Как правильно отрегулировать клапана на автомобиле ока
Регулировка клапанов «Ока»
Отечественный автомобиль особо малого класса ВАЗ с индексом 1111 (11113) – единственная модель автоВАЗа из всего семейства, которая комплектовалась двухцилиндровым двигателем. При этом во время создания этого мотора конструкторы постарались максимально унифицировать этот мотор с другими типами, в частности – от автомобилей ВАЗ-2108-21099. Результатом такой работы стало то, что принцип работы узлов и многие элементы у этих установок одинаковы и взаимозаменяемы (к примеру, ЦПГ), разница лишь в количестве.
Особенности устройства ГРМ
То же касается газораспределительного механизма. Суть работы – идентична, так же как и конструкция, но у ВАЗ «Ока» 11113 распред. вал имеет всего 4 кулачка. Поэтому техническое обслуживание силовой установки малолитражки не отличается от ВАЗ-2108.
На «Оке» используется газораспределительный механизм с верхним расположением распределительного вала, который установлен в головке блока цилиндров двигателя. Это позволило отказаться от ряда составных элементов (штанги, коромысла). В такой конструкции кулачки распред. вала воздействуют на клапаны посредством толкателей. При этом обязательно наличие теплового зазора между составными элементами (кулачок-толкатель-пятка клапана), который компенсирует изменение геометрических параметров, происходящих из-за расширения металла в результате нагрева.
Но в процессе работы мотора происходит износ поверхностей кулачков, толкателей и пяток в результате трения, из-за чего тепловой зазор меняется. Причем не обязательно, что он будет увеличиваться, бывает и так, что зазор уменьшается. Происходит это зачастую из-за некачественного масла, которое приводит к появлению отложений на рабочих поверхностях ГРМ.
В результате изменения теплового зазора происходит нарушение фаз газораспределения, из-за чего силовая установка теряет мощность (которой у «Оки» и так «негусто»), повышается расход топлива, снижается динамика. А все из-за того, что клапаны открываются либо недостаточно (увеличенный зазор) или неплотно прилегают к седлам (уменьшенный зазор).
Для компенсации изменения теплового зазора, в ВАЗ-1111 используются специальные регулировочные шайбы, которые помещаются в специальное посадочное место в толкателе. То есть, контакт кулачка распределительного вала происходит не с толкателем, а установленной шайбой.
Чтобы тепловой зазор соответствовал норме, требуется периодическая регулировка клапанов на «Оке». Из- за конструктивных особенностей ГРМ весь процесс сводиться к установке шайб необходимой толщины.
Когда нужно проводить регулировку?
Регулировать зазор клапанов на «Оке», согласно рекомендации производителя, должны проводиться каждые 30 тыс. км. Но это далеко не точный показатель, поскольку многое зависит от условий эксплуатации. Так, смазочные материалы, топливо, климатические условия, особенности и интенсивность использования авто могут значительно повлиять на работу ГРМ, и выполнять работы по регулировке теплового зазора придется раньше.
Существует ряд признаков, указывающих на изменение теплового зазора:
Некоторые отмечают, что повышается и расход топлива. Это так, но в «Оке» используется карбюраторная система питания (кроме моделей последнего выпуска, оснащающихся китайским 3-цилиндровым агрегатом), поэтому определить количество расходуемого топлива просто нереально, и такой признак изменения теплового зазора можно в расчет не брать.
Этот вид обслуживания вполне можно сделать и своими руками, поскольку весь процесс не сложный, но нужно знать, как правильно отрегулировать клапана на «Оке».
Главное, что нужно знать, так это какой зазор клапанов на «Оке» считается нормальным. Здесь все зависит от того, какой это клапан: для впускного он составляет 0,2 мм (допускается погрешность 0,05 мм), а для выпускного – 0,35 мм (погрешность та же).
Что потребуется?
Единственная проблема, связанная с проведением настройки ГРМ, — это регулировочные шайбы. Дело в том, что профессиональный комплект их стоит достаточно дорого, поскольку он включает в себя шайбы с толщиной от 3,0 до 4,5 мм (с шагом всего 0,05 мм).
Но многие автомагазины продают эти шайбы по отдельности, поэтому цена одной шайбы невысокая. Только в процессе проведения работы придется делать все необходимые расчеты, отправляться в автомагазин, приобретать нужные по размерам элементы и закачивать сборку.
Помимо этого потребуется также наличие специальных приспособлений – инструмент для отжима клапана и фиксатора. Поскольку на «Оку» этот специализированный инструмент практически не встречается, то можно купить обычный – для ВАЗ-2108, и немного его доработать.
Инструмент для отжима состоит из трубки и отверстиями для закрепления на шпильках клапанной крышки, и ручки с изогнутым рычагом (заостренный на конце), соединенных через ось, что позволяет рычагу свободно двигаться.
Работает инструмент просто: на трубку надевается ручка с рычагом. Затем она фиксируется на шпильках клапанной крышки. Ручка свободно перемещается по трубке, что позволяет ее установить точно напротив кулачка. Рычаг устанавливается между кулачком и толкателем, при нажатии на ручку, он сжимает пружину клапана, и остается лишь установить фиксатор, чтобы толкатель удерживать в отжатом положении. Как все происходит можно будет увидеть ниже на фото.
Что касается доработки инструмента от ВАЗ-2108 для работы с ВАЗ-11113, то всего лишь потребуется просверлить в трубке два сквозных отверстия, расстояние между которыми соответствует положению шпилек клапанной крышки двигателя «Ока» (оно составляет 17,8 см).
Вообще же для проведения регулировки потребуется:
Последовательность действий
Все работы выполняются на холодном двигателе. Весь процесс делается так:
Как отрегулировать клапана ваз ока
Регулировка зазоров в приводе клапанов
Регулировка зазоров в приводе клапанов ВАЗ 1111
Расположение клапанов (считая от ремня привода распределительного вала):
1 и 4 — выпускные клапаны
2 и 3 — впускные клапаны
Снимите воздушный фильтр (см. подраздел 10.10.1.).
Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задан зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, а при уменьшенном – полностью закрываться. Зазор измеряют щупом на холодном двигателе (при температуре +20 °С) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана. Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, а для выпускного – (0,35±0,05) мм. Зазоры регулируют подбором толщины регулировочных шайб. В запасные части поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм (через 0,05 мм).
29. Проверьте состояние прокладки крышки головки блока, при необходимости замените ее. Установите все снятые детали в порядке, обратном разборке. |
Видео про «Регулировка зазоров в приводе клапанов» для ВАЗ 1111
Регулировка клапанов «ОКА»настройка разрезной шестерни ваз 11113 Ока Часть1
Регулировка Клапанов + О проблемах пусковых зазоров
А реально ли самому отрегулировать клапана?
О том, что не написано в книжках В дополнение ко всему вышесказанному.
1. Для регулировки не обязательно снимать крышку ремня ГРМ, главное, видеть шкив коленвала (для этого снять брызговик ремня генератора достаточно).
2. На шкиве есть метка, ямка, которая вертикально вверх когда поршни в ВМТ. Соответственно, чтобы регулировать 1 или 4 клапана, эта ямка должна быть вверх и вперед по ходу авто, под углом 45 градусов к вертикали, а чтобы 2 и 3 клапана — в противоположном направлении (назад и вниз, тоже 45 градусов.
3. Вращать коленвал можно и обычным рожковым ключем на 19, и даже пальцами за шкив (если они не в масле, конечно). То есть снимать правый подкрылок чтобы добраться до заветной дырочке в арке колесапод баллонник совершенно не нужно.
Слесаря в «Возрождении» и вовсе вывешивают колесо, включают 4 скорость и за колесо крутят вал.
4. Для контроля положения КВ: Правильное положение кулачка при регулировке — его вершина смотрит вверх и слегка вперед
[strong] ОЧЕНЬ ВАЖНО [/strong]
5. Внимательно посмотреть на свет поверхености покупаемых шайбы! Если есть хотя бы малейшая неизотропность, типа пусть даже мельчайшая полосочка, [strong]НАФИГ ТАКУЮ ШАЙБУ. [/strong]. Распредвалы оковьи нынче дороги и дефициты! особенно родные ВАЗОвские!
Еще один способ определить вредоносную шайбу — покрутить ее на свету вокруг ее оси. Если в определенном положении шайбы виден «зайчик» в глаза, а в других нет — значит полосочка есть! Еще верный способ — поскоблить ее ногтем в разных направлениях. Ноготь не должен ни в каком направлении цепляться за даже самую мельчайшую «напильниковую» насечку!
Конечно, если поставить шайбу с очень мелкой насечкой, кулачек ее скорее всего почти зашлифует за 500-700 км до зеркального блеска. но цена такой зашлифовки может быть появившийся задирчик (у меня так на новом распредвалу уже :((( ).
Нормальная шайба зеркально или почти зеркально гладкая.
Вот вроде все что вспомнил
Да > Наверное, отжать клапан (или что там отжимается?) можно
> и без «приспособления».
Приспособа стОит рублей 150
> А вот чем можно померять зазор
> где взять (и какие?) регулировочные шайбы («монетки»-?)?
Купить в магазине, цена вопроса 5. 10 рэ
8. Как отpегулиpовать клапанные зазоpы?
Для pегулиpовки клапанных зазоpов понадобится пpиспособление (для 2108,
пpодается пpактически в любом пpиличном магазине автозапчастей, стОит поpядка
$2. 3), набоp «лепестковых» щупов, микpометp и пинцет
Регулиpовку пpоизводим на _холодном_ двигателе.
Снимаем коpпус воздушного фильтpа, снимаем клапанную кpышку, отвеpнув 2
гайки кpепления.
Головкой на 19 с удлинителем чеpез отвеpстие в пpавой колесной аpке
пpовоpачиваем коленвал по часовой стpелке и меpяем щупами зазоpы между
кулачками pаспpедвала и pегулиpовочными шайбами (ессно в положениях
минимального подъема кулачка). Подpобно пpоцесс описан в любом мануале, поэтому
цитиpовать не буду. Зазоp для впускных клапанов должен быть 0,2 мм, для
выпускных — 0,35, допуск +-0,05 мм. Поpядок следования клапанов: 1-й и 4-й
выпускные (углы повоpота коленвала от установочных меток 40. 50 и 400. 410
гpадусов), 2-й и 3-й — впускные (220. 230 и 580. 590 гpадусов). 50 гpадусов —
это пpимеpно 3 зуба шкива pаспpедвала, дальше для пеpехода к следующему клапану
повоpачиваем _коленвал_ на пол-обоpота. За шкив pаспpедвала кpутить _нельзя!_
Следует отметить, что мануал pекомендует шпpицем откачать масло из масляных
ванн, но делать это не обязательно.
Если где-то зазоp не соответсвует ноpме, устанавливаем на шпильки
пpиспособление (для этого в штанге пpиспособления для 2108 необходимо
пpосвеpлить еще одно отвеpстие), отжимаем pычагом толкатель, вставляем фиксатоp
и пинцетом вынимаем pегулиpовочную шайбу. Меpяем ее толщину микpометpом (меpять
обязательно!, хоть на шайбе и указана толщина), вычисляем толщину новой шайбы.
Идем в магазин пешком (или ставим стаpые шайбы назад, надеваем клапанную кpышку
и едем на машине), покупаем нужные шайбы (цена 3. 5 pуб.), возвpащаемся в
гаpаж. Если есть возможность, можно сpазу пеpед pегулиpовкой взять в магазине
кучу шайб с условием, что ненужные потом веpнем.
Ставим новые шайбы маpкиpовкой _вниз_. Ставим на место клапанную кpышку и
коpпус воздушного фильтpа.
Пpи отсутствии пpиспособления можно отжимать толкатель мощной отвеpткой, а в
качестве фиксатоpа использовать отвеpтку с узким тонким жалом.
Регулировка зазоров в приводе клапанов Ваз 1111 ОКА
Расположение клапанов (считая от ремня привода распределительного вала):
Перед началом работы
Снимите воздушный фильтр (см. подраздел 10.10.1.).
Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задан зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, а при уменьшенном – полностью закрываться. Зазор измеряют щупом на холодном двигателе (при температуре +20 °С) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана. Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, а для выпускного – (0,35±0,05) мм. Зазоры регулируют подбором толщины регулировочных шайб. В запасные части поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм (через 0,05 мм).
Приспособление для регулировки зазоров в приводе клапанов:
При отсутствии специального приспособления для “Оки” можно воспользоваться приспособлением для переднеприводных моделей ВАЗ. В этом случае вместо прилагаемой к приспособлению трубки подберите трубку такого же диаметра и длиной не менее 21 мм. Просверлите в ней два отверстия диаметром около 10 мм на расстоянии 17,8 мм или просверлите дополнительное отверстие в трубке 2, прилагаемой к приспособлению, по указанным размерам (в этом случае приспособлением можно будет пользоваться только для регулировки зазоров “Оки”).
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |