Какую машину называют козлом
Почему внедорожник УАЗ называют «козлом»
Внедорожник УАЗ-469 прекрасно известен всем жителям России. Милицейские, а затем и полицейские версии этого автомобиля в народе называют «бобиками», а в целом модель носит прозвище «козёл». Ничего обидного в нём нет, если разобраться в истории вопроса.
Своей кличкой УАЗ обязан заводу ГАЗ и его моделям. История автозавода в Ульяновске началась в 1954 году именно с внедорожника ГАЗ-69, который уже имел прозвище «козёл». Впрочем, и этому автомобилю оно досталось по наследству от предшественника ГАЗ-67, а тот уже получил кличку от ГАЗ-64, считающегося первым советским серийным вседорожником.
В Советском Союзе не было опыта создания машин подобного класса, поэтому первый «блин» вышел если не комом, то «козлом». Короткая колёсная база (расстояние между передней и задней осями) привела к тому, что при движении по неровностям автомобиль отличался весьма своенравным характером — он прыгал на кочках так сильно, что езда превращалась в испытание.
Учитывая эту особенность, к ГАЗ-64 и прилипло прозвище, которое потом переходило на все следующие модели внедорожников — «козёл» из-за сходства машины на ходу с прыгучими домашними животными. И несмотря на то, что с каждым поколением автомобилей комфорт при движении по пересечённой местности рос, кличка никуда не исчезла и по сей день по старой памяти многие называют УАЗы «козлами» и зачастую даже не знают, откуда взялось прозвище.
Кстати, в авиации тоже есть свой «козёл». Так пилоты называют отделение самолёта от взлётно-посадочной полосы после касания шасси при посадке. И если с прыганием автомобиля по дороге ещё можно смириться, то в авиации такие «трюки» могут привести к катастрофам — крушение «Суперджета», в котором 5 мая 2019 года в «Шереметьево» погиб 41 человек, считается крупнейшей катастрофой из-за «козла».
История УАЗ, которого прозвали «Козлом»
Можно сказать, что машины УАЗ с 1940 года были очень сильными конкурентами для западных стран. В 1944 году УАЗ передал задачу производства автомобилей УльЗИС-256, на Уральский автомобильный строительный завод, расположенный на Урале. В 1947 году с предприятия вышел первый автомобиль ГАЗ-АА, а в марте, этого же года завод начал его массовый выпуск. Чтобы увеличить объёмы выпускаемой продукции на заводе был применен двух сменный режим, работа днём и ночью. В сорок девятом на одной из автомобильных выставках был показан УАЗ-300 – то же детище ульяновского завода. Но эта марка, не пошла на широкий выход в народ.
Новые марки
В 1957 году на Уазе был создан отдел конструкций, который занимался сперва только документацией и другими бумажными работами, но потом этот отдел стал заниматься конструированием новых марок автомобилей. Следствие этого было создание автомобилей ГАЗ-169, который завод выпустил, после долгой работы конструкционного отдела. В 1959 году завод начал производить автомобили класса ГАЗ-69 и УАЗ-69 А. К тому же государственного заказа хватило, чтобы завод перешёл на выпуск легковых автомобилей вездеходов. Конструкторы пробовали размещать двигатель под кузовом, что увеличивало пространство салона, но эта была неудачная попытка, все остальные автомобили имели двигатель вынесенный вперёд, под капотом. Тормозная жидкость обычная, но критерии выбора нужно знать. В 56 году на автомобили ГАЗ появился большой спрос и их начали поставлять за границу в 22 дружественных государств СССР. В 59 году об этом заводе знали уже большинство стран, дружественных СССР.
Высочайшая надёжность
Популярность автомобиля УАЗ была за высокую надёжность и то, что этому автомобилю не было равных среди зарубежных компаний. В 1960 году на предприятие поставили конвейер, что увеличило число собранных автомобилей. Этим методом получилось повысить производство автомобилей во много раз. В 1969 году завод производит грузовики. В 59 году с завода вышло 250000 ГАЗ-69. Но вскоре заменили их на УАЗ-69. Кстати сказать, эта марка была на то время была самоё передовой моделью. Заводом ещё был разработан и построен УАЗ-452, который на выставке сельской техники получил золотую медаль. Как определить качество бензина вы должны знать хотя бы в общих чертах.
В 1960 году завод был сильно модифицирован, благодаря чему выпуск продукции увеличился. В 1971 завод прекращает заниматься выпуском ГАЗ-69, потому, что получает заказ на новую марку УАЗ-469. Это была более совершенная машина, и она прошла все испытания, перед продажей, на все пять балов. К 71 году УАЗ прекращает выпуск машины ГАЗ-69, так как начинает производить новые машины УАЗ-452. В 74 году завод выпустил ровно миллион моделей новой конструкции УАЗ-452. За успешные испытания нового автомобиля предприятие награждается вторым орденом. УАЗ-469А поднялся на вершину Эльбруса без посторонней помощи. Четыре тысячи метров за полчаса. В восьмидесятых автомобиль участвовал во многих соревнованиях, против известных и продвинутых брендов зарубежных стран, и вышел победителем.
После гибели СССР
В 1993 году, после развала СССР, на заводе была сконструирована ещё одна марка УАЗ-3151. В 1993 году на этом заводе, конструкторы решили усовершенствовать автомобиль, который получил более комфортный салон и большую привлекательную внешность снаружи. В 1996 году завод награждают медалью «Золотой Меркурий» за то, что в такое тяжёлое время он не только производит автомобили, но и ещё умудряется создавать новые марки автомобилей. В 2000 году на заводе стали производить автомобили УАЗ-3162 и УАЗ-2362. сделаный по типу пикапа. В 2001 г. марка UAZ Simber, на выставке автомобилей стала обладательницею золотой медали. А в следующем году марка УАЗ-2362 была признана на очередной выставке автомобилей лучшим экземпляром этого года. В 2003 году автомобили, сознанные на Ульяновском заводе, начинают выход в мир, то есть продаются многим странам, так как эта машина была признана лучшей по проходимости в мире. Некоторые государства купили лицензии для производства этих внедорожников. В 2004 году УАЗ прошёл сертификацию по европейским правилам. В этом же году завод выпустил лёгкий внедорожник и грузовик совершенно новой марки. В 2005 началось производство лёгких внедорожников UAZ-Hunter. А потом и UAZ-patriot, который отличался комфортабельностью. В 2005 и 2008 годах завод произвёл усовершенствование своих автомобилей. Эти машины отличались от других внедорожников повышенной проходимостью, блокировку колёс в бездорожье, отоплением салона, неприхотливостью к ремонту, но недостаток его был мощный двигатель, который потреблял много топлива, особенно, при блокировке колёс. В настоящее время завод изготавливает джипы повышенной проходимостью и с большой комфортабельностью салона. Но внешний дизайн почти не изменился. За уникальную проходимость эту марку народ прозвал «Козлом», и действительно, автомобиль мог проехать там, где и корова утонет.
13. Козел…как много в этом слове. Для сердца русского слилось!
Сегодня я хотел бы отвлечься от описания работ над автомобилем и поговорить о высоком! А именно об истории дизайна Бобона.
У нас люди довольно легкомысленно относятся ко всему Советскому-Российскому, УАЗы 469го семейства принято считать морально устаревшим говном, продающемся за конские деньги и никому не нужным кроме госструктур и отьехавших рыбаков, выбравших вместо бу иномарки это вечно гниющее корыто. Я не говорю про мнение всех людей но примерно 80% тех с кем я общался на тему УАЗа считают именно так.
Отчасти на мнение людей повлияло то что Хантеры выпускаются по сей день и невольно сравниваются с другими внедорожниками, продающимися сейчас. Так-же нельзя не отметить тот факт что одна и та же машина (Хантер) в 2004 году стоила 7000$ а в 2020 году уже 10500$. Подорожал, да, инфляция, все дела…но мы же не в США, пересчитываем на курс и получаем цену 200 000 рублей в 2004м и 740 000 р в 2020м. Крутовато, да?
Я же предлагаю забыть все что происходило за последние десятилетия и отправиться на 60 лет назад. Да-да, именно столько прошло с того момента когда мир впервые увидел знакомого всем Козлика.
Многие удивятся, скажут что я поехал умом, ведь УАЗ 469 начал производиться с 15 декабря 1972 года, какие 60-е?! А я возражу, даже не 60-е а конец 50х! Так-то, не менее ценен Хантер чем 21я Волга для нашей истории, для истории отечественного автопрома, просто глаз наш замылен а информация спрятана, приходится искать.
Я не буду описывать всю историю создания преемника ГАЗ 69, поговорим только о дизайне. А лучше предоставим слово человеку, который этот дизайн и создавал.
Из воспоминаний Рахманова Альберта Михайловича (Начальник художественно-конструкторского бюро УАЗ 1966-1993 гг.)
«К середине 1958 года, была выполнена новая компоновка с передним расположением двигателя, подвеску оставили независимой, на продольных торсионах. Время раздумий кончилось, и началась конкретная работа. Имелся компоновочный «Паспорт»и все конструкторские бюро ОГКап включились в работу. Автомобиль, как известно, состоит из 2-х частей: шасси (платформы), и кузова, устанавливаемого на шасси. С первым шасси, было более или менее ясно: необходимо конструировать узлы к определенным условиям и нагрузкам, то со второй частью … Для кузовщиков это был «тяжелый клинический случай». Образ автомобиля у потребителя ассоциируется, первоначально с его кузовом. Это потом, при эксплуатации, владелец оценивает качество, надежность автомобиля в целом. Каким же должен быть кузов, и облик автомобиля в целом или говоря современным языком, дизайн?!
Что же было основополагающим при разработке дизайна автомобиля, и логического продолжения этого- конструкции кузова? Вначале, как всегда, было слово. Тактично-технические требования заказчика разработки, т.е. Министерства обороны. Это должен был быть кузов сугубо утилитарного характера с заранее известным пользователем, для эксплуатации автомобиля в самых разнообразных дорожных и климатических условиях, при невольном «варварском» отношении эксплуатирующих к автомобилю в целом, и к кузову в частности. В ТТТ строго оговаривались: наличие заднего откидного борта, съемных (или других конструкций) надставок дверей, определенная высота от поверхности дороги положенной на капот откинутой ветровой рамы, раздельного остекления ветровой рамы, легкосъемных тента и его каркаса, «ровные» полы, позволяющие мыть и дезактивировать кузов без застоя жидкостей, и даже полное отсутствие обивок интерьера кузова. Внешние светотехнические устройства (фары, фонари, подфарники) должны быть определенными, принятыми для оснащения транспортных средств в армии, так как на них имелись светомаскировочные устройства. Такое же условие относилось и к контрольно-измерительным приборам. Обуславливались и тягово — буксировочные устройства и их предпочтительное местоположение.
К тому же, установка светотехнических устройств на внешней поверхности кузова, строго
регламентировалось отраслевыми стандартами: определялись плоскости их установки, раз
меры «границ» мест, в которых они должны устанавливаться.
Конечно же, это радикально влияло на дизайн автомобиля, или образно говоря, надо было «шить костюм к предложенным неизменным пуговицам».
И, в тоже время, кузов должен быть достаточно удобным, в меру комфортабелен (отопление, вентиляция, пыле — влагозащищенность), простым по конструкции, доступному обслуживанию силовых агрегатов и узлов, ремонтным работам в полевых условиях. Любая дверь кузова должна состоять из двух частей: собственно дверь и надставки двери, которая, при необходимости, «исчезала» бы.
Принималось во внимание и технологические возможности завода, на тот период, особенно прессового и сварочного оборудования, размерность листового стального проката.
И, конечно же, анализ кузовов автомобилей «ГАЗ-69» и «69А». И первое решение — увеличение ширины кузова за счет отказа от выступающих задних крыльев и открытой внешней подножки, что позволяло иметь большую полезную площадь пола, и как следствие, увеличенный объем кузова. Известно, что начало дела — это уже полдела! Чтобы представить облик будущего автомобиля, надо, как минимум, его зрительное восприятие, хотя бы в рисунке или рисунках в различных ракурсах.»
«Но на тот период в ОГКап отсутствовала база для подобных работ: ни специального помещения, ни специфического инструментария, ни скульптурных материалов, ни … художников — стилистов, макетчиков.
И тут, наступило время подтвердить некоторую бытовую истину: «Рояль обнаруживается в кустах», Юрий Георгиевич Борзов, ведущий конструктор по кузову перспективного автомобиля и начальник бюро кузовов Сергей Михайлович Тюрин, наблюдавшие мою увлеченность к рисованию, в том числе и автомобилей, не препятствовали, когда я, вдруг, вместо плановой работы, брался за рисунок. Рисунки «плодились» по качеству и исполнению абсолютно разные, и так называемые «почеркушки», и вполне законченные по моим скромным способностям и соображениям! Следует отметить, что nосмотреть на то, что делают в этом классе автомобилей другие фирмы, на тот период времени, у нас не было возможности. «Виллис», «ГАЗ-67Б» военных годов, «Ленд-Ровер и «ГАЗ-69″ пятидесятых годов, вот и все аналоги, быть похожим на что-то не хотелось.»
«Первые рисунки, выполненные в стиле двух обьемов: оперение (передние крылья, облицовка, капот) в разнообразных оформлениях и собственно кузов с его плоскими панелями, с ребрами жесткости на них и подштамповками, nоказали полную несостоятельность подобного решения.»
«Не было единой стилистики в решениях о облике кузова и следовательно, цельности образа. В последующих эскизах исподволь начало проявляться nока еще плоская боковина кузова непосредственно переходящая в переднее крыло, что и выразилось на первом опытном образце.»
«И все-таки, «плоское» решение боковин не удовлетворяло за чересчур нарочитую утилитарность, трудно достигаемую качественную поверхность и малую жесткость панелей. «Эра» почеркушек, эскизов, рисунков продолжалась. Снова прорисовывались различные варианты боковин, оперения. Борзов Ю.Г. ведущий конструктор по кузову, отслеживал новые «черточки», помогал осмысливать их с точки зрения конструкции, технологичности, целесообразности в эксплуатации.
Однажды при очередном разборе рисунка, он обронил фразу о предпочтительности для кузовных панелей, там, где это возможно, криволинейных поверхностей, более качественных по внешнему виду, более «жестких», при той же толщине листа, которая кардинально повлияло на последующие решения. Появился, наконец-то, рисунок внешней формы, подкупающий своей цельностью, лаконичностью и выразительностью и … с «гнутыми боками». Рисунок превратился в макеты М 1:10, М 1:5, в масштабе 1:1 (натуральную величину), на настоящей «резине» и… в очередную, третью, серию опытных образцов.»
«После первых серий опытных образцов «стержнем» конструктивной разработки кузова стало знаковое решение о создании единого, унифицированного кузова для 2-х вариантов исполнения, грузопассажирского и легкового, по аналогии с «ГАЗ-69» и «69А»
Предшественники «УАЗ-469», «ГАЗ-69» и «69А» производились с двумя модификациями кузовов:
«ГАЗ-69» грузопассажирский, двухдверный, со свободным обьёмом салона за передним рядом сидений и откидными продольными сиденьями вдоль обоих бортов, откидным задним бортом;
«ГАЗ-69А»- легковой, пятиместный, 4-х дверный, с изолированным от салона багажником.
При проектировании 3-ей серии опытных кузовов «УАЗ-469», которая резко отличалась по внешнему виду от предыдущих, было принято: кузов для различных модификаций должен быть единым, что сулило понятное преимущество для производителей.
Это удалось, 4-х дверный кузов в симбиозе с откидным задним бортом, на стадии сборки превращались в любой из вариантов. И это было отмечено в последующие годы дипломом с выставки «Унификация и стандартизация» на ВДНХ.
Советские боевые «Козлы» ГАЗ-69: штабные, артиллерийские, противотанковые и не только
В наследство от РККА послевоенной Советской армии досталась лёгкая командирская машина ГАЗ-67Б, но ещё за семь лет до прекращения её выпуска на Горьковском автозаводе разрабатывали принципиально новый автомобиль ГАЗ-69, выпускавшийся затем в нескольких исполнениях вплоть до систем запуска противотанковых ракет.
Хорошо известный советский джип ГАЗ-69 с народными прозвищами «Козёл» или «Бобик» положил начало установкам на новых вездеходах различного облегчённого возимого или навесного войскового оборудования. Вместе с тем в октябре 1947-го его первый прототип «Труженик» официально создавался для сельского хозяйства. Правда, в секретном техническом задании он носил совершенно иное наименование — тягач батальонных орудий и миномётов. За следующие два года появились ещё четыре опытных образца ГАЗ-69-76 с цельнометаллическими кузовами и характерными вырезами в откидном прямоугольном тенте, получившие индекс АТК-Л-69 — артиллерийский тягач колёсный лёгкий.
Опытный образец ГАЗ-69 с полукруглыми вырезами в тенте. 1948 год
Один из первых четырех прототипов с глухими боковинами моторного отсека
В 1951 году были проведены государственные испытания доработанных военных машин ГАЗ-69 на шинах типа ёлочка в сцепе с лёгкими пушками. В ходе испытаний был снят кинофильм, который продемонстрировали И. В. Сталину, что предопределило дальнейшую успешную судьбу автомобиля и способствовало скорому принятию его на вооружение.
Упрощенный предсерийный вариант ГАЗ-69-76 образца 1951 года
Осенью 1953-го развернулось мелкосерийное изготовление машин ГАЗ-69 с усиленной лонжеронной рамой, 52-сильным движком от легковушки М-20 «Победа» и трёхступенчатой коробкой передач с двухступенчатой раздаточной. К новинкам относились карданные валы с игольчатыми подшипниками, мосты с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей и полуэллиптические рессоры с гидроамортизаторами двойного действия. В открытом двухдверном кузове с двумя передними сиденьями и двумя задними продольными скамейками размещалось до девяти человек. Там размещали также грузы массой до 500 килограммов и монтировали спецнадстройки. Впервые ГАЗ-69 был представлен на военном параде 7 ноября 1953 года.
Серийный армейский ГАЗ-69 с боковой «запаской» и поднятым тентом
ГАЗ-69 с откидным лобовым окном и задними продольными сиденьями
Испытания автомобиля ГАЗ-69 с одноосным прицепом ГАЗ-704 на местности
В 1955-м серийный выпуск ГАЗа-69 был переведен на Ульяновский автозавод, который в 60-е перешёл на обновленный вариант ГАЗ-69М с 65-сильным двигателем М-21Г от фургона УАЗ-450 с новым радиатором для охлаждения масла и маскировочными фарами. Версии 69Э и 69МЭ с экранированным электрооборудованием служили в основном в войсках связи.
Доработанный ГАЗ-69М ульяновской сборки для Советской армии (архив 21 НИИЦ)
Автомобиль ГАЗ-69M на съезде старинной военной автотехники. На заднем плане – ГАЗ-69АМ (фото автора)
В 1969-1972 годах в Ульяновске выпускалась последняя серия ГАЗ-69-68 с 70-сильным мотором М-21В от грузовичка УАЗ-452, механизмом отключения переднего привода и упрочнёнными ведущими мостами. Внешне эти машины отличались тентом с двумя небольшими боковыми окошками.
Вторично модернизированный грузопассажирский автомобиль ГАЗ-69-68
Уже в первые годы выпуска автомобили семейства ГАЗ-69 превратились в основные лёгкие многоцелевые машины Советской армии. Их поставляли в государства Варшавского договора и в армии многих соседних и дальних стран.
С 1953 года, параллельно с моделью ГАЗ-69, выпускался вариант ГАЗ-69А для эксплуатации в сельском хозяйстве, который также сыграл важную роль в военном деле. От своего старшего брата он отличался четырёхдверным кузовом с двумя рядами сидений, задним багажным отсеком с запасным колесом и скошенной частью брезентового тента.
Пятиместный военный вариант ГАЗ-69А с тентованным кузовом
Вид сверху на цельнометаллический кузов ГАЗ-69А с опущенным тентом. 1951 год
Его общая конструкция и параметры менялись параллельно с развитием базовой машины ГАЗ-69, а экранированные версии получали индексы 69АМ и 69А-68 соответственно.
Штабные автомобили ГАЗ-69А на военном параде на Красной площади. 1 мая 1958 года
Автомобили ГАЗ-69А/АМ состояли на вооружении СССР как командирские автомобили, традиционно возглавлявшие военные парады. В братских странах они служили многоцелевыми, штабными и парадными машинами, а также применялись для фельдъегерской связи.
Советский джип ГАЗ-69А в румынской армии на праздновании Дня освобождения. 1964 год
Военное оснащение на шасси ГАЗ-69
В Советском Союзе представители 69-го семейства с различными надстройками и вооружением исполняли штабные и парадные функции, служили для перевозки небольших подразделений, боеприпасов и мелких грузов, а также буксировали артиллерийские системы массой до 800 килограммов.
Автомобиль ГАЗ-69А во главе колонны Воздушно-десантных войск на параде в Ленинграде. 1958 год
Штабная машина ГАЗ-69А из состава группы Советских войск в Германии
Автомобили ГАЗ-69 с прицепными зенитными пушками на военных маневрах. 1955 год
Для доставки раненых в задней части кузова оборудовали двухъярусные носилки на четырёх человек. Машины с лёгкими радиостанциями и спецсигналами часто применяли в качестве патрульных машин Военной автоинспекции (ВАИ).
На московском параде автомобили ГАЗ-69 с личным составом ВДВ. 7 ноября 1957 года
На вооружении Воздушно-десантных войск состояли авиадесантируемые варианты машин ГАЗ-69 с демонтированными окнами и выступавшими внешними деталями, а доработанные версии доставляли транспортными самолётами и вертолётами. Прочие автомобили этого поколения оснащались средствами связи и разведки, пулемётами разных калибров, зенитным вооружением и ракетными системами.
Специальный облегченный авиадесантируемый вариант автомобиля ГАЗ-69 в ГДР
В Чехословакии на ГАЗ-69М монтировали штабной пункт ПВО для управления спаренными зенитными системами на грузовиках Praga V3S. В ГДР на ГАЗ-63АМ устанавливали 12,7-мм пулемёты и небольшие радиолокационные комплексы. В вооруженных силах дальних стран ГАЗоны служили базой 82-мм миномётов, безоткатных орудий и лёгких пушек.
ГАЗ-69АМ с крупнокалиберным пулеметом ДШК в Народной армии ГДР
Ниже приводим краткие сведения по наиболее распространенным и известным военным исполнениям машин семейства ГАЗ-69.
Мобильный топопривязчик базировался на специально подготовленном автомобиле ГАЗ-69Т и представлял собой комплекс топографической аппаратуры для непрерывного определения координат воинских подразделений, дорог и отдельных объектов, а также прокладки путей сообщения и переноса их на местность.
Модернизированная топографическая машина ГАЗ-69ТГМ с расширенной комплектацией
Машина ГАЗ-69РХ радиационной и химической разведки в польской армии
Лёгкая ламповая коротковолновая радиостанция Р-104М «Кедр» с собственными аккумуляторами обеспечивала двухстороннюю радиосвязь с различными объектами на ходу или на стоянке. Она размещалась поперечно в заднем отсеке автомобиля ГАЗ-69-68Э, а сложенная телескопическая антенна крепилась на правой боковине кузова.
Автомобиль ГАЗ-69-68Э с радиостанцией Р-104АМ в вооруженных силах Финляндии
Лёгкие радиостанции Р-125 «Алфавит» обеспечивали радиосвязь между командирами частей и начальниками различных служб Сухопутных войск. Всё оборудование было смонтировано за передними сиденьями машин ГАЗ-69Э/МЭ. Радист размещался на поперечной скамейке, одну или две штыревые антенны крепили на кронштейнах с левой стороны кузова.
Командно-штабная машина с радиостанцией Р-125М на шасси ГАЗ-69МЭ (архив 21 НИИЦ)
Внутреннее оснащение мобильной радиостанции Р-125М «Алфавит» в Народной армии ГДР
Секретный радиопеленгационный комплекс «Орел-Д», известный как «Луч-1», базировался на закамуфлированном шасси ГАЗ-69 с жёстким кожухом и брезентовой обшивкой вместо тента. Вращавшийся пеленгатор обеспечивал перехват радиосигналов на ходу или на стоянке в любое время суток.
Лёгкий радиопеленгатор «Орел-Д» с упрочнённым верхом кузова. 1965 год
Аэродромный пусковой агрегат АПА-12 применялся для запуска двигателей лёгких летательных аппаратов, проведения их обслуживания и питания электрических систем. Его основой являлось специальное шасси УАЗ-917, которое от серийного ГАЗа-69 отличалось наличием коробки отбора мощности, отдельной двухместной кабиной и кузовом с задней откидной крышкой, под которой находились генератор, аккумуляторы и контрольно-измерительные приборы.
Аэродромный пусковой агрегат АПА-12 на шасси УАЗ-917. 1962 год
Первый советский лёгкий дорожный миноискатель ДИМ с поисковым индукционным сканирующим устройством на переоборудованном шасси ГАЗ-69 служил для прокладки путей передвижения военных колонн, механизации поиска и обнаружения различных видов мин на больших территориях или на глубине до 70 сантиметров. Рабочие системы были подвешены в передней части рамы автомобиля и состояли из рычажно-пружинной подвески, двух управляемых колёс и шести поддерживающих роликов. Интересной особенностью машины было дополнительное правое рулевое колесо для оператора, управлявшего положением миноискателя.
Дорожный индукционный миноискатель ДИМ на автомобиле ГАЗ-69 в польской армии
Макет миноискателя ДИМ в Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге (фото автора)
Пусковая установка 2П26 «Шмель» на шасси ГАЗ-69М в Музее артиллерии и инженерных войск (фото автора)
Она снабжалась двухместной кабиной с бронированной задней стенкой и повышенным расположением брезентовой крыши. В задней секции рамы с высоким складным тентом помещалась артиллерийская часть с направляющими для ракет с дальностью стрельбы до двух километров. В кабине рядом с водителем на особом сиденье, обращённом спинкой против движения, размещался оператор-наводчик, управлявший ракетами посредством двухпроводной линии связи.
Мобильные противотанковые системы «Шмель» на военном параде в Египте
Подготовка к запуску управляемых реактивных снарядов массой по 22,5 килограмма
В 1966 году эту систему сменил комплекс «Малютка» на колёсной бронемашине.
На заглавной фотографии – пусковая установка «Шмель» на шасси ГАЗ-69 для запуска противотанковых реактивных снарядов в экспозиции Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.