Какие автомобили ликвидные на вторичном рынке
Какие модели меньше теряют в цене? В России определили самые ликвидные автомобили
В РФ было проведено исследование остаточной стоимости трёхлетних машин, относящихся как к массовому, так и к премиальному сегменту.
Исследование вторичного авторынка России провели компании «Автостат Инфо» и «Правильная Цена». По его итогам эксперты узнали, сколько потеряли в цене за три последних года те автомобили, которые перепродаются сейчас. Также они выяснили, какие из моделей являются самыми ликвидными. Судя по полученным результатам, за три года эксплуатации автомобиль массового сегмента в среднем теряет в цене около 26% (за год в массовом сегменте значение остаточной стоимости сократилось всего на 0,4 процентных пункта).
На фото: актуальный Renault Sandero Stepway (вышел на российский рынок в 2018 году)
Если говорить о подержанных автомобилях премиального сегмента, за три последних года они потеряли в среднем примерно 30% от своей изначальной стоимости. Если же сравнивать с прошлым годом, то остаточная стоимость моделей класса премиум стала меньше на 0,7 процентных пункта.
По мнению экспертов, выравнивание значения остаточной стоимости обеспечивают планомерный рост цен на новые автомобили, а также коррекция остаточной стоимости на модели, переоценённые в кризисный 2014 год. При этом в третьем квартале 2020-го был зафиксирован ощутимый дефицит на новые машины, из-за чего остаточные стоимости продемонстрировали ещё более заметное снижение по отношению к значениям предыдущего года.
ТОП-5 лидеров среди марок по ликвидности | |||||
---|---|---|---|---|---|
В массовом сегменте | В премиальном сегменте | ||||
Место | Марка | Остаточная стоимость | Место | Марка | Остаточная стоимость |
1 | Mazda | 87,39% | 1 | Mini | 78,12% |
2 | Hyundai | 81,49% | 2 | smart | 77,79% |
3 | Renault | 79,98% | 3 | Lexus | 77,13% |
4 | Honda | 79,78% | 4 | Porsche | 75,71% |
5 | Volkswagen | 79,09% | 5 | Audi | 72,01% |
Как сообщает «РГ» со ссылкой на исследование, если смотреть в целом, в массовом сегменте по ликвидности лидируют автомобили корейских брендов. За три года эксплуатации они сохраняют 79,51% от своей изначальной стоимости. Среди премиальных машин на первом месте расположились представители японских марок (72,9%). На вторую строку в рейтинге ликвидности в «масс-маркете» вышли европейские марки (78,72%), а на третьем находятся японские бренды (75,36%). В премиальном сегменте «серебро» у американских моделей (71,97%), а «бронзу» завоевали европейские (68,85%).
ТОП-5 лидеров среди автомобилей по ликвидности | |||||
---|---|---|---|---|---|
В массовом сегменте | В премиальном сегменте | ||||
Место | Модель | Остаточная стоимость | Место | Модель | Остаточная стоимость |
1 | Hyundai Creta | 90,87% | 1 | Audi A5 | 80,6% |
2 | Mazda CX-5 | 88,51% | 2 | Mini Сooper | 79,99% |
3 | Mazda6 | 85,49% | 3 | Lexus RX | 79,55% |
4 | Toyota RAV4 | 84,32% | 4 | Porsche Macan | 79,09% |
5 | Renault Sandero Stepway | 83,78% | 5 | Lexus NX | 78,68% |
По мнению Сергея Бургазлиева, независимого консультанта по индустрии «Автомобили и транспорт», в 2020-ом рынок подержанных автомобилей оказался «перегрет». Он предполагает, что в следующем году объём рынка сократится, при этом цены на автомобили не снизятся. А ликвидность трёхлетних автомобилей, вероятно, повысится, особенно в премиальном сегменте.
Независимый эксперт Юрий Елистратов считает, что в краткосрочном периоде (с учётом роста цен на новые автомобили) рынок машин с пробегом в дальнейшем будет демонстрировать умеренный ценовой рост: по прогнозам, в 2021 году он составит около 5-8%.
Рейтинг ликвидности: какие машины меньше всего потеряли в цене
Аналитики «Автостат Инфо» и проекта «Правильная цена» провели исследование на рынке трехлетних автомобилей с пробегом и составили список наиболее ликвидных машин. В рейтинг автомобилей с наиболее высокими значениями остаточной стоимости вошли 194 модели из массового и премиального сегментов.
На рынке массовых моделей среди авто малого класса лучше всех сохранили свою первоначальную цену Hyundai Solaris (87,02%), Skoda Rapid (85,32%) и Kia Rio (85,18%). В «гольф-классе» самой ликвидной стала Toyota Corolla (83,15%), недалеко от нее в топ-3 этого класса разместились Kia Ceed (81,88%) и Skoda Octavia (81,74%).
Победителем в среднем классе среди машин массового сегмента стала Mazda 6 (84,56%). За ней с заметным отставанием второе и третье места заняли Ford Mondeo (73,13%) и Hyundai i40 (71,43%). Среди седанов бизнес-класса первенство у Toyota Camry (78,49%), а далее идут Kia Optima (75,51%) и Skoda Superb (70,98%). Самыми ликвидными SUV в классе компактных кроссоверов и внедорожников оказались Kia Soul (89,79%), Mazda CX-5 (86,89%) и Honda CR-V (84,16%).
В премиальном сегменте среди машин малого классе лидером стал MINI Cooper Clubman Cooper S, сохранивший за три года до 74,09% от своей изначальной цены. Еще две MINI составили топ-3 в этом классе: MINI Countryman (72,17%) и MINI Cooper (68,06%). В «гольф»-классе победил Volvo V40 Cross Country (87,13%), а второе и третье места заняли Audi A3 (68,39%) и Mercedes-Benz A-Класса (66,48%). Среди премиальных авто среднего класса самыми ликвидными оказались Audi A4 Allroad (77,25%), Volvo S60 (75,93%) и Volvo V60 Cross Country (71,58%).
Топ-3 в классе бизнес-седанов составили Volvo XC70 (77,68%), Lexus ES (77,16%) и Infiniti Q70 (71,1%). Среди компактных SUV премиального класса лидером по ликвидности был признан Volvo XC60 (76,02%), оставивший позади Mercedes-Benz GLC-Класса (73,27%) и BMW X1 (72,84%). «Тройку» лидеров в классе средних кроссоверов и внедорожников сформировали Jeep Grand Cherokee (77,33%), Lexus RX (77,06%) и Volvo XC90 (74,59%). Среди полноразмерных SUV самыми ликвидными стал Audi Q7 (79,91%), Lexus LX (75,11%) и Mercedes-Benz GLS-Класса (70,2%). В люксовом классе рейтинг возглавила модель Porsche Panamera (70,01%), которая обошла Mercedes-Benz S-Класса (68,48%) и BMW X7 (53,29).
По мнению экспертов, показатели остаточной стоимости трехлетних автомобилей можно считать стабилизировавшимся. Они считают, что все же остаются некоторые предпосылки для колебаний остаточной стоимости, отмечая, что это может произойти, например, из-за увеличения утилизационной пошлины на новые авто. Этот рост с некоторым запозданием может отразиться и на рынке машин с пробегом.
Топ-10 самых ликвидных «бэушек» российского рынка
Аналитики выяснили самые быстро продаваемые автомобили на вторичном рынке в России. Топ-10 наиболее ликвидных моделей составило издание Drom.ru, которое опиралось на выгрузку данных со своего сервиса по продаже «бэушных» автомобилей за 12 месяцев. В материал для анализа вошло 770 000 случаев продажи автомобилей через сайт. В расчет не брали редкие и непопулярные модели, объем продаж которых не достигает 200 штук в год.
В возрасте 3-5 лет самым ликвидным автомобилем является Kia Rio питерской сборки, в среднем на смену владельца ей требуется лишь 11,5 дней. «Нормальная» цена автомобиля варьируется от 445 000 до 850 000 рублей.
Замыкает тройку Lada Granta. Тольяттинский «бюджетник» «уходит» за 13 дней, его цена лежит в диапазоне от 245 000 до 475 000 рублей.
Далее в рейтинге ликвидности 3-5 лет расположились:
5) Mazda 3 (13,4 дня, 848 000-1 190 000 рублей),
6) Volkswagen Polo (13,9 дней, 429 000-799 000 рублей),
7) Datsun on-Do (14,2 дня, 258 000-475 000 рублей),
8) Lada Priora (14,5 дней, 308 000-475 000 рублей),
9) Kia Ceed (14,6 дня, 593 000-999 000 рублей),
10) Nissan Almera (14,7 дня, 356 000-620 000 рублей).
Далее в рейтинге ликвидности 6-10 лет занимают места следующие модели:
4) Lada Priora (10,1 дня, 165 000-380 000 рублей),
5) Hyundai Solaris (10,2 дня, 339 000-619 000 рублей),
6) Mazda Demio (10,6 дня, 330 000-645 000 рублей),
7) Daewoo Nexia (10,6 дня, 119 000-210 000 рублей),
8) ВАЗ-2110 (10,6 дня, 146 000-205 000 рублей),
9) Lada Granta (11 дней, 165 000-365 000 рублей),
10) Daewoo Matiz (11 дней, 109 000-215 000 рублей).
Далее рейтинг ликвидности 11-15 лет составляют такие модели:
4) ВАЗ-2107 (7 дней, 45 000-100 000 рублей),
5) Lada Priora (7,2 дня, 120 000-220 000 рублей),
6) ВАЗ-2110 (7,2 дня, 80 000-145 000 рублей),
7) Daewoo Matiz (7,3 дня, 95 000-160 000 рублей),
8) ВАЗ-2112 (7,3 дня, 88 000-165 000 рублей),
9) Lada Kalina (7,6 дня, 100 000-200 000 рублей),
10) ВАЗ-2115 Lada Samara (7,6 дня, 73 000-150 000 рублей).
Названы самые ликвидные автомобили российского рынка
Эксперты определили, что за три года эксплуатации автомобиль массового сегмента теряет в цене почти 26%. В сравнении с прошлым годом значение остаточной стоимости в «масс-маркете» снизилось лишь на 0,4 процентных пункта. В то же время автомобиль сегмента «премиум» за три последних года потерял около 30% от своей изначальной стоимости по прайсу, а в сравнении с прошлым годом его остаточная стоимость уменьшилась на 0,7 процентных пункта.
Эксперты отмечают, что постепенное выравнивание значения остаточной стоимости идет за счет более планомерного роста цен на новые авто, а также за счет коррекции остаточной стоимости на переоцененные в кризисный 2014 год модели. И если бы не сильный дефицит на новые машины, который наблюдался в третьем квартале 2020 года, остаточные стоимости показали еще более заметное снижение к прошлогодним значениям.
Если в массовом сегменте по ликвидности лидируют корейские бренды, которые за три года эксплуатации сохраняют 79,51% от своей изначальной стоимости, то в сегменте «премиум» на первом месте находятся японские марки (72,9%). В массовой сегменте на второе место по ликвидности вышли европейские марки (78,72%), а на третье- японские бренды (75,36%). Призовую «тройку» в премиальном сегменте составили американские бренды (71,97%) и европейские (68,85%).
Комментируя тренды, которые определяют сейчас вектор развития средних цен на автомобили в России, Сергей Бургазлиев, независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт», отмечает такие факторы, как располагаемые доходы населения, инфляция, цены на нефть, растущие просрочки по потребительским кредитам, а также повышение стоимости КАСКО при покупке нового авто в кредит.
По мнению Артема Самородова, партнера издательства «Короче, Дилер», на ситуацию с колебаниями средних цен повлиял не только дефицит новых автомобилей. Добавим сюда также падение предложений автомобилей с пробегом, наличие большой наличности на руках у россиян (свыше 12 трлн рублей), нестандартное поведение всех защитных инструментов на рынке.
По мнению Юрия Елистратова, независимого эксперта, несмотря на снижение стоимости, в краткосрочном периоде с учетом роста цен на новые авто рынок подержанных машин покажет умеренный ценовой рост. Он составит в 2021 году 5-8%.
Эксперты проекта «Правильная цена» отмечают, что по отдельным трехлетним моделям остаточная стоимость сейчас завышена в сравнении со среднерыночными показателями более-менее стабильного рынка. Это значит, что остаточная стоимость по ним будет падать.
Машин с пробегом на всех не хватает. Таблица с моделями и ценами
В 2020 году интерес к машинам с пробегом вырос в том числе из-за дефицита популярных новых автомобилей и ежемесячного повышения цен. Варианты на вторичке оказались для многих россиян более привлекательными как по цене, так и по разнообразию модельной линейки и комплектаций.
Но одновременно с ростом интереса покупателей росла и стоимость машин на вторичке: подавляющее большинство иномарок, особенно корейские и японские модели, дорожали вслед за новыми машинами. Особенно заметно росли цены на машины до пяти лет.
Мы запросили данные по самым популярным машинам на вторичке у трех крупнейших онлайн-площадок по продаже б/у автомобилей, сравнили их рейтинги и выбрали 10 самых популярных машин в России в 2020 году.
Согласно данным компаний «Авито Авто», «Авто.ру» и «Дром.ру», в уходящем году россияне предпочитали покупать на вторичке автомобили Lada. Шесть из десяти моделей рейтинга занимают именно они.
По данным компании «Дром.ру», общее количество проданных автомобилей на вторичном рынке в 2020 году снизилось на 9,2% относительно 2019 года. При этом средняя цена подержанной машины выросла на 4%, до 455 тысяч рублей.
«Вслед за пике новых автомобилей сжимается и рынок подержанных. По росту цен тренд аналогичен — пробег дорожает. Любопытно, что он не распространяется на снятые с производства модели. Подешевели «Приоры», «Самары», вся «классика» и Ford Focus. В тоже время популярные «корейцы» и «Тойоты» растут: доверие к этим брендам в кризисное время лишь укрепляется», — объяснил Autonews.ru руководитель проектов компании «Дром» на европейской территории России Антон Серков.
Согласно рейтингу компании, в топ-10 самых популярных машин 2020 года также вошли три автомобиля Toyota. Причем модель Toyota Camry занимает в списке агрегатора, который преимущественно работает в восточной части страны, аж второе месте. За год средняя стоимость «Камри» с пробегом выросла почти на 6% — с 727 тысяч рублей до 769 тысяч рублей. На четвертом месте рейтинга оказалась Toyota Corolla, а на девятой строчке — Toyota RAV4. Последняя подорожала за год в среднем на 60 тысяч рублей.
Заметный рост цен иностранных брендов отметили и в компании «Авто.ру». По их данным, в среднем подорожание на рынке б/у автомобилей за год составило около 4%. Однако нужно понимать, что серьезно изменился выбор автомобилей.
«Из-за дефицита новых машин в этом году сильно просело предложение ликвидных автомобилей и на вторичном рынке. Многие из тех, кто планировал поменять машину, не смогли найти подходящую замену и не стали продавать автомобиль. Зато на фоне дефицита появилось много, прямо скажем, антиквариата. Те, у кого в гараже десятилетиями пылились оставшиеся от пращуров «Запорожцы» и «Жигули», решили попытать судьбу и сбыть их», — пояснили в компании.
Согласно рейтингу компании, в топ-10 самых популярных машин с пробегом в России кроме вышеперечисленных также входят Lada 2121, Chevrolet Niva и Opel Astra. Что касается моделей, которые больше всего выросли в цене по сравнению с предыдущим годом, то аналитики «Авто.ру» отмечают кроссоверы и внедорожники.
Что из иномарок подорожало больше всего | |
Модель | Рост цены в процентах |
Renault Sandero | +18% |
VW Tiguan | +17% |
BMW X5 | +16% |
Mitsubishi Outlander | +12% |
Nissan Qashqai | +11% |
Toyota RAV4 | +11% |
Как объяснил директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, все хорошие и свежие автомобили в этом году выросли в цене на 15-20%. Потому что большой объем относительно свежих и дешевых автомобилей производства 2013-2014 годов практически распродан. А следующая категория — это 2015-2016 модельный год, и эти машины новыми уже продавались дороже. Сейчас пополнение вторичного рынка идет именно из них.