Как устроены кнопки на руле авто
Установка беспроводных кнопок управления магнитолой (Мультируль)
Давно мне не хватало управления магнитолой с руля.
Смотрел различные варианты — замена руля на руль с кнопками, установка кнопок в штатный руль с перетяжкой и т.д. Ни один из вариантов мне не подходил по разным причинам.
Пошарил по алику и встретил различные варианты кнопок на руль.
Приглянулся вот этот.
Сразу заглянем под «капот»)
Перед нами провода подключения блока кнопок к магнитоле.
Заглядываем на страницу товара, видим описание.
Белый и черный — минус, зеленый и синий — выводы кнопок. Ну и красный питание +12в.
Все круто, но мой Kenwood bt304 имеет только один провод для подключения Мультируля.
В мануале ничего не сказано про тип подключения и тд. Думаю, ну резистивный тип какой-нибудь по одному проводу. Соединяю Key1 и Key2 вместе, подключаю, но увы чуда не произошло, магнитола отказывается принимать кнопки (ничего не происходит).
Начинаю шерстить интернет, понимаю, что кенвуд хочет принимать на этот провод цифровой сигнал в виде NEC формата.
Понимаю, что нужен адаптер/переходник. Начинаю искать, нахожу на алике, но цена кусается, да и ждать надо опять.
Принимаю решение писать адаптер самостоятельно, о чем написал и расписал тут: Адаптер резистивных кнопок (Мультируль) для магнитол Kenwood на Arduino
Программируем, паяем, собираем, проверяем. Все работает, ура!
Питание адаптера подключил через dc/dc преобразователь mini360. Подпаялся к питанию блока кнопок.
Все усадил в термоусадку, включая адаптер (ардуино).
Все это затолкнул в корпус блока кнопок, конечно, размер ардуины не позволил закрыть корпус) но всегда приходит на помощь изолента) в данном случае был скотч. Конечно, можно было использовать любой другой МК, который влез бы в корпус, но имеем то, что имеем =)
Подключение питания блока кнопок + адаптер необходимо только тогда, когда включена магнитола, для того, чтобы не разряжать аккумулятор)
Поэтому адаптер подключаем на управляющий провод магнитолы, на котором появляется плюс, только в момент включения зажигания. У меня это был красный провод, у вас может быть другим, в зависимости от автомобиля!
Ставим магнитолу на место, приклеиваем кнопки на руль с обратной стороны (мне так было удобнее).
Радуемся удобству управления магнитолой)
Правила подключения мультируля
Автомобилестроение находится в постоянном процессе развития. Конструкторы постоянно придумывают различного рода усовершенствования, которые имеют своей целью максимально обезопасить и сделать наиболее комфортабельным управление автомобилем.
Одним из таких усовершенствований является установка мультируля. В данном обзоре мы ответим на вопрос, что такое мультируль и можно ли его поставить вместо обычного рулевого колеса.
Мультируль
Название мультируль является сокращением от общепринятого термина – многофункциональный руль. Что же скрывается под данным обозначением.
Как уже говорилось ранее, все автомобильные конструкторы стремятся сделать управление автомобилем очень удобным. Так, как в современных транспортных средствах имеется множество различных гаджетов и «наворотов», которые во время поездки довольно часто требуют переключений и регулировок, то водителю приходится регулярно отвлекаться на них, это в свою очередь может привести к аварийным ситуациям. Именно данный фактор явился решающим для авто-инженеров в создании многофункционального руля. Они постарались перенести часть управляющих элементов на рулевое колесо и избавить водителя от необходимости бросать руль и переключать всевозможные кнопки и рычажки.
Мультируль (многофункциональный руль) – это обычное рулевое колесо, на котором размещены и различные вспомогательные элементы управления электрооборудованием авто. В современных автомобилях это может быть очень продвинутое технологическое устройство.
Что может находится на руле
На наших дорогах можно встретить транспортные средства различного класса, естественно, что и электронная начинка таких автомобилей будет существенно различная. В зависимости от класса будут отличаться и многофункциональные рули. Так, например, в недорогом авто на «баранку» в лучшем случае вынесут управление аудиосистемой, да и то только функцию включения или выключения. Регулировку звука и другие настройки, скорее всего, придётся производить как обычно.
Если машина будет классом несколько повыше, то и на рулевое колесо скорее всего будут вынесены еще и управление регулировки климат системы, управление бортовым компьютером и круиз-контролем.
В еще более продвинутых вариантах можно встретить возможность управления с руля мобильным телефоном. Эта функция получила название «hands free» или «свободные руки». Сегодня многие смартфоны имеют возможность получить доступ к автомобильным аудиосистемам и через управление смартфоном с руля можно управлять и мультимедийной системой.
Кроме перечисленных функций, кнопки мультируля могут управлять:
Всеми этими возможностями обычно обладают многофункциональные рули в автомобилях с очень дорогой комплектацией, большинства престижных марок.
Важно помнить
Мультируль — это очень современное усовершенствование, но важно понимать, что основная функция любого руля — это управление автомобилем. В связи с этим к рулевому колесу предъявляются очень жесткие требования. Имея все усовершенствования, руль должен обязательно оставаться удобным и не лишаться своей главной функции в угоду современным веяниям. Таким образом, любые дополнительные функции не должны отвлекать водителя от управления транспортным средством.
Подключаем к рулю магнитолу
Практически все автомобили, имеющие мультируль имеют установленную штатную магнитолу. Но может возникнуть такая ситуация, что появляется желание заменить музыкальную установку на более совершенную. В таком случае нужно быть готовым к тому факту, что расположенные на руле кнопки управлять новой системой не будут. Потребуется провести некоторую работу для устранения этой проблемы. Несмотря на кажущуюся простоту предстоящих работ, подключение нештатной магнитолы может занять несколько часов. Успех и скорость работ будет зависеть от навыков работы с электроникой, в противном случае лучше всего обратиться к мастеру. Если же вы все-таки решите испытать свои силы и подключить магнитолу к мультирулю самостоятельно, то следуя нашим инструкциям, вы добьетесь поставленной цели.
Что нужно приготовить
Подбор адаптера
Адаптер необходим для корректного подсоединения нештатной магнитолы к мультирулю. Производители предлагают довольно разнообразный выбор данных устройств. Это могут быть модели, подходящие только к конкретному автомобилю или универсальные, которые можно подключить практически на любое авто.
Среди универсальных моделей наибольшей популярностью пользуется адаптер с возможностью программирования – под маркой ACV. Эти устройства выглядят как модуль небольших размеров с проводами разных цветов. Эти провода выведены наружу, что облегчает процесс соединения с проводами на колодке магнитолы. Подходят данные адаптеры ко всем магнитолам, независимо от марки, имеющим пульт дистанционного подключения и процесс программирования будет происходить непосредственно с пульта. Адаптер ACV SWI-1 позволяет сохранить все функции кнопок расположенных на руле и даже расширяет их возможности, а именно позволяет запрограммировать две функции на одну и ту же кнопку. Это достигается кратковременным или длительным нажатием.
Установка
После соединения всех проводов начинается непосредственный процесс программирования.
Некоторые умельцы решаются подключить магнитолу к рулю, не имея на нем кнопок. Перед ними встает естественный вопрос – как сделать мультируль своими руками. Это вполне возможно для тех, кто плотно «дружит» с электроникой. Всем же остальным можно дать совет – просто приобретите уже готовый многофункциональный руль, этим вы убережете себя от лишних трат времени, да и средств.
Мультируль (F.A.Q) вопросы и ответы
В связи с продажей мультирулей мне постоянно задают одни и те же вопросы, поэтому дабы не писать каждому в личку одно и то же решил сделать отдельную запись в своем блоге. Здесь собран мой опыт и мое субъективное мнение в данном вопросе, написать постарался простым языком не вдаваясь в технические подробности. Все замечания и неточности пишите в комментариях, буду вносить поправки.
Для начала опишу вопросы по Октавии A5/A5FL и соплатформенников. Все заморочки с подрулевыми блоками описаны для Октавии, Суперба, Йети. на Фабиях/Румстерах/Рапидах он не меняется так что эту часть можете пропустить.
0. Что мне нужно для установки мультируля (UPD 18.04.18)
Как оказалось многие не представляют себе ни общий список деталей ни процесс установки. До расписывания процесса установки я так и не добрался, поэтому временно выложу список деталей.
— (PQ35) Октавия А5, Йети, Суперб 2
Подрулевой блок в 99.99% случаев, провод подушки с хвостом кнопок, ну и конечно сам руль с кнопками или кнопки для рулей нового образца. Для эстетов кто хочет чтобы правая сторона руля управляла приборкой еще нужен максидот и стрекоза без кнопок БК для красоты (можно отключить программно).
— (PQ25, PQ26) Рапид (все модификации), Фабия 2, Румстер
Кнопки или руль, шлейф подушки с хвостом кнопок, пара проводов от возвратного кольца до блока предохранителей и блока комфорта. Для всех кроме Рапида с середины 2015 года нужно смотреть блок комфорта на предмет поддержки мультируля, максидот для работы правой стороны и замена стрекозы (или отключение кнопок БК механически)
— (MQB) кнопки или руль, провод подушки с хвостом кнопок, гетвей с поддержкой мультируля и обращение к ОД / знающим людям по вопрсоу снятия защиты компонентов. Наличие максидота не обязательно.
1. У меня Октавия A5FL хочу мультируль не дорого
Извините, но так бывает очень редко. Чтобы поставить мультируль в 99% случаев нужно менять подрулевой блок на аналогичный с поддержкой мультируля и стоит он иногда хороших денег. Об этом далее.
2. У меня Октавия A5 доFL хочу мультируль
То же самое что в п.1, но есть свои ограничения, штатно на доFL мультируль не будет управлять ни простым БК ни Максидотом. Но это решаемо см п. 9
3. Как определить какой подрулевой блок мне нужен?
Блоков на А5/А5FL и соплатформенников ставилось три вида www.drive2.ru/l/1098983 и у них разные посадочные места, поэтому при замене надо искать блок своей серии. Определить поддерживает Ваш подрулевой блок мультируль или нет можно из таблицы wiki.ross-tech.com/wiki/i…s#Part_Number_5K0-953-569
Информацию по более поздним блокам ищите у официалов или соклубников.
От себя скажу что мультируль поддерживают блоки 5k0-953-569-AL, 5k0-953-569-BD. Блок 5k0-953-569-AP также с поддержкой мультируля, но по замыслу производителя он для машин с МКПП, т.к. у него нет блокировки ключа в замке если АКПП стоит не в режиме паркигна. Соклубниками этот блок ставился на машину с автоматом, кроме вышеописанного других минусов не замечено.
ВНИМАНИЕ! Блок 5k0-953-569-T на Skoda не подходит, как говорится плавали, знаем! Так что не набивайте себе шишки.
4. Как мне определить какого вида стоит у меня блок?
Да проще простого, первый вариант это с помощью любимого ВасиДиагноста. Сделайте сканирование ошибок и перейдите в блок 16, там увидите надпись типа
Адрес 16: Электроника рулевой колонки (J527) Label: 5K0-953-569.clb
Part No SW: 5K0 953 507 AH HW: 5K0 953 549 B
Так вот HW: 5K0 953 549 B и есть номер вашего подрулевого блока.
Второй вариант — заходим в блок 16, кнопка Дополнительные сведения и видим картинку
Раздел Дополнительно — Номер оборудования
Вариант третий, если нет под рукой ВасиДиагноста — отщелкиваем верхнюю крышку рулевой колонки и фотографируем там шильдики а потом загоняем номера в поисковик, переходим по ссылке на наш любимый Д2 и видим кто ставил/снимал такую стрекозу и какая версия блока с ней шла.
4а. А почему Вы не указываете что можно определить блок по VIN’у (UPD 31.10.2020)
А потому что я уже не раз встречал ситуацию что по VIN выдает один вид блока, а реально стоит другой. Даже в последних версиях ЕТКА появилась вот такая запись
4б. Подобр по VIN’у мне выдает блок 5к0-953-569-Н. Значит у меня уже стоит блок с поддержкой мультируля? (UPD 31.10.2020)
Если у Вас не стоит мультируль то в 99,99% блок в реале другой, Исключений с завода не бывает, у VAGа все четко, ничего личного, просто бизнес. С завода ставится минимальная деталь, а под замену выдается максимальная. она же больше денег стоит.
5. Поставил подрулевой блок, а руль не работает, кодировать невозможно и вываливаются ошибки по блоку 16
Правильно, если Вы купили новый подрулевой блок чаще всего у него кривая для Вашей машины кодировка. Проще всего перед разборкой снять кодировку старого блока, потом после установки ввыести ее руками в новый блок, сохранить данные, а уже потом кодировать для мультируля.
6. Поставил подрулевой блок, мультируль, закодировать нечем и сигнал не работает
пока не закодируете новый подрулевой сигнал работать не будет
8. Решил обновить мультируль, поставить нового образца, а он не работает. Взял у соседа попробовать — все ок. Рули внешне одинаковые
Вам попался руль от А7, его кнопки действительно не работают на платформе pq25/pq35, у них другая система сигналов. Сами тушки рулей одинаковые, нужны правильные кнопки от Суперба/Рапида до середины 15 года или от Йети, она до сих пор на pq35. Внешне кнопки не отличимы, понять правильные или нет можно только по номеру на тыльной стороне. UPD есть другой способ, заходим в блок 16 над длинным кодированием выпадающий список, первым указан номер подрулевого блока, второй строкой номер кнопок
Какие номера где можно посмотреть тут www.drive2.ru/l/8114854/
9. Где найти кнопки нового образца для А5FL. Можно ли заставить мультируль управлять простым БК?
По первому вопросу найти можно, но сложно. С уходом в середине 2015 года с рынка всей линейки старого образца кроме Йети кнопок стало на рынке меньше на порядок. Найти можно но сложно и дорого. Сейчас они остались только у чехов и китайцев, все остальное это чаще всего найденное на удачу.
Но есть возможность заставить работать на нашей платформе и кнопки от А7.
Это специальный модуль который сканирует пакеты данных CAN шины и при поступлении сигналов от мультируля А7 добавляет в CAN шину подходящие данные руля А5. Кроме того для управления БК он добавляет данные аналогичные работе правого подрулевого переключателя. Модуль специально смонтирован в подрулевом блоке для простоты установки. По цене данный блок стоит практически столько же сколько новый блок 569й серии, но сам руль дешевле чем аналогичный для А5, поэтому есть резон ставить такие блоки тем, у кого нет мультируля, разница в цене будет практически не ощутима. Кроме того блок уже закодирован, поэтому Вам стоит только поставить его и в путь. Отчет об установке такого блока здесь www.drive2.ru/l/452453159072217970/
10. UPD У меня стоит мультируль старого образца, хочу нового образца (или руль с лепестками) поставить, нужно ли мне при этом менять подрулевой блок?
Нет, никакие блоки менять не надо, просто меняется руль, если нового образца то с подушкой. Провод подушки от А7 (три провода на колодку кнопок, а не 4 как для Йети) работать будет, не работает только с блоками серии 1к0-953-549. Руль должен быть с правильными кнопками (смотри п.8).
11. Максидот, насколько он мне нужен
Штатно мультируль не управляет простым БК, только Максидотом. Это дополнительные затраты и причина почему многие отказывались от установки мультируля. С появлением блока с кан-адаптером эта проблема ушла, поэтому возникает вопрос, насколько же он нужен. Если Вы собираетесь ставить что-то серьезное типа парк ассистента PLA или прямой контроль давления в шинах RDKS тогда без Максидота не обойтись. А вот если просто узнать какая конкретно лампочка перегорела или изменить параметры автозакрытия дверей и т.п., что можно сделать с помощью Васи Диагноста (и делается обычно единожды) думаю эта игрушка таких затрат не стоит.
12. Нашел руль от VW, будет ли он у меня работать?
Тут точного ответа дать не могу, т.к. фольксовскими рулями практически не занимаюсь. Могу только сказать что да, есть рули например от Polo которые работают на Skoda. они даже управляют простым БК. Но тут есть два минуса, во-первых это красная подсветка, а во-вторых кнопки громкости и переключения треков со штатными шкодовскими ГУ Свинг и Болеро не работают, только с Коламбусом, про Амундсен не скажу, не в курсе. Так что вместе с рулем скорее всего Вам придется еще менять и голову.
13. Как снять кнопки мультируля старого образца?
Вот так, смотрите картинки из Етки.
Многофункциональное рулевое колесо: понятие, отличительные черты
Рассмотрим принцип работы многофункционального рулевого колеса, устройство, основные виды и цена. В конце статьи видео-обзор мультируля. Рассмотрим принцип работы многофункционального рулевого колеса, устройство, основные виды и цена. В конце статьи видео-обзор мультируля.
Мультируль или так же известное как многофункциональное рулевое колесо – позволяет управлять одной или несколькими функциями автомобиля, не отрывая рук от руля. Как правило, такое название получает обычный руль, как только на нем располагаются кнопки управления. В зависимости от комплектации или производителя автомобиля, мультируль может отличаться, даже в рамках одной модели и генерации.
Что такое мультируль и его предназначение
Сегодня наличие многофункционального рулевого колеса в современном автомобиле мало кого удивит, а вот лет 10-15 тому это была роскошь, и чаще всего устанавливалось в качестве опции. Если брать по внешнему виду, это тоже самое, что и обычное рулевое колесо, но с наличием функциональных кнопок или дополнительных рычагов за рулем. Говорить об определенном перечне функций или кнопок. Отличия мультируля могут быть не только между моделями, но и автомобилями одной модели и генерации.
Аналогично разница будет и между набором кнопок, с помощью которых водитель может управлять функциями автомобиля. Другими словами мультируль позволяет управлять функциями машины, не отрывая рук от руля и не отвлекаясь от управления. Среди перечня кнопок чаще всего встречается управление аудиосистемой, разными системами безопасности и комфорта, круиз-контроль, мобильной связью, навигацией, а так же другими вспомогательными функциями.
Такой мультируль можно встретить в грузовых, спортивных и легковых автомобилях. Как дополнение и расширение функций, в премиальных машинах могут установить подрулевые лепестки переключения передач (только для автомобилей с автоматической трансмиссией).
Как устроен мультируль автомобиля
Определенного алгоритма устройства или конкретного набора многофункционального рулевого колеса нет. Каждый производитель устраивает его по-своему и устанавливает свои определенные перечни кнопок для управления. Помимо кнопок на мультируль может быть установлен многофункциональный сенсор, роликовый механизм с прокруткой или шароковые механизмы.
Отличия от обычного рулевого колеса в мультируле практически нет, внешне оно такое же, но на боковых спицах добавлены блоки кнопок или таких же механизмов. Все же по устройству внутри отличия есть. Как правило, кнопки управления располагают на боковых спицах или же по сторонам от центральной подушки безопасности. Если разобрать мультируль, основным отличием будет несколько блоков функциональных кнопок, круглый шлейф (шина) и жмут проводов для передачи информации.
Каждый из таких блоков соединяется с блоком управления посредством однопроводной шины, как правило, это командные линии и плюсовой провод питания. В дальнейшем устройство зависит от производителя и комплектации самого автомобиля. Зачастую основная шина тянется от мультируля к центральному дисплею мультимедийной системы. Если в перечне числится дисплей бортового компьютера (на панели приборов), то на него так же дублируется информация.
Сделано это не только для удобства, но и для безопасности. Водитель попросту не отвлекается на центральный дисплей мультимедийки, а видит необходимую информацию на панели приборов. Если же в мультируль встроены лепестки переключения передач, то сигнал через блок управления отправляется в основной блок трансмиссии, за счет чего и происходит переключение скорость. Зачастую такую функцию можно встретить в спортивных автомобилях или премиум класса.
Принцип работы многофункционального руля автомобиля
Разобравшись с устройством и основным предназначением мультируля, стоит понять, как будет все это взаимодействовать между собой. Механизм не сложный и основной принцип работы понятен даже не опытному авто владельцу. Стоит сразу отметить, чем сложней устроен и дороже автомобиль, тем сложней и будет мультируль.
Каждая кнопка может выполнять несколько функций, а их комбинация вовсе управлять десятком функций машины, от складывания сидений, до открытия крышки багажника и переключения передач. Итак, рассмотрим принцип работы основных функций: управление мобильной связью, управление громкостью аудиосистемы или же поиск необходимой радиостанции. Такие функции можно встретить даже на самой базовой версии мультируля. Так же смотрите сенсорное управление на рулевом колесе Hyundai i30.
Как правило, каждая кнопка на мультирулю имеет свою маркировку и отвечает за определенную функцию. Для управления громкостью «+» и «-» соответственно, за мобильную связь отвечают две трубки (принять и отклонить звонок). Аналогично и для поиска радиостанции кнопка «Seek». Нажав на определенную кнопку, она посылает соответственный сигнал на электронный блок управления, в новых автомобилях он может быть отдельным или же вмонтированным в мультимедийную систему. Блок управления в свою очередь обрабатывает полученный сигнал и отправляет сигнал на исполнительное устройство.
Если же функция важна, зачастую изменения её параметров дублируют на панель приборов или сопровождают характерным звуковым сигналом. Популярней всего на мультируле сегодня считается управление мобильным телефоном, так как он является неотъемлемым атрибутом современного водителя. Поднять трубку телефона, поговорить и положить трубку не отрывая рук от руля и взгляд от дороги это не только комфорт, но и безопасность. Основные кнопки зачастую располагают вверху мультируля, что позволяет без особых движений заметить любую из кнопок, а так же дотянутся пальцами к ним.
Как утверждают специалисты и представители современных автомобилей, сложилась такая тенденция, что по стандарту и чаще всего на мультируле располагается 12 кнопок, по 6 с каждой стороны. Не исключено, что их может быть больше или меньше, но стандартная схема такова. Помимо основного предназначения кнопок мультируля, они позволяют показывать информацию бортового компьютера, выводить расход топлива на 100 км, а так же настраивать необходимые параметры, вплоть до информирования, когда нужно пройти технический осмотр автомобиля.Если рассматривать мультируль премиальных автомобилей, то здесь фантазия инженеров не ограничилась 12-ю кнопками. Как показывает практика, на рулю таких автомобилях можно найти сканер отпечатков для идентификации водителя, сенсорные кнопки управления, в новых моделях Range Rover инженеры установили небольшие дисплеи с отображением функций. В общем, другим словом есть начало и стандарт мультируля, а максимального предела не существует.
Отличительные черты мультируля
Отличительные черты мультируля или так же называемого многофункционального рулевого управления заметить не сложно. Основная особенность – наличие дополнительных кнопок на боковых спицах или по периметру центральной части руля. По форме исполнения и в сравнении с обычным рулем, отличия могут быть, а могут и не быть. Тут все зависит от производителя и пожеланий первого владельца автомобиля.
Многие производители премиальных автомобилей все же предпочитают менять форму руля, сделав её приплюснутой снизу или добавив спортивные черты. Стоит отметить, что в любом мультируле есть одна или пара кнопок, которые можно запрограммировать под свои потребности, чтоб управлять функциями или выводить необходимую информацию.
Схема основных кнопок мультируля
Стоимость ремонта мультируля
Сказать, что многофункциональное рулевого колесо часто выходит из строя – скорей неправда. Большая часть производителей делает кнопки мультируля надежными, и, несмотря на свое строение, они ходят десятками лет. Все же, как и любой механизм в любой момент определенные кнопки попросту могут престать работать. Причин поломки мультируля может быть много, от элементарного обрыва шлейфа, до выхода из строя самих кнопок.
Стоит понимать, чем дороже автомобиль и функциональней рулевое колесо, тем дороже обойдется ремонт или полная замена блока кнопок на руле. Чтоб понять, сколько потянет с кошелька средний ремонт мультируля, рассмотрим на примере нескольких моделей, стоимость блока кнопок и других деталей.
Стоимость деталей на мультируль автомобиля | ||
Наименование | Марка, модель | Цена от, руб. |
Блок кнопок (левая и правая сторона) | Suzuki Grand Vitara 2006+ | 8400 |
Блок кнопок (левая сторона) | Mercedes-Benz W211 | 2710 |
Блок кнопок (левая или правая сторона) | Mercedes-Benz W212 | 3388 |
Лента руля | Suzuki Grand Vitara 2006+ | 5372 |
Даже с такого небольшого списка, становится понятно, что детали для мультируля стоят не дешево, но и не столь дорого. Конечно, цена во многом зависит от модели и комплектации, но, чтоб вывести из строя кнопки, нужно постараться, хотя скорей их можно протереть, нежели поломать.
Начинающие водители зачастую боятся пользоваться подобными функциями мультируля, думая, что могут нарушить механизм управления или запрограммировать одну из систем машины. Как показывает статистика, со временем каждый водитель минимум пользуется управлением мобильной связи и настройкой громкости. Если же стоит выбор устанавливать многофункциональное рулевое управление (мультируль) в новый автомобиль в момент покупки или нет, однозначный ответ – да! Такая функция никогда не будет лишней и принесет только дополнительный комфорт и безопасность в управлении.
Видео-обзор мультируля автомобиля: