Как проехать на кавказ на машине
КАВКАЗ 2021. День 4: Кёнделен – Баксан – Каменномостское и потрясающая дорога на Джилы-Су
1. Опять проснувшись раньше всех, я пошел искать место для умывания в речке. К тому времени уже подтянулись и остальные. Дружно помыли посуду, сварили чай-кофе, скомплектовали спальники, палатки, загрузили машины и тронулись в путь.
С вечера, не заметили, что, оказывается, Кёнделен не маленькое поселение. А еще в этом селе (поселке) идеальный новенький асфальт.
Уже на выезде показались прекрасные Кавказские пейзажи: коровы, горы, зелень-мелень…
2. После Кёнделена повернули налево и ехали прямо до города Баксан. Впоследствии там и пообедали. Далее были 2 варианта: ехать на Джилы-Су через Кисловодск или по грунтовой дороге через Каменномостское. Конечно же, я выбрал второй вариант. А так как весь маршрут строил я, остальные в принципе не знали куда и по какой дороге в какой день мы поедем 😃
Сначала дорога шла нормально, а после Каменномостского асфальт закончился. Скорость снизилась. Виды стали красивее. Сплошное удовольствие. Действуем по старой схеме. Я уезжаю вперед. Выхожу. Фотографирую.
3. Едем мы такие на расслабоне и вдруг — верблюд. Мы сначала подумали, что он один, а потом недалеко от этого места увидели домик, сараи и людей. А что делают с верблюдом вообще? Из-за мяса держат? Молока? Кто-нить пробовал?
4. Напротив этого домика расположилась такая уютная остановочка. Видимо, когда-то тут был населенный пункт 🤷🏻♂️
5. А это фото было удостоено 1-го места в конкурсе любительских фотографий на тему «Путешествие по Кавказу». Я был безмерно рад, так как до этого не участвовал в подобных фотоконкурсах.
6. Мы продолжали ехать дальше, а бесконечные поля Кавказа раскинулись во все стороны. Всё как в равнинной местности. И только горы, которые виднеются на горизонте, напоминают нам, что мы не дома.
7. А еще нам удалось увидеть плато Канжол. Сейчас понимаю, что поднялись бы мы туда днем ранее, не успели бы доехать и классно расположиться на Джилы-Су следующим днем. Все-таки на грунтовке темп поездки резко снижался.
8. В одном из участков в «телевик» удалось увидеть обсерваторию. Стало быть, мы приближаемся к финишу этой грунтовой дороги. Пока остальные плелись сзади, мы решили быстренько метнуться на смотровую площадку (43.740516, 42.680257), откуда в ясную погоду виден Эльбрус. На небе облака, но этот серпантинчик не заслужил, чтобы его оставили без внимания.
9. Выехали на асфальт, передохнули, перевели автоматические коробки передач в ручной режим и начали спуск по серпантину с резким понижением высоты. Уши закладывало. До этого не доводилось по таким дорогам ездить. Не так долго пришлось ехать на высоких оборотах, после затяжного спуска остановились в Долине нарзанов (43.695381, 42.677761).
Кстати, вдруг вам срочно потребуется интернет, в Долине нарзанов есть Wifi. У дяденьки на КПП попросите пароль.
Что касается самих нарзанов, мы попробовали разные, но мне показалось, что все они одинаковые😃
10. После нарзанов начался довольно крутой затяжной подъем с серпантином. Кроме самого серпантина были еще серпантинчики помельче — приходилось зигзагом объезжать 💩 от коров😁.
После очередного поворота показались лошадки, мирно пасущиеся около дороги. Они уже настолько привыкли к проезжающим мимо автомобилям, что не сделали даже вида, будто испугались кого-то. Видимо знают, что хозяева тут точно не мы🔥
12. А вот наши “лошадки”. Только у нас побольше будет – в сумме где то 549😉
13. Дорогу на Джилы-Су называют одной из самых красивых дорог России. Для меня – еще не избалованного красивыми дорогами – она точно самая красивая. Виды, открывающиеся с дороги или с его смотровых, просто космические😍
14. Ну кто не захочет проехать на своей любимой машине по такой дороге? Иногда кажется, что эту дорогу построили ландшафтные дизайнеры. Хотя, вряд ли какой-нибудь дизайнер когда-то переплюнет природу, согласны?😉
15. Пастухи, как мы подумали, перегоняют скот с гор домой. Пробочка создалась знатная.
16. А вот это место (43.579572, 42.576717) я не раз видел в разных пабликах, страницах блогеров, фотографов. Тогда думал, что спускаешься с горки и начинается ровный участок. А оказалось, надо спускаться, потом резкий подъем и знак о начале Национального парка «Приэльбрусье». Дальше опять серпантин и подъем.
17. Вы бы смогли оставить без внимания эту отару овец, да и на фоне такого пейзажа? Вот и я не смог.
18. Потихоньку доезжаем до подножия Эльбруса и непосредственно к урочищу Джилы-Су. Нам несказанно повезло с погодой. На подъезде к известному серпантину вниз к реке Малка есть неприметный поворот (43.463007, 42.535458) на грунтовую дорогу, которая ведёт до Поляны Эммануэля через гору Сирх. Туда мы, на своих кроссоверах, естественно, не поехали😊. Но вот картину, которая в тот момент появилась перед нами, я не смог не запечатлеть😍
Игра света во всей её красе. На высоте уже склоны гор окрашены в приятный жёлто-оранжевый оттенок, солнце рисует причудливые узоры на этих склонах благодаря проплывающим мимо облакам😍
Такую красоту можно увидеть либо в горах, либо при съемке с коптера. Но первый вариант мне нравится больше😉
19. Пощелкав затвором камеры и получив красивые кадры, мы спустились по самому крутому (в прямом и переносном смысле) серпантину. Но, прежде чем обратно подниматься к самим источникам, я хотел попасть на водопад Каракая-Су. Сделать это можно по-разному, но наиболее эффектно, на мой взгляд, водопад смотрится снизу.
Перед мостом через реку Малка (43.456543, 42.552532) сворачиваем на грунтовку, выбираем наиболее понравившуюся себе дорожку (а их немало), и едем себе тихонько по камням и грязи.
И опять. Смотрю в зеркало заднего вида, красота неописуемая. Два экипажа чуть позади за холмом, значит у меня есть несколько секунд, чтобы сделать очередной красивый кадр😍
20. Еще пару минут после последнего кадра, и уже прямо перед нами вырисовывается «картина маслом».
Грунтовая дорожка уходит вдаль, на склоне горы гуляет стадо, вдали виднеется дача или дом президента КБР (по крайней мере в интернете так написано), ну а с солнце благодаря облакам рисует причудливые узоры на холмах и в долине реки Малка, где стоит одинокая коровка и жует травку😍
21. Водопад Каракая-Су, наверное, один из самых мощных и эффектных водопадов Северного Кавказа.
Несмотря на то, что приехали осенью, нехватки воды мы не почувствовали, как это случилось с Абай-Су. Шум водопада слышен издалека, а подходить ближе без дождевиков и вовсе не стоит — промокнете насквозь.
22. Есть вариант посмотреть на этот же водопад еще и сверху, но, мне показалось, весь масштаб и величие удастся прочувствовать стоя внизу😍
Чтобы дойти до места, где были мы, нужно, оставив машины в конце грунтовой дороги, идти по козьим тропам. Сама дорога больше для полноприводных авто повыше, ну или просто для авто с большой моральной проходимостью😃. При желании и благосклонности погоды проехать не составит проблем👍🏻
23. Едем обратно. Спереди виднеется серпантин подъема к Джилы-Су.
24. Выехали на асфальт. Мы опять всех обогнали (там был сложный участок с колеей, грязью и камнями). Q7 хотя и на максимально поднятой пневме, 22ые диски не дают ей хорошей моральной проходимости.
Переезжаем мост через реку Малка. Я повернул голову направо и…О, чудо! Нам первый раз показался Эльбрус! 😍
Сказали об этом всем по рации, сами умчались быстро наверх, остановились, подождали, пока подъедут остальные и сделали этот снимок. Невозможно описать те эмоции, когда первый раз видишь этого исполина.
25. Пока каждый сфоткался прошло немало времени, а нам надо ехать дальше.
Мы попали сюда в самый “пик красоты” – в “золотой час”, когда солнце уже близится к горизонту и заливает все вокруг красивым теплым светом. А в горах свет и тени чередуются и прямо из лобового стекла можно сделать вот такие фотографии 😍
26. Просто «отвал башки!»
27. Доехали до урочища. Перед последним шлагбаумом расположено небольшое ущелье, где можно увидеть «зубы дракона» — так назвали торчащие из земли камни выветривания с острыми верхушками.
На входе дяденьки взяли с нас плату за вход, но предупредили, что воду уже спустили и купаться негде😊 «Да нам просто посмотреть».
28. Так мы дошли до точки, откуда виден водопад Султан.
К водопаду подбираться ближе не стали, сфоткал и издалека и поехали искать место для ночлега.
29. Но перед этим нам нужно было набрать воды. Спросили у дяденьки около шлагбаума: «Не подскажете, где мы можем набрать воды?».
Он ответил что-то типа: «Вам нужно развернуться, ехать в сторону источников, после крутого поворота увидите палатки и кемперы, нужно подняться в их сторону. Объедете и начнётся плохая дорога. Аккуратно поднимитесь по ней и упретесь в холмик. Оставите машины и за холмиком будет маленькая будка, зайдёте в эту будку и наберёте воды. Или едете щас прямо куда ехали и через метров 300 после переезда через реку будет труба, откуда течёт такая же чистая родниковая вода»😂🤦♂️
Безусловно, дядька помог нам. Но зачем нужен был первый вариант, если второй под боком? 😂
Дальше мы набрали воды и заехали в красивое место, где перед заездом красовался знак «кемпинг запрещён»😃
Скорее всего имелось в виду, что «Кемпинг БЕСПЛАТНО запрещен»😃 Мы увидели «ниву», стоящую возле домика, похожего на вагончик, оттуда вышел дядька, всё объяснил, заплатили 500 рублей с машины. Дальше он говорит (цитата): «Сейчас я ключи возьму от машины, вы поедете за мной, я покажу, где можете расположиться».
Дядька сел в машину, завел, мы тоже быстренько сели, чтобы от него не отставать, поехали. Проехали наверное метров 100-150, он остановился и говорит: «Вот здесь»😃 Ради этого стоило ли заводить авто?)) Это второй такой случай за 10 минут с нами. Казалось, что люди здесь специально ищут самые сложные пути развития ситуации. Но, скорее всего, это проявляется их искреннее желание помочь.
От вагончиков, которые на предложили, мы отказались. Ведь что может быть лучше ночевки в палатках на фоне Эльбруса.
Луна в эту ночь была полная. Он освещал все вокруг.
30. Я сделал эту фотографию прямо с места нашей стоянки, где мы готовили ужин. И из-за луны Эльбрус был виден вот так 😍
Дорогами Кавказа. Направления, от которых захватывает дух
Приветствую друзья! Приближается сезон отпусков, потому захотелось вспомнить, как это было и поделиться с вами сборной солянкой из дорог и направлений на Кавказе, которые поразили живописностью открывающихся видов. Мнение сугубо личное, основано пока на том небольшом количестве мест, где удалось побывать. Список, конечно же, будет и должен расширяться. Итак, поехали!
Дорога на Лаго-Наки
Пожалуй, самый лайтовый маршрут и очень подходит для начинающих путешественников. Рекомендую тем, кто только начинает знакомиться с природой Кавказа и не обязательно обладает какими-то внедорожными качествами своего авто. Идеальный асфальт, начиная от Даховской (44.249131, 40.201788) до самого верха КПП «Лаго-Наки» с множеством смотровых площадок и видовых мест для отдыха приведут вас в невероятной красоты место — Лагонакское нагорье (44.075390, 40.011845).
Отсюда уже пешком можно прогуляться до Нагой-Кош — самой высокой точки Каменного моря, дойти до подножия горы Оштен или рвануть еще дальше и покорить вершину Фишта, заночевав прямо в горах в палаточном лагере.
Видовые маршруты Архыза
Это одно из моих любимых направлений, сюда можно возвращаться снова и снова. Концентрация красоты настолько высока, что за одну поездку ею насладиться не получится. Интересные виды начинаются уже от Зеленчукской (43.848209, 41.586582) и поражают воображение при въезде в район Нижнего Архыза (43.684047, 41.460166). Отличный асфальт вдоль реки Большой Зеленчук приведет в царство заснеженных вершин и бархатных склонов Архыза — кусочка цивилизации в окружении горных хребтов. Местная природа порадует в любое время года, но нам очень понравилось побывать здесь в золотую осень.
Направлений очень много, для себя обязательно выделю поездку, а затем пеший поход в сторону Дуккинских озер: Сказка Кавказа, Рыбка и Аркарсарское (43.533373, 41.049885) и озера Семицветного (43.488161, 41.075642), расположенного в соседнем ущелье реки Большая Дукка. Виды здесь просто крышесносительные! А главное, здесь достаточно малолюдно (кроме зимнего сезона).
Еще одна дорога заслуживает внимания — путь к Софийским водопадам и озерам. Начинается от поляны Таулу (43.523766, 41.231321) и кончается Ледниковой фермой (43.451881, 41.272700), с которой начинаются многочисленные маршруты к водопадам и/или озерам.
Сама дорога очень живописна, петляет по ущелью вдоль реки София. Первый километр через поляну ехать одно удовольствие — дорога грунтовая укатанная, ровная. Но радоваться рано, при въезде в лес ждет сюрприз в виде крутого подъема вверх по крупным булыжникам, достаточно сильно выступающим из земли, нужно быть к этому готовым.
В награду же получаем шикарные виды, многочисленные броды через ручьи и реку, умопомрачительные панорамы с видом на Софийский ледник с целым каскадом водопадов.
Если бить-колотить свою машину нет в планах, всегда можно оставить ее на поляне Таулу, арендовав квадроцикл или УАЗик до фермы.
Домбай и военно-сухумская дорога
Переходим к удивительной заповедной территории Домбая. Это невероятной красоты местность в Карачаево-Черкессии. Даже в дождливую погоду двигаться по горной дороге, извивающейся сквозь осенний лес исполинских деревьев это удовольствие.
За пеленой тумана и дождя не разглядеть весь масштаб, но от того еще интереснее и нереальней кажется природа вокруг — приходится только догадываться о высоте горных вершин. Дорога вьется по территории Тебердинского заповедника. Приближаясь к Домбаю сразу чувствуешь, что он совершенно другой, нежели Архыз.
Здесь горы еще выше и будто бы нависают над тобой, дают в полной мере ощутить себя песчинкой посреди великанов. Это направление очень живописное. По пути множество достопримечательностей. Не доезжая поселка можно свернуть налево на военно-сухумскую дорогу в сторону Туманного озера или Туманлы-Кёль (43.285227, 41.793195). Путь сюда начинается в 5-6 километрах от Домбая, в месте слияния горных рек Гоначхир и Аманауз (43.332820, 41.671680).
От развилки ведет дорога через Клухорский перевал, которую построили еще в царские времена в 1903 году. А в 1947-м сюда проложили асфальт — это часть Военно-Сухумской дороги, которая соединяла Ставропольский край с Абхазией. Дорога тянется извилистой лентой вдоль пенящейся в каньоне справа реки Гоначхир, слева над ней возвышаются скалистые горы.
Мы поехали ранним утром, потому практически никого не повстречали на своем пути, да и днем здесь достаточно безлюдно — впереди только дикие горы и военный кордон, куда без специальных пропусков никого не пускают.
Это самый легкий туристический маршрут из Домбая и Теберды по Тебердинскому заповеднику. Весь маршрут можно проделать на легковой машине. До озера Туманлы-Кель ведет хорошая асфальтированная дорога. Проникая в густой сосновый лес, она выводит к поляне, где находится кордон Тебердинского заповедника. До озера добраться не составит труда — оно находится прямо у дороги и если подойти с правильного ракурса, то можно увидеть как отражаются заснеженные пики в зеркальной глади.
Расстояние вроде бы небольшое, но по времени поездка заняла не мало — мы постоянно делали остановки на фото-стопы и просто созерцание этой величественной красоты.
Если захотите прокатиться до Кисловодска — выбирайте этот путь. Навигатор построил нам интересный маршрут через перевал Гум-Баши. Как оказалось, это направление является кратчайшей дорогой между Карачаевском и Кисловодском и одной из самых живописных на Кавказе.
Дорога на перевал проходит через два аула — Нижняя Мара и Верхняя Мара. После Верхней Мары начинается серпантинный подъем на сам перевал Гум-Баши. Наверху есть смотровая площадка (43.776458, 42.185366), откуда видно обе стороны перевала. Высшая точка перевала Гум-Баши 2250 метров.
Перевал, безусловно, является одним из самых зрелищных мест Кавказа. Дорожка проходит узкой ленточкой и огорожена со всех сторон горами, а также хребтами скал, имеющих невероятные контуры. Отсюда открываются вид на Главный Кавказкий Хребет, бархатное плато Бийчесын и еще кое-что очень зрелищное — гору Эльбрус.
Те эмоции и впечатления, которые нам подарил своими живописными видами этот перевал, невозможно сравнить больше ни с какими другими ощущениями. Поэтому хоть раз в жизни стоит посетить склоны Гумбаши, тем более что добраться сюда не составляет никакого труда.
Джилы-Су — самая зрелищная дорога с видом на Эльбрус
И вот мы добрались до одной из самых живописных трасс на Кавказе — дороге на Джилы-Су (43.437041, 42.540088). Она очень красива, вдоль нее почти нет населенных пунктов, поэтому все горные отроги и речные долины открываются во всей красе.
Если конечно вам повезет с погодой. Нам удалось в полной мере насладиться видами только со второй попытки, так как летом с набором высоты нарастает вероятность дождя с градом и густого тумана. Из-за этого вы рискуете ничего не увидеть дальше 100 метров.
Зато в октябре нам повезло и мы преодолевали путь с раскрытыми ртами на протяжении всей дороги, делая постоянные остановки от восхищения.
С дороги открываются потрясающие виды на Главный Кавказский хребет, на Скалистый хребет, на плато Канжол и плато Бермамыт, и конечно на главную достопримечательность Кавказа, высочайшую вершину двуглавый Эльбрус. Он просто невероятен из-за своего размера и кажется до исполина можно дотянуться рукой.
Дорога приведет вас к источникам или «теплым нарзанам» Джилы-Су, а еще можно насладится зрелищным ущельем Кала-Кулак с удивительными скальными выступами — Зубами Дракона. Эту яркую достопримечательность Приэльбрусья называют своеобразной «визитной карточкой» Джилы-Су. Помимо прочего, своеобразной кульминацией может стать посещение мощного водопада Султан рядом с источниками высотой 40 метров. А если хватит сил, то отправляйтесь погулять на поляну Эммануэля в долине реки Кызылкол, с которой открывается вид на все тот же белоснежный Эльбрус.
Баксанское ущелье и перевал Актопрак
Баксанское ущелье — одно из самых интересных мест Северного Кавказа. Названием своим оно обязано реке Баксан (длина 165 км), берущей начало в ледниках Эльбруса и Главного Кавказского хребта. Кстати, вы знали, что асфальтированное шоссе, по которому мы двигаемся по ущелью относится к категории самых высокогорных в России.
И это не спроста — Кабардино-Балкарию можно назвать «российским Непалом». Если на территории этой крохотной страны в Гималаях находится сразу восемь вершин высотой более 8 тысяч метров, то кавказская республика может похвастаться сразу семью пятитысячниками. Один из них Эльбрус.
Если доехать до села Былым(43.463458, 43.040313) и свернуть с асфальта налево, то очутитесь в совершенно аутентичном мире облаков и тумана. Отсюда начинается перевал Актопрак — самый короткий путь к Чегемскому ущелью через горы.
Хотите получить неконтролируемую порцию эндорфинов от увиденного — прокатитесь через перевал. Дорога не представляет особых трудностей, она каменистая, достаточно широкая, идет вдоль родника. Периодически источник то пересекает грунтовку, то течет параллельно.
В хорошую погоду сложностей возникнуть не должно, а мы вообще прокатились в моросящий дождик. По обе стороны поднимаются высокие стены горных массивов, утопающие в зелени. С набором высоты — поднимался и градус эстетического удовольствия! Повсюду открывались природные шедевры в виде остроконечных зубцов, окутанных облаками, альпийских склонов насыщенных изумрудных оттенков.
Это горная дорога поразила нас своими живописными поворотами, плавными спусками и подъемами, если не менее, то даже больше предыдущего путешествия на Джилы-Су. Здесь не было ни людей, ни машин, ни кафе. Только горы… А еще эти таинственные облака, парящие над вершинами и моросящий дождь придавали этому перевалу немало загадочности.
Через 50 км этот чудесный путь выведет вас на дорогу в Чегемское ущелье (43.369553, 43.168363), где немало достопримечательностей, о них я так же писала в своем блоге. Будет время — почитайте.
О том, как мы отдыхали, чего интересного видели на Кавказе, сколько стоит, как доехать и не только, можно подробно узнать в моем блоге в разделе КАВКАЗ и АДЫГЕЯ. А в наших планах посетить новые локации, у меня уже нанесено несколько интересных маршрутов на карту желаний. Говорить о них пока рано, если все получится — обязательно поделюсь с вами и добавлю в этот список! А вы бывали в описываемых местах? А какие места еще могли бы посоветовать, где не настолько много туристов, величественная природа и манящая вдаль к приключениям дорога? Пишите в комментариях, с радостью почитаю ваши ответы.