Как различают тракторы и автомобили по назначению
Сельскохозяйственные и мелиоративные машины
Тракторы и автомобили
Основные понятия и определения
Трактор – это самоходная машина, предназначенная для тяги сельскохозяйственных машин и привода их активных рабочих органов.
В современном лексиконе технических специалистов трактор называют энергетическим средством, поскольку эти машины предназначены для выполнения широкого спектра задач, преимущественно, в качестве движущей (тяговой) силы.
Автомобиль – это самодвижущийся экипаж, предназначенный для перевозки по безрельсовому пути пассажиров, различных грузов, специального оборудования и буксирования прицепов.
Автомобиль является наземным (сухопутным) механическим транспортным средством, которое приводится в движение установленным на нем двигателем.
Общая компоновка трактора и автомобиля
Основными частями трактора (рис. 1, а, б) являются двигатель (1), трансмиссия (2), ходовая часть (3), несущая система, рабочее и вспомогательное оборудование (4).
Двигатель – это источник энергии, которая необходима для привода ведущих колес и активных рабочих органов сельскохозяйственных машин. В автотракторной и сельскохозяйственной технике наиболее распространены тепловые двигатели внутреннего сгорания поршневого типа, преобразующие энергию сгорания топлива в механическую энергию. В качестве топлива для таких двигателей используется бензин или дизельное топливо различных марок.
Шасси – комплекс систем, устройств, механизмов и агрегатов, объединяющий трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления машиной, а также рабочее и вспомогательное оборудование.
Трансмиссия – комплекс механизмов и агрегатов, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колесам трактора или автомобиля, изменяя его по величине и направлению.
Ходовая часть предназначена для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение машины, путем создания силы тяги, а также для восприятия и снижения толчков со стороны почвы или дороги.
Несущие системы (у трактора) и кузов (у автомобиля) служат для объединения всех агрегатов машины в единое целое, размещения водителя (машиниста), пассажиров и груза. У грузового автомобиля кузов состоит из грузовой платформы и кабины.
Механизмы управления предназначены для управления машиной. К механизмам управления относят рулевое управление, позволяющее изменять направление движения, а также тормозные механизмы, позволяющие уменьшить скорость вплоть до полной остановки и удержания машины на стоянке.
Рабочее оборудование – это механизмы, расширяющие функциональные возможности машины, например, устройства дополнительного отбора мощности, прицепные и навесные механизмы, лебедки и т. п.
Вспомогательным оборудованием называют устройства, облегчающие работу водителя (машиниста, оператора). К вспомогательному оборудованию относятся гидросистемы управления, усилители, автоматы управления, оборудование кабины и т. п.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ.
Трактором называется колесная или гусеничная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения сельскохозяйственных, дорожных и других машин, снабженных специальными рабочими органами, а также для буксировки прицепов.
Типаж — это технически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов (с указанием их основных показателей), применяемых в сельскохозяйственном производстве. В действующем типаже классификация тракторов проводится по тяговым классам, т.е. по номинальному тяговому усилию, которое зависит от сцепления с почвой.
Тяговое усилие — основной параметр, определяющий возможность агрегатирования трактора с сельскохозяйственной машиной. Класс определяет габаритные размеры трактора. Масса трактора по значению приблизительно в два раза больше его тягового класса.
В качестве номинально принятого такое тяговое усилие (в килоньютонах или тонно-силах), которое трактор способен развивать на стерне, на почвах средней влажности при условии, что буксирование движителей допускается для колесных тракторов — 15%, а для гусеничных — 5%. При нормальном тяговом усилии в каждом классе достигается наибольшее значение КПД. В каждом классе есть базовые модели (т.е. основные, наиболее массовые, тракторы) и модификации, необходимые для специальных работ.
Сельскохозяйственные тракторы классифицируют по следующим признакам (рис. 1.
По назначению современные тракторы делят на три группы.
— общего назначения (пахотные.
Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ, при возделывании большинства растений: пахоты, дискования, сплошной культивации, боронования, посева, уборки.
Рис. 1. Классификация тракторов.
Они отличаются малыми дорожным просветом, повышенной мощностью двигателя и хорошим сцеплением с почвой благодаря широким шинам или гусеницам, что позволяет им развивать большую силу тяги. К этому классу относятся тракторы Т-150К, ДТ-75М, К-701, Т-150.
Универсально-пропашные тракторы служат для междурядной обработки пропашных культур и многих других сельскохозяйственных работ. С этой целью у некоторых универсально-пропашных тракторов предусмотрены сменные ведущие колеса с узкими шинами для работ в междурядьях. Чтобы не повредить растения тракторы имеют большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую соответственно ширине междурядий. К этому семейству относятся такие тракторы, как Т-30, Т-40, ЮМЗ-6Л, МТЗ-8082, МТЗ-100, МТЗ-142.
Специальные тракторы являются модификацией какого-либо трактора общего назначения или универсально-пропашного и используются при выполнении определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатнике или разных работ, но в строго определенных условиях.
К ним относятся такие марки, как ДТ-75Б — болотоходный, МТЗ-82К — крутосклонный, Т-70С — свекловичный.
По конструкции ходовой части тракторы бывают гусеничные, колесные и полугусеничные.
— гусеничный трактор обладает большой опорной поверхностью и поэтому имеет хорошее сцепление с почвой, незначительно ее сминает и уплотняет. Такой трактор с высокой проходимостью способен развивать большое тяговое усилие.
— колесный трактор более универсальный по сравнению с гусеничным и может использоваться как на полевых работах, так и на транспортных. Сцепление с почвой у него хуже, чем у гусеничного трактора.
По типу остова тракторы делят.
— на рамные, остов которых представляет собой клепанную или сварную раму.
— на полурамные, остов которых образует две короткие продольные балки, привернутые или приклепанные к корпусу заднего моста.
— безрамные, остов которых состоит из соединенных между собой корпусов отдельных механизмов.
По номинальному тяговому усилию тракторы подразделяют на десять классов, различающихся между собой мощностью.
По приспособляемости к дорожным условиям: нормальной проходимости, например 4К2 и повышенной проходимости (все колеса ведущие) например 4К4.
Автомобиль — это самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, людей или выполнения специальных задач.
По назначению автомобили подразделяют на несколько типов.
1) легковые — для перевозки небольших групп пассажиров (до 8 человек.
2) автобусы — для перевозки большой группы пассажиров (свыше 8 человек.
3) грузовые — для перевозки различных грузов.
Грузовые автомобили, в свою очередь, подразделяют по грузоподъемности (т.е. по массе груза, который можно перевезти в кузове) на следующие классы.
— особо малый (до 0,5 т.
— малый (от 1,0 до 2,0 т.
— средний (от 2,0 до 5,0 т.
— большой (от 5,0 до 15,0 т.
— особо большой (свыше 15,0 т.
Автомобили для перевозки сыпучих и вязких грузов оборудуют самосвальными кузовами и называют автомобилями-самосвалами.
Специальные автомобили служат для выполнения определенных работ, для чего они оборудованы специальными приспособлениями. К этой группе автомобилей относят автокраны, автоцистерны, автозаправщики семян и другие. Они представляют собой видоизмененные модели (модификации) транспортных автомобилей.
Спортивные автомобили предназначены для занятий автомобильным спортом.
По типу шасси автомобили подразделяют на рамные и безрамные.
— рамные автомобили имеют в качестве остова раму, к которой крепят составные части и механизмы автомобиля.
— безрамные автомобили не имеют в качестве остова рамы, а составные части и механизмы автомобиля крепят к кузову. В этом случае кузов автомобиля называют несущим.
По типу двигателя автомобили делят на автомобили с карбюраторными, дизельными и электрическими двигателями. Карбюраторные двигатели работают, главным образом, на бензине или природном газе, дизельные — на дизельном топливе, электрическиедвигатели — от аккумуляторных батарей.
По приспособляемости к дорожным условиям различают автомобили дорожной (нормальной) проходимости (для работы главным образом на дорогах с твердым покрытием и сухих грунтовых) и повышенной проходимости (для движения по плохим дорогам и в условиях бездорожья.
Все тракторы и автомобили условно обозначают колесной формулой, где первая цифра – общее число колес, а вторая – число ведущих колес. Например, трактор (автомобиль) типа 4х2 имеет четыре колеса, из них два ведущих, а типа 4х4 – также четыре колеса, все ведущие.
Краткая техническая характеристика современных тракторов и автомобилей приведена в таблицах 1.1…1.4.
1.1.Краткая техническая характеристика колесных тракторов.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ
Тракторомназывается колесная или гусеничная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения сельскохозяйственных, дорожных и других машин, снабженных специальными рабочими органами, а также для буксировки прицепов.
Сельскохозяйственные тракторы классифицируют по следующим признакам (рис. 1).
По назначению современные тракторы делят на три группы:
— общего назначения (пахотные);
Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ, при возделывании большинства растений: пахоты, дискования, сплошной культивации, боронования, посева, уборки.
Гусеничные | Полугусеничные | Колесные | 3´2 | 4´2 | 4´4 |
0,2 | По типу движителя | По назначению | Общего назначения | Горные | |
0,6 | Универсально-пропашные | Болотоходные | |||
0,9 | Специальные | Мелиоративные | |||
1,4 | Садовые | ||||
2,0 | Трактор | Самоходные шасси | |||
3,0 | По тяговому усилию ТС | По типу остова | Виноградниковые | ||
4,0 | Хлопководческие | ||||
5,0 | Рамные | Свекловодческие | |||
6,0 | Полурамные | Лесохозяйственные | |||
8,0 | Безрамные |
Рис. 1. Классификация тракторов
Они отличаются малыми дорожным просветом, повышенной мощностью двигателя и хорошим сцеплением с почвой благодаря широким шинам или гусеницам, что позволяет им развивать большую силу тяги. К этому классу относятся тракторы Т-150К, ДТ-75М, К-701, Т-150.
Универсально-пропашные тракторы служат для междурядной обработки пропашных культур и многих других сельскохозяйственных работ. С этой целью у некоторых универсально-пропашных тракторов предусмотрены сменные ведущие колеса с узкими шинами для работ в междурядьях. Чтобы не повредить растения тракторы имеют большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую соответственно ширине междурядий. К этому семейству относятся такие тракторы, как Т-30, Т-40, ЮМЗ-6Л, МТЗ-8082, МТЗ-100, МТЗ-142.
Специальные тракторы являются модификацией какого-либо трактора общего назначения или универсально-пропашного и используются при выполнении определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатнике или разных работ, но в строго определенных условиях).
По конструкции ходовой части тракторы бывают гусеничные, колесные и полугусеничные:
— гусеничный трактор обладает большой опорной поверхностью и поэтому имеет хорошее сцепление с почвой, незначительно ее сминает и уплотняет. Такой трактор с высокой проходимостью способен развивать большое тяговое усилие.
— колесный трактор более универсальный по сравнению с гусеничным и может использоваться как на полевых работах, так и на транспортных. Сцепление с почвой у него хуже, чем у гусеничного трактора.
По типу остова тракторы делят:
— на рамные, остов которых представляет собой клепанную или сварную раму;
— на полурамные, остов которых образует две короткие продольные балки, привернутые или приклепанные к корпусу заднего моста.
— безрамные, остов которых состоит из соединенных между собой корпусов отдельных механизмов.
По номинальному тяговому усилию тракторы подразделяют на десять классов, различающихся между собой мощностью.
По приспособляемости к дорожным условиям: нормальной проходимости, например 4К2 и повышенной проходимости (все колеса ведущие) например 4К4.
Автомобиль — это самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, людей или выполнения специальных задач.
По назначению автомобили подразделяют на несколько типов:
Грузовые автомобили, в свою очередь, подразделяют по грузоподъемности (т.е. по массе груза, который можно перевезти в кузове) на следующие классы:
— особо малый (до 0,5 т);
— малый (от 1,0 до 2,0 т);
— средний (от 2,0 до 5,0 т);
— большой (от 5,0 до 15,0 т);
— особо большой (свыше 15,0 т).
Автомобили для перевозки сыпучих и вязких грузов оборудуют самосвальными кузовами и называют автомобилями-самосвалами.
Специальные автомобили служат для выполнения определенных работ, для чего они оборудованы специальными приспособлениями. К этой группе автомобилей относят автокраны, автоцистерны, автозаправщики семян и другие. Они представляют собой видоизмененные модели (модификации) транспортных автомобилей.
Спортивные автомобили предназначены для занятий автомобильным спортом.
По типу шасси автомобили подразделяют на рамные и безрамные:
— рамные автомобили имеют в качестве остова раму, к которой крепят составные части и механизмы автомобиля;
— безрамные автомобили не имеют в качестве остова рамы, а составные части и механизмы автомобиля крепят к кузову. В этом случае кузов автомобиля называют несущим.
По приспособляемости к дорожным условиям различают автомобили дорожной (нормальной) проходимости (для работы главным образом на дорогах с твердым покрытием и сухих грунтовых) и повышенной проходимости (для движения по плохим дорогам и в условиях бездорожья).
Все тракторы и автомобили условно обозначают колесной формулой, где первая цифра – общее число колес, а вторая – число ведущих колес. Например, трактор (автомобиль) типа 4х2 имеет четыре колеса, из них два ведущих, а типа 4х4 – также четыре колеса, все ведущие.
Краткая техническая характеристика современных тракторов и автомобилей приведена в таблицах 1.1…1.4.
1.1.Краткая техническая характеристика колесных тракторов
Показатель | Т-16МГ | Т-30А-80 | ЛТЗ-55 | МТЗ-82 | Т-150 К | К-701 |
Назначение | Универсальное самоходное шасси | Универсально-пропашной | Универсально-пропашной | Универсально-пропашной | Общего назначения | Общего назначения |
Тяговый класс | 0,6 | 0,6 | 0,9 | 1,4 | ||
Колесная формула | 4х2 | 4х2 | 4х2 | 4х4 | 4х4 | 4х4 |
Тип остова | Полурамный | Полурамный | Полурамный | Полурамный | Рамный | Рамный |
Марка двигателя | Д-21 | Д-120 | Д-144 | Д-240 | СМД-62 | ЯМЗ-240Б |
Номинальная мощность двигателя, кВт | 18,4 | 22,0 | 36,7 | 121,5 | ||
Конструктивная масса трактора, кг | ||||||
Скорость движения, км/ч | 4,9..20,6 | 5,2..23,4 | 6,9..30 | 1,9..33,4 | 3,4..30 | 2,9..33,8 |
1.2.Краткая техническая характеристика гусеничных тракторов
Показатель | Т-70С | ДТ-75 | ДТ-175 | Т-150 | Т-4А |
Назначение | Универсально-пропашной | Общего назначения | Общего назначения | Общего назначения | Общего назначения |
Тяговый класс | |||||
Тип остова | Полурамный | Рамный | Рамный | Рамный | Рамный |
Марка двигателя | Д-241 | СМД-18Н | СМД-66А | СМД-60 | А-01М |
Номинальная мощность двигателя, кВт | 51,5 | 132,5 | 92,5 | ||
Конструктивная масса трактора, кг | |||||
Скорость движения, км/ч | 1,6..11,4 | 5,4..11,5 | 3,4..16 | 3,8..17,5 | 3,5..9,5 |
Часовой расход топлива, кг/час | 13,3 | 16,2 | 31,0 | 28,0 | 20,0 |
1.3. Краткая техническая характеристика грузовых автомобилей
Показатель | УАЗ-3303 | ГАЗ-53А | ГАЗ-66 | ЗИЛ-130 | КамАЗ-5320 |
Колесная формула | 4х4 | 4х2 | 4х4 | 4х2 | 6х4 |
Грузоподъемность, т | 0,8 | ||||
Собственная масса, кг | |||||
Номинальная мощность двигателя, кВт | 58,9 | 84,6 | 84,6 | 102,9 | 154,4 |
Тип двигателя | Карбюратор | Карбюратор | Карбюратор | Карбюратор | Дизель |
Максимальная скорость движения, км/ч |
1.4. Краткая техническая характеристика легковых автомобилей
Показатель | ВАЗ-2121 «Нива» | ВАЗ-2109 | АЗЛК-2141 «Москвич» | ГАЗ-24-10 «Волга» | УАЗ-3151 |
Колесная формула | 4х4 | 4х2 | 4х2 | 4х2 | 4х4 |
Число посадочных мест | 4; 5 | ||||
Собственная масса | |||||
Номинальная мощность двигателя, кВт | 56,3 | 56,9 | 56,3 | 73,6 | 58,9 |
Максимальная скорость движения км/ч |
Контрольные вопросы
1. Каковы принципы и структура построения типажа тракторов?
2. Какие тяговые классы содержит типаж тракторов?
3. По каким признакам классифицируются тракторы?
4. По каким признакам классифицируются автомобили?
Классификация тракторов и их виды
Что такое трактор?
Трактор — колесная или гусеничная машина, приводимая в движение установленным на ней двигателем, предназначенная для перемещения и приведения в действие различных машин и орудий, тележек или саней, а также для привода стационарных машин от вала отбора мощности или приводного шкива.
Современные тракторы классифицируют по назначению, типу движителей и остову.
По назначению различают тракторы:
По типу движителей (ходовой системы) тракторы классифицируют на:
По типу остова тракторы бывают:
Колесные тракторы могут иметь два ведущих колеса, т.е. один ведущий мост, например МТЗ-80.1, и четыре ведущих колеса (два ведущих моста) для улучшения тяговых свойств и повышения проходимости, например, Беларус-1221, ВТЗ-2032А.
Колесный трактор по сравнению с гусеничным универсален, дешевле в изготовлении и эксплуатации. Однако на переувлажненных и рыхлых почвах он не столь эффективен в использовании, как гусеничный, так как давление на почву у последнего значительно меньше, чем у колесного, из-за большей опорной площади.
Тяговые классы тракторов
Таблица. Тяговые классы сельскохозяйственных и лесохоэяйственных тракторов
Под номинальным тяговым усилием тракторов принимается усилие, которое они развивают на стерне средней плотности и при нормальной влажности почвы (от 8 до 18%) в зоне максимального значения тягового КПД при эксплуатационной массе, предусмотренной технической характеристикой (для колесных тракторов с балластным грузом) при предельных значениях буксования:
Таблица. Тяговые классы промышленных тракторов
Номинальным тяговым усилием промышленного трактора считается наибольшее тяговое усилие, которое он может реализовать на плотном сухом грунте. Так как эта величина взаимосвязана с конструкционной массой трактора, то тяговый класс промышленных тракторов иногда определяют по его массе.
1.2. Классификация тракторов и их типаж
Тракторы можно классифицировать по разным признакам, в числе которых область применения, назначение и специализация.
По области применения тракторы разделяют на сельскохозяйственные, промышленные, лесопромышленные и лесохозяйственные.
По назначению и специализации различают тракторы:
• сельскохозяйственные общего назначения, пропашные, универсально-пропашные, специализированные по видам культур (виноградорные, рисоводческие, садоводческие, свекловодческие и др.) и условиям эксплуатации (горные, болотоходные, тепличные, животноводческие), малогабаритные, мотоблоки;
• промышленные общего и специального (болотоходные, подземные, подводные и др.) назначения, погрузчики, трубоукладчики, земноводные, малогабаритные;
• лесопромышленные, специализированные по назначению и видам работ (тракторы в агрегате с однооперационными или многооперационными машинами) и условиям эксплуатации (плавающие, болотоходные);
• лесохозяйственные общего назначения и специальные (болотоходные, лесопожарные).
Тракторы предназначены для выполнения разного вида работ.
Далее приводится перечень таких работ.
Сельскохозяйственные тракторы:
общего назначения — энергоемкие технологические операции в растениеводстве (пахота, сплошная культивация, рыхление, фрезерование, дискование тяжелыми боронами и т.д.), кормопроизводстве, кроме работ по уходу за пропашными культурами и их уборке;
пропашные — посев, уход и уборка пропашных культур в междурядьях разной ширины;
универсально-пропашные — синтезируют функции двух предыдущих групп тракторов, но имеют ограниченное использование на работах по подготовке почвы.
Промышленные тракторы:
общего назначения — работы с бульдозером, рыхлителем или скрепером и другим оборудованием, устанавливаемым спереди и сзади;
погрузчики — погрузочные землеройные и землеройнотранспортные работы (основным движителем является колесный, обеспечивающий повышенную маневренность и возможность транспортирования грунта на необходимое расстояние; при выполнении сосредоточенных работ можно применять гусеничный движитель);
трубоукладчики — механизация работ по монтажу и укладке магистральных трубопроводов (имеют боковое грузоподъемное устройство);
болотоходные — землеройные и мелиоративные работы на грунтах с низкой несущей способностью;
мелиоративные — работы по осушению, строительству и обслуживанию мелиоративных систем;
подземные — работы на глубине до 7 м (имеют дистанционное управление, систему герметизации двигателя, забирающего воздух из атмосферы);
подводные — работы в акваториях рек и на континентальном шельфе морей глубиной до нескольких десятков метров (обо рудуются электрическим двигателем, дистанционным управлением или радиоуправлением);
малогабаритные — малообъемные землеройно-очистительные и вспомогательные работы в стесненных условиях.
Лесопромышленные тракторы:
трелевочные — сбор и транспортирование леса в полупогруженном состоянии (оборудуются толкателем для скучивания деревьев, выравнивания поверхности от камней, расчистки волоков и др.); в зависимости от способа сбора и воза разделяются на тросочокерные, с гидрозахватом и гидроманипулятором;
лесовозные — погрузка и транспортирование леса в полностью груженом состоянии;
лесосборочные — сбор и транспортирование леса выносным оборудованием из лесосеки к трактору (дистанционная система транспортирования исключает необходимость маневрирования трактора на лесосеке, обеспечивает заготовку леса в труднодоступных местах);
плавающие — работы на лесосплаве (имеют комбинированный движитель, водонепроницаемый корпус-лодку, бревнотолкатель и лебедку);
болотоходные — лесозаготовки на слабых грунтах.
Лесохозяйственные тракторы:
общего назначения — лесовосстановительные работы, трелевка древесины при рубках в процессе ухода за лесом;
болотоходные — работы на слабых грунтах;
лесопожарные — локализация и тушение лесных пожаров (отличаются более высокими транспортными скоростями и проходимостью).
По типу ходовых систем (движителей) тракторы разделяют на колесные, гусеничные, полугусеничные, колесно-гусеничные, шагающие, плавающие, на воздушной подушке и др.
Т а б л и ц а 1.1
Классификация тракторов по тяговому усилию