Как правильно подключить титанат в машине
Установка литий титаната — Часть 1
Установка литий титаната, ремонт вентилятора охлаждения… — Часть 1
Ну привет друзья! Неделю назад закончил возиться с машиной, и только сейчас выбрал время кинуть очередную запись.
После прихода банок титаната, взялся за их подготовку. Первым делом отбалансировал их, соединив проводом параллельно.
Далее взялся за изоляцию банок. Корпус банки имеет минус, соответственно необходимо не допустить перетирания термоусадок, ввиду возможного замыкания… Для этого на каждую банку кинул по 2 стяжки, тем самым выдержав расстояние порядка 2мм.
Далее загнал тачку в гараж, разобрал все питание, и начал пилить новый «поддон», по тоньше и поуже прежнего. Перед этим вообще все досконально замерял, считал, на сколько же нужно поднимать фальшпол, чтоб влез титанат.
Выпилил новый поддон, примерил, и покрасил.
На столе прикинул, как будут выглядеть банки. Пока примерял, очень обрадовался. В нишу влезет ещё 3 секции! А это в совокупности 240а титаната. Единственное распределитель придется переделать. Так что скоро в отпуск, буду смотреть как по деньгам…и наверно закажу.
Каждая банка имеет емкость 40а, и напряжение
2.3в. Чтоб получить бортовое напряжение свыше 12в, необходимо последовательно соединить 6 банок (одна секция). Для увеличения емкости, нужно все имеющиеся секции соединить уже параллельно. Но всю коммутацию делать нужно тоже грамотно, т.е. так, чтоб разболанс был сведен до минимума (это зависит и от качества, состояния самой банки). В моем случае я по 3 банки (трешка) соединил параллельно, а потом все эти трешки уже подключил последовательно. Тем самым получаем балансировку в каждой трешке. Чтоб все эти трешки (их получается 6 штук) между собой балансировались, то тут как раз и нужен отдельный балансир, пассивный.
С коммутацией разобрались. Закупаемся алюминиевой шиной и начинаем резать, сверлить. Стружки нууу очень много было, потому как сверлил бутерброды из этих шин
Накинул шины на банки, подтянул, и обмотал скотчем.
[54]-[Автозвук]-F.A.Q. по Литий Титанату (LTO)
Доброго времени суток. Сегодня речь пойдет о достаточно известных в узких кругах любителей громкой музыки и неизвестных для других видах аккумуляторных батарей (далее — АБ) — Li4Ti5O12 (далее — LTO/литий титанат). Будут рассмотрены некоторые интересующие вопросы, развеяны мифы, распространяемые теми людьми, которые об LTO знают только из статей в интернете.
1. Что такое LTO?
Литий титанат (АБ) – вариант литий-ионных аккумуляторов, использующий титанат лития (Li4Ti5O12) в качестве анода. Для увеличения площади анод имеет нано кристаллическое строение. Такое решение позволяет обеспечить площадь поверхности анода до 100 м2/г, по сравнению с 3 м2/г для углерода, что позволяет значительно увеличить скорость перезарядки и обеспечить высокую плотность тока. Кроме того, эти аккумуляторы имеют высокую надежность и могут работать при более низких температурах, чем классические литий-ионные (-30 °C).
Недостатком литий-титанатных аккумуляторов является более низкое рабочее напряжение (2,4 В), чем у обычных литий-ионных, имеющих стандартное напряжение 3,7 В.
2. Как скоммутировать литий титинат и виды коммутации АБ?
Сколько АБ обычно установлено в гражданском автомобиле? Кто то скажет одна, ну две максимум. В моем авто на данный момент установлено 12 Аккумуляторов или 2 АБ. По сути так и есть. Т.к. у одной «банки» (отдельно взятой АБ LTO) рабочее напряжение в среднем 2,3 В-2,4 В, то для коммутации в авто, для достижения рабочего напряжения необходимо соединить последовательно 6 отдельно взятых аккумуляторов.
Данное соединение характеризуется тем, что суммарное напряжение АБ увеличивается кратно количеству используемых аккумуляторов. Т.е. 6 аккумуляторов по 2,3 В дает суммарное напряжение секции при последовательном соединении 13,8 В. Кто еще не понял в чем различия прикладываю схему. Как можно заметить. «плюсовой» токовывод одной АБ соединяется с «минусом» токовывода другой АБ и так далее.
Две такие сборки с емкостью 30Ач и напряжением 13,8 В я соединил параллельно, т.е. главный «плюсовой» токовывод одной секции соединил с другим главным «плюсовым» токовыводом другой секции, аналогично поступил с минусом. Хотя его можно было и не протягивать т.к. есть любители «брать минус» с кузова. В случае с титанатом хватает одной протяжки провода.
3. Как защитить соединение АБ?
Т.к. две секции разнесены по разным частям авто (одна АБ установлена в багажнике, а другая под капотом в штатном месте) – то в обязательном порядке необходимо защитить соединение предохранителями. Предохранители должны быть, установлены не дальше 30 см от АБ, как задней, так и передней. Что же дает такая защита и зачем устанавливать два предохранителя. В первую очередь стоит отметить, что предохранитель защищает не потребитель тока, а провод. Два предохранителя обеспечат разрыв сети, в случае короткого замыкания, как от первой АБ, так и от второй, предотвратив возможность нагрева и возгорания кабеля, протянутого по салону.
4. Что нужно сделать перед коммутацией литий титаната?
Как сказано выше, каждая взятая «банка» литий титаната – это отдельно взятый аккумулятор. У каждой «банки» есть свои характеристики, перед зарядкой всех «банок» рекомендуется уравновесить их заряд до одинаковых величин. Для этого необходимо подключить 6, 12, 18 или более кратное количество «банок» вместе параллельным соединением. Это можно сделать при помощи обычного провода. Я использовал акустический провод 1,5 мм, плюс одной «банки» был подсоединен к плюсу другой «банки», так же нужно сделать с минусовыми выводами. Напряжение от более заряженной «банки» будет распределяться на менее заряженные «банки», как следствие напряжение уравнивается. Процесс не быстрый, все зависит от разбега напряжения в «банках». Я оставлял на ночь.
5. Чем соединять «банки» между собой?
Начнем с минусов. В отличие от литий железофосфата, у которого используются медные токовыводы, у титаната они алюминиевые. Как следствие для соединения «банок» необходимо использовать алюминиевые шины, которые в свою очередь обладают более плохими токопроводящими качествами, чем медь из-за большего удельного сопротивления практически в два раза: алюминий 0,027 Ом·мм²/м, медь 0,018 Ом·мм²/м. Так же стоить помнить, что при соединении токовыводов с кабелем лучше всего использовать облуженые кабельные наконечники, во избежание окисления.
12. Что такое балансир? Нужно ли его устанавливать?
Балансир это небольшая плата, которая подключается на литий и позволяет осуществлять контроль за напряжением отдельных «банок». Как было сказано выше у каждой «банки» LTO есть некоторые различия во внутреннем сопротивлении. От этого одна «банка» с бо’льшим сопротивлением берет заряд хуже нежели «банка» с меньшим сопротивлением. Как следствие в процессе эксплуатации может произойти разбег в напряжении «банок» (перезаряд или недозаряд). Собственно с помощью балансира можно этого не допустить. В основном применяются пассивные балансиры, работающие автоматически.
Вопрос нужен балансир или нет, на самом деле спорный. Все зависит от продавца лития. Я при покупке требовал от продавца комплектовать «банки» с примерно одинаковым внутренним сопротивлением, что позволило избежать проблемы разнозаряженности «банок». Вместе с тем, балансиры на каждую секцию были установлены.
В качестве эксперимента я проездил больше 3 месяцев на АБ без балансира, после чего замерил напряжение в каждой «банке». Значение напряжения варьировались с 2,33 В до 2,41 В (разница не критичная).
13. Как правильно установить балансир
Все нюансы были отображены в схеме, добавлю от себя, что достаточно провода 0,75 мм (я использовал ПВ-3).
14. Стоит ли дополнительно защищать банки LTO?
В качестве изоляции корпуса в LTO использована тонкая синяя пленка, которая легко повреждается. Так что да, для себя я выбрал дополнительную защиту в виде плотной термоусадочной трубки.
15. Сколько секций LTO можно соединить?
Сколько угодно все зависит от целей и бюджета. Главное, чтобы в секции число банок было 6.
Для моей системы с моноблоком в 4 кВт достаточно две секции по 30А ч.
16. Максимальный просад системы с установленным LTO?
Ниже 13,9 В не видел, при почти максимальных возможностях системы!
17. Какая цена?
Цена в сравнении с кислотными АБ выше, в сравнении с такими монстрами AGM, как Stinger и XS Power значительно ниже. Одна банка LTO стоит 2 000 руб. – 2 500 руб., балансир 2 000 руб., шины 300 руб. и того 1 секция в среднем 14 300 руб. и выше.
18. Нужно ли менять генератор на более продуктивный?
Нужно, но не обязательно. Мне хватает штатного обслуженного генератора 110А.
19. Можно ли соединять секции титаната различной емкости?
Да можно, но есть нюанс. Для примера
У нас есть 12 банок: 6 банок емкостью 40Ач, 6 банок 30 Ач. Необходимо соединить по 2 банки в пары, всего 6 пар. Каждая пара параллельное соединение (на выходе 2,4В и 75 Ач). Затем пары соединить последовательно (на выходе 14,4 В и 75 Ач).
20. Стоит ли покупать Титанат у частных лиц («С рук»). И на что обратить внимание?
Да можно, но при этом стоит оценить все риски заранее. Стоит понимать, что когда вы покупаете ЛТО у проверенного продавца, который занимается этим не первый год, вероятность купить качественный товар выше, чем вы купите ЛТО с рук. Для продавца важна в первую очередь не выручка, а общественное мнение. Попросту говоря, частник продал одну или две секции и слилися, а продавец живет этим. Стоит ли экономить пару тысяч решать вам.
Так на, что же все таки обратить внимание?
— В первую очередь на внешний вид банок. Изоляция не должна быть повреждена.
— Состояние шпилек. Не редко хозяева ЛТО перетягивают гайки, закручивая шины. Материал шпилек — алюминий и сломать их не составляет труда. Ремонтные пильки без углублений в центре и если приглядеться, можно увидеть место соединения.
— Состояние клапанов на секции. Они должны быть закрыты, взорванные клапана, говорят о смерти банки.
Наткнулся недавно на пост о продаже титаната: «Всем привет, продам литий титонат 55А, состояние 5/5, за подробностями в лс. Свердловская область.Могу отправить любой компанией к вам, за ваш счёт». Фото взорванной секции прилагаются, а так 5 из 5.=D
Литий-титанат (LTO) — путь к правильному питанию
Друзья, всем привет) и так пошли автозвуковые новости, начинаем наверстывать упущенное, и сегодня поговорим о правильном питании…
До ухода в армию стоял генератор Dc Power Rc370 — чистокровный американец, и Агм PowerSafe (они же Hawker) емкостью 450а/ч, вывозила систему на раз, и просадов ниже 13.3 я не видел, но стоило подключить мост в низкоом, то посыпался просад в плоть до 12в… и уже тогда я сам себе сказал что поставлю литий…
Во первых — токоотдача лучше чем у Агм, во вторых — это вес…
Перед армией вся до единого музыка была продана (кроме проводки и головного устройства Pioneer 80 prs), и пока я находился в армии, я точно знал что как только вернусь буду покупать Литий Железо-Фосфат… НО, где то в середине службы на бассклубе появился новый источник питания с супер характеристиками превосходящий Литий Железо-Фосфат, и было решено активно наблюдать за этой темой… пересмотрел кучу тестов, обсуждений и тому подобное… и вот вернувшись домой, уже было твердо решено, что в системе будет стоять Литий-Титанат!
За месяц до прихода домой, я начал поиски Титаната, и к счастью до прихода уже было все найдено, и обо всем договорено…Так как система планировалась очень злая, то и питание должно быть соответствующее!
Изначально планировал 6 секций 40а/ч, в сумме это 240а/ч, но подумав, и взвесив все за и против, было решено брать 7 секций, одна которая будет стоять под капотом, и 6 секций будет стоять в нише запаски…
Представляю вашему вниманию Литий-Титанат емкость 280а/ч
P.s вес каждой банки составляет 1.25кг, размеры 66мм*210мм, шпильки по 25мм
Вес этого счастья всего лишь 52.5кг, а если были бы Агм, то это весило бы порядка 120кг
Ну и счастливый обладатель лютого питания в приору на сезон 2019)
По поводу сборок, в сборке 6 банок, для напряжения сборки 15в, напряжение каждой банки должно составлять 2.5в, минимальный заряд 1.7в и максимум ее заряжать до 2.7в, все что выше и ниже не желательно вообще!
Как только банки пришли, был заказан бокс под капот, времени честно не было заниматься, мог и сам сделать
Вот так это все красиво выглядит)
Так как площадка была в уставшем состоянии, она была восстановлена и покрашена
Так как теперь будет болтовое соединение на клеммах, а не как обычно накинул на палец наконечник и готово, была сделана новая силовая проводка, которая идет от Акб до стартера, так как штатную резать я не захотел, а в случае продажи машины просто перекинул провода и все!
Кабель 35кв, в гофре и в термоусадке, наконечники зажаты гидравлическим прессом, все как говорится по феншую)
Силовая проводка была проложена через моторчик дворников и хорошо было все загерметизированно, все равно вода просачивалась, поэтому было решено сделать правильно, просверлить кузов, вставить гермовводы, и провести через него кабель…
Вот таким сверлом были сделаны 4 отверстия
Литий-титанат в довесок к свинцу
Если кому-то нужны подробности, то вот ресурс, на котором все разжевано до мелочей.
Вкратце, lto — почти то же самое, что и лиферы, но не боится низких температур и может использоваться в связке со свинцовым аккумулятором. Титанат набирает свою емкость очень быстро, для его заряда на 90% достаточно короткой 20-минутной поездки, не боится перезаряда и глубокого разряда… В общем, сплошные плюсы. Ну и в паре со свинцом поддерживает его заряд после выключения зажигания. В результате имеем постоянно полностью заряженную свинцовую батарейку и прочие бонусы вроде отсутствия потребности коптить воздух по холоду, если надо где-то постоять в комфорте длительное время (у меня сухой фен стоит и каты выбиты, что добавляет вонизма в выхлоп).
Сначала заморачивался коробкой, но так ничего не подобрал путнего — уж больно тесное место для установки выбрал. Поэтому обмотал скотчем и залил боди 950 вкруг. Так и воткнул на полку с бортиками, которую соорудил из пластин из леруа. Сверху накрыл куском резины (на фото ее нет) и обтянул хомутами через верх. По теплу переделаю более монументально, но и сейчас сидит вроде крепко, не вылетит. К свинцу подключал в параллель проводами КГ-10, плюс — через предохранитель на 70А. В итоге получилось как-то так:
Понимая, что токи берет совсем не детские, от генератора (он у меня на 110А) дополнительно протянул плюс до свинца двумя проводами ПГВА по 6 кв.мм. через предохранитель 80А (че-то очканул сотку ставить, но надо поставить).
Пока подключил, покурил, прибрался. почти час прошел — померил напругу — 12,4в. Дома зарядил сборку до 13в пару недель назад, свинец показывал до этого 12,2в. Завел — амперметр показал 60А к аккумуляторам. Минут через 20 потребление снизилось до 3А. Кстати, после прокладки дополнительных проводов к генератору, вольтметр на заведенной машине начал показывать заветные 14,2-14,4в, а не 13,8, как было уже долгое время.
Сейчас мониторю с сигналки, спустя 4 часа напруга 12,8в. В общем, будем наблюдать.
Но это еще не конец — есть кое-что в планах. Об этом позже.
Питание для АвтоЗвука(Литий титанат LTO)
Всем доброго дня! С машиной особо нечего не происходит, кроме того, что во всю идет подготовка к сезону. Переделал фальшпол + сменил в нем усилитель на сабы. Предстоит собрать новый короб под сабы, под банки титаната и усилить заднюю подвеску автомобиля т.к. вес в багажнике встал на 150 — 200 кг больше.
А пока перехожу потихоньку на новый старый вид питания: Литий титанат(LTO) — Это «Волшебные синие баночки». Пока только одна 40 секция, в планах приобрести еще одну (30/35 или 40) (Если кто знает где купить — дайте в ЛС ссылку). Каждая банка 2.3 Вольта, что бы набрать нужный вольтаж в авто, нужно 6 банок подключенных последовательно. В авто будет ТОЛЬКО титанат. AGM, кислота и др. виды АКБ — Стоять не будут. Вольтаж системы машины будет поднят до 14.7в с возможностью регулировки. Титанат выбрал по соображению веса и токоотдачи, в ряду АЗ последние полтора года стал очень популярен. Инфы в интернете не сказал бы, что много, но есть. Доступная на Русском языке или в виде видео на ютубе. Заряжал обычной дедовской зарядкой. Зарядил всю секцию до 14.73, без нагрузки 14.68. Перед зарядкой секцию отбалансировал. Секция готова к установке, НО пока не собрал под неё короб, ставить НЕ буду. Возможно успею поставить на штатный генератор и затестить как себя покажет моя система со штатным генератором(110а) и секцией LTO 40а. Музыки около 7 кВт — Возможно даже и генератор НЕ нужно будет менять, но я сторонник стабильности и долговечия — поэтому хочу, что бы был запас по питанию!
Секцию тащил из Китая в январе этого года, успел до поднятия цены. Банки обошлись мне в 14500 рублей.
Текст мало кому интересен, да и тематика авто звука, поэтому довольствуйтесь фотками. Всем полного бака и добра!