Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Монологи о тормозах… (по просьбам трудящихся )

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Много народу интересуется «а что там с тормозами?». Пожалуй пришло время поведать общественности как реализуется тормозная система на тарабайке или по импортному bierkiste.
В целом ничего сложного. Как я писал ранее в зависимости от типа рулевого управления бывает три варианта, ну может четыре варианта реализации тормозов, хотя нет… стоит начать с того что может быть сухая система тормозов она же механическая, или же гидравлическая система с тормозной жидкостью. Пожалуй для начала рассмотрим варианты гидравлической системы классифицированной по типу рулевого управления.
И так:
1. «Мотоциклетный» тип или как это сделано у меня. Мотоциклетный тип подразумевает расположение органов управления на прямом открытом мотоциклетном-мопедном-велосипедном руле в виде рычагов и грипс. Гидравлическая система, (та что у меня) будет состоять из тормозной машинки от мотоцикла-мопеда-скутера (у меня от мопеда Honda Dio)

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Мопедного-мотоцыклетно тормозного шланга ( у меня длина шланга примерно 1,2 метра), тормозного суппорта от мотоцикла-мопеда-скутера (у меня опять же от Honda Dio), тормозного диска от мотоцикла-мопеда-скутера (у меня какой-то китай от мопеда)

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Подогнанного под тормозную ступицу (у меня колёсная ступица), которая на задней оси или валу закрепляется на шпонку. Суппорт же какой бы тип не использовался крепиться на самодельную скобу.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

ИЛИ же в последних компонентах тормозной системы может быть использована специальная тормозная картовая ступица как на фото ниже для прокатного карта

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

И специальный тормозной диск, а так же тормозной суппорт от ВАЗ 1111 (ока) или иной другой автомобильный.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

для сравнения толщины двух дисков левый — специальный картовый, правый скутерный

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

КРОМЕ того в ассортименте продаются специальные тормозные диски и суппорта для гоночных профессиональных картов, которые стоят как для спортивного автомобиля. если кто-то готов выложить около 10-14 тысяч за тормозной суппорт для гоночного карта

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

или же за тормозной диск 7-8 тысяч рублей к (примеру для прокатного карта диск стоит около 1000 р. мопедный так вообще 700 р)

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

я расскажу в личном общении где конкретно посмотреть то о чём идёт речь 🙂 а пока дешёвые и практичные варианты.

2. «Подрулевой» тип для круглого руля. Классический тип придуманный немцами.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Под рулём крепиться специальная рычаговая система к которой подводятся тросики и дополнительные тяги.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Тяги путём системы рычагов и перемычек подводятся к главному тормозному цилиндру в роли которого может выступать либо ножной тормозной цилиндр от мотоцикла, либо главный тормозной цилиндр от автомобиля. Далее через гидравличиский шланг до тормозного суппорта… ну в общем всё как описано выше в первом типе системы.

3. Опять же для круглого руля возможна компоновка по «ножному» типу.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Рядом с подножками изготавливается и устанавливается специальная педаль тормоза

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Которая соединяется с тормозным цилиндром как в типе 2 и далее по тому же принципу через шланги и суппорта по типу 1.

4. Конечно совсем извращенческий способ и если совсем делать нечего, это ножное управление тормозом при мотоциклетном руле, честно я такого не встречал, но почему бы и нет? 🙂

Во всех описанных вариантах расположения органов управления может применяться сухой тормозной суппорт.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Скажу честно, это намного проще… от усилия на педали или рычага на руле, далее через тросик, суппорт приводиться в работу, просто, эфективно и сердито но надо обладать определёнными физическими качествами что бы хорошо зажать такой суппорт, ну и кроме того такой суппорт будет стоит около 5-7 тысяч рублей.

Как делать Вам? что же, мне сложно сказать, в жизни нашли отражения все описанные мною типы тормозных систем, ну разве что кроме типа «4» 🙂 Люди успешно ездят, и не жалуются. Лично по мне самым эффективным будет являться первый тип, так как при езде изменяется положение тела на технике от чего ноги и руки (при круглом руле могут смещаться, из-за чего может быть затруднено применение органов управления или применение будет не таким эффективным.
Всем успехов в начинаниях! 🙂

Источник

Статьи

Гидравлическая тормозная система

В состав этой системы входят главный цилиндр (закреплен на руле с левой стороны), приводимый в движение рукояткой; суппорт (закреплен на вилке колеса), тормозной диск и шланги. Рассмотрим назначение, устройство и принцип действия всех частей гидравлической тормозной системы, устанавливаемой на китайских четырехтактниках.

Принцип действия

Главный цилиндр используется для создания тормозного усилия, при помощи поршни воздействующего на жидкость тормозной системы. Жидкость передает усилие суппорту, в котором устанавливается один или несколько поршней (см, рис.). Эти поршни выдви­гаются наружу в соответствии с усилием, создаваемым поршнем главного цилиндра, воздействующим на жидкость. Поршни в суп­порте давят на тормозные колодки, которые, в свою очередь, прижимаются к диску для создания необходимого трения. Более под­робно главный цилиндр и суппорт описаны в далее.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Тормозная жидкость

Поскольку жидкость обладает свойством несжимаемости, она используется для передачи усилия и перемещения в гидравлических системах.

На данный момент существуют четыре вариан­та тормозной жидкости для мотоциклов и скутеров: DOT 3. DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1.

Шланги тормозной системы

Главный цилиндр и суппорт связаны спе­циальными усиленными гидравлическими шлангами, допускающими неограниченное перемещение подвески. Стандартные шланги изготовляются из сов­местимой с тормозной жидкостью резины. Однако резина утрачивает свои свойства с течением времени и может растрескаться; это означает, что под давлением шланг будет расширяться и поглощать тормозное усилие. Поэтому резиновые тормозные шланги необ­ходимо менять, по крайней мере, рез в четыре года. Для усиления некоторых шлангов по их длине в резине укладывается навивка из нейлона.

Главный цилиндр состоит из цилиндра и поршня и содержит в себе бачок для тормозной жидкости. (см. рис.2).

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Рис 2 Конструкция типичного главного цилиндра переднего тормоза

1. Крышка бачка главного цилиндра

2. Пластина диафрагмы

3. Резиновая диафрагма

6. Выключатель стопсигнала

8. Опорный болт рычага

9. Контрящая гайка опорного болта

10. Пылезащитный чехол

11. Стопорное кольцо

12. Поршень в сборе (первичная манжета, поршень и уплотнение)

14. Резиновый чехол

15. Уплотнительная шайба

16. Болт типа «банджо»

Между внутренней поверхностью поршня и ципиндром устанавливается возвратная пружина, а пор­шень удерживается от выпадения при помощи стопорного кольца.

При нажатии на рукоятку тормоза поршень перемешается по цилиндру, вытесняя жидкость через управляющий выпускной клапан в шланг гидравлической тормозной системы (см. рис.). Когда отпускают рукоятку,

жидкость и поршень двигаются обратно, в их исходное состояние. Бачок с цилиндром сообщается посредством канала, открытого при нахождении поршня в исходном поло­жении, он позволяет постоянно подпитывать систему. В начале движения поршня канап перекрывается, исключая вытекение жидкости обратно в бачок под давлением в системе. Поршень главного цилиндра герметизируется специально разработанными уплотнениями из синтетического каучука, называемыми ман­жетами, которые предотвращают потерю жидкости и давления из системы и попадание а нее воздуха и воды. Внутреннее уплотнение, называемое первичной манжетой (по форме напоминает колпачок), устанавливается на внутреннем торце поршня и служит для нагнетания жидкости. Внешнее уплотнение называется вторичной уппотнитепьной ман­жетой и устанавливается снаружи поршня, уплотняя его по стенке цилиндра.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Рис. 3 Принцип действия главного цилиндра переднего тормоза

При торможении. Конец рычага тормоза (2) воздействует на поршень главного цилиндра (3), перемешая его внутрь цилиндра. После перекрытия первичной манжетой (4) возвратного канала (5) жидкость нагнетается через обратный кпапен (6) по шлангу к суппорту.

Окончание торможения. При отпускании рычага тормоза пружина (7) воздей­ствует на поршень, перемещая его обратно по направлению из цилиндра. До тех пор, пока давление в тормозном шланге существенно превышает дав­ление в главном цилиндре, обратный клапан остается закрытым и жидкость перетекает по первичной манжете через маленькие перепускные отвер­стия в поршне. После открытия обрат­ного клапана жидкость возвращается из суппорта в главный цилиндр до тех пор, пока давление не стабилизируется.

Завершение обратного хода. После возвращения поршня в исходное положе­ние жидкость продолжает перетекать через обратный клапан в бачок (1) главного тормозного цилиндра. Когда обратный клапан закроется под воздействием возвратной пружины, жидкость продолжает перетакать через небольшие выемки в торце корпуса до тех пор, пока давление в системе не стабилизируется. Вторичная манжета, или уплотнение (9), устанавливается снаружи поршня.

Исполнительным механизмом гидравлической системы является суппорт, состоящий из одного или нескольких поршней и цилиндров, в зависимости от типа применяемого суппорта. При нажатии на тормозную рукоятку поршень выдвигается из цилиндра и прижимает тормозную колодку к диску. В отличие от главного цилиндра, диаметр поршня больше, и именно эта разность в размерах образует эффект гидравлического усиления. Поршни суппорта герметизируются при по­мощи специально разработанных уплотнений из синтетического каучука, исключавших потери давления и жидкости из системы и предотвращающих попадание в нее воздуха. Обычно дпя каждого поршня используются два уплотнения. Внутреннее уплотнение называ­ется манжетой (уплотнением) поршня и предотвращает утечки жидкости. Внешнее уплотнение, пылезащитная манжета, предот­вращает попадание грязи внутрь. Уплотнительная манжета поршня выполняет очень важную второстепенную функцию. Ей придана специальная форма дпя того, чтобы при выдвижении поршня она немного скручивалась; этого достаточно дпя возврата поршня в суппорт при окончании торможения, тем самым жидкостъ возвращается по шлангу обратно в главный цилиндр, а фрикционный материал отходит от диска (см. рис.).

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Рис. 4 Принцип действия уплотнительного кольца поршня

Уплотнение поршня спроектировано так, что при торможении оно незначительно деформируется и по окончании торможения возвращает поршень обратно в иилиндр. По мере износа тормозных накладок поршень смешается в уплотнительных кольцах для компенсации зазора, но он всегда возвращается в пределах заданного расстояния. Это означает, что суппорт обеспечивает автоматическую компенсацию износа тормозных накладок.

Фактически амплитуда перемещения колодок очень мала и достаточна только для гарантии того, что колодки освободили диск, когда рычаг не задействован. По мере износа фрикционного материала колодок поршень суппорта должен выдвигаться дальше для приведения их в контакт с поверхностью диска. Поршень деформирует манжету как прежде, но при достижении определенного износа он переме­шается в манжете и занимает новое поло­жение. Таким образом, система обладает автоматической регулировкой и может обеспечиватьавтоматическую компенсацию износа тормозной колодки.

Существуют два вида суппортов: неподвижного и плавающего типа. На рассматриваемом скутере установлен суппорт плавающего типа. Суппорты оцениваются с позиции жесткости, или способности проти­востоять изгибу при предельном тормозном давлении. Очевидно, что любая деформация суппорта снижает тормозное усилие.

Суппорты плавающего (подвижного) типа

Суппорт плавающего типа состоит из корпуса и кронштейна. Крон­штейн жестко закрепляется и содержит пальцы, допускающие некоторое поперечное переме­щение расположенного на них суппорта.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Рис. 5 Двухпоршневай суппорт плавапшего типа

3 Палец фиксатора тормозных колодок

5 Уплотнение поршня (2)

6 Пылезащитная манжета (2)

7 Противоскрипная прокладка

8 Противошумная пружина

9 Тормозные коподки

10 Резиновый чехол

11 Направляющий палец

12 Направляющий палеи

13 Резиновый чехоп

14 Кронштейн суппорта

15 Направляющая тормозных колодок

16 Болт крепления кронштейна суппорта

18 Штуцер для удаления воздуха

19 Пылезащитный колпачок

Материал для статьи подготовлен при использовании книги Мэтью Кумбс «Мотоциклы. Устройство и принцип действия».

Источник

Общий принцип переборки передней тормозной машинки

Итак, тормозную машинку стоит вообще трогать только в двух случаях: когда она начинает перепускать или жестко течь, или же когда мотоциклу не один год, и в машинке потихонечку накапливается грязь, окиси и прочая нежелательная и вредоносная штука, которая отрицательно сказывается на тормозной системе мотоцикла.

Для начала снимаем тормозную машинку с мотоцикла. Можно предварительно ослабить тормозной шланг.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Отворачиваем полностью тормозной шланг. Его, к слову, полностью отверните и продуйте сжатым воздухом: так вы выгоните из шланга практически всю тормозную жидкость вместе с грязью.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Далее отворачиваем тормозной рычаг, его тоже нужно весь промыть, прочистить и обработать медным спреем. Благодаря чему рычаг будет ходить плавно: медная смазка не вымывается, к ней не липнут песок и пыль.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Теперь откручиваем винты крышки резервуара для тормозной жидкости. Они часто закисают, поэтому ударная отвертка вам в помощь.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Под крышкой у нас находится резиновый уплотнитель, ну и, собственно, остатки тормозной жидкости, грязь и окиси.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Резервуар должен быть абсолютно чистейшим, ни малейшей грязи быть не должно.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Теперь переходим к самому интересному: к внутренностям, где, собственно, находится поршень и резиновые манжеты, которые и выходят из строя. Но чтобы до них добраться, необходимо вытащить стопорное кольцо, а перед эти снять резиновый пыльник. Он может быть слегка прилипшим, поэтому не рвите, а аккуратно подденьте его снизу.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Под этим пыльником как раз есть то самое стопорное кольцо, которое достаточно легко вытаскивается при наличии должного инструмента.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Когда стопорное кольцо будет снято, поршень сам начнет выходить под действием возвратной пружины, и вы совершенно без усилий его вытащите.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

На поршне есть два манжета. Если ваша машинка припускала или текла, то эти элементы требуют замены. Сделать это достаточно просто, а вот найти качественные манжеты проблематично.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Если же вы просто перебираете машинку для чистки, и машинка исправно работала, то манжеты трогать не стоит.

КАЖДУЮ детальку необходимо тщательнейшим отмыть, очистить от окисей и обезжирить. И только после этого все собирать в обратном порядке. Сложного тут ничего нет, вопрос только во времени и вашем желании быть уверенным в собственных тормозах.

Источник

Тормозная система мотоциклов

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Обычно обучаются на категорию «А» и покупаются мотоциклы ради скорости, ради того, чтобы лететь по пустынным улицам со скоростью под 100 км/ч, а то и 200 км/ч. Однако на дорогах часто возникают аварийные ситуации: выбежавший на дорогу ребёнок или неожиданно повернувшая машина. И удастся ли гонщику избежать аварии зависит от исправности и эффективности его тормозной системы.

От чего зависит тормозной путь и время торможения мотоцикла

Типы тормозов на мотоциклах

Главный критерий оценки тормозной системы – это тип тормозного механизма. В магазинах вы найдёте два существующих типа тормоза: дисковый и барабанный. Рассмотрим различия.

Барабанные тормоза

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Барабанный тормоз работает следующим образом: при торможении 2 серповидные тормозные колодки раздвигаются и прижимаются фрикционными накладками к внутренней стороне тормозного барабана, представляющего собой полый цилиндр. Когда торможение прекращается стяжные пружины возвращают колодки в исходное положение.

Барабанный механизм тормоза стоит недорого, он защищён от грязи и других внешних физических факторов. Благодаря маленькой рабочей поверхности колодок такие тормоза прослужат дольше. Недостатком барабанного тормоза является неустойчивость к температурам: при торможении механизм сильно нагревается и приходит в негодность. А при отрицательных температурах фрикционные накладки примерзают к колодкам, из-за чего тормозная система становится неисправной. Помимо этого, барабанный тормоз имеет большие габариты и вес и издаёт неприятный скрежет при торможении.

Дисковые тормоза

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Механизм работы дискового тормоза такой: к вращающемуся диску крепятся плоские тормозные колодки, на которые действует большой поршень, соединённый шлангом с поршнем поменьше. Маленький поршень крепится к рычагу тормоза или педали, за счёт чего и происходит торможение. Разница в размере поршней позволяет прилагать меньше усилий, чем в случае с барабанным тормозом.

По сравнению с барабанным тормозом дисковый гораздо легче в эксплуатации и замене. Он изнашивается медленнее, а в случае износа заметить проблему легче, чем в барабанном тормозе. Дисковый тормоз устойчив к температурам, не нагревается и не реагирует на влажность. Однако его износостойкость меньше, чем у барабанного тормоза, а стоимость, наоборот, больше.

Классификация тормозов по типам суппортов

Суппорт – это деталь тормоза, отвечающая за исправную работу колодок. Он представляет собой узел, прижимающий колодки к диску, когда водитель мотоцикла нажимает на тормоз. От суппорта и его крепления к диску зависит очень многое.

Моноблочные и составные суппорта

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Моноблочные суппорта отливаются или куются в виде одного цельного элемента. Составные суппорта состоят из двух частей, соединяющихся высокопрочными стальными болтами. Весят они одинаково, однако составные суппорта считаются более прочными благодаря стальным болтам между частями. В отличие от моноблочных суппортов они устойчивы к высоким температурам при торможении и дольше сохраняют работоспособность.

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Плавающие и неподвижные суппорта

У неподвижного суппорта (рис. А) тормозные цилиндры располагаются с двух сторон диска друг напротив друга, в то время как у плавающего суппорта (рис. В) цилиндры расположены только с одной стороны. Неподвижные суппорта мощнее, так как в них всегда устанавливается цилиндры устанавливаются парами, они стоят дороже, но и ощущаются при нажатии на тормоз лучше. Плавающие суппорта компактнее, легче в установке и замене и дешевле, однако их мощность меньше, а ощущение педали тормоза хуже.

Радиальные и осевые суппорта

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Если болты крепежа суппорта расположены параллельно тормозному диску, это радиальный суппорт (слева), если перпендикулярно диску – осевой (осевой). При плавном торможении разница незаметна, однако в условиях аварийного торможения радиальные суппорта дают лучший контакт колодок с диском и, как следствие, сокращают тормозной путь. В эксплуатации радиальные суппорта легче, но и стоят они дороже осевых.

Типы тормозных дисков по материалу изготовления

Как это не удивительно, но материал тормозного диска тоже влияет на тормозной путь мотоцикла. От материала диска зависит износоустойчивость тормозного механизма и скорость аварийного торможения.

Чугунные диски

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Диски из ковкого железа

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Диски из нержавеющей стали

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Тормозная жидкость для мотоциклов: классификация и отличия

Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Смотреть картинку Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Картинка про Как работает тормозная машинка на мотоцикле. Фото Как работает тормозная машинка на мотоцикле

Ни один тормозной механизм не будет работать без тормозной жидкости. Пополнять бачок с тормозной жидкостью необходимо каждые 1000 км пробега (или два раза в год). Если уровень жидкости превышает отметку «lower», то поводов для беспокойства нет.

Виды тормозной жидкости

Это самая распространённая и недорогая тормозная жидкость, однако у неё есть много недостатков. В состав Dot3 входят вещества, разъедающие краску и натуральную резину (поэтому использование тормозных прокладок из натуральной резины в этом случае строжайше запрещено). А открытая упаковка с Dot3 хранится одну неделю, после чего становится непригодной. К плюсам Dot3 относится её высокая температура кипения, что важно при аварийном торможении.

Dot4 так же токсична, как и предыдущая жидкость, однако её температура кипения выше. То есть в условиях резкого торможения вероятность перегрева и повреждения тормозной системы меньше. В открытом виде Dot4 хранится несколько недель.

Dot4 смешивается с Dot3, однако лучше добавлять тормозную жидкость с высоким классом в жидкость с низким классом, а не наоборот.

Dot5 хранится долго, она не разъедает краску и сочетается со всеми видами резины. Но она не поглощает воду, поэтому влага в гидравлической системе сразу же приводит к коррозии. Перед использованием Dot5 прокачайте тормозную систему 2-3 раза и удалите весь воздух. Эта тормозная жидкость не смешивается с другими.

Dot5.1

Dot5.1 по характеристикам превосходит другие тормозные жидкости: она имеет самую высокую температуру кипения, так что для резкого торможения подходит лучше. Для высоких скоростей Dot5.1 используется чаще, но из-за относительной новизны найти эту жидкость можно не во всех магазинах, и стоит она дороже. Эта тормозная жидкость подходит ко всем типам резины, но так же, как Dot3 и Dot4 она разъедает краску.

Тормозные колодки

Во время резкого торможения колодки подвергаются повышенной нагрузке, и именно они отвечают за износостойкость тормозного механизма. Поэтому к выбору тормозных колодок следует подойти внимательно и выбрать ту модель, которая подходит для ваших целей.

Типы колодок

Условия эксплуатации

Основной критерий, на который следует опираться при выборе колодок – это область их применения. Существует колодки для ежедневного и спортивного использования мотоцикла, для дальних расстояний, гонок или езды в условиях аномально холодных температур.

Менять колодки необходимо тогда, когда толщина рабочей поверхности становится менее 2 мм. Переднее колесо – ведущее, на него падает вся нагрузка во время торможения, поэтому менять его колодки нужно в 3 раза чаще, чем на заднем колесе. Даже если в колесе не один комплект колодок, во время обслуживания заменяйте каждый из них.

Риск неправильного выбора

Неправильно подобранные колодки увеличивают тормозной путь и повышают скорость износа тормозного механизма. При использовании колодок неправильных размеров педаль газа становится жёсткой и резкой, а время торможения вырастает. Также не следует использовать колодки для спортивных и гоночных мотоциклов на ежедневных байках и наоборот. Это приводит к резкому падению температур и, как следствие, длинному тормозному пути и низкой износостойкости.

Обслуживание тормозной системы

Исправность тормозной системы – это залог безопасной езды на мотоцикле. Изношенный механизм тормозов не будет эффективен и может привести к серьёзным последствиям. Чтобы избежать аварийных ситуаций, периодически проверяйте состояние тормозов. Для этого проверьте состояние и толщину тормозного барабана, толщину колодок и накладок, состояние тросов или шлангов и уровень тормозной жидкости. Помните, что никакая из деталей не должна быть изношена или со следами коррозии. Рабочие тормоза – эффективное торможение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *