Как закрепить реле в авто

Автомобильные реле. Устройство. Проверка.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Зачастую реле используются в автомобиле, в качестве дистанционного силового коммутатора для включения таких серьезных потребителей тока, как например вентилятор, радиатора или обогрев.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь. В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РЕЛЕ:

— рабочее напряжение срабатывания

Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в борт-сети при запущенном двигателе, которое им не вредит.

Максимальный ток — это второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

Все выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома:
— два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86».
— выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

— используемые материалы и типы выводов

Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод.
Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться.

Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.
Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.

Источник

Про установку реле в теории и примерах. Часть 1

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Достаточно часто мне приходиться помогать с подключением противотуманных фар и прочего дополнительного оборудования. Основной проблемой, с которой сталкиваются начинающие кадеттоводы и не только – подключение реле. Для помощи в данном деле было решено сделать инструкцию для данного процесса, а точнее небольшой цикл постов, посвященных данной тематике.

Задача. Имеем в своем распоряжении атвомобиль OPЕL KADETT, в котором ранее никогда не было установлено противотуманных фар. Проводки в нем в имеющейся комплектации для этого не заложили, а уж очень хочется установить комплект универсальных противотуманных фар. Поэтому установку проведем, что называется, с нуля.
Говорят, что их нужно подключать через реле. Как оно выглядит, что оно делает и самое главное, как его подключить?
Я не буду объяснять все это. В интернете хватает статей с данной информацией. Здесь мы рассмотрим лишь варианты подключения.

Решение. Идем на рынок/в автомагазин/через браузер в интернет-магазин и т.д. и покупаем понравившийся комплект противотуманных фар. Если вы не экономили, то в комплекте будут все необходимые установочные элементы. Если же все-таки захотелось сэкономить или фары достались от брата/кума/соседа, то нужно кое-что докупить. Далее я не буду оговаривать, что Вам необходимы провода и соответствующие клеммы, а остановлюсь лишь на главных элементах. Для своевременного включения и выключения дополнительных фар нам нужна будет кнопка. Без этого никак, ведь мы все знаем правила дорожного движения. Для этого приобретаем понравившеюся (желательно с подсветкой и индикацией положения) и врезаем ее в панели в удобном для Вас месте, либо покупаем штатную кнопку. Первый вариант я конечно же расписывать не буду, ибо не могу предугадать будущее, да еще и именно Ваше. А вот если Вы остановились на штатной кнопке, то на схемах обозначены номера контактов, которые ей соответствуют.
Все номера контактов на кнопках/реле/переключателях и т.д., которые есть на схемах ниже, можно найти на их корпусе или штекере/разъеме в виде маленьких цифр в соответствующих местах.
Итак, реле. В основном на прилавках доступны 3 виды автомобильных реле.

Вариант 1. 4-контактное со встроенным предохранителем.
Я считаю, что это есть самый удачный вариант для установки подобного оборудования. Достоинства такой конструкции заключаются в том, что сокращается количество рукодельных скруток/спаек по пути силового провода, что позитивно влияет на надежность проводки и падение напряжения по пути до потребителя. Недостаток тоже есть – при неудачном месте установки, где на реле может попасть агрессивная среда типа влаги, возможно загрязнение контактов. Последнее ухудшает проводимость, что может привести к выходу из строя самого реле и ухудшить показатели работы потребителя. В худшем случае возможно разрушение проводов. Но это маловероятно. Такое реле имеет следующий вид:

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Схема подключения в таком случае будет такая:

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Вариант 2. 4-контактное обычное реле. Весьма редкий гость на прилавках на сегодняшний день (по крайней мере я редко встречал), но часто встречается в закромах у бывалых водителей совковой эпохи. Выглядит вот так:

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Для подключения с помощью этого реле дополнительно необходимо предусмотреть (читай приобрести) установку предохранителя для предотвращения негативных последствий в проводке. Советую, обратить внимание на специальные держатели. Они имеют вид пластикового корпуса для предохранителя. Встречаются, также «резиновые» варианты с ударом на влагозащищенность. Покупаем понравившейся. В целом они выглядят примерно так:

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Подключение с данным видом реле советую провести по такой схеме:

Вариант 3. 5-контактное обычное реле. Пожалуй, самый распространённый вид. Выглядит так:

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Именно с ним наиболее часто и возникают трудности с подключением. Что еще характерно для этого вида реле, к ним без проблемно можно купить колодку/разъем. Тогда этот набор будет примерно таким:

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Установка с помощью этой колодки конечно значительно облегчает процесс, но к сожалению имеет и недостаток. Это очередные скрутки/спайки проводов. Так что каждый волен поступать по своему: просто обжать провода клеммами, обжать и установить их в колодку (самый правильный, но дорогой и трудоемкий вариант), «скрутить» штатные провода колодки со своей проводкой. Как и в прошлом случае, дополнительно также придется устанавливать предохранитель.
Ну и конечно же схема подключения с данным видом реле представлена ниже:

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

В представленных выше схемах использованы следующие условные обозначения:

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Мои схемы будут работать следующим образом. При включении габаритов (+подсветка панели приборов и некоторых переключателей) засветиться подсветка кнопки и появиться возможность включить противотуманные фары. То же самое будет на ближнем/дальнем свете. При выключении габаритов в любом случае выключаться и ПТФ. Напоминаю, что согласно ПДД нельзя использовать ПТФ с дальним светом. По этому данные схемы сделаны с расчетом на простейший способ подключения и на сознательного водителя, который не забывает о своих переключателях. Если же следовать правилам и нормам, то во все схемы потребуется добавление еще одного реле, которое будет отключать ПТФ в режиме дальнего света. Кому интересно, могу дополнить.

Еще один вопрос, который должен быть решен при подготовке новой ветки электропотребителей — номинал предохранителя. В схемах выше он составляет 20 А. Это было сделано из расчета, что большинство продаваемых реле рассчитаны на максимальные токи около 30 А. То есть если при расчете окажется, что потребителям необходим ток более 20 А, я советую усложнить схемы и применить несколько реле для каждого отдельного или группы потребителей. Забегая немного наперед, скажу, что для установки ПТФ с лам лампами мощностью 90…100 Вт, вполне достаточно этих номиналов. Теперь слегка конкретнее. Существует формула, которая входит в базовый курс школьной программы. Но в школе мы были давно. Напомним: электрическая мощность равняется произведению напряжения на силу тока (P = U*I). Давайте рассмотрим наиболее распространенные варианты:
Для двух ламп ПТФ мощностью 55Вт каждая необходим ток номиналом (55Вт*2фары)/13В = 8,5 А. То есть предохранитель должен иметь минимальный номинал в 10 А. Но учитывая такое понятие, как пусковой ток, рекомендуется увеличить данное число в 1,2…1,5 раза. Т.е. оптимальным будет предохранитель номиналом в 15 А.
Для двух ламп ПТФ мощностью 100Вт каждая необходим ток номиналом (100Вт*2фары)/13В = 15,4 А. В таком случае необходимо устанавливать предохранитель номиналом 20 или 25 А.

Источник

Cтандартные автомобильные реле. Схемы и некоторые варианты применения

В этой статье я приведу несколько примеров реле применяемых в автомобилях, их отличия и некоторые варианты использования.

Отечественные реле и их характеристики:

Силовые реле, импортные и отечественные, выполняют одинаковую функцию.

Основное их различие в качестве и коммутируемых контактах. Существуют реле с четырьмя и пятью контактами, но все реле имеют контакты обмотки, это 85 и 86 контакты.

В некоторых импортных реле между этими контактами устанавливают гасящие резисторы или диоды, а иногда и то и другое. Эти элементы используют для защиты управляющих цепей от перегрузок возникающих в момент размыкания цепи катушки реле.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в автоКак закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

На следующем рисунке изображено оригинальное реле, используемое в автомобиле Audi с встроенным гасящим резистором.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Схема реле содержащее диод и подключение его обмотки:

При подаче напряжения на контакты управления реле срабатывает и замыкает или размыкает электрическую цепь силовыми контактами. Силовые контакты маркируются всегда как 30, 87 и 87а. 30-й контакт всегда присутствует в реле. Он, без подачи напряжения на контакты обмотки, постоянно замкнут на контакт 87а. Если на обмотку подан сигнал, то 30 контакт отключается от 87а и подключается к 87. 87а или 87 контакт могут отсутствовать, тогда реле будет работать только на включение или выключение (замыкание или размыкание) силовой цепи.

Необходимо внимательно следить за маркировкой контактов на реле, т.к. некоторые производители выпускают реле с не стандартным расположением контактов. На рисунке изображено реле фирмы BOSCH, другим расположением контактов. Контакты 30 и 86 поменяны местами.

Реле используют в тех случаях когда исполнительное устройство потребляет больший ток (до 30-40 ампер), чем способен выдать управляющий выход (потребление катушек реле как правило не превышает 200миллиампер). Примеры использования реле для коммутации различных устройств приведены в конце статьи.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в автоКак закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Приложение 1.
Краткий обзор отечественных стандартных реле в корпусах как изображено ниже на фотографии.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Ниже будет приведена информация одного производителя, существуют другие производители и зарубежные аналоги. Для этой части статьи главное дать понять рядовому автолюбителю, что реле могут быть взаимозаменяемы, иметь разные схемы, разное количество контактов в зависимости от назначения.

Отечественные реле этой серии маркируют нормально замкнутый контакт как 88. В импортных реле этот контакт везде назван как 87а

Отличия и разнообразия номеров реле означает разные крепления, конструкция корпуса, степень защиты, напряжение управления катушкой, коммутируемые токи и прочие параметры. Иногда при выборе аналога необходимо учитывать некоторые параметры.

Типовые схемы реле. Цоколевка.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Как наиболее надежные и доступные в продаже, себя зарекомендовали импортные реле под маркой Saturn и San Hold, применяются так же реле других производителей.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в автоКак закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто
Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Варианты схемных решений подключения реле.
Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Схемы инверсии сигналов и управления нагрузкой.

Схемы инверсии сигналов могут применяться для инвертирования сигналов концевиков дверей или багажника при подключении к сигнализации или в других случаях.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто
Схема подключения центрального замка при дополнительно установленном активаторе (активаторах) к сигнализациям, не имеющим встроенных реле (интерфейса) центрального замка.
Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Схема блокировки двигателя с самоподхватом (самоблокировкой).

Для управления реле блокировки можно использовать секретную кнопку, пару геркон-магнит или штатный орган управления выдающий сигнал управления положительной полярности при включенном зажигании (например силовой сигнал на стеклоподъёмнике или обогрев заднего стекла). При управлении кнопкой или герконом, диод D2 не нужен. При управлении штатным органом для разблокировки, кнопка или геркон не нужны, диод D2 необходим.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто
Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто
Схема 1
Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто
Схема 1а

По схеме 1 выпускаются следующие 5-и контактные (переключающие) реле:

С управлением 12Вольт – 90.3747, 75.3777, 75.3777-01, 75.3777-02, 75.3777-40, 75.3777-41, 75.3777-42

С управлением 24Вольт – 901.3747, 901.3747-11, 905.3747, 751.3777, 751.3777-01, 751.3777-02, 751.3777-40, 751.3777-41, 751.3777-42

По схеме 1а с помехозащитным резистором:

С управлением 12Вольт – 902.3747, 906.3747, 752.101, 752.3777, 752.3777-01, 752.3777-02, 752.3777-40, 752.3777-41, 752.3777-42

С управлением 24Вольт – 903.3747, 903.3747-01, 907.3747, 753.3777, 753.3777-01, 753.3777-02, 753.3777-40, 753.3777-41, 753.3777-42

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто
Схема 2
Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто
Схема 2а

С управлением 24Вольт – 904.3747-10, 90.3747-11, 901.3747-11, 905.3747-10, 751.3777-10, 751.3777-11, 751.3777-12, 751.3777-50, 751.3777-51, 751.3777-52, 755.3777, 755.3777-01, 755.3777-02, 755.3777-10, 755.3777-11, 755.3777-12, 755.3777-20, 755.3777-21, 755.3777-22, 755.3777-30, 755.3777-31, 755.3777-32

По схеме 2а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт – 902.3747-10, 906.3747-10
С управлением 24Вольт – 902.3747-11, 903.3747-11, 907.3747-10

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто
Схема 3
Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто
Схема 3а

По схеме 3 выпускаются следующие 4-х контактные (размыкающие/выключающие) реле:
С управлением 12Вольт – 90-3747-20, 904-3747-20, 90-3747-21, 75.3777-20, 75.3777-202, 75.3777-21, 75.3777-22, 75.3777-60, 75.3777-602, 75.3777-61, 75.3777-62

По схеме 3а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт – 902-3747-20, 906-3747-20, 902-3747-21, 752.3777-20, 752.3777-21, 752.3777-22, 751.3777-60, 751.3777-61, 751.3777-62,

С управлением 24Вольт – 903-3747-21, 907-3747-20, 753.3777-20, 753.3777-21, 753.3777-22, 753.3777-60, 753.3777-61, 753.3777-62,

ВНИМАНИЕ.
Реле серии 19.3777 имеют корпус аналогичный выше приведенному. Схема этих реле имеет защитный и развязывающий диоды. Такие реле имеют полярное включение обмотки. Здесь в статье эти реле не упоминаются, поскольку имеют ограниченное применение.

Реле современных автомобилей.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Отличия и разнообразия номеров реле означает разные крепления, конструкция корпуса, степень защиты, напряжение управления катушкой, коммутируемые токи и прочие параметры. Иногда при выборе аналога необходимо учитывать некоторые параметры.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто
Схема 4
Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто
Схема 4а
Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто
Схема 5
Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто
Схема 5а
Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто
Схема 6
Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто
Схема 6а

Приложение 2.

Здесь будут размещены фотографии реле с которыми мне приходилось работать. Это обычные реле из комплекта сигнализаций, и другого дополнительного оборудования.

Источник

Автомобильные реле: как устроены, как их выбирать и проверять

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Машины год от года становятся все умнее – они уже самостоятельно вращают рулем, меняют жесткость подвески, делают водителю массаж пятой точки и многое другое… Однако конечный исполнительный механизм большинства электрических цепей автомобиля, скромная «рабочая лошадка» – это реле, практически не изменившее свою конструкцию аж с 1831 года, когда впервые было изобретено… Что обычному автовладельцу полезно знать о реле?

Как устроено и применяется реле

К ак известно, габариты и мощность выключателя, коммутирующего мощную нагрузку, должны этой нагрузке соответствовать. Нельзя включить такие серьезные потребители тока в автомобиле, как, скажем, вентилятор радиатора или обогрев стекла крошечной кнопочкой – её контакты просто сгорят от одного-двух нажатий. Соответственно, кнопка должна быть крупной, мощной, тугой, с четкой фиксацией положений on/off. К ней должны подходить длинные толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.

Но в современном автомобиле с его изящным дизайном интерьера места таким кнопкам нет, да и толстые провода с дорогостоящей медью стараются применять экономно. Поэтому в качестве дистанционного силового коммутатора чаще всего применяется реле – оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейном боксе, а управляем мы им с помощью крошечной маломощной кнопочки с подведенными к ней тоненькими проводками, дизайн которой легко вписать в салон современной машины.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

Обратите внимание, что на нижеприведенной картинке у реле с переключающей контактной тройкой рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутые». Пара 2 и 3 – «нормально разомкнутые». Состоянием «нормально» считается состояние, когда на обмотку реле НЕ подано напряжение.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их контактные выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или в выносную колодку выглядят так:

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Герметичное реле из комплекта нештатного ксенона выглядит иначе. Залитый компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке вблизи фар, где водяной и грязевой туман проникают под капот через решетку радиатора. Цоколевка выводов – нестандартная, поэтому реле комплектуется собственным разъемом.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Для коммутации больших токов, в десятки и сотни ампер, используют реле иной конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна – обмотка примагничивает к себе подвижный сердечник, который замыкает контакты, но контакты имеют значительную площадь, крепление проводов – под болт от М6 и толще, обмотка – повышенной мощности. Конструктивно эти реле сходны со втягивающим реле стартера. Применяются они на грузовых машинах в качестве выключателей массы и пусковых реле того же стартера, на разной спецтехнике для включения особо мощных потребителей. Нештатно их используют для аварийной коммутации джиперских лебедок, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельных электромобилей и т.п.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

К слову, само слово «реле» переводится с французского как «перепряжка лошадей», и появился сей термин в эпоху развития первых телеграфных линий связи. Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на дальние расстояния – все электричество «гасло» на длинных проводах, и доходившие до корреспондента остатки тока были неспособны шевельнуть головку печатающего аппарата. В результате линии связи стали делать «с пересадочными станциями» – на промежуточном пункте ослабевшим током активировали не печатающий аппарат, а слабенькое реле, которое уже, в свою очередь, открывало путь току из свежей батареи – и далее, и далее…

Что нужно знать о работе реле?

Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.

Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.

Проверка реле

При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования. А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

Как закрепить реле в авто. Смотреть фото Как закрепить реле в авто. Смотреть картинку Как закрепить реле в авто. Картинка про Как закрепить реле в авто. Фото Как закрепить реле в авто

Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *