Как узнать есть ли в авто can шина

CAN-технология BOSCH в диагностике автомобилей

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

CAN Технологии
Применяемая на автомобилях система CAN (Controller_Area_Network) позволяет установить связь между отдельными электронными блоками управления. При эксплуатации автомобиля и при диагностике его агрегатов эта система предоставляет возможность использования новых функций, которые не могут быть возложены на отдельно действующие блоки управления.
Применяемая на автомобилях система CAN позволяет объединить в локальную сеть электронные блоки управления или сложные датчики, как, например, датчик угла поворота рулевого колеса. Обозначение CAN является сокращением от выражения Controller:Area:Network (локальная сеть, связывающая блоки управления). Применение системы CAN на автомобиле дает следующие преимущества:
Обмен данными между блоками управления производится на унифицированной базе. Эту базу называют протоколом. Шина CAN служит как бы магистралью для передачи данных.
Независимо действующие системы, например, система курсовой стабилизации ESP, могут быть реализованы с меньшими затратами.
Упрощается подключение дополнительного оборудования.
Шина данных CAN является открытой системой, к которой могут быть подключены как медные провода, так и стекловолоконные проводники.
Диагностика электронных блоков управления производится посредством кабеля «К».
Диагностика некоторых компонентов оборудования салона автомобиля уже сегодня производится через шину CAN (например, это подушки безопасности и блоки управления в дверях автомобиля). В данном случае речь идет о так называемом виртуальном кабеле «К». В будущем необходимость в кабеле «К» должна отпасть.
Можно проводить одновременную диагностику нескольких блоков управления, входящих в систему.
CAN
Промышленная сеть CAN (Controller Area Network) была создана в конце 80-х годов фирмой Bosch как решение для распределенных систем, работающих в режиме реального времени. Первая реализация CAN применялась в автомобильной электронике, однако сейчас CAN находит применение практически в любых типах машин и промышленных установок, от простейших бытовых приборов до систем управления ускорителями элементарных частиц. В настоящий момент CAN-протокол стандартизован в международном стандарте ISO 11898.

Основные положения стандарта CAN.
В качестве среды передачи в CAN используется дифференциальная линия связи — витая пара, сигналы по которой передаются в дифференциальном режиме.
Для контроля доступа к среде передачи используется метод недеструктивного арбитража.
Данные передаются короткими (максимальная длина поля данных — 8 байт) пакетами, которые защищены контрольной суммой.
В CAN отсутствует явная адресация сообщений. Вместо этого каждый пакет снабжен полем арбитража (идентификатор+RTR-бит), которое задает приоритет сообщения в сети.
CAN имеет исчерпывающую схему контроля ошибок, которая гарантирует повторную передачу пакета, в случае возникновения ошибок передачи/приема сообщения.
В CAN существует способ автоматического устранения узла, являющегося источником ошибочных пакетов в сети.
CAN контроллеры.
Протокол CAN полностью реализован аппаратно — в виде микросхем- CAN контроллеров или в виде стандартного периферийного устройства в составе микросхемы- микроконтроллера. Все производители современных микроконтроллеров по крайней мере в одном из семейств имеют микроконтроллеры со встроенным периферийным одним или несколькими CAN-контроллерами. Таким образом, сегодня, СAN-контроллер является таким же стандартным периферийным устройством как контроллер SPI, I2C или UART.
Что такое CAN-шина
Для повышения надежности в CAN-шине используется принцип дифференциальной передачи данных, требующий двух проводов, CAN-High (CAN-H) высокий и CAN-Low (CAN-L) низкий уровень напряжения.
Рецессивные и доминантные биты
Для повышения надежности в CAN-шине используется принцип дифференциальной передачи данных, требующий двух проводов, CAN-High (CAN-H) высокий и CAN-Low (CAN-L) низкий уровень напряжения.

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Как это исполнено физически
Физически CAN-шина – система из специального кабеля с разветвителями для подключения электронных блоков и конечных устройств-терминаторов (резисторов).

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Витая пара
Чаще всего шина CAN – скрученные (витые) пары проводов (по 30 витков на один погонный метр) с разветвителями для подключения ЭБУ (ECU) и конечными резисторами-терминаторами с номинальным сопротивлением 120 Ом на концах шины.
Сколько CAN-шин может быть на ТС
На ТС экологического уровня Евро-3 и выше может быть от 1 до 6 и более шин CAN, которые могут обозначаться как M-CAN, T-CAN, I-CAN, H-CAN, A-CAN, EBS-CAN и т.д.

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Как найти CAN-шину
Признаками шины М-CAN и Т-CAN могут быть, например:
• наличие диагностического разъема OBD II;
• цвет и сечение проводов витых пар;
• связь витых пар с контактами в разъемах OBD II и ЭБУ.

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Диагностический разъём OBD II и его распиновка
На большинстве ТС после 2003 года используется диагностический разъем OBD II или DLC (Diagnostic Link Connector), который находится под панелью приборов.

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Как будем искать CAN-шину
С помощью мультиметра можно проверить любую витую пару проводов, чтобы убедиться в следующем:
1. Является ли проверяемая витая пара вообще CAN-шиной? (Проверка импеданса);
2. Если витая пара является CAN-шиной, то передаются ли в ней какие–либо сообщения? Проверка работоспособности);
3. Находится ли CAN-шина в работоспособном состоянии и какая из линий шины является CAN-L, а какая – CAN-H?

Внимание! Неосторожное обращение с включенной
CAN-шиной может привести к фиксации в ней ошибок!

Проверка импеданса
Проверка импеданса (полного сопротивления)

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

ВНИМАНИЕ!
Проверка должна производиться при полностью выключенном питании бортовой сети (выключенной массе).
Контрольное значение должно быть в пределах 60 Ом.

Проверка работоспособности CAN-шины
Находится ли CAN-шина в рабочем состоянии?

ВНИМАНИЕ! Проверка производится при включенном замке зажигания, работающем двигателе, нажатии и отпускании педали подачи топлива между проводами витой пары.
Контрольное значение напряжения должно быть в пределах 1,2-3,0 В.

Определение CAN-H и CAN-L
Какой из проводов является CAN-H, а какой CAN-L?

ВНИМАНИЕ! Проверка производится в состоянии рецессии (при включенном главном выключателе АКБ (кнопке массы), замок зажигания выключен!) и в доминантном состоянии (при включенном замке зажигания в положение «Приборы», при работающем и не работающем двигателе).
Проверка с помощью осциллографа
Учитывая возможные отклонения уровня напряжения от номинальных значений, состояние рецессии можно определить только с помощью осциллографа.

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Цвет оболочки и цветовая маркировка проводов

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

CAN-шина. Что можно увидеть?
В зависимости от того, какую информацию заложил в CAN-шину производитель, могут распознавать:
Способы подключения:

Контактный способ:
Достоинства:
• просто и дешево;
• можно работать на считывание и передачу.
Недостатки:
• может оказывать мешающее влияние на CAN-шину; проблемы с возникновением и фиксацией ошибок;
• Проблемы с гарантией на ТС.

Безконтактный способ (CANCrocodile):

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Достоинства:
• не оказывает мешающего воздействия на CAN-шину.
Недостатки:
• можно работать только на считывание.

Бесконтактныe считыватели Crocodile
CAN Crocodile – устройство для бесконтактного считывания данных с CAN-шины автомобиля. CAN Crocodile применяется для подключения к шине CAN систем GPS/ГЛОНАСС мониторинга, которые получают информацию о режимах работы двигателя, состоянии датчиков, уровне топлива, наличии неисправностей и т.д. CAN Crocodile не нарушает изоляцию проводов CAN и «слушает» обмен по шине с помощью специального беспроводного приемника. Применение CAN Crocodile абсолютно безопасно для автомобиля (!), незаметно для работы бортового компьютера, диагностического сканера и других электронных систем. Особенно актуально применение CAN Crocodile для гарантийных автомобилей, в которых подключение каких-либо электронных устройств к шине CAN часто служит поводом для снятия с гарантии.

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Бесконтактным способом – без нарушения изоляционной оболочки проводов и электрического контакта.
Не нарушает изоляцию;
Не влияет на работу CAN-шины;
Не занимает диагностический разъём

Источник

Ох эти три буквы… Спокойно, всё пристойно, я про CAN.

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

CAN шина, что же это такое? Много информации читал, но нихрена не понимал. А тут вот нашлось простое и доходчивое объяснение, которое поймёт и ребёнок. А может и не поймет…

В CAN сети все ЭБУ подключены к шине параллельно. Обмен данными производится короткими пакетами — сообщениями.

CAN сообщение
Каждое сообщение содержит идентификатор, который в сети является уникальным (например, «Температура двигателя 100 град» или «Скорость автомобиля 50 км/ч»). При передаче, все ЭБУ в сети получают сообщение и каждый из них проверяет идентификатор. Если сообщение имеет отношение к данному ЭБУ, то оно обрабатывается, в противном случае – игнорируется. Идентификатор может быть длиной 11 бит или 29 бит.

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Арбитраж
В шине CAN биты 0 и 1 имеют ещё одно название: рецессивный уровень и доминантный уровень, соответственно. Если двумя разными передатчиками будет одновремнно передан рецессивный и доминантный уровни, то доминантный уровень подавит рецессивный. Этим механизмом подавления обеспечивается арбитраж на шине. Каждый передатчик одновремнено считывает то, что он предаёт в шину. Передатчик с более низким приоритетом вынужден отпустить шину, так как чужой доминантный уровень с более высоким приоритетом исказил его предачу. В то же время, пакет с более высоким уровнем остался неизменным. Передатчик, потерявший арбитраж, может повторить попытку через некоторе время.

Физический уровень
В автомобиле может применяться несколько типов шин CAN.

Высокоскоростной CAN (High speed) применяется в основном в сети управления двигателем и управления шасси. Там, где необходима высокая скорость реакции. Скорость обмена по этой шине 500 или 250 кбит/сек.

Схема подключения ЭБУ к высокоскоростной шине CAN

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Низкоскоростной CAN (Low speed) применяется в сети управления кузова. Скорость обмена по этой шине, как правило, равняется 125 кбит/сек.

Схема подключения ЭБУ к низкоскоростной шине CAN

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Однопроводный CAN (1-wire) Это удешевлённый варинат Low speed CAN, применяется в основном концерном GM. Используется для коммуникации между ЭБУ кузова машины. Работает на скорости 33,3 кбит/сек.

Схема подключения ЭБУ к однопроводной шине CAN

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Надёжность
Двухпроводная шина сохраняет свою работоспособность при обрыве или замыкании одного из проводов (для двухпроводной шины).

Фазы работы
Шина CAN используется в автомобилях достаточно давно. Изначально шина CAN использовалась в простых конфигурациях. Например, для надёжной и быстрой связи между ЭБУ мотора и ЭБУ автоматической коробки передач. В этой конфигурации шина использовалась только для передачи данных. В ЭБУ заводилась линия питания и линия от замка зажигания, диагностика производилась по отдельным К-линиям, идущим из каждого ЭБУ.

В более современных автомобилях, по шине CAN передаётся не только управляющая, но и диагностическая информация. Помимо этого, шина CAN стала управлять системой питания ЭБУ. В этой конфигурации все ЭБУ подключены к общему питанию и шине CAN. Замок зажигания является электронным блоком управления и информация о включении зажигания передаётся от него по CAN шине.

Можно выделить четыре основные фазы работы шины:

Спящий режим
В этом режиме все ЭБУ, кроме ЭБУ замка, находятся в выключенном состоянии. На драйвер CAN подается питание. Драйвер так же находится в спящем состоянии. При этом, его энергопотребление составляет около 0,3 мА.
Пробуждение
Когда вставляется ключ зажигания или открывается дверь, замок выдаёт доминантное состояние в шину CAN. Это приводит к пробуждению CAN драйверов в спящих ЭБУ. Драйверы при обнаружении активности на шине включают стабилизаторы питания в своих ЭБУ.
Активный режим
В активном режиме ЭБУ постоянно обмениваются информацией. Энергопотребление каждого предатчика при доминантных уровнях может достигать 80 мА.
Засыпание
В момент выключения зажигания, по шине CAN выдаётся команда на выключение, после чего каждый ЭБУ сам себя обесточивает и преходит в спящий режим.
Примечание:
Для однопроводной шины CAN сигнал пробуждения имеет уровень 12 В, обычный обмен 0-4 В.

Немного отступлю от первоисточника.
Самый главный плюс, это очень высокая помехозащищённость сигнала. В чём прикол? Одновременно идут два дублирующих сигнала, только один высокий, второй низкий. Ловят они помеху. Помеха воздействует одинаково на оба сигнала. А на выходе у нас одинаковый уровень. Два уровня сигнала компенсируют помеху. Наглядно это выглядит вот так:

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Вот такие пироги. Наткнулся тут : quantexlab

Источник

Бортовые системы электроники в современных легковых и грузовых автомобилях обладают огромным количеством дополнительных устройств и исполнительных механизмов. Для того, чтобы обмен информацией между всеми устройствами был максимально эффективен, в автомобиле должна быть надежная коммуникационная сеть. В начале 80-ых годов 20 века компания Bosch и разработчик Intel предложили новый сетевой интерфейс – Controller Area Network, который в народе называется Can-шина.

О принципе работы сетевого интерфейса CAN-шина

Кан-шина в автомобиле предназначена для обеспечения подключения любых электронных устройств, которые способны передавать и получать определенную информацию. Таким образом, данные о техническом состоянии систем и управляющие сигналы проходят по витой паре в цифровом формате. Такая схема позволила снизить негативное влияние внешних электромагнитных полей и существенно увеличить скорость передачи данных по протоколу (правила, по которым блоки управления различными системами способны обмениваться информацией).

Кроме того, диагностика ЭБУ различных систем автомобиля своими руками стала проще. За счет применения подобной системы в составе бортовой сети автомобиля высвободилось определенное количество проводников, которые способны обеспечивать связь по различным протоколам, например, между блоком управления двигателем и диагностическим оборудованием, системой сигнализации. Именно наличие Кан-шины в автомобиле позволяет владельцу своими руками выявлять неисправности контроллеров и ошибки с помощью специального диагностического оборудования.

CAN-шинаэто специальная сеть, с помощью которой осуществляется передача и обмен данными между различными узлами управления. Каждый из узлов состоит из микропроцессора (CPU) и CAN-контроллера, с помощью которого реализуется исполняемый протокол и обеспечивается взаимодействие с сетью автомобиля. Шина Кан имеет минимум две пары проводов – CAN_L и CAN_H, по которым и передаются сигналы посредством трансиверов – приемо-передатчиков, способных усиливать сигнал от управляющих устройств сети. Кроме того, трансиверы выполняют и такие функции как:

На сегодняшний день признаны два вида трансиверов – High Speed и Fault Tolerant. Первый тип наиболее распространен и соответствует стандарту (ISO 11898-2), он позволяет передавать данные со скоростью до 1МБ в секунду. Второй тип приемопередатчиков позволяет создать энергосберегающую сеть, со скоростью передачи до 120 Кб/сек, при этом подобные передатчики не имеют чувствительности к каким-либо повреждениям на самой шине.

Особенности работы сети

Следует понимать, что данные по CAN-сети передаются в виде кадров. Наиболее важные из них – это поле идентификатора (Identifire) и система данных (Data). Наиболее часто используемый тип сообщения по Кан-шине – Data Frame. Данный тип передачи данных состоит из так называемого арбитражного поля и определяет приоритетную передачу данных в том случае, если сразу несколько узлов системы передают данные на CAN-шину.

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Каждое из подключенных к шине устройств управления имеет свое входное сопротивление, а общая нагрузка рассчитывается из суммы всех подключенных к шине исполняемых блоков. В среднем, входное сопротивление систем управления двигателем, которые подключаются на CAN-шину, составляет 68-70 Ом, а сопротивление информационно-командной системы может составлять до 3-4 ОМ.

Системы управления CAN имеют не только различное нагрузочное сопротивление, но и разную скорость передачи сообщений. Этот факт усложняет обработку однотипных сообщений внутри бортовой сети. Для упрощения диагностики на современных автомобилях используется межсетевой интерфейс (преобразователь сопротивления), который либо выполнен в качестве отдельного управляющего блока, либо встроен в ЭБУ двигателя автомобиля.

Подобный преобразователь также предназначен для ввода или вывода определенной диагностической информации по проводу «К»-линия, который подключается во время диагностики или изменения параметров работы сети либо в диагностический разъем либо непосредственно к преобразователю.

Важно отметить, что определенных стандартов для разъемов сети Can на сегодняшний день не существует. Поэтому каждый из протоколов определяет свой тип разъемов на CAN-шине, в зависимости от нагрузки и других параметров.

Таким образом, при проведении диагностических работ своими руками используется унифицированный разъем типа OBD1 или OBD2, который можно встретить на большинстве современных иномарок и отечественных автомобилей. Однако, некоторые модели автомобилей, например Volkswagen Golf 5V, Audi S4, не имеют межсетевого интерфейса. Кроме того, схема блоков управления и CAN-шины индивидуальна для каждой марки и модели авто. Для того, чтобы провести диагностику CAN-системы своими руками, используется специальная аппаратура, которая состоит из осциллографа, анализатора CAN и цифрового мультиметра.

Работы по выявлению неисправностей начинаются со снятия напряжения сети (снятие минусовой клеммы АКБ). Далее определяется изменение сопротивления между проводами шины. Самыми распространенными видами неисправности Кан-шины в автомобиле является замыкание или обрыв линии, выход из строя резисторов нагрузки и снижение уровня передачи сообщений между элементами сети. В некоторых случаях без применения анализатора Can выявить неисправность не получается.

Основные режимы работы CAN-шины: активный (зажигание включено); спящий (при выключенном зажигании); пробуждение и засыпание (при включении и выключении зажигания). Во время спящего режима ток потребления шины минимальный. Однако при этом по шине (с меньшей частотой) передаются сигналы о состоянии открытия дверей и окон, других систем, связанных с охранными функциями автомобиля.

В большинстве современных диагностических устройств предусмотрен режим диагностирования ошибок по CAN-шине. Технически это организовано непосредственным подключением проводников к диагностическому разъему.

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Преимущества и недостатки применения КАН-шины в автомобиле Начать следует с того, что, если бы в 80-х годах прошлого века не был предложен стандарт CAN, его место обязательно занял другой вид взаимодействия систем автомобиля. Можно, конечно, разместить все блоки управления системами автомобиля в едином суперблоке, в котором программно обеспечить взаимодействие разных систем. Такие попытки были у французских производителей. Однако, с увеличением функциональности и производительности значительно увеличивается вероятность отказов. Сбои, например, дворников, могут привести к отказу запуска двигателя. Основные преимущества применения CAN-шины: возможность проведения оперативного контроля и диагностики всех систем автомобиля; объединение потоков информации в едином помехозащищенном канале; универсальность, способствующая унификации процессов диагностирования; возможность подключения охранных систем по CAN-шине (нет необходимости тянуть проводку к каждому элементу контроля). Недостатки CAN-шины: невысокая надежность; повреждение одного из блоков управления может привести к полной неработоспособности CAN-соединения. Устранение неисправностей На приборной панели автомобиля отсутствует индикаторная лампа неисправности CAN. Судить о том, что работоспособность CAN-шины нарушается, можно по косвенным показателям: на приборной панели одновременно загорелись несколько индикаторных ламп неисправностей; пропали показатели температуры охлаждающей жидкости, уровни топлива; загорелся «CHECK ENGINE». Прежде всего, следует выполнить диагностику. Если она покажет на неисправность CAN-шины, следует приступить к устранению проблемы. Последовательность работ: Найти проводники витой пары шины. Часто они имеют черный (высокий уровень) и оранжево-коричневый (низкий) цвета. Проверить при включенном зажигании с помощью мультиметра напряжения на проводниках. Уровни не должны быть равны 0 или более 11 Вольт (обычно около 4,5 Вольта). Выключить зажигание, снять клемму аккумуляторной батареи. Измерить сопротивление между проводниками. Если оно будет стремиться к нулю, значит, в шине присутствует короткое замыкание, если к бесконечности – обрыв. Приступить к поиску обрыва или короткого замыкания. Если есть подозрение на то, что замыкание шины происходит по причине отказа какого-либо блока управления, можно последовательно отключать блоки управления и контролировать сопротивление и работоспособность шины. Неисправность CAN-шины относится к сложным неисправностям электрооборудования автомобиля. Если у автовладельца нет необходимых навыков ремонта электрики, то лучше воспользоваться услугами специалиста.

CAN-шина – это электронное устройство, встроенное в электронную систему автомобиля для контроля технических характеристики и ездовых показателей. Она является обязательным элементом для оснащения автомобиля противоугонной системой, но это лишь малая часть её возможностей.

Источник: lubimauto.ru, voditeliauto.ru.

Источник

Анализатор CAN шины CANHacker

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Не секрет, что в современном автомобиле управление многими исполнительными устройствами, а также обмен данных между различными ЭБУ (а их в автомобиле может быть довольно много, минимум по одному на каждую систему) осуществляется по CAN шине. Не буду в данной статье углубляться в теорию построения CAN шины и обмена данными в ней, ограничимся только тем, что мы CAN шину используем как транспорт для данных. Кому нужна более детальная информация по CAN шине, без труда найдет ее в любом поисковике.

Итак, какими исполнительными устройствами можно управлять по CAN? Список на самом деле может быть огромен, и может зависеть от конкретной марки и модели автомобиля. Для примера, по CAN может осуществляться снятие, постановка на охрану, складывание зеркал, управление стеклоподъемниками, срабатывание центрального замка, включение фар и т.д. Кстати, многие автомобильные девайсы подключаются к CAN шине, и путем передачи в шину определенных данных осуществлять какие-то действия. Например, по такому принципу работают доводчики стекол. Такой доводчик ждет появления в CAN шине данных на постановку на охрану, и при получении этих данных осуществляет передачу данных в CAN шину, которые инициируют закрытие стекол. Как правило, такие доводчики вставляются в OBD-2 разъем автомобиля, в котором имеется выход CAN шины. Тут следует сказать, что на автомобиле может быть несколько CAN шин (высокоскоростная, низкоскоростная), которые разделены между собой.
Сразу возникает вопрос, есть ли в машине CAN шина. Определить это можно, посмотрев в OBD2 разъем наличие пинов 6 и 14.

Что представляет собой CAN пакет с данными? Грубо говоря он представляет собой CAN ID (идентификатор CAN, может быть 11-ти или 29-ти битным) и данные DATA (в одном CAN пакете возможно передача до 8 байт). CAN ID — это фактически поле адресата, т.е. кому адресуются данные DATA. Несколько CAN пакетов могут образовывать одно сообщение (чтобы преодолеть лимит на передачу более 8-ми байт).
Каждому исполнительному устройству или датчику автопроизводитель назначает уникальный CANID (у разных производителей они будут разными), благодаря чему можно адресовать посылку данных конкретному ЭБУ или устройству, или получив CAN пакет ЭБУ может определить ему ли он предназначался, и если ему, то что он должен с ним сделать (например, в нашем примере с доводчиком — поднять стекло).

До этого была теория. Теперь я расскажу, как посмотреть, что творится в CAN шине автомобиля и что для этого нужно. Для этого необходим специальный адаптер и программа, которая будет отображать состояние CAN шины. Вообще, таких программ и адаптеров в природе существует много, но самым популярным является CANHacker (такой себе стандарт «де-факто»), поэтому про него я и расскажу. В качестве адаптера я буду использовать CHIPSOFT J2534 Lite адаптер, который может работать в режиме J2534 устройства, K-Line адаптера и в необходимом нам режиме CANHacker.

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Сама программа CANHacker бесплатна и может быть без труда найдена на просторах интернета. Обращаю внимание на то, что по состоянию на март 2016, данная программа не может работать в Windows 10. Что-то Microsoft в своей операционке так улучшило, что в ней перестали работать все программы написанные ранее на Visual Basic c использованием COM порта.

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Итак, запускаем программу, открываем окно настроек, в которых выбираем COM порт, на котором висит наше устройство, скорость обмена (в нашем случае 500 Kb/s), и режим работы (Listen Only).

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Следует отметить, что если неправильно задать скорость CAN шины, которую собираемся слушать, то мы ничего не увидим. В автомобилях высокоскоростная CAN шина работает на скорости 500 Kb/s, ее и будем слушать, подключив наш CHIPSOFT J2534 Lite адаптер, в OBD2 разъем автомобиля.
Что еще нужно сказать по настройке Listen mode. Она определяет, требуется ли адаптером отсылать подтверждение приема CAN пакета. В нашем случае мы просто слушаем сеть и ничего не подтверждаем. Вообще, этот режим может быть полезен в том числе и в поиске неисправностей или обрывов в CAN шине.
Если предполагается отправка CAN пакетов в шину, то галка Listen Only должна быть снята.

Нажимаем старт. Если все сделано правильно, то на экране увидим CAN пакеты, которые «бегают» в сети нашего авто. А бегать их там может быть очень много. Так, на моей машине при заведенном двигателе «бегает» более 1000 пакетов в секунду. Вот какое происходит движение при подключении одиночного ЭБУ:

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Если нам необходимо отследить какие-то конкретные CAN ID, то мы можем задать фильтр, который отсеет лишнее.

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Программа CANHacker может работать в режиме монитора (monitor) и трейсера (tracer). В режиме монитора CAN пакеты сгруппированы по CAN ID и отображается переиод следлования данного CAN ID. В режиме трейсера отображается непрерывный поток CAN пакетов в порядке их появления в CAN шине. Но особенностью режима «трейсер» является то, что можно затем вопроизвести в шину в таком же порядке.

Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть фото Как узнать есть ли в авто can шина. Смотреть картинку Как узнать есть ли в авто can шина. Картинка про Как узнать есть ли в авто can шина. Фото Как узнать есть ли в авто can шина

Также программа может отправлять отдельные CAN пакеты пользователя в CAN шину с заданным периодом (область в окне программы для работы в этом режиме называется Transmit). Некоторые используют это свойство для создания так называемой подмотки пробега. Т.к. информация о скорости вращения каждого колеса приходит с ЭБУ ABS, то отправляя непрерывно в шину CAN пакеты, в которых будет закодирована скорость, скажем 500 км/ч мы заставим одометр думать, что мы машина таки движется с такой скоростью, в результате чего счетчик пробега на одометре будет увеличиваться очень быстро а машина по факту стоять неподвижно.

В данной статье я сделал небольшой обзор программы CANHacker. Если тема интересная, то можно продолжить в меру моих знаний 🙂

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *