Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Мопед Альфа: как проверить коммутатор

Коммутатор является модулем, предназначенным для накопления энергии, которая в определённый момент времени передаётся на катушку. Японские мопеды, а точнее их электроника, менее часто выходят из строя, по сравнению с китайцами.

Необходимый инструментарий

Проверяем коммутатор

Начнём с тестирования электроимпульса. Для этого лампу замыкаем на массу (контакт зелёного цвета) и катушку зажигания (провод жёлто-серого цвета). Прокручиваем мотор.

Если все в порядке, лампа горит на среднем уровне свечения.

Проверяем наличие массы

Устанавливаем «прозвон» ( пикто динамика или диода ), а фишке коммутатора находим контакты зелёного цвета – массу (-). Один щуп присоединяем к мотору, другой к контакту.

Питание

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Перед началом теста нужно определить тип устройства. Устройство постоянного тока большой – как 3 спичечный коробка вместе. Коммутатор переменного тока гораздо меньше. Но лучше проверить более точным путём:

Если катушка генератора не подключена, значит имеем дело с DC-коммутатором (постоянный ток), если подключена к коммутатору, то это AC-коммутатор.

Для проверки DC необходимо переключить тестер на проверку постоянного тока (до 20В). На коммутаторе находим контакт питания (чёрный или серый). Подводим один щуп к массе, а другой к питанию.

Для проверки АС включаем тест переменного тока (200В). Замыкаем щупы на массу и провод питания. При помощи стартера проворачиваем мотор.

Больше о коммутаторах на сайте dvako, dvako.com.ua

Источник

Пропала искра у мопеда, что делать?

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Очень часто причиной того, что двигатель не заводится является отсутствие искры на свече зажигания. Диагностируется это очень просто:

Если между электродами свечи не проскакивает искра — завести двигатель не получится.

Но к счастью система зажигания на мопедах Альфа довольно проста и найти неисправность можно своими силами.

Я всегда стараюсь при поиске неисправности соблюдать принцип «от простого к сложному». То есть прежде, чем разобрать половину мопеда — нужно попытаться проверить все что легко и дёшево проверяется.

Для начала вспомните что предшествовало неисправности: может быть проводились какие то работы или может были механические повреждения (например мопед упал). Если что-то подобное происходило — начинайте поиск неисправностей именно оттуда. Высока вероятность, что при осмотре найдете оборванный провод, повреждения изоляции, повреждённый разъём или ещё что-то.

Обязательно попробуйте прокрутить двигатель кикстартером, бывает, что стартер крутит слишком медленно и искры нет.

Свеча, высоковольтный провод, наконечник

Далее по списку идёт свеча зажигания. Бывает, что внешне исправная свеча не работает, поэтому свечу лучше сразу заменить на заведомо исправную. Даже если свеча была исправна — ничего страшного, свечи — это «расходники».

Обязательно берите свечу, рекомендованную производителем мопеда, или ее полный аналог, подобранный по каталогу. Не слушайте «специалистов», которые советуют нестандартные свечи, например с увеличенным зазором или тремя электродами.

Если свеча исправна, а искры нет — проверяем наконечник свечи и высоковольтный провод. На них не должно быть механических повреждений, трещин.

Катушка зажигания

Если все с виду целое — проверяем катушку зажигания. Для этого отсоединяем её (запоминая как подключены провода) и мультиметром проверяем сопротивление обмоток.

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Первичная обмотка выполнена из более толстого медного провода. Её выводы соединены с двумя клеммами-разъемами на торце катушки. Она имеет небольшое количество витков и поэтому ее сопротивление мало, примерно 0,5-5 Ом. Один провод катушки соединён с «массой» — нужно проверить его, приложить один щуп мультиметра к ближайшей металлической части мопеда, а второй — с разъемом катушки. Сопротивление должно быть близко к нулю.

Высоковольтная катушка состоит из нескольких тысяч витков очень тонкого медного провода, поэтому ее сопротивление должно быть порядка 2-5 кОм. Сопротивление нужно измерить между контактом катушки, соединённым с массой и жилой высоковольтного провода.

Таким образом мы проверим катушку на обрыв, но без специального оборудования мы не можем проверить другие неисправности катушки, например межвитковое замыкание, поэтому пока оставим катушку в покое, ещё и потому что катушка без видимых механических повреждений скорей всего рабочая.

Коммутатор

Для проверки коммутатора нам потребуется контрольная лампа — это обычная лампочка на 12 Вольт с выведенными проводками для удобства подключения. Контрольную лампочку и подключаем ее одним концом к проводу массы, вторым к проводу катушки зажигания. Крутим стартером двигатель.

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Если лампочка загорится — коммутатор и его проводка исправны. Если лампочка гореть не будет, значит неисправен коммутатор, либо проводка коммутатора. Для того чтобы быть на 100% уверенным, что дело не в коммутаторе — я рекомендую его заменить на заведомо исправный. Коммутатор для китайских мопедов стоит недорого, если вдруг окажется что старый коммутатор исправен — пусть лежит у вас до «прозапас» до следующей проверки.

Генератор и датчик зажигания

Проверить генератор и датчик можно не снимая с двигателя.

Переводим тестер в режим измерения переменного тока на диапазон 2V или, если в вашем тестере есть такая возможность на 200mV. Одним щупом касаемся любой металлической части скутера или двигателя, другим щупом — провода датчика (на картинке выше он подписан как датчик Холла, но на самом деле это индуктивный датчик зажигания). Крутим двигатель стартером и смотрим на дисплей мультиметра. Если на дисплее забегали циферки — значит датчик генерирует сигнал и с ним все в порядке. В противном случае — датчик неисправен или оборвался провод.

Если знаете более простые способы проверки или что-то описано не достаточно подробно — пишите в комментариях. Буду рад улучшить статью по вашим отзывам.

Пропала искра у мопеда, что делать? : 3 комментария

все проверили на мопеде альфа все работает но искра то есть то нету в чем может быть причина

Обычно мозг коммутатор выносит. Попробуйте поменять на новый. Если не поможет — ищите место плохого контакта. Тут только внимательность и терпение помогут.

Источник

Фотоотчёт: Как проверить коммутатор скутера?

Друзья, сильно не обольщайтесь. Интернет, в частности этот сайт призван только лишь помочь вам в решении той или иной проблемы. А остальное будет зависеть только от вас, вернее только от вашего желания и не от чего больше.

Что есть такое коммутатор и зачем он нужен?

Если быть проще, то коммутатор — это некий модуль (по фен-шуй — модуль DC CDI либо AC CDI) в котором накапливается электрическая энергия, которая в нужный момент в виде импульса подается на катушку зажигания, где многократно умножается и в виде электрической искры проскакивает между электродами свечи зажигания.

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

В зависимости от типа коммутаторов, энергия необходимая для формирования икры может накапливаться в коммутаторе двумя способами:

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Катушки питания коммутатора на генераторе выглядят примерно так. На некоторых моделях генераторов их две, на некоторых всего одна

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Для прохождения искры в нужный момент в конструкцию генератора и иже с ним коммутатора внесен магнитоиндукционный датчик (по-колхозному — «датчик холла» ). Магнитоиндукционный датчик по сути представляет из-себя обычный генератор переменного тока, только в миниатюре.

На внешней стороне ротора генератора есть небольшой выступ при прохождении которого возле датчика — в обмотках датчика формируется небольшой знакопеременный импульс, который поступает на тиристор коммутатора — тиристор открывается и энергия накопленная в конденсаторе поступает на катушку зажигания

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Инструменты

Для работы нам понадобится:

Проверка коммутатора

Чтобы не терять попусту время — проверку стоит начинать с проверки электрического импульса, который накапливается в коммутаторе и в нужный момент поступает к катушке зажигания.

Берем контрольную лампочку и подключаем ее одним концом к зеленому проводу массы, вторым к черно-желтому проводу катушки зажигания. Крутим стартером двигатель.

При исправном коммутаторе и модулях обеспечивающих его работоспособность лампочка мощностью 3Вт в режиме прокручивания двигателя стартером должна гореть в пол накала

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Проверка массы

При любых подозрениях на неисправность любого модуля зажигания скутера в первую очередь проверяется масса. Хотя, масса в двухпроводной проводке понятие относительное, но пока назовем сие дело так.

Берем тестер, переводим его в режим «прозвонки» (значок диода или пиктограмма звукового сигнала), ищем на коммутаторе зеленые провода — это есть нечто иное как масса (по фен-шуй — минусовой провод), любым щупом тестера касаемся металлической части двигателя, другим щупом тыкаем в зеленые провода:

В зависимости от того, что вам покажет тестер — устраняйте неисправность или продолжайте проверку:

Пример хорошей массы: тестер в режиме «прозвонки» пищит, на дисплее сплошные нули

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Проверка питания

Для того, чтобы между электродами свечи проскочила искра — конденсатор коммутатора должен от чего-то зарядится. А заряжается он либо от аккумулятора либо от генератора. Значит что? Правильно! Проверяем поступает ли питание к коммутатору.

Прежде чем начинать измерять питание — определяемся какой тип коммутатора стоит на вашем скутере. Если визуально, то коммутаторы типа DC CDI раза в два больше чем AC CDI. Но это не точный критерий. Самый точный критерий — смотрите вывод высоковольтной катушки генератора:

Вывод высоковольтной катушки генератора находится там же где и вывод самого генератора: ищем где провода идущие от генератора соединяются с бортовой сетью скутера и если один из двух проводов с круглым клеммами не подключен — значит катушка не задействована

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Проверка питания коммутатора типа DC CDI

Если у вас провод высоковольтной катушки генератора висит без дела (при условии, что так все и было с завода, а не после вмешательства какого-нибудь «гуру») — переключаем тестер в режим измерения постоянного тока на диапазон 20 V. Ищем на коммутаторе провод питания. Обычно это провод черного или серого цвета, касаемся одним щупом массы, другим — провода питания:

С питанием этого коммутатора полный порядок

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Проверка питания коммутатора типа AC CDI

Переводим тестер в режим измерения переменного тока на диапазон 200V. Одним щупом касаемся массы, вторым — провода питания и проворачиваем стартером двигатель:

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Проверка датчика генератора

Магнитоиндукционный датчик является ключевым элементом системы зажигания. И при любых подозрениях на неполадки в системе зажигания его также следует проверить.

Переключаем тестер в режим измерения переменного тока на диапазон 2V. Одним щупом касаемся массы, вторым щупом касаемся бело-голубого или красно-желтого провода идущего от датчика и крутим двигатель стартером.

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Подытожим вышесказанное

Сперва лампочкой проверяем формирует ли коммутатор импульс или нет:

В заключении, хочется предостеречь вас от соблазна взять у кого-то заведомо исправный коммутатор и воткнуть его вместо своего. Да, таким экспресс-методом неисправный коммутатор определится сразу. Если он действительно был неисправен, то с заведомо исправным искра сразу появится.

Но как мы можем быть на 100% уверены в том, что с проводкой скутера полный порядок и в нее никто до вас не успел засунуть свою умную личность. А вдруг там что-то коротнуло или какой-нибудь бивень намутил проводку на свой лад и тогда рабочему коммутатору придет «полная попа». И будите потом покупать два коммутатора — один тому у кого попросили, второй — себе. А оно вам нужно?

Источник

Как проверить коммутатор на мопеде альфа

Владельцам мопедов будет очень интересно узнать о том, как правильно установить коммутатор на ваш мопед.

Коммутатор — это устройство, которое отвечает за подачу на свечу зажигания импульсов высокого напряжения. Это устройство работает в паре с катушкой зажигания.

Для начала рассмотрим, какие существуют типы коммутаторов для мопеда. Их немного, только три:

Рассмотрим каждый вкратце.

DC коммутатор

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

В силу своей простоты подключения это один из самых распространенных коммутаторов на мопед. Самая базовая модель имеет всего 4 контакта:

Коммутаторы подобного типа существуют в различных модификациях:

AC коммутатор

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Этот тип коммутаторов для мопеда прекрасно справляется без 12 В постоянного тока. Несмотря на более простую конструкцию, он имеет немного усложнённый вариант подключения к электрической цепи мопеда. Этот тип коммутаторов, в силу малых габаритов, существует без ограничителя макс. оборотов, а также может работать в тех условиях, при которых DC коммутатор неработоспособен. То есть, сняв аккумулятор, замок зажигания, реле-регулятор мопед с АС коммутатором заведётся и поедет.

Катушка-коммутатор

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Эта вещь объединяет в себе одновременно и коммутатор на мопед и катушку зажигания, и к тому же обходится без датчика Холла. В виду своей слабой распространенности мы не будем останавливаться на рассмотрении особенностей этого узла.

Коммутатор на мопед Альфа

В этой части статьи мы рассмотрим особенность распиновки коммутатора на мопед Альфа (и в довесок – Дельта), а также узнаем назначение каждого провода. Вся информация представлена на схеме ниже.

Примечателен тот факт, что одинаковые коммутаторы могут устанавливаться на мопеды различных марок китайского производства, так как существует масса клонов Альфа.

Как мы видим распиновка данного коммутатора очень проста.

Распиновка

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Схема проводки на мопед Альфа: особенности отечественной эксплуатации

С развитием торговых отношений между Россией и Китаем, в нашу страну помимо традиционных трикотажных товаров и бытовой электроники стали массово завозить различную авто и мото технику. А поскольку отечественная мотоциклетная промышленность переживала спад, то новинки пришлись по вкусу мотолюбителям, и стали массово приобретаться для собственных нужд.

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Классический вид мопеда Альфа

Особый интерес представляет мопед ALPHA с двигателем воздушного охлаждения который продается на территории РФ как «Альфа 110сс» или «Альфа 49». Цифры в названии обозначают рабочий объем двигателя:

Мопеды своим внешним сходством с мотоциклами отличаются от скутеров, хотя и представляют собой отдельный класс. Тем не менее, сочетание технических параметров, простоты в обслуживании своими руками и невысокой эксплуатационной стоимости сделали данный мопед лидером продаж на российском рынке мототехники.

Справочно: в Китае сборкой модели ALPHA занимаются сразу несколько производителей. Среди них компании Horse, Chong Qing Bull, WONJAN, Omaks и ряд других. Сборкой мопедов занимаются и в России такие компании, как АВМ и СМото. При этом схема электропроводки мопеда Альфа идентична вне зависимости от места сборки.

Особенности обслуживания

К сожалению, поставщики мототехники не всегда учитывают особенности исполнения того или иного вида транспортного средства, предполагая, что низкая цена — главнее. В частности, большинство поступающих под брендом ALPHA мопедов в Россию, не рассчитаны на наши климатические и дорожные условия.

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Оригинальная схема проводки мопеда Альфа с двигателями 49 и 110 куб. см

Проявляется это в следующем:

Совет: От сурового климата особенно страдает проводка мопеда Альфа, поскольку ее изоляция выполнена из дешевого пластика. При отрицательных температурах она становится хрупкой и разрушается. Опытные владельцы после покупки заменяют ее на проводку с резиновой изоляцией.

ПРОПАЛА ИСКРА МОПЕД АЛЬФА, ПРОВЕРКА ЦЕПИ КОМУТАТОРА

как определить виновен ли комутатор в отсуствии искры.

ПРОПАЛА ИСКРА или как проверить катушку зажигания на скутере, мопеде GONE SPARK

проверка катушки зажигания 1. отсоединяем катушку зажигания от проводки 2. с помощью мультиметра Измерьте.

Таким же путем, как и проводка на мопед Альфа, с помощью замены излечиваются и другие «болезни» мопедов Альфа. В частности:

Особенности электрооборудования

В отличие от отечественных мотоциклов и мопедов, Альфа уже в базовом исполнении имеет ряд преимуществ:

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Проводка на мопеде Альфа с электронным коммутатором в системе зажигания

Справочно: электронное зажигание обеспечивает беспроблемный пуск двигателя и его устойчивую работу во всех режимах эксплуатации. Простая схема и легкость замены своими руками вышедших из строя компонентов существенно упрощают пользование транспортным средством.

Источники энергии

На мопеде применена схема с аккумуляторным источником электроэнергии. Изготовителем не рекомендуется его эксплуатация без АКБ, а схема электропроводки на мопед Альфа дополнительно оснащена реле-регулятором (см. также схему электропроводки УАЗ 31512).

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Проводка на Альфу защищена от перепадов напряжения

Шестикатушечный генератор также хорошо справляется со своими обязанностями:

Справочно: заводская инструкция не разрешает установку дополнительных осветительных проборов. Также запрещается использовать на мопеде лампы головного света больше указанной в технической документации мощности.

Органы контроля и управления

Наличие информативных приборов делает эксплуатацию мопеда достаточно простой, что и привлекает многих покупателей. Причем, что характерно, достаточно большое количество новичков решается на покупку двухколесного транспортного средства, выбирая именно мопеды Альфа.

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Схема проводки на мопеде Альфа с электронным тахометром

Столь же простое управление мопедом также способствует его популярности. Все основные функции транспортного средства вынесены на руль, а их состояние отображается на панели приборов:

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Фото панели приборов на мопед Альфа

Обслуживание мопеда

Как и всякое транспортное средство, мопеды Альфа нуждаются в регламентных работах, суть которых сводится к:

Китайские двигатели достаточно уверенно «отхаживают» по 20 000 км на наших отечественных ГСМ без поломок и переборки поршневой группы. Главное – своевременно заменять масло, особенно в период обкатки.

Если не эксплуатировать мопед в суровых условиях (зима, кросс по пересеченной местности и т.п.), то все сальники и резиновые уплотнения также прослужат долго.

Совет: почаще меняйте воздушный фильтр. Это сбережет карбюратор и облегчит пуск двигателя на всех режимах эксплуатации.

Выводы

Мопеды китайского производства просты и удобны в эксплуатации. Надеемся, что видео в этой статье вместе с оригинальными электрическими схемами поможет вам в обслуживании вашего двухколесного транспортного средства. А советы позволят избежать ошибок (см. также схему проводки Ява 638).

Современные мопеды и скутеры оснащаются электронной системой зажигания CDI (от англ. Capacitor Discharge Ignition), популярной у нас ещё с 70-х годов прошлого столетия и называемой тиристорной или конденсаторной. Она основана на разрядке конденсатора через первичную обмотку катушки зажигания и открытый тиристор для получения искрообразования в свечах. Однако регулировка угла зажигания (УЗ) на данных мопедах не предусмотрена. Автор путём простых изменений в схеме блока коммутатора ввёл регулировку УЗ, что качественно отразилось на работе двигателя.

Система зажигания мопеда «Альфа» весьма проста и надёжна. Но всё же в ней есть один существенный недостаток — отсутствие регулировки угла зажигания. Во время эксплуатации при работе двигателя на холостом ходу и малых оборотах система зажигания давала слишком раннее искрообразование. Это проявлялось в сильной отдаче при пуске двигателя, а на холостых оборотах он вообще мог даже остановиться, дёрнув цепь электростартёра в обратную сторону.

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Рис. 1. Схема блока коммутатора

Схема блока коммутатора (далее коммутатор) системы АС CDI, установленного производителем на моём мопеде, приведена на рис. 1. Она показана упрощённой, но достаточной для понимания принципа его работы в составе системы. Катушка зажигания Т1 со свечой FV1 расположена вне коммутатора и показана условно. В процессе анализа работы системы зажигания выяснилась следующая особенность формирования искры. При прохождении специального выступа на роторе генератора (маховике) мимо индукционного датчика на его выходе возникают два импульса, поступающих в коммутатор. Первый, более ранний положительной полярности, возникает, когда выступ подходит к датчику, а второй, более поздний отрицательной полярности, — когда выступ удаляется от датчика. Искрообразование (далее зажигание) в свече происходит от первого импульса, поступающего в коммутатор, а второй (более поздний отрицательной полярности) в работе системы зажигания не используется. Появилась идея задействовать в работе системы оба импульса, причём так, чтобы при малых оборотах двигателя зажигание было более поздним, а при повышенных становилось ранним. Это потребовало разработки как новой схемы, так и конструкции коммутатора.

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Рис. 2. Схема разработанного коммутатора

Схема разработанного коммутатора приведена на рис. 2. Чтобы устройство реагировало на разнополярные импульсы, тиристор (VS1, рис. 1) был заменён симистором VS1, а для селекции управляющих импульсов установлен стабилитрон VD4. При работе двигателя на холостом ходу и малых оборотах амплитуда импульсов, поступающих с индукционного датчика, меньше напряжения стабилизации стабилитрона VD4, поэтому на вход симистора VS1 проходят только более поздние импульсы отрицательной полярности, для которых стабилитрон включён как обычный диодв прямом направлении. С повышением числа оборотов двигателя амплитуда управляющих импульсов, идущих с датчика, растёт и при частоте вращения около 2500. 3000 об/мин достигает 12 В. В этот момент от импульсов положительной полярности стабилитрон пробивается, и через управляющий электрод симистора VS1 начинает протекать ток, вызывающий его открывание. Двигатель начинает работать на более раннем угле зажигания. Частота оборотов, при которой происходит переключение с более позднего на более раннее зажигание, зависит от напряжения стабилизации стабилитрона, поэтому её можно регулировать в широких пределах, изменяя напряжение стабилизации от 3,3 до 20. 30 В подбором стабилитрона. При подборе необходимо, о чём уже сказано выше, применять стабилитроны с прямой ВАХ, какуобыч-ного диода. Для повышения энергии искры ёмкость конденсатора С1 была увеличена до 1,5 мкФ

Конструкция штатного коммутатора — неразборная и не поддаётся ремонту (плату с элементами производитель заливает эпоксидной смолой). Поэтому при изготовлении нового коммутатора я использовал от штатного только вилку разъёма (ХР1).

Печатная плата и расположение элементов приведены на рис. 3. Токопроводящие дорожки вместо травления можно прорезать резаком. Ширина между дорожками — около 2 мм. После сборки устройство помещено в подходящую пластиковую коробку. Для гидроизоляции стыки желательно промазать герметиком. На изготовление всей конструкции у меня ушло примерно три часа.

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Рис. 3. Печатная плата и расположение элементов

Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Картинка про Как проверить коммутатор на мопеде дельта. Фото Как проверить коммутатор на мопеде дельта

Рис. 4. Внешний вид конструкции

Работоспособность собранного коммутатора проверяют с помощью автомобильного стробоскопа. При малом числе оборотов двигателя в смотровом окошке, расположенном на левой защитной крышке ротора генератора, будет видна одинарная риска со значком F. Риски, сделанные на маховике, выполнены в виде насечек и не очень хорошо видны. Поэтому при налаживании устройства советую обвести их чёрным фломастером через смотровое окошко, тогда они будут отчётливо видны при засветке стробоскопом. С повышением числа оборотов примерно до 2500. 3000 об/мин происходит скачкообразное переключение угла зажигания на более раннее, и в смотровом окошке появляется двойная риска — двигатель начинает работать в обычном штатном режиме. При этом импульсы отрицательной полярности с датчика, как уже сказано выше, коммутатором игнорируются. Поскольку амплитуда сигнала, идущего с датчика, изменяется от 1. 2 В на самых низких оборотах двигателя до 30. 40 В на самых высоких, можно поэкспериментировать и подобрать любую частоту переключения угла зажигания. Напряжению 9. 12 В примерно соответствует частота 2500. 3000 об/мин, которая, на мой взгляд, является оптимальной для таких мопедов.

С таким коммутатором я отъездил два сезона, и он проявил себя с лучшей стороны. При пуске двигателя пропала сильная отдача, его работа стала более эластичной. Думаю, что данная доработка положительно скажется и на ресурсе работы двигателя.

Автор: А. Шував, г. Петушки Владимирской обл.

Мнения читателей

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *