Как работает контрруление на мотоцикле

Контрруление

Долгое время в байкерской среде прочно был укоренен миф о том, что контрруление – это что-то высокотехнологичное, сложный навык, которому нужно специально учиться, и который используется только в определенных ситуациях. На самом же деле, контрруление – это обычное руление мотоциклом. Без него вы просто не сможете повернуть байк.

Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть фото Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает контрруление на мотоцикле. Картинка про Как работает контрруление на мотоцикле. Фото Как работает контрруление на мотоцикле

Суть работы контрруления

Этот прием можно испробовать на любых скоростях, даже на тесной площадке паркуя мотоцикл. Все дело в том, что байк, движущийся по прямой, достаточно стабилен. Его сложно вывести из равновесия – а ведь именно это необходимо сделать, чтобы он повернул.

Отбросьте мысли о том, что управляете мотоциклом наклоном корпуса – не раз проводились эксперименты с полностью заклиненным в центральном положении рулем. Пилот может хоть как угодно свешиваться с байка – без поворота руля он наклоняется – но продолжает ехать прямо.

Итак, чтобы вывести мотоцикл из равновесия, необходимо применить этот загадочный прием – контрруление. На долю секунды мотоциклист поворачивает руль, допустим, вправо. Мотоцикл сразу же теряет равновесие, и начинает заваливаться влево. Далее он самостабилизируется (когда пилот перестает воздействовать на руль), и снова выравнивается – но уже на новой траектории. Поворот – получился. Это и было то самое мифическое контрруление.

Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть фото Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает контрруление на мотоцикле. Картинка про Как работает контрруление на мотоцикле. Фото Как работает контрруление на мотоцикле

Почему это происходит?

Большинство мотоциклистов, которые краем уха слышали о контррулении, начинают рассказывать о гироскопическом эффекте и стремлении колеса выровняться в вертикальной плоскости. Якобы это и объясняет возможность контррулить. На самом деле, все намного проще: дело заключается в рулевой геометрии:

Гироскопический эффект в управлении мотоциклом, конечно, тоже играет роль. Но вот он-то как раз и работает на высоких скоростях. Обращали внимание? На небольшой скорости повернуть на мотоцикле очень легко. Он словно сам заваливается в поворот. А на высокой это сделать уже сложнее. Гироскоп, создаваемый вращением колеса, вызывает стремление мотоцикла ехать прямо и только прямо. И лишь с помощью контрруления можно нарушить эту стабильность.

Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть фото Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает контрруление на мотоцикле. Картинка про Как работает контрруление на мотоцикле. Фото Как работает контрруление на мотоцикле

Нужно ли дополнительно тренировать контрруление?

Миф об особенности и уникальности контрруления породил миф о том, что при обычной езде используется «обычное» руление. На самом же деле для любого поворота необходимо сначала вывести байк из равновесия, и делается это именно с помощью контрруления. Это – единственный возможный способ повернуть на любом двухколесном транспорте. Каждый пилот использует его во время езды бессознательно и всегда – иначе он бы не смог маневрировать.

Но вся проблема заключается именно в бессознательности. Выделение контр- и «обычного» руления вызвано полным непониманием физики управления мотоциклом. И это уже – серьезная причина многих ДТП, которых можно было бы избежать. Одно дело – бессознательно слегка уводить руль, чтобы просто повернуть – и другое дело – сознательно выкрутить руль в сторону, противоположную повороту, чтобы уйти в резкий маневр.

Когда впереди неожиданно возникает препятствие, начинают работать рефлексы и инстинкты. Организм человека делает все, чтобы уйти от столкновения, и внедренные в подкорку установки о том, что «повернул руль вправо – поехал вправо» играют в этом случае злую шутку. Пилот всеми силами пытается рулить «от угрозы», и этим направляет свой байк прямо в преграду. А если бы он отбросил в сторону инстинкты и применил контрруление сознательно – у него был бы шанс уклониться.

Именно поэтому контрруление необходимо отрабатывать на площадке. Для этого не обязательно записываться в мотошколу (хотя это, конечно, идеальный вариант), достаточно найти место с хорошим асфальтом, друга с конусами и флажками, и посмотреть несколько обучающих видео.

Сама же суть тренировки заключается в следующем:

Источник

Секреты контрруления

Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть фото Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает контрруление на мотоцикле. Картинка про Как работает контрруление на мотоцикле. Фото Как работает контрруление на мотоцикле

Каждый использует это явление, даже если не знает о его названии. Но вот как только речь доходит до объяснения, внезапно становится сложно подобрать необходимые слова. Давайте поломаем мозг вместе, заодно поймем, почему же такой казалось бы элементарный эффект вызывает столько внимания.

Если кому-то лень вникать в смысл и теории, то вам достаточно выехать на ровную площадку и на пониженной передаче просто последить за поведением переднего колеса в момент руления, когда вы толкаете от себя то левую, то правую ручку. А еще лучше, если вы будете ловить баланс на максимально низких скоростях. Мотоцикл, будучи конструкцией завязанной на балансе, уходит в повороты и любое изменение положения на дороге за счет наклона от вертикальной оси. Наклон мотоцикла прямо пропорционален силе и продолжительности воздействия на рукоятку, к вопросу о положении рук, моторике и тонусе кистей. Резкий толчок рукояти равен резкому повороту, а слишком резкий на коротком мотоцикле иногда вовсе приводит к падению. Чем дольше мы нажимаем на рукоять, тем больше мы делаем угол наклона. Пока все легко.

Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть фото Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает контрруление на мотоцикле. Картинка про Как работает контрруление на мотоцикле. Фото Как работает контрруление на мотоцикле

Вопрос любопытный. И хитрость даже не в том, что с толку сбивает явное противоречие, которое никак не хочет укладываться в голове, мол, повернуть влево, толкай правую ручку — зачем толкать правую, если поворачиваю в левую.

Собака зарыта в другом, мы мысленно представляем, что для поворота нужно тянуть на себя ту сторону руля, в которую хотим сделать наклон для поворота, но дело в том, что тянуть-то ничего не нужно! Кстати, из-за этого представления в экстренной ситуации контрруление играет против пилота, потому что водители слишком часто выворачивают руль в сторону от опасности, но получают эффект контрруления и врезаются в то, чего хотели избежать.

Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть фото Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает контрруление на мотоцикле. Картинка про Как работает контрруление на мотоцикле. Фото Как работает контрруление на мотоцикле

В основе контруруления лежат центробежная сила, гироскопический эффект и о черт, опять это пятно контакта! Чтобы сохранять вертикальное положение нам нужно действовать в пику силам гравитации, так как когда мотоцикл начинает падать (попробуйте на совсем низких скоростях ловить баланс по прямой, рулем будете юзать без конца, лишь бы не упасть!), нам приходится выворачивать руль в противоположную сторону, чтобы центробежная сила, имея пятно контакта на противоположной стороне покрышки вернуло нам стабильное положение.

Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть фото Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает контрруление на мотоцикле. Картинка про Как работает контрруление на мотоцикле. Фото Как работает контрруление на мотоцикле

Работу с контррулением нужно тренировать не менее усердно, чем торможение. Если вы до сих пор не понимаете, как это работает, одолжите у соседского ребенка старенький велосипед «Аист» (утрирую), и попробуйте поездить на нем с предельно низкой скоростью, чтобы не мучить двигатель мотоцикла и не уронить его чисто случайно. Пока вы будете ловить баланс, стараясь не упасть, вы неизбежно начнете использовать контрруление и о чудо, ручку руля будете толкать, от себя, а не тянуть со всей силы, начнете замечать поведение колеса. На мотоцикле все тоже самое, только с другими скоростями и габаритами.

Источник

Контрруление. Совет начинающему мотоциклисту.

Записал видео для пары своих друзей, которые тоже хотят пересесть на мотоциклы. Вроде, прилично получилось, думаю, можно выложить на суд публики.

Многие слышали про контрруление, но не представляют, насколько оно важно. На самом деле, это первое, что должен изучить начинающий мотоциклист, наряду с умением правильно тормозить. Это настолько базовый навык, что им нужно овладеть прежде, чем вообще выехать на дорогу.

@pokataev позаимствовал фрагмент твоего видео, не возражаешь?) довольно хрестоматийный пример, и при том без жести.

Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть фото Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает контрруление на мотоцикле. Картинка про Как работает контрруление на мотоцикле. Фото Как работает контрруление на мотоцикле

3.4K постов 9.3K подписчиков

Правила сообщества

Добавляйте только посты по тематике сообщества, высказывайте своё мнение аргументированно. У нас под запретом:

• Грубое или провокационное общение (например, прямые пожелания смерти или увечий)

• Оскорбление участников сообщества

• Оскорбление автора поста или личности оппонента в споре

• Попытка в обсуждениях приплести политику

• Публикация, целью которой является реклама, в т.ч. реклама другого сообщества

• Публикация видео с тематикой ДТП кроме [моё].

Указанное поведение приведёт к скрытию ветки комментариев/выносу поста и считается предупреждением. Повторение такого поведения может привести к блокировке в сообществе.

Мы не приветствуем заезженные шутки о смерти, будьте оригинальней!)

чувак у тебя такой приятный голос и подача материала что я даже задумался не купить ли мне мотоцикл чтоб попробовать контрруление)

А те, кто у кого нет мотоцикла, могут просто послушать чудесный голос ТСа)))
Серьёзно, Вам бы аудиокниги озвучивать!
. Я вот даже подпишусь, вдруг озвучите)

Не рекомендую объезжать машины справа. Особенно когда есть въезды во дворы или парковки. )

Дикция реально хорошая. А вот тема видоса затаскана и не очень интересна.

Вангую видео «Как обслуживать цепь», «какой мотоцикл купить за 100 т.р. » и подобные же попсовые видосы.

Так что нужно делать? Толкать от себя или сверху вниз?

Как можно давать советы владея мотом 3 месяца?

Спасибо большое, несколько видео по теме смотрел, но это самое полезное!

Купил Vulcan S 650 первые два дня катался по медленным улочкам 20-60 км/ч и всё было хорошо, но стоило выехать на трассу и на скорости 90-100 км/ч я еле вписался в пологий поворот. Поворачиваю руль, а он не хочет поворачивать, мотик едет по большому радиусу, и только уменьшение газа спасло от вылета на пустую, но всё же встречку. При этом кучу видосов про контрруление смотрел теоретических, но был уверен что всё просто, исходя из предыдущего своего опыта.

После этого случая начал практиковать осознанное контрруление и только спустя пару часов стало получаться практически не задумываясь. Жаль не увидел этого поста раньше

Источник

Контрруление и его применение

Контрруление – одно из первых понятий, с которым знакомится большинство мотоциклистов. Однако, далеко не все понимают, что это такое и как оно работает. Из-за этого возникают различные распространенные заблуждения, например, что контрруление работает только на высокой скорости, или что при повороте колесо должно быть направлено наружу поворота. Это не так.

Что такое контрруление?

Многие мотоциклисты считают контрруление способом поворота мотоцикла. На самом деле, строго говоря, контрруление не является способом поворота мотоцикла. Оно является причиной наклона мотоцикла. При движении по какой-либо траектории (не обязательно прямой) рулевое управление мотоцикла имеет свойство стабилизировать мотоцикл на этой траектории. Переднее колесо (и, соответственно, руль) при этом занимают определенное положение равновесия. При каком-то воздействии на руль переднее колесо отклоняется от своего положения равновесия, что приводит к временной потере равновесия мотоцикла и его отклонению по вертикали. Это воздействие на руль и есть контрруление.

Контрруление в действии

Если проследить весь процесс поворота с использованием контрруления – происходит следующее:

Немного теории

При отклонении руля влево мотоцикл начинает наклоняться вправо. И наоборот, при отклонении руля вправо мотоцикл наклоняется влево. Чем быстрее и больше поворот руля – тем быстрее наклоняется мотоцикл. Этот эффект работает на любой скорости движения мотоцикла. На низкой скорости это явление присутствует, также как и на высокой скорости. Однако, так как на низкой скорости рулевое управление мотоцикла не успевает быстро менять угол наклона – воздействовать на руль нужно быстрее. И поворачивать руль нужно на больший угол. После того, как мотоцикл наклонился, на очень низкой скорости может потребоваться вручную довернуть руль в сторону поворота, если он не успевает этого сделать самостоятельно.

Контрруление является не единственным способом изменения траектории движения мотоцикла, однако оно является самым быстрым и эффективным способом, поэтому крайне важно понимать суть этого явления.

Источник

Контрруление на мотоцикле

Руление на мотоцикле отличается от руления на автомобиле. Если руль машины повернуть вправо, она и повернёт вправо. С мотоциклом всё прямо противоположно: если повернуть его руль вправо, он будет стремиться поехать влево. Такие различия связаны с центробежной силой, которая по-разному действует на поведение одноколейных и двухколейных транспортных средств.

Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть фото Как работает контрруление на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает контрруление на мотоцикле. Картинка про Как работает контрруление на мотоцикле. Фото Как работает контрруление на мотоцикле

Контрруление начинает работать со скорости примерно 15 км/ч. Этот приём используют все, кто умеет ездить на велосипеде и мотоцикле, причём делают это они машинально. Нужный угол наклона достигается в несколько долей секунды. Новички могут легко запутаться в технике, ведь когда рулишь в одну сторону, мотоцикл поворачивает в противоположную. Но на практике всё происходит на уровне интуиции.

Для поворота на мотоцикле нужно наклониться всем корпусом. Когда райдер наклоняется в поворот, он выдерживает баланс между силой тяжести, тянущей его к земле, и центробежной силой, направляющей его к внешнему радиусу поворота. Байк поворачивает, когда водитель делает наклон и контролирует угол.

Заставить транспортное средство повернуть без приёма контрруления нельзя. Поворот возникает вследствие наклона, и контрруление в этом случае — самый действенный способ сделать это.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *