Как расшифровать индекс автомобиля

2105, 2141, 31029. Как расшифровать индексы отечественных автомобилей?

Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть фото Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть картинку Как расшифровать индекс автомобиля. Картинка про Как расшифровать индекс автомобиля. Фото Как расшифровать индекс автомобиля

Восемь цифр в названии автомобиля ГАЗ-31105-551 — это номер телефона или цена? Раньше так шутили некоторые посетители автомобильных выставок. На самом деле индексы отечественных машин создавались по строгим правилам, хотя и здесь не обошлось без исключений.

Впервые единую систему обозначения автомобилей, выпускаемых советскими заводами, ввели в 1945 году. Она была довольно простой: имя машины состояло из аббревиатуры названия предприятия (ГАЗ, ЗИЛ, МЗМА/АЗЛК, УАЗ, ЛиАЗ и так далее) и порядкового номера модели, выбранного из выделяемого для каждой марки диапазона чисел.

Например, Горьковскому автозаводу выделили номера 1–99 (ГАЗ-14, ГАЗ-66), Московском заводу малолитражных автомобилей — дали индексы 400-449 (Москвич-412), ЗАЗу и ЛуАЗу — 965-974 (ЗАЗ-965, ЛуАЗ-967). Иначе говоря, понять по названию модели что-то кроме места производства было невозможно.

В 1966 году в Советском Союзе начал действовать стандарт ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава». Отныне индексы содержали гораздо больше информации.

Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть фото Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть картинку Как расшифровать индекс автомобиля. Картинка про Как расшифровать индекс автомобиля. Фото Как расшифровать индекс автомобиля

Шильдик автомобиля АЗЛК-2141 «Москвич»

В общем случае они четырёхзначные, причём начинать их расшифровывать логичнее со второй цифры, которая отвечает за тип транспортного средства: например, единица обозначает легковой автомобиль, а двойка — автобус. Первая же цифра обозначает класс транспортного средства. Для легковых автомобилей он определяется по рабочему объёму двигателя, для грузовиков — по полной массе машины, а для автобусов — по длине кузова.

Расшифровка первого знака в автомобильных индексах

ЦифраЛегковые автомобили:
рабочий объём двигателя, л
Грузовые автомобили:
полная масса, тонн
Автобусы:
длина, м
1до 1,2до 1,2
21,2–1,81,2–2до 5,0
31,8–3,52–86,0–7,5
4более 3,58–148,0–9,5
514–2010,5–12,0
620–40более 18,0
7более 40

Расшифровка второго знака в автомобильных индексах

ЦифраТип транспортного средства
1легковой автомобиль
2автобус
3грузовой автомобиль общего назначения
4седельный тягач
5самосвал
6цистерна
7фургон
8
9специальный автомобиль

Например, к первому классу «легковушек» относились «Ока» ВАЗ-1111 и «Таврия» ЗАЗ-1102, ко второму — большинство ВАЗов и «Москвичей». В третий класс попадали «Волги», а в четвёртый — представительские седаны и лимузины ЗИЛ.

Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть фото Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть картинку Как расшифровать индекс автомобиля. Картинка про Как расшифровать индекс автомобиля. Фото Как расшифровать индекс автомобиля

ЛиАЗ-6213 — автобус (вторая цифра 2) длиной более 18 метров (первая цифра 6)

Третья и четвёртая цифры в индексе обозначали порядковый номер модели данного производителя. Следующие символы были необязательны и использовались для указания модификации, варианта исполнения или комплектации.

И здесь не обходилось без множества отступлений. Бывало, обозначения новым моделям давались по старой системе (так поступил ГАЗ со своей «Волгой» ГАЗ-24). Иногда индекс присваивался по новой системе, но с нарушением стандарта. Взять, например, «Бычок» ЗИЛ-5301. Конечно, в арсенале завода были тяжёлые модели, но компактный грузовик со своей максимально допустимой массой в 6950 кг на пятый класс ну никак не тянул. Что интересно, прототип «Бычка» 1992 года щеголял верным обозначением ЗИЛ-3301М. Ну а откуда взялась эта пятёрка, мы теперь, наверное, уже не узнаем. Видимо, поставили по привычке с прошлых моделей.

Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть фото Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть картинку Как расшифровать индекс автомобиля. Картинка про Как расшифровать индекс автомобиля. Фото Как расшифровать индекс автомобиля

Прототип «Бычка» с «правильным» индексом 3301

Похожая история случилась и у АвтоВАЗа с «Калиной». Спору нет, машина вышла довольно компактной внешне, особенно в варианте с кузовом хэтчбек. Да только в производство в конце 2004 года она пошла с хорошо известным, надёжным и неприхотливым, но довольно большим 1,6-литровым двигателем, который делал индексы 1117, 1118 и 1119 несостоятельными. В начало просилась двойка, что и было исправлено с выходом второго поколения «Калины», получившей индексы 2192 и 2194.

Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть фото Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть картинку Как расшифровать индекс автомобиля. Картинка про Как расшифровать индекс автомобиля. Фото Как расшифровать индекс автомобиля

АвтоВАЗ давно не ставит цифровые индексы на «Лады» для российского рынка, но экспортные версии некоторых моделей получают старомодные четырёхзначные обозначения. На фото — шильдик «Лады Калины Кросс» для Германии

Сейчас мы можем наблюдать закат эпохи той самой отраслевой нормали: новые модели ГАЗа, АвтоВАЗа и других заводов лишаются привычного обозначения (у «Весты» это произошло прямо в процессе разработки, ведь начиналась она под индексом ВАЗ-2180). Продолжают использовать старую систему наименований УАЗ, а также производители грузовиков и автобусов.

Источник

Как расшифровывать буквенные индексы в названиях автомобилей

GTi, HDi, X-Line — что это все означает.

Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть фото Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть картинку Как расшифровать индекс автомобиля. Картинка про Как расшифровать индекс автомобиля. Фото Как расшифровать индекс автомобиля

Лишняя информация повсюду, даже в названиях автомобилей. Ты наверняка замечал, что помимо марки и модели на багажниках многих машин можно увидеть разные цифровые и буквенные индексы. С цифрами, допустим, проще: обычно они указывают на рабочий объем двигателя. Но что означают загадочные буквенные сочетания? Все эти TSi, LWB и GTX? Короче, запоминай!

GTi
Это, возможно, одно из самых веселых в мире слов, составленных из трех букв. Пусть даже это не совсем слово, а аббревиатура. GTi означает «Grand Turismo Injection». Буквальный перевод — «большой туризм со впрыском» — не должен сбивать с толку. «Grand Turismo» вообще не требует перевода: этим словосочетанием еще с середины XX века принято обозначать спортивные модели. А i — это обозначение мотора со впрыском. Рудимент, конечно. Сегодня все машины впрысковые. Просто первый GTi появился в 1976-м, когда тачки в основном были карбюраторными.

Кстати, GTi вовсе не собственность марки Volkswagen. Модели с таким индексом были и у других производителей, например у Peugeot, Nissan, Toyota, Suzuki, Citroen. Главное, помнить: буквы GT в любом случае означают что-то мощное, быстрое и веселое.

Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть фото Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть картинку Как расшифровать индекс автомобиля. Картинка про Как расшифровать индекс автомобиля. Фото Как расшифровать индекс автомобиля

i
Ты уже понял, что эта буква указывает на наличие системы впрыска топлива в автомобиле. Да, пережиток прошлого, но, как известно, от привычек тяжело избавляться. На моделях Mercedes-Benz вместо шильдика i использовался другой — E, то есть Einspritzung. Тоже «впрыск топлива», только на немецком. Иногда из шильдика можно узнать и дополнительные подробности о моторе. Например, MPi у Škoda намекает на «многоточечный впрыск», а TSi у Volkswagen — впрыск с турбонаддувом.

T
Если видишь букву T без предшествующей ей G, то на можешь быть уверен: речь идет о турбонаддуве. В смысле, он у машины есть. Не благодари.

Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть фото Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть картинку Как расшифровать индекс автомобиля. Картинка про Как расшифровать индекс автомобиля. Фото Как расшифровать индекс автомобиля

TDi
Здесь все просто: D указывает на дизельный мотор. Не важно, какие буквы идут до и после, запомни: D — это мотор на солярке. TDi — это обозначение дизеля на моделях VW; СDi — то же самое, но у Mercedes-Benz, а HDi — у Peugeot и Citroën.

Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть фото Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть картинку Как расшифровать индекс автомобиля. Картинка про Как расшифровать индекс автомобиля. Фото Как расшифровать индекс автомобиля

Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть фото Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть картинку Как расшифровать индекс автомобиля. Картинка про Как расшифровать индекс автомобиля. Фото Как расшифровать индекс автомобиля

Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть фото Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть картинку Как расшифровать индекс автомобиля. Картинка про Как расшифровать индекс автомобиля. Фото Как расшифровать индекс автомобиля

SW
Обычно означает «универсал». Расшифровывается как Station Wagon или Sport Wagon. Впрочем, в связи с тотальным засильем кроссоверов встречается все реже и реже…

Источник

ИНДЕКСАЦИЯ (ОБОЗНАЧЕНИЕ) АВТОМОБИЛЕЙ

В 1966 г. была принята отраслевая нормаль ОН 025270‑66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», которая не только классифицировала автомобили. На основании ОН 025270‑66 была принята система обозначения автомобилей, прицепов и полуприцепов.

В соответствии с этой системой каждый новый автомобиль обозначался аббревиатурой завода-изготовителя и имел цифровой индекс, состоящий из четырёх, пяти или шести цифр, за которыми через тире могут использоваться ещё две цифры.

Цифровой индекс автомобиля (прицепа, полуприцепа) следует начинать расшифровывать со второй цифры.

Вторая цифра указывает на тип (вид) автомобиля:

Для прицепов и полуприцепов вторая цифра является показателем типа прицепа (полуприцепа), как правило, соответствующего типу тягача.

Первая цифра обозначает класс автомобиля.

Легковые автомобили классифицируют по рабочему объему двигателя.

Грузовые автомобили — по полной массе.

Автобусы — по габаритной длине.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 легковые автомобили подразделяются на 5 классов в зависимости от рабочего объема двигателя (табл. 1).

Классификация легковых автомобилей
в соответствии с ОН 025270‑66

Первая цифра индекса легкового автомобиляКласс легкового автомобиляРабочий объем двигателя, л (дм 3 )
Особо малыйдо 1,2
Малыйот 1,3 до 1,8
Среднийот 1,9 до 3,5
Большойсвыше 3,5
Высшийрабочий объем не регламентируется

Под рабочим объёмом двигателя понимают сумму рабочих объёмов всех его цилиндров. Рабочим объёмом цилиндра называют объём, освобождаемый поршнем при его перемещении от верхней мёртвой точки к нижней мёртвой точке. Верхней мёртвой точкой (ВМТ) называют положение поршня, наиболее удалённое от оси коленчатого вала. Нижней мёртвой точкой (НМТ) называют положение поршня, наиболее близкое к оси коленчатого вала.

Рабочий объём двигателя обычно выражают в литрах и называют литраж двигателя. В соответствии с табл. 1 применяют выражения «малолитражные двигатели», «среднелитражные двигатели» и «двигатели большого литража».

Литр — это мера геометрического объёма. Один литр это кубический дециметр (10 сантиметров). Иными словами, объёму 1 л соответствует объём куба со стороной 10 см (1 дм).

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 грузовые автомобили подразделяются на 7 классов в зависимости от их полной массы (табл. 2).

Классификация грузовых автомобилей
в соответствии с ОН 025270‑66

Первая цифра индекса грузового автомобиля (класс грузового автомобиля)Полная масса, т (тонны)
до 1,2
от 1,3 до 2,0
от 2,1 до 8,0
от 9 до 14
от 15 до 20
от 21 до 40
свыше 40

Полной массой (разрешённой максимальной массой) автомобиля называется масса транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 автобусы подразделяются на 5 классов в зависимости от их габаритной длины (табл. 3).

Классификация автобусов в соответствии с ОН 025270‑66

Первая цифра индекса автобусаКласс автобусаДлина автобуса, м (метры)
Особо малыйдо 5,0
Малыйот 6,0 до 7,5
Среднийот 8,0 до 9,5
Большойот 10,5 до 12,0
Особо большой16,5 и более

Примечание. Класса 1 (первая цифра индекса) для автобусов не существует.

Для прицепов на первой позиции цифрового индекса (класс) указывается цифра 8.

Для полуприцепов на первой позиции цифрового индекса указывается цифра 9.

Третья и четвертая цифры указывают на порядковый номер модели. Порядковый номер присваивается модели заводом-изго­то­ви­телем.

В состав индекса могут также входить пятая и шестая цифры.

Пятая цифра показывает, что это модификация, а не базовая модель. Шестая цифра показывает вариант исполнения, например:

Некоторые автомобили имеют в своем обозначении цифры 01, 03, 04 через тире после основного индекса. Это говорит о том, что модель или модификация имеет дополнительные комплектации или является переходной.

Например: ВАЗ‑21703 (рис. 2). Автомобиль ВАЗ – произведён Волжским автомобильным заводом (г. Тольятти). Цифра 1 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль легковой, следовательно, он классифицируется по рабочему объёму двигателя. Цифра 2 на первой позиции индекса означает класс автомобиля — рабочий объём двигателя от 1,3 л до 1,8 л. Номер модели 70. Модификация 3 (двигатель ВАЗ‑21126, рабочий объём 1,6 л).

Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть фото Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть картинку Как расшифровать индекс автомобиля. Картинка про Как расшифровать индекс автомобиля. Фото Как расшифровать индекс автомобиляКак расшифровать индекс автомобиля. Смотреть фото Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть картинку Как расшифровать индекс автомобиля. Картинка про Как расшифровать индекс автомобиля. Фото Как расшифровать индекс автомобиля

Рис. 2. Автомобиль ВАЗ‑21703 LADA PRIORA

Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть фото Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть картинку Как расшифровать индекс автомобиля. Картинка про Как расшифровать индекс автомобиля. Фото Как расшифровать индекс автомобиля

Рис. 3. Автомобиль КамАЗ‑5410

ЛиАЗ‑5256 (рис. 4). Автомобиль ЛиАЗ – произведён Ликинским автобусным заводом (г. Ликино-Дулёво, Московская область). Цифра 2 на второй позиции индекса означает, что это автобус, следовательно, он классифицируется по габаритной длине. Цифра 5 на первой позиции индекса означает класс автобуса — габаритная длина от 10,5 м до 12,0 м. Номер модели 56. (Действительная габаритная длина автобуса ЛиАЗ‑5256 составляет 11,4 м).

Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть фото Как расшифровать индекс автомобиля. Смотреть картинку Как расшифровать индекс автомобиля. Картинка про Как расшифровать индекс автомобиля. Фото Как расшифровать индекс автомобиля

Рис. 4. Автобус ЛиАЗ‑5256

ЧМЗАП‑8386. Транспортное средство ЧМЗАП – произведено Челябинским машиностроительным заводом автомобильных прицепов. Цифра 3 на второй позиции индекса означает, что это транспортное средство грузовое общего назначения, то есть имеет неопрокидываемую бортовую платформу, которая может быть оборудована дугами и тентом. Цифра 8 на первой позиции индекса означает, что это прицеп. Номер модели 86.

В настоящее время отраслевая нормаль ОН 025270‑66 не носит обязательного характера, однако отечественные автозаводы в основном продолжают придерживаться её при цифровой индексации моделей вновь выпускаемых автомобилей.

Можно встретить автомобили, действительный класс которых не соответствует указанному в первой позиции индекса. Это означает, что индекс был присвоен разрабатываемой модели, однако в процессе её доработки и подготовки производства параметры автомобиля изменились и стали соответствовать другому классу, а индекс остался прежним. Примером такого автомобиля может служить ЗИЛ‑5301 «Бычок» полной массой 6950 кг.

Индексация иностранных автомобилей не соответствовала отраслевой нормали ОН 025270‑66. С развитием в Российской Федерации системы сертификации автомобильной техники и появлением «Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» (Утверждены Постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г.) на каждый новый тип транспортного средства, выпускаемый в обращение на территории Российской Федерации, стали оформлять документ, называемый «Одобрение типа транспортного средства». В соответствии с этим документом каждый тип транспортного средства может иметь марку. Это зарегистрированная специальным образом торговая марка, например LADA, FORD, MAZDA, TOYOTA и т.п. Если у предприятия нет зарегистрированной торговой марки, то в графе «Марка транспортного средства» Одобрения типа транспортного средства ставится прочерк. В графе «Тип транспортного средства» записывается обозначение типа, выбранное изготовителем. Для отечественных изготовителей тип, как правило, состоит из индекса модели, сформированного в соответствии с ОН 025270‑66. Также тип может содержать торговое название модели, например PRIORA, KALINA. Иностранные производители индекс модели в соответствии с ОН 025270‑66 не используют. Они формируют свой индекс по внутренним правилам фирмы-изготовителя или ограничиваются торговым названием модели, например FORD FOCUS, VOLKSWAGEN TOUAREG, TOYOTA RAV4, MAZDA 3, PEUGEOT 308.

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
НА ОСНОВЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ЕЭК ООН

Для целей сертификации автомототехники в Российской Федерации используется международная классификация, основанная на рекомендациях Европейской экономической комиссии Организации объединённых наций (ЕЭК ООН). Эта классификация применяется также при разработке общих стандартов, таможенных правил и в других подобных случаях.

В соответствии с классификацией, основанной на рекомендациях ЕЭК ООН, все автомобили, мотоциклы и прицепы предлагается разделить на следующие основные группы: L, M, N, O. Подобный принцип классификации закреплён в российском ГОСТ Р 52051‑2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».

3.1. Категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес, и квадрициклы.

3.1.1. Категория L1. Двухколесный мопед. Двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

— в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 ;

— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

3.1.2. Категория L2. Трехколесный мопед. Трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 ;

— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт;

— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

3.1.3. Категория L3. Мотоцикл. Двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

3.1.4. Категория L4. Мотоцикл с коляской (боковым прицепом). Трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

3.1.5. Категория L5. Трицикл. Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

3.1.6. Категория L6. Легкий квадрицикл. Четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 ;

— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;

— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

3.1.7. Категория L7. Квадрицикл. Четырехколесное транспортное средство иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

3.2. Категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.

3.2.1. Категория М1. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

3.2.2. Категория М2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.

3.2.3. Категория М3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

3.3. Категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов.

3.3.1. Категория N1. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу (полную массу) не более 3,5 т.

3.3.2. Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу (полную массу) свыше 3,5 т, но не более 12 т.

3.3.3. Категория N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу (полную массу) более 12 т.

3.4. Категория О — прицепы (включая полуприцепы).

3.4.1. Категория O1. Прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.

3.4.2. Категория О2. Прицепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.

3.4.3. Категория О3. Прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.

3.4.4. Категория О4. Прицепы, максимальная масса которых более 10 т.

3.5. Транспортные средства специального назначения.

Согласно ГОСТ Р 52051‑2003 транспортные средства категорий М, N и О могут быть отнесены к транспортным средствам специального назначения, которые предназначены для пассажирских и грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных функций, для которых требуется наличие специального кузова и (или) специального оборудования. Обозначение категории транспортного средства специального назначения должно дополняться символом «C». Например, транспортное средство медицинской помощи категории М2 должно иметь обозначение «М2С».

3.6. Категория G — транспортные средства повышенной проходимости.

К транспортным средствам повышенной проходимости относят транспортные средства категорий М и N, удовлетворяющие определённым в ГОСТ Р 52051‑2003 требованиям. К таким требованиям относятся, например, требования к приводам колёс, дорожному просвету (клиренсу), максимальному преодолеваемому подъёму, углам въезда и съезда, наличию механизмов блокировки дифференциалов и некоторые другие.

При обозначении категории транспортного средства буквы М и N могут сочетаться с буквой G. Например, транспортное средство категории N1, которое отвечает требованиям к транспортным средствам повышенной проходимости, может обозначаться как N1G.

3.7. Категория T — сельскохозяйственные и лесохозяйствен­ные тракторы.

Сельскохозяйственный и лесохозяйственный трактор — механическое транспортное средство на колесном или гусеничном ходу, имеющее не менее двух осей. Назначение такого трактора зависит в основном от его тягового усилия. Тракторы предназначены главным образом для буксировки, толкания, перевозки или приведения в действие определенных устройств, механизмов или прицепов, предназначенных для использования в сельском или лесном хозяйстве. Такой трактор может быть приспособлен для перевозки грузов и обслуживающего персонала.

4. Классификация автомобилей в соответствии с
Европейской Конвенцией о дорожном движении 1968 г.

В 1968 году в г. Вене (Австрия) была принята Европейская Конвенция о дорожном движении. Классификация, предусмотренная этой конвенцией, применяется для обозначения категорий транспортных средств, на которые выдаётся водительское удостоверение. Классификация в соответствии с Европейской Конвенцией о дорожном движении 1968 г. включает в себя следующие категории:

Категория A — мотоциклы и другая мототехника.

Категория B — автомобили, за исключением относящихся к категории A, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Категория C — автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг.

Категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест помимо сиденья водителя.

Категория E — составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.

Иными словами, категория E даёт право управлять автопоездом, состоящим из тягача, относящегося к категории B, C или D и прицепа (полуприцепа) любого типа, либо право управлять сочленённым транспортным средством. Категория E применяется только совместно с категориями B, C или D и даёт право её обладателю буксировать прицеп (полуприцеп). При этом правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений предусмотрено, что водителю разрешено движение с прицепом (полуприцепом) без отметки в графе «E», если его разрешённая максимальная масса не превышает 750 кг. Для автопоезда, с тягачом, относящимся к категории B, также должно выполняться условие: общая разрешенная максимальная масса состава транспортных средств не превышает 3500 кг. В противном случае водитель должен иметь удостоверение с разрешающими отметками в графах «B» и «E».

Примерное соответствие категорий транспортных средств, указанных в Европейской Конвенции о дорожном движении, с категориями автомототехники, рекомендуемыми ЕЭК ООН, может быть представлено в виде табл. 4.

Примерное соответствие категорий транспортных средств, указанных в Европейской Конвенции о дорожном движении,
с категориями, рекомендуемыми ЕЭК ООН

LMNO
L3, L4, L5, L7M1M2M3N1N2N3O1O2O3O4
Мотоцик­лы и другая мототех­никаЛег­ко­вые авто­моби­лиАвто­бусыАвто­бусы, в т.ч. соч­ле­нён­ныеГру­зо­вые авто­мо­билиГру­зо­вые авто­мо­би­ли, спе­ци­аль­ныеГру­зо­вые авто­мо­би­ли, тяга­чиПрицепы, полуприцепы
АВDD, в т.ч. D+EBCCE

5. НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕПРИНЯТАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Кроме официально признанных классификаций, существует неофициальная, но широко используемая так называемая Общепринятая европейская классификация, согласно которой выделяются классы: A, B, C, D, E, F, куда автомобили входят в зависимости от размеров, мощности двигателя, комплектации, стоимости. Эта классификация часто используется автомобильными журналистами для сравнительной оценки автомобилей разных марок.

К классу A относятся маленькие автомобили с двигателями небольшого литража и невысокой стоимости. К классу F — дорогие, престижные, как правило, большие автомобили с мощными двигателями. В промежуточные классы без четких классифицирующих критериев вписывается все многообразие выпускаемых в мире легковых автомобилей.

Некоторые автомобильные журналы определяют примерные границы классов легковых автомобилей, основываясь в основном на их длине. Также часто учитывают основное назначение автомобиля или его внешний типаж. Пример такой классификации представлен в табл. 5.

По мере развития автомобильной промышленности постоянно появляются новые автомобили, занимающие свои ниши на автомобильном рынке. В связи с появлением новых моделей автомобилей постоянно расширяется и их классификация. Часто автомобили занимают промежуточные границы между классами и образуют, таким образом, новый класс. Ярким примером такого явления в своё время стало появление внедорожников, предназначенных в основном для движения по дорогам с твёрдым покрытием. Этот класс автомобилей получил название «паркетных внедорожников».

Неофициальная европейская классификация легковых автомобилей

Обозначение классаПринятое название классаПримерная длина автомобиля, мм
AОсобо малыйдо 3500
BМалыйот 3500 до 3900
CПервый среднийот 3900 до 4300
DВторой среднийот 4300 до 4600
EБольшойот 4600 до 4900
FВысшийболее 4900
Кроме этого, в зависимости от внешнего типажа автомобиля принято выделять следующие основные классы:
Обозначение классаПринятое название классаВнешний типаж
GПервый спортивныйНедорогие спортивные купе
HВторой спортивныйДорогие спортивные купе
SUV1Sport Utility Vehicle 1 – автомобиль спортивного сервиса 1Небольшие внедорожники
SUV2Sport Utility Vehicle 2 – автомобиль спортивного сервиса 2Большие внедорожники
MPVMulti-Purpose Vehicle – многоцелевой автомобильУниверсалы повышенной вместимости, минивэны

КОД VIN

Каждому авто-, мото-транспортному средству изготовитель присваивает идентификационный номер VIN — Vehicle Identification Number. В коде VIN особым образом зашифровано кем, где, а также, в большинстве случаев, когда и в какой комплектации выпушено транспортное средство, а также некоторая другая информация.

Код VIN состоит из 17 знаков (цифр и латинских букв).

При формировании и нанесении кода VIN европейские фирмы применяют общие рекомендации стандартов ISO (International Standard Organization — Международная организация по стандартизации):

— ISO 3779‑1983. Дорожные транспортные средства. Идентификационный номер транспортного средства. Содержание и структура («Road vehicles. Vehicle identification number (VIN). Content and structure»);

— ISO 3780‑1983. Дорожные транспортные средства. Идентификационный код мирового производителя («Road vehicles. World manufacturer identifier (WMI) code»).

На этих стандартах основаны директивы европейского экономического сообщества (ЕЭС):

— 76/114/EEC. Таблички изготовителей механических транспортных средств и прицепов. Их содержание, место расположения и способы крепления;

— 78/507/EEC. Изменения к директиве 76/114/EEC «Таблички изготовителей механических транспортных средств и прицепов. Их содержание, место расположения и способы крепления».

Российские стандарты, регламентирующие порядок формирования и нанесения кода VIN, также построены по принципам, определённым в стандартах ISO. С 01.01.2004 г. в Российской Федерации действует ГОСТ Р 51980‑2002 «Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования». В части, касающейся правил построения кода VIN, он идентичен стандартам ISO 3779‑1983 и ISO 3780‑1983. До введения в действие ГОСТ Р 51980‑2002 код VIN формировали по ОСТ 37.001.269‑96 «Транспортные средства. Маркировка». (Содержание ГОСТ Р 51980‑2002 во многом аналогично ОСТ 37.001.269‑96, но имеются некоторые дополнительные требования.)

С 01.09.2010 г. в Российской Федерации вводится в действие утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. № 720 «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». Указанный технический регламент содержит требования к структуре, содержанию и правилам нанесения идентификационных номеров. Технический регламент также основан на стандартах ISO 3779‑1983, ISO 3780‑1983.

Изготовители из США, Кореи и Японии, поставляя автомобили в Европу, в том числе в Россию, строят VIN по принципам, изложенным в стандартах ISO.

У конкретного транспортного средства может быть только один код VIN. (У другого, точно такого же транспортного средства, будет другой код VIN.) Его присваивает конечный изготовитель, от которого выходит пригодное для эксплуатации транспортное средство. При этом не важно, изготовлен, например, автомобиль полностью самостоятельно или собран из крупных узлов других производителей.

Идентификационный номер состоит из разделов (частей), заполненных значащими символами – арабскими цифрами (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) и заглавными латинскими буквами, кроме I, O, Q. (I, O, Q не применяются, так как их можно перепутать с похожими по начертанию цифрами.) Допускается применять разделители, отмечающие начало и окончание VIN, либо отделяющие друг от друга его части. Разделители выбирают по усмотрению изготовителя. В качестве разделителей не следует использовать буквы и цифры, служащие для составления кода VIN, а также любые символы, которые можно было бы ошибочно принять за эти буквы и цифры. Приложение № 8 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств рекомендует применять в качестве разделителя символ «*». В документах разделители не используют.

Код VIN содержит три раздела:

1) Всемирный код изготовителя (World Manufacturer Identifier — WMI). WMI состоит из трёх символов и обозначает изготовителя транспортного средства, географическую зону и страну, где он расположен.

Первый символ — код географической зоны (табл. 6).

Второй символ — код страны (табл. 6).

Третий символ — код изготовителя транспортного средства.

Изготовителем транспортного средства может быть физическое или юридическое лицо (предприятие, фирма). Если годовая производственная программа не превышает 500 штук, в третьем знаке WMI ставят цифру 9. В этом случае 12-й, 13-й и 14-й знаки идентификационного номера также присваиваются компетентным органом страны, на территории которой зарегистрирован изготовитель.

Обозначения кодов географической зоны и страны,
применяемые при формировании кода WMI

СтранаОбозначение страны (первая и вторая позиции кода WMI)
Географическая зона – Северная Америка Обозначение географической зоны (первая позиция кода WMI) — 1, 2, 3, 4, 5
США1A, 1B, 1C, 1D, 1E, 1F, 1G, 1H, 1J, 1K, 1L, 1M, 1N, 1P, 1R, 1S, 1T, 1U, 1V, 1W, 1X, 1Y, 1Z, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 10, 4A, 4B, 4C, 4D, 4E, 4F, 4G, 4H, 4J, 4K, 4L, 4M, 4N, 4P, 4R, 4S, 4T, 4U, 4V, 4W, 4X, 4Y, 4Z, 41, 42, 43 44, 45, 46, 47, 48, 49, 40, 5A, 5B, 5C, 5D, 5E, 5F, 5G, 5H, 5J, 5K, 5L, 5M, 5N, 5P, 5R, 5S, 5T, 5U, 5V, 5W, 5X, 5Y, 5Z, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 50
Канада2A, 2B, 2C, 2D, 2E, 2F, 2G, 2H, 2J, 2K, 2L, 2M, 2N, 2P, 2R, 2S, 2T, 2U, 2V, 2W, 2X, 2Y, 2Z, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 20
Мексика3A, 3B, 3C, 3D, 3E, 3F, 3G, 3H, 3J, 3K, 3L, 3M, 3N, 3P, 3R, 3S, 3T, 3U, 3V, 3W
Коста-Рика3X, 3Y, 3Z, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Пуэрто-Рико

Продолжение табл. 6

СтранаОбозначение страны (первая и вторая позиции кода WMI)
Географическая зона – Австралия и Океания Обозначение географической зоны (первая позиция кода WMI) — 6, 7
Австралия6A, 6B, 6C, 6D, 6E, 6F, 6G, 6H, 6J, 6K, 6L, 6M, 6N, 6P, 6R, 6S, 6T, 6U, 6V, 6W
Новая Зеландия7A, 7B, 7C, 7D, 7E
Географическая зона – Южная Америка Обозначение географической зоны (первая позиция кода WMI) — 8, 9
Аргентина8A, 8B, 8C, 8D, 8E
Чили8F, 8F, 8H, 8J
Эквадор8L, 8M, 8N, 8P, 8R
Перу8S, 8T, 8U, 8V, 8W
Венесуэла8X, 8Y, 8Z,81, 82
Бразилия9A, 9B, 9C, 9D, 9E, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99
Колумбия9F, 9G, 9H, 9J
Парагвай9L, 9M, 9N, 9P, 9R
Уругвай9S, 9T, 9U, 9V, 9W
Тринидад и Тобаго9X, 9Y, 9Z, 91, 92
Географическая зона – Африка Обозначение географической зоны (первая позиция кода WMI) — A, B, C, D, E, F, G
ЮАРAA, AB, AC, AD, AE, AF, AG, AH
Кот‑Д’ИвуарAJ, AK, AL, AM, AN
ЛесотоAP
БотсванаAT
НамибияAX

Продолжение табл. 6

СтранаОбозначение страны (первая и вторая позиции кода WMI)
АнголаBA, BB, BC, BD, BE
КенияBF, BG, BH, BJ, BK
ТанзанияBL, BM, BN, BP, BR
БенинCA, CB, CC, CD, CE
МадагаскарCF, CG, CH, CJ, CK, GA, GB, GC, GD,GE
ТунисCL, CM, CN, CP, CR
ЕгипетDA, DB, DC, DD, DE
МароккоDF, DG, DH, DJ, DK
ЗамбияDL, DM, DN, DP, DR
ЭфиопияEA, EB, EC, ED, EE
МозамбикEF, EG, EH, EJ, EK
ГанаFA, FB, FC, FD, FE
НигерияFF, FG, FH, FJ, FK
Географическая зона – Азия Обозначение географической зоны (первая позиция кода WMI) — J, K, L, M, N, P, R
ЯпонияJA, JB, JC, JD, JE, JF, JG, JH, JJ, JK, JL, JM, JN, JP, JR, JS, JT, JU, JV, JW, JX, JY, JZ, J1, J2, J3, J4, J5, J6, J7, J8, J9, J0
Шри-ЛанкаKA, KB, KC, KD, KE
Республика КореяKL, KM, KN, KP, KR
ИорданияKS
КитайLA, LB, LC, LD, LE, LF, LG, LH, LJ, LK, LL, LM, LN, LP, LR, LS, LT, LU, LV, LW, LX, LY, LZ, L1, L2, L3, L4, L5, L6, L7, L8, L9, L0
ИндияMA, MB, MC, MD, ME
ИндонезияMF, MG, MH, MJ, MK
ТаиландML, MM, MN, MP, MR

Продолжение табл. 6

СтранаОбозначение страны (первая и вторая позиции кода WMI)
ИранNA
ИракNF, NG, NH, NJ, NK
ТурцияNL, NM, NN, NP, NR
УзбекистанNS
ФилиппиныPA, PB, PC, PD, PE
СингапурPF, PG, PH, PJ, PK
МалайзияPL, PM, PN, PP, PR
ТайваньRF, RG, RH, RJ, RK
ОАЭRA, RB, RC, RD, RE
ВьетнамRL, RM, RN, RP, RR
Саудовская АравияRS
Географическая зона – Европа Обозначение географической зоны (первая позиция кода WMI) — S, T, U, V, X, Y, Z
ВеликобританияSA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SK, SL, SM
ГерманияWA, WB, WC, WD, WE, WF, WG, WH, WJ, WK, WL, WM, WN, WP, WR, WS, WT, WU, WV, WW, WX, WY, WZ, W1, W2, W3, W4, W5, W6, W7, W8, W9, W0, а также коды SN, SP, SR, SS, ST, ранее принадлежавшие ГДР
ПольшаSU, SV, SW, SX, SY, SZ
ШвейцарияTA, TB, TC, TD, TE, TF, TG, TH
ЧехияTJ, TK, TL, TM, TN, TP (ранее принадлежали Чехословакии)
ВенгрияTR, TS, TT, TU,TV
ПортугалияTW, TX, TY, TZ, T1
ДанияUH, UJ, UK, UL, UM
ИрландияUN, UP, UR, US, UT
СтранаОбозначение страны (первая и вторая позиции кода WMI)
РумынияUV, UW, UX, UY, UZ
МакедонияU1, U2
СловакияU5, U6, U7
АвстрияVA, VB, VC, VD, VE
ФранцияVF, VG, VH, VJ, VK, VL, VM, VN, VP, VR
ИспанияVS, VT, VU, VV, VW
ЮгославияVX, VY, VZ, V1, V2
ХорватияV3, V4, V5
ЭстонияV6, V7, V8, V9, V0
БолгарияXA, XB, XC, XD, XE
ГрецияXF, XG, XH, XJ, XK
НидерландыXL, XM, XN, XP, XR
СССРXS, XT, XU, XV, XW
ЛюксембургXX, XY, XZ, X1, X2
Российская ФедерацияX3, X4, X5, X6, X7, X8, X9, X0 (Часть изго­то­ви­те­лей транспортных средств применяют коды, присвоенные им до распада СССР)
БельгияYA, YB, YC, YD, YE
ФинляндияYF, YG, YH, YJ, YK
МальтаYL, YM, YN, YP, YR
ШвецияYS, YT, YU, YV, YM
НорвегияYX, YY, YZ, Y1, Y2
БеларусьY3, Y4, Y5
УкраинаY6, Y7, Y8, Y9, Y0
ИталияZA, ZB, ZC, ZD, ZE, ZF, ZG, ZH, ZJ, ZK, ZL, ZM, ZN, ZP, ZR
СловенияZX, ZY, ZZ, Z1, Z2
ЛитваZ3, Z4, Z5

Коды WMI некоторых отечественных автопроизводителей представлены в табл. 7.

Коды WMI некоторых отечественных автопроизводителей

АвтопроизводительКод WMI
Волжский автомобильный завод (ВАЗ)XTA
Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)ХТН
Камский автомобильный завод (КамАЗ)ХТС
Ульяновский автомобильный завод (УАЗ)ХТТ
Ижевский автомобильный завод (ИЖ)XTK

2) Описательный (Vehicle Descriptor Section — VDS).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *