Как сделать антибактериальную обработку кондиционера автомобиля своими руками
Дезинфекция кондиционера: делаем правильно
Как говорят медики, лучшее лечение — это профилактика ®
Наверняка же все обладатели автомобиля с кондиционером слышали о необходимости дезинфекции его испарителя?
На всякий случай — во время работы кондиционера на поверхности его алюминиевого испарителя образуется конденсат (это именно он и капает снизу автомобиля через специальную трубку), также, даже через фильтр на поверхность испарителя попадают частицы пыли и всякая органика, в результате чего на поверхности испарителя создается благоприятная среда для размножения микробов, что в запущенных случаях вызывает неприятный запах в салоне, и даже может вызывать заболевания у человека.
Я брал машину еще тогда, когда гарантия от БМВ была всего 2 года, потом я купил третий год гарантии, так как пробега к концу второго года было менее 30 тыс км, поэтому вот уже почти как 3 года прохожу все ТО у дилера для поддержания гарантии.
На втором году эксплуатации авто я как-то на очередном ТО спросил у дилера, а нужно ли обслуживать испаритель кондиционера, и когда, на что мне мастер-приемщик ответил что-то вроде того, что не нужно ничего пока делать, если нет показаний к этому, так как пробег авто небольшой и возраст тоже.
Действительно, никакого неприятного запаха в салоне не было, салонный фильтр менялся по 2 раза в год, с апгрейд кондиционера в климат-контроль был произведен на первом году, после чего климатическая установка все время работает в режиме AUTO, а может он и прав, не стоит лезть туда, где все хорошо.
Когда машине пошел уже третий год, я снова задал этот вопрос дилеру (хотя, по-прежнему, никакого неприятного или затхлого запаха из кондиционера нет), на что другой мастер-приемщик сказал, что делать профилактику кондиционеру желательно ежегодно. Ну естественно, ведь за это нужно отдавать пятаки дилеру.
Тогда я спросил у него, а как они это делают и сколько это стоит, в ответ на что он молвил, что делают они это «путем установки распылителя дезинфицирующего средства под бардачок и какое-то время в режиме рециркуляции это распыленное средство проходит через испаритель и все там дезинфицирует», цена сей процедуры чуть более 2 тыс рублей. Ну хорошо, ясно, теперь в вопросе будет проще разобраться.
Когда я прошлое ТО делал, на улице был пух, почки, пыль, поэтому я попросил дилера не менять салонный фильтр, а запланировал сделать это позднее, когда эти катаклизмы закончатся, а может быть даже и приурочить замену фильтра к профилактике кондиционера. Ну а раз фильтр был заранее заказан через менеджера по запчастям и оплачен, то забрал его и положил в багажник.
Получилось так, что лето уже заканчивается, а салонный фильтр так я и не поменял, за что мне стало стыдно, поэтому пришлось таки выделить время и запланировать его замену. В этот раз к дилеру решил не ехать — это не та услуга, которая нужна для поддержания гарантии, да и закончится эта гарантия вот уже совсем скоро, заодно решил самостоятельно сделать и профилактическую дезинфекцию испарителя кондиционера.
Посмотрел кучу постов на Д2 на эту тему, и пришел к тому, что нет единого подхода к тому, чем, как и с какой периодичностью делать дезинфекцию испарителя:
1) Чем? Средств для дезинфекции испарителя масса и бывают они различного вида — пена, жидкость, дымовые шашки и прочее, судя по отзывам, у каждого из них есть свои преимущества и недостатки, например, у одних не остается резкого запаха после обработки, у других он долго сохраняется, ну и так далее.
По сути основа всех средств — это антисептическое средство, как пример — копеечный хлоргексидин, суть основного компонента — уничтожить микробы.
Достаточно стабильны положительные отзывы о пенном очистителе кондиционера StepUP SP5152, вот так он выглядит:
На нем решил и остановиться (в том числе и по причине наибольшей эффективности такого способа дезинфекции, об этом ниже), тем более, в продаже ничего другого подходящего не попалось.
2) Как? Инструкции по применению средств дезинфекции испарителя у разных производителей таких средств отличаются даже при одинаковом принципе их действия, при этом они иногда расходятся и с технологией дезинфекции испарителя, предписанной самим автопроизводителем.
Некоторые делают процедуру дезинфекции испарителя вообще неправильно, например, льют пену на испаритель при работающем кондиционере и вентиляторе отопителя, некоторые даже делают это на максимальных оборотах вентилятора, да еще и при открытых соплах в салон, в итоге и толка от этого никакого нет, и салон будет загажен пеной, по этой же причине у некоторых потом то запах очень долго не выветривается, то эффекта нет, то вылазят прочие побочные вещи.
3) Когда? Дезинфекцию нужно делать не тогда, когда неприятный запах уже появился, а как раз до того, пока он не появился (профилактически), поскольку после появления неприятного запаха дезинфекцией уже можно не выправить ситуацию, тогда возможно потребуется уже чистить испаритель физически, также важно не допускать сильного загрязнения и износа салонного фильтра, чтобы грязь и микробы через него не попадали на испаритель.
Также решил посмотреть, что по этому поводу говорится в православном Rheingold, и вот что там сказано:
«Наиболее эффективный метод с продолжительным эффектом устранения затхлого запаха кондиционера — чистка испарителя с помощью распылительного копья. При этом дезинфицирующее средство напыляется под высоким давлением непосредственно на испаритель.
Кроме того, испаритель можно почистить аппаратом «Aircomatic» фирмы WYNN’S. Для этого необходимо чистящее средство «Airco-clean» той же фирмы. Метод чистки фирма WYNN’S называет «ультразвуковым методом».
В отличие от чистки распылительной трубкой эффект очистки при «ультразвуковом методе» незначительный.
Если «ультразвуковой метод» не дает долгосрочного эффекта из-за очень сильного загрязнения испарителя, испаритель нужно почистить распылительной трубкой и чистящим средством для системы кондиционирования.
Указание: данный способ следует применять для автомобилей, для которых не предлагается распылительная трубка.»
И тут-то я понял, про какой способ дезинфекции кондиционера мне говорил менеджер-приемщик у дилера — про ультразвуковой метод.
Кто разбирал бытовой увлажнитель воздуха с холодным паром, тот знает принцип его работы — на металлическую мембрану, расположенную под небольшим слоем воды, подается звуковой сигнал высокой частоты (ультразвук), в итоге ультразвуковые колебания разбивают воду на мельчайшие частицы и выбивают их из воды, вот и получается тот самый холодный пар.
Тут то же самое, только вместо воды используется дезинфицирующее средство — оно в мелкодисперсном виде (в состоянии холодного пара) через сопло рециркуляции проходит по воздушной системе отопителя, в том числе через испаритель, и дезинфицирует все поверхности внутри этой системы. Ничего хитрого, наверняка, если залить в бытовой увлажнитель воздуха хлоргексидин и проделать все описанное выше, то получится то же самое, что и с оригинальной установкой.
Ну и совершенно очевидно, что при таком способе дезинфекции кондиционер должен работать на минимальных оборотах, причем в режиме рециркуляции, а на время операции двери и окна должны быть закрыты.
Для использования выбранного мною пенного очистителя кондиционера нужна трубка, которая стоит, как сам баллон, вот такая:
Дезинфекция пеной происходит иначе — область за испарителем заполняется активной пеной, которая очищает и дезинфицирует поверхность испарителя, превращаясь в воду и стекая на улицу через дренаж. Несложно догадаться, что в этом случае на время работы пены кондиционер должен быть выключен, как и вентилятор отопителя, чтобы она могла спокойно отработать на поверхности испарителя, и чтобы не загадить ей всю воздушную часть системы отопления и салон.
На баллоне есть своя инструкция, как его использовать — там предлагается закачивать пену снизу через дренажную трубку, но я все же решил следовать мануалу от БМВ:
1) Снять накладку под бардачком (два болта с головкой на 10, только смотрите за тем, чтобы не сунуть головку в гнездо розетки, которое находится рядом с левым болтом — мне у дилера стабильно 2 раза жгли предохранители, пока не вставил туда заглушку);
2) Вытащить фильтр салона (нижняя крышка фильтра крепится на 2 болтах Torx 20 и двух защелках);
3) Ввести распылительную трубку в отверстие фильтра так, чтобы она своим концом ушла в зону расположения испарителя (он находится посередине консоли):
Машина при этом заглушена, кондиционер до этого был переведен в режим рециркуляции (не знаю, правда, зачем, но так указано), на пол в ногах пассажира бросил тряпку, чтобы не промочить ковер.
Вместо оригинального приспособления я ввел шланг от баллона в область за испарителем аналогично этому приспособлению, предварительно придав ему жесткость путем приматывания изолентой к нему куска подходящей проволоки (нужно вводить шланг туда без фанатизма, чтобы не повредить испаритель, задача этой операции — заполонить пеной область за испарителем и не более), далее начал выпускать пену из баллона, пока она не заполнила все пространство за испарителем и не полезла вниз через лючок для фильтра, после чего остановился на 5 минут, пока пена немного отреагировала и начала осаживаться, затем додавил туда остаток пены, после этого еще минут 15-20 дал машине постоять — снизу из под машины через дренажную трубку постепенно вытекала отработавшая и превратившаяся в воду пена.
Минут через 15-20 вся пена должна стечь через дренажную трубку (деталь 4 на картинке выше), остается только протереть остатки пены и пыли в зоне установки фильтра, установить новый фильтр и собрать все обратно.
После этого мануал от БМВ велит установить направление потока климатической системы в ноги, выключить режим рециркуляции, открыть двери или окна, запустить двигатель, включить кондиционер с максимальными оборотами и дать поработать ему так около 5 минут для просушивания остатков пены.
Собственно, вот и все.
Поскольку никакого неприятного запаха до этого у меня не было, то после обработки кондиционера фатально ничего не изменилось — из кондиционера дует чистый и свежий воздух, при этом никаких посторонних химических запахов в машине нет. В любом случае такая дезинфекция периодически не повредит, в дальнейшем думаю проводить эту процедуру раз в год, тем более шланг уже есть, нужен только баллон и час времени.
Свежего воздуха вам во все воздуховоды, до новых встреч!
Антибактериальная обработка испарителя и салона автомобиля
Вторым этапом после промывки радиаторов я запланировал процедуру антибактериальной обработки испарителя и салона автомобиля.
Не могу сказать, что прям воняет у меня кондиционер, но иногда в последнее время стал попахивать ссаными тряпками)))
Вот решил для профилактики обработать.
Проводил я эту процедуру в 2 этапа…
Первый этап — обработка испарителя.
Для обработки испарителя я использовал средство Liqui Moly Klima Anlagen Reiniger.
Согласно инструкции от производителя средства, нужно распылить весь баллон на испаритель, это фактически радиатор холода, который находится в салоне и охлаждает в салоне воздух.
Для этого нужно понять где-же находится этот самый испаритель.
Посмотрев схему устройства системы отопления салона можно понять, что испаритель находится внутри корпуса печки
Замечательно!
Теперь надо понять как к нему добраться!
Это на моей машине оказалось совсем не сложно.
В корпусе печки, как раз на уровне испарителя, есть технологическое отверстие для подключения трубки охлаждения бардачка.
Если у Вас установлена трубка охлаждения бардачка, то можно приобрести пенное средство для обработки испарителя StepUp SP5152 и задуть его с помощью специальной трубки-удлинителя прямо через трубку охлаждения бардачка, на разбирая ничего.
Средство, которое я купил не образует пены и поэтому надо добираться до отверстия. Это так же актуально для тех, у кого нет охлаждения бардачка, а вместо этой трубки на отверстии в корпусе установлена резиновая заглушка.
Есть ещё одна возможность, если есть доступ к яме или подъёмнику, заливать пенное средство через дренажную трубку кондиционера, доступ к которой снизу автомобиля.
Для того, чтобы добраться до этого отверстия нужно демонтировать бардачок.
Описание демонтажа бардачка очень хорошо описано у Романа.
После снятия бардачка я запустил двигатель, включил климат в режим обогрева, таким образом просушил испаритель и объём внутри корпуса печки и распылил весь баллон со средством на всю площадь испарителя через отверстие в корпусе печки при помощи трубочки из комплекта баллончика (так рекомендует инструкция на баллоне).
Почти сразу через дренаж жидкость начала стекать под машину и в итоге вся она слилась на землю, промыв при этом испаритель, корпус печки под ним и дренаж
Через 10 минут завёл машину и включил печку на обогрев и протопил салон в течении 10 минут.
Всё! первый этап окончен!
Теперь второй этап — обработка салона автомобиля, а фактически обработка всей системы воздуховодов системы.
Для этого я использовал средство Liqui Moly Klimafresh.
В инструкции написано, что первым делом надо осушить испаритель включив печку на обогрев в течении 10 минут. Я этот этап пропустил, т.к. до этого уже прогрел осушитель после обработки испарителя.
Затем нужно выключить компрессор кондиционера (выделено жирным шрифтом на упаковке), установить температуру на минимум, а скорость подачи воздуха на максимум и включить рециркуляцию.
Ну так вот, после того как я правильно настроил работу печки, я встряхнул средство, поставил баллончик в ноги переднего пассажира (используя коробку от него в качестве подиума), нажал на клапан баллона, он начал распылять средство
средство продолжает распыляться, пока не распылится всё до конца, направил струю на забор воздуха в режиме рециркуляции (справа под торпедой за бардачком), закрыл все двери и ждал 10 минут.
Через 10 минут включил печку на обогрев салона с максимальной температурой и пропарил машину в течении ещё 10 минут.
По окончании этого процесса проветрил машину в течении где-то часа.
Хочу обратить Ваше внимание, если будете повторять подобное, в момент когда средство уже распылилось в закрытой машине и Вам нужно по какой-то причине заглянуть в салон машины — НЕ ДЫШИТЕ вообще! Средство очень термоядерное! Хоть и пахнет вроде приятно лимончиком!
Какой результат будет после этой операции расскажу позже, машина пока стоит и отдыхает.
Дописано 07.07.2013
Вкатал на машине за выходные порядка 500 км. 🙂
Ощущения только позитивные от проведённой процедуры антибактериальной обработки!
В машине дышится лучше. Воздух по ощущениям стал как бы чище. В режиме рециркуляции пропал эффект удушливой влажности и подванивания.
Одним словом — результат в лучшую сторону есть!
Антибактериальная обработка кондиционера и системы вентиляции салона
Система вентиляции является связующим элементом между салоном автомобиля и внешним миром. Со временем система вентиляции загрязняется пылью, а во влажной среде кондиционера начинают размножаться болезнетворные бактерии.
Чистка системы вентиляции достаточно сложное занятие и полноценно ее можно произвести только контактным способом, т.е. путем полной разборки и механической чистки всех деталей. Это достаточно дорогостоящие и затратные по времени работы, которые можно избежать, производя своевременную замену салонного фильтра, подходящего по размеру (!) и имеющего хорошее качество. Соблюдая эти условия, чистка системы вентиляции вполне может и не потребоваться.
Очистка системы без ее разбора, автомобильной химией, является самообманом, т.к. полноценно сделать это не получится ни при каких условиях. Частично справиться с этим поможет пенный очиститель, который в свою очередь имеет и большое количество минусов. Заливать пенный очиститель желательно только в районе испарителя кондиционера, да и то аккуратно. В других местах пена, быстро превращающаяся в жидкость, может испортить электронику и движущиеся механизмы.
На мой взгляд, единственным достойным очистителем этого типа является «Liqui Moly» Klima-Anlagen-Reiniger. Это достаточно безопасное по своему составу средство, где активным веществом является бронопол, неплохо справляется со своими задачами, но высокая цена (≈ 1200₽) часто отпугивает покупателей.
А вот любимый многими пенный очиститель Step-Up, не только является традиционным псевдоамериканским маркетинговым продуктом, но еще и достаточно вредным для здоровья, ибо содержит в своем составе основное действующее вещество — хлор, который на долгое время остается в системе вентиляции в кристаллическом состоянии. Частично минимизировать вредное воздействие очистителя, поможет освежитель от одноименного бренда, но он одновременно и нейтрализует свойства очистителя. Step-Up продает продукты отдельно (очиститель, трубка, освежитель), что в сумме делает покупку совершенно бессмысленной.
Поэкспериментировав в свое время с пенными очистителями, я пришел к выводу, что так называемая чистка – потраченные зря время и деньги, а системе вентиляции нужна только регулярная антибактериальная обработка. Бактерии, в отличие от пыли, действительно могут нанести здоровью значительный ущерб. Из всех способов доставки до цели активного вещества, я остановился на аэрозолях. Аэрозольные средства доступны по цене и покрывают антибактериальным средством большие площади, уничтожая бактерии и микробов.
Несколько лет использовал «Kangaroo» Aircon Deodorizer, которое достойно справлялось со своими обязанностями, но захотелось чего-то нового и более экологичного.
Друзья посоветовали посмотреть в сторону продукции корейской компании “BullsOne”, производящей автокосметику премиум-класса. В продуктовой линейке нашлось и антибактериальное средство для системы вентиляции Saladdin.
По описанию производителя:
Удаляет 99,9% вредных бактерий и грибов. Тем не менее, это не означает, что бактерии будут устранены навсегда, так как они могут распространяться и дальше, поэтому мы настоятельно рекомендуем использовать Saladdin периодически. Пройдены тесты на H1N1(Птичий грипп), H5N1 (Мутированный птичий грипп), H3N2(Собачий грипп). Saladdin имеет антибактериальный эффект против: золотистого стафилококка, синегнойной палочки, диплококка пневмонии, легионеллы, хлебной плесени, зелёной плесени. Использовано натуральное масло чабреца, тимола и катехин зеленого чая для эффективной борьбы с бактериями.
Не содержит пропан-бутан! Не вызывает раздражения кожи, не повреждает электронные устройства, сиденья и кожу в автомобиле.
Средство поставляется в обычном баллоне и имеет очень интересную систему распыления, благодаря которой на выходе из трубки (в комплекте) создается мелкая аэрозоль, выходящая под высоким давлением, из-за чего средство можно доставить куда угодно и оно покрывает всю площадь системы вентиляции. После обработки остается легкий химический запах, который очень быстро выветривается, после высыхания средства.
Принцип нанесения очень простой:
— высушить испаритель кондиционера, включив печку на обогрев,
— выключить систему вентиляции, вынуть салонный фильтр,
— распылить антибактериальное средство во все возможные дырки, начиная от отверстия датчика кондиционера и слота воздушного фильтра салона, заканчивая внешним воздухозаборником и решетками воздуховодов в салоне,
— включить систему вентиляции, переключить ее в режим рециркуляции и закрыть двери,
— через десять минут проветрить салон автомобиля и установить новый фильтр салона.
На мой взгляд, антибактериальное средство «BullsOne» Saladdin, вполне справляется с антибактерицидной обработкой системы вентиляции, а доступная цена (≈ 400₽) позволяет без вреда для бюджета использовать его ежегодно в начале весеннего сезона.
Номера для заказа: 13527003 – Aqua, 13528003 – Forest, 13529003 – Lemon.
Антибактериальная чистка кондиционера автомобиля своими руками
Владельцы машин, оснащенных системами кондиционирования, очень часто сталкиваются с появлением неприятного запаха в салоне. Чтобы избавиться от него и других побочных явлений, проводится антибактериальная чистка кондиционера автомобиля. Какими способами и средствами это делается, зависит от марки самого устройства.
Дезинфекция – необходимость или прихоть?
Некоторые автолюбители не придают большого значения чистке системы кондиционирования, хотя регулярно следят за функционированием ходовой части, двигателя, уровнем технических жидкостей. А зря… Ведь неприятный запах появляется из-за размножения микроорганизмов, которые обитают в системе и попадают в салон при его работе.
При его вдыхании вы подвергаете риску своё здоровье. Особенно это касается астматиков и аллергиков. Поэтому специалисты рекомендуют проводить регулярную дезинфекцию устройства.
Загрязнения губительны для вашего здоровья
Вас интересует откуда в замкнутом пространстве появляются микроорганизмы? Ответ прост. Воздух, который поступает в кондиционер, поступает с улицы, и в нём уже присутствуют бактерии. Кроме того, в систему попадает пыль, мелкие частички листьев или травы, насекомые. Они оседают на трубках, тем самым засоряя их.
Ко всему прочему, находиться в салоне, где неприятно пахнет, а воздух кажется затхлым и спертым, дискомфортно. Это вызывает желание быстрее покинуть транспортное средство. Чтобы такого не возникало, дезинфицируйте систему кондиционирования не реже одного раза в год. Такая процедура не только избавит от имеющихся микробов, но и уничтожит среду их обитания.
Способы проведения чистки автокондиционера
Как же можно почистить сплит-систему автомобиля? Чаще всего владельцы транспортных средств обращаются за помощью к специалистам СТО. Они при помощи специальной аппаратуры быстро устранят существующую проблему. Но те, кто считает, что профессиональное обслуживание автокондиционера – дорогое удовольствие, могут выполнить его чистку самостоятельно. В обоих случаях результат будет очевидным.
Важно соблюдать все этапы чистки кондиционера
Есть несколько способов, которыми можно выполнить чистку системы кондиционирования.
Механический
Это наиболее трудоемкий и сложный процесс, ведь такая антибактериальная обработка кондиционера автомобиля проводится своими руками. Сначала необходимо полностью разобрать устройство, а лишь потом приступать к удалению загрязнений.
Для очистки можно использовать мыльный раствор или специальные средства, которые зависят от типа кондиционера и рекомендуются производителем. После слива фреона и демонтажа всех элементов все трубки, испарители и радиатор тщательно очищаются от накопившейся грязи.
Механическая чистка кондиционера — более тщательная
Систему снова собирают, при необходимости производят замену изношенных деталей, заливают хладагент. И хотя времени на проведение работ уйдёт немало, результат будет ощутимым. Такой способ наиболее подходит для машин со старыми моделями климатической техники.
Химический
Наиболее простой вариант чистки. Такой способ чаще всего применяется работниками СТО, но можно сделать это и самостоятельно в домашних условиях. Для этого понадобится специальное средство, выбор которого зависит от модели кондиционера. Чаще всего оно продаётся в спрей-балончиках.
Их содержимое распыляется в отверстие забора воздуха сплит-системы и воздухоотводы при работающем на полной скорости вентиляторе. При этом все окна в машине должны быть закрытыми. Ждем 10 минут, выключаем двигатель и проветриваем салон.
Соблюдайте правила безопасности при химической чистке
Ультразвуковой
Выполняется только на станциях технического обслуживания, так как в процессе чистки используется специальное промышленное оборудование. Оно подключается к воздухозаборному отверстию кондиционера, работающего в режиме рециркуляции.
Ионный
Новый вид очистки сплит-системы. Он наиболее эффективен, ведь удаляет бактерии не только в системе, но и внутри салона. Его минусы в том, что он доступен лишь в некоторых автосервисах и довольно дорого стоит.
Какие средства лучше использовать для дезинфекции?
Чаще всего чистку кондиционера транспортного средства выполняют специальными средствами, которые продаются в автомагазинах. Подбирать их нужно в зависимости от типа установленной климатической техники и прилагаемой к ней инструкции.
Важно тщательно промыть фильтр кондиционера
Профессиональные составы
Они выпускаются в виде аэрозоля или пены в баллончиках, содержимое которых впрыскивается в систему, и имеют специфический запах. Поэтому дезинфекцию лучше проводить в тот момент, когда внутри салона никого нет. Такие очистители быстро удаляют грязь и микробы, но дорого стоят.
Недорогие и эффективные средства из аптеки
Если нет желания переплачивать или отсутствует возможность посетить магазин, можно сделать чистящий раствор своими руками. Для этого используют такие средства:
Способ применения таких растворов не отличается от профессиональных. Их впрыскивают в воздухозаборники и патрубки в предварительно прогретую систему кондиционирования в течение 5-10 минут.
Хлоргексидин — доступное средство для чистки автокондиционера
Какими бы средствами и способом не выполнялась антибактериальная обработка кондиционера автомобиля, делать это необходимо регулярно. Ведь от этого зависит самочувствие и здоровье водителя и пассажиров.