Как сделать чтобы горели поворотники на мотоцикле
Электронное реле поворотов на мотоцикле
Бесконтактное и более менее разумное реле, плюс музычка — ахахахах.
Как я, наверное, говорил, я езжу на маленьком японском мотоцикле Yamaha YBR125.
И некоторые особенности его подбешивают. Как то полез я в реле поворотов, на предмет покрутить тайминги, а то некрасиво. Моргало оно медленно, какими-то невнятными короткими вспышками. Ожидал я внутри увидеть какое-то китайское рукоблудие на паре транзисторов, и я был полон решимости навесить 1-2 конденсатора и покрутить номиналы резисторов, чтобы привести прерыватель к эстетической и безопасной норме.
О, да лопни мои глаза, научите меня ЭТО развидеть!
Пришлось произвести некоторые замены. Интегральный стабилизатор ака КРЕНка — у меня 78M05, транзисторы VT3, VT4 — BC817 и BC807 соответственно, VT2 тот же BC817, диод запуска — 1N4448 (SMD), резисторы типоразмеров 0603 и 0805, конденсатор С7 керамический типоразмера 1206.
Работают поворотники точно так же, как со штатным реле. В этой схеме за запуск прерывателя отвечает цепочка VD1, R4, R5. Сторожевая ножка контроллера (7) за счет R5 имеет «высокий» уровень, и генератор остановлен. Если на выход прерывателя подключить нагрузку, то есть включить поворотник, то на пине 7 появится «низкий» уровень и генератор запустится.
Отдельный абзац стоит посвятить транзистору VT1. В схеме автора стоит некое ископаемое чудовище размером со спичечный коробок. Источники ОБС (одна бабка сказала) сообщают, что в поворотниках YBR125 стоят 10-ваттные лампы. Аварийки не имеется. То есть в сумме получается 20-22 Вт с учетом контрольной лампы. При напряжении 15В это соответствует току 1,47А. Зачем на такую мелочь ставить 74-амперный транзистор. Сопротивление канала у чудища — 0,02 Ом. Нет, так делать не будем. Возьму-ка я мелкий транзистор в SO8 — SI4435.
Сопротивление канала у него, как минимум, не хуже (но и не лучше). Мощность, рассеиваемая на ключе:
Падение напряжения на участке цепи: U=I*R=1,47*0,02=0.0294В.
Можно за перегрев или перегруз даже не париться от слова вообще. С учетом того, что на затворе 12-15В, канал откроется полностью в любом случае.
Зашил процеccор авторской прошивкой и фьюз-биты должны быть выставлены на работу от внутреннего генератора 9,6 МГц с выключенным предделителем на 8.
У меня заработало все сразу, значит на картинке фьюзы правильные. Я по привычке всегда перепроверяю настройки в калькуляторе.
Детали разместил на макетной плате, представляющей собой поле из мелких квадратов 1*1 мм, залитых шелкографией. На нее без труда встают и SOIC и SOT. Шелкография в нужных местах счищается резаком, квадраты облуживаются и на них монтируется схема. Клеммы «папа» для подключения вырезал из подходящей по толщине медяшки и выходной контакт одновременно является радиатором для VT1, его выводы 5,6,7,8, это сток, паяются к ней. И электрический и тепловой контакты превосходные.
Головка 32-омная, как звать не знаю. Монтаж вычистил от флюса и залил эпоксидкой.
В общем заработало все сразу и без вопросов, вот только зуммер позорный. Я надеялся на благородное попискивание, на худой конец пощелкивание, а тут какой-то мрак господень. И ведь такое люди ставят практически перед мордой под приборку, и в машине получится адочек, стоять-то на поворот иногда и по полчаса можно. Впрочем послушайте сами, порадуйтесь!
Разновидности поворотников для мотоцикла и их установка
Мотоциклы, как и автомобили, оборудованы указателями поворота (или как их называют для простоты – поворотниками). Это оборудование предназначено для своевременной информации всех участников движения о предстоящем маневре байкера. Чтобы снизить вероятность ДТП, необходимо чтобы светосигнальные устройства работали корректно. Поворотники на мотоцикл бывают как светодиодные, так и ламповые.
Важно! Если перестал работать хотя бы один сигнал поворота, его необходимо срочно отремонтировать или заменить.
Разновидности поворотников для мотоциклов
Сейчас на рынке представлено большое количество самых разнообразных указателей поворотов для мотоциклов. Причем, обладатель своего «двухколесного любимца» может выбрать как оригинальные изделия для конкретной модели, так и универсальные комплекты, которые подходят для установки на большинство распространенных марок мотоциклов. В зависимости от производителя и модели цена на такие устройства колеблется в широких пределах.
Например, передние светодиодные поворотники (2 штуки) для «Kawasaki Ninja 300» от производителя «CN Motoparts» стоят около 3000 рублей.
А комплект универсальных поворотников «Mini Carbon Short» (производитель «Kushitani»), который можно установить на замену штатных изделий, подойдет для многих моделей мотоциклов, скутеров и мопедов (Honda, Yamaha, Suzuki и других) и стоит 700÷900 рублей.
Сейчас многие владельцы меняют поворотники на своих мотоциклах не только по мере необходимости (когда разбилось стекло, сломался держатель и так далее), но в тюнинговых целях. Такие устройства могут не только выполнять свою основную функцию – указывать направление поворота, но и придавать мотоциклу более привлекательный и запоминающийся вид. Например, красивые поворотники в никелированном корпусе от «Heinmo», «Highway Hawk» или «T Tocas» будут стоить в пределах 2500÷3900 рублей. Однако, они изменят внешний вид вашего байка до неузнаваемости.
Доступность диодных поворотников (как по разнообразию моделей, так и по цене) в настоящее время обуславливает их растущую популярность. К тому же светодиодные указатели поворотов по сравнению с аналогами на обычных лампах обладают рядом достоинств:
Однако, замена штатных поворотников (с обычными лампочками) на светодиодные приборы имеет некоторые нюансы, с которыми необходимо считаться.
Особенности замены штатных поворотников на светодиодные
Допустим, что вы купили светодиодные указатели поворотов (передние и задние), которые удовлетворяют вас по цене, дизайну и подходят для крепления на ваш мотоцикл. Далее:
Не будем отвечать на вопрос: почему это происходит и вдаваться в подробные электротехнические тонкости работы реле поворотов на вашем мотоцикле, а рассмотрим основные методы устранения этой неисправности.
Установка шунтирующих резисторов
Самый простой способ сделать так, чтобы реле поворотов «видело» нагрузку, аналогичную обычным лампам, это зашунтировать светодиоды мощными (не менее 20÷25 Вт) резисторами номиналом 10÷20 Ом, чтобы поворотники моргали согласно ГОСТу. Для этого подойдут следующие типы сопротивлений:
Параллельно каждой группе указателей поворотов (правых и левых) подключается по одному резистору, то есть, их необходимо приобрести 2 штуки.
Недостатки данного метода:
Замена штатного реле поворотов на электронное
Самым правильным с технической точки зрения способом установки светодиодных сигналов поворота является замена штатного электромеханического реле на электронное. Особенность работы этого устройства состоит в том, что указатели поворотов мигают с определенной строго заданной частотой (независимо от подключенной нагрузки). Сейчас на рынке представлено большое количество таких устройств от различных производителей («Dewtreetali», «Tirol», «Feelwind», «Vbestlife», «Catuo»). В зависимости от марки и электрической схемы мотоцикла в нем может быть установлено реле с двумя или тремя контактами. Чтобы у вас не возник вопрос: как подключить реле поворотов, приобретайте электронное устройство с необходимым количеством контактов. Сейчас в продаже есть обе разновидности этих изделий, поэтому замена и установка новых реле не представит особых трудностей. Цена на такие изделия: 250÷350 рублей.
Внимание! Прежде, чем покупать электронное реле, установите светодиодные поворотники и произведите пробное включение. Если поворотники работают и мигают с нормальной частотой, то значит в вашем мотоцикле изначально было установлено электронное реле и нет необходимости в его замене.
Доработка автомобильного реле поворотов
Для тех, кто любит заниматься самоделками, или если в вашем регионе есть трудности с приобретением электронного реле, не составит большого труда изготовить его из обычного автомобильного реле поворотов с тремя контактами (маркируют индексом «495.3747» и на сегодняшний день стоит 180÷240 рублей). Ниже представлена электрическая схема самого изделия и его подключения:
Внимание! Если после включения поворотник моргает со слишком большой частотой, то необходимо заменить конденсатор C ₁ (вместо установленного в плату конденсатора емкостью 2,2 мкФ установить 4,7 мкФ).
Так как ток, протекающий через светодиоды небольшой, контакты реле будут мало подгорать, и самодельное реле прослужит довольно долго. Чтобы изготовленное изделие работало корректно, устанавливайте одновременно комплект из четырех светодиодных поворотников.
МОЙ МОТОЦИКЛ
Светодиоды, в последнее время, во много преобладают над обычными лампочками и прочими элементами освещения. Не оставили в стороне они и мотоциклы. Немало народу старается переоборудовать свои поворотники на светодиодные, да и сами мотопроизводители(не все конечно) потихоньку внедряют эти экономичные осветители. Но в этом посте пойдет речь именно о светодиодах в поворотах.
Штатные реле поворотов встречаются с двумя и стремя выводами. Если на вашем мотоцикле с тремя, — считайте, повезло: такому реле все равно, с какими световыми приборами взаимодействовать. А вот двухвыводные со светодиодами сосуществовать не желают.
Чтобы понять, почему, посмотрим, как работают простейшие приборы, вроде тех, что устанавливали на советскую технику и старые скутеры. В них миганием ламп управляет металлическая нить, расположенная в корпусе реле. Когда поворотники вы-ключены, она сжимает контакты, при включении указателей ток проходит через кон-такты и нить. Нить нагревается, растягивается, между контактами образуется зазор, соответственно, ток перестает течь — и лампочки гаснут. Нить остывает, укорачивается и сжимает контакты — лампы снова загораются… Если одна из ламп перегорела, потребляемого тока недостаточно, чтобы нагреть нить — и уцелевшая лампа светит постоянно. Некоторые современные двухвыводные электронные реле ведут себя так же. В сочленении с другими уцелевшая лампа, наоборот, начинает мигать очень часто и тем самым как бы предупреждает водителя о неисправности.
Но ведь светодиоды потребляют в несколько раз меньший ток, чем лампочка — вот почему светодиодные указатели поворотов в электросхеме с двухконтактным реле либо горят постоянно, либо моргают как сумасшедшие. Но не расстраивайтесь — сбрендившую электронику нетрудно усмирить.
СПОСОБ ПЕРВЫЙ: ОБМАНУТЬ. Самый простой и самый неудачный способ — когда параллельно новым поворотникам подключают штатные лампы и прячут их с глаз подальше куда-нибудь в глубь мотоцикла. Учтите, мощность ламп велика, и пока вы с включенными поворотниками будете ждать, когда загорится стрелка светофора, лампы успеют разогреться до ста и более градусов и расплавить окружающий их пластик. А кроме того, их нужно надежно закрепить — иначе от вибрации или разобьется стекло, или разорвется нить накаливания.
Обманите грамотно! Подскажу как: при помощи дополнительных резисторов. Их тоже устанавливают параллельно поворотникам, причем достаточно по одному на правую и левую стороны мотоцикла. Можно подобрать резисторы методом проб и ошибок (они недорогие) из 20- ваттных с номиналом 5-20 Ом — чтобы лампы моргали приблизительно 90+20 раз в минуту (по ГОСТ). Но радиотехнические детали не предназначены для работы при вибрации, и если их неудачно закрепить, быстро развалятся. Резисторы желательно установить снаружи — здесь они будут лучше охлаждаться да и ничего не расплавят. Если, конечно, не умудритесь прикрепить их к пластику. Другое дело, «за бортом» их может повредить сырость. Кроме того, их нужно тщательно изолировать от «массы» — чтобы не произошло короткого замыкания.
В продаже встречаются специальные дополнительные сопротивления. Комплекты светодиодных поворотников некоторых фирм уже содержат такие детали, они хорошо заизолированы, но учтите, детали с керамическим корпусом недолговечны(первое фото): уже через год могут рассыпаться. Металлические же корпуса прочные, надежные, у них есть проушины для крепежа и ребра для охлаждения. Всем хороши эти детали… кроме цены — она сравнима со стоимостью поворотников. Кроме того, дополнительные резисторы сводят на нет важное преимущество светодиодов — малый потребляемый ток. Может, для «литрового» супербайка это и не столь важно, но для скутера с его слабеньким генератором сэкономить лишний десяток ватт не помешает.
СПОСОБ ВТОРОЙ: ЗАМЕНИТЬ РЕЛЕ. Если вы разбираетесь в электрике, рискните самостоятельно заменить двухконтактное реле трехконтактным. Один из трех контактов подключите к «массе» мотоцикла. Какой именно — выясните, изучив электросхему мотоцикла, для которого прибор предназначается «по штату». Обычно электронные реле поворотов очень надежные — их можно смело покупать на «разборках». Но при покупке все-таки попросите проверить их работоспособность, заодно и узнаете, какой вывод куда подключать. При установке придется перепаять разъем вашего аппарата. Найти в нем «плюс» просто — включите зажигание и подсоедините поочередно к обоим проводам вольтметр или лампочку, подсоединенные вторым выводом к «массе». Провод, на котором «плюса» не будет, идет к переключателю на руле. Разбираться в его подключении придется самому — инструкций к ним не прилагают.
Главный недостаток переделанного реле: оно уже не известит водителя о перегорании поворотника. Кроме того, оно оборудовано механическими контактами, а они, как любая механика, менее надежны, чем электроника. Но этим недостатком можно пренебречь: «светодиодные» токи слишком малы, чтобы контакты подгорели.
СПОСОБ ЧЕТВЕРТЫЙ:СДЕЛАЙ САМ РЕЛЕ:
Если вы в принципе любите мастерить, соорудите полностью электронное реле поворотов. В нем нет механических контактов и оно будет с одинаковым успехом работать и с лампочками, и со светодиодами. Но в таком реле кроется и недостаток: оно сразу же начинает работать при включении зажигания. Предугадать, сразу ли загорятся поворотники при включении переключателем на руле или чуть погодя невозможно.
В основе самодельного реле — таймер NE555 (его можно заменить отечественным аналогом КР1006ВИ1, но надежности не гарантирую). Он управляет силовые полевым транзистором IRFU5305. Его можно заменить аналогичной по свойствам деталью с P-каналом. Причем сопротивления нужны только в случае, если установите аналог. IRFU5305 прекрасно обходится и без резисторов. Сопротивления R1, R2 и конденсатор С1 нужно подобран опытным путем — от них зависит частота мигания поворотников. Единственное требование: сопротивление резистора R1 должно быть 10 раз меньше, чем у R2 При подборе деталей отправной точкой могут стать значения R2 200 кОм, а С1 — 2,2-4,7 мкФх50 В. Чем меньше величина сопротивления и емкость конденсатора тем чаще будут мигать указатели поворотов. Все это можно разместить в корпусе любого автомобильного реле — на ближайшей станции техобслуживания у элетриков наверняка найдется такое, которое не жалко подарить.
Кроме этих советов, вариантов переоборудовать повороты и реле на светодиоды, которые придумывают народные умельцы, думаю еще хватает. Друг мой сам себе менял и переделывал повороты на спортбайке и это ему удалось. Информацию постараюсь вам выложить как нибудь на сайте. Также, если у вас. уважаемые посетители сайта есть свои варианты то пишите не стесняйтесь.
Автор основного технического материала Андрей СУСЛОВ; источник Журнал МОТО.
Как переобустроить реле поворотов на светодиодные: 2 комментария
Ваша статья практически бесполезна. На заглавной фотографии поворотники которые работают без реле. Речь не просто о том, чтобы заменить лампы накаливания светодиодными лампами, а о том, чтобы поменять поворотники на светодиодные целиком. Сейчас для большинства Поворотников реле не требуется, а об этом в статье ни слова. Они могут работать просто от аккумулятора, там 2 режима либо есть питание либо нет. Сейчас это абсолютное большинство светодиодных поворотников.
«Бегущие» указатели поворотов для двухколесного транспорта
с другой стороны — наши правоприменители найдут до чего докопаться…
Внешний вид
размеры
Гайка М10. основание — резинка, отлично гнется, но достаточно твердая, телепаться вроде особо не должна
Провода сантиметров по 20, оканчиваются такими вот контактами:
При поданных 12 вольтах работает так:
Довольно синхронно за разумный промежуток времени. Светит на удивление ярко — смотреть прямо неприятно.
А с реле поворотов — вот так. Как видим, не всегда успевает отработать все 4 секции. Следовательно — либо ставить ВСЕ поворотники такого типа и коротить реле поворотов, либо как-то удлинять циклы реле поворотов.
Кишочки. Отклеиваем резинку и извлекаем внутренности. тут важно заметить, что место входа проводов никак не загерметизировано, так что при установке нужно бы герметиком например залить.
Внутри всё просто: микроконтроллер, питаемый от стабилитрона, 4 транзисторных ключа, и 4 группы светодиода по 3 штуки включенных последовательно.
Подытожим. Поворотники яркие, имеют красивую форму и красиво же мигают. Но из-за достаточно длинного времени зажигания всей полосы диодов — будут корректно работать не везде и не всегда. Самое простое решение — поставить все поворотники такого типа и закоротить реле. Тем более, что с реле в любом случае придется что-то думать, потому как обычные реле поворотов имеют обратную связь по нагрузке, и если она слишком мала — будут быстро мигать. А светодиодные лампочки — это малая нагрузка. Также можно использовать начинку в своих поделках для реализации всяких бегущих огней.
Для дооборудования всякой техники опять же — переключатель право-лево и всё, красиво мигает оно само, без лишних деталей.
Короче говоря, как оно работает я показал, а применять ли, и если да то как — это уж вам решать 😉 Мне лично эффект понравился.
Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
Как сделать чтобы горели поворотники на мотоцикле
В общем, столкнулся с проблемой. Она комплексная. Пытался установить светодиодные поворотники (и красиво, и систему разгрузить), но столкнулся со следующими проблемами:
— из за изменённого сопротивления не работают
— при включённом свете не работают передние два на постоянку (как это сделано у Броса при нормальных поворотниках)
Первая проблема решается путём навешивания сопротивлений (не наш метод). А как решить её корректно? Ну и как решить вторую проблему? А может существуют уже готовые решения? А то я бы рассмотрел вариант приобретения..
ПС сообщениями плана «а оно тебе надо» прошу тему не захламлять. Спасибо за понимание.
Красиво да, тоже хочу к весне себе заказать. А насчет разгрузить. Врят ли ты особо что то там разгрузишь. Поворотники и так несущественно потребляют.
— при включённом свете не работают передние два на постоянку (как это сделано у Броса при нормальных поворотниках) |
с этим ты врят ли что сделаешь, ибо у тебя сейчас поворотники трехкотактные и лампы соответственно двухнитивые, не знаю есть ли led поворотники с двумя отдельными зонами свечение. Встречал только на два провода.
Первая проблема решается путём навешивания сопротивлений (не наш метод). А как решить её корректно? |
А чем собственно тебя этот метод не устраивает? Все так вешают, это норма.
Вот тебе поворотники к примеру, и к ним же продавец сразу предлагает реле.
Красиво да, тоже хочу к весне себе заказать. А насчет разгрузить. Врят ли ты особо что то там разгрузишь. Поворотники и так несущественно потребляют.
с этим ты врят ли что сделаешь, ибо у тебя сейчас поворотники трехкотактные и лампы соответственно двухнитивые, не знаю есть ли led поворотники с двумя отдельными зонами свечение. Встречал только на два провода.
А чем собственно тебя этот метод не устраивает? Все так вешают, это норма.
Вот тебе поворотники к примеру, и к ним же продавец сразу предлагает реле.
Светодиоды нужны для разгрузки электросети и снижения потребления. Установка сопротивления это процедура, которая делает светодиоды простым понтом, эффективность которого равна нулю. Чтобы они работали требуется установка электронного реле поворотов.
Вторая проблема решается отказом от этой функции))) И установкой нормального габаритного огня в фару. Либо изготовлением самодельных светодиодных поворотников, поддерживающих эту фичу)
народ, вы чего. давным давно уже придуманы и есть ПРОСТЕЙШИЕ схемы электронных реле.
себе на Голду собирал вот такое вот реле, год работает без проблем.
Вот тут лежит оригинал статьи, а ниже привожу собственно копи-паст оттуда
Сама по себе схемка состоит из трех деталей – мощного полевого транзистора, резистора и мигающего светодиода. Все детали не являются дефицитными или дорогостоящими и могут быть куплены в любом радиомагазине или радиорынке. По словам автора, лучшие результаты получаются с мигающим светодиодом красного цвета. Паяется все в лоб навесным монтажом, вывод к выводу и после проверки работоспособности упаковывается в подходящую коробочку и заливается эпоксидкой. Получается ма-а-аленький брикетик.
В общем-то этим всё сказано.
От себя добавлю: данное реле позволяет смело заменять лампочки накаливания на светодиоды, а так же ставить аварийку. Частота мигания при этом не изменится.
Вся релюшка обошлась мне в
Для скутеров вот этот вариант двухконтактного реле очень хорош!
Тоже собирал, работает без нареканий.