Как разбавить краску для аэрографа для авто
Как разбавлять краски для аэрографа?
Вопрос «В каких пропорциях лучше разводить краску для аэрографа?» возникает у новичков достаточно часто.
Можно дать два коротких ответа.
Короткий ответ №1 – Краски все разные и каждый раз пропорции могут отличаться. Даже краски одинакового производителя могут требовать для разведения разных пропорций. Краска могла простоять некоторое время в таре и стать немного гуще.
Короткий ответ №2 – Это не так важно. Зависит от ваших предпочтений и выполняемой работы.
Всего 4 фактора влияют на то, как нужно развести краску:
Вы не сможете изменить конструкцию аэрографа, кроме как сменить дюзу с иглой, но можете поменять три остальных фактора.
Разбавитель может испариться и краска станет гуще, Вы подвините руку с аэрографом ближе к поверхности или давление может поменяться в зависимости от температуры или при скачках давления во время включения и выключения двигателя компрессора.
Таким образом, посоветовать определённые пропорции разбавления не совсем правильно. Они просто могут не подойти для вашего случая.
Если используете уже разведённую краску, то и разводить её не всегда обязательно. Достаточно иногда немного прибавить давление или подвинуть аэрограф ближе к поверхности.
Можно выбрать давление с которым вам удобно распылять и уже ориентироваться на него. Если краска недостаточно хорошо и ровно распыляется, то можно немного добавить разбавителя и снова попробовать распылить краску. Кроме всего прочего не должна ухудшаться укрывистость краски. Краска для аэрографов, конечно, имеет высокую укрывную способность, из-за наличия в ней высокой концентрации пигментов, но если разбавителя будет слишком много, то укрывистоть пострадает.
Если требуется распылять с высоким давлением, то и краска может быть более густая. В этом случае она будет хорошо укрывать.
Если нужно рисовать тонкие линии, обрамляющие или разграничивающие два цвета, то тогда давление нужно снизить, чтобы избежать переопыла и утолщения линии.
При сокращении давления, при необходимости, краску нужно немного разбавить, чтобы она стала более текучей.
Краску можно разводить и 3 к 1 (3 части краски к 1 части разбавителя) и 2 к 1, и 1 к 1. Могут быть и другие пропорции. Всё зависит от того что Вы будете делать аэрографом, на каком расстоянии и при каком давлении распылять, какую краску использовать. Как упоминалось выше, размер дюзы также важен и от него зависит насколько вязкая должна быть краска и как в целом она будет себя вести при распылении. Нужно развести в пропорциях, которые рекомендует производитель краски, а потом пробовать распылять и корректировать вязкость, добавляя разбавитель.
Многие люди думают, что маленькая дюза автоматически означает тонкую линию, производимую аэрографом. Это не всегда так. Чтобы аэрограф с маленькой дюзой рисовал тонкую линию, краска должна быть не просто быть правильно разведённой, но быть достаточно мелкодисперсной. Пигменты в ней должны быть помолоты достаточно мелко. Некоторые краски хорошо подходят для дюз среднего размера, но буду распыляться только с повышенным давлением на аэрографах с очень мелким соплом, при этом будет получаться переопыл и тонкая линия не получится.
Другой стандартный вопрос, который интересен новичкам: «чем разводить краску?» Лучший ответ – использовать то, что рекомендует производитель этой краски. Тут уже возникает вопрос цены и доступности этого разбавителя. Есть, конечно, и альтернатива.
В этой статье коснёмся некоторых моментов при разведении наиболее часто применяемого типа краски – акриловой.
Акриловые краски обычно водорастворимые. Можно, в принципе, использовать простую фильтрованную воду, чтобы их разбавить. Другая альтернатива – изопропиловый спирт.
У него есть свои особенности:
Более подробно о особенностях разбавления акриловой краски можете прочитать в другой статье.
Как разводить лакокрасочные материалы для нанесения аэрографии?
Такие инструменты, как аэрографы, применяют при кузовных работах при создании каких-либо рисунков или узоров, то есть для точного нанесения краски. Обычно данные работы осуществляют профессионалы, а для выполнения их своими руками нужно знать особенности. Так, прежде всего, для аэрографов подходят не все материалы, применяемые для краскопультов. В приведенной статье рассмотрено, какие краски можно использовать для аэрографа и как их разбавить своими руками.
Типы лакокрасочных материалов
Далее приведены краски, которые нужны для аэрографа:
От типа лакокрасочного материала зависят особенности работ. Так, составы первого типа наносят в 1 либо 2 этапа, уретановые базовые — в 2 приема, включая лакировку, мультиэтапные многокомпонентные — в 3 этапа.
Такие водорастворимые материалы, как гуашь, не подходят для кузовных работ, так как не удерживают лаки. Поэтому их применяют только для тренировки. Среди веществ данного типа для кузовных работ можно использовать лишь акрил на водной основе, причем мелкодисперсный, предназначенный для аэрографа. Такая краска наиболее подходит для аэрографов с неподвижной иглой и наружным смещением воздушных потоков.
Основными достоинствами данных лакокрасочных материалов на водной основе считают невысокую стоимость, нетоксичность, хорошую смешиваемость между собой, невосприимчивость к химическим и физическим воздействиям после высыхания.
Важной особенностью, которую необходимо учитывать при покраске своими руками, является очень быстрое высыхание. Вследствие этого невозможна корректировка нанесенного рисунка. Однако данную особенность можно устранить двумя способами. Во-первых, можно добавить в используемую для разбавления краски на водной основе воду спирт. Однако если его содержание превысит 20%, возможно образование сгустков краски на поверхности, называемых накатом. Во-вторых, можно полностью создать смесь на водной основе своими руками, подобрав компоненты в требуемом количестве. В таком случае время высыхания регулируют путем изменения количества полиэфирных смол. Данный способ является более совершенным в сравнении с первым.
Полиуретановые лакокрасочные материалы представлены полимерными эмульсиями, состоящими из стабилизирующих и коалесцентных веществ, красящих нерастворимых пигментов, устойчивых к воздействию сольвентных растворителей смол. Пигменты представлены:
Такие краски можно своими руками доводить до требуемой для аэрографа консистенции отфильтрованной водой. К тому же существуют составы прозрачных кэнди красок, предназначенные для послойной лессировки.
Для получения «леденцовой» окраски потребуется использовать растворитель биндер, удерживающий вязкость эмали на постоянном уровне. Обычно краски для аэрографа разбавляют в пропорции 1:1.
Нитрокраски представляют собой «базы» со средней укрывистостью. Основное преимущество таких лакокрасочных материалов состоит в возможности их послойного нанесения без смешивания. К тому же они характеризуются очень мелким размером пигментов, что позволяет работать с линиями толщиной менее 0,3 мм и прозрачными полутонами.
При этом рассматриваемые составы имеют немало недостатков. Основной из них состоит в токсичности. В связи с этим недопустимо работать с ними в жилых помещениях, а в процессе нанесения необходимо использовать средства индивидуальной защиты. К тому же нитрокраски характеризуются низким отражением света. Для повышения их яркости наносят белый грунтовочный фон. Кроме того, для корректировки допущенной ошибки придется снимать все нанесенные слои, так как их невозможно разделить.
Смешивание требует применения индексации цветов по палитре производителя во избежание появления непредвиденных оттенков. Для нитрокрасок подходят растворители 646 и 650. недопустимо приостанавливать работу до полного завершения, то есть нанесения лака, так как материал тускнеет. Для нанесения следует использовать аэрографы, рассчитанные на контакт с материалом, без резиновых прокладок.
Принципы разведения красок
Краску следует разбавлять именно тем растворителем, который рекомендован производителем. Это позволит достичь наилучшего качества покрытия и избежать различных проблем. Существует вероятность достижения лучших результатов с прочими разбавителями, однако это требует долгого экспериментирования на основе опыта работ.
Не существует точных рекомендаций по поводу разбавления краски: материал разводят индивидуально в каждом случае. Осуществление этой операции своими руками позволит сформировать представление о свойствах краски, разбавленной в различных пропорциях, и поступать на основе этого в дальнейшем.
В процессе разбавления ориентируются не на модель аэрографа, а на давление воздуха на выходе. При этом действуют на основе принципа соответствия высокой жидкости низкому давлению.
Нормально разбавленный материал требует давления в 1,5-2,5 бар, а тонкие работы осуществляют при показателях 0,3-0,5 бар. Однако важно не перестараться, так как избыточно жидкая краска будет распыляться в виде паутины даже при 0,3 бар.
Известно правило, в соответствии с которым нормально разбавленная краска по консистенции схожа с молоком. Однако нужно учитывать, что оно распространяется лишь на эмали ПФ и нитрокраски НЦ. Для акрила на водной основе это не актуально.
Процесс разбавления
Как разбавить краску для аэрографа для авто
Maniac!
Группа: Модератор
Сообщений: 3 062
Регистрация: 24.12.2009
Пользователь №: 21 527
Репутация: 610
С меня тут многие требуют наставления по разбавлению красок под аэрограф, но беда в том, что четкого и ясного наставления с четкими пропорциями я сочинить не могу. Не потому что жаба, а потому что разные краски разбавляются по-разному, и даже разные пузырьки могут потребовать разного разбавления. По пунктам примерно так.
4. Считается, что нормально разбавленная краска имеет «консистенцию магазинного молока». Это миф, уходящий корнями во времена повсеместного использования нитрокраски НЦ и эмалек ПФ из 3-килограммовых банок. Для водного акрила неактуально. Если интересны детали, смотреть второй квотинг тут.
2. Давление чуть уменьшаем. В отдельной таре смешиваем краску с разбавителем примерно 1 к 1, сливаем в аэрограф, опять же наблюдая за поведением краски, Сдуваем, прислушиваясь к ощущениям. Смотрим, как изменилась прозрачность слоя.
3. Сбрасываем давление до примерно 10 psi (где-то 0.8 бар). Смешиваем краску с разбавиттелем примерно 1 краски к 5 разбавителя, сливаем в бачок, наблюдая за поведением краски. Сдуваем. смотрим на изменения, происходящие как с дутьем, так и с прозрачностью слоя.
Как-то так. Приношу свои извинения, если кто-то внезапно ждал точных рекомендаций с процентами. Таковых рекомендаций у меня (да походу ни у кого, даже у Фрэйзера) просто нет.
Как разводить лакокрасочные материалы для нанесения аэрографии?
Такие инструменты, как аэрографы, применяют при кузовных работах при создании каких-либо рисунков или узоров, то есть для точного нанесения краски. Обычно данные работы осуществляют профессионалы, а для выполнения их своими руками нужно знать особенности. Так, прежде всего, для аэрографов подходят не все материалы, применяемые для краскопультов. В приведенной статье рассмотрено, какие краски можно использовать для аэрографа и как их разбавить своими руками.
Типы лакокрасочных материалов
Далее приведены краски, которые нужны для аэрографа:
акриловые водорастворимые;
уретановые базовые;
мультиэтапные многокомпонентные.
От типа лакокрасочного материала зависят особенности работ. Так, составы первого типа наносят в 1 либо 2 этапа, уретановые базовые — в 2 приема, включая лакировку, мультиэтапные многокомпонентные — в 3 этапа.
Такие водорастворимые материалы, как гуашь, не подходят для кузовных работ, так как не удерживают лаки. Поэтому их применяют только для тренировки. Среди веществ данного типа для кузовных работ можно использовать лишь акрил на водной основе, причем мелкодисперсный, предназначенный для аэрографа. Такая краска наиболее подходит для аэрографов с неподвижной иглой и наружным смещением воздушных потоков.
Основными достоинствами данных лакокрасочных материалов на водной основе считают невысокую стоимость, нетоксичность, хорошую смешиваемость между собой, невосприимчивость к химическим и физическим воздействиям после высыхания.
Важной особенностью, которую необходимо учитывать при покраске своими руками, является очень быстрое высыхание. Вследствие этого невозможна корректировка нанесенного рисунка. Однако данную особенность можно устранить двумя способами. Во-первых, можно добавить в используемую для разбавления краски на водной основе воду спирт. Однако если его содержание превысит 20%, возможно образование сгустков краски на поверхности, называемых накатом. Во-вторых, можно полностью создать смесь на водной основе своими руками, подобрав компоненты в требуемом количестве. В таком случае время высыхания регулируют путем изменения количества полиэфирных смол. Данный способ является более совершенным в сравнении с первым.
Полиуретановые лакокрасочные материалы представлены полимерными эмульсиями, состоящими из стабилизирующих и коалесцентных веществ, красящих нерастворимых пигментов, устойчивых к воздействию сольвентных растворителей смол.
Пигменты представлены:
титановыми белилами (белый цвет);
оксидами железа;
сажей;
углеродным черным порошком (черный);
оксидом хрома;
суриком;
охрой;
железной лазурью;
умброй (различные цвета);
дисульфидом олова;
серебрянкой (металлизированные).
Такие краски можно своими руками доводить до требуемой для аэрографа консистенции отфильтрованной водой. К тому же существуют составы прозрачных кэнди красок, предназначенные для послойной лессировки.
Для получения «леденцовой» окраски потребуется использовать растворитель биндер, удерживающий вязкость эмали на постоянном уровне. Обычно краски для аэрографа разбавляют в пропорции 1:1.
Нитрокраски представляют собой «базы» со средней укрывистостью. Основное преимущество таких лакокрасочных материалов состоит в возможности их послойного нанесения без смешивания. К тому же они характеризуются очень мелким размером пигментов, что позволяет работать с линиями толщиной менее 0,3 мм и прозрачными полутонами.
При этом рассматриваемые составы имеют немало недостатков. Основной из них состоит в токсичности. В связи с этим недопустимо работать с ними в жилых помещениях, а в процессе нанесения необходимо использовать средства индивидуальной защиты. К тому же нитрокраски характеризуются низким отражением света. Для повышения их яркости наносят белый грунтовочный фон. Кроме того, для корректировки допущенной ошибки придется снимать все нанесенные слои, так как их невозможно разделить.
Смешивание требует применения индексации цветов по палитре производителя во избежание появления непредвиденных оттенков. Для нитрокрасок подходят растворители 646 и 650. недопустимо приостанавливать работу до полного завершения, то есть нанесения лака, так как материал тускнеет. Для нанесения следует использовать аэрографы, рассчитанные на контакт с материалом, без резиновых прокладок.
Принципы разведения красок
Краску следует разбавлять именно тем растворителем, который рекомендован производителем. Это позволит достичь наилучшего качества покрытия и избежать различных проблем. Существует вероятность достижения лучших результатов с прочими разбавителями, однако это требует долгого экспериментирования на основе опыта работ.
Не существует точных рекомендаций по поводу разбавления краски: материал разводят индивидуально в каждом случае. Осуществление этой операции своими руками позволит сформировать представление о свойствах краски, разбавленной в различных пропорциях, и поступать на основе этого в дальнейшем.
В процессе разбавления ориентируются не на модель аэрографа, а на давление воздуха на выходе. При этом действуют на основе принципа соответствия высокой жидкости низкому давлению.
Нормально разбавленный материал требует давления в 1,5-2,5 бар, а тонкие работы осуществляют при показателях 0,3-0,5 бар. Однако важно не перестараться, так как избыточно жидкая краска будет распыляться в виде паутины даже при 0,3 бар.
Известно правило, в соответствии с которым нормально разбавленная краска по консистенции схожа с молоком. Однако нужно учитывать, что оно распространяется лишь на эмали ПФ и нитрокраски НЦ. Для акрила на водной основе это не актуально.
Процесс разбавления
Сначала давление на выходе компрессора при открытом клапане аэрографа устанавливают на 19-20 psi (1,5 бар).
Краску размешивают и капают в устройство, не разбавляя, в небольшом количестве (1-2 капли).
Затем наблюдают, как она стекает по стенке бачка, сдувают и прислушиваются. Если материал не дуется, повышают давление.
Далее в таре смешивают краску с растворителем в соотношении 1:1, сливают в аэрографа, немного снизив давление, и наблюдают за изменениями в поведении вещества и прозрачности слоя.
Затем исследуют поведение материала, разбавленного в соотношении 1:5 в аэрографе с давлением в 10 psi (0,8 бар).
Как разводить лакокрасочные материалы для нанесения аэрографии
Как разводить лакокрасочные материалы для нанесения аэрографии?
Такие инструменты, как аэрографы, применяют при кузовных работах при создании каких-либо рисунков или узоров, то есть для точного нанесения краски. Обычно данные работы осуществляют профессионалы, а для выполнения их своими руками нужно знать особенности. Так, прежде всего, для аэрографов подходят не все материалы, применяемые для краскопультов. В приведенной статье рассмотрено, какие краски можно использовать для аэрографа и как их разбавить своими руками.
Акриловые
Акриловая краска является универсальной и лёгкой в использовании. Такую краску можно применять на любой поверхности, в том числе на поверхностях транспортных средств. Эта краска хорошо распыляется и быстро сохнет. После высыхания акриловые краски становятся очень прочными. Краски на водной основе хороши своей экологичностью, поэтому ей можно работать в закрытом помещении.
Из-за быстрого процесса застывания становится невозможным подправить рисунок. По этой причине существуют специальные добавки-замедлители для разведения акриловой краски.
Некоторые акриловые краски на водной основе могут выгорать на солнце. После засыхания акрил не растворяется водой.
ВЫБОР КРАСКИ ДЛЯ АЭРОГРАФА
У каждого продавца, к которому приходит покупатель за аэрографом и компрессором, возникает закономерный вопрос: «Какие краски, грунты, разбавители, лаки, медиумы ему посоветовать?»
Сегодня в России очень большой выбор как отечественных, так и импортных красок для аэрографии. Все их можно разделить на две группы: водорастворимые (разводятся водой) и разводимые растворителями.
Самое важное — определиться, на какую основу будет наноситься рисунок: на бумагу, холст, ткань, пластик, металл, стекло и т.д. Разумнее всего подбирать краску, учитывая тип поверхности. Развести краску нужно до консистенции нежирного молока или даже жиже. Если она слишком густая, распыление будет происходить с трудом или забьются сопла аэрографа. Причем, какое бы ни было выставлено давление, результат будет тот же.
Многие фирмы выпускают краски, уже разведённые под распыление, но даже их можно развести еще, если есть такая необходимость. Если нужно, разводят также и грунты, лаки, медиумы.
Тема красочных материалов слишком объемна, и, к большому сожалению, в двух словах рассказать обо всем невозможно. Совет: никогда не покупайте сразу всю линейку цветов от одного производителя. Лучше возьмите какой-то цвет у одной фирмы, какой-то у другой, протестирует их и остановитесь на том, что лучше всего подходит именно Вам. И всегда помните, что, если вода или растворитель в чистом виде хорошо «идут» через аэрограф, а краска нет, значит, покрасочный материал был плохо Вами подготовлен.
Определение вязкости
Консистенция вещества, может быть очень приблизительной, особенно при её определении “на глаз”, без использования специального оборудования, и тем более, опыта. Конечно, всегда можно сослаться на текучесть тех или иных распространенных жидкостей (масло, кефир, шампунь), но точных показателей таки способом добиться никогда не получиться. А именно основой бесперебойного качества работы, является умение установить точную вязкость краски для краскопульта. Определение вязкости краски осуществляется нехитрым прибором – вискозиметром, а полученные данные исчисляются в единицах измерения DIN или секундах (в отечественных моделях).
Устройство вискозиметра предельно просто и заключается в емкости на 100 мл с отверстием на 4, 6 или 8 мм и держателя, который может быть съемным. Бюджетные модели выполняются из пластика, а более профессиональные из полированного металла. Как пользоваться вискозиметром для измерения вязкости краски, расскажем по пунктам:
Наглядный процесс обращения с вискозиметром, с комментариями, продемонстрирован в нижеприведенном видеоролике.
Несколько слов об инструменте
Сразу следует отметить, что данный способ нанесения рисунка требует аккуратности, знания основополагающих принципов живописи и дорогостоящего, профессионального инструмента.
Профессиональный набор для работы.
Что такое аэрограф
Краскопульт для нанесения фона.
Выбор компрессора
Так как красить аэрографом или точнее сказать наносить рисунок, без стабильной подачи сжатого воздуха невозможно, вам понадобится компрессор. Здесь также не все просто, не дорогие, в районе 100$ компрессора, которые прекрасно подходят для работы краскопультом, здесь бесполезны. (См. также статью Пульверизатор для покраски: особенности.)
Цена на отечественные агрегаты, адаптированные для аэрографии, стартует от 200$, импортные представители хотят порядка 300 – 500$. Но не расстраивайтесь, для начинающего художника всегда есть вариант купить компрессор б/у.
Основные разновидности лакокрасочной продукции для аэрографии
В настоящее время аэрография применяется не только для оформления транспортных средств. Разнообразные рисунки, выполненные при помощи аэрографа, можно встретить на стенах и предметах мебели, на компьютерной технике и даже на смартфонах. При наличии художественного таланта такие изображения можно выполнять своими руками. Самое главное – очень ответственно отнестись к выбору красок, подходящих для аэрографа. Не менее важно грамотно выбрать грунт для выполнения данного процесса.
Все краски, предназначенные для использования при работе с аэрографом, можно разделить на три крупные группы:
Важно учесть, что все они различаются по способу нанесения. Так, акриловые средства на водной основе можно распылять как в один, так и в два этапа – в зависимости от того, какой результат вы желаете получить. Одним из обязательных условий применения уретановых красок является лакирование. А многокомпонентные красочные составы всегда наносятся в три этапа.
Особенности акриловых составов
Одними из наиболее популярных и востребованных типов лакокрасочных средств являются акриловые краски для аэрографии, изготовленные на водной основе. Они характеризуются множеством достоинств, среди которых можно выделить:
Высококачественные акриловые краски для аэрографии, имеющие водную основу, очень удобны для применения своими руками. Их легко разводить для получения необходимой консистенции, смешивая с определенным количеством дистиллированной воды.
Когда такая краска полностью высохнет, на поверхности окрашиваемого изделия образуется тонкий пластиковый слой, который одновременно является и эластичным, и достаточно твердым и прочным.
Чтобы смыть такое покрытие, необходимо использовать специальные химические средства высокого качества. Такую особенность акриловых красок очень ценят многие художники, ведь это дает возможность выполнять рисунки с интересными эффектами.
Нитроэмали — характерные черты
Основным конкурентом жидкой акриловой краски для аэрографии является нитроэмаль, которая очень широко применяется в оформлении автомобильной техники.
Для данных средств также характерно немало достоинств и преимуществ, которые существенно облегчают работу:
Однако не лишены нитрокраски и определенных недостатков. В частности, тона и оттенки являются менее яркими и выразительными, да и укрывистость у них далеко не самая лучшая. Используя два разных цвета, практически невозможно получить красивый тон – чтобы предотвратить появление сероватого оттенка, следует использовать светлую подложку.
В связи с тем, что не все модели аэрографов подходят для работы с нитрокрасками, следует внимательно изучать информацию, указанную на упаковке выбранного вами средства.
Обратите внимание и на то, что составы нитрокрасок отличаются высокой степенью токсичности. Поэтому использовать их рекомендуется в специальных боксах, где обеспечена качественная вентиляция. К тому же, все работы необходимо осуществлять в специальной экипировке.
Акварель и ее особенности
Еще одним из видов красок, который можно использовать для нанесения рисунка аэрографом своими руками, является акварель. Разумеется, она подходит исключительно для бумаги и некоторых видов декоративной штукатурки, поэтому широко применяется в интерьере. Рекомендуется использовать такие краски тем, кто желает приобрести художественные навыки и усовершенствовать их.
Для акварелей характерны такие свойства, как:
В настоящее время представлены как сухие акварельные краски для аэрографии, так и изготовленные в виде пасты на водной основе. Для получения необходимой консистенции достаточно просто разводить их обычной водой.
Лучшие краски для аэрографии
Самыми подходящими являются специальные краски для аэрографов: акриловые и эмалевые, причем, эмаль имеет самый мелкий пигмент. Но она и дороже акриловых красок. Поэтому, оптимальный вариант – акриловые краски, которые обладают такими очень подходящими качествами для аэрографии на автомобилях, корпусах ноутбуков и телефонов, на стекле, металле, пластике и других материалах:
• отлично распыляются соплами от 0,2 мм и выше;
• не имеют запаха, не ядовитые и полностью экологичные (не требуется защитный костюм при работе);
• не вызывают аллергии;
• краска очень быстро сохнет – буквально на пару минут;
• отлично растворяются как водой, так и натуральными растворителями;
• просто смываются с рук;
• не пачкаются и не стираются руками на готовом изображении;
• со временем не теряют яркости и не растрескиваются;
• широкая цветовая гамма;
• при нанесении не образуют грязи (не смешиваются).
Как разбавить краску для аэрографа своими руками?
Плюсы и минусы акриловых красок
К плюсам акриловых красок обычно относят отсутствие неприятного запаха при работе с ними (большинство акриловых красок разводятся водой или спиртом (водкой)), доступность растворителя и быстрое высыхание по сравнению с эмалями. Некоторые акриловые краски сильно «усаживаются» в процессе высыхания. Это свойство может показаться недостатком начинающему, но для более опытного моделиста это неоспоримое достоинство. Оно, например, сильно помогает при окраске кистью и нанесении многослойного камуфляжа. К минусам акриловых красок можно отнести их невысокую адгезию к пластику без грунта (в основном у ранних типов более современные краски этим недостатком не страдают), то же самое быстрое высыхание (может забить сопло аэрографа даже при не очень длительном перерыве в работе). Некоторые акриловые краски сильно изменяют свои свойства (и цвет и глянцевость) во время высыхания на поверхности если не делать перерывов при нанесении слоев краски можно нанести гораздо больше, чем надо.
Чем развести? И зачем?
Краски продающиеся в банках обычно очень густые и их необходимо разводить перед применением. Для аэрографа краски разбавляются растворителем примерно до консистенции молока (это в основном зависит от давления воздуха при покраске), для окраски кистью немого гуще. Краски можно разводить фирменными растворителями того же производителя. Эмалевые краски можно разводить или растворителем №646, акриловые водой, изопропиловым спиртом или смесью воды и спирта (водкой), в эту смесь можно добавить немного этиленглиголя (тосола) для уменьшения поверхностного натяжения. Нитрокраски разводятся растворителем №646.
В любом случае при использовании другого растворителя кроме предлагаемого производителем красок, необходимо проверить его совместимость с краской не сворачивается ли краска в нем, не разделяется ли на фракции и т.д.
А зачем грунтовать и лакировать?
Грунтовать модель перед покраской желательно по нескольким причинам. Главное назначение грунтовки увеличение адгезии краски к пластику. Также грунтовка позволяет выявить мелкие огрехи обработки поверхности (сколы, царапины, трещины и т.д.) которые обычно не видны до покраски. Еще одно достоинство грунтовки приведение всей поверхности к одному цвету (после обработки поверхности шпаклевкой, добавления травленых или эпоксидных деталей поверхность достаточно «пестрая»), что позволяет достичь ровного по цвету покрытия краской при меньшем количестве слоев.
Покрытие лаком тоже процесс не необходимый, но желательный. Помимо очевидной причины защиты краски и декалей от воздействия внешней среды, лаковое покрытие выравнивает отражательные свойства поверхности (матовая краска и глянцевые декали на ней). Например если модель дожна быть матовой, ее можно покрасить глянцевыми красками, что существенно облегчит работу с декалями, а после высыхания декалей можно задуть всю модель матовым лаком.
Как обойтись без аэрографа?
Альтернатива аэрографу действительно есть (и не одна), но, самой доступной является (который, кстати, хоть и альтернатива, но имеет множество недостатков).
Итак, для изготовления понадобятся:
От редакции: А можно надеть трубку от капельницы на и дуть в нее. Или надеть другой конец трубки на компрессор от холодильника, а в самом корпусе ручки сделать отверстие вдвое больше, чем выходное — тогда краска будет подаваться только при закрывании отверстия пальцем. Почти аэрограф.
Какой аэрограф выбрать?
Аэрограф аппарат для нанесения краски распылением ее в потоке воздуха. Изначально аэрографы применялись художниками, теперь эта техника взята на вооружение моделистами. Аэрографы, используемые моделистами, бывают одинарного или двойного действия, с внутренним или внешним распылением, с нижней, боковой и верхней подачей краски.
В аэрографе одинарного действия (single action) кнопка открывает только подачу воздуха, краска подается в заранее установленном количестве. Конструкция более дешева, но считается, что она имеет меньше возможностей в управлении окраской.
В аэрографе двойного действия (double action) нажатием кнопки открывается подача воздуха, а движением кнопки назад открывается подача краски. Такой аэрограф позволяет управлять толщиной линии и количеством краски не прерывая процесса, но более сложен в освоении и более дорог. Сюда же можно отнести т.н. «автоматы», в которых подача и воздуха и краски имеет заранее установленное соотношение и регулируется движением кнопки в одном направлении.
В аэрографе с внешним распылением (external mix) краска и воздух смешиваются вне устройства. Такие аэрографы более дешевы, но не позволяют сформировать тонкий «факел» распыла.
В аэрографе с внутренним распылением (internal mix) краска и воздух смешиваются внутри аэрографа и позволяют получить более тонкий «факел» и более качественное (мелкое) распыление частиц краски.
Емкость для краски может крепиться снизу, сверху или сбоку аэрографа. Если не брать во внимание разные эргономические аспекты, разница в основном в том, что нижняя подача краски требует бОльшего давления воздуха для того, чтобы «высосать» краску из банки, но зато емкости для краски легко менять по ходу работы. У аэрографа с верхней подачей замена краски требует очистки емкости.
Знаменитый «новолукомльский», он же «белорусский» аэрограф стоит как всегда особняком. Подача воздуха в нем постоянна и регулируется наконечником. Подача краски открывается гашеткой. В остальном это аэрограф с внутренним распылением и верхней подачей краски.
А какой компрессор?
Для создания давления воздуха для аэрографа используются два основных способа: емкости со сжатым газом и компрессоры. Емкости более популярны на Западе (напомню, что Запад простирается на запад вплоть до Японии, а также в других направлениях), поскольку существует инфраструктура по перезарядке или замене баллонов и они бесшумны в работе. Кроме того газ в баллоне не содержит влаги и масла. Вместо воздуха в них часто используется азот. Существуют также маленькие баллончики с воздухом (типа аэрозольных), но они практически не применяются в России высокой стоимости. Конечно емкости неприменимы в работе с «белорусским» аэрографом по очевидной причине.
Компрессоры бывают разные, но общий смысл у них одинаковый воздух накачивается насосом в емкость (осуществляющую сглаживание пульсаций давленя в насосе и отделение капель масла и сконденсированной воды от воздуха) и из нее подается в аэрограф. Наиболее простой и дешевый вариант сделать такой агрегат из компрессора от холодильника (дешевле всего найти на помойке, но можно и купить в холодильной мастерской) и двухлитровой пластиковой бутылки. В отверстия в пробке бутылки вставляются трубки (одна длинная, вторая короткая), в бутылку запихивается фильтрующий материал (например туалетная бумага), после чего в пробку наливается эпоксидка, пробка навинчивается на бутылку и оставляется в перевернутом положении до отвердевания. Выходной патрубок компрессора соединяется с длинной трубкой, а короткая трубка ресивера соединяется шлангом с аэрографом. На всасывающую трубку компрессора желательно надеть фильтр (например автомобильный фильтр тонкой очистки топлива) В качестве шланга от компрессора до ресивера можно использовать любой маслостойкий шланг из автозапчастей. Шланг от ресивера до аэрографа можно сделать из изоляции кабеля или просто купить в том же автомагазине (он продается там под видом «шланга омывателя ветрового стекла для «Волги»), в аптеке (там он называется «капельница»), в стройматериалах (там это «водяной уровень»). Эта конструкция идеально подходит именно к «белорусскому» аэрографу т.к. не требуется следить за давлением в ресивере. Для использования этой конструкции с импортными аэрографами потребуется добавить к ней устройство позволяющее сбрасывать излишнее давление. Это может быть и небольшое отверстие в шланге, и регулируемый клапан (как в скороварке) и т.д. Простой отечественный компрессор (БВК) можно приобрести за цену порядка 100 уе.
В идеале компрессор должен быть оснащен дополнительными феньками типа реле давления, которое отключает насос по достижении нужного давления в ресивере, редуктором для регулировки давления воздуха, водо- и маслоулавливающим фильтром и т.п.
Кстати в некоторых импортных изданиях иногда проходят статьи о том, как тамошние рукастые «умельцы», купив дорогой компрессор, устают от его шума и переделывают его меняя штатный насос на компрессор от холодильника.
Трудности в работе с аэрографом
Аэрограф инструмент художника, необходима изрядная практика, чтобы приобрести навыки работы с ним. Аэрограф должен быть чистым, во время работы при смене краски можно продуть через него немного растворителя, но после работы его надо разобрать и промыть полностью. Делать это надо с осторожностью, чтобы не повредить сопло и иглу.
Общее правило для работы «сначала воздух, потом краска», то есть в аэрографе двойного действия надо сначала открыть подачу воздуха, затем подачу краски.
Здесь описаны некоторые наиболее частые проблемы возникающие при покраске.
Аэрограф «плюется», то есть на поверхности остаются крупные капли краски. Это происходит если краска слишком густая или давление воздуха недостаточно. Подобное также может происходить, когда сопло забито засохшей краской. Необходимо разобрать и прочистить аэрограф, разбавить краску (до состояния молока) или повысить давление воздуха. Если не разбавлять краску, а пытаться «высосать» ее повышением давления, то окрашенная поврехность получится зернистой (как апельсиновая кожура).
На поверхности возникают т.н. «паучьи лапки» краска растекается тонкими струйками вокруг точки, куда направлено сопло это значит аэрограф находится слишком близко к окрашиваемой поверхности.
Потеки краски на поверхности возникают если краска слишком жидкая или если ее налито слишком много. Не следует держать аэрограф на одном месте во время окрашивания.
Перерывы в подаче краски возникают если забит канал подачи краски. Необходимо тщательно промыть аэрограф и прочистить каналы.
Краска протекает через уплотнения. Затяните уплотнения или замените прокладки. В белорусском аэрографе надо отвернуть задний кожух, вынуть иглу и затянуть кольцевую гайку, которая зажмет прокладку. После этого необходимо проверить, чтобы игла не застревала в этой прокладке.
Как пользоваться разбавителями?
И в художественных, и в строительных целях акриловые краски разбавляют по примерно одинаковой технологии. Когда температура воздуха низкая, сама по себе краска плохо удерживается на поверхности, разбавитель поможет исправить положение. Применять составы универсального ряда нужно, когда проводят работы в помещениях с комнатной температурой. Препараты, отличающиеся малой скоростью испарения, позволяют применять красящий состав при значительном нагреве.
Хранение разбавителя должно происходить с учетом инструкции. Тару закрывают крышкой максимально плотно и ставят вертикально в темном прохладном месте.
Разбавитель акриловый «Химик» может быть использован для разведения автомобильных эмалей с перламутровым и металлическим эффектом. С его помощью легко убрать акриловые загрязнения с поверхности малярного инструмента.
Разбавитель Tamiya эффективно справляется с самыми разными красками на основе акрила. По сравнению с обычными растворителями он намного лучше. Данный состав не только помогает разбавить краситель без потери качества, но и безопаснее для здоровья. Полностью затвердевшую краску, слипшуюся в густой комок, проще выбросить: она не даст никакой пользы.
Из следующего видео вы узнаете, как развести акриловые краски для аэрографа.