Камеры в машине при сдаче экзамена
Камера в пуговице: как водители обманывают на экзаменах ГИБДД
Лишенный прав автомобилист из Чувашии решил пересдать экзамены в ГИБДД весьма необычным способом — при помощи хитрости, сообщников и шпионского оборудования. Однако мошенника обнаружили, и дело закончилось в суде.
Как рассказала пресс-служба Госавтоинспекции, 45-летнего мужчину на полтора года лишили прав за нетрезвое вождение. Чтобы вернуться за руль, ему нужно было пересдать теоретический экзамен. Эта же норма относится и к тем, кто лишился права управления транспортным средством в рамках уголовной статьи. Однако водитель решил не тратить время на изучение экзаменационных билетов, а подготовился к тестированию в техническом плане.
Он нашел «помощников», обещающих за вознаграждение посодействовать при сдаче экзаменов прямо в кабинете ГИБДД. Кандидатов злоумышленники снабжали дорогостоящим видео- и аудиооборудованием, включая различные «жучки», микрофоны и мини-камеры, которые передавали сигнал и изображение им на мониторы.
Всю эту технику крепили прямо на водителей: оборачивали вокруг тела экзаменуемого специальные жилеты с проводами, а сверху маскировали технику при помощи просторной одежды. Кстати, саму одежду также «дорабатывали», устанавливая вместо пуговиц миниатюрные камеры, совершенно неприметные для непрофессионалов. Чтобы во время экзамена не произошло осечек, на кандидатов вешали сразу два комплекта — основной и запасной на тот случай, если что-то выйдет из строя.
Сигнал мог передаваться на существенное расстояние — например, до припаркованного неподалеку от отдела ГИБДД автомобиля, где и сидели «помощники». В итоге собранная система позволяла сообщникам водителя на мониторе видеть, какие вопросы выпадают на экзамене, и через «ухо» подсказывать правильные ответы.
Подобный набор получил и лишенец. Экзамен он сдал, но во время теста вел себя слишком подозрительно. Поэтому инспекторы ГИБДД вызвали сотрудников управления «К» МВД России, которые занимаются раскрытием преступлений в сфере компьютерной информации, и задержали кандидата прямо в дверях кабинета. Результат удивил даже опытных экспертов.
«На мужчине было несколько камер, внешне он смог скрыть все оборудование, провода обмотал вокруг тела и спрятал под одежду, — рассказали Autonews.ru в пресс-службе МВД по Чувашской Республике. — Внешне он никак не отличался от других экзаменуемых, но своим поведением себя выдал. Оказалось, что он просто нашпигован оборудованием, даже в кошельке у него были провода. С таким набором техники мы при сдаче экзамена столкнулись впервые».
Результаты сдачи экзамена аннулировали, технику конфисковали, а на самого водителя завели уголовное дело по ч. 1. ст. 138. «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Наказание по этой статье предполагает штраф до 200 тыс. руб., либо ограничение свободы на срок до четырех лет, либо принудительные работы также до четырех лет. Поскольку водитель раскаялся и полностью признал свою вину, то суд решил ограничиться штрафом в размере 10 000 рублей.
В полиции тем временем будут продолжать расследование — им предстоит выявить сообщников водителя. В ГИБДД же советуют водителям не нарушать закон и сдавать экзамены по всем правилам.
«Такие кандидаты, как задержанный нами водитель, все-таки не шпионы, не сотрудники разведки, к такому оборудованию не привыкли, поэтому они нервничают и выдают себя. После того как мужчина заплатит штраф и подучится, то сможет снова прийти на пересдачу — этого права его никто не лишал», — уточнили в региональном управлении МВД.
Глава союза автошкол Москвы Александр Ачкасов в беседе с Autonews.ru назвал серьезной проблемой такие схемы сдачи экзаменов. По его словам, в Москве такой вид мошенничества сейчас практически не работает, поскольку инспекторы ГИБДД научились его вычислять. А вот в регионах полицейские далеко не всегда замечают обман.
«Это известная проблема, — заявил Ачкасов. — Расцвет такого бизнеса был еще два-три года назад. Есть целые группы, которые прямо у отделений ГИБДД предлагают свои услуги с применением спецсредств. За свои услуги они берут суммы, сравнимые с «серым» оформлением водительских удостоверений. Услугами пользуются и лишенцы, и новички, прошедшие обучение в автошколах. Это настоящий бич и для автошкол, и для ГИБДД. В столице у инспекторов глаз уже наметан, таких «шпионов» сразу просто выставляют за дверь. А в регионах с таким сталкиваться не привыкли, поэтому такие фокусы иногда проскакивают».
Эксперт признает, что таких мошенников довольно сложно привлечь к ответственности. «В ГИБДД с этим борются, но у них ведь нет на это специальных полномочий, а уголовные дела разваливаются из-за отсутствия состава. Только если удается поймать и кандидата, и его сообщника, который диктовал ответы, и оба признаются в преступлении, тогда их получается наказать. Так некоторое время назад участников такой группы осудили в Татарстане по статье «Мошенничество», но это скорее исключение», — поделился представитель автошкол.
В свою очередь адвокат Марат Аманлиев также согласен с тем, что из-за отсутствия подходящей уголовной статьи, даже если злоумышленников удается задержать, наказывают их в основном только за использование запрещенного оборудования. «В Уголовном кодексе нет такого вида мошенничества, как пособничество за сдачу экзамена в ГИБДД при помощи запрещенного оборудования. Статья «Мошенничество» в УК относится к имуществу, поэтому нарушители этим пользуются, — рассказал эксперт. — Сознаваться в том, что он диктовал ответы на билеты, никто не будет, скажет, что просто звонил по телефону».
Что касается задержанных кандидатов, то, по его словам, главная проблема для них будет не штраф, а наличие судимости. «Общественно опасного деяния в таком случае не происходит, поэтому суды не будут назначать высокие суммы штрафов, — предположил адвокат. — Но из-за уголовной судимости такой водитель уже никогда не сможет получить ряд должностей и работать в крупных компаниях. Поэтому лучше учиться и сдавать экзамены самому, это избавит водителей от больших проблем в будущем».
Глава ГИБДД сообщил детали экзамена на права по новому регламенту
Во время экзамена на получение водительского удостоверения по новым правилам практическую часть будут фиксировать четыре камеры, а также звукозаписывающее устройство, сообщил глава ГИБДД Михаил Черников в эфире телеканала «Россия 1».
«В первую очередь должна быть камера спереди автомобиля и сзади него. Также находящиеся в салоне камеры, которые снимают непосредственно кандидата в водители. И камера, которая направлена на панель приборов», — рассказал он (цитата по «РИА Новости»). Кроме этого, будет вестись звукозапись всего процесса приема экзамена.
По словам Черникова, для сдачи экзамена потенциальный водитель сможет воспользоваться автомобилем ГИБДД или автошколы. При этом руль у машины обязательно должен быть слева, а также установлены дополнительные педали сцепления и тормоза.
Во время практической части испытуемые будут передвигаться по заранее утвержденным участкам дорог, а не по конкретным маршрутам. Это, по словам главы инспекции, позволит избежать заучивания маршрутов экзаменуемыми.
Отсутствие в новом регламенте этапа «площадка» позволит сократить время экзамена и, соответственно, очередь, пояснил Черников.
Он также допустил, что в будущем в теоретическую часть экзамена на права могут быть внесены изменения, проверяющие у будущих водителей новые навыки. «Есть, конечно, предположения, что необходимо расширить, углубить знания кандидата в водители в части его дальнейшего практического применения. Научный центр безопасности дорожного движения занимается, чтобы сделать это и комфортно для кандидата в водители и в то же время сделать так, чтобы он умел считывать всю дорожно-знаковую информацию и правильно применять знания ПДД, непосредственно уже двигаясь по дорогам общего пользования», — пояснил глава ГИБДД (цитата по «РИА Новости»).
МВД утвердило новый регламент сдачи экзамена на права в конце марта, изменения вступят в силу с 1 апреля. В нем, в частности, упразднено упражнение на площадке, вместо этого водители будут демонстрировать навыки вождения в реальных городских условиях. Еще одним нововведением будет присутствие наблюдателей на практической части экзамена. Ими могут быть другие кандидаты в водители, представители общественных организаций, автошкол. Помимо этого, теоретическая часть экзамена будет проходить в классах с видеонаблюдением.
Как проходит экзамен в ГИБДД
Тестирование ГИБДД во многом повторяет то, что курсанты сдают на экзаменах в автошколе. Как проходит внутренний экзамен в автошколе, мы уже рассказывали. В этот раз поговорим о том, как проходит сдача экзамена в ГАИ в 2021 году.
Обычно на экзамен в ГИБДД курсанта записывает автошкола. Если этого не произошло или после окончания автошколы прошло уже много времени, записаться придется самостоятельно.
Содержание
Теоретический экзамен
Первым по счёту идёт теоретический тест на знание правил дорожного движения. Весь процесс обучения в автошколе сопровождается заучиванием правил по учебнику, и у хорошо подготовленного курсанта не возникнет сложностей со сдачей этой части экзамена.
Раньше вопросы выдавались на бумажных билетах — сейчас тестирование проходит за компьютером. Всего курсант отвечает на 20 вопросов за 20 минут с правом на две ошибки. Пытаться списывать или жульничать на теоретическом экзамене в ГАИ не стоит. Это обязательно заметят и отправят на пересдачу.
Экзаменационные вопросы каждый курсант знает заранее, поскольку из них состоят все учебники с билетами. По сути, подготовка представляет собой изучение экзаменационных вопросов и ответов к ним, а правила дорожного движения играют роль пояснения, почему нужно ответить так или иначе.
Автодром
Те, кто успешно сдал теорию, допускаются к сдаче вождения на автодроме. В экзаменационный день (обычно это суббота) тестирование курсантов идёт потоком. Иначе говоря, как только заканчивается теоретическая часть, начинается автодром. Эта часть экзамена, как правило, даётся курсантам проще всего. В нее входит демонстрация навыков по трём упражнениям из пяти разученных:
Самым простым упражнением считается «змейка», так как для слалома между конусами не нужно особых навыков, достаточно уметь вовремя вращать руль. Параллельная парковка и въезд в гараж даются сложнее, но самое сложное упражнение — трогание на ручнике в горку. Оно даётся труднее всего.
При трогании на подъеме важно грамотно сработать ручным тормозом и сцеплением одновременно, поэтому упражнение нередко становится причиной провала на автодроме. Те же, кто успешно сдаёт эту часть экзамена, отправляются на вождение в городе.
Конкретных оценок, сколько баллов и за какое упражнение выставляется, никто не озвучивает. Известно, что на автодроме можно допустить одну несерьёзную ошибку (например, задеть конус). Сбитый конус и уж тем более несколько приводит к пересдаче. Равно как и провал с троганием в гору.
Вождение в городе
Наиболее сложной частью экзамена считается вождение в городе. Оно проходит на определённых маршрутах, включающих в себя сложные перекрёстки и участки дороги, где запрещена остановка и стоянка.
На пассажирском сидении, справа от курсанта, находится его инструктор. На заднем сиденьи располагается инспектор, который ведёт записи о том, как курсант проходит экзамен, и фиксирует ошибки. Некоторые грубые ошибки автоматически засчитывают курсанту провал всего экзамена.
В первую очередь нужно пристегнуть ремень безопасности. Если ученик забыл это сделать, экзамен считается проваленным. Далее следует провести регулировку сидения и зеркал под себя. После автомобиль снимается с ручника и включается сигнал поворота, сигнализирующий о намерении отъехать от обочины на проезжую часть. Если что-то из этого не выполнено, экзамен считается проваленным.
Как проходит вождение в городе
В ходе теста инспектор ГИБДД, сопровождающий курсанта, может просит его выполнить определённые манёвры, например, разворот на перекрёстке или показать движение на определённой передаче. Грубыми ошибками считается, если автомобиль заглох — ученик бросил сцепление, или если манёвр был выполнен некорректно — не включен сигнал поворота или была создана аварийная ситуация.
Крайне внимательно нужно считывать дорожные знаки. На тихих улочках нередко встречается ограничение скорости в 20 километров в час. Превышение даже на пять километров в час в таком случае может стоить курсанту сданного экзамена.
В конце инспектор просит курсанта припарковать автомобиль, но не нужно сразу сворачивать на обочину. Останавливаться можно только там, где разрешена стоянка, и нужно быть уверенным, что по пути не было запрещающего знака или нет других препятствующих факторов (например, выезда из двора напротив места остановки). Но не стоит и затягивать с манёвром: если выбирать место слишком долго, экзамен будет считаться проваленным.
Как оценивается экзамен в городе
Всего у экзаменуемого есть 5 баллов. За каждую ошибку его лишают определённого количества баллов. Грубые ошибки оцениваются в 5, средние — в 3, а мелкие — в 1 балл.
Всё вышеперечисленное приводит к провалу экзамена. Средних и мелких ошибок меньше, если их составить вместе. Список едва нагонит полный перечень грубых нарушений. Математически вычисляется, что курсант имеет право на одну среднюю ошибку или на четыре мелких, при условии, что он не допустит более ни одного нарушения:
Чтобы успешно пройти экзамен в ГИБДД, нужно преодолеть все его этапы и выполнить команды инспектора, не допустив серьёзного или двух средних нарушений.
После финальной остановки в правильном месте инспектор ставит удовлетворительную оценку, с которой можно идти собирать документы, оплачивать пошлину и получать своё честно заработанное водительское удостоверение.
Как подобрать первый автомобиль
Еще на этапе обучения будущие водители начинают поиск первого автомобиля. Из-за малого опыта вождения высок риск мелких ДТП. Новую машину поцарапать жалко, поэтому лучше приобрести автомобиль с пробегом. Но большинство подержанных машин продается с проблемами.
О том, с какими проблемами вы можете столкнуться, купив б/у автомобиль той или иной марки, читайте в обзорах в нашем блоге. Чтобы избежать неожиданных «сюрпризов», перед покупкой проверьте историю автомобиля по госномеру ТС через сервис «Автокод».
Успехов в сдаче экзаменов и поисках первого автомобиля!
Сдавайте, вас снимают
Теперь и инспектор, и кандидат знают, что за ними постоянно наблюдают. Это ужесточение контроля утверждено приказом начальника управления ГИБДД МВД по г. Москве Александром Ильиным. Новые меры должны лишить желающих получить права нечестным способом и убрать саму возможность «договорных» отношений.
Согласно приказу «об утверждении Инструкции о порядке применения аппаратно-программного комплекса мобильного видеонаблюдения для автомобиля, используемого при приеме квалифицированных экзаменов на право управления транспортными средствами в ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве», с 12 декабря 2012 года экзамены невозможны без внешнего и внутреннего наблюдения за действиями экзаменуемого и экзаменатора.
Во время испытаний делается и аудиозапись всех разговоров в автомобиле. Причем это касается не только автомобилей, которые принадлежат ГИБДД. Дело в том, что допускается прием экзаменов на машинах автошкол. Как только кандидат в водители сел в автомобиль, госинспектор на видеорегистратор озвучивает фамилию, имя и отчество, сдающего практический этап экзамена. Экзамен начался. Далее записывается каждый жест и каждый звук. А также обстановка снаружи автомобиля. Кстати, недавно при прохождении экзамена в МОГТОРЭР № 1 попался на даче взятки один экзаменуемый. Сейчас он под подпиской о невыезде.
Видеокамерами оборудованы не только автомобили, но и классы, в которых проводится прием теоретического экзамена. А вдруг какой-нибудь «добрый» экзаменатор нажмет кнопочку компьютера у сдающего или шепнет что-нибудь на ушко? Списать тоже не получится. Попадаются некоторые кандидаты, которые приходят с распечатками билетов и пытаются достать их прямо на экзамене.
Все записи с видеофиксаторов хранятся в течение трех месяцев в том же отделении по приему экзаменов. Для этого выделяется специальный технический кабинет. Не сдавшие на права всегда могут обратиться к этим записям, чтобы лично убедиться в обоснованности своих претензий. Если ошибка была допущена экзаменатором, то экзамен можно будет пройти еще раз. Один раз после провала экзамена в МОГТОРЭР № 1 пришла девушка, несогласная с решением инспектора, который досрочно завершил экзамен, поскольку она не пропустила пешехода, стоящего на зебре. Молодая кандидатка в водители утверждала, что пешеход только подходил к зебре. Но запись показала, что человек уже давно пытался перейти дорогу и ждал, пока его пропустят. Все претензии тут же сошли на нет.
Всего в России за 2012 год проведено 8,16 миллиона экзаменов. Это на 10,5 процента больше, чем годом ранее. Выдано 2,31 миллиона водительских удостоверений, что на 6,4 процента превысило показатели предыдущего года.
В ГИБДД рассказали о самых необычных попытках списать на экзамене
Московская ГИБДД рассказала о самых необычных попытках незаконно сдать экзамен на водительские права. Например, некоторые недобросовестные кандидаты в автомобилисты прячут специальные технические устройства в медицинские маски во время тестирования. Об этом со ссылкой на столичную Госавтоинспекцию сообщает РИА «Новости».
«Кандидаты в водители, пытаясь успешно сдать тестирование, размещают технические устройства в медицинских масках, на одежде и даже в обуви», — рассказали в московской ГИБДД. В ведомстве также отметили, что в 2021 году было выявлено 18 попыток списывания при помощи специальных устройств, что в два с половиной раза больше по сравнению с тем же периодом прошлого года.
В Госавтоинспекции напомнили о том, что все помещения, где проходят экзамены на права, оборудованы камерами наблюдения. Факты использования специальных устройств фиксируются сотрудниками, а нарушителей доставляют в полицию. За подобные деяния в законодательстве предусмотрена уголовная ответственность по статье 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».
Ранее в столичной ГИБДД уже рассказывали о подобных незаконных попытках сдачи экзамена. Так, в экзаменационном подразделении на улице Лобненская у одного из кандидатов под одеждой обнаружили устройство для скрытой передачи информации. Подсказки молодому человеку передавались людьми из машины Lada Vesta, которая была припаркована неподалеку. Все они, включая экзаменуемого, были задержаны и доставлены в полицию.
Согласно статистике МВД, в 2020 году процент кандидатов в водители, сдавших теоретический экзамен с первого раза, снизился на 1,5% и составил 38%, практический экзамен по первоначальным навыкам управления транспортными средствами снизился на 1,2%, практический экзамен в условиях дорожного движения снизился на 3% и по итогам 2020 года составил 28%.