Как улучшить штатный звук в авто
Звук в автомобиле: как заставить штатную систему звучать лучше?
Когда обладатель прилично звучащей домашней аудиосистемы проводит много времени за рулем, то рано или поздно обращает внимание и на штатное аудио в своей машине. И приходит к выводу, что автопроизводитель слукавил, пообещав ему хороший звук, да иногда еще и приправив обещание каким-нибудь известным шильдиком. Стандартный вопрос, который при этом возникает, — «А что можно сделать, чтобы штатка нормально зазвучала?»
Под понятием «нормально звучит» каждый обычно понимает что-то свое. Для кого-то достаточно просто увеличить запас неискаженной громкости, а кто-то старается приблизиться к домашнему High End (варианты «dolbit normalno», уж простите, рассматривать не хочется). Впрочем, домашние принципы в автомобиле все равно не работают. Как минимум потому, что акустические свойства у автомобильного салона совсем другие, нежели у комнаты. И колонок как таковых тут нет, а динамики раскиданы по принципу «где место есть, там и поставили». Про акустическое оформление для них и вовсе говорить нечего — его роль играют элементы конструкции автомобиля. В общем, с «домашкой» ничего общего.
Часто маркетологи почему-то ассоциируют качество аудиосистемы с количеством динамиков в ней
Отсюда, кстати, и бытующее среди злых языков утверждение, что автомобильный High End — это абсурд, и построить в автомобиле аудиосистему высокого класса невозможно в принципе. Лично мне такой подход не очень нравится, ну не люблю я проводить в машине два-три часа в день, стоя в городских пробках, слушая одно лишь только радио. И, думаю, я не один такой. А значит, будем искать другие решения, не домашние. И, как показывает практика, такие решения существуют.
Наверное, было бы неправильно сваливать всё в одну статью. Объяснить за один раз все нюансы построения звука в автомобиле — это что-то из области «Квантовая физика в двух словах». Но выбрать правильное направление, чтобы сделать правильный первый шаг к хорошему звуку – это, пожалуй, уже половина успеха. С этого и начнем.
Я бы не стал утверждать, что все штатные системы звучат скверно. Есть много интересных и действительно прекрасно звучащих. Но, к сожалению, с одним большим недостатком — чудовищной стоимостью
Первым делом нужно определиться, а что, собственно, нам нужно. Если есть желание сделать систему действительно высокого класса, то в любом случае простыми средствами не обойтись, придется подходить к вопросу комплексно и готовиться к приличным финансовым вливаниям. Если же задачи сравняться по звучанию с многокилобаксовыми домашними системами не стоит, то можно подходить поэтапно. А вот на каком этапе остановиться — это уже дело каждого. Начнем с простого.
Уровень первый. Шумоизоляция
Да-да, это самый первый пункт при любом апгрейде штатной аудиосистемы. Хочешь слушать музыку — первым делом избавься от лишних звуков. Кстати, речь не столько о стороннем шуме, сколько о кузовном. Посмотрите на домашнюю колонку. Прочный корпус, лишенный призвуков. Звук излучает лишь то, что должно излучать звук, а что не должно — держится монолитно. А теперь взгляните где и как установлен любой автомобильный динамик и что является для него корпусом. Чаще всего он закреплен на какой-нибудь металлической панели, а в худшем случае и вовсе на пластиковой обивке. А корпус такой «колонки» — это дверь или какая-нибудь кузовная ниша. Жесть, да и только. Кстати, в прямом смысле этого слова.
Самый простой способ улучшить акустические условия работы динамиков и избавиться от ненужных резонансов и прочих призвуков металла — использовать вибродемпфирующие материалы. Они обычно делаются на основе битума или каучука, часто с какими-нибудь добавками. Их главная особенность — высокая внутренняя вязкость. В основном это просто листовые материалы, которые раскраиваются прямо по месту и тщательно прикатываются к металлу. Но иногда такие материалы бывают и в виде мастик.
Обработка вибродемпфирующими материалами устраняет призвуки металла и улучшает условия работы установленных динамиков
Вибродемпфирующие материалы потяжелее и пожестче эффективнее, но с ними и работать тяжелее, так что не все мастера их любят. С теми, что потоньше и полегче, работать проще, но от них и эффект не настолько высок. Оптимум, как правило, где-то посередине.
Разного рода легкие вспененные и волокнистые материалы можно рассматривать лишь факультативно, они работают несколько иначе, и на поглощение вибраций металла особого влияния не оказывают.
Уровень второй. Замена штатных динамиков
Вот тут нужно быть очень осторожным. Это то еще поле с граблями, с закрытыми глазами не побегаешь. Такой вариант апгрейда применим далеко не всегда. Если заменить одни лишь динамики и оставить все остальное, то далеко не факт, что система «запоет». Больше того, в каких-то случаях результат может оказаться и вовсе отрицательным. Штатная аудиосистема хоть сама по себе и невысокого класса, но в ней все подобрано друг к другу и сбалансировано.
Понятно, что аудиосистема — далеко не приоритетный элемент при проектировании автомобиля, но иногда способы установки штатных динамиков просто удивляют. На фото — штатный динамик BMW, который был закреплен просто с внутренней стороны обивки и прикрыт легким кожухом
Одна из хитростей, к которой прибегают автопроизводители — уменьшенный импеданс акустики. Вообще, в автомобильном аудио самая распространенная акустика — 4-омная, а вот в «штатках» нередко используют 2-омную. Все для того, чтобы форсировать дохлый штатный усилитель и чуть поднять запас по громкости. Замените такие динамики более привычными 4-омными, и получите тихую систему, и все попытки увеличить громкость будут сопровождаться ростом искажений.
Но это еще ладно, среди aftermarket акустики полно 2-омной. Не наступить бы на другие грабли — скорректированный сигнал. Это, кстати, одна из «фишек» многих брендовых штатных систем — там не компоненты лучше, а именно коррекцией компенсируют особенности дешевых динамиков и недостатков их акустического оформления. Замените в такой системе динамики, и такая коррекция будет уже неуместна.
Но не нужно пугаться и совсем отбрасывать этот вариант. Сегодня можно найти множество комплектов акустики, которые ориентированы специально под определенные марки и модели автомобилей. В основном, на европейские, в этой части света такой апгрейд наиболее востребован.
Видеоролик демонстрирует легкость апгрейда штатной аудиосистемы простой заменой ОЕМ-динамиков на комплект, специально разработанный для конкретной марки автомобиля:
Уровень третий. Апгрейд без замены штатного головного устройства
Если все эти «цветочки» с динамиками кажутся вам несерьезными, пора переходить к «ягодкам» — затрагивать усилительную часть системы. Главная задача, которую приходится решать в этом случае — где взять исходный нескорректированный линейный сигнал, от которого начать строить новую аудиосистему.
На самом деле, просто так вы его нигде не найдете. И единого рецепта для всех автомобилей тут просто нет, в любом случае придется обращаться к профессионалам, которые специализируются на «постановке голоса» автомобилям. По большому счету, все сводится к четырем вариантам.
Первый вариант – это «вытащить» линейный сигнал из электронных недр головного устройства. Для многих моделей этот процесс, кстати, хорошо отработан, и за относительно небольшую сумму ваше штатное головное устройство обзаводится хвостом с RCA-разъемами с тыльной стороны.
Во многих головных устройствах достать линейный сигнал несложно. Иногда, правда, его уровень невысок, и чтобы не нахватать помех на пути к усилителю, приходится добавлять небольшой выходной буфер. Но для опытного мастера это не вызывает особых сложностей
Второй вариант приходится использовать, когда нет возможности вывести «линейники». В этом случае мы оставляем в системе штатный усилитель, решительно отключаем от него штатные динамики и заводим его выходы на входы нового усилителя. Единственное требование к последнему — это наличие в нем так называемых высокоуровневых входов.
Высокоуровневые входы — это фишка исключительно автомобильной аудиотехники, дома подключать один усилитель вслед за другим вряд ли кому-то придет в голову. В машине это вынужденная мера, и пусть технически она не слишком изящна, но смысл в ней все же есть. Ведь к штатному усилителю будут подключены уже не низкоомные динамики. Его выходные каскады будут работать в совершенно другом режиме, с меньшими токами, так что и качество сигнала будет уже несколько иным. В любом случае вы получите звук лучше, чем было в штате.
Но этот вариант тоже применим не всегда. Чуть выше я уже говорил о том, что во многих системах вводится намеренная коррекция сигнала. В этом случае просто пускать «кривой» сигнал со штатного усилителя на новый смысла нет. А если штатная система и вовсе с поканальным усилением, то тут даже и кривого сигнала не найти — одни лишь частотные «обрезки».
Для таких случаев — третий вариант, с применением цифрового процессора вроде Audison bit One, Audison bit Ten, Helix DSP и т. п. Фишка этих девайсов в том, что они могут сложить из этих отдельных частотных кусков исходный аудиосигнал, убрать коррекцию (а вернее, скорректировать сигнал «в обратную сторону») и вот такой восстановленный сигнал уже отправить на новый усилитель. В умелых руках, кстати, довольно действенная штука.
Как правило, автомобильные процессоры настраиваются с ноутбука или планшета
Ну и четвертый вариант применим в машинах, в которых штатная система построена с применением MOST-шины (Media Oriented Systems Transport). Таких, кстати, нынче немало. Особенность структуры MOST в том, что все устройства (источник, усилители, мониторы, чейнджеры и т.д.) объединены единой цифровой шиной, по которой данные циркулируют по кольцу. Взять и что-нибудь убрать из такой системы нельзя, передача данных прерывается и все просто перестает работать.
При кажущейся на первый взгляд сложности на самом деле этот вариант один из самых удобных для инсталляции новой системы. Все, что понадобится — это MOST-адаптер. Он включается в MOST-кольцо как еще одно устройство, вытаскивает из шины цифровой аудиосигнал и выдает его нам «на блюдечке с голубой каёмочкой» — в виде привычного SPDIF.
Если штатная аудиосистема использует MOST-шину, то использование адаптера позволяет получить SPDIF без хирургического вмешательства в головное устройство или проводку
А дальше мы можем делать с ним всё, что душе угодно — от экономного решения «процессор + усилитель в одном корпусе» (MD.Lab AM-60.6DSP, Audison Prima AP8.9 bit, Helix P SIX DSP и т.п.) и до экстравагантных систем с внешним ЦАП и прочими аудиофильскими заморочками.
Уровень четвертый. Полная замена штатной системы
Бывают ситуации, когда не устраивает не только звучание штатной системы, но и функциональность самого головного устройства. В этом случае мысли о его замене становятся особенно назойливыми. Но это не всегда можно сделать малыми силами.
Изначально в этой Honda было установлено штатное головное устройство, интегрированное в торпедо. С помощью нештатной панели удалось установить новое головное устройство стандартных DIN-размеров
Первым делом внимательно посмотрите, что представляет собой штатное головное устройство. Если оно имеет собственный дисплей, а все органы управления аудиосистемой не связаны с остальными системами автомобиля (климат-контроль, бортовой компьютер и т.п.), то его, скорее всего, можно спокойно снять, при этом все остальные системы останутся незатронутыми.
Пусть оригинальные форма и размеры штатного ГУ вас не смущают. Во-первых, сейчас немало альтернативных головных устройств, которые выпускаются под конкретные марки автомобилей и встают в панель по принципу pin-to-pin — посадочные места и разъемы полностью совпадают. Либо можно использовать переходную рамку для установки стандартного аппарата размера 1DIN или 2DIN и адаптер со штатного разъема на стандартный ISO. Их выпускают многие производители, так что подобрать подходящий комплект обычно нетрудно. В крайнем случае, в custom-решения тоже никто не отменял.
Если на штатное головное устройство возложено много штатных функций, то его замена — очень непростая задача, простые решения есть далеко не на каждый автомобиль. На фото —комплект Alpine, разработанный специально под Mercedes
А вот если штатная «голова» объединена с другими системами автомобиля, тут уже сложнее. Далеко не факт, что на ваш автомобиль существует альтернативное головное устройство. В таком случае подход будет индивидуальным, и с большой вероятностью затратным.
Этот McIntosh стал во главе новой аудиосистемы, специально для него изготовлена установочная рамка. От штатное системы осталось только головное устройство, оно теперь выполняет роль второго по значимости источника
Но есть и еще один вариант. Он выглядит достаточно экстравагантно, но иногда это единственный способ организовать в автомобиле действительно высококачественный аудиоисточник — это оставить штатное головное устройство без изменений и установить второе. Оно в таком случае становится в системе главным, и аудиосистема строится именно от него. Штатное смещается с роли главного в системе и становится дополнительным – его выходы подключаются к AUX-входам нового головного устройства.
Путь к качественному звуку от штатной магнитолы. Наступал на все грабли.
Привет друзья! Сегодня я попытаюсь рассказать о том, как непросто добиться хорошего звука при штатной магнитоле, и тем более, при штатном усилите. Статья от новичка новичкам не судите строго.
Штатная магнитола на моем авто после препрошивки. Есть и видео и Navitel, камера и громкая связь. Менять принципиально не хочу.
Далее встал вопрос о подключении штатного усилителя к новым усилкам (Штатную голову подключить к усилкам напрямую невозможно – на ее выходах цифровой сигнал).
Варианта тут 3:
№1 Подключение через входы высокого уровня.
Самый простой и самый хреновый способ. Все вроде работает, но очень много шумов от педали газа, и куча наводок. Перекладка кабелей не помогает никаким образом, я пробовал…
Решил поставить преобразователь сигнала…
№2. Подключение через преобразователь сигнала в линейные выходы.
На рынке туча приборов известных брендов Mystery и Supra, но что такое качество, на «заводах» в подвальных помещениях пекинских провинций, не слышали. Поэтому покупаем MD.Lab SQ 5 за 1300р. Сделан добротно, шумы пропали, качество звучание стало получше. НО ОТВАЛИЛСЯ МОНОБЛОК DLS XM10. Уходит в защиту, паршивец, при подключении по RCA. Думал входы подпалены, отвез электрику – говорит все «ОК!». Не совместим блок SQ 5 с DLS XM10, из –за особенностей линейного входа =(.
Варианта было у меня два… 1. Меняем совершенно здоровый моноблок на другой, имхо дурное занятие. 2. Выкидываем MD.Lab Sq5, ставим процессор Audison Bit Ten решающий все проблемы.
№3. Согласовав покупку Audison Bit Ten с земноводной, душившей меня, я, мягко говоря не прогадал.
Сразу по подключению вывалились 2 проблемы штатной магнитолы, которые НЕ МОЖЕТ решить ни блок преобразователь в линейники, ни тем более, вход высокого уровня.
А) При выходе с штатки сигнал эквализируется под штатную акустику. Вы получаете не полную амплитуду воспроизводимых частот – а только ту, что расчитана для данного канала. Например, на передние двери «низы» порезаны относительно задних дверей – это ясно даже на слух, по крайней мере в моём IX35. В результате ваши дорогие колонки, кряхтят, пищат, звенят в самые непредсказуемые моменты. Звуковой процессор на входе все это ДЕЭКВАЛИЗИРУЕТ каждый, основываясь на прогоне тестового трека, и формирует полный сигнал, который дальше раздает через линейники. Разница после деэквализации – небо и земля
Вывод: Если сами хотите, чтобы прослушивание музыки в вашем авто приносило какое-то удовольствие ЗАБУДЬТЕ ПРО ВХОДЫ ВЫСОКОГО УРОВНЯ В УСИЛИТЕЛИ, даже не рассчитывайте на них.
Переходники на линейники – полумера. Да шумов не будет, но и частоты будут порезаны, а уровень сигнала, идущий на усилки, откалиброван не будет. А клип на преобразователе = пердение низких частот и свист высоких.
Все решает процессор, и если пройти как я, наступая на все грабли, результат покажется просто фантастическим. Особенно при правильной настройке. Но это уже совсем другая история.
[2] Бюджетное улучшение штатного звука (часть 1, философская)
Продолжаю заниматься улучшением никудышного штатного звука в кефирыче.
Эдакий подарок жене, машине и себе. Себе – потому что поковыряться люблю. )
В процессе надумал сделать хоть сколько-нибудь содержательный пост о способах бюджетного и не очень улучшения звука в автомобиле. Я довольно много экспериментировал в этом направлении, приобрел свое представление о том что делать смысл имеет, а что нет, а так же насколько качественным звук может и должен быть, и какие решения позволят реализовать задуманное, не взрывая весь автомобиль и не вкладывая сотни тысяч денег.
Далее будет философско-теоретическая часть, я рекомендую прочесть, но желающие могут пропустить ее и перейти сразу к описанию процесса установки. В один пост все бы не влезло банально из-за количества картинок.
Для начала дисклеймер.
Звук в авто – предмет бесконечных споров и войны мнений. Мнения и взгляды разнятся кардинально. Есть водители, которых музыка за рулем отвлекает или им просто не хочется тратить деньги даже на аудиоподготовку и радио. Есть другая крайность, когда стоимость акустической системы в автомобиле человека может в несколько раз превышать стоимость самой машины.
Этот пост не о них и не для них.
Этот пост для людей, которые часто пользуются своим автомобилем, проводят в нем много времени, может просто любят его и хотели бы сделать его ощутимо лучше. Которые хотели бы, стоя каждый день в пробке по дороге на работу или с работы, слушать не коверкающее все пуканье штатной аудиосистемы, а любимую музыку в пристойном качестве.
Вариант «воткнуть овалы в заднюю полку» не подходит, так как это лишь усилит какофонию в салоне авто и увеличит громкость. Вариант «начать с полной шумоизоляции» тоже не подходит, т.к. трудозатраты на разборку, проклейку и сборку салона, а так же затраты на материалы для шумоизоляции будут просто эпическими для нормального автовладельца. Можно купить трехполосную акустику, процессор, эквалайзер и кучу других девайсов потратив на это сотню тысяч, только этого мало. Чтобы такая аппаратура играла на свои деньги, нужно потратить еще недели работы на подготовку, установку, настройку. А без этого дорогие компоненты будут играть едва лучше «колонок с авторынка». Это тоже не вариант. Вышеперечисленное – крайности. Таким образом, главным критерием в улучшении звука, как и везде, является соотношение цена/трудозатраты/результат.
Итак, что я подразумеваю под бюджетным улучшением звука:
1) Бюджет от 5 до 15 тысяч
За эти деньги можно приобрести все необходимые компоненты нормального качества (в зависимости от запросов и конкретного авто). Конечно, можно считать что хорошо звучать будет только трехполосная компонентная акустика за 50 тысяч рублей, но практика показывает что 90% людей разницу между такой акустикой за 50 тысяч и хорошей двухкомпонентной акустикой за 5 тысяч не почувствуют. Более того, прдепочтения у всех индивидуальные, кому-то покажется что лучше та, что дешевле!
2) Невысокие трудозатраты
Невыскоие трудозатраты –это около 6-8 часов на установку всех компонентов. 6-8 часов – это 1 день работы профессионала-установщика или 2-3 дня неспешной работы любителя, например на даче с другом под пиво. Вполне себе по-божески. Может получиться и меньше, но это вряд ли. Если кажется, что это много, то поинтересуйтесь у профессиональных установщиков или любителей автозвука, сколько времени и средств съест грамотная инсталляция акустики более высокого уровня.
3) Универсальность и возможность реализации на ШТАТНОМ головном устройстве
Обычно любое улучшение звука в авто ассоциируют с заменой штатной магнитолы на что-либо более продвинутое, хотя бы оснащенное аналоговыми выходами («тюльпаны»). Да, такой способ позволяет вывести звук с источника (диск или флешка), минуя встроенный в магнитолу усилитель. Этот встроенный усилитель обычно сильно коверкает и уродует звук, обойдя его можно добиться ощутимого улучшения звука. Но не каждый автовладелец согласится на замену штатной магнитолы. Причин – множество. Начиная от того, что штатные магнитолы вписаны в дизайн приборной панели, заканчивая тем, что сняв ее, он лишится штатной навигации и прочих функций. Не каждому понравится торчащая инородная панель китайской магнитолы с кислотной подсветкой. Да и свиснуть могут. К тому же стоимость замены магнитолы довольно сильно увеличила бы бюджет (в районе 5 тысяч минимум, а это большая часть всего запланированного бюджета).
4) Возможность снять систему за короткий промежуток времени
Компоненты системы монтируются таким образом, что перед продажей авто их можно демонтировать с минимальными усилиями и забрать с собой. Зачем? Ну, во-первых, можно продать, вернув хоть часть денег. Поверьте, если продать их вместе с машиной, цены ей это никак не добавит. Во-вторых, систему можно переставить на следующий свой авто. Со временем можно экспериментировать, подбирать компоненты под себя. Систему, которую годами затачивал под себя, звучание которой очень нравится жалко будет отдавать.
5) Ощутимое улучшение звука
Ну тут, собственно, все ясно: бледное и плоское штатное звучание надо сделать посочнее, добавить давления и красок. Об этом сейчас поподробнее.
Что влияет на качество воспроизведения звука в авто?
Во-первых, это качество компонентов, которые этот звук воспроизводят. К ним относится:
— сам носитель и качество записи на нем (радио, диск, флешка, качество записанных файлов);
— магнитола ( качество используемых в ней схем и компонентов, мощность выходного сигнала, величина искажений);
— звукоизлучатели (колонки, воспроизводимая ими мощность, материалы изготовления);
— соединительные кабели и прочие элементы звукового тракта, которые искажают сигнал (качество и сечение проводов, наличие в цепи дополнительных усилителей, эквалайзеров и т.п.)
Вобщем: чтобы получить качественный звук нужны качественные компоненты.
Во-вторых, на качество звука так же влияет среда. Звук имеет свойство отражаться, а вот от чего и сколько раз он отразится и в каком виде дойдет до уха слушателя – это ключевой момент. В среде формируется звуковая сцена, то ест то, как наш мозг воспринимает звук. Идеальная звуковая сцена происходит из естественных условий: перед вами стоит человек, поет и играет. Если вы закроете глаза, ваш мозг четко сможет определить точку, из которой исходит звук – перед вами, на уровне головы. Это высокие частоты. Низкие частоты отражаясь от стен звучат будто вокруг. Именно к такой звуковой сцене нужно стремиться, чтобы получить качественный звук. Автомобиль – это очень неблагоприятная среда для прослушивания музыки. Вибрирующая жестяная банка с кучей разных материалов, электронных узлов, дающих наводки, то разогревающаяся, то промерзающая, которая к тому же, еще и едет.
Место водителя расположено несимметрично относительно центра, возможность свободно передвигать излучатели и устанавливать их куда захочется отсутствует. Панели кузова вибрируют при движении и отражая звуковые волны, панели салона дребезжат. Одним словом – это АД. Попробуйте громко послушать музыку в неподготовленном авто и через полчаса у вас начнет раскалываться голова от того, что мозг получает тысячи паразитных шумов, отраженных звуковых волн и лишних колебаний. Особенно если у вас хороший слух.
Имея ввиду все вышесказанное можно попробовать улучшить ситуацию со звуком в своем авто, что я и попробую сделать в следующем посте.