапин – площадь в границах такой потёртости (группы).
Если деталь имеет небольшие размеры (корпуса зеркал, накладки фар, ручки дверей и т. д.), то локализацию и размеры повреждений не указываем.
Не бойтесь ошибиться, но результаты работы проверяйте. В случае малейшего сомнения в качестве снимка повторите его. Помните: неважно, что видите Вы, важно, что видно на экране!
Автор надеется, что ему удалось Вам помочь своим трудом, и будет благодарен за конструктивную критику в свой адрес.
Имеет смысл раздельно классифицировать повреждения лакокрасочного покрытия, металла, пластика, ткани (а также прочих материалов сидений и тентов), стекла.
I. Повреждения лакокрасочного покрытия (ЛКП).
1.Царапины. Образуются при сколько-нибудь продолжительном движении твёрдого острого предмета по покры-тию. Отмечаются в качестве самостоя-тельного повреждения, если материал основы (металл, пластик) не повреж-дён. На снимке царапина в нижней части задней правой двери а/м Хундай Элантра.
5. Растрескивание. Образование на ЛКП сетки тонких трещин, чаще всего наблюдается при упругих деформаци-ях (т.е. тех, после которых деталь восстанавливает свою форму). На снимке (левая часть) растрескивание ЛКП переднего бампера а/м ВАЗ 21102 с частичным осыпанием.
II. Повреждения металла.
б) Складки металла. Образуются как искривление поверхности детали вне зоны воздействия следообразующего объекта. Делятся на:
в) Вытяжка металла. Чтобы определить её на глаз, часто требуются специальные технические познания. Её может «выдать» отслоение ЛКП.
г) Гофр. Отмечается, когда поверх-ность металла от смещения «идёт волнами». На снимке – образование гофра на заднем правом крыле а/м ВАЗ 21061.
3. Пробоины (сквозные отверстия, образовавшиеся при ударе). Отличаются от разрыва металла более правильной формой отверстия, расположенного в центре вмятины.
III. Повреждения пластика.
5. Разрушение (раскол с потерей фрагментов).
IV. Повреждение стёкол.
2. Сколы. Зачастую сопровождаются продольными, радиальными и концентрическими (то есть расходящимися кругами) трещинами.
3. Трещины. Могут возникнуть как от скола, так и от других воздействий (давление, нагрев).
Продольная трещина на лобовом стекле а/м ВАЗ 21101.
Звездообразные (радиальные) трещины на лобовом стекле а/м ВАЗ 21093.
Концентрические трещины на лобовом стекле а/м ВАЗ 2110.
Сетчатые трещины на лобовом стекле а/м Хундай Портер 100, возникшие из-за деформации правой стойки кабины при столкновении с а/м ЗиЛ.
4. Царапины.
V. Повреждения ткани (кожи, резины и т. п.).