Как работает шноркель на машине
Шноркель (сафари и аналоги). Лекция о гуське.
Куда и почему должен смотреть гусёк шноркеля Safari на самом деле.
Приезжает тут ко мне товарищ. Машина подготовленная, лебёдки-пороги-шноркель-силовое всякое. Гусёк шноркеля смотрит назад. Я давай его фотографировать.
Товарищ спрашивает, мол, чего фоткаешь? А я отвечаю – в блог хочу написать о том, куда должен смотреть гусёк, нужна фотка «как не надо». Ну и понеслась – «почему не надо?», «а как надо?». И тут я забрался на воображаемую кафедру и начал вещать.
Вот скажи мне, дружище, а почему у тебя «симаки» стоят галочкой по направлению движения? Ведь если наоборот развернуть, так они же лучше за грязь цепляться будут. Вот ты сейчас смотришь на меня как на идиота, ведь тебе совершенно понятно, что не просто так направленная резина ставится определённым образом – воткни её наоборот и покрышка напрочь лишится способности к самоочистке, да и на асфальте будет вести себя деструктивно. Ты это знаешь, понимаешь, и потому сказанное мной воспринимаешь как форменную глупость. Но это не мешает тебе разворачивать гусёк шноркеля назад и рассказывать что так удобнее. Всё потому что принцип его работы тебе не известен, инструкцию ты не читал, и в том куда его повернуть руководствуешься какими-то своими собственными выводами основанными на личном мироощущении и утверждении что «у всех пацанов так».
Пожди, не перебивай, сначала дослушай. Про дождик попадающий внутрь если вперёд развернуть потом скажешь. Смотри на гусёк. Видишь что он шире трубы на которую надет. При этом надет он достаточно глубоко (надевать гусёк нужно до упора, на нём есть специальные ограничители, глубже чем надо не наденешь) и труба воздуховода заканчивается значительно выше того места где он снова сужается. Гусёк смотрит вперёд, и во время движения воздушный поток заходит в него не создавая разрежения, наоборот, чем выше скорость машины тем больше давление воздуха. За счёт высокой скорости прохождения создается эффект центрифуги и все тяжелые частицы, содержащиеся в заходящем потоке, в том числе и капли воды, пролетают над трубой воздуховода и бьются о заднюю внутреннею поверхность гуська, по которой и стекают вниз. Видишь прорези внизу гуська? Это выходные отверстия, через которые вся грязюка попавшая в гусёк вытекает наружу.
Если этого не сделать, грязь, не имея выхода, скапливается между гуськом и трубой, а когда забивает всё свободное пространство, начнёт идти напрямую в воздуховод. Ах если назад развернуть грязи меньше будет попадать? Ну-ну…
Когда ты разворачиваешь гусёк назад, то вместо избыточного давления в воздухозаборе создаётся разрежение и шноркель начинает работать как пылесос, потому вся та грязь и влага что содержится в воздухе, в том числе и та что поднимается колёсами попадает напрямую в воздуховод, потому что конструктивная особенность формы гуська позволяющая ему отсеивать грязь из воздуха не используется. Это что касаемо конструктива. Высуни на ходу голову в окно на скорости и подыши ртом лицом вперёд по ходу движения, а потом разверни голову и подыши лицом назад. Многие вопросы отпадут сами собой.
Думаешь, я всегда такой умный был? Да если бы. Помнится в 2005 году, когда мы с Пашей Дефом поехали в Нарьян-Мар, я развернул гусёк назад, потому что снег попадёт и вообще так лучше.
Ясно тебе? Ну и славно. Что? Веточки в лесу побьют? Так в лесу его и разворачивай, коли охота, да не на сто восемьдесят градусов, а на девяносто, пусть он на середину лобового стекла смотрит. Только смотри чтобы воздухозабор близко к крыше не оказался, а то как бы он с неё воду «пить» не начал. А как из леса выехал, верни его в штатное положение.
Что говоришь? А как же шноркели у которых нет гуська, они назад смотрят и ничего? Так они потому назад и смотрят что у них нет гуська, грязь отсеивать нечем. Упрощённая конструкция с массой недостатков.
А вообще для того чтобы бороться с пылью, насекомыми и прочим мусором существует отдельная насадка-сепаратор, которая устанавливается вместо гуська, но сейчас речь не о ней. Просто знай что таковая существует.
Говоришь, ездить с развёрнутым назад гуськом много лет и всё хорошо. Ну чего, молодец, езди и дальше, я лично не против. Вполне можно ездить с развёрнутым гуськом, можно на грязевой резине зимой, можно разворачивать колёса наоборот, вообще можно посвятить свою жизнь борьбе с конструктивным предназначением, но лично для меня внедорожник с гуськом развёрнутым назад всегда был и будет признаком, характеризующим его владельца определённым образом.
На этом моя лекция закончена. Можешь разворачивать гусёк в любую понравившуюся сторону, об одном прошу, не рассказывай другим о том, что именно так он работает лучше всего, ибо среди новичков посеешь ложные представления, а среди тех кто в теме будешь выглядеть не лучшим образом.
А для себя с тем куда должен смотреть гусёк, мы определились давным давно. =)
Нужны ли шноркели?
Многие владельцы внедорожной техники, желающие усовершенствовать свой «вездеход», вероятно задавались вопросом: «А нужен ли мне шноркель?» Забегая вперед скажу, что ответ на этот вопрос скорее положительный, чем отрицательный, т.е. плюсов у этого приспособления больше, чем минусов. Итак, разберем подробнее все особенности шноркеля, его преимущества и недостатки. Для начала уточним, что вообще мы подразумеваем под шноркелем.
Что такое шноркель и для чего он нужен?
Это устройство, предназначенное для забора воздуха на уровне крыши автомобиля. Конструкция его предельно проста: по сути это всего лишь гнутая труба, соединяющая воздушный фильтр машины с воздухозаборником на крыше.
Изначально шноркель появился не на автомобилях, а на подводных лодках времен Первой Мировой войны. Устройство позволяло субмарине запускать дизельный двигатель без необходимости полного всплытия. Таким образом лодка могла идти на глубине нескольких метров на дизеле, а не на электродвигателях, оставаясь практически незамеченной, если не считать трубу, торчащую из воды.
Также шноркелями оснащаются некоторые танки (Т-90, например), что дает им возможность пересекать неглубокий водоем по дну. При отсутствии подходящей переправы это часто единственный способ пересечь небольшую реку, т.к. в отличие от того же БТР, переплыть ее танк не в состоянии из-за огромной массы.
Но вернемся к автомобилям. Изначально их стали оснащать шноркелями не для форсирования бродов, как это могло показаться, а с другой целью. Первые приспособления для забора воздуха на уровне крыши появились на машинах, эксплуатируемых в пустынях. Это решение заметно уменьшало количество пыли, попадающее в воздушный фильтр, что положительно сказывалось на характеристиках двигателя.
Для чего устанавливают шноркели?
Труба для забора воздуха сегодня устанавливается обычно с одной целью — избежания гидроудара при преодолении бродов. Вообще гидроудар — очень неприятная штука. Он случается, когда вода попадает в цилиндр. Из-за того, что вода не сжимается, поршень врезается словно в бетонную стену. Как результат: гнутые шатуны, разрушенная головка или блок цилиндров, капитальный ремонт или замена двигателя в особо тяжелых случаях. Установка шноркеля позволяет застраховать себя от этой неприятности.
С установленным воздухозаборником на уровне крыше автомобиль теоретически способен преодолеть брод глубиной до 1,5 метра и даже больше. На практике же адекватный водитель не рискнет форсировать подобное препятствие. Другим плюсом шноркеля является то, что он отбирает чистый воздух. Продвинутые модели даже отсеивают брызги, пыль и снег. Плюс шноркель, направленный воздухозаборником навстречу движения, в теории способствует экономии топлива.
Раз заговорили о достоинствах, то перечислим и недостатки конструкции:
Возможно есть еще недостатки, но думаю, они несущественны. Вообще устанавливая на авто дополнительное внедорожное оборудование всегда приходится чем-то жертвовать, обычно скоростью, расходом топлива, управляемостью и комфортом езды на трассе. Поэтому на недостатках шноркелей не стоит зацикливаться: пользы от него больше, чем вреда.
Нужен ли вам шноркель?
Если вы большой любитель внедорожных покатушек, то однозначно да. Устройство не только позволит вашему двигателю «вздохнуть» по-новому и защитить его от гидроудара, но и добавит «крутости» вашему внедорожнику. Стоит это удовольствие от 3 тыс. рублей за вполне нормальное устройство от российских производителей до 50-70 тыс. за приспособления именитых производителей. Можно изготовить самому. Обычно для этого используют водопроводные трубы. В интернете достаточно инструкций на эту тему.
Если же вы изредка выбираетесь на своем автомобиле на природу, то шноркель вам особо не нужен. Ради нескольких легких вылазок на природу нет необходимости резать кузов и устанавливать трубу за несколько тысяч, к тому же ухудшающее аэродинамику авто. Хотя для придания «крутости» можно поставить)
Вывод
Настоящим покорителям бездорожья шноркель просто необходим, как и другое внедорожное оборудование. Только при его наличии вы сможете уверенно преодолевать броды глубиной более полуметра не опасаясь попадания воды во впускной коллектор. Нередко этими устройствами оснащаются также квадроциклы с той лишь разницей, что воздухозаборники находятся примерно на уровне руля. Даже если вы не хотите тратиться на трубу для двигателя, вы легко можете сделать ее своими руками при наличии навыков, времени, инструментов и, конечно же, желания.
Шноркель: вред и польза ч.2
В предыдущей части повествования я привел статью о 10 причинах для установки шноркеля.
Здесь я приведу статью Jared Whitaker «Why Put A Snorkel On Your Truck & How They Improve Performance» — «Зачем ставить шноркель на свой пикап и повышает ли шноркель производительность», опубликованную на портале trail4R.com.
Действительно ли шноркель повышает топливную экономичность и производительность?
Вот наш более подробный обзор преимуществ установки шноркеля на ваш 4Runner. Здесь мы расскажем, как работает шноркель, и, что наиболее важно, как он способен повысить эффективность.
Как дела, парни?! Джаред здесь, снова вернулся. Так здорово быть здесь с вами, ребята.
Поговорим о шноркелях. Они выглядят круто, по крайней мере, большинство. Что еще? Какое у него предназначение? Они функциональны или просто эстетичны?
Прежде чем мы начнем спускаться в кроличью нору. Я хочу дать вам некоторую справочную информацию, чтобы познакомить вас с этими распространенными аксессуарами для внедорожников и пикапов. Я также попытаюсь ответить на ряд часто возникающих общих вопросов. Я действительно хочу найти ответ на вопрос, о которым мы все, я знаю, думали:
Действительно ли шноркель влияет на эффективность и / или производительность?
Когда мы были маленькими, все мы видели культовые изображения старых Land Rover. Тех, у которых запаска установлена на капоте и на лобовом стекле, и которые погружаются в воду и грязь.
Когда я был моложе, я всегда задавался вопросом, для чего нужна эта труба, ведущая к передней стойке? Я вспоминаю, как круто это же это выглядело. Когда я понял, для чего это нужно, я подумал, насколько же это гениально.
Когда рос я проводил много времени наблюдая за работой моего отца. Он управлял всем, от своего пикапа до нашего кондиционера. Как и большинство молодых механиков, проходящих обучение, я подрабатывал помощником с инструментами.
Прежде чем мы перейдем к шноркелям, давайте сначала разберемся с теорией, почему владельцы пикапов/ грузовиков и внедорожников устанавливают шноркель на свой автомобиль.
Зачем ставить шноркель на пикап?
Шноркели поднимают выше уровень воздухозаборника вашего пикапа, обычно выше капота и чуть ниже линии крыши. Воздухозаборники втягивают воздух в двигатель, а затем смешивают его с искрой и топливом для запуска. С увеличенным воздухозаборником вы теоретически можете проезжать через более глубокий уровень воды, предотвращая попадание воды / повреждение вашего двигателя, или «гидроудар». Шноркели также связывают с повышением эффективности.
Повышение эффективности: факт или вымысел?
С годами я начал приобретать свой собственный опыт. Я начал работать с ключами, и теперь уже папа стал смотреть. Лишь только позже я набрался опыта в дизельном мире. Нет, речь не о лифтованных пикапах, снующих туда-сюда как муравьи, перевозя уголь по дороге. Я начал работать над рабочими лошадками и специализированными машинами.
У большинства из них есть какая-то система забора наружного воздуха. Он снижает пыль к минимуму, делая попадающий в двигатель воздух более прохладным и сухим.
Будь то грибок или хромированная решетка воздухозаборников на больших фурах, эти системы позволяют двигателю дышать более прохладным чистым воздухом при движении по бездорожью или открытой дороге.
Составные элементы шноркеля и их функции
Ваш шноркель состоит из 3-х основных компонентов, в том числе:
• Набалдашник «гусак» (англ. Air Ram) или предварительный фильтр
• Корпус/ трубка шноркеля и монтажный кронштейн
• Корпус воздушного фильтра
1-я ступень фильтрации: гусак или предварительный фильтр
Шноркели работают как двухступенчатая система фильтрации, которая включает в себя гусак или предварительный фильтр в качестве первой ступени фильтрации.
Это та стадия фильтрации, на которой собираются крупные частицы до того, как они достигнут второй стадии фильтрации. Это ваш заводской или неоригинальный воздухозаборник или корпус воздушного фильтра.
Универсальный гусак
*В народе еще встречается прозвище»гусёк» шноркеля.
Это 1-й этап фильтрации для типичной установки с шноркелем. Есть несколько вариантов воздухозаборника. Самый узнаваемый вариант у внедорожников 4Runner и Tacoma — это гусак (Air Ram).
Когда вы едете по тропам или живете в пыльном районе, рекомендуется дополнительно использовать системы предварительной фильтрации. Но для повседневной езды гусак — гораздо более практичная выбор.
Удаление воды и мусора с помощью гусака
Во время движения воздушный шток набирает воздух. Изменение направления и давления воздуха вытесняют воду и мусор из отверстий и дренажа. Плохая конструкция гусака может привести к тому, что дождевая вода и мусор окажутся в корпусе воздушного фильтра вашего двигателя. Это может привести к «гидроудару».
За исключением установки решетки, гусак ничем закрывать не требуется, иначе воздух не попадет в гусак. Дискуссии на этот счет существуют при использовании в разных погодных условиях.
Вихревая головка предварительной очистки Donaldson Vortex / Cyclone (предварительный фильтр)
Другой доступный вариант — это предварительный фильтр вихревого типа (или циклон).
Отвод воды и мусора в вихревой / циклонной головке
Такую можно встретить на большом количестве тяжелой техники и дизельных грузовиков.
Воздух всасывается через дно, а расположенные внутри под углом лопатки заставляют воздух двигаться по спирали. Тяжелый мусор, проходя отбрасывается на стенки и, наконец, оседает на дне чаши фильтра.
Этот тип фильтров необходимо регулярно чистить.
Корпус шноркеля и монтажный кронштейн
Гусак установлен в верхней части кузова вашего автомобиля.
Корпус шноркеля (длинная труба) спускается по передней стойке вдоль крыла в моторный отсек, где он соединяется с корпусом воздушного фильтра. Корпус шноркеля удерживается монтажным кронштейном.
Кронштейн входит в комплект шноркеля.
2-я ступень фильтрации: корпус воздушного фильтра
Ваш корпус воздушного фильтра будет вторым (или последним) этапом фильтрации. Популярный вариант— это установка комплекта TRD Air Box, который включает в себя плоский фильтрующий элемент.
Вы можете использовать плоский бумажный фильтр или конический фильтр с этим типом воздухозаборника. Тип фильтра зависит от марки.
Внешний / внутренний корпус воздушного фильтра Donaldson
Для справки, этот тип системы фильтрации воздуха обычно используется на дизельных грузовиках и, опять же, на строительной технике.
Вот что говорят о воздушных фильтрах Дональдсона:
Вы можете довериться воздушным фильтрам Donaldson на дороге или бездорожье, они выдержат любые воздействия окружающей среды. С 1915 года Дональдсон был пионером в разработке почти всех крупных усовершенствований в области фильтрации воздуха для двигателей, работающих в тяжелых условиях. Ничто другое не защищает, не работает и не продлевает срок службы двигателей, чем наши лучшие в отрасли фильтры.
Индикатор засорения воздушного фильтра
Этот вакуумный индикатор (стоит на впуске TRD) контролирует эффективность фильтра и является общим индикатором для обслуживания фильтра. Этот индикатор указывает, когда необходимо обслуживать воздухозаборник / фильтр.
Хорошо, ребята, надеюсь, вы поняли идею.
Что мы пытаемся сделать, так это подать в двигатель максимально чистый, сухой и холодный воздух.
Через наш заводской воздухозаборник «холодного воздуха» двигатель, естественно, забирает свой воздух, но только делает это через воздухозаборник в колесной арке. Или, в случае открытого воздухозаборника, непосредственно из моторного отсека – т.е. втягивая горячий воздух. Выдвигая воздухозаборник из моторного отсека, мы автоматически понижаем температуру воздуха. Меньше теплового излучения от двигателя и рабочих поверхностей.
Более холодный воздух иногда путают с воздухом, насыщенным или богатым кислородом. Место и высота — вот что определяет насыщенность воздуха. Более холодный воздух плотнее, а молекулы воздуха расположены ближе друг к другу.
Что это значит для нас? Это позволяет вам направить в ту же воздушную камеру больше воздуха, чем если бы это был горячий воздух.
Как получить более чистое, более полное сгорание
На более высоких скоростях это принудительная подача воздуха в двигатель.
Поскольку воздух так легко доступен, он сам попадает в цилиндры. В то же время ваш выпускной клапан открыт на короткое время, свежий воздух помогает вытеснять выхлопные газы. Здесь вы получите более чистое, более полное сгорание. Мы хотим, насколько это возможно, сжечь каждую ионизированную каплю топлива.
Держите запасной фильтр для езды по бездорожью
На бездорожье нам нужен чистый сухой воздух.
Вы не всегда будете двигаться достаточно быстро, чтобы добиться эффекта циклона. Всю тяжесть примет на себя ваш воздушный фильтр. Да, пыль попадет, это так. Фильтры с пропиткой забьются, и их, вероятно, придется часто чистить.
Многие люди могут не знать, что после того, как вы распыляете масло на свой фильтр, он должен «высохнуть» перед установкой. Было бы неплохо взять с собой запасной. Даже запасной бумажный фильтр не помешал бы. Как в английской поговорке: «Два – это один, а один – ничто».
Ваш датчик массового расхода воздуха (ДМРВ, MAF), скорее всего, потребует периодической чистки, а также корпус дроссельной заслонки, в зависимости от стиля вождения. Некоторые утверждают, что с шноркелем вам, возможно, придется чистить эти области или ухаживать за ними реже.
Лучше варианты шноркелей для Toyota 4Runner 5-го поколения:
Шноркель ARB Safari
Safari Snorkel существует с 80-х годов.
Разработан и протестирован в одних из самых непрощающих ошибок условий в мире. Австралийская глубинка. Конструкция из сшитого и стойкого к изменению цвета полиэтилена, полностью устойчивого к ультрафиолетовому излучению. Вам не нужно беспокоиться о потускнении или следах потертости. Его гусак рассчитан на вращение на 360 градусов, что позволяет вам двигаться вперед в любых погодных условиях.
Шноркель Dobinsons 4X4
Шноркель Dobinsons 4 × 4 изготовлен методом роторного формования (как и охладители Yeti) из алюминиевых штампов с ЧПУ.
Это означает точное и качественное повторение при каждом повторном изготовлении. Сделан из устойчивого к ультрафиолетовому излучению LLDPE (линейный полиэтилен низкой плотности). У вас есть годы надежной эксплуатации на бездорожье без деформации и выцветания.
Шноркель TJM Airtec
Из всех шноркелей, доступных для 5-го поколения 4Runner, мне больше всего нравится этот комплект.
Шноркель TJM Airtec
Конструкция гусака в полной мере использует весь воздух, проходящий над лобовым стеклом.
Гусак TJM Airtex Snorkel разработан, чтобы пропускать необходимое количество воздуха для оптимальной работы двигателя. Крепеж из нержавеющей стали позволит вам провести бесконечные часы вдали от проторенных дорог. Airtex Snorkel повторяет изгибы кузова 4Runner для более приятного внешнего вида.
В процессе смешивания красок пигмент впрыскивается в расплавленную смолу, предотвращая растекание или стирание цвета. Конструкция включает специальные добавки и процесс склеивания, что делает ее крепкой и ударопрочной.
Сменное крыло Extreme Dimensions Duraflex
Процесс установки любого шноркеля довольно прост, хотя вам нужно будет проделать огромную дыру в заводских крыльях. Если у вас нет проблем с вырезанием большого отверстия в крыле, то все супер. Ознакомьтесь с недавней установкой шноркеля фирмы Добинсонс от High Sierra Overland (также изображенной на этой странице). Если вы не хотите врезаться в заводские крылья, у вас есть пара вариантов ниже. Купите набор крыльев из стекловолокна и вырежьте себе отверстие или купите набор крыльев из стекловолокна с предварительно вырезанным отверстием, подобных тем, что изображены здесь.
Я знаю, это не шноркель. Я думаю, что с этим крылом и правильным шноркелем используется, может быть, даже цвет соответствует ему. Это может быть цельный и даже заводской мод.
Заключительные мысли — повышают ли шноркели эффективность?
Итак, вот оно что! Если посмотреть на функции и дизайн, то можно сказать, что шноркель, по крайней мере, делает то, для чего предназначен — держит голову над водой и вдыхает свежий воздух.
• Эффективность? В некоторой степени да.
Чтобы принять наилучшее возможное решение, нам нужно будет увидеть реальные числа. Нам нужен идеально настроенный 4Runner. Запустите его на динамометрический стенд без шноркеля и сравните с автомобилем с шноркелем. Затем, возможно, проведите тест с шноркелем каждой марки.
Только тогда вы получите ответы на свои вопросы.
• Повышают ли шноркели эффективность и / или производительность?
• Насколько?
• Какой бренд дает большую прибавку производительности?
Только реальное сравнение покажет, но, надеюсь, это статья даст вам лучшее представление о том, как шноркели работают, и, как минимум, если вы все-таки установите шноркель, вы должны увидеть некоторые улучшения в зависимости от стиля вождения.
Если вы действительно хотите повысить производительность, вы также можете обратиться к этой обзорной статье о производительности, в которой Бренан выделил несколько вариантов улучшения.
Джаред Уитакер
Меня зовут Джаред. Я провожу много времени на работе вне дома. Когда я дома, мне нравится быть с моими четырьмя невероятными детьми и женщиной моей мечты — моей женой. Когда у меня есть возможность, я также люблю крутить гаечным ключом и чинить разные вещи. Когда вы заканчиваете день с чувством выполненного долга, это всегда хороший день.
PS
Как вы видите, прямого сравнения роста эффективности статья не дает, зато раскрыто предназначение, виды, устройство, основные производители и варианты шноркелей и систем очистки воздуха.