Как различают тракторы и автомобили по назначению

Сельскохозяйственные и мелиоративные машины

Тракторы и автомобили

Основные понятия и определения

Трактор – это самоходная машина, предназначенная для тяги сельскохозяйственных машин и привода их активных рабочих органов.
В современном лексиконе технических специалистов трактор называют энергетическим средством, поскольку эти машины предназначены для выполнения широкого спектра задач, преимущественно, в качестве движущей (тяговой) силы.

Автомобиль – это самодвижущийся экипаж, предназначенный для перевозки по безрельсовому пути пассажиров, различных грузов, специального оборудования и буксирования прицепов.
Автомобиль является наземным (сухопутным) механическим транспортным средством, которое приводится в движение установленным на нем двигателем.

Общая компоновка трактора и автомобиля

Основными частями трактора (рис. 1, а, б) являются двигатель (1), трансмиссия (2), ходовая часть (3), несущая система, рабочее и вспомогательное оборудование (4).

Как различают тракторы и автомобили по назначению. Смотреть фото Как различают тракторы и автомобили по назначению. Смотреть картинку Как различают тракторы и автомобили по назначению. Картинка про Как различают тракторы и автомобили по назначению. Фото Как различают тракторы и автомобили по назначению

Двигатель – это источник энергии, которая необходима для привода ведущих колес и активных рабочих органов сельскохозяйственных машин. В автотракторной и сельскохозяйственной технике наиболее распространены тепловые двигатели внутреннего сгорания поршневого типа, преобразующие энергию сгорания топлива в механическую энергию. В качестве топлива для таких двигателей используется бензин или дизельное топливо различных марок.

Шасси – комплекс систем, устройств, механизмов и агрегатов, объединяющий трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления машиной, а также рабочее и вспомогательное оборудование.

Трансмиссия – комплекс механизмов и агрегатов, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колесам трактора или автомобиля, изменяя его по величине и направлению.

Как различают тракторы и автомобили по назначению. Смотреть фото Как различают тракторы и автомобили по назначению. Смотреть картинку Как различают тракторы и автомобили по назначению. Картинка про Как различают тракторы и автомобили по назначению. Фото Как различают тракторы и автомобили по назначению

Ходовая часть предназначена для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение машины, путем создания силы тяги, а также для восприятия и снижения толчков со стороны почвы или дороги.

Несущие системы (у трактора) и кузов (у автомобиля) служат для объединения всех агрегатов машины в единое целое, размещения водителя (машиниста), пассажиров и груза. У грузового автомобиля кузов состоит из грузовой платформы и кабины.

Механизмы управления предназначены для управления машиной. К механизмам управления относят рулевое управление, позволяющее изменять направление движения, а также тормозные механизмы, позволяющие уменьшить скорость вплоть до полной остановки и удержания машины на стоянке.

Рабочее оборудование – это механизмы, расширяющие функциональные возможности машины, например, устройства дополнительного отбора мощности, прицепные и навесные механизмы, лебедки и т. п.

Вспомогательным оборудованием называют устройства, облегчающие работу водителя (машиниста, оператора). К вспомогательному оборудованию относятся гидросистемы управления, усилители, автоматы управления, оборудование кабины и т. п.

Источник

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ

Как различают тракторы и автомобили по назначению. Смотреть фото Как различают тракторы и автомобили по назначению. Смотреть картинку Как различают тракторы и автомобили по назначению. Картинка про Как различают тракторы и автомобили по назначению. Фото Как различают тракторы и автомобили по назначениюКЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ.

Трактором называется колесная или гусеничная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения сельскохозяйственных, дорожных и других машин, снабженных специальными рабочими органами, а также для буксировки прицепов.

Типаж — это технически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов (с указанием их основных показателей), применяемых в сельскохозяйственном производстве. В действующем типаже классификация тракторов проводится по тяговым классам, т.е. по номинальному тяговому усилию, которое зависит от сцепления с почвой.

Тяговое усилие — основной параметр, определяющий возможность агрегатирования трактора с сельскохозяйственной машиной. Класс определяет габаритные размеры трактора. Масса трактора по значению приблизительно в два раза больше его тягового класса.

В качестве номинально принятого такое тяговое усилие (в килоньютонах или тонно-силах), которое трактор способен развивать на стерне, на почвах средней влажности при условии, что буксирование движителей допускается для колесных тракторов — 15%, а для гусеничных — 5%. При нормальном тяговом усилии в каждом классе достигается наибольшее значение КПД. В каждом классе есть базовые модели (т.е. основные, наиболее массовые, тракторы) и модификации, необходимые для специальных работ.

Сельскохозяйственные тракторы классифицируют по следующим признакам (рис. 1.

По назначению современные тракторы делят на три группы.

— общего назначения (пахотные.

Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ, при возделывании большинства растений: пахоты, дискования, сплошной культивации, боронования, посева, уборки.

Рис. 1. Классификация тракторов.

Они отличаются малыми дорожным просветом, повышенной мощностью двигателя и хорошим сцеплением с почвой благодаря широким шинам или гусеницам, что позволяет им развивать большую силу тяги. К этому классу относятся тракторы Т-150К, ДТ-75М, К-701, Т-150.

Универсально-пропашные тракторы служат для междурядной обработки пропашных культур и многих других сельскохозяйственных работ. С этой целью у некоторых универсально-пропашных тракторов предусмотрены сменные ведущие колеса с узкими шинами для работ в междурядьях. Чтобы не повредить растения тракторы имеют большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую соответственно ширине междурядий. К этому семейству относятся такие тракторы, как Т-30, Т-40, ЮМЗ-6Л, МТЗ-8082, МТЗ-100, МТЗ-142.

Специальные тракторы являются модификацией какого-либо трактора общего назначения или универсально-пропашного и используются при выполнении определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатнике или разных работ, но в строго определенных условиях.

К ним относятся такие марки, как ДТ-75Б — болотоходный, МТЗ-82К — крутосклонный, Т-70С — свекловичный.

По конструкции ходовой части тракторы бывают гусеничные, колесные и полугусеничные.

— гусеничный трактор обладает большой опорной поверхностью и поэтому имеет хорошее сцепление с почвой, незначительно ее сминает и уплотняет. Такой трактор с высокой проходимостью способен развивать большое тяговое усилие.

— колесный трактор более универсальный по сравнению с гусеничным и может использоваться как на полевых работах, так и на транспортных. Сцепление с почвой у него хуже, чем у гусеничного трактора.

По типу остова тракторы делят.

— на рамные, остов которых представляет собой клепанную или сварную раму.

— на полурамные, остов которых образует две короткие продольные балки, привернутые или приклепанные к корпусу заднего моста.

— безрамные, остов которых состоит из соединенных между собой корпусов отдельных механизмов.

По номинальному тяговому усилию тракторы подразделяют на десять классов, различающихся между собой мощностью.

По приспособляемости к дорожным условиям: нормальной проходимости, например 4К2 и повышенной проходимости (все колеса ведущие) например 4К4.

Автомобиль — это самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, людей или выполнения специальных задач.

По назначению автомобили подразделяют на несколько типов.

1) легковые — для перевозки небольших групп пассажиров (до 8 человек.

2) автобусы — для перевозки большой группы пассажиров (свыше 8 человек.

3) грузовые — для перевозки различных грузов.

Грузовые автомобили, в свою очередь, подразделяют по грузоподъемности (т.е. по массе груза, который можно перевезти в кузове) на следующие классы.

— особо малый (до 0,5 т.

— малый (от 1,0 до 2,0 т.

— средний (от 2,0 до 5,0 т.

— большой (от 5,0 до 15,0 т.

— особо большой (свыше 15,0 т.

Автомобили для перевозки сыпучих и вязких грузов оборудуют самосвальными кузовами и называют автомобилями-самосвалами.

Специальные автомобили служат для выполнения определенных работ, для чего они оборудованы специальными приспособлениями. К этой группе автомобилей относят автокраны, автоцистерны, автоза­правщики семян и другие. Они представляют собой видоизмененные модели (модификации) транспортных автомобилей.

Спортивные автомобили предназначены для занятий автомобильным спортом.

По типу шасси автомобили подразделяют на рамные и безрамные.

— рамные автомобили имеют в качестве остова раму, к которой крепят составные части и механизмы автомобиля.

— безрамные автомобили не имеют в качестве остова рамы, а составные части и механизмы автомобиля крепят к кузову. В этом случае кузов автомобиля называют несущим.

По типу двигателя автомобили делят на автомобили с карбюраторными, дизельными и электрическими двигателями. Карбюраторные двигатели работают, главным образом, на бензине или природном газе, дизельные — на дизельном топливе, электрическиедвигатели — от аккумуляторных батарей.

По приспособляемости к дорожным условиям различают автомобили дорожной (нормальной) проходимости (для работы главным образом на дорогах с твердым покрытием и сухих грунтовых) и повышенной проходимости (для движения по плохим дорогам и в условиях бездорожья.

Все тракторы и автомобили условно обозначают колесной формулой, где первая цифра – общее число колес, а вторая – число ведущих колес. Например, трактор (автомобиль) типа 4х2 имеет четыре колеса, из них два ведущих, а типа 4х4 – также четыре колеса, все ведущие.

Краткая техническая характеристика современных тракторов и автомобилей приведена в таблицах 1.1…1.4.

1.1.Краткая техническая характеристика колесных тракторов.

Источник

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ

Тракторомназывается колесная или гусеничная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения сельскохозяйственных, дорожных и других машин, снабженных специальными рабочими органами, а также для буксировки прицепов.

Сельскохозяйственные тракторы классифицируют по следующим признакам (рис. 1).

По назначению современные тракторы делят на три группы:

— общего назначения (пахотные);

Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ, при возделывании большинства растений: пахоты, дискования, сплошной культивации, боронования, посева, уборки.

ГусеничныеПолугусеничныеКолесные3´24´24´4
0,2По типу движителяПо назначениюОбщего назначенияГорные
0,6Универсально-пропашныеБолотоходные
0,9СпециальныеМелиоративные
1,4Садовые
2,0ТракторСамоходные шасси
3,0По тяговому усилию ТСПо типу остоваВиноградниковые
4,0Хлопководческие
5,0РамныеСвекловодческие
6,0ПолурамныеЛесохозяйственные
8,0Безрамные

Рис. 1. Классификация тракторов

Они отличаются малыми дорожным просветом, повышенной мощностью двигателя и хорошим сцеплением с почвой благодаря широким шинам или гусеницам, что позволяет им развивать большую силу тяги. К этому классу относятся тракторы Т-150К, ДТ-75М, К-701, Т-150.

Универсально-пропашные тракторы служат для междурядной обработки пропашных культур и многих других сельскохозяйственных работ. С этой целью у некоторых универсально-пропашных тракторов предусмотрены сменные ведущие колеса с узкими шинами для работ в междурядьях. Чтобы не повредить растения тракторы имеют большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую соответственно ширине междурядий. К этому семейству относятся такие тракторы, как Т-30, Т-40, ЮМЗ-6Л, МТЗ-8082, МТЗ-100, МТЗ-142.

Специальные тракторы являются модификацией какого-либо трактора общего назначения или универсально-пропашного и используются при выполнении определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатнике или разных работ, но в строго определенных условиях).

По конструкции ходовой части тракторы бывают гусеничные, колесные и полугусеничные:

— гусеничный трактор обладает большой опорной поверхностью и поэтому имеет хорошее сцепление с почвой, незначительно ее сминает и уплотняет. Такой трактор с высокой проходимостью способен развивать большое тяговое усилие.

— колесный трактор более универсальный по сравнению с гусеничным и может использоваться как на полевых работах, так и на транспортных. Сцепление с почвой у него хуже, чем у гусеничного трактора.

По типу остова тракторы делят:

— на рамные, остов которых представляет собой клепанную или сварную раму;

— на полурамные, остов которых образует две короткие продольные балки, привернутые или приклепанные к корпусу заднего моста.

— безрамные, остов которых состоит из соединенных между собой корпусов отдельных механизмов.

По номинальному тяговому усилию тракторы подразделяют на десять классов, различающихся между собой мощностью.

По приспособляемости к дорожным условиям: нормальной проходимости, например 4К2 и повышенной проходимости (все колеса ведущие) например 4К4.

Автомобиль — это самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, людей или выполнения специальных задач.

По назначению автомобили подразделяют на несколько типов:

Грузовые автомобили, в свою очередь, подразделяют по грузоподъемности (т.е. по массе груза, который можно перевезти в кузове) на следующие классы:

— особо малый (до 0,5 т);

— малый (от 1,0 до 2,0 т);

— средний (от 2,0 до 5,0 т);

— большой (от 5,0 до 15,0 т);

— особо большой (свыше 15,0 т).

Автомобили для перевозки сыпучих и вязких грузов оборудуют самосвальными кузовами и называют автомобилями-самосвалами.

Специальные автомобили служат для выполнения определенных работ, для чего они оборудованы специальными приспособлениями. К этой группе автомобилей относят автокраны, автоцистерны, автоза­правщики семян и другие. Они представляют собой видоизмененные модели (модификации) транспортных автомобилей.

Спортивные автомобили предназначены для занятий автомобильным спортом.

По типу шасси автомобили подразделяют на рамные и безрамные:

— рамные автомобили имеют в качестве остова раму, к которой крепят составные части и механизмы автомобиля;

— безрамные автомобили не имеют в качестве остова рамы, а составные части и механизмы автомобиля крепят к кузову. В этом случае кузов автомобиля называют несущим.

По приспособляемости к дорожным условиям различают автомобили дорожной (нормальной) проходимости (для работы главным образом на дорогах с твердым покрытием и сухих грунтовых) и повышенной проходимости (для движения по плохим дорогам и в условиях бездорожья).

Все тракторы и автомобили условно обозначают колесной формулой, где первая цифра – общее число колес, а вторая – число ведущих колес. Например, трактор (автомобиль) типа 4х2 имеет четыре колеса, из них два ведущих, а типа 4х4 – также четыре колеса, все ведущие.

Краткая техническая характеристика современных тракторов и автомобилей приведена в таблицах 1.1…1.4.

1.1.Краткая техническая характеристика колесных тракторов

ПоказательТ-16МГТ-30А-80ЛТЗ-55МТЗ-82Т-150 КК-701
НазначениеУниверсальное самоходное шассиУниверсально-пропашнойУниверсально-пропашнойУниверсально-пропашнойОбщего назначенияОбщего назначения
Тяговый класс0,60,60,91,4
Колесная формула4х24х24х24х44х44х4
Тип остоваПолурамныйПолурамныйПолурамныйПолурамныйРамныйРамный
Марка двигателяД-21Д-120Д-144Д-240СМД-62ЯМЗ-240Б
Номинальная мощность двигателя, кВт18,422,036,7121,5
Конструктивная масса трактора, кг
Скорость движения, км/ч4,9..20,65,2..23,46,9..301,9..33,43,4..302,9..33,8

1.2.Краткая техническая характеристика гусеничных тракторов

ПоказательТ-70СДТ-75ДТ-175Т-150Т-4А
НазначениеУниверсально-пропашнойОбщего назначенияОбщего назначенияОбщего назначенияОбщего назначения
Тяговый класс
Тип остоваПолурамныйРамныйРамныйРамныйРамный
Марка двигателяД-241СМД-18НСМД-66АСМД-60А-01М
Номинальная мощность двигателя, кВт51,5132,592,5
Конструктивная масса трактора, кг
Скорость движения, км/ч1,6..11,45,4..11,53,4..163,8..17,53,5..9,5
Часовой расход топлива, кг/час13,316,231,028,020,0

1.3. Краткая техническая характеристика грузовых автомобилей

ПоказательУАЗ-3303ГАЗ-53АГАЗ-66ЗИЛ-130КамАЗ-5320
Колесная формула4х44х24х44х26х4
Грузоподъемность, т0,8
Собственная масса, кг
Номинальная мощность двигателя, кВт58,984,684,6102,9154,4
Тип двигателяКарбюраторКарбюраторКарбюраторКарбюраторДизель
Максимальная скорость движения, км/ч

1.4. Краткая техническая характеристика легковых автомобилей

ПоказательВАЗ-2121 «Нива»ВАЗ-2109АЗЛК-2141 «Москвич»ГАЗ-24-10 «Волга»УАЗ-3151
Колесная формула4х44х24х24х24х4
Число посадочных мест4; 5
Собственная масса
Номинальная мощность двигателя, кВт56,356,956,373,658,9
Максимальная скорость движения км/ч

Контрольные вопросы

1. Каковы принципы и структура построения типажа тракторов?

2. Какие тяговые классы содержит типаж тракторов?

3. По каким признакам классифицируются тракторы?

4. По каким признакам классифицируются автомобили?

Источник

Классификация тракторов и их виды

Что такое трактор?

Трактор — колесная или гусеничная машина, приводимая в движение установленным на ней двигателем, предназначенная для перемещения и приведения в действие различных машин и орудий, тележек или саней, а также для привода стационарных машин от вала отбора мощности или приводного шкива.

Современные тракторы классифицируют по назначению, типу движителей и остову.
Как различают тракторы и автомобили по назначению. Смотреть фото Как различают тракторы и автомобили по назначению. Смотреть картинку Как различают тракторы и автомобили по назначению. Картинка про Как различают тракторы и автомобили по назначению. Фото Как различают тракторы и автомобили по назначению

По назначению различают тракторы:

По типу движителей (ходовой системы) тракторы классифицируют на:

По типу остова тракторы бывают:

Колесные тракторы могут иметь два ведущих колеса, т.е. один ведущий мост, например МТЗ-80.1, и четыре ведущих колеса (два ведущих моста) для улучшения тяговых свойств и повышения проходимости, например, Беларус-1221, ВТЗ-2032А.

Колесный трактор по сравнению с гусеничным универсален, дешевле в изготовлении и эксплуатации. Однако на переувлажненных и рыхлых почвах он не столь эффективен в использовании, как гусеничный, так как давление на почву у последнего значительно меньше, чем у колесного, из-за большей опорной площади.

Тяговые классы тракторов

Таблица. Тяговые классы сельскохозяйственных и лесохоэяйственных тракторов

Под номинальным тяговым усилием тракторов принимается усилие, которое они развивают на стерне средней плотности и при нормальной влажности почвы (от 8 до 18%) в зоне максимального значения тягового КПД при эксплуатационной массе, предусмотренной технической характеристикой (для колесных тракторов с балластным грузом) при предельных значениях буксования:

Таблица. Тяговые классы промышленных тракторов

Номинальным тяговым усилием промышленного трактора считается наибольшее тяговое усилие, которое он может реализовать на плотном су­хом грунте. Так как эта величина взаимосвязана с конструкционной массой трактора, то тяговый класс промышленных тракторов иногда определяют по его массе.

Источник

1.2. Классификация тракторов и их типаж

Как различают тракторы и автомобили по назначению. Смотреть фото Как различают тракторы и автомобили по назначению. Смотреть картинку Как различают тракторы и автомобили по назначению. Картинка про Как различают тракторы и автомобили по назначению. Фото Как различают тракторы и автомобили по назначению

Тракторы можно классифицировать по разным признакам, в числе которых область применения, назначение и специализация.

По области применения тракторы разделяют на сельскохозяйственные, промышленные, лесопромышленные и лесохозяйственные.

По назначению и специализации различают тракторы:

• сельскохозяйственные общего назначения, пропашные, универсально-пропашные, специализированные по видам культур (виноградорные, рисоводческие, садоводческие, свекловодческие и др.) и условиям эксплуатации (горные, болотоходные, тепличные, животноводческие), малогабаритные, мотоблоки;

• промышленные общего и специального (болотоходные, подземные, подводные и др.) назначения, погрузчики, трубоукладчики, земноводные, малогабаритные;

• лесопромышленные, специализированные по назначению и видам работ (тракторы в агрегате с однооперационными или многооперационными машинами) и условиям эксплуатации (плавающие, болотоходные);

• лесохозяйственные общего назначения и специальные (болотоходные, лесопожарные).

Тракторы предназначены для выполнения разного вида работ.

Далее приводится перечень таких работ.

Сельскохозяйственные тракторы:

общего назначения — энергоемкие технологические операции в растениеводстве (пахота, сплошная культивация, рыхление, фрезерование, дискование тяжелыми боронами и т.д.), кормопроизводстве, кроме работ по уходу за пропашными культурами и их уборке;

пропашные — посев, уход и уборка пропашных культур в междурядьях разной ширины;

универсально-пропашные — синтезируют функции двух предыдущих групп тракторов, но имеют ограниченное использование на работах по подготовке почвы.

Промышленные тракторы:

общего назначения — работы с бульдозером, рыхлителем или скрепером и другим оборудованием, устанавливаемым спереди и сзади;

погрузчики — погрузочные землеройные и землеройнотранспортные работы (основным движителем является колесный, обеспечивающий повышенную маневренность и возможность транспортирования грунта на необходимое расстояние; при выполнении сосредоточенных работ можно применять гусеничный движитель);

трубоукладчики — механизация работ по монтажу и укладке магистральных трубопроводов (имеют боковое грузоподъемное устройство);

болотоходные — землеройные и мелиоративные работы на грунтах с низкой несущей способностью;

мелиоративные — работы по осушению, строительству и обслуживанию мелиоративных систем;

подземные — работы на глубине до 7 м (имеют дистанционное управление, систему герметизации двигателя, забирающего воздух из атмосферы);

подводные — работы в акваториях рек и на континентальном шельфе морей глубиной до нескольких десятков метров (обо­ рудуются электрическим двигателем, дистанционным управлением или радиоуправлением);

малогабаритные — малообъемные землеройно-очистительные и вспомогательные работы в стесненных условиях.

Лесопромышленные тракторы:

трелевочные — сбор и транспортирование леса в полупогруженном состоянии (оборудуются толкателем для скучивания деревьев, выравнивания поверхности от камней, расчистки волоков и др.); в зависимости от способа сбора и воза разделяются на тросочокерные, с гидрозахватом и гидроманипулятором;

лесовозные — погрузка и транспортирование леса в полностью груженом состоянии;

лесосборочные — сбор и транспортирование леса выносным оборудованием из лесосеки к трактору (дистанционная система транспортирования исключает необходимость маневрирования трактора на лесосеке, обеспечивает заготовку леса в труднодоступных местах);

плавающие — работы на лесосплаве (имеют комбинированный движитель, водонепроницаемый корпус-лодку, бревнотолкатель и лебедку);

болотоходные — лесозаготовки на слабых грунтах.

Лесохозяйственные тракторы:

общего назначения — лесовосстановительные работы, трелевка древесины при рубках в процессе ухода за лесом;

болотоходные — работы на слабых грунтах;

лесопожарные — локализация и тушение лесных пожаров (отличаются более высокими транспортными скоростями и проходимостью).

По типу ходовых систем (движителей) тракторы разделяют на колесные, гусеничные, полугусеничные, колесно-гусеничные, шагающие, плавающие, на воздушной подушке и др.

Т а б л и ц а 1.1

Классификация тракторов по тяговому усилию

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *