Какие авто собирают в польше
Коммерческий транспорт времен СССР: польский автопром
В отличие от коммерческих машин чешских и немецких марок, о которых мы подробно рассказывали, поляки свой грузовой транспорт начали массово развивать позже, уже после Второй мировой. И получалось у них это не очень, потому и встречались они в Союзе заметно реже, и известны меньше. Правда, за одним исключением: легкие фургончики Ныса и Жук стали-таки массовыми.
Это объяснялось просто: малотоннажный сегмент был самым дефицитным у нас во все времена, ведь интересы артелей и уж тем более частников почти не учитывались. Отечественных фургонов отчаянно не хватало, и в этой нише вполне уверенно чувствовали себя польские машины. Причем обе они базировались на агрегатах легковой Варшавы, то есть нашей лицензионной Победы М-20. Правда, двигатель поляки доработали — из нижневального он стал верхневальным, получил новую клапанную головку и увеличил мощность с 52 до 70 л.с.
Ныса-Нюша отличалась прямо-таки мультяшным дизайном
Первой в 1957 году появилась Нюша, как ласково называли ее в Союзе. Наиболее известной стала ее вторая генерация Nysa 521, с маленьким капотом, панорамным стеклом и пучеглазыми круглыми фарами. Она выпускалась в разных модификациях, от фургона грузоподъемностью 850 кг до десятиместного микроавтобуса и оснащалась трехступенчатой коробкой передач, известной тугим переключением. Производили ее аж до 1994 года, поставляли во все братские страны и даже в Турцию и Финляндию. Собрали Нюш почти четыреста тысяч, но выпуск устаревшей машины постепенно падал, и завод в одноименном городе выкупила корейская Daewoo.
На два года моложе оказался конкурент — грузовичок Żuk А из Люблина. Тамошний завод начинал в 1951 году со сборки копий нашего же ГАЗ-51 под маркой Lublin 51, а затем переключился на малотоннажники.
В отличие от округло-милой «Нюши» Жук был сугубо утилитарным: плоские борта с выштамповками для прочности, такие же лобовые стекла и ровный дощатый пол по всему кузову. Простой грузовичок мог перевозить 900 кг круза и был любим как на родине, так и во многих соцстранах. Хотя в отчете испытаний НАМИ Жука-пикапа есть такая фраза: «не рекомендован для эксплуатации в СССР… из-за неудовлетворительной обзорности, неудовлетворительной работы амортизаторов, поломки зубьев шестерен коробки передач». В 1975 году появилась версия с собственным дизелем, но была редкостью. Разных модификаций Жука до 1998-го собрали больше полумиллиона.
Кстати, в 1993 году появился еще один польский фургон, Lublin 33, из того же города, но другого завода. Внешне он выглядел более современным, хотя был разработан еще в начале восьмидесятых. Через два года после начала производства фирму выкупила все та же Daewoo, заменила агрегаты своими и переименовала в Lublin II. Но в 1999-м корейская компания обанкротилась, злополучный Люблин выкупила фирма Intrall и переименовала в очередной раз. Его не только импортировали, но и собирали на БЕЛАЗе в Жодино. Однако конец всем «братским» малотоннажникам в России принесла наша Газель.
В тяжелом классе дела у поляков шли хуже. В Польше было две грузовые марки, выпускавшие разные по грузоподъемности машины. Средние грузовики полной массой до 14 тонн носили марку Star. К английскому слову «звезда» имя никакого отношения не имеет — это сокращение от города Стараховице, где в 1948 году и был открыт грузовой завод на базе металлургического. Он выпускал простые трех-восьмитонные бескапотные грузовики с бензиновыми двигателями, потом с дизельными.
Точно таким же грузовиком Star 660 управлял Электроник
Самыми известными у нас стали полноприводные Star 660 с брезентовой крышей, бескапотные аналоги ЗИЛ-157. В основном они поставлялись в виде мобильных мастерских с кузовом Jelcz 744. Именно такая машина снималась в любимых многими «Приключениях Электроника». В самой же Польше бережно хранится другой вездеход — «папамобиль». Это такой же 2,5-тонный Star 660 1979 года с открытым кузовом-трибуной, специально сделанный для самого знаменитого поляка мира — папы римского Иоанна Павла II.
Последнее поколение Star — перелицованный MAN L2000
Постепенно грузовики Star все больше отставали от аналогов, и в 1998-м было подписано соглашение о кооперации с немецкой маркой MAN. Программа сменилась на легкую серию MAN L2000 со своей эмблемой, а через несколько лет немецкий концерн полностью выкупил завод и сейчас производит там свои городские автобусы.
Трехосный Jelcz 415, скорее всего, попал к нам уже после перестройки
Тяжелые же грузовики в Польше производил другой завод, Jelcz из одноименного города. Вообще-то, с 1952 года там выпускали кузова для техники других марок, более сотни разных типов, от бортовых до пожарных. Позднее на этом же предприятии начали собирать городские автобусы, лицензионные чешские Шкоды-706RTO.
Последняя попытка выжить — тягач Jelcz с дизелем Detroit и бампером от ДАФа
В начале пятидесятых министерство транспорта Польши разработало первый собственный тяжелый грузовик Zubr A80 (число — грузоподъемность в центнерах). Первая партия была собрана на Ельче только в 1960 году, причем машина оказалась сырой по конструкции и низкого качества. В итоге было принято решение делать ставку на лицензионные агрегаты: дизель купили у английского Leyland, коробку передач — у ZF, тормозную систему — у Wabco. Так появились грузовики Jelcz 300-го семейства, которые потом эволюционировали в 400-е. В СССР массово эти машины не поставлялись, как и городские автобусы по лицензии французской Berliet. Сама марка была приватизирована, постепенно зачахла, ее грузовое отделение закрылось в 2004-м, а автобусное — в 2008-м.
Самыми, пожалуй, известными в советские времена тяжелыми машинами ПНР оказались краны марки Bumar-Famaba. Интересно, что их конструкция была разработана у нас. Вот только рассогласованность ведомств привела к тому, что выпускать их оказалось невозможно. Строить новый завод для нужд краностроителей Минавтопром не считал нужным, а на существующих не хватало мощностей.
Сорокатонный кран Bumar-Famaba — польский гость советских строек
Ну а польское объединение Bumar, выпускавшее десятки типов строительных машин, уже собирало подходящие трех- и четырехосные шасси грузоподъемностью 25 и 40 тонн. Причем традиционно для Польши с использованием американских и немецких современных лицензий на двигатели, коробки передач, мосты. А входивший в этот концерн завод Famaba выпускал подходящие телескопические стрелы.
Марка Bumar сохранилась до сих пор и продолжает строить краны и подъемники
Начались совместные польско-советские работы по созданию целой линейки кранов. От СССР принимали участие известные краностроители — Одесский завод и Ивановец. Совместно разработанное семейство кранов на трех-шестиосных шасси штучно выпускалось у нас и массово — в Польше. Но большинство польских машин поступало, естественно, обратно в нашу страну. Конец этому сотрудничеству, как и межгосударственным закупкам в целом наступил с распадом СССР и СЭВ.
Какие подержанные автомобили популярны в Польше, России и Украине?
|
Сразу стоит оговориться, что популярность той или иной модели можно рассматривать с нескольких сторон. Во-первых, значение имеет количество зарегистрированных автомобилей, то есть тех, что находятся на государственном учете. Во-вторых, важно учитывать предпочтения автовладельцев, высказанные в ходе всевозможных опросов. Наконец, нельзя забывать об учете ввезенной на территорию страны «бэушки» за определенный период и о тех машинах, что выставлены на продажу. Сегодня мы попытались привести к общему знаменателю доступную информацию и пришли к выводу, что Беларусь, как и сто лет назад, находится на перепутье: Европа манит, Восток давит. Но обо всем по порядку.
|
Наши украинские соседи, в последнее время все чаще заявляющие об ориентации на Европу, в своих автомобильных предпочтениях отнюдь не гурманы.
В начале лета нынешнего года информационное агентство «ЛIГАБiзнесIнформ» со ссылкой на аналитиков сайта частных объявлений Slando сообщило о том, что ТОП-10 самых популярных моделей на вторичном рынке Украины возглавляет Daewoo Lanos/Sens. Далее идет Chevrolet Aveo, а замыкает тройку ВАЗ-21099.
Остальные места распределились следующим образом:
4. Renault Kangoo.
5. Mitsubishi Lancer.
6. Daewoo Matiz.
7. Chevrolet Lacetti.
8. Renault/Dacia Logan.
9. Volkswagen Caddy.
10. ВАЗ-2107.
|
Что касается марок в целом, то еще в середине 2011 года крупный портал объявлений auto.ria.ua сообщил о том, что украинцы не обходят вниманием и премиумные марки, такие как Mercedes и BMW.
Полный список тогда выглядел так:
1. ВАЗ.
2. Volkswagen.
3. Mercedes.
4. Opel.
5. Daewoo.
6. Ford.
7. BMW.
8. Toyota.
9. Mitsubishi.
10. Renault.
В любом случае характерным для Украины является весьма прохладное отношение к японским автопроизводителям и особая любовь к машинам не просто европейских, а прежде всего немецких компаний Volkswagen и Opel.
|
Что касается наших соседей по Таможенному союзу, россиян, то в начале лета аналитическое агентство «Автостат» опубликовало статистику продаж подержанных автомобилей в России с января по май 2013 года.
Абсолютным лидером популярности среди подержанных машин остается вазовская «классика» (85.499 авто за пять месяцев), за ней идут «десятки» и модели семейства Samara.
|
Удалось нам отыскать кое-что и по Польше. В 2011 году одна из организаций, занимающихся изучением структуры авторынка страны, опубликовала результаты исследования популярности подержанных машин в Польше на основе данных о ввозе «бэушки» в Речь Посполитую из других стран:
Как видим, японские производители и у поляков в немилости: массовым спросом на рынке подержанных автомобилей их продукция не пользуется, несмотря на имидж надежных и простых.
|
В Беларуси о степени популярности производителей можно судить по числу зарегистрированных автомобилей.
|
Польский авторынок в 2020 году
Польский автомобильный рынок, как и весь рынок Европы, в 2020 году пострадал от пандемии COVID-19, которая значительно повлияла на продажи.
Авторынок Польши характеризуется большим количеством автомобилей с пробегом и, что является уникальным для Европы, мощным импортом «свежих» автомобилей с пробегом в основном из Германии. Однако в последние годы развитие сектора автомобилей с низким уровнем выбросов и увеличение доходов населения породили большой спрос на новые автомобили, увеличив их продажи с 384 тысяч в 2012 году до 489,2 тыс. штук в 2018 году.
Эта положительная тенденция сохранилась и в 2019 году, когда рынок снова вырос, впервые преодолев рубеж в полмиллиона автомобилей за календарный год.
Начав 2020 год с отрицательного тренда (-14,1%), продажи автомобилей быстро рухнули в марте, когда началась пандемия COVID-19. Самое резкое падение продаж произошло в апреле (-67,1%), когда введенные в связи с коронавирусом ограничения начали существенно влиять на рынок.
В целом за 2020 год в Польше продано 428 347 автомобилей, что соответствует снижению на 22,9% по сравнению с 2019 годом.
ДИНАМИКА ПРОДАЖ АВТОМОБИЛЕЙ НА ПОЛЬСКОМ РЫНКЕ В 2020 ГОДУ
Самым продаваемым автомобилем на польском рынке в 2020 году стала Skoda Octavia (-8,4%), в стране реализовано 18 668 таких автомобилей. За нею следует Toyota Corolla, которая была продана в количестве 17 507 единиц (-11,1%). Toyota Yaris (+9,3%) замыкает пьедестал (+2 строчки в рейтинге, 15 378 шт.).
Как производят автомобили Volkswagen в Польше? (ВИДЕО)
Накануне презентации автомобиля Volkswagen Caddy четвертого поколения журналистов пригласили посетить завод VW в польском городе Познань, где данная модель будет выпускаться. Кроме того, представители СМИ осмотрели новое, строящееся предприятие – для модели Сrafter cледующей генерации. Производство Volkswagen Poznan Ltd. сегодня включает три завода. Первый – Poznan-Antoninek занимается cборкой и окраской кузовов. Второй – Poznan-Wilda специализируется на литейном производстве. И, наконец, третий – в местечке Swarzedz – объединяет сварочное производство, а также сборку приборных панелей и специальных кузовных деталей.
Предприятие VW в Познани было образовано в 1993 году, а в 1996-м полностью перешло под юрисдикцию Volkswagen AG. В 1994 году здесь собрали первую партию машин Transporter T4. Кроме того, была налажена сборка легковых автомобилей Skoda Felicia (выпущено 130 тыс. ед.), а также машин Seat и Audi A6 (650 ед.). В 1997 завод перешел на полномасштабное производство (СKD).
2003 год стал ключевым для предприятия: освоен выпуск модели Transporter T5 и развозных фургончиков Caddy. Ежегодный объем производства автомобилей возрос с 40-50 тыс. ед. до 170 тыс. В итоге, 11 декабря 2007 года с конвейера сошел миллионный автомобиль. Им стал длиннобазный фургон Caddy Maxi. В 2013 году на предприятии изготовлено 170 тыс. машин, из которых 20 тыс. пришлось на модель T5, а 150 тыс. – на Caddy. В ушедшем, 2014-м изготовлено порядка 175 тыс. машин. Сегодня на трех заводах в Познани трудятся свыше 6800 человек.
Журналисты также посетили строящийся завод Volkswagen, в 50 км от Познани – в местечке Вжесня. На территории 220 га (300 футбольных полей) уже полным ходом идет установка бетонных свай. Предприятие обеспечит работой около 3 тыс. человек. Во второй половине 2016 года здесь начнется изготовление полностью нового автомобиля Volkswagen Crafter. Производственные мощности предприятия составят до 100 тысяч машин ежегодно.
20 самых популярных автомобилей в Польше. Эти модели доминировали в мае
По данным Института исследования автомобильного рынка SAMAR, в мае первое место по продаже легковых автомобилей заняла Skoda Fabia с результатом 772 проданных экземпляра. Тойота Королла стоит за ней, набрав всего 18 очков. Подиум закрывает Skoda Octavia — поляки купили 716 экземпляров чешского бестселлера.
Несмотря на победу Skoda, в рейтинге несколько доминировал Toyota. В двадцатку вошли шесть автомобилей японского производителя. Популярны модели Corolla, RAV4, Yaris, C-HR, Aygo и Camry. В список также входят пять моделей Skoda (Fabia, Octavia, Scala, Superb и Kamiq). Популярность Dacia Duster также растет — в мае поляки купили 673 единицы этой модели.
Дачия Дастер (2019) рекламные материалы
Ниже мы представляем двадцатку лучших моделей майского списка мотоциклов в Польше:
Рейтинг после пяти месяцев 2020 года.
Начало этого года не будет просить производителей автомобилей. У нас по-прежнему наблюдается снижение продаж, хотя оно уже лучше, чем несколько месяцев назад, когда снижение продаж новых автомобилей составляет около 70 процентов. С января по май 2020 года в Польше зарегистрирован 144 031 новые автомобили (-38,3 процента по сравнению с аналогичным периодом 2019 года).
Вот лучшие 20 моделей за первые пять месяцев этого года: