Какой шанс разбиться на мотоцикле
Действительно ли мотоциклы так опасны?
Вокруг мотоциклов и мотоциклистов ходит много слухов. Самый большой, раздутый многочисленными кровавыми фотографиями и рассказами бабушек у подъездов это то что мотоциклисты умирают раз в сто чаще чем автомобилисты.
И действительно, с ранней весны до поздней осени СМИ и автофорумы смакуют подробности мотоаварий. Создается впечатение, что каждый божий день на тот свет отправляется по мотоциклисту, а то и по два.
Что бы проверить гармонию алгеброй, давайте обратимся к продажной девке капитализма, статистике.
Пусть данные ГИБДД и не на 100% отражают реальность, но давайте посмотрим.
Начнем с вопроса,который в первую очередь волнует всех. И мотоциклистов и автомобилистов. На сколько все же опаснее ездить, а главное попадать в ДТП на мотоцикле?
Вот таблица с общим числом ДТП по Санкт-Петербургу и области за 2015 и 2016 годы
в аварии за два года попало 0,71% автомобилей и 0,78% мотоциклов.
Что даже с учетом того, что мотоциклисты ездят 7-8 месяцев в году, не дает такого уж сносшибательного превосходства мотоаварий над автоавариями.
В целом аварии с участием мотоциклов составляют чуть менее 5% от общего числа аварий происходящих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Причем глядя общее снижение аварийности регионе, доля попавших в аварию мотоциклов сократилась больше.
Если смотреть только на аварии с участием мотоциклистов.
Можно увидеть что количество таких ДТП в 2016 году снизилось на 16%, а количество погибших уменьшилось на 51%. Что в целом можно отнести на счет двух основных факторов — погода в сезоне 2016 была гораздо хуже чем в 2015 году, что конечно снизило количество ездящих на мотоцикле, а вторым фактором мы бы все же назвали рост умелости мотоциклистов. Пропаганда таки дает эффект.
Если говорить о виновности, то суровая статистика ГИБДД говорит, что вина в ДТП делится между мотоциклистами и прочими водителями примерно пополам.
Интересным моментом может быть такой факт, что доля мотоциклистов без ВУ попавших в ДТП снизилась, а доля мотоциклов бездок попавших в ДТП в 2016 году наоборот выросла относительно 2015.
Я мотоцикл покупал, чтобы ездить, а не чтобы падать
Эта статья не совсем в формате Хабра, но, наблюдая какими темпами растет количество двухколесных на улицах столицы, в том числе и среди ИТ-шников, я всё же рискну — может это спасёт несколько жизней, что не так уж и плохо.
Когда лет 10 назад я купил себе первый мотоцикл, любая встреча двухколесных на дороге была целым событием. Последние же несколько лет ситуация изменилась кардинально — пробка из мототехники в междурядье уже каждодневная обыденность. Размышлять на тему, почему это происходит я не буду, а постараюсь просто поделиться опытом «выживания в большом городе» с теми, кто только купил или пока просто задумывается. Вполне возможно, что некоторые вещи будут полезны и любителям электротранспорта.
Выбор мотошколы
Казалось бы, при чем тут школа? На самом деле очень даже причем. Для получения прав категории А в России необходимо всего лишь сдать теорию ПДД и откатать площадку. С теорией все понятно, а вот практика, в подавляющем числе мотошкол, заключается исключительно в натаскивании на прохождение площадки, причем самым эффективным образом. Все бы ничего, но беда в том, что навыки маневрирования и посадка, наиболее подходящие для ее прохождения, не просто бесполезны в городе — они вредны. Все это приводит к тому, что только что получившие права первосезонники переучиваются самостоятельно, по «бразильской системе», хорошо если без потерь в здоровье.
Так что тем, кто еще не выбрал школу, настоятельно рекомендую первоочередное внимание обращать не на стоимость и обещания «сдать с первого раза», а на наличие программы обучения вождению в городе и на отзывы в тематических пабликах/форумах.
Как не попасть в аварию
У меня нет ни одного знакомого мотоциклиста, откатавшего хотя бы 3-4 сезона, кто хоть раз не побывал в ДТП. Нет, возможно такие люди есть, но я их не знаю. Так что ставшая в свое время локальным мемом фраза из заголовка имеет мало общего с реальностью. Просто когда садитесь на мотоцикл держите в уме, что вполне можете и не доехать.
Как уменьшить вероятность попасть в аварию
Эту тему никак не получится уложить в одну статью — ей посвящены целые книги. Я ограничусь несколькими советами по наиболее частым ошибкам первосезонников. Не стандартными «не превышай скорость», «не пей за рулем» и т.д., а, скажем так, неписанными правилами.
Наугад открыл пятерых из проекта «Помним» — это такой проект, который про ушедших в страну вечного сезона. Три из пяти.
Как увеличить вероятность остаться живым после аварии (желательно одним куском)
Перефразируя Балмера — «Экипировка! Экипировка! Экипировка! Экипировка!»
Причем скользить приходится мягкими местами тех же ног. Есть даже такой термин — асфальтовая болезнь, это когда половина задницы размазана тонким слоем по дороге, а вторая содержит вкрапления расплавленных брюк. И да, единственное от чего вас может спасти китайский шлем за тысячу рублей — это от штрафа за его отсутствие.
Два моих первых выезда в качестве волонтера пришлись как раз на травматические ампутации стопы… В кроссовках.
А асфальтовую болезнь прочувствовал лично — очень неприятно должен заметить.
Да, экипировка штука довольно дорогая. Полный и хороший комплект может стоить в половину стоимости мотоцикла, но оно того действительно стоит.
Важное замечание — все вышесказанное также относится и к вашему пассажиру. Даже самая красивая девчонка становится очень некрасивым куском мяса если ездит с вами в миниюбке на голую голову. Уж поверьте — видел.
Что делать если вы попали в ДТП и остались живы
Особенность аварий с участием мотоцикла в том, что сразу после ДТП и в течении получаса после в пилоте содержится лошадиная доза адреналина. Бывали случаи, когда человек вскакивал на переломанные ноги и бросался поднимать мотоцикл на одних мышцах, без каркаса. А минут через 10 зеленел и отключался.
Ну пара слов про правила хорошего тона и некоторые заблуждения
ТОП-10 причин мото-аварий
АЗЫ ВОЖДЕНИЯ БАЙКА ДЛЯ НОВИЧКА
Не стоит забывать про экипировку. Она не только может сохранить вашу жизнь, она еще позволит облегчить езду на мотоцикле, сделав её более комфортной, поможет лучше контролировать сам мотоцикл. Помимо всего прочего, яркая экипировка и светоотражающие элементы помогут другим водителям увидеть вас на дороге, что также поможет избежать одного из типов аварий, описанных ниже.
Для того чтобы уберечь себя от возможных аварий, сперва запомните:
СПИСОК РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРИЧИН МОТО ДТП
10. Автомобиль поворачивает налево перед вами
И как только вы определили угрозу, вы можете внутренне проработать все уровни серьезности этой опасности.
Ни в коем случае не стоит «класть мотоцикл вниз». Ваш лучший шанс выжить – это максимально избавиться от возможной скорости перед столкновением, и вы должны сделать все возможное, чтобы мотоцикл был полностью вертикальным, используйте торможение двигателем и подтормаживание задним тормозом. Даже если у вас будет время потерять только 20 или 30 км/ч, это может дать вам большое преимущество, чтобы отправиться домой всего лишь с синяками и, в принципе, остаться живым.
9. Занос на грунтовке
Вы попали в занос на участке из песка, гравия, листьев, конского навоза или всего чего угодно, что попалось на вашем пути. Вы вывернули переднее колесо и вас занесло.
Как избежать: не тормозите сразу же! Постарайтесь проехать в том же темпе, до того момента, когда ваша реакция и способность действовать эффективно будет соответствовать вашей возможности действовать эффективно. На дороге принцип «медленный вход, быстрый выход» – чрезвычайно важное правило. Входите в угол заноса как можно шире, чтобы увеличить обзор препятствия и на удобной для вас скорости. Вы можете немного ускориться на выходе из заноса, как только увидите такую возможность.
Торможение задним колесом – это более продвинутый навык, который вам нужно будет изучить и практиковать на площадке перед тем, как применять этот навык в городских условиях.
В идеале, план избежания аварии при заносе на неровной дороге следующий:
Да, в некоторых ситуациях это может быть неудобно, но, тем не менее, постарайтесь придерживаться данных правил, ведь жизнь и здоровье превыше всего!
Существует еще одно продвинутое умение, которое немного противоречит так любящей правила Америке, но которому обучают продвинутых полицейских райдеров за границей. Оно заключается в том, чтобы максимизировать зрение, используя всю ширину дороги, независимо от полосы. Видение = безопасность = скорость. Опять же, обучитесь этому у профессионала, прежде чем попробовать его самостоятельно.
8. Вы вошли в поворот слишком быстро….
…и теперь этот поворот неожиданно затягивается, или вы просто не ожидали столь длинного поворота.
Как избежать: не будьте дураком! Двигайтесь так быстро, насколько можете, ищите и используйте визуальные подсказки, такие как столбы и знаки, чтобы судить о направление дороги, даже если эта дорога исчезает на слепом подъеме.
7. Автомобиль перестраивается в вашу полосу перед вами
Вы спокойно едете по своей полосе, и, вдруг, автомобиль в другой полосе внезапно поворачивает на то место, которое занимаете вы. Помните, что наши крошечные мотоциклы легко вписываются в “слепые зоны” автомобилей, а водители едущих автомобилей психологически не воспринимают мотоциклы как равнозначное транспортное средство (вот, снобы!).
Избегайте ситуаций, когда изменения полосы движения становятся более вероятным. Движение трафика на дорогах замедляется, причем одна полоса движется быстрее других? Автомобилисты обычно хотят быть в этой полосе. Не будь там, где они хотят быть.
Посмотрите на признаки автомобиля, меняющего полосу:
Помните обо всем этом, будьте внимательны и все будет хорошо!
6. Автомобиль ударил вас сзади
Как избежать: используйте автомобили как свою собственную “зону смягчения”
Один автомобиль остановился на светофоре с несколькими полосами движения, а за ним еще следуют еще больше автомобилей? Подайтесь немного вперед, и вы будете в безопасности от любых последующих ударов. На разделительной линии между линией машин это работает так же хорошо.
Нет свободных “зон смягчения”? Перестройтесь в сторону, уйдите с центра полосы, быстро включите-выключите тормозной свет, нажав на рычаг тормоза, правую руку держите на газу. Обратите внимание на то, что происходит за вами, и будьте готовы отскочить, если окажется, что кто-то вот-вот начнет в вас въезжать.
Также этот совет работает в таких ситуациях, когда вокруг плохая видимость, преобладает вождение в нетрезвом виде (бары вокруг вас и их посетители, которые вышли оттуда в 1 ночи), или когда остановки неожиданны, например: на пешеходных перекрестках, на очень оживленных улицах и таких “внезапностях”, как утки перебегающие дорогу.
5. Ваши приятели идиоты
Как избежать: убедитесь, что все знают о правильном этикете вождения и умеют кататься в шахматном порядке. Вы будете удивлены, сколько людей не знают об этой простой технике. Это увеличивает видимость, и движение мотоциклов не в линию друг с другом означает, что такое, пусть и временное, отставание не приведет к столкновению. Выбирайте себе разумных приятелей или катайтесь в одиночестве.
4. Вы заблокировали передний тормоз
Олень (милая девушка, полицейский…) остановили движение. Вы резко тормозите, и…. уже лежите на асфальте, наблюдая за своим передним колесом.
Как избежать: научитесь использовать передний тормоз. Это может показаться нелогичным, но передний тормоз является самым мощным и сложным компонентом в вашем мотоцикле. Он может снизить вашу скорость намного быстрее, чем ваш двигатель.
3. Открывающаяся дверь автомобиля
Самый большой промежуток в трафике обычно между линией припаркованных автомобилей и полосой активного движения. Итак, вы пробираетесь сквозь него, когда внезапно какой-то “Алёша-Ваще-Никуда-Не-Смотрю” распахивает свою дверь прямо перед вами.
2. Скользкая дорога
Осадки! Эти холодные, влажные и неожиданные сюрпризы…да еще стало скользко. Слушайте Дугласа Адамса и не паникуйте.
Известный британский гонщик Рон Хаслам выступает за поддержание оборотов в мокром состоянии. Идея состоит в том, что, если ваше заднее колесо начнет вращаться, вы будете меньше открывать газ, что позволит вам восстановить сцепление намного быстрее, чем, если бы вы ехали со скоростью 45 км/час на 6-й скорости при широко открытом дросселе.
1. Самая распространенная причина мото-аварий!
Как этого избежать: не садитесь на мотоцикл пьяным.
Особенности Российских дорог
В нашей стране большинство проблем аналогично зарубежным, но к ним можно добавить еще парочку:
Как избежать: Расслабить руки, выжать сцепление и выбираться на ровную поверхность. Если колея большая, то останавливаться.
При наличии тяги на заднем колесе, будь то положительная при разгоне или отрицательная при торможении, велика вероятность потери сцепления (срыва) по кромке колеи. Мотоцикл развернет боком с последующим хайсайдом водителя. Поэтому тягу убираем, выжав сцепление на время маневра. Особенно велика опасность заноса в мокрую погоду.
Во время подготовки данной статьи наткнулась на комментарий, оставленный пользователем ibibanov на сайте БайкПост. Комментарий как нельзя лучше описывает поведение пилота во время маневра в колее:
“Руки расслабить, ногами держаться за бак. Руль корректировать лишь при самых больших амплитудах, причем прилагать усилия одной рукой, а не двумя, другой рукой лишь придерживать. Дело в том, что руки, плечи и руль образуют упругий контур, частью которого является человек с его запоздалой реакцией на колебания. Пока водитель отреагирует, пока предпримет противодействие, колебание уже идет в обратную сторону и получается, что водитель только усиливает расколбас. Приготовиться к заносу: нагрузить подножки вплоть до привставания, чуть наклониться вперед, для облегчения работы рулем. Обычная реакция человека на опасность — это выпрямиться и поставить ноги пошире для устойчивости. Это инстинкт. Тело будет конфликтовать с мозгом. Будьте к этому готовы, предупреждён, значит вооружён. В дальнейшем, избегать участков с колеёй. Ну, насколько это вообще возможно. Если скорость движения большая (более 80 км/ч), то выбраться будет легче, но страшнее. Вам будет помогать гироскопический момент колес, который не позволяет мотоциклу завалиться. Так же поможет справиться с колейностью пару уроков вождения по бездорожью.”
Как избежать: принцип прост. Придерживайтесь правил описанных выше, о езде по грунтовой дороге, при этом не забывая о других участниках движения. Бывают случаи, что снятый асфальт, водитель, едущий спереди, видит его всего за несколько метров до начала, и, естественно, резко тормозит. Будьте бдительны и аккуратны, и у вас все получится!
На данный момент в Москве (а также потихоньку распространяется по всей России) существует волонтерская программа, организованная МотоМосквой. После случившегося ДТП первым делом вызывайте экстренную службу 112, а затем можете смело набирать номер волонтерской службы 8-800-775-17-34. Опишите произошедшую ситуацию, и вам окажут как первую медицинскую помощь, так и помощь в правовой, психологической, транспортировочной областях, и смогут перевезти пострадавший транспорт.
Также предлагаю посмотреть видео о фатальных ошибках мотоциклистов от лаборатории ВШлеме.
Статистика ДТП
Привет, я NoAdO и я пишу посты на мото-тематику.
Небольшое вступление и объяснение. Увы, любая статистика является в некотором роде «средней температурой по больнице» потому как зачастую просто нет доступа к достаточному набору показателей, а на цифры влияет всё, вплоть до погоды. Думаете я шучу? В дождь столько же мотоциклов ездит сколько и в сухую погоду? То-то же. Тем не менее, я хочу попробовать вновь посчитать статистику и сделать некоторые выводы, как считал её здесь #comment_79719084 и здесь #comment_103298390.
Почему мы должны верить источникам?
Увы, ГИБДД не даёт полную статистику, но те цифры что я проверял били и у автостата и у вавилона, так что я буду использовать их. Я не буду считать статистику для грузовых авто, потому что это не моя целью
Что мы будем считать?
Процент погибших от процента попавших в ДТП. Грубо говоря, ответ на вопрос, насколько смертельны ДТП на этом типе транспорта.
В масштабах всей страны мы получаем крайне усредненную статистику, дающую лишь общее представление, которое может отличаться от региона к региону. Поэтому те же самые показатели будут посчитаны отдельно для Москвы (желающие могут посчитать и для других регионов, но я живу в Москве вот мне и интересно «как у меня»).
Всего в сумме: 48 млн. ед. транспорта.
Поправка: тут не учтены остальные категории, как то спецтехника, АТТ и прочие подобные. Это вносит искажения, но ввиду малого количества такой техники (разве что кроме автобусов) эти искажения будут не слишком сильно влиять.
Тогда для группы «все»:
0,383% от всех зарегистрированных ТС побывали в ДТП
Коэффициент пострадавших: 1,25 человека на ДТП
12,56% погибших если считать процент от количества ДТП
Для группы «легковые»:
115428 всего, 13100 погибших, 157846 раненых
0,275% всех машин побывали в ДТП
Коэффициент пострадавших: 1,37 человека на ДТП
11,35% погибших, если считать процент от количества ДТП
Для группы «мотоциклы»:
4699 всего, 607 погиб, 5137 человек ранено
0,2% всех мотоциклов побывали в ДТП
1,09 человека на ДТП
12,92% погибших, если считать процент от количества ДТП
При этом же вавилон сообщает следующие данные по вине в ДТП с мотоциклами:
• легковой автомобиль (62,04%);
• мототехника (по видам – мотоцикл – 25,99%, скутер – 2,94%, иной мототранспорт – 3,51) – 32, 44%;
• грузовой транспорт – 3,09%
• иные фигуранты – 2,43%.
Примерно такие же данные за год раньше получили ребята из волонтерской программы помощи на дорогах: http://stat.motocitizen.info/
Всего по 3 группам: 4002400 ед.
Для всех групп: 9045 ДТП всего, 561 погибших, 10326 раненых
0,23% побывали в ДТП
1,14 человека на ДТП
6,2% погибших, если считать процент от количества ДТП
С участием мотоцикла: 256 всего, 24 погибло, 249 ранено
0,32% побывали в ДТП
0,97 человека на ДТП
9,38% погибших, если считать процент от количества ДТП
Во первых, шанс попасть в ДТП в Москве на мотоцикле по сравнению с машиной выше в 1,39 раза.
Но при этом же смертность для ДТП с мотоциклом в проценте от общего числа составляет почти 10% и в 1,5 раза выше чем у автомобиля.
Столица накладывает свою пробочную длань и на другие параметры. Так, шанс попасть в ДТП вообще по сравнению с остальной страной составляет 60%, трупов (не смотря на все усилия мажоров, членовозки и хрустов) в 4,8 раза меньше, а раненых меньше почти в 2 раза. Вот что камеры животворящие делают.
Шанс попасть в ДТП больше? Да, в крупных городах.
Верно ли что «25% умирают и это официально»? Нет.
Мотоциклисты гибнут на дорогах в 29 раз чаще автомобилистов
Шансы погибнуть на дорогах в ДТП у мотоциклистов в 29 раз выше, чем у автомобилистов. К такому выводу пришел сотрудник Северо-Западного университета США экономист Ян Сейвидж, сообщает The Washington Post. Проведя глобальное исследование статистики аварийности с погибшими и пострадавшими с 2001 по 2009 год, он посчитал, что
мотоциклисты, которые ежедневно в течение года совершают поездки средней протяженностью 24 км, могут погибнуть с вероятностью 1 к 860.
Таким образом, на 1 млрд «пассажиромиль» приходится 213 смертей. Поясним, что понятие «пассажиромиля» используется для измерения пассажирских перевозок и исчисляется путем умножения количества перевезенных пассажиров на расстояние, которое они преодолели. При этом автомобили остаются одним из самых смертельно опасных способов, чтобы добраться из точки А в точку Б: на каждый миллиард пассажиромиль приходится 7,28 смерти.
Выходит, что в США риск погибнуть в автомобиле в 17 раз выше, чем в поезде (0,43 фатального случая на 1 млрд миль). Путешествовать в метрополитене, автобусе и самолете оказывается еще безопаснее. Для сравнения,
риск погибнуть в авиакатастрофе оценивается как 1 к 85 тыс. при условии, если человек каждый день будет совершать перелеты протяженностью 800 км.
Еще один важный вывод, который сделал Сейвидж, сводится к тому, что уровень смертности на всех видах транспорта значительно упал за последние десятилетия. «Уровень безопасности пассажирских перевозок значительно выше, чем в середине 1970-х годов, — пишет исследователь. — Особенно улучшения заметны в коммерческих перевозках — воздушных, морских и железнодорожных. Даже риск погибнуть за рулем на хайвее упал в два раза за последние 35 лет».
В России, согласно данным МВД, самым аварийным по итогам 2014 года был признан частный транспорт. Так, из 199 тыс. ДТП только 10 тыс. случаев произошли с участием автобусов, 7 тыс. — с лицензируемыми перевозчиками. Получается, что только 5% ДТП произошло с участием автобусов. Число пострадавших пассажиров, перевезенных за последние два года железнодорожным и автобусным транспортом (на 1 млн за последние два года), оказалось не более 0,2.
Отметим, что, согласно статистике ГИБДД,
мотоциклы имеются примерно у 3% россиян и более половины из них никогда не попадали в ДТП.
Более чем у 80% из них водительский стаж составляет более пяти лет, а в Москве более опытные мотоциклисты встречаются в два раза чаще, чем в регионах. В ходе исследования эксперты пришли к выводу, что в России абсолютное большинство погибших мотоциклистов составляют мужчины (99%) в возрасте 22–38 лет (60%). Чаще всего такие ДТП происходят в теплое время года, но рост смертности мотоциклистов начинается уже в апреле и существенно снижается только к ноябрю. Самыми опасными днями для мотоциклистов являются выходные.
Мотоциклистов в России не так много, как, например, в странах Юго-Восточной Азии, и доля жертв среди них составляет около 4% всех погибших в ДТП. С января по март 2015 года в России было зафиксировано 181 серьезное ДТП из-за несоблюдения ПДД водителями мотоциклов. Показатель снизился на 23% по сравнению с январем — мартом 2014 года. Также сократилось число погибших в авариях такого рода — на 28,9% (23 человека) и раненых — на 23,5% (186 человек). Всего, как посчитали в ГИБДД, за последние 12 лет количество ДТП с мотоциклистами сократилось в два раза.
Гибнут, потому что не замечают
Заместитель гендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов рассказал «Газете.Ru», что чаще всего в ДТП попадают автомобилисты по той причине, что их просто больше. При этом количество смертельных случаев и случаев серьезного ущерба для здоровья фиксируется больше именно в ДТП с участием мотоциклистов, которых врачи в больницах уже давно называют «донорами».
Координатор проекта «Мотогорожане» Павел Сосков согласен со статистикой страховой компании.
говорит Сосков «Газете.Ru». — Основная причина гибели мотоциклистов — несоблюдение водителями автомобилей правил маневрирования. Они до сих пор не могут привыкнуть к соседству с мотоциклами на дорогах, а за зиму вовсе забывают о существовании байкеров, поэтому пик аварий приходится именно на весну. Сейчас мы ждем, что система обучения и подготовки будущих водителей и мотоциклистов будет изменена, и они будут лучше готовы к выезду на дороги общего пользования и к экстремальным ситуациям».
Но и сами мотоциклисты признаются, что допускают ряд серьезных нарушений на дорогах. После опроса, проведенного ГИБДД среди байкеров и автомобилистов, выяснилось, что чаще всего мотоциклисты допускают такое нарушение, как движение между полос. Мотоциклисты также признались, что часто ездят с превышением скорости. Далее в списке нарушений следуют езда без шлема и перестроение без поворотников.
Отметим, что практически каждый теплый сезон в России происходит несколько громких ДТП, в которых мотоциклисты гибнут или получают серьезные травмы. Так, в мае в Москве находившийся на обочине дороги байкер попал под колеса неуправляемой BMW X6 из Чечни с «красивыми» номерами. Перед столкновением машина внезапно выехала на встречку и пересекла все полосы Кутузовского проспекта.
В мае 2014 года в центре столицы шофер руководителя ФАС Игоря Артемьева на седане представительского класса Volkswagen Phaeton сбил на перекрестке мотоциклиста. При проезде перекрестка водитель проигнорировал сразу несколько пунктов ПДД: двигался вне траектории полосы на запрещающий сигнал светофора.