Как стать тестировщиком автомобилей
Водитель-испытатель – первый за рулем новых автомобилей
Уже давно продолжительное время одной из самых популярных профессий, не требующих специального образования, является профессия водителя. И поскольку рабочие этой категории необходимы абсолютно в разных структурах и направлениях, то можно выделить десятки узких профилей деятельности: водитель такси, водитель общественного транспорта, водитель грузовых машин, водитель-инкассатор, личный водитель и множество других.
Но все-таки есть одна специальность, стоящая особняком. Это водитель-испытатель.
Особенности профессии водитель-испытатель
Водителем-испытателем принято называть сотрудника автомобильной компании, который занимает практической проверкой исправности и работоспособности автомобилей и других транспортных средств, которые производит автомобильный завод. Иными словами, эти специалисты первыми садятся за руль новой модели и оценивают надежность, удобство и другие важные качества для машины на различных дорогах и погодных условиях.
При этом, разумеется, работа водителя-испытателя – совсем не то же самое, что работа журналиста-автообзорщика. Его задача не просто описать свои субъективные ощущения от машины и дать добро на её производство.
Водитель-испытатель должен быть глубоко в теме автомобилестроения. Понимать в инженерии и конструировании машин, чтобы по итогам проверок вносить конкретные предложения и предлагать способы устранения выявленных недостатков.
Универсальных способов проверки всех транспортных средств не существует, поэтому чаще всего водители-испытатели специализируются на определенных типах. Например, мотоциклы или легковые автомобили. Таким образом, если сама компания-работодатель занимается созданием различных видов транспортных средств, то ей необходим штат водителей-испытателей, которые бы были экспертами во всех представленных моделях машин.
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Обязанности водителя-испытателя
Спектр задач у водителя-испытателя весьма широкий. Их можно перечислить в нескольких пунктах:
подготовка транспортного средства к проведению необходимых испытаний;
проверка систем и механизмов машины;
проведение осмотров для выявление внешних дефектов;
устранение выявленных неисправностей
осуществление пробеговых и комплексных испытаний.
Для того, чтобы грамотно исполнять обозначенный функционал специалист должен знать следующее:
устройство и принцип работы транспортных средств, технические характеристики конкретной машины;
правила проведения различных этапов испытаний на основе разнообразных методик;
технологические процессы конструирования и создания транспортных средств;
профессиональную терминологию в автомобилестроении;
меры безопасности и способы организации безопасных испытаний.
Условия труда водителя-испытателя
Место работы данного специалиста – это автомобильные предприятия, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, а также другие организации, которые имеют отношение к производству транспортных средств.
При этом водитель-испытатель в равной мере работает как на открытой площадке, так и в специальных ангарах. Из-за чего его рабочий день бывает ненормированным – особенно на финальных этапах перед запуском новой модели в серию.
Где выучиться на водителя-испытателя?
Однако так или иначе профильное образование не обязательно. Гораздо важнее стаж и опыт общения с машинами. Работать в качестве водителя-испытателя могут только водители со стажем более трех лет, а также механики с профильным образованием и действующим водительским удостоверением.
Из-за высокого уровня ответственности, который предусматривает эта должность, работать без практического опыта управления или ремонта автомобилями невозможно. Поэтому осваивать профессию «с нуля» непосредственно на рабочем месте нельзя.
Разряды профессии водитель-испытатель
Перечень обязанностей данного специалиста определяются уровнем его квалификации.
Водитель-испытатель 2 разряда
Проведение мероприятий по подготовке транспортного средства к испытаниям.
Водитель-испытатель 3 разряда
Проводит некоторые виды испытаний, работает под руководством более опытного специалиста.
Водитель-испытатель 4 разряда
Имеет навыки для осуществления сложных маневров, выявляется недоработки конструкций машин.
Водитель-испытатель 5 разряда
Проводит испытания при различных погодных условиях и состоянии дорожного полотна.
Водитель-испытатель 6 разряда
Ответственен за комплексные испытания в сложных условиях.
Карьерный рост в профессии водитель-испытатель
На самом деле, именно эта должность и является верхушкой карьерной лестницы у водителя любой категории. Самое главное, что эта специальность дает возможно развивать уровень своего мастерства. Кроме того, поскольку водитель-испытатель достаточно близко сотрудничает с конструкторским отделом, то при желании может получить образование по этому профилю.
Личностные качества профессии водитель-испытатель
Работать в качестве водителя-испытателя могут лица, которые обладают следующими качествами:
Снова в школу: как обучить ручных тестировщиков разбираться с автотестами
Четыре из пяти соискателей-QA хотят научиться работать с автотестами. Не все компании могут осуществить такие желания ручных тестировщиков в рабочее время. Wrike провёл школу автоматизации для сотрудников и реализовал это желание для многих. Я в этой школе участвовал именно как ученик-QA.
Я научился работе с Selenium и сейчас самостоятельно поддерживаю определённое количество автотестов практически без помощи извне. И, по итогам нашего совместного опыта и моих личных выводов, я постараюсь вывести ту самую формулу как можно более идеальной школы автоматизации.
Опыт Wrike в организации школы
Когда необходимость в школе автоматизации стала ясна, её организация легла на Стаса Давыдова, технического лида автоматизации. Кто как не он может объяснить, зачем придумали эту инициативу, достигли ли результатов и не жалеют ли о потраченном времени? Дадим ему слово:
— В 2016 году мы написали новый фреймворк для автотестов и сделали его таким, что тесты стало писать легко: появились нормальные степы, структура стала в разы более понятной. У нас появилась идея: нужно привлечь к написанию новых тестов всех, кто пожелает, а чтобы проще было вникнуть, создали серию лекций. Мы коллективно придумали план тем, каждый из будущих лекторов взял себе одну и подготовил по ней доклад.
— Каковы были сложности у учеников?
— В основном, конечно, архитектура. Было много вопросов по структуре наших тестов. В фидбеке много писали на эту тему и нам пришлось проводить дополнительные лекции, чтобы объяснить подробнее.
— Окупилась ли школа?
— Да, однозначно. Благодаря ей к написанию тестов привлекли кучу людей, и, в среднем по больнице, все стали лучше понимать, что такое автотесты, как их пишут и как они запускаются. Также снизилась нагрузка на автоматизаторов: нам теперь поступает в разы меньше запросов на помощь с разбором тестов, так как тестировщики и разработчики стали с этим справляться сами практически во всех ситуациях. Ну и несколько внутренних плюсов для отдела: приобрели опыт в презентациях и лекциях, благодаря чему некоторые автоматизаторы уже успели сделать доклады на конференциях, а также получили мощный набор видео и презентаций для онбординга новичков.
От себя же добавлю, что коммуникация между нашими отделами упростилась до прямо-таки смехотворно лёгкого уровня. К примеру, мне теперь практически не требуется раздумывать над тем, какие кейсы и с каким уровнем атомарности отдать на автоматизацию. Как итог, забота о тестовом покрытии, неустанно растущем, идёт в полной мере со всех заинтересованных сторон. Никто не требует от других невозможного.
В общем, влияние на работу команд — однозначно положительное. Быть может, коллеги читающих эту статью тоже задумываются о проведении чего-то подобного? Тогда совет будет простой: оно того стоит, если автотесты для вас в приоритете. Далее поговорим про более сложный вопрос: как это всё организовать максимально правильно, чтобы затраты всех сторон были минимальны, а выхлоп — максимален.
Советы по организации
Школа была полезной, но, как признал Стас, были некоторые сложности, из-за которых пришлось устраивать дополнительные лекции. И именно как обучившийся недавний студент, сравнивающий себя-в-неведении и себя-сейчас, я сформулировал следующие шаги по созданию идеального, по моему мнению, способа научить тестировщиков разбираться с автотестами.
Шаг 0. Создаём словарь
Конечно, этот шаг нужен не только для QA. Тем не менее, я хочу его проговорить в явном виде: кодовая база автоматизации должна храниться в читаемом виде. Языки программирования — не в последнюю очередь именно языки, и с этого можно будет начинать погружение.
Перед вами скриншот тасквью с названиями элементов. Представим, что вы занимаетесь тестированием тасквью как чёрного ящика и в жизни не видели Selenium. Что делает этот код?
(Спойлер — через рест удаляется таск от имени админа, а потом мы смотрим, что в стриме осталась об этом запись.)
Уже один этот шаг позволяет сблизить языки QAA и QA. Автоматизаторам проще объяснять итог прогона, ручным тестировщикам приходится тратить меньше сил на составление кейсов: их можно делать менее подробными. Все же друг друга понимают. Мы получили выигрыш ещё до того, как началось непосредственно обучение.
Шаг 1. Повторяем фразы
Продолжим параллель с языком. Когда мы учимся говорить в детском возрасте, мы не идём от этимологии и семантики. Мы повторяем «мама», «купи игрушку», но не лезем сразу в праиндоевропейские корни этих слов. Так и тут: нет смысла нырять в самую глубину технических особенностей работы автотестов, не попробовав написать что-то рабочее.
Звучит несколько контринтуитивно, но зато работает.
На первом занятии стоит дать базис по тому, как писать непосредственно автотесты. Помогаем настроить среду разработки (в моём случае — Intellij IDEA), объясняем тот минимум правил языка, который необходим для написания ещё одного метода в существующем классе с использованием имеющихся шагов. Пишем с ними один-два теста и даём домашнее задание, которое я бы оформил так: ветка, отведённая от мастера, но в ней удалено несколько тестов. Остались только их описания. Просим тестировщиков восстановить эти тесты (не через show diff, конечно же).
По итогам тот, кто всё послушал и сделал, сможет:
Идеально будет, если в это время автоматизатор из команды QA повесит на него задачу с написанием парочки тестов на бою и разрешит подкоммититься в свою ветку.
Чего давать не стоит:
Шаг 2. Присматриваемся к грамматике
Давайте вспомним скриншот с тасквью из шага №0. У нас есть степ с названием checkCommentWithTextExists. Наш тестировщик уже понимает, что этот степ делает и можно заглянуть внутрь шага и немного его декомпозировать.
А внутри у нас следующее:
Где onCommentBlock — это
Нет, всё ещё не время рассказывать про xpath. Только упомянуть вкратце, что все эти указания ими описываются и наследование идёт через них. Зато нужно рассказать про все эти метчеры и вейтеры, они относятся именно к этому шагу и необходимы для понимания происходящего. Но не перегружайте: более сложные ассёрты ваш студент сможет изучить сам и позднее. Скорее всего, должно хватить should, waitUntil, displayed();, exist();, not();.
Домашнее задание очевидно: ветка, в которой удалено содержимое нескольких степов, которые необходимы для некоторого количества тестов. Пусть тестировщики их восстановят и заставят прогон быть вновь зелёным.
Дополнительно, если у команды тестировщика в работе есть не только новые фичи, но и некоторые багфиксы, можно попросить его написать сразу же тесты на эти баги и зарелизить. Скорее всего, все элементы уже описаны, может не хватать лишь пары-тройки степов. Это будет идеальной тренировкой.
Шаг 3. Полное погружение
Настолько полное, насколько это возможно для тестировщика, который собирается продолжать выполнять свои прямые обязанности. Наконец-то нужно рассказать про xpath.
Сначала даём понять, что все эти onCommentBlock и comment описываются именно ими.
Порядок рассказа очень важен. Сначала берём любой существующий xpath и показываем, как во вкладке elements находится один и только один элемент. Далее, рассказываем про структуру: когда нужно использовать WebElement, а когда нужно создать отдельный файл для нового элемента. Это позволит лучше понять наследование.
Нужно явно проговорить, что отдельный элемент — это всё тасквью, он содержит дочерний элемент — весь стрим, который содержит дочерний элемент — отдельный комментарий, и т.д. Дочерние элементы — внутри родительских как на странице, так и в структуре фреймворка автотестов.
Слушатели должны понять как переводить xpath подобным образом. Чтобы закрепить — правильно, домашка. Удаляем описания элементов, пусть восстановят работу тестов.
Почему именно такой путь?
Мы не должны перегрузить человека сложными знаниями, но должны объяснить всё и сразу, а это непростая дилемма. Данный путь позволит нам сначала заставить слушателей задаваться вопросами и не понимать что-то и отвечать на них уже в следующий момент. Если рассказать про всю архитектуру, то к моменту разбора темы степов или xpath важнейшие части оной уже забудутся из-за своей непонятности.
Тем не менее, кто-то из вас наверняка сможет поделиться опытом, как можно оптимизировать процесс ещё сильнее. С удовольствием прочту в комментариях подобные предложения!
Я работаю тестировщиком и зарабатываю около 150 000 ₽
Профессия: тестировщик
В трудовом договоре написано «Старший специалист по тестированию», но в миру мы известны как QA-инженеры или попросту тестировщики.
Доход: 150 000 Р на руки
Выбор профессии
Насколько мне известно, нет такой профессии в вузах — «тестировщик», потому что эта работа не требует специфических навыков. Хорошая соображалка и элементарная компьютерная грамотность — любой человек с этими навыками может стать начинающим тестировщиком.
По образованию я бакалавр направления «Прикладная информатика в экономике» и моя карьера начиналась в 1С-франчайзи. 1С я изучала самостоятельно и на краткосрочных курсах, в вузах этому не учат.
На старте карьеры я работала не в Москве, а в другом городе-миллионнике, и в 2016 году я получала около 25 000 рублей.
Однако, жизнь сложилась так, что я переехала в Москву, устроилась также в компанию 1С на зарплату 55 000 рублей, но долго не продержалась. Сыграли разные факторы: мне не нравилась предметная сфера, не устраивала политика 1С в области сертификации специалистов и вообще узкая направленность этой сферы. Также при устройстве у меня была серая зарплата, а в 2017 году ее срочно полностью «обелили», потому что компания рисковала нарваться на штрафы. После этого зарплата стала 50 000 рублей (конец 2017 года) и я решила искать новую работу.
Я хотела остаться с ИТ, но программировать на популярных языках, например Python или Java, не умела, да и учиться особенно не было желания. Тогда по совету знакомого разработчика решила попробовать себя в качестве тестировщика.
Я почитала книги, в том числе легендарного Савина «Тестирование дот ком», посмотрела кое-какие видео на ютубе, почитала блоги, немного потренировалась писать запросы SQL (тут меня спасло то, что внутренний язык запросов 1С — это как SQL, только на русском, было просто). С этим багажом и вышла на рынок.
Около месяца я ходила по собеседованиям, получила много отказов, потому что мало компаний в конце 2017 года были готовы брать нулевых сотрудников. Это сейчас для тестеров есть стажировки в условном Сбербанке, только приходите, тогда ничего подобного не было. В итоге мне прислали оффер из телеком-компании на 65 000 рублей. Это и стало моим первым местом работы в качестве тестировщика.
Суть профессии
Профессия тестировщика подойдет тем, кто хочет работать в ИТ, но не готов погружаться в тонкости разработки. Хотя знание любого языка программирования не помешает, ведь многие ручные операции можно и нужно автоматизировать, не отвлекая разработчиков от их работы. Не повредят общие технические знания: как работают сети, что такое HTTP-протокол, какая бывает архитектура приложений. Хорошо, когда у тестировщика есть знания по предметной сфере и понимание бизнес-процессов: это поможет воссоздать портрет потенциального пользователя и более тщательно провести тестирование.
Тестирование — не творческая работа. Тут важнее внимательность, усидчивость, гибкий ум и коммуникабельность. Зачастую именно тестировщику приходится играть роль «телефончика» между разработкой, бизнесом и специалистами из смежных систем. Молчуны-интроверты часто не справляются.
Работая тестировщиком, я часто вспоминаю цитату из «Дивного нового мира» Хаксли: «Как хорошо, что я бета… У альф работа гораздо трудней, чем у нас, потому что альфы страшно умные. Прямо чудесно, что я бета, что у нас работа легче». Под альфами, конечно, понимаются программисты:)
Мне нравится быть частью ИТ-сферы, зарабатывать деньги, сидя за компьютером — это моя мечта со школы. С одной стороны, эта работа довольно простая, для ручного тестирования не надо быть гением. С другой, можно углубиться в автоматизацию и баловаться кодингом: писать автотесты, утилиты для генерации тестовых данных или других рутинных операций. Но при этом нет такой ответственности, как у разработчика. Если тестировщик напишет некачественный код, то выстрелит в ногу себе, а не пользователю продукта.
Самое трудное в работе — работа в условиях недостатка документации и тушение пожаров на проде. К сожалению, даже лучшие тестировщики пропускают баги, которые влияют на пользователей, и каждый такой инцидент — стресс.
Место работы
Сейчас я работаю в банке, который все знают, не хочу конкретизировать. В крупных банках условия плюс-минус одинаковые.
Мне нравится отношение компании к сотрудникам. У нас белая зарплата, регулярные премии, ДМС со стоматологией, скидки на фитнес, уютный офис недалеко от метро. Не могу сказать ничего про корпоративы, так как устроилась после начала пандемии, но говорят, раньше они были:)
Есть возможность удаленной работы, нет трекинга рабочего времени, самый главный показатель — выполнение задач в рамках дедлайна.
Основной минус, который я сейчас вижу, — это отсутствие серьезного роста по зарплате, но это общая проблема в ИТ, как мне кажется. Хочешь хорошую прибавку — либо шантажируй оффером (и не факт, что это хорошо закончится), либо уходи в другое место. Других минусов назвать не могу.
Рабочий день
Я работаю на удаленке, и мой рабочий день начинается в промежутке с 9 до 10 часов. Мы работаем по скраму (а кто по нему сейчас не работает), и в 11 часов у нас daily scrum meeting, а по-русски — ежедневная летучка. Обсуждаем, кто что сделал вчера, чем будет заниматься сегодня и какие есть проблемы. После этого каждый расходится по своим делам.
В мои обязанности входит регрессионное тестирование перед релизом — убедиться, что новые функции не поломали то, что работало раньше. Время на регресс ограничено, не более 1-2 дней в неделю, все остальное время надо посвящать тестированию новых задач.
Тестирование проходит в несколько этапов. Я могу начинать, когда готова техническая документация, по которой разработчик пишет код. Я же в это время пишу тестовую документацию: чек-листы и тест-кейсы. Чек-листы позволяют проводить проверки быстрее, зато тест-кейсы облегчают работу новичкам, в них по шагам описано, какие кнопки надо нажимать и что в итоге должно получиться.
Когда разработчик закончил свою работу, он переводит задачу на меня, и я исполняю свои тесты. Каждый тест я отмечаю: если все хорошо, то «пройден» (passed), а если нашлась ошибка — тест «завален» (failed). Я составляю баг — отчет о дефекте, где описываю шаги воспроизведения (что я делала), ожидаемый результат (он основан на технической документации) и фактический результат (что происходит на самом деле). Баг — это любая ситуация, когда ожидаемый и фактический результат не совпадают. Например, пользователь вводит неверный пароль, а программа все равно разрешает вход, — это баг.
Проверка небольшой задачи занимает примерно день, и как только накопится пачка багов, разработчик их исправляет и отдает мне новую сборку программы. Я снова прохожу свои тесты, иногда после починки багов вылезают новые неприятности. В итоге цикл «кодинг — проверка» осуществляется до тех пор, пока все не будет работать как надо. Разработчик закрывает задачу, и мы переключаемся на следующую.
Еще одна из наших задач — автоматизация тестов. Ручной труд долгий и утомительный, поэтому чем больше тестов автоматизировано, тем лучше. Но в автоматизации есть свои сложности, иногда тесты ломаются, показывают ложные падения или ложный успешный результат. Наша задача — писать новые устойчивые тесты, актуализировать старые и поддерживать всю систему автотестов в жизнеспособном состоянии.
И конечно же, скрам не мыслим без «церемоний» — это встречи команды для обсуждения задач. Мы работаем двухнедельными спринтами. В начале недели мы планируем, что должны сделать за этот спринт, в середине недели 1-2 раза собираемся на «груминг» — обсуждение будущих задач, а в конце недели проводим демо и ретро. Демо — это демонстрация бизнесу того, что мы у спели сделать, а ретро — обсуждение процессов и выявление способов работать еще лучше.
Удивительный случай
Здесь могла быть изумительная байка про джуна-тестировщика, который случайно стёр все данные с продакшена, но к счастью, у нас такого не случалось:)
На собеседованиях часто просят рассказать про самый интересный баг, который я находила, но у меня нет таких историй. Все баги обычные: то верстка поехала, то при нажатии «Сохранить» документ удаляется.
Подработки
Мне хватает основной работы, поэтому искать подработки я не пыталась. В отличие от разработчика, который может работать один, тестировщик не самодостаточен, поэтому найти работу на фрилансе не так-то просто.
Есть сервисы по краудтестингу, но это больше развлечение для стажеров. Денег там не заработать (это как биржи копирайтинга с расценками 10 рублей за 1000 збп).
Доход
Сейчас я получаю около 150 000 рублей на руки. Это в рамках рынка, хотя с моей квалификацией можно найти зарплату и повыше. Но пока что я морально не готова поднимать якорь.
Чтобы зарабатывать больше, говорят, надо устроиться в другой всем известный банк, а я туда не хочу:)
Расходы
Я живу одна и полностью себя обеспечиваю. В среднем регулярные траты такие:
Сколько получится — в подушку безопасности. Сейчас у меня накоплена сумма, которая позволяет спать спокойно, поэтому пополнение подушки идет по остаточному принципу.
Траты по остальным категориям зависят от сезона, необходимости и средств в наличии. Так, например, в сентябре я потратила рекордные 27 000 на одежду и 21 000 на обустройство рабочего места. Иногда приходится оплатить какое-то обучение (к сожалению, компания не готова спонсировать развитие сотрудников), несколько раз в год я езжу в родной город, сейчас много трат, связанных с подготовкой к грядущему новому году, а летом идут траты на отпуск.
Экономия
Особых лайфхаков по экономии у меня нет. Еду покупаю во Вкусвилле, одежду в массмаркете, шкаф стараюсь не захламлять.
Конечно, я могла бы отказаться от многих необязательных трат, например, тренироваться без тренера, пилить ногти дома, не ходить к косметологу, скачивать фильмы с торрентов вместо походов в кино, не ходить в театры и на концерты, есть только дома, передвигаться только на метро, и ходить в одной и той же одежде, пока она не поползет по швам. Но смысл? За деньги не купишь счастья, но можно купить маленькие радости, которые делают жизнь лучше.
Финансовая цель
К пенсии хочу свою квартиру, но пока не знаю, где. Может, в Москве, а может и нет. Поэтому пока что не тороплюсь влезать в ипотеку, чтобы купить одну квартиру по цене двух, а инвестирую.
Будущее
В ближайшее время я не хочу уходить из профессии, но возможно сменю место работы. Я устала от банка, хочется чего-то менее хардкорного и более спокойного. Но пока что у меня есть цель и я ее не реализовала, и я не сдвинусь с места, пока ее не выполню.
По хард-скиллам мне надо подтянуть автоматизацию. Многие вещи я делаю интуитивно, а хочется опираться на best practice. Меня не привлекает должность лида тестирования, поэтому свою ценность на рынке я собираюсь повышать именно путем совершенствования хард-скиллов и решения сложных технических задач.
Что касается более далекой перспективы, я вижу себя в роли тестировщика лет до 55-60. Я трудоголик и собираюсь работать до последнего, не хочу просиживать старость дома (даже если он будет на берегу Тихого океана), как это сейчас делают мои бабушки (нет, они не на берегу, они в хрущевках города-миллионника). Я буду энергичной бабулей, которая поднимает штангу в качалке и путешествует по миру (надеюсь, к тому времени ковидные ограничения снимут).
Сейчас я вижу, как набирает обороты онлайн-образование, и ютьюб часто предлагает мне освоить профессию тестировщика:) Может, лет через 20 я стану методистом в условном Скилл Боксе, а может скрам-мастером (если к тому времени аджайл не умрет). В общем, после 50 надо будет начинать думать про переквалификацию в менее техническую должность, потому что мозги будут уже не торт.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.