Какой автомобиль я могу себе позволить
Какая машина тебе по карману?
Автомобиль не должен стоить больше, чем ты зарабатываешь за полгода…
Или за год.
Или за три месяца.
За свою жизнь я слышал такие фразы тысячи раз. И каждый раз удивлялся. Причем сразу по двум причинам.
Во-первых, почему мы считаем доходы и не принимаем во внимание расходы? Люди могут одинаково зарабатывать, но при этом совершенно по-разному тратить. Допустим, в сервисе работают два мастера – опытный Иван Петрович и молодой Саша.
Иван Петрович зарабатывает в месяц примерно сто двадцать тысяч рублей. К сожалению, в свои сорок пять он уже довольно серьезно болен – проблемы с обменом веществ, которые требуют дорогостоящих лекарств. На них уходит в среднем тридцать тысяч в месяц. У Ивана Петровича есть старики-родители с нищенской пенсией, которым он помогает, отдавая еще двадцать тысяч. Есть двое детей – сын-десятиклассник и дочь-семиклассница. Жена у него работает, но ее зарплаты хватает только ей самой на шпильки. Квартплата, продукты, одежда для всей семьи, карманные деньги отпрыскам… Вот и получается, что со своих 120 тысяч Иван Петрович может отложить в лучшем случае червонец.
У Саши зарплата гораздо ниже – около полтинника. Но живет он с родителями, семьи нет, на «коммуналку» тратиться не надо. На еду он отдает матери десятку в месяц. На одежду, всякие бытовые мелочи и проезд до работы уходит еще десятка. Пятерка улетает на посиделки с друзьями… Почти половина зарплаты остается у Саши на руках.
И вот выходит так, что зарплата у Ивана Петровича в два с половиной раза больше, чем у Саши – а денег остается в два с половиной раза меньше. Кто из них может позволить себе более дорогую машину?
Но тут мы подходим ко второму моменту. На самом деле, глубоко неважно, сколько стоит автомобиль. Накопить можно хоть на «Феррари», вопрос в том, что будет дальше. Как говорил еще мой инструктор в автошколе, надо брать не ту машину, которую ты сможешь купить, а ту, которую сможешь содержать. Думаю, мне не надо объяснять, что затраты на автомобили, купленные по одной цене, могут отличаться в разы, и что новая бюджетка обойдется владельцу, скорее всего, намного дешевле, чем десятилетний премиум за те же деньги.
Так какую же машину я могу себе позволить? Лично я лично для себя выработал следующий критерий: машина должна быть такой, чтобы я мог без проблем отремонтировать ее в случае любой, даже самой серьезной поломки (кузовню в расчет не берем – на это есть страховые). Меня искренне изумляет ситуация, когда на сервис приезжает человек на машине за 600 тысяч, ему называют 10 тысяч за ремонт и он грустно уезжает – потому что у него нет таких денег. Я так не смогу; я вообще не готов ставить машину под забор из-за поломки.
Но это, опять же, мои взгляды. Что делать Вам – решайте сами.
Комментарии 24
Будучи согласным с сутью, глухо поворчал. Всегда недоумеваю, когда для опровержения (уточнения, разъяснения) одного штампа, пользуются другим штампом.
В данном случае стало интересно, что с человеком случилось, что он тратит на лекарства 30 тысяч и при этом способен работать, а не имеет первую группу инвалидности.
Не менее интересна хрестоматийная старушка-мать, который двух пенсий не хватает на что? На устрицы? На луивиттон? На создание инфоповода «в городе Н мошенники лишили старушку последних накоплений — под видом сатнехников-хирургов обманом выманили у нее гробовые — 2 миллиона 600 тысяч рулей.»
«изумляет ситуация, когда на сервис приезжает человек на машине за 600 тысяч, ему называют 10 тысяч за ремонт и он грустно уезжает»
а что тут изумительного? машина за 600 тыс это лада веста. нормальная ситуация посчитать, что ремонт в 10 тыс слишком дорог для этой модели. И поискать подешевле, в гаражах.
А за сколько должно быть авто, чтобы не удивляться грусти в глазах владельца от суммы 10 тыс? дешевле 400 тыс машин-то и нету.
Я наблюдал это на примере Гранд Витары
гранта, гранд)… Сузуки гранд Витара от миллиона начинается, вроде бы. или речь о примерной текущей стоимости приехавшего авто?
Естественно, речь о стоимости на данный момент, а не о том, за сколько ее когда-то давно купили новой.
Я порой думаю и Волгу с драйва убрать. А потом понимаю, что так веселее😁 Я столько нового о себе узнаю, по марке автомобиля 👍
Оставлю здесь свое очень важное /ни кому не нужное мнение.
Правильные вещи пишите, разделяю Ваши взгляды относительно личного транспорта. При этом, я придерживаюсь принципов, не переплачивать за «свистелки». Это касаемо только меня и моего отношения к вещам. В семье такое отношение разделяется не во всем (7 летний телефон и 15 летняя машина только у меня).
Но из поста в пост реально создается впечатление, что Вы как бы оправдываетесь перед читателями. При этом в Вашем гараже указаны автомобили, которые призваны перевести Вас в ранг «могу позволить, но не хочу». Зная наш народ, могу Вас понять. Но в то же время, Вы так же причисляете себя к разряду людей, с машинами для «статуса/имиджа /понтов». Получается, высмеивая их, Вы высмеиваете и себя?
Пы. Сы. : Все мои машины стоили на момент покупки, одну мою месячную зп.
Это, к сожалению, распространенная вещь у нас в стране — воспринимать любой диалог как признак слабости. Если человек считает нужным что-то объяснять или рассказывать — он обязательно «оправдывается».
В моем гараже не было машин для «понтов», за исключением разве что «Теаны», и то в данном случае вопрос спорный.
На самом деле фраза, что машина должна стоить не больше твоего годового дохода — принадлежит кому-то из известных людей. Честно говоря подзабыл кому, но дело то не в этом. Речь шла про новый автомобиль! Это очень даже важный момент. Понятно что и здесь есть нюансы, но смысл в том, что отсюда вычисляются примерные расходы на содержание автомобиля. И конечно это несколько упрощенная ситуация. Строго говоря, это правило могло быть корректно для одинокого человека. А иначе нужно уже считать доход в пересчете на члена семьи. Т.е человек с ЗП 100 тыс, по этой логике может позволить себе машину ценой 1.2 млн за новую. Но если он женат, жена домохозяйка и у него есть ребенок иждивенец, то его месячный доход условно 33 тысячи и машина получается уже должна быть не дороже 400 тыс за новую! А вот с б/у уже могут быть нюансы. Даже тот автомобиль который новый стоил этих самых денег, будучи старым может быть уже не так уж по карману, ибо надежность уже не та. Но и тут правило более менее работает, просто потому что запчасти стоят все-таки соразмерно начальной стоимости автомобиля, но менять таки приходится чаще. А вот покупка за те же 400 тыс ведра премиум класса 20 летней давности, цена которого в нового допустим 2.4 ляма явно не по карману, т.к. содержание будет дороже, о чем вы и пишете.
И я так отмечу, данное правило довольно таки корректное. По факту, когда мы покупаем б/у автомобиль » по карману», на самом деле мы как правило покупаем дороже озвученного правила. Это потому (в нормальном случае, вариант, когда покупают в кредит машину, которая заведомо дорогая, не рассматриваем), что очень часто для нашей страны машины соответствующей нашей годовой ЗП или просто нет, или это скажем так спорный вариант, или, что даже чаще, она нас чем-то не устраивает (размером, комфортом, крутостью, подставьте сами то что нужно). И мы идем на повышенный по цене автомобиль, просчитав (в лучшем случае), что эту машину мы потянем.
Собственно как пример, у меня сейчас подобная в некотором смысле ситуация. Машина б/у, новой стоила ну в принципе примерно сопоставимо с годовой ЗП. Я ее тяну и даже больше, тяну и вторую. Но, если пересчитать ЗП на члена семьи — ситуация уже не такая радужная. И собственно хотя мне и по карману машина и я понимаю, что сознательно пошел пусть несколько в ущерб комфорту в жизни в пользу более удобного для моих задач и для семьи автомобиля, но если бы я брал машину которая новой стоит соответственно моему годовому доходу, как члена семьи, было бы сильно легче финансово ее содержать.
Так что правило то, изначально, довольно логичное, вот только нашими людьми искажено.
P.S. Кстати с б/у можно руководствоваться примерно этим правилом, машина которая новой стоила примерно как ваш годовой доход, скорее всего действительно будет вам по карману, с оговоркой, что для приведения ее в такой более менее рабочий вариант придется вложить в нее от 20 до 100% стоимости покупки ( в зависимости от возраста и состояния). На самом деле может и больше конечно, но рассматриваем адекватные варианты. То бишь смотрите на цену машины примерно среднюю по рынку подходящего вам года, накидывайте сверху процентов 30 — получите приблизительно ее цену после приведения ее в порядок.
У меня машина стоит, как полторы зарплаты:):) Хе-хе, менять надо, получается:)
Ну а если серьёзно, то я люблю говорить иначе: обувь и машина должны быть по размеру.
По-прежнему придерживаюсь правила трёх зарплат. И возможности обслуживать машину у официального дилера с оригинальными расходники и качественным маслом (нет, я не про масло у дилера).
Доходы и колеса. Сколько ваших зарплат должен стоить автомобиль?
Фото автора и из архива редакции
Фото автора и из архива редакции
12, а лучше 6
Смысл идеи таков. Автомобиль (если не говорим про редкий коллекционный экземпляр) не является ни исторической ценностью, ни объектом инвестиций. В лучшем случае это рабочий инструмент, который помогает зарабатывать деньги. Для большинства владельцев это лишь транспортное средство, которое, безусловно, улучшает качество жизни и отражает социальный статус, но требует затрат и при покупке, и при дальнейшей эксплуатации. И вот эти самые затраты должны как-то соответствовать уровню доходов и не превышать некой его части. В противном случае не машина будет для тебя, а ты для машины.
И якобы эта логика работает для разных стран и большинства слоев населения, за исключением крайне бедных и самых богатых. Скажем, даже в богатой стране менеджер среднего звена может себе позволить новый автомобиль гольф-класса, но никак не премиумный бизнес-седан. А его начальнику вполне по силам покупка новой «пятерки» BMW, но Porsche Panamera не его уровень.
Наши реалии
При этом сэкономить на покупке подержанного автомобиля можно было далеко не всегда: в условия жесточайшего дефицита 5-летние «жигули» с рук вполне могли стоить как новые… которые все равно в свободной продаже фактически отсутствовали, так как на них была очередь на несколько лет.
Понятно, что в такой ситуации покупка автомобиля для многих становилась чуть ли не событием всей жизни, хотя, конечно, достаточно было и тех, кто мог себе позволить менять автомобиль каждые несколько лет, но ведь и уровень доходов тоже наверняка позволял.
Сейчас номинальная начисленная средняя заработная плата в Беларуси находится на уровне 1200 руб., так что новый «бюджетник» стоимостью 24.000-28.000 руб. эквивалентен усредненной двухлетней зарплате. К счастью, разнообразие автомобилей сейчас куда больше, чем в советские времена, даже несмотря на все таможенные и прочие ограничения. Есть выбор и среди дорогих автомобилей, и среди дешевых. Но можно ли придерживаться «правила 6 зарплат»? Скорее нет, чем да, и вот почему.
Одно дело, если ты специалист IT-индустрии или топ-менеджер и получаешь на руки 4000-5000 руб. ежемесячно, и совсем другое, если зарабатываешь всего 600-800 рублей. Найти за 4000-5000 руб. автомобиль, который не превратится в «недвижимость» без постоянных вливаний, достаточно сложно, не говоря уже про желание удовлетворить свои требования по части комфорта, динамики, других потребительских качеств. Поэтому и увеличивается бюджет покупки, скажем, в полтора-два раза, чтобы ну хоть что-то приличное на «вторичке» найти. И это уже никак не 6 скромных зарплат.
Сколько-сколько?
На своих страничках в соцсетях мы организовали опрос, где попросили белорусских автомобилистов ответить, во сколько зарплат обошелся их последний автомобиль. В качестве примера приведем результаты опроса в нашей группе ВКонтакте. Как видим, около трети ответивших потратили на покупку машины примерно годовой доход. Еще 15,5% выбрали вариант с двухлетней зарплатой, а 23% понадобилось еще больше времени работать, чтобы приобрести автомобиль. И лишь около трети проголосовавших вписались в 6-месячный доход, причем часть из них (10,5%) даже смогла купить машину за три зарплаты.
Valera Aladka: Езжу на почти двухмесячной зарплате, и меня моя машина устраивает.
sasha.zenkovich: Учитывая, что стипендия 120 р, то 37.
weezyfbabyblr: Когда покупал, стоила как раз 6 зарплат, а сейчас выросла до 9…
aleksandrskulovers: Машина меня разорила, потом сломалась, теперь стоит под домом 🙂
senjzu: Было 6, стало 10.
Найти свой уровень
Пообщавшись с опытными автомобилистами, мы подобрали несколько показательных, на наш взгляд, историй на тему стоимости автомобиля в привязке к доходам.
Потом стал зарабатывать больше, но и машина стала дороже, и уровень расходов на содержание был весомым. Когда запускал свой бизнес, какое-то время жил практически на накопления. Стоимость машины была для меня достаточно большой. И я понимал, что если случится что-то, авария или серьезная поломка, то я не смогу ее отремонтировать, для меня это будет проблемой.
Поэтому я захотел машину с меньшим расходом топлива и чтобы ее ремонт был более доступным. Нынешний автомобиль покупался как временный «бюджетный» вариант. Но сейчас я понимаю, насколько мне комфортнее и спокойнее ездить на такой машине.
Теперь, даже когда доходы вновь возросли, это является моей концепцией отношения к автомобилю, который стоит 3-4 мои нынешние зарплаты и который можно легко себе позволить обслужить. С таким подходом я получаю гораздо меньше напряжений, связанных с расходами, самой машиной. Я не переживаю по поводу того, что с ней может что-то случиться, и получаю гораздо больше удовольствия от жизни. Вопрос не в автомобиле. Если я хочу машину лучше, я должен зарабатывать больше».
Наш вердикт
В любом случае, если вы чувствуете, что работаете только на бензин и запчасти, либо смените работу на более денежную, либо поменяйте автомобиль на более доступный.
Ну а для читателей Автобизнеса мы организуем отдельный опрос. Оставляйте в комментариях свои аргументы в пользу существующего мнения.
А как оценить предельную стоимость машины, которую я могу себе позволить?
В общем, посчитав потенциальное увеличение расходов, я охладел к идее замены машины (+476, 391к). С другой стороны, в комментариях было несколько тезисов, что машина, мол, должна стоить например не больше, чем 3 месячных дохода. Или 6 месячных доходов. Это конечно всё условно, но я задался вопросом — а какова же на самом деле предельная целесообразная стоимость машины, которую я могу себе позволить.
*расчет не является правильным или неправильным*я просто пытаюсь зацепиться за цифры и хоть какую-то логику, чтобы понять сколько должен стоить автомобиль*
I. Вот допустим, я рантье. Активный доход = 0. Сбережения = X. Среднегодовая доходность инвестиций после налогов = 10%.
При X=10млн рублей получаем годовой доход 1 млн руб или 83 тыр в месяц.
Месячная минимальная операционная расходность авто составляет не менее 15 тыс руб.
Остается дохода 68 тыр. в мес.
Если считать по формуле цена машины X 6 мес дохода, то получится 408 тыс. рублей.
Если из дохода 68 тыр допустим выделить 8 тыр на амортизацию машины, то за год амортизация составит
100 тыр.
При сроке амортизации 10 лет, можно позволить себе машину стоимостью 1 млн руб.
В этих условиях само наличие авто стоимостью 1 млн руб снижает доход домохозяйства на с 83 до 60 тыр. То есть на 28%.
Является ли это разумным? Думаю, что нет.
Значит чтобы ответить на базовый вопрос, мы должны определиться еще с тем, какая доля месячных расходов на авто допустима?
II. Смоделируем еще одну ситуацию.
X=10 млн руб, но активный доход = 100 тыр в месяц.
Допустим, мы определились с тем, что не желаем тратить на авто более 10% месячных доходов.
Совокупный доход=инвестиции+активный доход = 100+83=183 тыр в месяц.
расходы на авто = 18 тыр в месяц.
15 тыр = бензин+мин.обслуживание
=>на амортизацию остается 3,3 тыр в мес, 39,6 в год или стоимость авто 400 тыс рублей. Вот это я считаю вполне разумно!
Ну то есть примерно вот это получим:
III. Далее пойдем от обратного.
Допустим я взял вот такой Кадик 2013 года за 1,58 млн руб на авто.ру:
Сколько я должен зарабатывать?
Сложив налог+бензин+амортизацию+примерно ТО, получаем около 0,5 млн руб в год.
То бишь, чтобы тачка не выходила за 10% доходов, надо зарабатывать не меньше 5 лямов в год.
То бишь, если я раньте и имею доходность 10% и хочу выдержать соотношение 1/10 в расходах на авто, то мне надо иметь капитал 50 лямов чтобы позволить такое.
Предлагайте ваши способы расчетов пожалуйста!
Какой автомобиль вы купите через год?
это был самый грустный калькулятор
Коровьев, я не пользуюсь калькулятром Т-Ж и мне хорошо и спокойно
E, поэтому ты здесь..
Коровьев, за эти деньги в эмиратах можно купить one bedroom или студию
Да я лучше на эти деньги докуплю дивидендых акций на свой ИИС))
Dmitry, апдейт спустя почти год. Получил права и купил хот-хетч 260 сил потому что тачка – это супер, хотя и дорого( P.S. ИИС не пострадал и даже заметно подрос.
Хороший индикатор того, как просела покупательская способность рубля. Мало того, что он просаживается относительно других валют, которые тоже просели, так он еще и сам по себе обесценивается довольно быстро. Сделайте калькулятор, как растут вложения относительно покупательской способности, например вложил «Форд фокус» в акции Газпрома и чему они равны сегодня? Было бы интересно оценить.
Dmitry, люблю, когда читатели предлагают идеи для калькуляторов! Вашу идею тоже записали, подумаем над ней. Спасибо!
Елена, надо не думать, а сделать.. Но Вы не станете, ибо видно будет, что хотя Крым и наш, но уровень жизнь, как в Зимбабве стал для многих уже..
То есть, если всю зп откладывать, то это только логан в базовой комплектации. Не радостная перспектива, скажу я вам
Наталья, фигня, зато Крым наш.. 😏
Back, без Крыма было бы то же самое. Он на общее движение оказал минимальное воздействие.
Деградация экономики закономерна при нашей экономической политике.
Граждане, не забывайте про пункт № 3 действующих правил Т—Ж: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/.
Полиция, фиг знает. Тогда уж надо было и Беку предупреждения на оба коммента навесить. Если уж все по правилам делать.
А я думал нормально откладываю. А оказалось за год всего лишь гранта 🙁
What, или 8 акций Теслы.
Artem, Но когда-нибудь в будущем :)))))))))
Artem, а вы купите и забудьте лет на 30))
Прощелкал все. Некоторые сочетания даже удивили! Занятно, спасибо автору!
Ссылки б ещё на авто.ру 😄
Ну если целый год комфортно откладывать определенную сумму, можно предположить, что покупатель может такую же сумму отдавать за автокредит (хотя экономисты и не советуют), поэто считаю целесообразгым добавить в калькулятор кредиты с ежемесячным платежом аналогичным ежемесячно откладываемой сумме и тогда варианты будут поинтереснее
Михаил, Когда у меня были маленькие дети, я не купил машину, мол и так расходов дофига, зачем еще кредит на себя вешать. Сейчас машину до миллиона я могу просто пойти и купить, только вот ездить мне на ней некуда. Все должно быть вовремя.
Евгения, норм. Я вот планирую пересесть на электросамокат. Как по мне, самый быстрый и удобный вариант для передвижения по Москве. Можно прямо комбинировать с разными вариантами. Например, добраться из области в Москву на машине, а дальше вытащить из багажника самокат и вперед.
Пятилетний Rolls-Royce Wraith
1c-life, но на самом деле 17-летний ВАЗ 21099
1c-life, вот что такое сон.. Горестное пробуждение))
Одни пластиковые кредитопомойки. Грустно
Batareykin, Тинькофф в нас не верит, типа новые не для нищебродов.
Я хочу спорткар. Подскажите, где за год заработать 9 миллионов?
Безобразие. калькулятор не выдаёт машины, которые стоят более 11 900 000 рублей. И на что же мне рассчитывать? Porsche Cayenne Turbo, BMW X7, новый Ролс Ройс.
Maxi, видимо 1000 000 это потолок тоже удивился)
Batareykin, в калькуляторе есть и новые машины. Обычно их стоимость от 400 тысяч, поэтому на новую придется откладывать от 40 тысяч в месяц. Мы подумали, что для меньших сумм логично показывать доступные «бэушные» машины: вдруг кто-то откладывает на свою первую машину или ищет транспорт для езды на дачу.
Сама я не знаю, что лучше: новый автомобиль или б/у. Плюсы, минусы и сторонники есть у обоих вариантов. В свое время мы в семье откладывали на новый автомобиль, но в итоге взяли четырехлетний б/у выше классом. Пока все норм, довольны. У новой машин этой марки были «детские болезни», прежний владелец их устранил.