Как продлить жизнь акб автомобиля
Что нужно делать для продления жизни аккумулятора автомобиля?
Каждый раз при выходе из строя аккумулятора, его владельцы думают о том, что было бы неплохо продлить жизнь АКБ. Ведь постоянные траты на покупку аккумуляторной батареи не нравятся никому. В последнее время часто встречаются случаи, когда владельцы автомобилей выбрасывают отработавший аккумулятор через 2─3 года эксплуатации. Конечно, в целом качество продукции на рынке оставляет желать лучшего, но при должном уходе жизнь среднестатистического аккумулятора должна быть примерно 5─7 лет. Как добиться такого результата и увеличить срок эксплуатации аккумулятора автомобиля.
Причины, сокращающие жизнь аккумулятора автомобиля
Все прекрасно понимают, что для долгой и нормальной работы какого-либо устройства за ним требуется регулярный уход. Это относится не только к аккумуляторным батареям, но и к любой другой технике. Производители современных аккумуляторов часто заявляют о том, что их модели не требуют обслуживания в течение всего срока жизни АКБ. Их так и называют ─ необслуживаемые.
Но для того чтобы не менять аккумулятор каждые два года, все равно нужно следить за ним и обслуживать по мере необходимости. Также важно знать причины, уменьшающие срок службы аккумулятора, и не допускать их при эксплуатации.
Срок службы аккумулятора автомобиля сильно зависит от регулярности его обслуживания. Ниже будут приведены операции, которые желательно проводить на регулярной основе.
Что чаще всего сокращает срок жизни автомобильного аккумулятора?
Как увеличить срок эксплуатации АКБ?
Перечисленных выше проблем можно избежать, если регулярно осматривать аккумуляторную батарею и проводить профилактические мероприятия. Как правило, это не отнимает много времени.
Итак, что нужно делать для продления жизни аккумулятора автомобиля:
Периодически заряжайте аккумулятор
Проверяйте уровень электролита
Содержите аккумулятор в чистоте
Контрольно-тренировочный цикл
Выше говорилось о необходимости периодически проводить контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) для аккумулятора. Опытные специалисты говорят, что для продления срока жизни АКБ эту процедуру необходимо проводить раз в год. В чём же она заключается?
Такой цикл включает в себя полную зарядку, контролируемый разряд аккумулятора. После этого батарея снова полностью заряжается. Перед проведением КТЦ аккумулятор снимается с автомобиля. Проводится полная зарядка, после которой замеряется плотность электролита. Для этого существует ареометр. Стоимость в магазинах около 100 рублей. Требуемое значение 1,27 гр./куб. см. Если плотность выше этого значения, то в банки доливают дистиллированную воду, а когда ниже – готовый электролит (предварительно нужно выбрать старый).
После полной зарядки проводится контролируемый разряд. Для этого собирается схема разрядного устройства.
После разряда аккумулятора, сразу ставьте его на зарядку. Ток зарядки при этом должен быть не выше 10 процентов от номинальной ёмкости аккумулятора. В процессе зарядки напряжение на клеммах АКБ не должно превышать 15,5─16 вольт. Некоторые опытные аккумуляторщики рекомендуют заряжать аккумулятор 12 часов током 10 процентов от номинальной ёмкости, а затем снизить в два раза и оставить ещё на 12 часов. Так, батарея наберёт максимальную ёмкость. Если регулярно проводить такой контрольно-тренировочный цикл, то можно существенно продлить жизнь автомобильному аккумулятору. Здесь стоит отметить, что такой цикл не рекомендуется делать для кальциевых АКБ. Для них глубокий разряд не рекомендуется. Несколько таких разрядов и их можно отправлять на утилизацию аккумуляторных батарей.
Обслуживать или платить?
Как видите, ничего особенно сложного в регулярном обслуживании аккумулятора нет. По крайне мере, визуально контролировать состояние аккумулятора и уровень электролита может каждый. В случае отклонения от нормы можно обратиться к специалистам за помощью на ранней стадии какой-то проблемы, а не в запущенном состоянии.
Зимний лайфхак: как продлить жизнь своему аккумулятору
В предыдущей статье, посвященной аккумуляторам, мы занимались познавательно-полезной практикой подготовки аккумулятора к зиме – теперь пришла пора теории, причем тоже небесполезной и любопытной! Об «особенностях национального использования аккумуляторов» Колеса.Ру побеседовали с профессором кафедры эксплуатации автомобильного транспорта МАДИ Юрием Владимировичем Пановым.
Многим автовладельцам, к сожалению, знакома история выхода из строя и замены батареи через 2-3 года. Каким должен быть реальный срок службы современного АКБ из разряда средних – без анонсированных производителем «супернанотехнологий» и, соответственно, завышенной цены?
Предположим, что соблюдается ряд условий, а именно:
1. В течение всего срока эксплуатации генератор и реле-регулятор исправны и не выдают повышенного напряжения
2. Аккумулятор не подвергался глубокому разряду
3. Аккумулятору не приходилось частенько длительно «маслать» плохо заводящийся мотор
В этом случае любая батарея (без брака и внутренних дефектов!), способна легко отработать 6-7 лет на машине «бытового назначения» – семейном автомобиле, не коммерческом и не такси. В автопарках срок службы батарей, конечно, примерно вдвое меньше.
– То есть, вот эти три фактора и губят батарею? Какой из них самый опасный?
Юрий Владимирович Панов
– Наиболее опасно повышенное напряжение, благодаря которому испаряется вода и падает уровень электролита. Это может происходить и в теплое, и в холодное время года. Сегодня в автомобилях, как правило, нет вольтметра, и вовремя обнаружить, что напряжение в бортсети поднялось вольт до 15, очень сложно. А повышенное напряжение способно за месяц «убить» батарею.
– Как быть?
— Советов тут может быть два. Если есть подозрения в повышении напряжения – просто измерьте его, для этого не обязательно посещать сервис. Простейший мультиметр, полезный в быту, есть у многих, – подключите его к аккумулятору и посмотрите напряжение: оно не должно превышать номинальные 14,2 вольта. Мерить нужно не сразу после запуска стартером, а после непродолжительной поездки, когда генератор уже вернул батарее затраченную на пуск энергию. Не глушите мотор и подключите к клеммам батареи вольтметр – посмотрите напряжение на холостом ходу и, что важнее, на 2-3 тысячах оборотов. Нередко бывает, что проблема повышенного напряжения проявляется именно на высоких оборотах.
Ну и неплохо сделать,как может показаться, «шаг назад» в эволюции – приобретите простейший вольтметр, вставляемый в разъем прикуривателя в китайском интернет-магазине, он стоит копейки. Или, если у вас установлен нештатный маршрутный компьютер, выведите на основной экран параметр «напряжение бортсети». Несмотря на то, что машины год от года «умнеют», несложно и очень полезно все же продолжать контролировать «вручную» некоторые параметры, понимая их смысл.
– А глубокий разряд – скажем, если какой-либо потребитель тока был забыт на ночь или дольше, и с утра машина даже не открывается с брелока сигнализации – насколько это опасно для АКБ? Есть «гаражное» мнение, что даже после одного-единственного такого разряда «в ноль» в батарее происходят необратимые изменения, она уже ненадежна и при первой же возможности её лучше поменять, особенно ввиду зимы…
– На поработавших несколько лет аккумуляторах глубокий разряд действительно способен нанести непоправимый вред, но если батарея новая, эксплуатируется менее года, то после зарядки она полностью восстановит свои свойства. Необратимые изменения если и есть, то пренебрежимо малы.
– Если электрооборудование автомобиля исправно, имеется ли смысл в периодических профилактических зарядках батареи?
– Смысл имеется, в особенности зимой. При городском стиле без длительных поездок (нужен час-другой езды, а не час стояния в пробке!) 1-2 раза за зиму желательно поставить батарею на зарядку. Дело в том, что даже при полностью исправном электрооборудовании зимой баланс энергии зачастую «уходит в минус». Машина запускается с утра, затрачивая едва ли не в два раза больший, нежели летом, ток на проворот коленвала холодного мотора в густом масле. Запустившись, мы включаем сразу все мощные потребители: подогрев сидений, заднего стекла и зеркал, фары… На холостом ходу все это дает просадку напряжения – аккумулятор если и не продолжает разряжаться, то уж точно не получает необходимого зарядного тока. Короткая поездка, стоянка и дорога домой вечером – все повторяется. Аккумулятор день за днем теряет плотность электролита, которую может восстановить только длительная поездка или зарядное устройство во время стоянки.
Поэтому лучший алгоритм действий зимой – после запуска двигателя не включать во время прогрева никакие электропотребители; благодаря этому генератор даже на холостом ходу сразу начнет заряжать аккумулятор, восстанавливая потерю энергии. Сколько времени вы греете мотор – дело ваше, это вопрос «религиозный». Лично я использую только хорошее синтетическое масло и, если мороз рядовой для средней полосы, через несколько минут после запуска двигателя обычно начинаю движение – тут уже обороты превышают обороты холостого хода, и «убиваются два зайца»: идет активный заряд батареи и ускоренный прогрев двигателя и салона под нагрузкой.
– Мы затронули иную, но смежную (хотя и скользкую и «холиварную»!) тему необходимости прогрева двигателя… Прокомментируйте последовательность рассуждений и действий п рименительно к аккумуляторам.
Выигрывая в скорости прогрева, проигрываем в долгожительстве батареи.
– Как тут быть? Может, при прогреве на месте дать педалью газа небольшие обороты – тысячи полторы, скажем?
– Да, тут не выходит «захватить все плюсы», получается «либо-либо». Либо мягкий прогрев, либо нормальная зарядка. На самом деле, включенные на холостом ходу электропотребители даже близко не лежат по эффективности прогрева с медленным движением на 1-2 передаче. Поэтому ускорение выхода мотора на рабочий режим тут получается незначительное. Давать обороты – также не вариант, ибо без нагрузки двигатель все равно вырабатывает мало тепла: чтобы дать на впрыск больше топлива и, соответственно, получить больше калорий тепла, машина должна начать движение.
Я бы все же поступил так – запустив мотор, не включал никаких нагрузок, очищал стекла вручную, после чего начал движение на первой-второй передачах. Впрочем, все это возможно, только если у вас есть «разгонная полоса», где можно медленно и безопасно ползти некоторое время с ограниченной видимостью. Если же вам предстоят сложные маневры по тесной парковке или нужно через десять метров выезжать на шоссе, то, конечно, придется греть на месте…
– Вернемся к рекомендации 1-2 раза за зиму заряжать аккумулятор. Многие не ставят батарею на зарядку, даже имея гараж, по чисто техническим причинам – отключать «массу» они не хотят, чтобы не сбросились настройки магнитолы и других устройств, а против подключения зарядного устройства к аккумулятору с неснятыми клеммами существует популярное предубеждение… Как быть?
– Отключение аккумулятора без нужды, в том числе и для профилактической подзарядки, на современной машине не слишком полезно. Память радиостанции – это как раз ерунда: важно, что после отключения питания исчезают адаптивные параметры двигателя и КПП, которые блок управления накапливает в процессе повседневной работы. Ничего фатального в этом нет – система снова соберет статистику и настроится, это её обычный режим, но настройка может сопровождаться повышенным расходом топлива в течение некоторого времени, непривычным поведением машины и так далее.
На самом деле, нет ничего страшного в подключении зарядного устройства прямо к клеммам аккумулятора, с которого не сняты силовые «плюс» и «минус». Главное – чтобы перед этим было выключено зажигание и вынут ключ. За исправный автомобиль беспокоиться не стоит – проблема тут разве что в надежности самого зарядного устройства, которое зачастую «беспородное», китайского производства. Дешевый случайный зарядник может выйти из строя, и хорошо, если он просто выключится. Но он может и воспламениться!
Тем более, что у нас любят, оберегая краску крыла от царапинок, подложить под зарядник тряпочку, перекрыв ему вентиляционные щели… Поэтому, чтобы безопасно оставить зарядное устройство без присмотра, его можно положить в обычное железное 10-литровое ведро, поставленное на 1-2 кирпича. Выглядит это, возможно и смешно, но зато даже появление открытого пламени не приведет к возгоранию лежащих рядом предметов.
– Ну и закончим беседу лирикой, гласом вопиющего автовладельца… Вот, скажем, на моей прежней машине извлечение ключа зажигания автоматически гасило габариты, а на нынешней они могут остаться горящими – начинает только работать предупреждающий о забытом свете зуммер. Но его звук можно второпях не услышать или по дурости проигнорировать; результат – полностью севшая батарея наутро… При этом, что характерно, штатная магнитола работает также без ключа зажигания, но имеет встроенный таймер – через час выключается… Таки задам риторический вопрос: почему у автопроизводителей столь различная логика в подходе к алгоритму включения электропотребителей в машине? Почему в такой элементарной «защите от дурака» нет единства мнений?!
– Единство может быть только в пунктах требований к регламенту безопасности автотранспортных средств, который все производители соблюдают. По поводу электропотребителей, работающих даже без ключа зажигания, там говорится только об аварийной световой сигнализации. Если вы заглохли на дороге ночью, то пусть аккумулятор полностью умрет, но «аварийка» должна моргать до последнего! Все остальное – на усмотрение инженеров и их понимания логики.
Работа габаритов без ключа – видимо, автопроизводитель считает, что вы должны иметь возможность эффективнее обозначить стоящую машину на темной дороге, и позволяет включить не только мигающий свет, но и постоянный. Логика тут у всех разная – мне приходилось иметь дело с Мерседесом, у которого владелец долго слушал музыку, а наутро не смог завестись. У меня были опасения, что полностью разряженный аккумулятор не удастся зарядить обычным маломощным зарядником, поскольку многие из них просто не заряжают батареи, севшие «в ноль». Однако когда мы померили напряжение на батарее, оно оказалось равным 10 вольтам, зарядник начал без проблем заряжать её, и через пару часов машина завелась. Как оказалось, встроенная блокировка машины отключила аккумулятор при напряжении 10 вольт – сберегла батарею, но не позволила завести в итоге. Хотя возникает вопрос: почему эта электроника не настроена так, чтобы и потребители забытые отключить, и возможность запуска сохранить?
Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?
Каждый водитель автомобиля хотя бы раз задумывался над тем, как продлить жизнь аккумулятору. Случаи, когда новые АКБ изнашиваются за пару лет и сдаются на переработку, становятся частыми. Обвинять во всем производителей нецелесообразно, большинство проблем связано не с заводским браком, а с неправильной эксплуатацией. При должном уходе срок жизни среднестатистического аккумуляторного устройства равен 5-7 лет.
Почему батареи быстро становятся непригодными?
Неправильная фиксация – еще одна причина быстрого износа аккумуляторного устройства. Незакрепленная АКБ во время езды подвергается ударам и опрокидываниям, из-за чего повреждается корпус, портятся клеммы, случаются замыкания.
Компенсировать часть расходов на покупку новой батареи получится, если сдать аккумулятор автомобильный в одном из пунктов приема компании «ПАК». Избежать проблем в дальнейшем помогут рекомендации профессионалов. Рассмотрим 9 способов, как продлить срок службы аккумулятора.
1. Периодичность и процесс зарядки
Все АКБ автомобиля делятся на малообслуживаемые и необслуживаемые. Первые проще в эксплуатации, их достаточно раз в полгода относить в сервисный центр для проверки. Но стандартный уход за обеими вариантами производится самостоятельно.
Аккумуляторную батарею категорически не рекомендуется держать в разряженном состоянии. Длительное нахождение без заряда способствует ускоренному разрушению пластин. Для восстановления АКБ используются специальные зарядные устройства. Сила тока не должна превышать 1/10 от номинальной емкости батареи.
Процесс зарядки аккумулятора:
Регулярная езда на большие расстояния позволяет поддерживать нормальный заряд батареи без дополнительной подзарядки. В зимний период, когда АКБ испытывает повышенную нагрузку, рекомендуется восполнять емкость по необходимости или раз в 2 месяца. После глубокого разряда (включенные фары, музыка, обогрев стеков) требуется полноценная зарядка. Соблюдение правил и сроков подзарядки – одни из наиболее эффективных способов продлить срок службы аккумулятора.
2. Электрическая проводка автомобиля
Срок жизни АКБ напрямую зависит от исправности бортовой сети автомобиля. Электрическая проводка должна содержаться в полном порядке, особенно это касается следующих моментов:
Неполадки в работе бортовой сети способствуют увеличению сопротивления. Батарея начинает расходовать заряд на его преодоление, в результате ее полезный срок эксплуатации сокращается. Своевременная проверка исправности электрической проводки в автомобиле – эффективный способ продлить жизнь аккумулятора.
3. Уровень электролита
В сильную жару, а также во время езды температура внутри батареи поднимается, из-за этого из электролита начинает испаряться дистиллированная вода, а следом снижается его общий объем. Нехватка жидкости влечет за собой оголение пластин внутри АКБ. В таком состоянии они легко окисляются, постепенно разрушаются. Возможны ситуации, при которых обмазка с решеток крошится и падает на дно аккумулятора. Образовавшийся шлам нередко вызывает замыкание электродов.
Уровень электролита следует проверять регулярно, при необходимости нужно доливать дистиллят до отметки, которая покроет пластины из свинца на 1-1,5 см. Без периодической проверки количества жидкости внутри АКБ ее срок использования существенно сокращается. Единственная вторая жизнь аккумулятора после подобного износа – сдача в приемный пункт, который осуществляет выкуп БУ аккумуляторов.
4. Эксплуатация в зимнее время
Заморозки негативно сказываются на работе всех узлов автомобиля, включая аккумуляторные батареи. Загустевает масло, замерзают свечи, дольше крутится стартер, включаются все системы обогрева (печка, сидения, зеркала, стекла, руль). В таких условиях тратится гораздо больше заряда АКБ, восполнить ее емкость удается только при осуществлении поездки на большую дистанцию.
Правила эксплуатации аккумулятора в зимнее время:
Опытные водители дают еще один важный совет: перед запуском нужно максимально выжать сцепление для разъединения двигателя и трансмиссии. Это позволит снизить нагрузку на стартер.
5. Профилактика состояния клемм
В процессе эксплуатации на клеммах появляется налет. Это могут быть окислы, потеки электролита или следы коррозии. Налет серьезно влияет на способность АКБ проводить ток, поэтому его следует устранить сразу после обнаружения. Способы очистки:
После очистки клеммы следует высушить и крепко затянуть. Для продления срока эксплуатации рекомендуется покрыть их специальным средством для контактов (продается в магазинах автотоваров).
6. Плотность электролита
Заряженная аккумуляторная батарея автомобиля имеет плотность электролита 1,27 г/см. Данный показатель снижается пропорционально уменьшению заряда АКБ. Рекомендуется проверять плотность электролита спустя некоторое время после максимальной подзарядки.
7. Чистота аккумулятора
Грязь на поверхности батареи снижает срок ее полезной эксплуатации. Пыль, масло, влага и подтеки электролита со временем смешиваются и превращаются в цельный слой, который способен проводить ток. Следовательно, АКБ начинает тратить заряд и на это. Поддержание батареи в чистоте – обязательный пункт к выполнению.
8. Регулярный осмотр
Увеличить продолжительность жизни АКБ позволяет своевременное обнаружение проблем. Для этого необходим периодический визуальный осмотр на предмет целостности, а также ежегодная тренировка автомобильного аккумулятора.
Под последним понимается процесс, который включает полную зарядку батареи с последующим контролируемым разрядом и повторным восполнением емкости до максимума. Как тренировать АКБ?
Контрольно тренировочный цикл аккумулятора, проведенный раз в год, способен ощутимо продлить ему жизнь.
9. Длительный простой
Автомобиль, который не будет использоваться в течение продолжительного периода, стоит правильно подготовить. Важный пункт – снять аккумулятор. Он сохранится в изначальном состоянии, если его зарядить и разместить отдельно от машины.
Что делать с изношенным аккумулятором?
Советы становятся бесполезными, если батарея долго эксплуатировалась без соблюдения правил и ни разу не обслуживалась. Водителю придется купить новую АКБ, но сэкономить на приобретении реально. В пунктах приема «ПАК» можно сдать свинец и изношенные аккумуляторы по высокой цене, тем самым возместить часть расходов на покупку новой батареи. Расценки, адреса приемок и условия уточняйте у менеджера.
10 проверенных советов как продлить срок службы аккумулятора автомобиля
Срок службы аккумулятора автомобиля по заявлениям большинства производителей должен составлять не менее пяти лет. Однако даже так называемые необслуживаемые АКБ без регулярного внимания владельца столько не работают. У тех, кто после установки новенькой батареи забывают о ее существовании под капотом, как правило, уже на вторую-третью зиму сталкиваются с ее отказами. Результат такой эксплуатации аккумулятора – частая замена и разговоры о неудовлетворительном качестве современных источников питания.
Тем не менее, те же производители буквально каждый год уверяют нас, что выпускаемые ими АКБ становятся все лучше, надежнее и долговечнее. Они все меньше подвержены саморазряду, закипанию от перезарядов, более стойкие к образованию сульфатов на пластинах и так далее. Почему же тогда с каждым годом, вопреки этим громким заявлениям, появляется все больше автолюбителей, которые плюются от якобы низкого качества современных аккумуляторов?
Ответ банально прост: современные владельцы автомобилей обленились. Сегодня все меньше и меньше тех, кто хотя бы раз в месяц выполняет элементарное обслуживание АКБ. Особенно редко смотрят на аккумулятор те, кто купил его недавно – он новенький, крутит бодро, за ночь не сдыхает – чего на него смотреть-то. Именно из-за такого отношения к АКБ она часто уходит в отказ намного раньше, чем заявляют производители. А не потому, что хуже стали делать.
Хуже – было раньше. Во-первых, сами аккумуляторы были крайне примитивными. Они легко закипали от малейшего превышения напряжения заряда. У них был по нынешним меркам дикий саморазряд. Свинец буквально растворялся в электролите, если что сделать неправильно. Зарядных устройств нормальных раньше принципиально не было почти ни у кого. Заряжали обычно самопальными или примитивными совковыми зарядками, в которых кроме мощного трансформатора и диодного моста не было никакой начинки.
И несмотря на все это, у многих складывается впечатление, что раньше было лучше. АКБ служили дольше. Соответственно, их как-то делали более качественными. А сейчас делают – лишь бы бабок срубить. К сожалению, это заблуждение. У тех автолюбителей (можно сказать – старой закалки), которые не обленились из-за напирающих отовсюду технологий, и по устоявшейся привычке смотрят за своими АКБ, служат они верой и правдой по пять, и более, лет. Причем, что тоже важно, в отказ скоропостижно не уходят вполне себе бюджетные модели, не говоря уже о брендовых, которые подороже и получше.
Краткий перечень советов как продлить жизнь АКБ
Описанные далее рекомендации не являются чем-то инновационным. Многое из этого пишется даже в кратких руководствах по эксплуатации, прилагаемых к любому аккумулятору, сделанному не в кустах или в подвале. Но кто читает эти руководства? Мало кто. А придерживаются указанных в них рекомендаций – вообще единицы. Зато потом, через пару лет эксплуатации нового аккумулятора начинается усиленное сканирование Интернета на предмет какого-либо чудодейственного метода, в поисках чудо-зарядки, которые способны воскресить из мертвых обделенный вниманием аккумулятор.
Очень важно понимать, что представленные советы – это не чудо-таблетка. Если АКБ уже убита в хлам, это все не поможет. Не помогут и трижды умные зарядные устройства вместе с варварскими способами восстановления АКБ, показанных в Интернете ради просмотров. Эти советы работают только тогда, когда ими не пренебрегают с самого первого дня службы нового аккумулятора. И это, пожалуй, главный посыл данной статьи.
Итак, вот десяток элементарных действий, позволяющих гарантированно продлить срок службы аккумулятора автомобиля:
Видите – ничего нового и необычного. Многие из вас кое-что из этого даже иногда делали. Но есть ли здесь такие, у кого все представленные десять пунктов на протяжении всей жизни АКБ с момента ее покупки находятся под контролем? Если нет – надеяться на то, что аккумулятор прослужит заявленные пять лет – глупо и наивно.
Для тех же, кто хочет вспомнить или научиться, как продлить срок службы аккумулятора, предлагаем более детальную информацию по представленным пунктам.
Чистота аккумулятора и его клемм
Этот пункт идет первым не просто так. Грязный корпус АКБ и плачевное состояние ее клемм – один из очень часто встречающихся грешков современного автолюбителя. А между тем, это очень важный момент, который при определенных обстоятельствах может снизить потенциальный срок службы аккумулятора аж в два-три раза. И это не преувеличение.
Начнем с корпуса. Самый главный враг здесь – это пропитанная парами электролита пыль и грязь, плотно покрывающая АКБ очень быстро. Зимой, конечно, когда на улице мороз, а на дорогах снег, эта проблема не такая насущная. Летом же, когда повсюду пыль – новый аккумулятор покрывается налетом менее, чем за месяц.
А врагом такой налет является потому, что он способен пропускать через себя ток. В пыли и грязи полно частичек, которые в сочетании с электролитом превращаются в отличный проводник. В результате получается, что даже отключенный от всего на свете аккумулятор разряжается, как бы, сам на себя. Проверить это очень легко – возьмите мультиметр, включите его в режим вольтметра, и измерьте напряжение между плюсовой клеммой и разными местами на корпусе АКБ. Если хоть где-то вольтметр показал наличие напряжения – это уже отклонение от нормы. На ухоженном аккумуляторе везде должны быть нули.
Кстати, грязный корпус бывает отнюдь не только у немного поездивших аккумуляторных батарей. Новые, только с магазина – тоже могут быть покрыты слоем пыли из-за небрежного хранения и разрушения защитной пленки, в которую, как правило, упакованы все современные АКБ. Пока аккумулятор не бывал в работе, пыль на его корпусе может быть и не токопроводящей. То есть мультиметр покажет нули. Однако это ненадолго. Потому – чистота корпуса – это не только про эксплуатируемые АКБ, а и про новые.
Как правильно поддерживать чистоту корпуса АКБ? Очень просто. В идеале, конечно, аккумулятор нужно отключать и извлекать из-под капота, поскольку только так его можно очистить наиболее качественно. Очищается он при помощи обычной воды, в которую добавляется немного соды. Сода нужна как раз для того, чтобы нейтрализовать частички электролита, находящиеся на поверхности. Процесс нейтрализации (если корпус явно грязный) будет видно невооруженным глазом – смоченная поверхность будет пузыриться.
Чистоту АКБ можно поддерживать, не снимая его со штатного места. Только делать это менее удобно, а также придется быть более осторожным. Тем не менее, если выяснилось, что аккумулятор подвергался перезаряду или закипанию, либо он чрезмерно грязный – без снятия очистить его нормально не получится.
Теперь клеммы. Здесь проблем бывает всего две:
Окисление свинца – это результат его взаимодействия с кислородом. Проявляется в виде тонкого темного налета на клеммах. Сам металл перестает блестеть. Из-за этого ухудшается контакт, вырастают потери и, соответственно, увеличиваются нагрузки на аккумулятор. Отсюда и сокращение ресурса.
Сульфаты – это результат взаимодействия свинца с парами электролита. Проявляются они в виде белого налета, очень похожего на привычную нам соль. Сульфаты тоже ухудшают контакт между клеммами и зажимами. Более того, когда электролит оказывается на клеммах, зажимах и проводах – он их постепенно разъедает. Иногда до такой степени, что от этого всего ничего не остается живого.
Так эксплуатировать АКБ, надеясь на ее длительный ресурс, недопустимо. Как ухаживать за клеммами аккумулятора – есть немало материалов. Самое простое, что можно делать, это регулярно очищать клеммы и зажимы при помощи мелкозернистой наждачной бумаги с последующей обработкой очищенных поверхностей специальными составами. Они в обилии продаются сегодня в автомобильных магазинах, расходуются долго, и в итоге выходят не накладными по бюджету.
Иногда простое приведение в порядок клемм, казалось бы, дохлого аккумулятора, моментально восстанавливает его способности. Стартер начинает крутиться более бодро, пропадают просадки напряжения в бортовой сети и так далее. Так что иногда такое простое мероприятие оказывается полезным не только для продления срока службы аккумулятора автомобиля. Не пренебрегайте им.
Контроль уровня заряженности
Контролировать уровень заряженности аккумулятора нужно для того, чтобы понимать:
К сожалению, в большинстве автомобилей нету такого же индикатора уровня заряда аккумулятора, какой имеется на абсолютно любом телефоне, смартфоне, планшете или ноутбуке. То есть, автовладелец чаще просто не знает, что АКБ заряжена слабо, и с этим надо бы что-то делать. Однако это не нерешаемая проблема.
Контролировать уровень заряженности АКБ можно, по меньшей мере, тремя способами:
Первые два способа доступны не всегда, так как не у всех современных АКБ есть «глазок» и жидкий электролит. Кроме того, если по плотности электролита можно получить очень точные показания, то вот встроенные индикаторы очень часто показывают черти что, так как работают в верхнем слое электролита, а также часто просто залипают.
А вот напряжение можно измерять на абсолютно любом АКБ. Главное – делать это корректно. Для контроля этого параметра можно пользоваться обычным мультиметром. Но гораздо лучше установить в машину постоянный вольтметр. Так можно будет контролировать не только уровень заряженности аккумулятора, но и процесс его зарядки от генератора во время езды.
Так вот, чтобы по напряжению понять, насколько заряжена АКБ, измерять его с этой целью нужно исключительно после простоя автомобиля в течение нескольких часов. Смотреть на вольтметр сразу (и даже спустя пару часов) после того, как был заглушен мотор или аккумулятор отсоединен от стационарного зарядного устройства – бесполезно. В это время напряжение будет повышенным, и ничего не сможет нам сказать о степени заряженности АКБ.
Если все делать корректно, то напряжение на постоявшем аккумуляторе будет не большим, чем 12,7 В. Такой показатель говорит о том, что батарея заряжена на 100%. Каждая десятая доля вольта в меньшую сторону – это минус 10% от 100%. То есть, например, если утром перед запуском двигателя (и без других нагрузок – музыки и так далее) напряжение на клеммах вашего АКБ составило 12,4 В, то она заряжена примерно на 70%. И так далее.
Сигналом тревоги должен быть момент, когда после очередного простоя батарея оказывается заряженной менее, чем на 65%. В таком состоянии и запуск двигателя уже будет утрудненным, и процессы сульфатации пластин начнутся, и срок службы аккумулятора будет уменьшаться. Кроме того, столь низкий уровень заряда говорит о том, что:
Долгое время эксплуатировать разряженный на половину или более аккумулятор – это значит убивать его своими же руками.
Контроль заряда на машине
Возможен, если есть вольтметр. Когда работает двигатель, а самые прожорливые потребители выключены, приор должен показывать напряжение не менее 14,3-14,4 В. Если меньше – батарея заряжаться от генератора полностью не сможет никогда. Хоть сутками двигатель не глушите – не зарядится.
Более того, напряжение в бортовой сети не должно сильно падать и при включенных потребителях. Так что, если при включенном свете головных фар и печке на всю мощность прибор показывает менее 13,8 В – генератор или реле-регулятор не справляются со своими обязанностями. Нужно обратиться к автоэлектрику для поиска проблемы.
Вреден для срока службы аккумулятора автомобиля также и перезаряд. АКБ при таких раскладах быстро закипает, может потерять много электролита (и никто этого не заметит), а также будет убиваться большими зарядными токами. Увидеть перезаряд можно по все тому же вольтметру во время работы двигателя или езды. Если напряжения в бортовой сети выше 14,8 В (хотя и это многовато, не всякая АКБ спокойно «переживет»), то в машине некорректно работает реле-регулятор, а аккумулятор умирает в ускоренном темпе.
Контроль уровня электролита
Возможен только на так называемых обслуживаемых аккумуляторах, в которых имеется электролит в жидком виде, а также к нему есть доступ. Как правило, если АКБ работает в нормальных условиях – не перезаряжается диким напряжением и токами, а также не кипит постоянно – то уровень электролита может в ней не падать на протяжении многих лет. Если же что-либо из сказанного имеет место быть, то контроль уровня электролита должно быть регулярным мероприятием до того дня, когда система заряда от генератора не будет отлажена у специалистов.
Контролировать уровень электролита в аккумуляторе очень просто. Но и эта процедура часто выполняется неправильно. По больше части из-за все той же лени. Самая частая оплошность в этом вопросе – это контроль уровня только в одном или паре отсеков. А их-то аж целых шесть. И если уж и контролировать уровень, то делать это надо для всех «банок» без исключения.
Проверка может выполняться несколькими способами. Самый простой и быстрый, но не очень надежный способ – визуальный контроль без каких-либо приспособлений. Заглянули в каждую «банку», убедились, что пластины погружены в электролит полностью – уже хорошо. Но этого маловато.
В идеале же уровень электролита надо измерять при помощи прозрачной трубки из стекла или пластика. Тут и покупать ничего не надо. Наши деды и отцы использовали для этих целей прозрачные корпуса из обычных шариковых ручек. Делается это следующим образом. Трубка вставляется в отсек аккумулятора до упора в пластины. Затем верхнее отверстие зажимается пальцем. Трубка извлекается в таком положении, и внутри нее оказывается электролит, по высоте заполнения которого можно судить об уровне в проверяемом отсеке. Нормой считается хотя бы полтора сантиметра. Аналогичные манипуляции повторяются для каждой «банки».
Частая ошибка на этом этапе – это доливка в отсеки аккумулятора электролита. Делать этого категорически нельзя. Добивать уровень в «банках» необходимо при помощи дистиллированной воды. Причем, вода должна быть реально дистиллированной, а не дешевой подделкой, набранной из-под обычного бытового крана. Если что, то в Интернете несложно найти способ, как проверить купленную воду на предмет отсутствия токопроводящих солей.
Правильная подзарядка АКБ
В подзарядки от стационарного зарядного устройства нуждается далеко не каждый первый аккумулятор. Бывают и такие случаи, когда АКБ полноценно заряжается и от генератора. Тем более, что для этого не нужны какие-то космические технологии. Первое условие – это нормальное напряжение в бортовой сети. Второе условие – это достаточное время для того, чтобы АКБ успела восстановиться после очередного запуска двигателя или других просадок заряда, например, после длительного прослушивания музыки в автономном режиме.
Как определить, что ваша батарея не нуждается в дополнительных подзарядках от стационарного зарядного устройства – уже было описано выше. Способов несколько, и вольтметр здесь является наилучшим вариантом. Установите его на ваш автомобиль штатно, откалибруйте и не забывайте на него поглядывать по утрам – никогда не пожалеете, а АКБ вам еще и «спасибо» скажет в виде продленного срока службы.
Если же батарея по каким-либо причинам не успевает (или просто не может из-за низкого напряжения в бортовой сети) заряжаться полностью, это придется делать «вручную». Прикупите хорошее зарядное устройство, и не брезгуйте им пользоваться, если по показаниям вольтметра за ночь АКБ разряжается ниже, чем 65-70%. Более того, для ресурса аккумулятора полезно будет хотя бы раз в месяц заряжать его по 100%, независимо от того, насколько хорошо или плохо он это делает от генератора.
Повторим. Если аккумулятор сам по себе заряжается от генератора полностью – использовать дополнительно зарядное устройство нет особого смысла. Постоянно заряженная на более, чем 65-70% батарея – это уже потенциальный претендент на достижение пятилетнего возраста.
Если же батарея перед запуском двигателя разряжена более, чем наполовину – каждое включение стартера при таких раскладах будет постепенно убивать ее. Кроме того, когда аккумулятор сильно разряжен, но двигатель успешно запускается, то зарядный ток в самом начале будет всегда конским, что никак не продляет ресурс. Происходит это потому, что у более разряженной АКБ сопротивление ниже, и она способна потреблять большие токи от генератора.
Контроль тока утечки
Током утечки принято считать силу тока, который потребляется из аккумуляторной батареи во время простоя автомобиля. Сюда входят как полезные потери, так и не очень полезные. К полезным, например, относятся затраты на работу охранной сигнализации или видеорегистратора (если машина стоит в стремном районе). К не очень полезным утечкам тока относятся:
Такие потери тока, естественно, надо искать и устранять. В противном случае аккумулятор будет излишне разряжаться даже за время не очень длительных простоев, что никакой пользы ему не принесет точно. А если вы еще и ездите мало, то аккумулятор даже в новом состоянии не будет у вас нормально заряжаться от генератора, быстро деградирует и сдохнет раньше времени.
Искать токи утечки очень просто. Для этого нужен только мультиметр с режимом амперметра. Прибор необходимо включить на измерение больших токов (как правило 10 А). Даже если ток утечки на вашей машине составляет несколько миллиампер, то, все равно, сразу после включения амперметра в цепь через него пойдет большой ток, что приведет к выходу прибора из строя и, возможно, легкому испугу.
Краткий алгоритм поиска утечки тока выглядит следующим образом:
Ток утечки желательно проверять хотя бы раз в году. Также крайне желательно проконтролировать его после любого ремонта автомобиля, затрагивающего бортовую сеть, либо после установки очередного девайса – регистратора, магнитолы, навигатора и так далее.
Надежное крепление АКБ под капотом
Во время движения автомобиля по нашим знаменитым дорогам не закрепленный надлежащим образом аккумулятор отнюдь не добавляет в ресурсе. Причем, речь не только о банальных механических повреждениях, из-за которых может в миг вытечь много электролита с понятными последствиями. Даже интенсивная тряска и постоянные подпрыгивания для многих аккумуляторов могут однажды оказаться фатальными.
Посему – АКБ нужно не только надежно закрепить, то также очень желательно установить ее на штатной площадке на какой-либо демпфирующей подкладке. В некоторых машинах она уже есть. У кого нету – хоть из тракторной камеры вырезайте, но она должна быть.
Облегчение процесса запуска двигателя
Чем труднее запускается двигатель, тем срок службы аккумулятора автомобиля короче. Это факт, который весьма несложно доказать. Что имеется в виду? Сразу несколько факторов. Во-первых, двигатель должен запускаться, что называется, с «пол тычка». Это зависит и от качества топлива, и от системы зажигания, и от системы питания, и от компрессии, и от общего состояния мотора, в целом.
Во-вторых, сам стартер должен использовать энергию аккумулятора эффективно. Для этого он должен быть полностью исправным и своевременно обслуженным, то есть очищенным от грязи, смазанным и так далее.
Ну и, в-третьих, на механической коробке переключения передач не брезгуйте в зимнее время года выжимом сцепления на момент запуска мотора. Коробка передач с загустевшим маслом – это тот еще тормоз, который весьма заметно усложняет жизнь аккумулятору.
Профилактическая тренировка
Некоторые автолюбители считают, и не безосновательно, что регулярно обслуживаемому и работающему в адекватных условиях аккумулятору никакая тренировка не нужна принципиально. Если же АКБ длительное время находилась в жестких условиях, пережила глубокий разряд, часто не заряжалась хотя бы до половины и так далее – тренировка не повредит.
Выполнить ее можно как при помощи специальных зарядных устройств, так и без них. То есть, используя самое обычное зарядное устройство. Инструкций в Интернете полным-полно. Принцип везде один и тот же. Он заключается в принудительном и контролируемом разряде АКБ с последующим зарядом небольшим током. Также применяются и другие приемы. Например, зарядка, чередующаяся с короткими разрядами, импульсная зарядка, и так далее.
Предпусковая зарядка в морозы
Эта рекомендация просто-таки обязательна к выполнению, если по каким-либо из описанных выше причин ваш аккумулятор на утро оказывается сильно разряженным (больше, чем наполовину). Причем, даже тогда, когда запуск двигателя вполне возможен. В таких случаях крайне полезно хотя бы немножко «погонять» АКБ на стационарном зарядном устройстве. В результате нагрузки на аккумулятор значительно уменьшатся, а срок ее службы – увеличится. Проверено.
Краткие итоги
А итог всему вышесказанному простой: чтобы пролить срок службы аккумулятора автомобиля, нужно не так уж много времени и усилий. Большинство из описанных советов требуют внимания не часто. Например, облегчить запуск двигателя и проконтролировать ток утечки можно раз в год. Установив однажды копеечный вольтметр, можно вообще без напряга контролировать постоянно уровень заряда АКБ и то, как она заряжается в процессе езды. Чистоту наводить достаточно хотя бы раз в сезон.
Ну а что касается частоты подзарядки аккумулятора от стационарного зарядного устройства – это по обстоятельствам. К примеру, если вы ездите на машине ежедневно и на сравнительно большие расстояния, в этом вообще может не возникать необходимость никогда – аккумулятор и так будет постоянно заряженным от генератора. Если же поездки короткие, с частыми остановками и запусками мотора – подзаряжать АКБ от сети придется часто. Третьего не дано, как говорится.