Какие машины собирают в азербайджане
Khazar: новая марка автомобилей из Азербайджана
На постсоветском пространстве родился новый бренд легковых автомобилей: 29 марта президенты Иcламской Республики Иран и Азербайджанской Республики дали символический старт производству автомобилей Khazar в Нефтчалинском районе Азербайджана.
Автомобильный завод АзКрон принадлежит совместному предприятию Азеврокар, которым, в свою очередь, на 75% владеет группа АзерМаш. Остальная четверть — на счету крупнейшей иранской автомобильной компании Iran Khodro, известной россиянам не понаслышке. Правда, по информации иранской стороны, они внесли свою долю не деньгами, а технической и инжиниринговой составляющей.
В планах компании — сборка автомобилей Iran Khodro Dena, Dena+, Runna, Soren и Samand, а также производимых в Иране по лицензии моделей Peugeot 206 и 207, Renault Tondar (Logan первого поколения) и построенной на его базе машины Pickup. По информации фирмы АзерМаш, завод единовременно может выпускать только одну модель — сейчас это седаны Iran Khodro Dena+ с двигателем 1.7 и механической коробкой передач в двух комплектациях S5 (Simple) и L5 (Luxury). Машины с «автоматом» займут место на линии только после сборки первой партии.
На производстве занято 300 сотрудников, план на этот год — сборка шести тысяч автомобилей, а к концу 2019 года объем должен вырасти до десяти тысяч машин в год. Основным потребителем станет местный рынок — первый заказ уже получен от Министерства экономики Азербайджана. Но примерно пятая часть машин должна пойти на экспорт: в числе приоритетных рынков значатся Туркменистан, Таджикистан, Украина и, конечно же, Россия.
Любопытно, что буквально накануне начала сборки автомобилей Khazar стало известно о новых планах сборки моделей Iran Khodro Dena и Dena+ на белорусском заводе Юнисон. Разумеется, также с прицелом на российский рынок. Иранские автомобили возьмут нас «в клещи»?
Азербайджанцы обещают привлекательные цены: Хазары с «механикой» оцениваются в республике в 14—17 тысяч манатов (476—578 тысяч рублей по текущему курсу). Цена двухпедальных автомобилей по плану не должна превысить 714 тысяч рублей. Впрочем, в России машины, импортируемые из не входящей в ЕврАзЭС страны, наверняка окажутся заметно дороже.
Интересно, что это не первый совместный проект азербайджанских и иранских автопроизводителей. С 2005 по 2010 год модель Iran Khodro Samand выпускали в Шемахе под названием AzSamand (альтернативно — Aziz). Однако производство остановилось после выпуска около полутора тысяч машин.
Ветер с Апшерона
Khazar хорош, но с такой ценой экспорт невозможен
Руководство автомобильного завода в Нефтчале сообщает о планах продаж своих машин за рубежом. О привлекательном зарубежном рынке говорит председатель правления компании AzerMash Эмин Ахундов. Насколько возможна перспектива продажи в соседних странах легковых автомобилей, собранных в Азербайджане?
фото сайта завода
Сравним цены автомобилей Khazar в Азербайджане с аналогичными автомобилями в странах, которые потенциально могли бы приобретать наши автомобили. Так как иранские машины в Грузии не продаются, мы сопоставили Khazar с корейской КИА, с близкими объемами бензиновых двигателей – 1600-1800 куб. см.
В Азербайджане новые Khazar продаются за 16-18 тысяч манат. На грузинском рынке нерастаможенный KİA Rio 2019 года выпуска предлагается за 14231 лари, что равно 9107 манат. После таможенного оформления в Азербайджане цена этого автомобиля вырастет в полтора раза и составит около 15 тысяч манат. А в Баку на авторынке эти же машины продаются за 25 тысяч манат (пробег 20 тыс км). Это значит, что на местном рынке Khazar может по цене конкурировать с корейским Rio, но в Грузии наш автомобиль окажется в проигрыше, будучи заметно дороже корейского аналога.
В Украине новая KİA Rio предлагается за 350 тысяч гривен (22220 манат). Это больше, чем Khazar на рынке Азербайджана и России (14-16 тысяч манат). Но транспортировка из Нефтчалы до Киева обойдется «в копеечку», да и корейский автомобилестроитель в Украине престижнее азербайджанского.
Сравнивать цены собранных в Азербайджане иранских автомобилей с такими же на рынке Ирана не имеет смысла, так как заведомо ясно, что «на Родине» эти машины продаются дешевле.
Непонятно, на чем зиждется оптимизм новых азербайджанских автопроизводителей, которым несомненно, хорошо известна зарубежная стоимость значительно более уважаемых на внешнем рынке корейских автоаналогов, с которыми потенциально будет конкурировать нефтчалинский Khazar.
Азербайджанский автопром
Если мировой автопром переживает сегодня не лучшие времена, падая на ключевых рынках США и Китая, то малые и средние региональные сегменты, развивающиеся в рамках своих закономерностей, напротив, оживают. Достаточно перспективно выглядят точки роста в Азербайджане, Казахстане и Узбекистане. Здесь выделяются три момента.
Во-вторых, новые производства нацелены на рынки третьих стран. Так, азербайджанский проект будет стимулировать перевозки в коридоре МТК Север-Юг (МТК СЮ).
В-третьих, участие концернов РФ создает базу для внедрения в будущем оборудовании беспилотных систем на российской технологической платформе. Об этом можно говорить уже в перспективе 10 лет. На днях делегация во главе с министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым в Баку обсудила параметры этого вектора развития для сельскохозяйственной техники. В рамках развития меморандума о сотрудничестве между Сумгаитским технопарком и «Ростсельмашем» предполагается выпуск техники, способной встраиваться в цифровые системы управления.
Азербайджанское автомобилестроение сформировано в четырех регионах: два новых предприятия Нефтчалинского промышленного квартала, крупнейший завод в Гяндже, перспективные предприятия Гаджигабульского промышленного квартала, первый в постсоветском Азербайджане автосборочный завод в Нахчыване («NAZ-LIFAN»).
Емкость азербайджанского рынка порядка 4,5-5 тыс. грузовиков в год. При этом аналитики «Группы ГАЗ» подчеркивают, что завод будет нацелен на экспорт в третьи страны: Ближний Восток, Турция и другие.
Проблема «позднего старта»: конкуренция с Центральной Азией
Белорусская платформа ЕАЭС: выход на рынок Турции
От прошлого к будущему азеравтопрома
Но история могла повернуться по-другому. Гейдару Алиеву удалось в 1983 году выиграть аппаратную конкуренцию с руководством Украинской ССР вокруг строительства завода малотоннажных грузовиков (1,5 тонны), запланированного Минтранспортом СССР в Запорожье, точно так же как десятилетием ранее, в 1973, удалось пробить строительство завода кондиционеров в Баку, за который тоже боролся не только Киев (Министерство элетротехнической промышленности СССР планировало это производство в Запорожье). Первая попытка инициировать этот проект и добиться выделения средств была осуществлена Алиевым в ходе визита Брежнева в Баку в 1982 году. Тогда, в статусе первого секретаря ЦК КП республики, он предложил генсеку задуматься о строительстве подобного завода в СССР, и именно в Азербайджане, по той причине, что Алиев лоббировал свою республику. Затем при генсеке Андропове, когда Алиев стал работать в Москве заместителем главы Совета Министров СССР, завод в Гяндже удалось включить в Постановление о развитии автомобильной промышленности (некий аналог нынешних нацпроектов).
Делегация Минавтотранспорта СССР выбрала место локализации производства в Гяндже (был вариант в Сумгаите и Нахчыване) ввиду наличия там строительного треста. Первые средства из 12 миллионов советских рублей (около 1,2 млрд сегодняшних российских рублей, по оценке стоимости продукции) выделили в 1984 году, к 1985 году были построены жилые здания для персонала, мастерские, цеха. После отставки Гейдара Алиева средства не выделялись. Вторую жизнь в завод вдохнули уже при Ильхаме Алиеве.
Собственно, эта иллюстрация показывает, что проект «Группы ГАЗ» в Азербайджане имеет свои исторические корни. Интересно, что коммерческие машины с горьковскими корнями в Азербайджане все-таки выпускались: в 1978 году на Бакинском заводе специализированных автомобилей производились фургоны семейства ПАЗ-3742, базировавшиеся на узлах грузовика ГАЗ-53. Разработаны они были Павловским автобусным заводом в двух версиях: с простым изотермическим кузовом и с большим холодильником внутри. А выпуск наладили именно в Баку, поскольку город был основным производителем промышленных и бытовых кондиционеров в Союзе.
Иранские машины из Азербайджана по циклу SKD-4. Почему Iran Khodro отказался от участия в ММАС-2018?
«Made in Azerbaijan». Такие шильдики установлены на автомобилях сборки азербайджанского завода Khazar: из Ирана приходит сваренный и окрашенный кузов и комплектующие к нему. О том, как работает завод компании «Азермаш» нам рассказала Вероника Аллахвердиева, советник председателя правления компании.
29 марта в торжественной обстановке президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Ирана Гасан Рухани дали старт автомобильному производству на заводе Khazar, расположенному в Нефтчалинской промышленной зоне (Азербайджан). Интересно, что долевое участие сторон оказалось неравным: иранцы вложили только 25%, остальное инвестировал азербайджанский «Азермаш». Так же азербайджанцы разрабатывают совместный проект с ГАЗом – на QAZ (ещё одной «дочкой» «Азермаша» должны наладить сборку «Газелей Next».
В настоящее время на Khazar работают всего около 200 человек, и в обозримом будущем планируется поднять численность персонала ещё на 100 единиц. Это несколько не стыкуется с информацией, которую в эксклюзивном интервью нашему сайту сообщила Вероника Аллахвердиева, представитель Khazar. Дело в том, что по официальной информации дочерний завод «Азермаша» рассчитан на сборку по методу SKD-0. На российских заводах это означает «прикрутить колёса к почти готовой машине», а, точнее, к той, которая была частично разобрана, запакована в ящик, и отправлена по месту прописки. При этом, Вероника утверждает, что на Khazar поступает не машинокомплект, а «голый» (сваренный, но окрашенный) кузов и россыпью комплектующие к нему. То есть, по принятой в России терминологии, это уже SKD-4. К примеру, так собирают BMW на калининградском Автоторе. И если на Khazar будут собирать по 10 тыс. машин в год, 300 человек будет явно недостаточно.
Далее Вероника сообщила, что при необходимости может быть повышен как уровень технологической вооружённости предприятия, так и увеличены его мощности. По словам Вероники на Khazar уже есть свой собственный окрасочный цех, однако, пока он не действует, но в будущем в Азербайджан из Ирана будут приходит только сваренные, но не окрашенные кузова. В отличие от сборки, локализация по элементам пока нулевая, свои – только шильдики. В будущем усиление компонентной локализации, по крайней мере, доведения её до какого-то ощутимого уровня не предвидится, просто потому, что в Азербайджане мало производственных партнёров, который могут в нужном объёме и с нужным качеством выдать комплектующие.
Атомобильный рынок в стране пока и маленький, и пустой. Да и сам «Азермаш» работает во многом льготным условиям, представленным государством: Вероника говорит, что это обусловлено местным законодательством – в Азербайджане выгоднее собирать машины, чем завозить. Между тем, в одном из недавних интервью председатель правления «Азермаша» Эмин Ахундов, утверждал, что в случае необходимости, компания сможет «без труда производить любые запасные части на местном рынке».
В следующем году автомобили Khazar могут появиться и в России, по крайней мере, именно на 2019 год запланирован «выход на внешние рынки», однако, Вероника говорит, что пока ни о какой сертификации автомобилей Khazar для рынка РФ речи не идёт: «мы ещё даже не работали в этом направлении, а когда решат, что нужно выходить в Россию, начнём процедуру сертификации». Интересно, что при таком подходе азербайджанцы могут просто-напросто не успеть выйти в РФ следующем году, поскольку с одной стороны, существует очередь на получение ОТТС (по данным некоторых китайских компаний она составляет несколько месяцев), с другой, азербайджанские машины нужно адаптировать под Россию, а конструкторские работы, скорее всего, придётся проводить на головном заводе в Иране.
Кстати, за несколько дней до открытия ММАС-2018, а именно, 17 августа, о скором экспорте азербайджанских автомобилей в Россию рассказала директор компании Iran Khodro по регионам Азия, Европа, Америка и СНГ Сабина Нобари. Интересно, что за некоторое время до того Iran Khodro отказался от участия в ММАС, поэтому экстренное предложение – буквально во второй половине июля поступило на Khazar. Азербайджанцы не решились вкладываться в стенд – да и стенда как такового не было: две машины, плохо освещённые, стояли на участке примерно в 40 квадратных метров, покрытым синим ковролином.
В настоящее время завод Khazar собирает модели Samand (под брендом Khazar машину продают как Soren) и Dena, которая была представленная на ММАС под названиями SD (подешевле) и LD (побогаче). Позже линейка продукции будет расширена до восьми наименований, среди которых хорошо знакомые нам Peugeot 206 и 207, Renault Logan первого поколения, а также ют (пикап) на его базе Renault Tondar.
Итак, что такое Khazar Dena? Фактически, это более продвинутая и облагороженная версия Iran Khodro Samand, а проще говоря, Peugeot 405. Если когда-то французский «исходник» был среднеразмерным автомобилем, сейчас Khazar SD/LD – это компактный седан с колёсной базой в 2671 мм. На выбор предлагаются два мотора EF7 NA (для исполнения SD) и EF7 TC (для исполнения LD). Буквы NA и TC расшифровываются как «natural aspiration» и «turbo compressor» соответственно. Об уровне технологий говорит тот факт, что у двигателей одинаковые: рабочий объём (1648 cм3) и диаметр цилиндра / ход поршня (85,0х78,6 мм), то есть (внимание!) у наддувного и атмосферного моторов – одинаковая степень сжатия…
Атмосферник доступен и с исполнением на пропан-бутане, в этом случае он будет выдавать не 115 л.с., а всего 105 при 6000 об/мин. Мощность у турбированного мотора поднята до 150 л.с. при 5500 об/мин, а максимум тяги агрегатов приходится на 155 Нам при 4500 об/мин и 215 Нм при 2200-4800 об/мин.
В комплектацию обоих машин помимо прочего входят: кондиционер, подогрев заднего стекла, электропривод боковых стёкол, складные наружные зеркала с электроприводом, CD- и mp3-плееры с цветным экраном, центральный замок, две фронтальные подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, датчики парковки и камеры заднего вида.
В России Khazar скорее всего будет конкурировать с Lifan: при базовой отпускной цене в Азербайджане, эквивалентной около 560 тыс. руб., привезённые к нам машины могут подорожать до 800 тыс. руб. При этом, если будут сертифицированы исполнения с заводским газобалонным оборудованием, предназначенным для работы на пропан-бутане, автомобиль вне всякого сомнения займёт свою нишу в России, по крайней мере, в южных регионах европейской части.
Бренд Khazar оценит реакцию российской публики
Помните иранского автопроизводителя Iran Khodro? Компания, творчески переосмыслившая несколько моделей Peugeot, не снискала в России особого успеха и ушла, хотя разговоры о возврате были. Теперь у этой истории совсем неожиданное продолжение: в марте 2018-го в Азербайджане заработал автозавод Khazar, наладивший сборку целой кучи моделей Iran Khodro под собственным брендом (новый завод на четверть принадлежит иранской компании). Пару самых интересных седанов (SD и LD) марка Khazar привезла на Московский автосалон, чтобы прощупать почву перед возможным выходом на наш рынок. Потому знакомимся.
Технически SD и LD близки. Оба оснащены мотором 1.7, только в разных вариациях (SD на 115 сил и 155 Н•м, а LD на 150 л.с. и 215 Н•м) и комплектуются «механикой». Только Khazar LD оборудован побогаче. Тут по умолчанию аудиосистема, кондиционер, разномастная «электрика», а на креслах — неплохой на вид кожзам. На родине такая машина стоит всего 700 000 рублей (если пересчитывать по курсу), а у нас будет до одного миллиона.
Если в России получится удержать низкие цены, то у нас появится своего рода наследник Ирана Кодро. При этом новоявленная марка может привезти к нам почти с десяток моделей. Это разные интерпретации известного россиянам Cаманда и старые хэтчи Peugeot 206, 207, иранская переработка седана 208, а ещё Renault Logan первого поколения и Renault Tondar (это Logan-пикап). Правда, все эти машины получат шильдики Khazar и свои, новые, названия. Представители компании заверили нас, что хотя сейчас идёт сборка из машинокомплектов, привозимых из Ирана, постепенно на заводе будет налажен полный цикл, ну или почти.
Леонид Попов, 29 августа 2018 в 18:30. Фото Драйва