Карьер старая линза как доехать на машине
Старая Линза
Старая Линза в Шабрах долгие годы была привлекательным туристическим объектом Екатеринбурга. Заброшенный карьер необычной формы со ржавой техникой на дне выглядел очень живописно и даже неоднократно участвовал в киносъемках.
Название достопримечательности связано с местоположением карьера и геологией. «Линзой» называют тип залегания талька, при котором минеральный блок утолщается в центре. А приставка «старая» появилась после того, как разработки продолжились на другом месторождении — Новой Линзе.
Карьер Старая Линза на google-панораме:
Историческая справка
С 1930-х на Старой Линзе добывали талькомагнезит. В советские годы спрос на этот мягкий минерал сильно вырос, что способствовало промышленной разработке месторождения. Тальковые блоки сперва извлекали вручную, а в 1937-м на карьер привезли установку А. М. Столярова. Этот агрегат вырезал блоки прямо из забоя, из-за чего стены Старой Линзы стали походить на ступенчатые пирамиды.
К 70-м технология изготовления тальковых кирпичей поменялась, больше не было нужды добывать готовые блоки. Это привело к закрытию карьера и его консервации в 1974 году.
Туризм на Старой Линзе в Шабровском
Еще в ходе добычи на стенах карьера появились водопады из подземных вод. Поэтому после остановки работ на дне Старой Линзы оборудовали насосную станцию и вырыли траншеи для отвода воды. Обслуживанием установки и охраной территории занимался дежурный.
На заброшенный объект стали проникать туристы. С каждым годом их становилось все больше. Среди желающих увидеть Старую Линзу были альпинисты, которые тренировались на ее ступенчатых склонах, геологи-любители, искавшие кусочки мрамора, кварца, гематита или змеевика, фотографы, охотившиеся за красивыми и экзотическими пейзажами и просто те, кому нравятся пешие походы.
Визитной карточкой талькового карьера Старая Линза был баровой грунторез, похожий на гигантскую цепную пилу «Дружба». Кроме него, на дне стоял польский экскаватор КМ-602А, рельсы с вагонетками, остатки установки А. М. Столярова и еще пара агрегатов. Все они покрылись ржавчиной и превратились в своеобразные арт-объекты.
Затопление
Затопление Старой Линзы случилось в 2017 году, когда вышел из строя насос. Дно карьера вместе со всеми достопримечательностями быстро ушло под воду. Руководство рудника пообещало починить станцию, однако вскоре решило, что это нерентабельно и Старая Линза оказалась заброшена окончательно. За несколько лет месторождение наполнилось водой почти до самых краев. Сегодня Старая Линза в Шабровском представляет собой обычное озеро искусственного происхождения.
Отдых на озере Старая Линза
В последние годы туристы приезжают на Старую Линзу чтобы отдохнуть в палатках, устроить пикник с шашлыками или искупаться. Учитывая происхождение водоема, никаких оборудованных пляжей, инфраструктуры или баз отдыха тут нет. Купание на Старой Линзе запрещено. Глубина озера достигает 100 метров, оно плохо прогревается. Пологого спуска естественно нет — неопытным пловцам и особенно детям не рекомендуется погружаться в воду.
Многие считают, что озеро Старая Линза подходит для дайвинга. На дне рудника осталась техника и затонувший лес, потому некоторые хотят нырнуть, чтобы увидеть былые достопримечательности. Однако, это довольно опасное мероприятие. Но вода внизу непрозрачна, видимость очень плохая и высока вероятность наткнуться на острые края или запутаться в ветках.
Зимой Старая Линза замерзает. До затопления замерзшие водопады рудника использовали для тренировок альпинисты, теперь озеро привлекает любителей зимних походов. Здесь даже катаются на коньках, называя карьер самым большим катком под Екатеринбургом.
Как добраться до карьера Старая Линза
Расстояние от Екатеринбурга до Старой линзы составляет 30 километров. До карьера можно добраться на машине, либо на автобусе доехать до поселка Шабровский (или Шабры) и дойти пешком.
Как доехать до Старой Линзы на машине
Из Екатеринбурга выезжайте на Полевской тракт. Когда доберетесь до поселка Полеводство следите за указателями, слева будет поворот на Шабровский. По этой дороге двигайтесь до станции поселка Сысерть (не путать с одноименным городом). Дальнейший путь пролегает вдоль железной дороги прямо до Шабров.
К самому руднику на машине не подъехать, обычно транспорт оставляют у проходной «Шабровского талькового комбината» и идут пешком (координаты КПП: 56.632668, 60.604423). Маршрут до водоема помогут составить координаты Старой Линзы: 56.625935, 60.605399.
Автомобильный маршрут на Яндекс. Картах:
Как добраться на автобусе
Из Екатеринбурга до Шабров ходит автобус № 9. Он отправляется от станции метро «Ботаническая», остановочный комплекс «ТЦ Дирижабль» ищите на улице Шварца. Расписание и маршрут смотрите здесь.
Панорама остановки:
Примерно через час вы будете в Шабрах — выходите на остановке «Поселок Шабровский». От нее идите вдоль железнодорожных путей на юго-восток, в сторону комбината.
Карьер Старая Линза: видео
Карьер Старая Линза
В поселке Шабровский (или просто Шабрах) был расположен, пожалуй, самый интересный туристический объект в ближайших окрестностях города Екатеринбурга. Это тальковый карьер необычной формы с небольшим водопадом и остававшейся на дне техникой. Своеобразный музей под открытым небом, прекрасно подходящий для съемок фильмов по мотивам произведений братьев Стругацких. Красивое и необычное место, не имеющее аналогов на Урале.
Увы, в 2017 году после поломки насоса уникальный карьер ушел под воду. Здесь образовалось глубокое озеро, постепенно уровень воды становился все выше и выше.
Немного истории
Шабровские недра отличаются богатством и разнообразием. В XIX веке здесь работали многочисленные золотые прииски, до сих пор добываются тальк, мрамор и змеевик. В окрестностях встречаются ценные минералы.
В 1829 году (5 июня по старому стилю) в Шабрах побывал и путешествовавший по России немецкий ученый Александр фон Гумбольдт со спутниками Густавом Розе и Христианом Готфридом Эренбергом. Экскурсию по Шабровским золотым россыпям для них устроил сам главный горный начальник хребта Уральского О.С. Осипов. Во время посещения Шабровских приисков немцы, помимо прочего, отметили встречающиеся здесь тальковый сланец, змеевик и кристаллы граната.
А в 1931 году в Шабрах возник крупнейший в Советском Союзе тальковый комбинат, работающий и в наши дни. Добываемый тут тальк используется в самых разных областях промышленности. Он применяется при производстве резиновых изделий, пластмасс, керамики, в химической промышленности и т.д.
Тальк – самый мягкий минерал, жирный на ощупь, но при этом он обладает огнеупорными свойствами (температура плавления талька 1530º C), плохо проводит тепло и электричество. Благодаря его огнеупорным свойствам кирпичи из талькового камня широко применялись на уральских заводах в ХIХ и большей части XX века. Кстати, тальковый камень использовали и наши далекие предки для плавки руд.
О карьере Старая Линза
Из-за такой технологии добычи стены карьера имели столь непривычный для карьеров вид ступенек, напоминая египетские пирамиды. Да и дно карьера производило обманчивое впечатление, словно было выложено гладкими плитами. Вряд ли где-то еще на Урале есть что-то подобное.
Спуск в Старую Линзу происходил по деревянным лестницам, за состоянием которых хорошо следили, ремонтируя или заменяя. Длина карьера – 300 метров, ширина дна карьера – до 100 метров, а глубина достигала метров 70-80.
При разработке карьера был пробит водный горизонт. В итоге в нескольких местах карьера с его склонов вытекали ручейки. Наиболее мощный – в северо-западной части карьера. Здесь образовывался настоящий двухступенчатый водопад, столь редкий для Среднего Урала.
Вода из всех ручейков собиралась в небольшом озерке с прозрачной, голубоватой водой. Над озером стоял домик, где находился насос, откачивавший воду. По соседству – избушка, в которой дежурил сторож, присматривавший за насосом.
Карьер Старая Линза был законсервирован в 1974 году, когда весь тальк стали добывать на новом карьере (Новая Линза) менее хлопотным способом, без выпиливания кирпичей. С тех пор во избежание затопления карьера воду с его дна постоянно откачивали. Делалось это на тот случай, если вновь решат возобновить здесь работы по добыче талька.
На дне карьера стояла старая техника, в том числе зарубежного производства. Здесь можно было увидеть и пилы, которыми выпиливали тальковые блоки. Одна из них была изобретена в 1930-е годы коллективом предприятия и получила название «пила Столярова».
Эта пила всегда вызывала наибольший интерес посетителей, она напоминала гигантскую пилу «Дружбу».
Стоял здесь и экскаватор, причем зарубежного производства.
Судя по сохранившейся на борту надписи, он был польского производства.
Также в Старой Линзе можно было заметить рельсы узкоколейки, тележки, механизмы подъемника и т.д.
Старая Линза была красива как летом, так и зимой. Водопад зимой покрывался сверху красивой ледяной коркой, а на южном склоне карьера за зиму намерзал толстый слой голубого льда. Здесь любили устраивать тренировки альпинисты.
Был на дне карьера и… туалет. Довольно экзотичное сооружение для карьеров было предметом многочисленных шуток среди посетителей Старой Линзы. Будто бы и земная ось через него проходит, и портал в иные измерения внутри открывается…
Местами на дне карьера было довольно влажно. Весной в лужах размножались лягушки. Дно и склоны карьера постепенно зарастали молодыми сосенками. В некоторых местах стенки карьера покрывались мхом.
Встречались в карьере и близ него и редкие растения: пальчатокоренник мясокрасный, венерин башмачок пятнистый, ночная фиалка, наперстянка крупноцветковая, дикорастущая лилия-саранка.
Любители геологии могли найти интересные образцы для своей коллекции. Кроме того, близ спуска в Старую Линзу расположен склад производственных отходов, где можно было взять на память о прогулке красивый кусочек змеевика или мрамора.
Кадр из фильма «Правда о щелпах»
Затопление Старой Линзы
С каждым месяцем воды в карьере становится все больше. Удивительно, что оказавшиеся под водой сосны и березы спустя несколько месяцев после затопления все еще стояли зелеными. Перед вами видео, снятое во время посещения затопленного карьера ураловедами в ноябре 2017 года.
UPD. Позже закрылся и сам Шабровский тальковый комбинат. Цеха и здания завода теперь стоят заброшенные.
Как добраться до Старой Линзы?
Чтобы попасть на Старую Линзу, достаточно сесть в городе Екатеринбурге на остановке около метро «Ботаническая» на автобус № 9. В среднем он ходит два-три раза в час. Поскольку административно поселок Шабровский относится к Чкаловскому району Екатеринбурга, стоимость проезда такая же, как поездка по городу.
Ехать нужно до конечной остановки «Шабровский». От остановки идите по железной дороге в юго-восточном направлении, в сторону талькового комбината. Сразу за зданиями комбината справа появятся тропки, которые через несколько десятков метров выведут сначала на грунтовую дорогу, а затем к самому карьеру. От остановки до карьера – не более 20-30 минут ходьбы. Хотя Старая Линза находится на территории предприятия, доступу в нее пока никто не препятствует.
GPS-координаты Старой Линзы: N 56º 37.572’; E 60º 36.350’.
Карьер Старая линза
Тальковый карьер в Шабрах. История карьера, фотографии, как доехать на машине. Что стало с карьером в 2019 году.
Тальковый карьер «Старая линза» много лет привлекал множество туристов в любое время года. Его любили за экзотический вид. Ступенчатые стенки напоминали египетские пирамиды или храмы древних майя. Такой необычный вид карьер получил благодаря способу добычи талька, который применялcя здесь до 1970-х годов. Тальк, а точнее талько-магнезитовый камень — очень мягкий минерал, легко режется и крошится. Кустарно в небольших объёмах его добывали здесь ещё с конца XIX века, а в 1930-х годах, когда в СССР обнаружился дефицит огнеупорных материалов, особым постановлением Высшего совета народного хозяйства начали промышленную разработку месторождения.
Сначала блоки вырубали вручную кайлами, ломами и клиньями и распиливали на кирпичи обычными двуручными пилами.
Потом их стали вырубать пневматическими перфораторными молотками и врубовыми машинами. Отделяли по-прежнему вручную клиньями, поднимали с помощью кабель-крана и мачтовых кранов на поверхность, где грузили на вагонетки и доставляли к местам распиловки. На руднике было два кабель-крана, от них оставались опоры, тросы над карьером и передвижная тележка, с помощью которой как раз и поднимали блоки. В 1937 году на руднике стали использовать установку А. М. Столярова, которая позволяла получать небольшие кирпичи прямо из забоя, и благодаря которой карьер и получил свой необычный вид.
Установка состояла из двух машин, они шли друг за другом по специально проложенным рельсам. По мере разработки забоя рельсы перекладывали. Первая машина делала в породе пропилы перпендикулярно краю. За ней шла другая, у неё было два параллельных вала: один с горизонтальными дисками, второй с вертикальными. Пропилы делались по трём измерениям, и получались сразу небольшие кирпичи. Сырые кирпичи были хрупкими, для их обжига на руднике построили две печи.
Разница в способах добычи была хорошо заметна: вверху — большие неровные уступы, ниже — маленькие одинаковые ступени. Установка Столярова не только сделала стенки карьера ступенчатыми, но и нарезала дно так, будто оно выложено тротуарной плиткой.
В 1970-х годах появились технологии, которые позволяли получать прочные кирпичи из молотого талька, и в 1974 году Старую линзу законсервировали с расчетом на то, что разработку когда-нибудь можно будет возобновить.
К слову, экзотическое название объясняется очень просто: «старая» — потому что разработку продолжили неподалёку, на Новой линзе, а «линза» — геологический термин, означающий тип залегания минерала: в форме линзы или чечевичного зернышка, широкий в центре и узкий по краям.
Карьер Новая линза сейчас тоже не используется и заполнен водой, летом там купаются и ловят рыбу. Во время работ в Старой линзе был пробит водный горизонт, и в карьере было несколько живописных водопадов.
Из-за них он мог быстро заполниться водой, поэтому после консервации на дне поставили насосную станцию, будку для дежурного и туалет. Для отвода грунтовых вод к станции по дну проложили траншеи.
Траншеи делали с помощью барового грунтореза. Это была главная достопримечательность карьера — огромная цепная пила, похожая на «Дружбу», которую обронил лесоруб-великан.
Кроме пилы, на дне оставался польский экскаватор КМ-602А. Их выпускали в 1950-80-х годах на предприятии им. Варьинского (WARYNSKI).
Ещё там были остатки установки Столярова, рельсы с вагонетками, радиатор масляного трансформатора и катушка от пневморукава. Все механизмы оставались в относительной сохранности, потому что этот своеобразный музей под открытым небом охраняли, и не давали вандалам окончательно распилить всё на металл.
Сторожка и туалет вида «дачный сортир», установленный на гладком «плиточном» дне карьера, тоже выглядели очень живописно.
Насосная станция выглядела как довольно ухоженное и по-своему уютное жилище в духе постапокалиптики. Там были даже самодельные клумбы.
Такая необычная фактура не раз привлекала киношников. Посмотрите, где «засветилась» Старая линза, видео запускаются с момента появления карьера в кадре.
В детской сказке «Легенда острова Двид» (2010) на дне перевернутой пирамиды живёт добрый волшебник. Загадочные спирали и круги, которые видны на многих на фотографиях, нарисовали специально для этого фильма.
В фильме Алексея Федорченко «Ангелы революции» (2014) карьер изображает съемочную площадку «фильма в фильме». А также он есть в ленте «Правда о щелпах» (2003). Видео, к сожалению нет, но карьер появляется там на 20-й минуте.Зимой 2016 года вышел из строя насос, и водопады стали быстро наполнять карьер. Сначала руководство рудника собиралось починить оборудование, но затем там признали, что это нецелесообразно, и оставили всё как есть.
Сосны, которые росли на дне, первое время стояли зелёными под водой. За три года карьер заполнился до самых краёв, так он выглядит в 2019 году. На дне остались экскаватор и знаменитая огромная пила, но нырять с аквалангом бесполезно, вода слишком мутная. Глубина получившегося в итоге «озера» — 100 метров.
Как доехать до карьера Старая линза на машине
Расстояние от Екатеринбурга до Старой линзы 30 км, быстрее всего туда доехать по Полевскому тракту. Выезжаем из города со стороны Елизавета на тракт. Не доезжая Горного щита сворачиваем налево по указателю Шабровский, доезжаем до станции Сысерть (не путать с городом Сысерть, он совсем в другой стороне). Либо можно доехать до станции Сысерть через Челябинский тракт и нефтебазу. В ст. Сысерть свернуть на Шабровский: после переезда, если вы ехали через Полевской тракт, или перед перездом, если через Челябинский.
В Шабрах перед автобусной остановкой поворачиваем налево и едем по дороге, параллельной ж/д путям. Справа видим двухэтажное здание, КПП и ворота с советской вывеской «Шабровский тальковый комбинат». Карьер находится на территории рудника, но доступ туда свободный. Оставляем машину и идём дальше пешком по ж/д путям. Когда кончатся здания комбината, свернуть направо, и по протоптанной тропинке выйти к карьеру.
1. Про поход выходного дня в заброшенный карьер «Старая линза»
Текст статьи обновлён: 16.04.2020
Сегодня решил написать очередной рассказ с советом «куда поехать в окрестностях Екатеринбурга, чтобы посмотреть красивые места». В поселке городского типа Шабровский (местные называют его Шабры) вы можете посмотреть заброшенный карьер «Старая линза» и почувствовать себя персонажем художественного фильма «Я – легенда». Данное кинематографическое произведение – одно из моих любимых. Оно начинается с того, что вы погружаетесь в атмосферу города, внезапно оставленного людьми… Если вы решите доехать в Шабры в поход выходного дня, то на своей шкуре испытаете, что значить попасть в пост-апокалипсис…
В разделе «Походы выходного дня» вы уже могли добраться со мной к таким туристическим достопримечательностям Свердловской области, как:
В каждом из отчетов я пытался подробно рассказать и показать, как доехать до того или иного туристического объекта, что можно посмотреть там. Давайте не отходить от такого плана и сегодня.
Как добраться к карьеру «Старая линза» в поселке Шабровский
Если вы решите доехать на машине в поход выходного дня к карьеру «Старая линза», то маршрут вашего передвижения будет зависеть от того, в какой части Екатеринбурга вы начинаете свое путешествие. Если вы попадете сюда с западной части мегаполиса, то проще всего выехать на улицу Селькоровская, переходящую в Полевской тракт. Двигаясь по этой трассе, вы доезжаете до автобусной остановки «Полеводство» и сворачиваете налево в строну «Железнодорожная станция «Сысерть» (не путать с одноименным райцентром) и поселка Шабровский. Как добрались до «станции Сысерть», за переездом, сворачиваете направо в Шабры.
Ну, а те, кто добирается в карьер с восточной части города, могут выехать сначала на Челябинский тракт, доехать до Y-образного перекрестка с большими буквами «ЕКАТЕРИНБУРГ» и на нем (перед буквами) свернуть направо в сторону деревни Сидельниково. Проехав метров 500, увидите еще одну развилку, тоже сворачиваете направо и выезжаете в поле. На перекрестке сворачиваете на «Нефтебазу», направо. Едете по этой живописной, петляющей по березовой роще, дороге до уже упомянутой выше ж.д.станции «Сысерть». На въезде сворачиваем влево в сторону Шабров (дорога прямо, через переезд приведет нас на Полевской тракт).
На въезде в поселок Шабровский видите снова перекресток (ул. 50-й пикет и им. Ленина) и переезд.
1. Заброшенный карьер Старая линза. Как доехать. Рядом с этим переездом находится остановка «Шабры», на которой нужно выйти, если вы решили добраться на автобусе. И пройти пешком прямо. Ну, а на машине, сразу едем прямо… Снято на любительскую зеркалку Nikon D5100 и профессиональный зум-объектив для КРОПнутых камер Nikon 17-55mm f/2.8G.
Если вы будете добираться к карьеру на общественном транспорте, то на остановке «Южная» садитесь на автобус и доезжаете до «Шабры». Вот только с номером маршрута у меня заминка. В прошлые годы сюда ходил маршрут №105, но сейчас ДубльГис утверждает, что №9. Вы выйдете у перекрестка, что показан на фото выше и до талькового комбината придется дойти пешком.
Никуда не сворачиваем. Едем прямо. Метров через четыреста, справа, видим проходную завода ОАО «Шабровский тальковый карьер» и стоянку для автомобилей. Машину можно оставить здесь и пешком пройти метров триста до станции «Тальковая», а можете проехать дальше. Обычно, мы доезжаем непосредственно до здания этой остановки электричек и оставляем свой автомобиль рядом.
2. Карьер Старая линза. Как доехать на автомобиле или на автобусе. Небольшой домик слева — железнодорожная станция «Тальковая». Переходим пути напротив него и по тропинке идем к карьеру.
Карта расположения заброшенного талькового карьера Старая линза со схемой, как добраться на машине или на автобусе из Екатеринбурга. Можно понять, как доехать по Полевскому или Челябинскому тракту, через аэропорт Кольцово.
Переходим железную дорогу напротив остановочного пункта и, по тропинке параллельно старому забору Талькового комбината и перпендикулярно станции, проходим сначала через грунтовую дорогу, а потом через узкоколейку.
3. Переходите дорогу и направляетесь по тропинке к карьеру Старая линза. Фото снято прямо напротив ж.д. станции «Тальковая» (она слева за кадром)
Перед тальковым рудником вас встречают признаки Апокалипсиса. Например, вот старая телега, похожая на ту, в которой герои фильма «Кин-цза-цза» пели песню «Мама, мама, что я буду делать. »
4. Карьер Старая линза в Екатеринбурге. Транспорт с планеты Кин-цза-цза. Фото снято на Nikon D5100 с объективом Nikkor 17-55/2.8 и поляризационным фильтром Hoya. Правда, картинка лучше выглядит?
5. Когда будете добираться до карьера «Старая линза» увидите такой вот внеземной транспорт…
За грунтовой дорогой вы увидите одноэтажный ангар, а за узкоколейкой – сам карьер «Старая линза».
6. Вид на заброшенный тальковый карьер «Старая линза»
Координаты GPS для навигатора:
На сегодняшний день у каждого второго туриста есть навигатор на смартфоне. Чтобы было проще добраться на машине, привожу координаты GPS стоянки машин перед главными воротами ОАО «Шабровский тальковый комбинат», где обычно оставляют машину: 56.632668, 60.604423.
Мы, как я уже писал, решили доехать до здания железнодорожной станции «Тальковая». Вот ее координаты GPS: 56.629264, 60.608977. Отсюда переходим железнодорожные пути и по тропинке, вдоль старого забора добираемся до карьера.
Отчет о нашем походе выходного дня в карьер «Старая линза»
Все туристические достопримечательности, описанные мною в разделе «Походы выходного дня из Екатеринбурга», мы посещали по нескольку раз. И в карьер «Старая линза» мы приехали уже на четвертую экскурсию за последние несколько лет. Мне нравится здесь: чистый воздух, старые и ржавые артефакты. Настоящий музей Урала под открытым небом!
Тальк (минерал, используемый в резинотехническом производстве, при изготовлении пластмасс и керамических изделий) является огнеупором. Из него делали кирпичи для металлургических заводов, коих в 18-м веке на Урале были десятки и сотни.
В Шабрах самовольная добыча началась в 1880-х годах, а с 1931-го года здесь открылся комбинат по добыче и переработке минерала. Сначала использовался только ручной труд, затем стали применять специальные механические пилы.
7. Карьер Линза. Если присмотреться, справа в углу можно увидеть ржавый брошенный экскаватор.
Карьер «Старая линза» вытянулся в длину на 300, в ширину – на сотни, а в глубину – на 80 метров. Чтобы спуститься на дно этой техногенной ямы, нужно пройти немного по серпантину (сторона, параллельная узкоколейной железной дороге).
8. По такому «серпантину» спускаемся в карьер Линза
Здесь вы уже начнете «ахать» от вида «пирамид индейцев Майя с полуострова Юкатан в Мексике». Если почитаете в разделе «Самостоятельные путешествия» мой отчет о поездке на машине в Ушмаль, можете сами убедиться в сходстве этих двух типов техногенных объектов.
9. Мотивы пирамид Майя в тридцати километрах от Екатеринбурга. Карьер Старая линза
10. Наверное, в карьер «Старая линза» добрались тоже индейцы Майя из Мексики…
Потом спуститесь по деревянным лестницам ниже (они довольно крутые, будьте осторожны, если приехали в поход выходного дня вместе с детьми).
11. На дно каменоломни ведут крутые деревянные лестницы. Карьер Линза в Екатеринбурге. Поселок Шабровский
Пройдете по «тропинке над пропастью».
12. Шабры. Заброшенный тальковый карье «Старая линза». Слева — обрыв
И начнете материться от восторга! Жаль, что пространство здесь ограничено и фотографировать «Старую линзу» всегда приходится на широком угле, из-за чего трудно передать масштабность этой ямы. Наверное, в следующий раз попробую снять панораму из нескольких кадров, снятых на большем фокусном расстоянии, тогда объемы рудника не потеряются на двумерной плоскости снимка.
13. Старая линза. Екатеринбург. Жаль, что нет возможности сфотографировать этот пейзаж на длинном фокусном расстоянии. На широком угле теряются масштабы. Поверьте, вид вживую просто завораживает!
14. Террасы на стенах карьера Старая линза. Иллюстрация к отчету, как доехать на машине или на автобусе из Екатеринбурга
Чтобы увидеть подобный пейзаж, сотворенный индейцами Майя, мы отправились в 15-тичасовый полет над Атлантикой в Мексику. А вы можете сэкономить полторы сотни тысяч рублей, если решите доехать к красоте в черте Екатеринбурга…
Раньше я думал, что тальк пилили огромной пилой из фильма ужасов, которую можно увидеть в каждом отчете туристов, побывавших на «Старой линзе». Совсем недавно узнал, что я ошибался: тальковые кирпичи нарезали с применением установки А.М. Столярова, состоящей из 2-х машин с несколькими дисковыми пилами, делающими горизонтальные и вертикальные надрезы. А «бензопилой» прорезали траншеи на дне карьера для отвода грунтовых вод (называется она, к слову, баровым грунторезом, и по запросу в Интернет можно увидеть фотки подобного устройства, используемого в виде прицепного приспособления для трактора).
15. Ровные ступеньки на стенах талькового карьера Старая линза
Вот как выглядит само орудие производства и пыток самостоятельных туристов.
16. Кадр из фильма ужасов «Пила»… Старая линза. Екатеринбург
17. Вот она какая «Дружба». В карьере Линза будет поинтереснее даже, чем у озера Тальков камень в парке Бажовские места
18. Водопад на стенах каменоломни Старая линза.
Еще одно мое заблуждение: думал, что добытый минерал, поднимали в небольших вагонетках по такой вот мини-рельсовой дороге (слева на фотографии). Но в других источниках утверждают, что тальк поднимали с помощью кабель-кранов (на подходе к «Старой линзе» мы видели вышку с тележкой, повисшей на тросах), а эти «рельсы» установили для спуска в карьер насосов и труб для откачки воды, когда в 1974 году было принято решение о консервации рудника.
19. Старая линза. Екатеринбург. По такой железной дороге, видимо, поднимали вагонетки с тальковыми блоками наверх.
Хотя я и боюсь до чёртиков высоты, все же, не удержался от того, чтобы по ступенькам не забраться на одну из «пирамидальных» стен карьера. В принципе, в сухую погоду особой опасности тут нет, а вот весной и в дождливую погоду, следует проявлять максимальную осторожность, чтобы ваш поход выходного дня не закончился в травмпункте.
20. Если решите забраться на стены карьера Старая линза в поселке Шабры, будьте осторожны, пожалуйста…
Отсюда открывается вид на еще один, самый крупный водопад… Весной, во время таяния снега и подъема грунтовых вод он особенно полноводный.
21. Самый большой водопад в карьере Старая линза
И на главную достопримечательность Старой линзы – старинный, брутальный, ржавый экскаватор. Но фотографий его вы не увидите, так как меня в этот момент отвлекли царевны… О них, о лягушках-царевнах, можно прочитать в следующей части рассказа. Обратите внимание, что есть еще 2-я часть рассказа — внизу статьи ссылка.
Информация о фототехнике, используемой во время похода выходного дня в заброшенный карьер по добыче талька «Старая линза»
Все фотографии в первой главе данного отчета о походе выходного дня в окрестностях Екатеринбурга сняты на зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 с репортажным объективом 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom. Фото, сфотографированные на солнце, получились такими насыщенными, так как, кроме всего прочего, применялся поляризационный фильтр Pro1 Digital CIRCULAR PL. Его я взял в аренду у друга перед второй самостоятельной поездкой в Китай и Таиланд в этом году и полярик очень помог улучшить качество фотографий при ярком солнце. Вообще, если когда-нибудь дойдут руки писать отчет о нашем путешествии, я отдельно остановлюсь на описании данного полярика, так как наснимал тестовые фотки и видео… Но дату, когда мой отчет появится, сейчас трудно назвать…
Примеры изображений со сравнением действия китайского поляризационного фильтра Kenko и китовым объективом Nikkor 18-55 можно посмотреть в статье «Что подарить фотографу» и в 11-й главе отчета о самостоятельной поездке на арендованной машине по Мексике, где я рассказываю про отдых в Тулуме (Tulum) и пирамидах Коба (Coba). Не смотря на разницу в цене в 8 раз, каких-то проблем с падением качества у него я не обнаружил.
Кстати, вот как выглядел карьер «Старая линза» и автор этого блога примерно 22 года назад. Тогда мы еще не знали что такое Интернет, и об этой достопримечательности в Свердловской области знали немногие туристы — было тихо и довольно жутко.
22. Как выглядел карьер «Старая линза» в 1992 году. Ну и автор блога был другим…
Если вы ищите информацию, где еще можно посмотреть красивые места в окрестностях Екатеринбурга, рекомендую посетить упомянутые выше достопримечательности:
Внимание! На новогодние праздники у нас стояли сильные морозы. В карьере разморозило трубы, по которым откачивали воду. Теперь достопримечательность довольно быстро уходит под воду. В комментарии ниже можно посмотреть видео по состоянию на 14 января 2017 года: в Старой линзе пила уже скрылась, экскаватора тоже почти не стало. К весне, думаю, останется только озеро…
Как я обрабатываю фотографии для статей
комментария 33
Отличные фотки старой, брошенной техники. В духе игры «Half-Life». А вот лягушки во второй части отчета, подкачали: бликуют. Сложная задача фотографировать воду. Ты поляризационный фильтр, случаем, не снял? В любом случае, они хороши, а я придираюсь.
Михаил, в первый раз я попал в этот карьер осенью, поздним вечером… Уже сумерки стояли. Вокруг — ни души. Сухой тростник по пояс… Скажу, что даже жутковато было немного… 🙂 По поводу фотографий лягушек согласен. Половина кадров снята на телевик, а на него у меня полярика нет, так как купить новый — жаба душит… 🙂 А с Nikkor 17-55/2.8 я поляризационный фильтр снял, поскольку думал, раз фотографирую в тени, значит он не действует… Уже, когда стал «проявлять» кадры, понял, что следовало его оставить, чтобы убрать блики… Хороши — громко сказано. Я бы может оставил только одну — там где крупным планом сидит с икрой… Но тогда отчет не было бы о чем писать… 😉
Убирать лягушек не стоит. Думаю, промахи бывают и у него.
Я вокруг него прошел, чтоб рассмотреть оснащение, ну и ассистентку, конечно. Полярик я купил после поездки на отдых в Тунис, тогда еще выставлял все вручную, и, практически, не снимал его. Перед путешествием по Малайзии мне на глаза попала статья в Интернете. Суть в следующем: в облачность поляризационный фильтр — как коту второй хвост. Результат — блеклые фотографии с Куала-Лумпура.
Фотографии в Старой линзе: «Дружба» (ч.-б.), «дрезина» — фантастика! Жаль, небо чистое, где «дрезина, а не с суровыми, свинцовыми тучами…
Водопад — последняя, очень хорошо. И молочность воды к месту. А вот на ступеньках, мое субъективное мнение, лучше бы выдержку покороче, но это не портит, а просто — более «звенящая » была бы картинка.
Для чего были эти «пирамиды», подпорка? Прости за критику.
Не совсем понял про поляризационный фильтр. Ты не согласен с той твоей статьей и счиатешь, что полярик нужно использовать даже в облачный день? Или ты с выводами в ней согласен? Для обработки пилы использовал пресет в Лайтруме. Можно было, конечно, таким же образом обработать и «дрезину», но мне показалось, что слишком бросается в глаза… Опять тот синдром, что зрителям нравятся фотографии, которые мне — не очень… 🙂
Объясню не для оправдания, а для пояснения, почему картинка с водопадом со мхом получилась хуже. Чтобы размыть воду, нужно было сделать большую выдержку. Поэтому я нацепил полярик на объектив (снято на Nikkor AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED), но все равно, время экспозиции было недостаточным. Пришлось «зажать диафрагму» до f/22 (все параметры EXIF данного фото: В= 4 сек, 0 eV, режим съемки — приоритет апертуры «А», f=22, фокусное расстояние — 55 мм, ISO 100, вспышка — отключена, дата 10 мая 2014, 20:28:15). Можно сказать, что это был такой эксперимент на тему «Будет ли резкой фотография, если установить диафрагму для пейзажной съемки более f/13».
На самом деле, результаты опыта нельзя признать репрезентативными, так как для съемки данного кадра я залез на стену карьера и установил свой штатив Sirui T-2204X-G20X на ступеньки. Но ступени были покрыты мхом, поэтому камера дрожала при срабатывании затвора. Пришлось сделать штук 5 кадров, пока не получился вот этот, более-менее, нормальный.
Фотография второго водопада снята тоже со ступенек, вообще сверху. Но здесь ступени были без растительности и штатив стоял устойчиво. Кроме того, этот источник находится в самом тёмном углу карьера «Старая линза», поэтому стало возможным использовать обычные параметры для съемки (В=1/2 сек, компенсация экспозиции — 0 eV, режим фотографирования на камере Nikon D5100 body — приоритет диафрагмы, f/11, фокусное расстояние — 32 мм, ИСО — 100, вспышка — отключена, дата съемки — 10 мая 2014, 20:44:51). Без дополнительных экспериментов не поймешь: то ли на резкость изображения в первом случае повлияла «зажатая» диафрагма, то ли — наличие толстого слоя мха под ногами трипода…
Эти пирамиды — стены карьера «Старая линза», который представляет собой пирамиду, повернутую вершиной вниз, в глубь земли. То есть, горнорабочие сначала «очертили» большой прямоугольник и по всей площади выпилили кубики талька. Затем второй слой выбрали вглубь на один куб меньше. Третий — еще, четвертый — еще… И так далее. Получилась обратная пирамида.
За критику что же ты спрашиваешь прощения, Миша! Я уже говорил, что как раз критики мне и не хватает… Если все будут хвалить, как же я смогу научиться фотографировать? 🙂
В статье, хочу подчеркнуть, написано было просто «облачность». В наших широтах, при сплошной облачности, наверное, и нет смысла, а при переменной — вполне можно и нужно. Вот на экваторе, при сильной солнечной «радиации», в сплошной облачности, мне кажется, фильтр резче прочертил бы объекты, но так как я его снял и одел только в поездку в Куах (Kuah), объективно судить не берусь.
Всё это я нагородил, чтобы донести мысль: полярик — не помеха. В любом случае, недостаток света можно компенсировать в редакторе, а вот голубое небо нарисовать сложнее.
Первая пила в Старой линзе очень хороша! Рекомендую выставить фото куда-нибудь!
Спасибо, Олег! Выставлю на «Avito» или «Из рук в руки»… 😉 А может и на Amazon… 🙂
Главное, задёшево не отдавай, антикварная вещь!
Одна проблема: раз за 40 лет ее со дна не достали, значит в чём-то есть подвох…
Интересный рассказ про поход выходного дня в Старую линзу! Стены впечатляют, как и брошенная техника. Жаль, далеко это от нас! 🙂
Спасибо, Олег! Впервые я попал сюда где-то 20 лет назад. Тогда еще мало кто знал про карьер «Старая линза», место вообще диким было… Сейчас, конечно, есть интернет, много посетителей…
Сегодня там побывали. Поехал по описанию (хотя, когда-то давно там уже был пешком: на лесопилку ездил). Интересненько — в целях общей профилактики. Но карьер Тальков камень нравится намного больше.
Небольшое Предупреждение. «Никуда не сворачиваем. Едем прямо. Метров через четыреста, справа, видим проходную завода ОАО «Шабровский тальковый карьер» и стоянку для автомобилей.»
Здесь надо добавить: «И на этом асфальт заканчивается». Сегодня чуть не ускакали там в кусты. Оттормаживался по крошке на асфальте — сразу настроение взвинтилось…
Андрей, спасибо за важное замечание по безопасности для автомобилистов. Там перед самым комбинатом дорога петляет и идет в горку и качество дорог в Шабрах не ахти, поэтому особо и не гонял никогда. Вот и не задумался предупредить о том, что дальше — грунтовка.
Озеро «Тальков камень» — красивое, но не будешь же к нему постоянно ездить. Согласитесь, карьер «Старая линза», все равно, интересный и не сложный поход выходного дня в окрестностях Екатеринбурга, если хочется посмотреть еще какое-нибудь необычное место недалеко от города?
Да там больше проблема не в том, что грунтовка, а в том, что перепад «асфальт/грунтовка» составляет около 10 см. Я тоже не особо гонял — дорога незнакомая. Но, как раз перед этим местом, чуток «притопил». А за мной еще Шнива ехала, не соблюдая дистанции. Вот они «резиной повоняли».
Безусловно согласен что места интересные. Особый «шарм» этому задает природа — которая возвращает то, что ей принадлежит. Побывать действующем карьере, думаю, было бы не так интересно.
Увидеть действующий карьер тоже интересно. Мы уже дважды ездили смотреть Асбестовский карьер в 90 км от Екатеринбурга в городе Асбест. Один раз — днем, один раз — застряли в пробке и приехали уже в 12 ночи на смотровую площадку. Тоже впечатляет! Яма 11 км длиной и 300 метров глубиной. По дну ездят поезда. Чувствуешь торжество техногенной мощи человека! Если есть возможность, рекомендую и туда добраться тоже.
Интересный рассказ и фото красивые! Спасибо! Обязательно посетим это место. Я слышал, что есть и новый карьер — новая линза. А на него пускают посмотреть? Наверное, так же красиво?
Аноним, благодарю Вас за отзыв по рассказу и фоткам! Знаю, что есть новый карьер, но не думаю, что там ТАК интересно. Все таки, шарм «Старой линзы» в том, что природа по шажочкам отбирает своё… Техника заброшенная.
В разделе «Фоторассказы» есть мой отчет «Где зимуют Джанго». В конце — фотографии щебеночного карьера на Изоплите. Думаю, что «Новая линза» выглядит также, только, наверняка, меньше по размерам.
Этот карьер в Шабрах — уникальное и интересное место! И зимой, и летом есть на что поглядеть.
Особенно интересно, когда удается попасть в карьер «Старая линза» тогда, когда меньше народу. У меня друг поехал в Шабры в те выходные, когда первый снег у нас выпал. Говорит: «Никого не было — только я с женой. Временами даже жутковато было…» 😉
Я сколько ни ездил в «Старую линзу», постоянно один там бродил… 🙂
Здравствуйте, Юрий! Спасибо и Вам! Лучше блог не читайте, а не то — заболеете гонкой за объективами! Судя по Вашему списку линз, симптомы уже проявляются… 🙂
Большое спасибо за интересные рассказы, красочные фотографии! Теперь я точно знаю, чем займусь в майские праздники. 🙂 Замечательно, что делитесь с людьми впечатлениями и отличными идеями, как интересно провести время! Спасибо.
Александра, спасибо за Ваш отзыв! Очень приятно получать обратную связь! Удачных Вам выходных!
Подскажите, а посещение карьера «Старая линза» свободное или же взимается сбор? Чтобы быть готовыми… Очень полезная информация и красивые фотографии.
Олеся, спасибо за комплимент. По состоянию на апрель 2015 вход был бесплатный. 🙂 Ничего не слышал про оплату.
Прекрасное живописное местечко! Съездила туда по Вашей рекомендации. А как добраться до Асбестовского карьера?
Рад, что понравилось, Юлия! Как добираться до асбестовского карьера долго писать — отдельная статья нужна. 🙂 Вот координаты GPS смотровой площадки: 57.010336, 61.504886.
Может кому-то будет интересно — загрузил на сайт фотографии в новом, крупном размере 1400px по длинной стороне. А также добавил одно архивное фото карьера Старая линза. Можно посмотреть, как выглядела эта достопримечательность (ну и автор сего блога) 23 года тому назад. 🙂
Сергей, очень интересное место этот заброшенный карьер. Статья и карточки очень понравились. Как замечание, я бы добавил на некоторых картинках человека, чтобы можно было осознать масштаб сооружения. Например, на фото №19 было бы круто, если бы человек по ступенькам поднимался вверх. И на фотографии №17 не очень понятно, насколько большая эта пила.
Павел, спасибо за замечания! Уже в несколько раз встречал рекомендацию профессиональных фотографов: отправляясь в поход или на экскурсию, напишите сценарий будущей фотосъемки. Например, для отчета о посещении «Старой линзы»: фотку человека и пилы, туриста и бескрайней стены, крупный план с ржавыми зубьями и т.п. Когда приезжаешь к достопримечательности, голова кружится от восторга и забываешь снять все то, что планировал… План съемки помог бы сориентироваться на месте.