Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта

ЦЕЛИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ КАК ПОДСИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Целью автомобильного транспорта как сектора транспортного комплекса страны является удовлетворение потребности экономики и населения страны в грузовых и пассажирских перевозках при минимальных затратах всех видов ресурсов. Эта генеральная цель обеспечивается в результате повышения показа­телей эффективности автомобильного транспорта (см. рис. 1.1): роста произво­дительности транспорта и транспортных средств; сокращения себестоимости пере­возок; повышения производительности труда персонала; обеспечения безопасности транспортного процесса.

В качестве подсистемы автомобильного транспорта техническая эксплуатация автомобиля должна, во-первых, способствовать реализации целей автомобильного транспорта, во-вторых, иметь управляемые показатели эффективности, связанные с показателями эффективности системы, т.е. автомобильного транспорта.

Эти показатели необходимы также для организации внутрихозяйственных отношений между службами инженерно-технической и коммерческой эксплуата­ции и между подразделениями (цехи, участки, бригады) ИТС.

Основными целями (и одновременно показателями эффективности) ТЭА яв­ляются: обеспечение необходимого уровня работоспособности парка для реали­зации транспортного процесса; сокращение затрат на обеспечение работоспособ­ности (этот показатель влияет на себестоимость перевозок и конкурентоспособ­ность); повышение производительности труда персонала, занятого ТО и ремонтом; сокращение отрицательного влияния автомобильного транспорта (связанного с техническим состоянием и обеспечением работоспособности) на население, обслу­живающий персонал и окружающую среду.

Итак, важнейшие из показателей работоспособности ат и надежности л1|р, г непосредственно влияют на производительность автомобилей (см. формулы (9.7), (9.9)).

Влияние ТЭА на себестоимость перевозок определяется непосредственно ста­тьями расходов на ТО и ремонт, а также косвенным влиянием ТЭА на другие статьи себестоимости. Непосредственные затраты на ТО и ремонт, включая ка­питальный ремонт автомобилей, шин и накладные расходы ИТС, составляют около 22-26% себестоимости перевозок. Уровень организации и качества ТЭА (техническое обслуживание и ремонт) оказывает существенное влияние на ряд дру­гих статей себестоимости перевозок, в частности на затраты на топливно-сма-зочные и эксплуатационные материалы. В общей сложности 45-50% себестои­мости перевозок прямо или косвенно зависит от качества и эффективности технической эксплуатации автомобилей.

При определении нормативного количества рабочих используют расчетные методы, а также укрупненные показатели. Простейшим показателем является чис­ло автомобилей определенного типа, грузоподъемности, вместимости, приходя­щихся на одного ремонтного рабочего. При определении производительности тру­да с учетом интенсивности использования автомобилей применяют другой укруп­ненный показатель: количество производственных рабочих на определенный про­бег (например, 1 млн км) в эталонных условиях эксплуатации.

Применяя соответствующие коэффициенты корректирования, учитывающие условия эксплуатации (см. гл. 8), определяют необходимое количество ремонтных рабочих и сравнивают его с фактическим. В ряде случаев используют показатели,

связанные с выполненной транспортной работой, например количество тонн или тонно-километров, приходящихся на одного ремонтного рабочего в год. От качества работы служб ТЭА зависит:

1) загрязнение окружающей среды автомобилями, особенно недостаточно удовлетворительного технического состояния, а также отходами, образующимися при хранении, заправке, техническом обслуживании и ремонте автомобилей (в крупных городах, согласно данным МАДИ, это 20-24% доли всего автотранспорт­ного комплекса);

2) безопасность транспортного процесса, количество дорожно-транспортных происшествий, вызванных технической неисправностью автомобилей (4—10%);

3) количество несчастных случаев и профессиональных заболеваний персона­ла ИТС.

Знание и понимание теоретических основ и закономерностей ТЭА позволяют специалисту не только количественно оценивать и нормировать уровни работо­способности автомобилей и парков и их влияние на транспортный процесс, но и целенаправленно управлять, используя программно-целевые методы, этими уров­нями, определять вклад ТЭА в транспортный процесс.

При этом необходимо рассматривать две взаимосвязанные группы показате­лей: комплексные, или внешние, характеризующие работу ТЭА как подсистемы автомобильного транспорта; частные, или внутренние, определяющие эффектив­ность работы отдельных подсистем собственно ИТС. С помощью комплексных показателей определяют направление совершенствования работы ИТС в целом, с тем чтобы соответствовать требованиям транспортного процесса; с помощью част­ных показателей выявляют подсистемы ИТС, улучшение работы которых ока­жется наиболее эффективным как для ИТС, так и для предприятия автомо­бильного транспорта.

Таким образом, закономерности технической эксплуатации автомобилей де­сятого вида позволяют системно управлять ею, т.е. формировать и нормировать внешние и внутренние цели, определять факторы, влияющие на их достижение, и вклад ТЭА в эффективность транспортного процесса, а также необходимые ре­сурсы для функционирования и развития технической эксплуатации автомобилей как подсистемы автомобильного транспорта.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ

1. Проведите сравнительный анализ методов определения периодичности технического обслуживания. Каковы их преимущества и недостатки?

2. К каким отрицательным результатам и почему приводит использование данных по средним производственным программам при определении пропускной способности средств обслуживания?

3. При решении каких практических задач может использоваться понятие ведущей функции параметра потока отказов? Какие данные на АТП необходимо собрать и как их обработать, чтобы определить ведущую функцию?

4. В чем преимущества и недостатки многоступенчатых (четыре и более) систем ТО? Каковы условия их рационального применения?

5. Предложите систему показателей эффективности работы участка по ремонту агре­гатов, связанную с показателями эффективности технической эксплуатации автомобилей. Приведите обоснования.

6. Каково значение ресурсного корректирования нормативов технического обслу­живания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта в рыночных ус­ловиях?

7. Как соотносятся закономерности технической эксплуатации автомобилей? Про­следите их связь с общими закономерностями, свойственными природе, обществу.

8. Перечислите и проанализируйте условия, определяющие преимущества предупре­дительной стратегии ТО перед «ожиданием» отказа.

9. Как влияет диагностирование на эффективность предупредительной стратегии ТО? Всегда ли диагностирование улучшает технико-экономические показатели системы ТО и ремонта?

10. Что является предметом, средствами и результатом инженерного труда?

11. Когда и где в нашей стране началось автодорожное образование? Назовите имена ученых, внесших серьезный вклад в его развитие.

12. Перечислите важнейшие функции инженера автотранспортных предприятий.

13. Каковы особенности производственной схемы деловой карьеры инженера? Назовите другие схемы.

14. В чем значение динамичности знаний инженера? Как она соотносится с другими требованиями к его подготовке?

Источник

ЦЕЛИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ КАК ПОДСИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Смотреть фото Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Смотреть картинку Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Картинка про Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Фото Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Смотреть фото Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Смотреть картинку Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Картинка про Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Фото Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Смотреть фото Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Смотреть картинку Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Картинка про Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Фото Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Смотреть фото Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Смотреть картинку Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Картинка про Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Фото Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта

Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Смотреть фото Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Смотреть картинку Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Картинка про Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Фото Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта

Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Смотреть фото Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Смотреть картинку Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Картинка про Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Фото Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта

Целью автомобильного транспорта как сектора транспортного комплекса страны является удовлетворение потребности экономики и населения страны в грузовых и пассажирских перевозках при минимальных затратах всех видов ресурсов. Эта генеральная цель обеспечивается в результате повышения показа­телей эффективности автомобильного транспорта (см. рис. 1.1): роста произво­дительности транспорта и транспортных средств; сокращения себестоимости пере­возок; повышения производительности труда персонала; обеспечения безопасности транспортного процесса.

В качестве подсистемы автомобильного транспорта техническая эксплуатация автомобиля должна, во-первых, способствовать реализации целей автомобильного транспорта, во-вторых, иметь управляемые показатели эффективности, связанные с показателями эффективности системы, т.е. автомобильного транспорта.

Эти показатели необходимы также для организации внутрихозяйственных отношений между службами инженерно-технической и коммерческой эксплуата­ции и между подразделениями (цехи, участки, бригады) ИТС.

Основными целями (и одновременно показателями эффективности) ТЭА яв­ляются: обеспечение необходимого уровня работоспособности парка для реали­зации транспортного процесса; сокращение затрат на обеспечение работоспособ­ности (этот показатель влияет на себестоимость перевозок и конкурентоспособ­ность); повышение производительности труда персонала, занятого ТО и ремонтом; сокращение отрицательного влияния автомобильного транспорта (связанного с техническим состоянием и обеспечением работоспособности) на население, обслу­живающий персонал и окружающую среду.

Итак, важнейшие из показателей работоспособности ат и надежности л1|р, г непосредственно влияют на производительность автомобилей (см. формулы (9.7), (9.9)).

Влияние ТЭА на себестоимость перевозок определяется непосредственно ста­тьями расходов на ТО и ремонт, а также косвенным влиянием ТЭА на другие статьи себестоимости. Непосредственные затраты на ТО и ремонт, включая ка­питальный ремонт автомобилей, шин и накладные расходы ИТС, составляют около 22-26% себестоимости перевозок. Уровень организации и качества ТЭА (техническое обслуживание и ремонт) оказывает существенное влияние на ряд дру­гих статей себестоимости перевозок, в частности на затраты на топливно-сма-зочные и эксплуатационные материалы. В общей сложности 45-50% себестои­мости перевозок прямо или косвенно зависит от качества и эффективности технической эксплуатации автомобилей.

При определении нормативного количества рабочих используют расчетные методы, а также укрупненные показатели. Простейшим показателем является чис­ло автомобилей определенного типа, грузоподъемности, вместимости, приходя­щихся на одного ремонтного рабочего. При определении производительности тру­да с учетом интенсивности использования автомобилей применяют другой укруп­ненный показатель: количество производственных рабочих на определенный про­бег (например, 1 млн км) в эталонных условиях эксплуатации.

Применяя соответствующие коэффициенты корректирования, учитывающие условия эксплуатации (см. гл. 8), определяют необходимое количество ремонтных рабочих и сравнивают его с фактическим. В ряде случаев используют показатели,

Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Смотреть фото Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Смотреть картинку Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Картинка про Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта. Фото Какие задачи решает техническая эксплуатация автомобилей как подсистема автомобильного транспорта

связанные с выполненной транспортной работой, например количество тонн или тонно-километров, приходящихся на одного ремонтного рабочего в год. От качества работы служб ТЭА зависит:

1) загрязнение окружающей среды автомобилями, особенно недостаточно удовлетворительного технического состояния, а также отходами, образующимися при хранении, заправке, техническом обслуживании и ремонте автомобилей (в крупных городах, согласно данным МАДИ, это 20-24% доли всего автотранспорт­ного комплекса);

2) безопасность транспортного процесса, количество дорожно-транспортных происшествий, вызванных технической неисправностью автомобилей (4—10%);

3) количество несчастных случаев и профессиональных заболеваний персона­ла ИТС.

Знание и понимание теоретических основ и закономерностей ТЭА позволяют специалисту не только количественно оценивать и нормировать уровни работо­способности автомобилей и парков и их влияние на транспортный процесс, но и целенаправленно управлять, используя программно-целевые методы, этими уров­нями, определять вклад ТЭА в транспортный процесс.

При этом необходимо рассматривать две взаимосвязанные группы показате­лей: комплексные, или внешние, характеризующие работу ТЭА как подсистемы автомобильного транспорта; частные, или внутренние, определяющие эффектив­ность работы отдельных подсистем собственно ИТС. С помощью комплексных показателей определяют направление совершенствования работы ИТС в целом, с тем чтобы соответствовать требованиям транспортного процесса; с помощью част­ных показателей выявляют подсистемы ИТС, улучшение работы которых ока­жется наиболее эффективным как для ИТС, так и для предприятия автомо­бильного транспорта.

Таким образом, закономерности технической эксплуатации автомобилей де­сятого вида позволяют системно управлять ею, т.е. формировать и нормировать внешние и внутренние цели, определять факторы, влияющие на их достижение, и вклад ТЭА в эффективность транспортного процесса, а также необходимые ре­сурсы для функционирования и развития технической эксплуатации автомобилей как подсистемы автомобильного транспорта.

Источник

1 Цели и задачи технической эксплуатации автомобилей

РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей

Тема 1.1. Цели и задачи технической эксплуатации автомобилей

1. Введение. Цели ТЭА

2. Основные тенденции развития автомобильного транспорта и технической эксплуатации

3. Задачи технической эксплуатации

4. Основные понятия и определения ТЭА

Рекомендуемые файлы

1.1.1 Введение. Цели ТЭА

Автомобильный транспорт играет существенную роль в транспортном комплексе страны, регулярно обслуживая почти 3 млн. предприятий и организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и предпринимателей, а также население страны. Особенности и преимущества автомобильного транспорта, предопределяющие его опережающее развитие, связаны с мобильностью и гибкостью доставки грузов и пассажиров «от двери до двери», «точно в срок» и соблюдением при необходимости расписания. Эти свойства автомобильного транспорта во многом определяются уровнем работоспособности и техническим состоянием автомобилей и парков, зависящими, во-первых, от надежности конструкции автомобилей, во-вторых, от мер по обеспечению их работоспособности в процессе эксплуатации и от условий последней.

1) своевременную передачу службе перевозок или внешней клиентуре работоспособных автомобилей необходимых номенклатуры и количества и в нужное для клиентуры время;

2) поддержание автомобильного парка в работоспособном состоянии при:

Как отрасль науки ТЭА определяет пути и методы управления техническим состоянием автомобилей и парков для обеспечения:

— регулярности и безопасности перевозок при наиболее полной реализации технико-эксплуатационных свойств автомобилей;

— заданных уровней работоспособности и технического состояния;

— оптимизации материальных и трудовых затрат;

— минимума отрицательного влияния автомобильного транспорта на население, персонал и окружающую среду.

Техническая эксплуатация и сервис обычно включают в различных для разных предприятий комбинациях следующие основные виды работ и услуг:

— подбор и доставку необходимых для предприятия или клиента автотранспортных средств, оборудования, запасных частей и материалов;

— куплю и продажу новых и подержанных автотранспортных средств и агрегатов, их оценку;

— предпродажное обслуживание и гарантийный ремонт;

— заправку, мойку, уборку и хранение;

— техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств в течение их эксплуатации;

— инструментальный технический осмотр и подготовку к нему;

— продажу запасных частей, материалов, комплектующих изделий и принадлежностей;

— предоставление автотранспортных средств в прокат и лизинг;

— техническую помощь на линии, эвакуацию;

— модернизацию, переоборудование и дооснащение автотранспортных средств, тюнинг;

— сбор и утилизацию отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств, включая прием и направление на переработку списанных изделий;

— информационное обеспечение владельцев автотранспортных средств;

Главная задача дисциплины «Техническая эксплуатация автомобилей» заключается в профессиональной подготовке конкурентоспособных инженеров для ТЭА на основе раскрытия закономерностей изменения технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации, изучения методов и средств, направленных на поддержание автомобилей в исправном состоянии при экономном расходовании всех видов ресурсов и обеспечении дорожной и экологической безопасности.

1.1.2 Основные тенденции развития автомобильного транспорта и технической эксплуатации

Являясь подсистемой автомобильного транспорта, ТЭА зависит от состояния и тенденций развития автомобильного транспорта (АТ), его роли в транспортной системе страны:

1) сохранение за автомобильным транспортом ведущего положения в транспортном обслуживании отраслей экономики и населения;

2) продолжающийся, несмотря на сложную в 1991-2000 гг. экономическую ситуацию, рост автомобильного парка;

3) существенные изменения произошли в структуре автомобильного парка страны;

4) происходит совершенствование конструкции автомобилей;

5) на автомобильном транспорте коренным образом изменилась форма собственности;

6) разгосударствление предприятий за 1990 – 1998 гг. привело к росту их численности в 2,3 раза, повысило конкуренцию на транспортном рынке и сняло традиционную проблему дефицита транспортных средств (в России), но одновременно привело к существенному сокращению размера АТП: по всем отраслям экономики – в 2,2 раза, а по подотрасли «Автомобильный транспорт» (ранее «Транспорт общего пользования») – в 2,8 раза (таблицы 1.2, 1.3).

7) автомобильный транспорт продолжает оставаться из наземных видов транспорта наиболее ресурсоемким и опасным для населения и окружающей среды.

8) существенно повысились государственные требования к техническому состоянию, дорожной и экологической безопасности автотранспортных средств при производстве и эксплуатации, которые приближаются к международным;

9) развитие конкуренции на транспортном рынке требует детального и оперативного учета и оценки всех статей расходов и доходов;

10) в условиях преобладания негосударственных, в основном мелких и средних, АТП и отсутствия внутри страны реальной конкуренции производителей автотранспортной техники и материалов оказалась преждевременной фактическая ликвидация вертикали управления и регулирования деятельности автотранспортных предприятий к производителям и контролировать их реализацию.

В этой связи, существуют следующие задачи практического и научного характера:

— пока не сформулирована четкая техническая политика отрасли в сфере ТЭА, которая ранее для всех предприятий, независимо от их ведомственной принадлежности, определялась Министерством автомобильного транспорта (ныне Министерство транспорта);

— практически прекратились разработки и обеспечение предприятий современной авторитетной нормативно-технологической документацией.

— без практики продолжительных приемочных эксплуатационных испытаний новой техники и материалов и замены их кратковременными стендовыми и лабораторными автомобильный транспорт, как отрасль, оказался лишенным собственной информационной базы по реальным показателям качества и надежности автомобилей в эксплуатации;

1.1.3 Задачи технической эксплуатации

1) своевременную передачу службе перевозок или внешней клиентуре работоспособных автомобилей необходимых номенклатуры и количества и в нужное для клиентуры время;

2) поддержание автомобильного парка в работоспособном состоянии при:

Как отрасль науки ТЭА определяет пути и методы управления техническим состоянием автомобилей и парков для обеспечения:

• регулярности и безопасности перевозок при наиболее полной реализации технико-эксплуатационных свойств автомобилей;

• заданных уровней работоспособности и технического состояния;

• оптимизации материальных и трудовых затрат;

• минимума отрицательного влияния автомобильного транспорта на население, персонал и окружающую среду.

Техническая эксплуатация и сервис обычно включают в различных для разных предприятий комбинациях следующие основные виды работ и услуг:

• подбор и доставку необходимых для предприятия или клиента автотранспортных средств, оборудования, запасных частей и материалов;

• куплю и продажу новых и подержанных автотранспортных средств и агрегатов, их оценку;

• предпродажное обслуживание и гарантийный ремонт;

• заправку, мойку, уборку и хранение;

• техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств в течение их эксплуатации;

• инструментальный технический осмотр и подготовку к нему;

• продажу запасных частей, материалов, комплектующих изделий и принадлежностей;

• предоставление автотранспортных средств в прокат и лизинг;

• техническую помощь на линии, эвакуацию;

• модернизацию, переоборудование и дооснащение автотранспортных средств, тюнинг;

• сбор и утилизацию отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств, включая прием и направление на переработку списанных изделии;

• информационное обеспечение владельцев автотранспортных средств;

Главная задача дисциплины «Техническая эксплуатация автомобилей» заключается в профессиональной подготовке конкурентоспособных инженеров для ТЭА на основе раскрытия закономерностей изменения технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации, изучения методов и средств, направленных на поддержание автомобилей в исправном состоянии при экономном расходовании всех видов ресурсов и обеспечении дорожной и экологической безопасности.

1.1.4 Основные понятия и определения ТЭА

В соответствии с «Положением о ТО и Р ПС АТ» под работоспособным состоянием подвижного состава автомобильного транспорта (ПС АТ) понимается такое, при котором значения всех параметров, характеризующих способность его выполнять транспортную работу, соответствуют требованиям нормативно-технической документации (НТД).

Таким образом, работоспособность – это состояние объекта, при котором оно способно выполнять функции в соответствии с параметрами, установленными НТД.

Отказ – это событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния ПС АТ.

Кроме того, объект может быть восстанавливаемым или невосстанавливаемым (т.е. объект, работоспособность которого в случае возникновения отказа конструктивно подлежит или не подлежит восстановлению в конкретной ситуации при эксплуатации), а также ремонтируемым или неремонтируемым (т.е. объект, исправность или работоспособность которого в случае возникновения отказа или неисправности подлежит или не подлежит восстановлению с точки зрения их приспособленности к ремонту и ТО с учетом экономической или технической целесообразности (цена или ресурс нового и отремонтированного изделия)).

Под исправным состоянием (исправностью) ПС АТ понимается такое состояние, при котором он (ПС АТ) соответствует всем требованиям НТД. Соответственно, неисправность – это состояние ПС АТ, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований НТД.

ПС АТ с неисправными составными частями (СЧ), состояние которых не соответствует установленным требованиям безопасности или вызывает повышенный износ деталей, не должен продолжать транспортную работу или выпускаться на линию. Другие неисправности могут быть устранены после завершения транспортной работы в пределах сменного или суточного задания.

Наработка – это продолжительность транспортной работы ПС АТ, определяемая пробегом в км, временем работы в мото-часах или циклом.

Ресурс – это наработка объекта от начала эксплуатации нового или после капитального ремонта (КР) до наступления его предельного состояния, оговоренная НТД.

Надежность – это комплексное свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах все параметры, обеспечивающие выполнение требуемых функций в заданных условиях эксплуатации и характеризуемое такими свойствами, как долговечность, безотказность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Долговечность – это свойство длительно сохранять работоспособность до предельного состояния при установленной системе ТО и Р.

Показателями долговечности являются: ресурс, γ – процентный ресурс, срок службы, γ – процентный срок службы.

γ – процентные показатели – это показатели, которые имеют или превышают в среднем обусловленное число (γ) процентов изделий данного типа.

Безотказность – свойство непрерывно γ сохранять работоспособность в течение заданного времени или наработки.

Ремонтопригодность – это приспособленность объекта к предупреждению, обнаружению причин возникновения отказов, поддержанию и восстановлению работоспособности путем проведения ТО и Р.

Доступность – свойство конструкции изделия, определяемое следующими факторами.

Легкосъемность – свойство конструкции изделия, определяемое следующими факторами.

Взаимозаменяемость – свойство конструкции составной части, обеспечивающее возможность ее применения вместо другой аналогичной составной части без дополнительной обработки с сохранением заданного качества изделия, в которое оно входит.

Технологичность различают эксплуатационную и ремонтную. Эксплуатационная технологичность проявляется при подготовке изделия к использованию при транспортировании, хранении, ТО и ТР, а ремонтная – при всех видах ремонтов, кроме текущего.

Сохраняемость – свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности после хранения и транспортирования.

Показателями являются срок сохраняемости средний и γ-процентный.

Эффективность ТЭА обеспечивается также и качеством автомобилей и их составных частей. Под качеством понимают совокупность свойств, определяющих степень пригодности автомобиля к выполнению заданных функций при использовании по назначению.

Контрольные вопросы темы:

1. Какова роль автомобильного транспорта в транспортном комплексе страны?

2. В чем заключаются преимущества автомобильного транспорта перед остальными видами?

3. Охарактеризуйте область практической деятельности ТЭА.

4. Охарактеризуйте область научной деятельности ТЭА

5. Опишите этапы «жизненного цикла» автомобиля.

6. Какие основные виды работ и услуг включает техническая эксплуатация и сервис автомобилей?

7. Какими основными объективными и субъективными причинами диктуется совершенствование системы технической эксплуатации автомобилей?

8. Какими методами и способами обеспечивается надежность автомобилей?

9. Что является главной задачей дисциплины «Техническая эксплуатация автомобилей»?

10. Опишите структуру трудовых затрат и распределение ресурсов и средств за срок их амортизации при изготовлении, техническом обслуживании, текущем и капитальном ремонтах за «жизненный цикл» автомобиля.

11. Опишите влияние показателей ТЭА на основные показатели эффективности автомобильного транспорта с учетом частных показателей подсистем ТЭА.

12. Опишите состояние и тенденции развития автомобильного транспорта и его роль в транспортной системе страны.

13. Объясните такие понятия в ТЭА, как работоспособность, отказ, неисправность, наработка, ресурс.

14. Какие основноые задачи решает техническая эксплуатация автомобилей?

15. Объясните такие понятия в ТЭА, как ремонтопроигодность, сохраняемость, параметр технического состояния, техническое обслуживание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *