Как работает система зажигания автомобиля

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиля

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиля

Электронной системой зажигания называется система зажигания, в которой создание и распределение тока высокого напряжения по цилиндрам двигателя осуществляется с помощью электронных устройств. Система имеет другое название — микропроцессорная система зажигания.

Необходимо отметить, что контактно-транзисторная система зажигания и бесконтактная система зажигания также включают электронные компоненты, но данные системы уже имеют свои устоявшиеся названия.

С другой стороны электронная система зажигания не имеет механических контактов, поэтому, по сути, является бесконтактной системой зажигания.

Электронная система зажигания
На современных автомобилях электронная система зажигания является составной частью системы управления двигателем. Данная система осуществляет управление объединенной системой впрыска и зажигания, а на последних моделях автомобилей и рядом других систем – впускной и выпускной системами, системой охлаждения.

Существует множество конструкций электронных систем зажигания (Bosch Motronic, Simos, Magneti-Marelli и др.), отличающихся по конструкции. Электронные системы зажигания можно разделить на два вида:

системы зажигания с распределителем;
системы прямого зажигания.
Первый вид электронных систем зажигания в своей работе использует механический распределитель, с помощью которого осуществляется подача тока высокого напряжения на конкретную свечу. В системах прямого зажигания подача тока высокого напряжения на свечу производится непосредственно с катушки зажигания.

Вместе с тем, электронная система зажигания имеет следующее общее устройство:

1)источник питания;
2)выключатель зажигания;
3)входные датчики;
4)электронный блок управления;
5)воспламенитель;
6)катушка зажигания;
7)провода высокого напряжения (на некоторых видах системы);
8)свечи зажигания.

Входные датчики фиксируют текущие параметры работы двигателя и преобразуют их в электрические сигналы. Система электронного зажигания в своей работе использует входные датчики, входящие в состав системы управления двигателем:

1)атчик положения распределительного вала;
2)датчик массового расхода воздуха;
3)датчик детонации;
4)датчик температуры воздуха;
5)датчик температуры охлаждающей жидкости;
6)датчик давления воздуха;
7)датчик положения дроссельной заслонки;
8)датчик положения педали газа;
9)датчик давления топлива;
10)кислородный датчик;
11)и другие.

Номенклатура датчиков на разных моделях автомобилей может различаться.

Электронный блок управления двигателем обрабатывает сигналы входных датчиков и формирует управляющие воздействия на воспламенитель.

Воспламенитель представляет собой электронную плату, обеспечивающую включение и выключение зажигания. Основу воспламенителя составляет транзистор. При открытом транзисторе ток протекает по первичной обмотке катушки зажигания, при закрытом — происходит его отсечка и наводка тока высокого напряжения во вторичной обмотке.

Электронная система зажигания может иметь одну общую катушку зажигания, индивидуальные катушки зажигания или сдвоенные катушки зажигания.

Общая катушка зажигания применяется в электронной системе зажигания с распределителем. Индивидуальные катушки зажигания устанавливаются непосредственно на свечу, поэтому необходимость в высоковольтных проводах отпадает.

В системах прямого зажигания также используются сдвоенные катушки зажигания. На четырехцилиндровом двигателе устанавливается две таких катушки: одна для 1 и 4 цилиндров, другая – для 2 и 3 цилиндров. Каждая из катушек создает ток высокого напряжения на двух выводах, поэтому искра зажигания всегда происходит одновременно в двух цилиндрах. В одном из цилиндров она воспламеняет топливно-воздушную смесь, в другом происходит вхолостую.

Принцип работы электронной системы зажигания

В соответствии с сигналами датчиков электронный блок управления вычисляет оптимальные параметры работы системы. Осуществляется управляющее воздействие на воспламенитель, который обеспечивает подачу напряжения на катушку зажигания. В цепи первичной обмотки катушки зажигания начинает протекать ток.

При прерывании напряжения, во вторичной обмотке катушки индуцируется ток высокого напряжения. По высоковольтным проводам или непосредственно с катушки зажигания ток высокого напряжения подается к соответствующей свече зажигания. Создающаяся искра в свече зажигания воспламеняет топливно-воздушную смесь.

При изменении скорости вращения коленчатого вала двигателя датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя и датчик положения распределительного вала подают сигналы в электронный блок управления, который в свою очередь осуществляет необходимое изменение угла опережения зажигания.

При увеличении нагрузки на двигатель управление углом опережения зажигания осуществляется с помощью датчика массового расхода воздуха. Дополнительную информацию о процессе воспламенения и сгорания топливно-воздушной смеси дает датчик детонации. Другие датчики представляют дополнительную информацию о режимах работы двигателя.

Источник

Система зажигания автомобиля – особенности устройства и ремонта

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиляОписание и особенности работы системы зажигания автомобиля: разновидности, неполадки, важные нюансы ремонта. Видео про систему зажигания.

«Из искры возгорится пламя». Этой крылатой фразой, вышедшей в своё время из-под пера поэта-декабриста Александра Одоевского, можно вкратце охарактеризовать принцип работы системы зажигания автомобиля. Саму искру продуцируют разряды в свечах, возникающие в определённые такты работы двигателя.

Сразу стоит отметить, что в дизельных моторах зажигание как таковое отсутствует – самовоспламенение горючей смеси там происходит во время её сжатия. А как функционирует СЗ в автомобилях, разъезжающих на бензине, об этом и пойдёт речь в обзоре.

Предвестники зажигания

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиля

В силовых установках, эксплуатировавшихся на заре автомобилестроения, таких как двигатель Даймлера или «полудизель», топливо на завершении этапа сжатия загоралось от раскалённой калильной головки, именуемой также калильной трубкой. Это устройство представляло собой отсек, соединённый с камерой сгорания.

Перед тем, как завести ретрокар, калильную головку следовало разогреть с помощью паяльной лампы, после чего этот прототип свечи зажигания обогревался за счёт тепла от воспламенения топлива при работе мотора. Такую конструкцию, выигрывающую простотой в сочетании с довольно небольшими габаритами, и сегодня можно встретить в различных авиационных, автомобильных и корабельных моделях.

Как работает система зажигания автомобиля

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиля

Однако по-настоящему на двигателях, потребляющих бензин, прижилась искровая СЗ, отличающаяся тем, что топливо при её работе воспламеняется с помощью разряда. Такого рода устройство представляет собой электроцепь, содержащую набор различных деталей, влияющих на работу всей силовой установки. К основным функциям системы зажигания относятся:

Автомобильные СЗ бывают разных видов, но принцип их работы остаётся похожим. Датчик положения коленчатого вала отмечает позицию этой детали в момент включения первого цилиндра, тем самым устанавливая порядок срабатывания свечей в агрегате. Далее к процессу подключается управляющий элемент, активирующий индукционную катушку, которая при поддержке АКБ передаёт распределителю высоковольтный импульс. Наконец, электроэнергия добирается до свечи зажигания, устраивающей воспламенение в определённом цилиндре.

Важно, что вся эта конструкция функционирует при условии, что зажигание включено. То есть, ключ «даёт добро».

Разновидности систем зажигания

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиля

Существующие СЗ обычно разделяют на две группы:

Они выполняют практически одинаковую работу: создание и транспортировка электроэнергии. Однако имеют отличия в методах управления током и доставки его к свечам зажигания, формирующим разряд. По способу накопления энергии СЗ подразделяются на:

Контактные системы зажигания

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиля

Их устройство относительно простое. Электроэнергия от АКБ передаётся на катушку, где образуется высоковольтный ток, перетекающий на механический распределитель. В цилиндры импульс поступает в соответствии с графиком их работы. Наконец, разряд добирается до нужной свечи зажигания.

Контактные СЗ могут быть разделены на две разновидности по способу добычи искры: батарейные и транзисторные. Первый вариант подразумевает, что в картере распределителя установлен механический прерыватель, разрывающий цепь для получения искры и замыкающий её для накопления энергии катушкой. В устройствах же второго типа вместо такого прерывателя установлен транзистор.

Зато устройства, использующие в качестве коммутатора один или несколько транзисторов по числу катушек, вообще не нуждаются в дополнительных конденсаторах. А всё потому, что в данном случае включение и выключение первичной обмотки индукционного элемента сопровождается низким напряжением.

Бесконтактные системы зажигания

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиля

У агрегатов такого типа вместо механического прерывателя устанавливаются разного рода датчики: индуктивный, оптический или Холла, работающие по бесконтактному методу. Они управляют транзисторным коммутатором.

Большинство современных машин оснащаются системами зажигания, в которых высоковольтный импульс генерируется и распределяется разными электронными элементами. Точностью определения момента поджигания топлива отличается микропроцессорная СЗ.

В бесконтактных системах применяются следующие индуктивные элементы:

Бесконтактным СЗ для нормальной работы требуются дополнительные датчики, которые фиксировали бы различные показатели, влияющие на угол опережения зажигания, а также частоту и силу импульса. Эти данные поступают в электронный блок управления, контролирующий работу системы согласно настройкам, установленным производителем.

СЗ электронного типа применимы как на инжекторных, так и на карбюраторных силовых установках, что является одним из их преимуществ перед контактными аналогами. Другой плюс – это более длительный период эксплуатации большинства деталей, входящих в электронную цепь системы.

Основные неполадки системы зажигания

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиля

Хотя электронная система зажигания и более надёжна по сравнению с устройством, которым оснащались классические ВАЗы, но и она порой ломается. Однако периодическая диагностика автомобиля поможет выявить неполадки в СЗ на ранних этапах и, как следствие, избежать дорогостоящего ремонта. Основные проблемы этого устройства связаны с выходом из строя следующих деталей электроцепи:

Хорошая новость состоит в том, что большинство неисправностей СЗ можно найти самостоятельно и устранить их путём замены сломавшегося элемента. Даже при визуальном осмотре устройства можно выявить некоторые неполадки в его работе. Например, повреждение изоляции высоковольтных проводов или образование нагара на контактах свечей.

Осциллограмма может продемонстрировать работу системы зажигания в динамике, что позволит выявить, например, межвитковое замыкание. При такой поломке время горения искры и её сила могут серьёзно снизиться. Среди других причин, приводящих к неисправностям СЗ, можно выделить следующие:

Также сбои в работе бесконтактной системы зажигания могут быть следствием ошибок в электронном блоке управления или неполадками какого-нибудь важного датчика. Поэтому хотя бы раз в год рекомендуется проводить полную диагностику всей СЗ с выявлением ошибок ЭБУ или регулировкой системы, если она контактного типа.

Кстати, иногда система зажигания не запускается по довольно простой причине — неисправен замок. Он может просто износиться со временем, выйти из строя по причине небрежной эксплуатации или в результате неудачной попытки угона.

Порядок ремонта системы зажигания

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиля

Стоит сразу отметить, что большинство деталей системы зажигания неремонтопригодны. Катушки, свечи, конденсаторы, датчики, провода высокого напряжения – в случае поломки всё это меняется на новое. О том, что в СЗ что-то не то, говорят следующие признаки:

Но нужно ли ждать, когда что-то сломается? Как и большинство автомобильных агрегатов, система зажигания требует планового ремонта. Периодичность этой процедуры связывается с пробегом:

Через 10 тыс. км проверяется прерыватель-распределитель. Его протирают, исследуют состояние диска и контактов, смазывают ось подвижного контакта. Через 20 тыс. км распределитель смазывают, используя маслёнку на его корпусе, проверяют контакты прерывателя и, если нужно, зачищают их. Также исследуют величину зазора между ними. Выворачивают свечи, очищают их, регулируют расстояние между электродами.

Через 30 тыс. км рекомендуется поставить новые свечи зажигания. Элементы СЗ тщательно протираются, проверяется надёжность креплений и состояние изоляции.

Заключение

Поскольку бесконтактные системы зажигания лишены подвижных деталей, поломки СЗ в современных автомобилях при их своевременной диагностике обнаруживаются реже, чем в старых машинах. Причём, некоторые внешние признаки неполадок в этом устройстве похожи на сигналы о неисправностях топливной системы. Потому, прежде чем браться за устранение предполагаемых неполадок с зажиганием, стоит обратить озаботиться состоянием других агрегатов транспортного средства.

Видео про систему зажигания:

Описание и особенности работы системы зажигания автомобиля: разновидности, неполадки, важные нюансы ремонта. Видео про систему зажигания.

Источник

Система зажигания автомобиля. Устройство и работа

В систему зажигания, кроме источника тока и проводов низкого и высокого напряжения, входят следующие приборы:

Работает система зажигания следующим образом. Ток низкого напряжения от положительной клеммы аккумуляторной батареи 10 (или от положительной щетки генератора) поступает через контакт включателя 11 стартера, амперметр 9, выключатель зажигания 8, через добавочное сопротивление 7, первичную обмотку 6 катушки зажигания на подвижной контакт 3 прерывателя. При вращении кулачка 1 подвижной контакт то замыкается, то размыкается с неподвижным контактом 4. С этого контакта ток поступает на отрицательную клемму аккумуляторной батареи (или ка отрицательную щетку генератора).

В цепи прерывателя параллельно его контактам присоединен конденсатор 15.

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиля

Рис. Схема системы зажигания: 1 — кулачок; 2 — пружина; 3 — подвижной контакт прерывателя; 4 — неподвижный контакт прерывателя; 5 — катушка зажигания; 6 — первичная обмотка; 7 — добавочное сопротивление; 8 — выключатель зажигания; 9 — амперметр; 10 — аккумуляторная батарея, 11 — включатель стартера; 12 — крышка распределителя; 13 — ротор распределителя; 14 — искровая зажигательная свеча; 15 — конденсатор

Конденсатор состоит из двух лент тонкой алюминиевой фольги, называемых обкладками, и изолировочных прокладок из парафинированной бумаги. Бумажные и алюминиевые ленты свернуты в рулон, который, после того как его пропитали парафином, устанавливается в металлический кожух. Отводной проdод одной обкладки соединен с кожухом и через нее с массой, а изолированный провод другой обкладки выводится наружу и присоединяется через клемму распределителя к первичной обмотке катушки зажигания.

Конденсатор поглощает (накапливает) ток самоиндукции, возникающий в первичной обмотке катушки зажигания при размыкании контактов прерывателя, уменьшая искрение между контактами прерывателя и обгорание контактов. В момент полного размыкания контактов конденсатор разряжается, т.е. отдает поглощенный ток самоиндукции, который идет по первичной обмотке катушки зажигания в обратном направлении и вызывает очень быстрое исчезновение магнитного поля, вследствие чего напряжение тока во вторичной обмотке значительно повышается.

Прерыватель и распределитель монтируются в одном приборе, называемом распределителем.

Распределитель состоит из цилиндрического корпуса 18, внутри которого закреплена чашка 2 шарикоподшипника 1. На подшипнике установлен подвижной диск 3, на котором смонтирован прерыватель, состоящий из рычажка с подвижным контактом 9 и стойки 14 с неподвижным контактом 10. Контакты прерывателя изготовляются из тугоплавкого металла вольфрама. Стойка неподвижного контакта укреплена двумя винтами, один из которых имеет эксцентричную головку и служит для регулировки зазора между контактами в разомкнутом состоянии, а другой винт 12 служит для крепления стойки.. Величина этого зазора должна быть 0,35—0,45 мм.

Рычажок прерывателя сидит на оси и прижимается своим подвижным контактом к неподвижному пластинчатой пружиной 7. Неподвижный контакт соединен с массой. Подвижной контакт изолирован от массы и гибким проводом 4 через клемму 5 соединен с первичной обмоткой катушки зажигания. В средней части рычажка прерывателя имеется текстолитовая пята 8, на которую набегают выступы кулачка 6 прерывателя.

Кулачок соединен с валиком 19 привода распределителя и при вращении то размыкает, то замыкает контакты. Конденсатор 28 крепится снаружи корпуса распределителя винтами. Кожух конденсатора, таким образом, соединен с массой. Изолированный провод конденсатора присоединен к подвижному контакту 9.

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиля

Рис. Распределитель: 1 — шарикоподшипник; 2 — чашка; 3 — подвижкой диск; 4 — гибкий провод; 5 — клемма; 6 — кулачок; 7 — пластинчатая пружина; 8 — текстолитовая пята; 9 — подвижной контакт; 10 — неподвижный контакт; 11 — стойка; 12 — винт; 13 — коробка вакуумного регулятора; 14 — тяга; 15 — трубка; 16 — пружина; 17 — диафрагма; 18 — корпус; 19 — валик привода распределителя; 20 — регулировочные гайки октан-корректора; 21 — ротор; 22 — токораздаточная пластина; 23 — крышка; 24 — угольный контакт; 25 — центральный контакт; 26 — пружина; 27 — сегмент; 28 — конденсатор

На верхнюю часть кулачка 6 надевается ротор 21 из изоляционного материала, на котором закреплена металлическая токораздаточная пластина 22. Для фиксирования ротора в определенном положении на кулачке имеется лыска, а внутри ротора — выступ. Сверху корпус распределителя закрывается карболитовой крышкой 23, закрепляемой при помощи двух пружин-защелок. На крышке имеются гнезда для центрального контакта 25, соединяемого проводом высокого напряжения с контактом вторичной обмотки катушки зажигания, и боковых контактов по числу цилиндров. Боковые контакты соединяются проводами высокого напряжения с искровыми зажигательными свечами.

Центральный контакт 25 при помощи угольного контакта 24 с пружиной 26 соединен изнутри с токораздаточной пластиной ротора, а боковые контакты выведены внутрь в виде сегментов 27. Для обеспечения полного сгорания рабочей смеси ее воспламеняют ие в верхней мертвой точке такта сжатия, а несколько раньше, т. е. с некоторым опережением. Величина опережения зажигания должна изменяться в зависимости от режима работы двигателя.

Для автоматического изменения величины опережения зажигания распределитель имеет вакуумный и центробежный регуляторы, работающие совместно.

Вакуумный регулятор состоит из корооки 13, привернутой винтами к корпусу распределителя; внутри коробки находится диафрагма 17 с пружиной 16. Пружина отжимает диафрагму и прикрепленную к ней тягу 14, которая шарнирно соединена с подвижной пластиной прерывателя. Полость вакуумного регулятора трубкой 15 соединена с преддроссельным пространством смесительной камеры карбюратора.

При повышении нагрузки двигателя, когда величина открытия дроссельной заслонки карбюратора увеличивается, разрежение в смесительной камере карбюратора, а следовательно, и в полости вакуумного регулятора уменьшается. Пружина регулятора, разжимаясь, начинает прогибать диафрагму в сторону корпуса распределителя, а связанная с ней тяга поворачивает подвижную пластину по ходу вращения кулачка. Вследствие этого опережение зажигания уменьшается и рабочая смесь воспламеняется позже. С уменьшением нагрузки двигателя, когда дроссельная заслонка карбюратора прикрывается, разрежение в смесительной камере карбюратора, а следовательно, и в полости регулятора возрастает. Под действием атмосферного давления диафрагма, преодолевая сопротивление пружины, начинает прогибаться в сторону крышки коробки регулятора. Связанная с диафрагмой тяга поворачивает подвижную пластину прерывателя против хода вращения кулачка, увеличивая тем самым опережение зажигания.

Центробежный регулятор служит для изменения опережения зажигания поворотом кулачка 1 относительно валика 8 привода распределителя, с которым кулачок соединен через регулятор. На втулке 2 привода жестко укреплена пластина 3, имеющая вырезы, в которые входят пальцы 4 грузиков 5.

Грузики сидят на осях 7 и удерживаются от расхождения пружинами 6.

При работе двигатели с увеличением числа оборотов коленчатого вала грузики под влиянием центробежной силы начинают расходиться, преодолевая сопротивление пружины. При этом пальцы грузиков поворачивают пластину, а вместе с ней и кулачок относительно валика привода распределителя по ходу его вращения, увеличивая тем самым опережение зажигания.

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиля

Рис. Центробежный регулятор опережения зажигания: а — устройство регулятора; б — схема работы регулятора; 1 — кулачок прерывателя; 2 — втулка привода; 3 — пластина; 4 — пальцы грузиков; 5 — грузики; 6 — пружина; 7 — ось грузиков; 8 — валик привода распределителя

Помимо указанного автоматического регулятора, у распределителя имеется октан-корректор, позволяющий вращением регулировочных гаек 20 изменять угол опережения зажигания. Для этого поворачивают корпус распределителя против хода вращения кулачка (раннее зажигание) или по ходу вращения (позднее зажигание). Величина поворота корпуса распределителя в градусах отсчитывается по шкале, имеющейся на октан-корректоре.

Распределители некоторых армейских автомобилей (Урал-375 и др.) изготовляются в герметичном исполнении. Герметизация распределителя достигается применением специального корпуса и сопряженных с ним деталей, резиновых уплотнительных колец в местах разъемов и тщательным уплотнением выводов проводов и контактных разъемов.

Для нормальной работы карбюраторного двигателя очень важно правильно установить зажигание. Устанавливать зажигание рекомендуется в такой последовательности. Вначале нужно проверить и отрегулировать зазор между контактами прерывателя и открыть крышку люка маховика. Затем вывернуть свечу из первого цилиндра и, закрыв отверстие для свечи пальцем, вращать вал двигателя рукояткой до тех пор, пока поршень не придет в верхнюю мертвую точку в конце такта сжатия. Этот момент определяется по сильному шипению воздуха, выходящего из-под пальца. После этого следует медленно вращать коленчатый вал до тех пор, пока указатель на картере маховика не совместится с меткой на его ободе (с риской или шариком).

На автомобилях ЗИЛ-157К, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-157, ЗИЛ-164 и Урал-375 момент, когда в первом цилиндре поршень приходит в верхнюю мертвую точку, определяется по установочному пальцу, входящему в отверстие крышки распределительных шестерен.

Далее надо отсоединить трубку от вакуумного регулятора, снять крышку распределителя и ротор и установить стрелку октанкорректора на нулевую метку шкалы. Затем, пользуясь переносной лампочкой, надо точно определить начало размыкания контактов. Один провод от лампочки присоединяют к массе, а другой — к клемме прерывателя; включив зажигание, медленно поворачивают корпус распределителя против хода вращения кулачка до тех пор, пока лампочка не загорится, это и будет момент размыкания контактов-прерывателя.

В таком положении необходимо закрепить корпус распределителя, поставить на место ротор, надеть крышку распределителя и присоединить трубку к вакуумному регулятору. В гнездо крышки распределителя, напротив которого устанавливается токораздаточная пластина, нужно вставить провод, идущий к свече первого цилиндра. Остальные провода вставляются в гнезда с учетом направления вращения ротора и порядка работы цилиндров двигателя.

Правильность установки зажигания уточняется во время пробега автомобиля. Для этого выбирают ровный горизонтальный участок шоссе, на котором ведут автомобиль с хорошо прогретым двигателем на прямой передаче со скоростью 15—25 км/час. Затем резко нажимают на педаль управления дроссельной заслонкой.

Если скорость движения быстро возрастает, а появившиеся вначале небольшие звонкие детонационные стуки в двигателе при скорости 30—35 км/час исчезают, значит, зажигание установлено правильно. Если стуки вообще не появились, то зажигание установлено слишком позднее, и, наоборот, резкие, не проходящие с увеличением скорости стуки свидетельствуют о слишком раннем зажигании.

Катушка зажигания типа Б-1 состоит из сердечника 4, корпуса 2, первичной 8 и вторичной 6 обмоток и добавочного сопротивления (вариатора) 9.

Сердечник собирается из большого числа железных отожженных полосок. Окалина на полосках является своего рода изоляцией. Такая конструкция сердечника уменьшает образование в нем вредных вихревых токов. Пластины сердечника помещены внутри картонного цилиндра 3, на который наматывается вторичная обмотка из тонкой медной проволоки диаметром 0,06—0,1 мм, покрытой эмалевым лаком. Поверхность вторичной обмотки снаружи изолирована кабельной бумагой 7, пропитанной парафином и канифолью. На вторичную обмотку наматывается первичная обмотка из толстой медной изолированной проволоки диаметром 0,6—0,8 мм. Такое расположение первичной обмотки способствует лучшей теплоотдаче через корпус катушки.

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиля

Рис. Катушка зажигания: 1 — клемма вывода первичной обмотки; 2 — корпус; 3 — картонный цилиндр; 4 — сердечник; 5 — пластина; 6 — вторичная обмотка; 7 — изоляционная кабельная бумага; 8 — первичная обмотка; 9 — добавочное сопротивление (вариатор); 10 и 11 — клеммы; 12 — центральный контакт

Поверх изоляции первичной обмотки устанавливаются пластины 5 из мягкой стали в виде полуколец, служащие для направления магнитного силового поля сердечника. Внутренняя полость катушки заполнена специальной массой, предохраняющей обмотки от замыкания. Один конец первичной обмотки выведен на крышку катушки к клемме 11 (обозначена буквами В К), другой — к клемме 1. Один конец вторичной обмотки подведен к центральному контакту 12 крышки, другой соединен внутри катушки с первичной обмоткой.

Добавочное сопротивление 9 (вариатор) изготовлено из стальной проволоки в виде спирали и своими концами соединено с клеммой 10 (обозначена буквами ВК-Б) и клеммой 11. К клемме 11 подведен и один конец первичной обмотки; таким образом, добавочное сопротивление соединено с первичной обмоткой последовательно.

При малых оборотах коленчатого вала двигателя вследствие относительно продолжительного времени, в течение которого контакты прерывателя замкнуты, вариатор нагревается, сопротивление его возрастает и он ограничивает ток в первичной обмотке катушки. При больших оборотах коленчатого вала контакты замыкаются на очень короткое время и вариатор несколько охлаждается. Уменьшение сопротивления вариатора обеспечивает прохождение по первичной обмотке большего тока. Надежность зажигания при этом на больших оборотах возрастает.

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиля

Рис. Искровая зажигательная свеча: 1 — боковой электрод; 2 — медно-асбестовая прокладка; 3 — корпус; 4 — наконечник провода от распределителя; 5 — центральный электрод; 6 — изолятор

На время запуска, двигателя стартером вариатор автоматически выключается, этим обеспечивается большая надежность воспламенения рабочей смеси.

Если вынужденно осуществляется запуск холодного двигателя пусковой рукояткой, то рекомендуется замкнуть контакты вариатора ВК и ВК-Б накоротко проволокой, которую после запуска и непродолжительного (в течение 3—5 мин) прогрева двигателя надо снять во избежание перегорания обмоток катушки. Искровые зажигательные свечи для автомобильных двигателей изготовляются неразборными.

Корпус 3 свечи стальной, с резьбой на нижней части для ввертывания свечи в отверстие головки блока цилиндров. На нижней части корпуса укреплен боковой электрод 1. Центральный электрод 5 отделен от корпуса свечи керамическим изолятором 6.

Центральный электрод и изолятор, особенно их нижние части, подвергаются действию высокой температуры и давления.

Устройство свечи предусматривает отвод излишнего тепла на корпус, с тем чтобы рабочая температура нижней части свечи была, 500—600° С. При такой температуре свечи самоочищаются: частицы нагара и капельки масла, попавшие на электроды, сгорают.

Для теплоотводящих качеств свечи решающее значение имеет длина нижнего конуса (юбки) изолятора: чем длиннее конус, тем свеча «горячее». Для многооборотных двигателей с повышенной степенью сжатия подбирают более «холодные» свечи, для малооборотных, наоборот, — «горячие».

Для бесперебойной работы двигателя очень важно применять только рекомендованные заводом-изготовителем искровые зажигательные свечи, имеющие соответствующие размеры и тепловую характеристику.

Таблица. Искровые зажигательные свечи

Марка автомобиляМаркировка свечиДиаметр ввертной части, ммНормальный зазор между электродами, мм
ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-63 и ГАЗ-51 АМ12У180,7-0,8
ЗИЛ-157К, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-157, ЗИЛ-151, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150А16У140,6-0,7 (при эксплуатации зимой — 0,4)
Урал-375СН300140,6-0,7

Между корпусом свечи и головкой блока ставится уплотнительная медно-асбестовая прокладка 2.

Выключатель зажигания (замок зажигания) расположен на переднем щитке кабины. Он представляет собой металлический корпус 1, в котором закреплены замок 2 с ключом и собственно выключатель, состоящий из поводка 3, контактной пластины 4 и панели 5 из текстолита с тремя контактными винтами — клеммами AM, КЗ и ПР.

К клемме AM подводится провод от амперметра, к клемме КЗ — от катушки зажигания (от клеммы ВК-Б). Клемма ПР остается свободной. Она служит для подключения радиоприемников и других приборов.

Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть фото Как работает система зажигания автомобиля. Смотреть картинку Как работает система зажигания автомобиля. Картинка про Как работает система зажигания автомобиля. Фото Как работает система зажигания автомобиля

Рис. Устройство и схема работы выключателя зажигания: а — устройство выключателя; б — зажигание и контрольные приборы выключены; в — зажигание и контрольные приборы включены; 1 — корпус; 2 — замок; 3 — поводок; 4 — контактная пластина; 5 — панель; КЗ, AM и ПР — клеммы

Когда зажигание выключено, клеммы ПР и КЗ отсоединены от клеммы AM. При повороте ключа зажигания вправо контактная пластина соединяет клеммы AM и КЗ между собой. При этом ток от аккумуляторной батареи через амперметр или от генератора (с клеммы Б реле-регулятора) идет через замкнутые контакты AM и КЗ по первичной обмотке катушки зажигания и одновременно по цепи электрических контрольно-измерительных приборов (термометр, указатель уровня горючего, манометр).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *