Как управлять грузовиком вольво
Правила вождения фуры
Любая крупногабаритная и тяжелая техника, находящаяся в движении, значительно повышает уровень опасности на дороге. Управление грузовиком на трассе – трудный процесс. Чтобы водить фуру, надо обладать особыми навыками и знаниями, которые появляются лишь с опытом.
Особенности и сложности вождения фур
К простым грузовым автомобилям относятся машины, грузоподъемность которых не превышает 3,5 тонн. Управление такими транспортными средствами идентично вождению легковушек. Простые грузовики мягко перемещаются по городу и перевозят негабаритную продукцию или стройматериалы.
Управление большой фурой включает в себя ряд особенностей, которые будут рассмотрены ниже.
Начало движения
Для того чтобы узнать, как правильно зимой водить фуру, нужно освоить азы управления габаритными транспортными средствами.
Движение необходимо начинать после прогрева двигателя до 70° и выше. Машина должна трогаться плавно, без рывков. В противном случае возникнет пробуксовка колес, увеличится износ шин, расход бензина станет не экономичным.
Если фургон груженый, то водителю следует начинать ехать только с первой передачи. С коробкой автоматической проще: не надо подбирать скорость вручную.
При начале движения на подъем начинать выжимать сцепление нужно чуть раньше растормаживания автомобиля. Некоторые коробки передач «Даф» и «Вольво» оснащены синхронизатором. Тогда переключать передачи необходимо по убыванию. Седельный тягач Вольво также имеет повышенные и пониженные КПД.
Посмотреть, как надо начинать движение на примере фуры MAN, вы сможете здесь:
При переходе со второй передачи на первую надо дважды выключать сцепление с периодическим кратковременным нажатием на педаль управления подачи топлива. В противном случае шестерня может выйти со строя.
Движение задним ходом можно начинать только после полной остановки автомобиля.
Повороты
Радиус поворота фуры длиной 20 м схема выполнения. Выполняя поворот, следует помнить одно правило – прицеп постоянно смещается к своему центру, а соответственно радиус выполняемого маневра достаточно велик.
Опасная ситуация в управлении чаще всего возникает при езде по городу: дороги не широкие и имеют небольшой радиус поворота. Некоторые модели прицепов и полуприцепов «Скания» оснащены поворачиваемыми колесами, позволяющими упростить процесс вождения.
Посмотрите, как правильно выполнить поворот на фуре:
Задний ход
Как загнать фуру задним ходом? Управлять фурой, движущейся задним ходом, нелегко. Для этого нужна практика. Основная сложность – толкательная сила, которая постоянно уводит прицеп в сторону. Водитель должен внимательно следить за положением ведущих колес и направлять их.
Быстро научиться управлять фурой, движущейся задним ходом, не получится. Для ускорения процесса желательно посмотреть обучающее видео или получить уроки мастерства у опытного специалиста. Сделать это можно прямо тут:
Торможение
Находясь за рулем, следует помнить, что остановка автомобиля в летний и зимний периоды имеют свои особенности.
Выполняя длительный подъем, необходимо заранее подобрать и включить ту передачу, на которой он будет выполняться. При спуске следует избегать разгона. Чем больше скорость – тем тяжелей остановить машину. При необходимости можно воспользоваться служебным торможением или снизить скорость путем понижения передачи на коробке.
Разъяснение, как пользоваться моторным тормозом, можно посмотреть тут:
Остановка
Управляя грузовиком и готовясь к остановке, необходимо снижать скорость хода заблаговременно. Это даст запас тормозного пути.
Важно учитывать качество дорожного покрытия и погодные условия. Так, к примеру, тормозной путь на влажной дороге будет гораздо выше, нежели на сухом асфальте.
Выбор скоростного режима
Основная составляющая безопасности движения на дороге – выбор скоростного режима. Поэтому фуры имеют ряд скоростных ограничений:
Бывали случаи, что водители фур шли на обгон со скоростью 90 км/ч, в результате чего случалось ДТП.
Тормозной путь
Управление фурой – тяжелый и сложный процесс, включающий в себя ряд особенностей. Остановить автомобиль на сухом асфальте сможет каждый, а вот на скользкой поверхности – большинству необходимо учиться. Часто в нашей стране используют барабанные тормозные системы. Они немного хуже дисковых, которые распространены в Европе.
Тормозной путь грузовой машины, движущейся со скоростью 80 км/ч, от момента торможения до падения скорости в ноль на барабанных тормозах составит 60 м, на дисковых – 45 метров.
Казалось бы, разница небольшая, но она может кому-то спасти жизнь. На тормозной путь влияет состояние шины, используемых покрышек и подвески.
Посмотреть, как выглядят тормозные пути разных фур, и сравнить их, можно тут:
Эффект складывания
При движении автотранспортного средства порой возникает ситуация, когда прицеп, который в разы тяжелее автомобиля, пытается сохранить траекторию движения независимо от того, куда направляется машина. Колеса начинают пробуксовывать, сцепление с дорогой ослабевает и прицеп «несет». Как следствие возникает эффект складывания – кабина поворачивает, а прицеп едет по прямой.
Чаще всего такие моменты заканчиваются трагично. На их возникновение влияет ряд факторов, в том числе и мастерство водителя по управлению грузовиком.
Предлагаем вашему вниманию видео со складыванием фур:
Научиться ездить на фуре – несложно, а вот грамотно рулить куда тяжелее. Так, к примеру, если шофер опытен, то он при заносе среагирует моментально. Основные причины возникновения складывания – заснеженная обочина или лопнувшее колесо. Поэтому техническое состояние автомобиля должно находиться на высшем уровне.
Главные правила
Каждое второе ДТП случается по вине водителя. Авария с участием автопоезда имеет ряд последствий, а порой и летальные исходы. Поэтому основная задача водителя – избежать опасных ситуаций на дорогах.
Для водителей фур был разработан ряд негласных правил:
Где учиться
В поиске ответа на вопрос «Как правильно водить фуру?» необходимо рассматривать всевозможные варианты. Научиться виртуозно управлять транспортным средством можно, пройдя курсы вождения в автошколе, где основной уклон делается на езду с инструктором.
Для экономии времени посмотрите бесплатный учебный материал на «Ютуб». Например, вот такой:
Для тех, кто хочет получить азы вождения в домашних условиях, были созданы онлайн-симуляторы. Они имеют ряд разновидностей, продуманы и реалистичны.
Советы опытных дальнобойщиков
Кто-то работает на заводе, кто-то – предприниматель, а кто-то всю жизнь крутит баранку, то есть является дальнобойщиком. Некоторые бывалые водители поделились советами:
Работа дальнобойщиком – нелегка и требует особых навыков вождения. Вождение фуры – целая наука, и теоретических знаний мало. Чтобы стать профессионалом в перевозке, очень важно применять полученные факты на практике.
Советы водителю Volvo FH с 2012 года (+ обновление 2016 года)
6. Советы водителю
Рабочее место
Управление грузовым автомобилем – это сложная и ответственная работа. Надлежащая организация рабочего места водителя помогает вам безопасно и эффективно управлять автомобилем во время длинных и напряженных рабочих смен, а также в тяжелых условиях движения.
Забота о собственной безопасности
Чтобы обеспечить максимальную защиту в случае ДТП, следует в обязательном порядке пристегивать ремень безопасности. Во многих странах требование об обязательном использовании ремней безопасности установлено законодательно.
Складывайте вещи в вещевые отделения. Незакрепленные объекты представляют опасность, если вы намереваетесь выполнить аварийную остановку или попадаете в аварию.
Сохранение правильной посадки
Очень важно занять правильное положение за рулем: посадка должна быть удобной и обеспечивать хороший обзор во время движения. Руки и спина не должны быть напряжены. Ваша поза должна быть естественной. Прежде чем отправиться в рейс, потратьте несколько минут, чтобы отрегулировать под себя положение зеркал заднего вида, рулевого колеса и сиденья.
Во время дальних рейсов следует регулярно менять позу.
При движении по неровному дорожному полотну посадка с наклоном назад может оказаться неудобной для спины и шеи, поэтому выпрямите спинку сиденья и подголовник. Также выпрямите свою посадку в ситуациях, когда вам требуется лучший обзор вокруг автомобиля.
Адаптируйте рабочее место водителя в кабине для обеспечения комфорта.
Чтобы быстро охладить или прогреть воздух в кабине с помощью системы климат-контроля, переключите ее в режим рециркуляции.
Используйте стояночныйотопитель, чтобы быстро прогреть холодную кабину во время движения.
Для поддержания комфортной температуры воздуха в кабине в жаркую погоду при неработающем двигателе можно использовать встроенный стояночный кондиционер.
Включать сигнализацию можно даже на то время, пока вы остаетесь в кабине. Для этого необходимо лишь отключить датчик движения.
Начало движения
Существует ряд рекомендаций, которые позволят вам сэкономить топливо и снизить износ деталей и узлов автомобиля.
Прогрев двигателя
По возможности избегайте холодных пусков двигателя.
Используйте функцию предпускового подогрева на автомобиле, если требуется запустить холодный двигатель. В этом случае в цилиндры двигателя будет подаваться предварительно нагретый воздух, что позволит облегчить пуск и снизить токсичность отработавших газов в момент пуска.
Не следует разгонять холодный двигатель до высоких оборотов. Чтобы прогреть двигатель, не следует ждать на стоянке, оставив его работать на холостых оборотах. Для этого рекомендуется плавно начать движение, поддерживая низкую частоту вращения двигателя.
Надлежащий способ пуска
Чтобы не допустить отката автомобиля назад во время трогания на уклоне, включите систему облегчения начала движения на подъеме.
Эксплуатация в условиях города
В городе дороги обычно гораздо более загружены, чем за городом. Здесь также гораздо шире разнообразие транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Все это усложняет работу водителя, требуя от него предельного внимания и специальных навыков управления для поддержания высокого уровня безопасности и низкого расхода топлива.
Планирование поездки
Основное правило управления автомобилем в черте города – планирование поездки для предотвращения ненужных остановок. Уменьшайте скорость заблаговременно, когда приближаетесь к кольцевой развязке, перекрестку или любым другим объектам, где вам, возможно, придется остановиться. Таким образом, вы сможете сохранить более высокую скорость после прохождения этого участка.
В плотном транспортном потоке не следует злоупотреблять использованием круиз-контроля. При неправильном использовании это может привести к торможению или ускорению без необходимости на то, что ведет к увеличению расхода топлива.
Адаптация скорости движения
Адаптируйте скорость в соответствии с характером движения вокруг, как на дороге, так и рядом с ней (например, при пересечении велосипедных дорожек). Чрезмерная скорость часто ведет к возникновению неожиданных ситуаций, которые могут потребовать остановки или вызвать другие проблемы. Путем адаптации скорости движения вы сможете сэкономить топливо и снизить риск возникновения несчастных случаев при сохранении или даже повышении средней скорости движения.
Активируйте функцию взаимодействия тормозных систем путем перевода рычага вспомогательного тормоза в положение A и использования педали тормоза, когда требуется выполнить торможение.
Наблюдение за своим грузовиком
Многие ДТП происходят с участием грузовых автомобилей и незащищенных участников дорожного движения, таких как велосипедисты и пешеходы. Правильно отрегулированные зеркала заднего вида позволяют наблюдать за ситуацией вокруг автомобиля, однако следует помнить о мертвых зонах за автомобилем и перед ним, а также со стороны пассажира.
Ваш автомобиль укомплектован звуковым сигналом предупреждения о движении задним ходом, который позволит избежать дорожно-транспортных происшествий в таких ситуациях. Не забывайте включать его. Тон звукового сигнала предупреждения о движении задним ходом можно настроить на высокий, низкий или бесшумный (отключенный звуковой сигнал предупреждения о движении задним ходом). Отключайте звуковой сигнал предупреждения о движении задним ходом только в контролируемых условиях, когда это действительно оправдано.
При маневрировании задним ходом используйте камеру заднего вида.
Погрузка и разгрузка
Используя различные параметры пневматической подвески, можно существенно облегчить погрузочно-разгрузочные операции и сократить время их выполнения.
Использование пневматической подвески
Вы также можете использовать пневматическую подвеску для наклона прицепа в направлении, которое облегчает погрузку и разгрузку.
Если пневматическая подвеска отрегулирована неправильно, при быстром выполнении погрузки или разгрузки очень тяжелых грузов, например контейнера, подвеска может быть повреждена. При выполнении погрузки поднимите пневматическую подвеску на самый высокий уровень. При выполнении разгрузки опустите ее на самый низкий уровень.
Надежное закрепление груза
Движение по загородным трассам
Планируйте дальние поездки так, чтобы они были эффективными и экономичными.
Помните, что наличие множества подъемов и поворотов на пути следования ведет к увеличению расхода топлива.
Поддержание постоянства скорости
Круиз-контроль, которым оснащен ваш автомобиль, хорошо помогает поддерживать постоянство скорости движения.
Адаптивный круиз-контроль позволяет поддерживать постоянную дистанцию до идущего впереди транспортного средства, однако использовать его следует только на скоростных магистралях и федеральных трассах.
Чтобы продлить срок службы рабочей тормозной системы, чаще используйте вспомогательную тормозную систему.
Для выполнения контролируемого торможения вы также можете использовать функцию взаимодействия тормозных систем. Взаимодействия тормозных систем помогает вспомогательной тормозной системе при торможении. Переведите рычаг вспомогательного тормоза в положение A.
Использование продуманного ускорения
То, где вы выполняете ускорение, дает больший вклад в увеличение расхода топлива, чем то, как вы это делаете. Если возможно, избегайте ускорения на склонах.
При ускорении руководствуйтесь показаниями тахометра и поддерживайте обороты двигателя в зеленой зоне. Используйте тягу двигателя при низкой частоте вращения двигателя. Соблюдение этих рекомендаций позволит сэкономить топливо и снизить износ двигателя и коробки передач.
Уменьшение сопротивления
Адаптируйте скорость движения и не двигайтесь быстрее, чем это действительно необходимо. Чем выше скорость движения, тем выше сопротивление встречного потока воздуха и, как следствие, расход топлива. Помните, что увеличение скорости на 10% приводит к увеличению аэродинамического сопротивления на 20%. Можно уменьшить аэродинамическое сопротивление автомобиля, используя спойлерVolvo.
Сопротивление качению — это один из важнейших факторов, влияющих на расход топлива. Используйте надлежащие шины и убедитесь в том, что они в них присутствует надлежащее давление.
Если автомобиль не загружен или масса груза незначительная, можно поднять мост тележки. Это позволяет снизить общее сопротивление качению и, как следствие, расход топлива.
Движение по холмистой местности
Экономичное движение в гору
Слегка выжмите педаль акселератора точно перед холмом, чтобы подготовить двигатель к подъему.
Используйте I-Shift в автоматическом положении (A) и выберите Экономичный режим (E или E+) при движении в гору. Поддерживайте частоту вращения двигателя такой, чтобы стрелка тахометра не выходила за пределы зеленой зоны.
На вершине холма можно сэкономить много топлива без слишком заметного снижения средней скорости. Отпустите педаль акселератора перед тем, как достигнете вершины холма и дайте автомобилю возможность перевалиться через вершину.
Использование приемов движения под гору
Дайте автомобилю возможность катиться вниз и введите в привычку полностью снимать ногу с педали акселератора. По возможности используйте участки спуска, если вам необходимо ускориться.
Постарайтесь разогнаться да такой скорости, которую возможно получить при спуске. Вы можете сэкономить много топлив, если после спуска следует подъем. Не забывайте о необходимости следовать действующему законодательству и ограничениям скорости.
Для поддержания необходимой скорости на спуске используйте вспомогательный тормоз.
Использование системы I-See
Если движение небольшое, для достижения лучшей экономии топлива можно использовать круиз-контроль с I-See при уровне ECO 3.
Движение по скользким дорогам
Адаптация скорости движения
Несмотря на то, что автомобиль оснащен различными функциями для облегчения движения на скользких дорожных покрытиях, самым важным фактором безопасности всегда является адаптация скорости движения в соответствии с дорожными условиями.
Использование вспомогательных систем автомобиля
Противобуксовочная система
Противобуксовочная система (TCS) автоматически предотвращает пробуксовку ведущих колес. Если вы сталкиваетесь с ситуацией, когда вам требуется дополнительное действие противобуксовочной системы, например, при движении по песку или снегу, вы можете включить функцию TCS для бездорожья. Систему TCS также можно полностью отключить.
Не забудьте отключить функцию TCS для бездорожья или включить ее, когда достигнете скользкого участка.
Блокировка дифференциала
На очень скользких поверхностях можно активировать блокировку дифференциала, чтобы вращение колес происходило с одинаковой скоростью. При заблокированном дифференциале следует особенно аккуратно управлять автомобилем. Покидая опасный участок, не забудьте отключить блокировку. Если продолжить движение по обычной дороге с заблокированным дифференциалом, можно повредить ведущие мосты и колеса.
Нагрузка на тележку
Чтобы обеспечить лучшее сцепление на скользкой дороге, можно временно перераспределить нагрузку на тележку, чтобы больше загрузить ведущий мост. Этой функцией можно воспользоваться, если автомобиль застрял, а также в обычных условиях, когда требуется немного увеличить сцепление с дорогой, чтобы уверенно двигаться вперед.
Движение по зимним дорогам
Есть несколько важных вещей, которые следует иметь в виду при движении по зимним дорогам.
Обратите внимание на дорожные условия
Адаптируйте скорость движения исходя из текущих дорожных условий и видимости. Если дорога скользкая, есть функции, которые могут помочь справиться с дорожными условиями.
Поддержание ветрового стекла в чистоте
Если окна запотели или на них образовалась наледь, для очистки стекол можно перевести кондиционер в режим устранения обледенения. Например, во время снежных бурь поток воздуха следует направлять только в пол, чтобы не растапливать попадающий на ветровое стекло снег, т. к. под действием встречного ветра он сразу же превратится в лед.
Чтобы очистить зеркала заднего вида от наледи или снега, можно воспользоваться функцией подогрева зеркал.
Использование цепей противоскольжения при необходимости
Следует помнить, что на переднем мосту цепь противоскольжения следует устанавливать только со стороны пассажира, чтобы не повредить продольную рулевую тягу, установленную со стороны водителя.
Движение в условиях повышенной запыленности и задымленности
Использование режима рециркуляции воздуха в кабине
Чтобы не допустить проникновения в кабину пыли и дыма, можно включить режим рециркуляции в системе климат-контроля. Режим рециркуляции следует включать только на короткое время.
Временно отключите датчик дыма в кабине.
В условиях повышенной запыленности можно на время отключить датчик дыма в кабине. Не забудьте включить датчик дыма, когда вы покинете пыльную среду.
Парковка
Предотвращение ненужной работы двигателя на холостом ходу
Введите в привычку выключать двигатель, когда автомобиль неподвижен, если не используется коробка отбора мощности. Обычно на холостом ходу расходуется прибл. 5% от общего расхода топлива, поэтому рекомендуется избегать работы на холостом ходу в течение длительного времени.
В большинстве случаев автомобилю следует дать поработать на холостом ходу, прежде чем выключать его. Исключение составляет период после продолжительной работы в режиме высокой нагрузки, когда грузовик следует оставить на холостом ходу в течение прибл. 3 минут перед выключением двигателя.
Если автомобиль эксплуатируется в условиях холодного климата (при температуре ниже 0 °C), следует подождать 90 секунд, прежде чем переводить главный выключатель электрической системы автомобиля в выключенное положение. После этого раствор мочевины AdBlueAdBlue будет удален из системы. Нет необходимости оставлять двигатель в работе в течение этого времени.
Безопасная парковка автомобиля
Используйте стояночный тормоз.
Во время стоянки автомобиля или в случае оставления места водителя следует всегда включать нейтральную передачу, N.
Шины могут нагреваться после длительного движения. При парковке на зимних дорогах с уклоном шины могут расплавить поверхностный лед, и автомобиль может начать скользить. Всегда старайтесь парковать автомобиль на горизонтальном участке. Если вы должны припарковаться на уклоне, сначала остановитесь и дайте шинам возможность остыть в течение нескольких минут. Затем переместите автомобиль на пару метров к месту парковки.
Заправка топлива и реагента AdBlue
Останавливаясь для заправки топлива, следует выполнять ряд проверок.
Останавливаясь для заправки топливом, вы имеете возможность выполнить ряд проверок на автомобиле.
Давление воздуха в шинах
Проверяйте давление воздуха в шинах при каждой заправке, но не реже одного раза в 14 дней. Неправильное давление воздуха в шинах ведет к их ускоренному износу и увеличению расхода топлива. Управляемость автомобиля также может ухудшиться.
Проверка шин
Проверяйте давление воздуха в шинах при каждой заправке, но не реже одного раза в 14 дней. Неправильное давление воздуха в шинах ведет к их ускоренному износу и увеличению расхода топлива. Управляемость автомобиля также может ухудшиться.
Также проверьте глубину и износ протектора.
Проверка уровня раствора мочевины AdBlue
Выработайте привычку проверять при заправке уровень в баке AdBlue. Эксплуатация двигателя без впрыска AdBlue может привести к выходу из строя системы нейтрализации отработавших газов.
Будьте осторожны и вытрите все следы проливания, имевшего место при дозаправке AdBlue. Раствор может реагировать с некоторыми металлическими поверхностями. Бак AdBlue предназначен только для AdBlue. Заправка в этот бак другого топлива или попадание в него грязи может вывести из строя двигатель и топливную систему.
Паромная переправа
Выпустите воздух из пневмобаллонов и отключите пневматическую подвеску.
Чтобы быстро и эффективно спустить воздух из пневматических опор, используйте автоматический режим «Ferrylevel» (Паромная переправа).
Парковка автомобиля безопасным способом
Надежно закрепите автомобиль и находящийся в нем груз, чтобы во время переправы они не смогли свободно перемещаться.
Отключите датчик движения системы противоугонной сигнализации, чтобы сигнализация не сработала во время переправы автомобиля на пароме из-за раскачивания.
Техническое обслуживание и ремонт
Своевременное проведение регламентного обслуживания и поддержание автомобиля в исправном состоянии позволяет сократить эксплуатационные расходы. Использование рекомендуемых компанией Volvo топлива и масел позволяет продлить срок службы двигателя и добиться от него максимальной отдачи.
Проконсультируйтесь с представителем сервисного центра Volvo, чтобы составить индивидуальный график технического обслуживания для вашего автомобиля.
Проверка углов установки колес
Регулярно проверяйте углы установки передних колес, а также мостов самого тягача и прицепа. Правильная регулировка углов установки колес позволяет снизить расход топлива и износ протектора шин. Износ шин будет минимальным, если они не перегружены и нагрузка на них распределена равномерно.
Проверка влагоотделителя
Для поддержания пневматической системы грузовика в рабочем состоянии следует регулярно проверять работу воздухосушителя, регулярно сливая конденсат из воздушных ресиверов. Если из воздушных ресиверов выходит вода, фильтрующий элемент фильтра воздухосушителя следует как можно скорее заменить.
Шипение во время стравливания давления в зимних условиях указывает на работу нагревательного элемента пневматической системы.
Облегчение выполнения текущего ремонта и технического обслуживания
При замене колес, например в случае прокола, можно использовать пневматическую подвеску, чтобы облегчить выполнение замены.
Если необходимо отключить аккумуляторную батарею или некоторые элементы системы противоугонной сигнализации таким образом, чтобы сигнализация при этом не сработала, можно перевести систему сигнализации в режим обслуживания.
Если отсоединяются батареи, важно, чтобы грузовик находился в режиме работы «Припаркован»