Картинг как управлять машиной в первый раз
Про картинг! Полезные азы)
Не так давно, я очень сильно увлекся еще одним из видов автоспорта, а именно картингом.
Естесственно любое занятие должно иметь не только практическую, но и теоретическую поддержу. И картинг тому не исключение.
На просторах рунета накопал множество статей интересных и не очень… И одной из них (на мой взгляд самой содержательной) хочу поделиться. Статья написана при участии раллиста мирового уровня Евгения Новикова.
В соревнованиях по картингу борьба идет буквально за сантиметры и доли секунд
Советы картингиста европейского уровня Евгения Новикова из столичной команды E-ART наверняка будут полезны и опытным гонщикам, и тем более начинающим.
Секреты Евгения Новикова
Расскажу, как выиграть на прокатном картодроме, но сначала отвечу тем, кто собирается задать самый распространенный вопрос: есть ли в Москве секции для занятия картингом? Таких, как были раньше при домах пионеров, — нет! Бесплатно заниматься картингом ни в Москве, ни в других городах России, ни на Западе не получится. Поэтому очень многое зависит от бюджета, которым располагают родители. А платные секции есть! Найти их очень просто через Интернет.
Однажды Михаэля Шумахера спросили, чем отличается картинг от Формулы-1. Знаете, что он ответил? «Практически ничем, разве что только в Формуле-1 динамика разгона и скорости выше». Вообще, в картинге все происходит молниеносно, пространство и время здесь как бы спрессовано, и мы, гонщики, боремся буквально за сантиметры и сотые доли секунды. Накал борьбы на трассе во время гонки высочайший, битва за позиции разыгрывается нешуточная. Но как это захватывает! Великий немецкий гонщик Манфред фон Брау-хич говорил: «Без борьбы нет победы!» Точнее этой простой формулировки, передающей накал борьбы, до сих пор не существует.
Компьютерные игры «в гонки» картингисту не помешают, но ничего особенного дать не смогут. Это скорее развлечение. А вот чем больше тренироваться на прокатном картинге — тем лучше.
Как я пришел в картинг? Очень просто: попробовал погонять на прокатном картодроме — понравилось. Этот же вопрос часто задавали и задают Михаэлю Шумахеру, гоночная карьера которого началась, как известно, с увлечения картингом. Он ответил так: «Главное — это удовольствие! Если к нему прикладывается еще и талант, то получается настоящий автогонщик». Я полностью согласен с Шумахером и считаю, что если мечтать стать чемпионом мира по автогонкам и для достижения этой цели заняться картингом — ничего не выйдет. Если вам по-настоящему нравятся гонки, и вы получаете ни с чем не сравнимое удовольствие за рулем прокатного карта, контролируя его в экстремальных режимах, вы получаете шанс добиться хороших результатов. Вот несколько моих фирменных секретов техники езды на прокатном карте.
Во-первых, надо управлять корпусом, перемещая вес тела, отклоняться в повороте наружу, а не вовнутрь, что на первый взгляд кажется не логичным. Делается это для того, чтобы дополнительно загрузить внешние колеса, чтобы они меньше скользили. В повороте карт должен не скользить, а идти как по рельсам! Так будет действительно быстро
Во-вторых, надо стараться не снижать оборотов двигателя и избегать лишних скольжений, особенно на выходе из поворота. Скольжение пусть и выглядит со стороны очень эффектно, но, по сути, это всегда тормоз! Кроме того, следует выбирать самую короткую траекторию в повороте, то есть стараться ехать как можно уже, сокращая длину своего круга. Главное, найти правильный компромисс, чтобы не пострадала скорость в повороте.
Еще одна хитрость заключается в умении выбрать быстрый карт. Посмотрите, кто в предыдущих заездах показал лучшее время (само собой разумеется, среди тех, кто умеет ездить), и смело садитесь именно на этот освободившийся карт. Если подобной информации нет, советую вежливо спросить представителя персонала о том, какой карт действительно быстрый? Вероятно, вы получите ответ, что все, мол, одинаково хороши. Спокойно поясните, что вы имеете в виду. Вопрос в том, на каком карте удавалось показывать хорошее время. Скорее всего, вам назовут номер этого карта. Кстати, плохо-управляемый карт, а на прокатных картодромах такие, увы, встречаются, очень хорошо демонстрирует, что на практике означают неудачные настройки. Точно так же в Формуле-1 мучаются пилоты, не попавшие в правильные настройки. Ездить на таком карте — сущая мука, и о хорошем времени круга надо просто забыть. А если у вас завязались дружеские отношения с персоналом, они наверняка откликнутся на ваше пожелание проконтролировать давление в шинах. Это очень важно, если вы хотите получить максимум удовольствия и показать отличное время круга.
Михаэль Шумахер сказал как-то, что он не представляет, что кому-то может не понравиться ездить на карте. Полностью присоединяюсь к нему и в этом. Скажу больше. Внутри автогонок самое серьезное это картинг. Хотя мне судить, может быть, еще рано, но так подсказывает интуиция. Успехов на трассах!
Еще раз о технике пилотирования
От торможений зависит и прохождение поворотов, и, понятное дело, время прохождения круга. Как это ни покажется парадоксальным, но практически все водители делают одну и ту же ошибку — слишком рано и плавно тормозят. Ничего удивительного — это рефлекс, выработанный повседневной ездой в обычных условиях уличного движения. А надо по-другому: держать газ до последней доли секунды, а затем тормозить крайне жестко, вплоть до блокировки колес. Но не блокировать их на юз! Надо стараться смоделировать работу АБС: тормозить так, чтобы колеса все-таки катились, но значительно медленнее, чем не заторможенные передние. Они на большинстве картов не оснащены тормозами. А их можно и нужно также заставить тормозить! Делается это так: одновременно с описанным здесь способом торможения, надо повернуть руль в сторону поворота, выражаясь на гоночном сленге, слегка «поставить» карт. На входе в поворот карт начнет скользить передней осью. Скольжение шины — это торможение. Следовательно, в торможении участвуют уже все четыре колеса, и его эффективность возрастает на 20%. Это первое, чему следует научиться за рулем карта. Те, кто освоит этот прием, будут еще долго удивляться, насколько позже можно тормозить, чем им казалось раньше. Особенно эффективен он в борьбе за позицию на входе в поворот.
Размашистые эффектные скольжения в повороте не улучшают, а ухудшают результат. Однажды трех-
кратный чемпион мира Ники Лауда сказал: «Несмотря на то что о траекториях написаны в книгах целые главы, все гонщики едут по одной и той же траектории, просто гоночный автомобиль «хочет» по ней ехать…» Для болидов Формулы-1, которыми управляют настоящие асы, это может быть и справедливо. А относится лиат*, к картингу? ‘Устроит’ли картинговых трасс как бы умышленно делают их в некоторых местах слишком широкими, провоцируя новичков на ошибки. И все же Ники Лауда прав: найти оптимальную траекторию несложно — по ней машина быстрее всего проходит поворот. Главный совет таков: нельзя рассматривать ни один поворот в отрыве от трассы. Если поворот является частью комбинации, то проходить его надо так, чтобы как можно правильнее попасть в следующий поворот. Значит, надо учиться проезжать некоторые повороты медленнее, чем ты можешь это сделать, чтобы следующий, ведущий на прямой отрезок, пройти быстрее! А это совсем не просто. Еще очень полезно понаблюдать за быстрым картингистом, как он едет, что делает с картом в поворотах?
Азбука идеальных траекторий
Классический 90-градусный поворот важно проехать на одном дыхании, чтобы обороты двигателя ни в коем случае не упали на выходе. Вход в поворот снаружи, затем вовнутрь и на выходе снова наружу поворота, как можно шире.
Поворот на 180 градусов или разворот. Вход широко снаружи, затем внутрь и в вершине поворота снова полный газ. Очень важно на входе не поворачивать колеса до упора, а лишь слегка подруливать. Карт должен поворачивать как бы сам, инерцией вращения, заложенной на входе в поворот.
Классический 90-градусный поворот
Комбинация из правого и левого поворотов. На этом примере понятно, что имеют в виду автогонщики, когда говорят, что из поворотов надо делать прямые. Чередование внешних и внутренних заходов позволяет максимально спрямлять траекторию и выйти из связки поворотов с наибольшим ускорением.
Поворот на 180 градусов с короткой прямой посередине. Его можно рассматривать как два 90-градусных поворота. На выходе из первого поворота, который проходится как классический 90-градусный, надо «распустить» карт наружу, чтобы зайти в следующий поворот, выход из которого должен быть опять максимально широким наружу.
Но самый быстрый способ тот, при котором карт поворачивает как можно плавне, а сам гонщик и машина подвергаются наименьшим боковым нагрузкам.
Все органы управления и узлы карта, включая двигатель, крепятся на раме. Рама карта изготовлена из стальных труб диаметром порядка 30 мм. Конфигурация труб зависит от количества опорных подшипников, типа двигателя и класса шасси.
Задняя ось, изготовленная также из стали в виде полой трубы с наружным диаметром 35—40 мм. Ось крепится к раме на уровне опор подшипников. В зависимости от модели шасси, подшипников 2, но чаще всего их 3 штуки. Задние колеса крепятся на концах оси при помощи ступиц. Ступицы на оси крепятся тангенциальным зажимом, а от проворачивания блокируются шпонкой.
Прокатный картинг: как стать самым быстрым водителем на районе
Прокатный картинг – хороший способ весело и с удовольствием провести время. Но если тренироваться регулярно, то можно значительно улучшить свои водительские навыки.
Почти все пилоты “Формулы 1” начинали свою карьеру с картинга. Ведь общие законы физики, по которым движется автомобиль, одинаковы. Именно поэтому тот, кто может быстро ездить на маленьком картинге, сможет легче справиться и большим автомобилем. И все же, у прокатного картинга есть некоторые особенности, зная о которых, можно стать самым быстрым пилотом в своей компании.
Выбор картинга
Запомните номер карта, который часто занимал первые позиции в результатах прошлых заездов
Не все прокатные карты едут одинаково. На каждом картодроме есть машины в лучшем, или худшем техническом состоянии. Поэтому для того, чтобы приехать первым, нужно выбрать хороший карт. В прокатном картинге все машины пронумерованы. Результаты заезда, как правило, распечатывают и оставляют на стойке регистрации. Посмотрите на результаты прошлых заездов и попробуйте найти закономерность. Конечно, следует выбирать карт, который несколько раз занимал призовые места.
Посадка
Для хорошего результата необходима правильная посадка
Главное правило посадки – должно быть удобно. Сиденье прокатного карта регулируются, но на некоторых кордодромах для изменения регулировок нужно обратиться к персоналу. Не поленитесь это сделать, потому что если сидеть неудобно – о хорошем результате заезда нечего и мечтать.
Старт и первые круги
Первые несколько кругов лучше проехать медленно
На первых кругах старайтесь не спешить. Пока двигатель и резина не прогреются до рабочей температуры, рекордный результат на круге показать все равно не удастся. Однако именно на первых кругах можно хорошо запомнить конфигурацию трассы. Некоторые пилоты на первых кругах намеренно пускают карт в короткие контролируемые заносы, чтобы резина быстрее прогрелась. В целом это неплохая тактика.
Вибор “тренера”
Ехать за тем, кто чуть быстрее вас – хороший опыт
Обычно в прокатном картинге одновременно стартует 5-10 машин. На первых кругах, те кто ездит лучше, вырываются вперед, те кто хуже – остаются позади. Попробуйте найти пилота, который способен ехать немножко быстрее, чем вы, и смело “садитесь ему на хвост”. Даже если некоторые повороты вы можете проехать быстрее чем он, не спешите обгонять. Лучше потратить несколько кругов чтобы понять, как преодолевать повороты, в которых ваш карт едет медленнее. Таким образом можно учиться и улучшать навыки и в дальнейшем.
Управление
Чем меньше движений рулем – тем выше скорость
Управление – сложная наука. Очень мало кто может ее освоить досконально. Однако есть некоторые общие правила. Они заключаются в том, чтобы делать минимальные движения рулем. В идеале на один поворот должны приходиться два движения рулем – в одну и в обратную сторону. Если в повороте приходится делать лишние движения, значит есть ошибки. Чем больше угол поворота руля – тем больше карт теряет скорость.
Распределение веса
Отличие картинга от других авто заключается в отсутствии дифференциала. Задние колеса жестко связаны друг с другом металлической трубой. При наличии дифференциала в повороте внешнее колесо делает больше оборотов, чем внутреннее. У картинга же внутреннее колесо должно проскальзывать, или подниматься, иначе карт не сможет повернуть. Чтобы ему помочь, нужно сместить центр тяжести карта на внешнюю сторону поворота. Это означает, что нужно наклоняться не в сторону поворота (как на мотоцикле), а в противоположную сторону. Сначала это кажется нелогичным, но попробовав, можно почувствовать разницу.
Звук шин почти всегда указывает на ошибки
Звук шин – один из главных ориентиров. Как только вы услышали писк резины – уже поздно. Писк означает, что контакт с дорогой потерян и карт на мгновение стал неуправляемый. Те, кто мастерски владеет картом, ездят почти без писка резины. В то же время писк дает понять грань сцепления колес, поэтому без его помощи обойтись сложнее.
Рекомендации Авто24
В любом спорте, в том числе и в автомобильном, прирожденный талант – это лишь несколько процентов успеха. Все остальное – практика и тренировки. Чем больше ездить на картинге, тем лучше будут становиться водительский навыки. И кто знает, может именно понимание физики поведения автомобиля, полученное на картинговой трассе, когда-нибудь сможет помочь в сложной ситуации на дороге.
Семь ошибок новичков в картинге
Хочешь освоить азы картинга? Давай рассмотрим самые распространенные ошибки, и ты сможешь улучшить время круга
Картинг — это весело, независимо от твоего уровня — катался ты всего один раз или уже откатал сотни кругов. Больше всего эмоций испытываешь от свободы. Тебе позволено (и даже поощряется) гнать на максимально возможной скорости, а это редкость в наши дни.
Управление картом сильно отличается от управления обычным автомобилем, и непонимание этих отличий приводит к самым распространенным ошибкам, снижающим твою скорость. Избегай этих ловушек, и скоро сможешь обогнать своих друзей и заложить основы будущей профессиональной карьеры в мире автогонок.
1. Неправильное положение рук на руле.
В отличие от автомобиля, у карта очень чувствительное управление, поэтому всегда держите руки на руле в положении на 3 и на 9 часов, и не отпускайте руль ни на мгновение. Это позволит не только лучше контролировать карт, но и гораздо быстрее реагировать на заносы.
2. Слишком мягкое торможение
У карта, как правило, тормоза есть только на задних колесах, то есть тормозить, как на обычном автомобиле не получится. Лучший способ торможения на карте: сначала надо резко нажать на тормоза, чтобы они практически заблокировались, затем, по мере приближения к апексу поворота, постепенно и плавно отпускать их. Более опытные гонщики могут поискать информацию о «торможении на дуге» (трейлбрейкинг), чтобы выжать несколько дополнительных десятых секунды.
3. Слишком ранний вход в поворот
Одна общая ошибка и у новичков, и у более опытных гонщиков — слишком ранний вход в поворот. Если вас сильно заносит на выходе из поворота или вам кажется, что вы теряете скорость на поворотах, постарайтесь чуть больше замедлить карт перед поворотом и заходить в него с поздним апексом. Если вам удалось правильно войти в поворот, вы сможете ускориться в апексе без широкого выхода.
4. Использование не всей ширины трека
Трасса обычно очерчена белыми линиями или ограничена отбойниками. Можно и нужно использовать столько места на треке, сколько тебе необходимо, поэтому используй каждый сантиметр трассы, чтобы ехать быстрее. Чем шире ты заходишь в поворот, и чем точнее попадаешь в апекс, тем проще сохранить скорость и ускориться на выходе из поворота.
5. Слишком агрессивное вождение
В картинге точность — ключ к скорости, а плавность значительно упрощает прохождение трассы. Многие неопытные гонщики поворачивают руль слишком резко, в результате чего переднюю ось карта начинает сносить – эта ошибка известна, как недостаточная поворачиваемость (understeer), при этом кажется, будто карт хочет вырваться на прямую линию. В поворотах управляй картом плавно и последовательно, тогда он будет послушным. Представь, что у тебя в карте стоит стакан с водой, которую нельзя расплескать. Посмотри, как плавно Макс Ферстаппен входит в повороты, именно к этому и надо стремиться!
6. Смотришь слишком близко перед собой
Первая поездка на карте может привести к сенсорной перегрузке. Пилот в карте находится очень близко к земле, поэтому все кажется в два раза быстрее. При этом неопытные гонщики зачастую усиливают этот эффект, когда смотрят только на малый участок трассы прямо перед картом. Однако, если смотреть немного дальше перед собой, будет казаться, что все происходит немного медленнее, поскольку у мозга будет больше времени для анализа происходящего. Как правило, рекомендуется всегда смотреть на шаг дальше своей текущей позиции. Поэтому, при торможении лучше смотреть на апекс, в апексе — на выход, а на выходе – на следующий поворот. Эта рекомендация может показаться несущественной, но она значительно улучшит ситуацию.
7. Попытки уступить дорогу другим водителям
Картинговая трасса — пугающее место для новичков, а опытные гонщики, пролетающие мимо на, казалось бы, невероятной скорости, только усугубляют эти ощущения. Прежде всего, помни, что они занимаются картингом гораздо дольше и однажды, если будешь больше практиковаться, ты тоже сможешь показывать хорошие результаты. Пока просто игнорируй более быстрые карты, проносящиеся мимо. Гораздо безопаснее сосредоточиться на собственном вождении и дать им возможность самим найти способ объехать тебя. Если ты будешь думать о своем вождении, рулить ровно и не «шарахаться» от окружающих, твое поведение будет более предсказуемым и тебя будет проще объехать. Кроме того, ты сможешь проанализировать, где теряешь время в сравнении с более быстрыми гонщиками, и гораздо быстрее сможешь улучшить собственное вождение.
Основы управления картом
Илюхин Александр Анатольевич. Родился в 1965 году в Москве. Мастер спорта по автомотоспорту, вице-чемпион СССР, двукратный вице-чемпион Москвы, двукратный ре-кордсмен России.
«Я не могу себе представить, что кому-то может не понравиться ездить на карте».
В последние годы значительно возрос интерес к занятию автоспортом, и в частности картингом. Некоторым людям достаточно прокатиться один раз на автомобиле «карт», чтобы понять прикладное значение этого вида спорта.
К большому сожалению уже более 15 лет мне не удается доказать нашим чиновникам, что занятия картингом необходимо включить в программу общеобразовательных школ. Занятия картингом в детстве помогут многим познакомиться с психофизиологическими особенностями своего организма и осознать некоторые аспекты в управлении автомобилем. Многим детям станет понятнее, что пешеходу проще сделать шаг назад, на тротуар, чем водителю остановить автомобиль. Для занятий картингом каждой школе не обязательно обзаводиться специальной кар- тинговой техникой. Достаточно того, чтобы школьный автобус в определенное время доставлял учеников на кар- тодром и, по окончании занятий, обратно в школу. Конечно, для занятий картингом в школах потребуется финансовая поддержка со стороны государства и меценатов. Но тем самым частично решится проблема большой аварийности на дорогах России.
Картинг (kart) — гонки на картах, микроавтомобилях без подвески. Трассы картинга в Москве отличаются сложной конфигурацией, обладают большим числом правых и левых поворотов разных (преимущественно малых) радиусов. Длина их от 400 до 1200 м, ширина от 6 до Юм, длина прямого участка не более 100 м. Большое распространение как «прокатное мероприятие» картинг получил в России в конце прошлого века. В Москве существуют частные школы картинга, и в основном они работа-ют по своим собственным программам. Перед началом практических занятий необходимо ознакомиться с основами управления картом.
Требования, которым должен соответствовать водитель
Многие считают, что картинг — это развлечение, а сесть за руль карта и привести его к победе может каждый, у кого есть хорошая машина. Такое утверждение ничем не обосновано. Водитель карта должен отвечать множеству требований, которые не касаются водителя автомобиля или мотоцикла.
Рассматривая эту проблему, надо четко представлять себе основные различия между условиями спортивных гонок вообще (и картинга особенно) и обычной прогулки на автомобиле. Принципиальная разница — в цели. Цель гонок — как можно быстрее проехать данную трассу, обогнать своих со-перников. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможности, те, что были известны перед стартом (например, возможности техники), и те, что появлялись во время соревнований. Одновременно всегда надо помнить о границах этих возможностей, которые никогда нельзя переходить.
Прокатные карты развивают скорость до 100 км/ч, гоночные — намного больше. Сколь же быстрой должна быть реакция гонщика, чтобы на таких скоростях в группе конкурентов не потерять контроль над картом. В таких условиях необходимо преодолеть множество поворотов, управлять мощностью двигателя и постоянно осознавать, что нельзя ошибиться, нельзя допустить малейшей неточности, любая ошибка может стать решающей, может даже привести к возникновению опасной ситуации. И все это под рев двигателей, в напряженной обстановке гонок, на глазах зрителей.
Примечательны слова, сказанные однажды чемпионом Польши по автогонкам, который попробовал свои силы в картинге. Он заметил, что на карте все происходит намного быстрее. Карт быстрее реагирует на малейшее движение руля, нажатие педали газа или тормоза. Расстояние всего несколько сантиметров между картами во время гонки только усиливает ощущение, что ни одно движение не должно быть случайным, вышедшим из-под контроля водителя.
Чтобы отлично управлять спортивным картом, желательно иметь талант. Под этим определением следует понимать полный набор особых психофизических качеств, которые не всегда можно оценить и измерить. Прежде чем решиться сесть за руль спортивного карта в качестве водителя, надо здраво взвесить собственные склонности. Правильно оценив свои возможности, можно избежать многих разоча-рований.
Первое условие — безупречное состояние здоровья. Трудно себе представить безукоризненное управление картом человеком, у которого болят суставы, ноет зуб или которого донимает желудок, не говоря уже о более серьезных физических недостатках или психической неуравновешенности.
Основная физическая черта водителя — это достаточная быстрота реакции.
Водитель карта должен иметь хорошее зрение, находиться в хорошей физической форме.
Езда на карте, вопреки ее кажущейся простоте, довольно утомительна. Выдержать несколько заездов в день, особенно на трассе с множеством виражей, нелегко. Картингист должен обладать хорошей выносливостью, чтобы сохранить реакцию и силы во время многочасовых гонок. Здесь надо говорить об устойчивости совокупности факторов, вызывающих усталость, среди которых немаловажную роль играют шум и вибрация, возбуждение, напряжение и т. п.
Водитель карта должен быть смелым, но и выдержанным, уметь ездить без лишнего риска. Он должен безошибочно оценивать ситуацию на трассе на протяжении всей гонки и тотчас определять свою тактику. Кроме того, он должен знать, интуитивно чувствовать, как вести себя в каждой конкретной ситуации.
Картингист обязан отлично владеть техникой скоростной езды, знать свой карт, его сильные и слабые стороны, его поведение в различных дорожных ситуациях. Кроме того, водитель карта должен отлично знать конструкцию и «характер» двигателя и других механизмов карта, предохранять их от перегрузки или повреждения, чтобы суметь довести карт до финиша.
Настоящий картингист должен иметь страсть к спортивной борьбе, быть стойким в ней, нельзя опускать руки после первой же неудачи. Надо помнить, что, пока гонка продолжается, пока борьба не кончилась, можно добиться успеха, ибо никогда не известно, что ждет едущих впереди.
Обязательным условием занятий картингом является соответствующая материальная и техническая база. Самый лучший гонщик не сможет добиться хороших результатов на плохой технике, но и водитель, не обладающий всеми необходимыми качествами, также не сможет их достичь. Только сплав мастерства в широком понимании этого слова и отличной техники могут привести к победе.
Водитель, обладающий всеми упомянутыми выше психофизическими качествами, будет хорошим гонщиком. Но, чтобы стать выдающимся гонщиком, необходима еще одна черта, которую невозможно однозначно определить. При управлении картом необходимо чутье, врожденное «шестое чувство», благодаря которому водитель интуитивно ощущает ситуацию, умеет максимально использовать представившуюся ему возможность.
Водители картов, особенно в прокатных категориях, слишком мало внимания уделяют своей экипировке. А хорошая экипировка играет большую роль и может оказать влияние на результат гонки.
Обязательными предметами личной экипировки гонщика являются защитный шлем, комбинезон, ботинки и перчатки.
Основной предмет экипировки гонщика — это защитный шлем.
Очень важно, чтобы шлем хорошо держался на голове. Бывали случаи тяжелых травм из-за того, что при опрокидывании карта слетал небрежно застегнутый шлем.
Спортсмены гоночных категорий в обязательном порядке пользуются специальным комбинезоном. Комбинезон должен быть хорошо подогнан и не сковывать движения.
Обувь для картинга подбирается достаточно высокая, обязательно закрывающая щиколотки. Ботинки должны быть тщательно зашнурованы, чтобы шнурки не могли за что-либо зацепиться. Не следует пользоваться обувью с высоким рельефом на подошве или с подошвой из скользкого материала (второе особенно важно при езде в зимний период).
Использование перчаток обязательно для безопасности и удобства. Перчатки предохраняют руки от травм, ожогов и т. п. Благодаря перчаткам потные руки водителя не скользят по рулевому колесу.
Некоторые гонщики, защищаясь от шума, затыкают уши пористой резиной или ватой. Это можно рекомендовать лишь в гонках на большие дистанции, когда сильный шум способствует наступлению физической и нервной усталости. В гонках, время заезда в которых не превышает 30 минут, применение затычек для ушей нецелесообразно, так как мешает оценивать на слух работу двигателя, что особенно необходимо при отсутствии тахометра.
Водитель карта, принимающий участие в соревнованиях, должен подогнать машину по своему телу. Такую подгонку нетрудно сделать, если на карте предусмотрена регулировка положения рулевого колеса и сидения водителя. Когда такая регулировка не предусмотрена, надо провести конструктивные доработки, исходя из того, что правильная посадка гонщика на карте имеет первостепенное значение.
Водитель в карте должен сидеть свободно и удобно. Туловище должно быть отклонено слегка назад. Руки вытянуты, ладони держат рулевое колесо в положении «десять» и « два» по циферблату часов. Ноги слегка согнуты в коленях, пятки оперты таким образом, чтобы ноги лежали свободно, с расслабленными мышцами.
Педалям необходимо придать такую форму, чтобы их можно было нажимать свободно, без усилия. Очень важно, чтобы при тряске ноги не соскальзывали с педалей.
На картах, позволяющих занять правильное положение, некоторые гонщики этой возможности не используют. Часто можно видеть ссутулившихся, наклонившихся вперед гонщиков, судорожно вцепившихся в верхнюю часть рулевого колеса. В таком положении трудно держаться на поворотах, быстро наступает усталость и совершенно невозможно как следует управлять картом.
На трассе иногда полезно слегка упереться руками в руль, откинувшись одновременно на спинку сидения. Это не сказывается на управлении, но избавляет водителя от смещений при тряске.
Применяемые на картах тахометр и индикатор температуры охлаждающей жидкости должны быть хорошо видны. На тахометре целесообразно отметить диапазон ЧВ, в котором должен работать двигатель.
От торможения зависит само прохождение поворотов и время прохождения круга. Как это ни покажется парадоксальным, но практически все водители автомобилей делают одну и ту же ошибку — слишком рано и плавно тормозят. Ничего удивительного — это привычка, выработанная повседневной ездой на автомобиле в обычных условиях уличного движения. На спортивных трассах необходимо держать газ до последней доли секунды, а затем тормозить крайне жестко (экстренное торможение), вплоть до блокировки колес. Но не блокировать их на юз. Желательно стараться смоделировать работу АБС. Грамотный разгон и правильное торможение — это первое, чему следует научиться, сев за руль карта.
Размашистые эффектные скольжения в повороте не улучшают, а ухудшают результат. Боковое скольжение — это дополнительный тормоз. Когда-то трехкратный чемпион мира Ники Лауда сказал: «Несмотря на то что о траекториях написаны в книгах целые главы, все гонщики едут по одной и той же траектории, просто гоночный автомобиль хочет по ней ехать». Для болидов Фор-мулы-1, которыми управляют настоящие асы, это может быть и справедливо. Но относится ли это к картингу?
Устроители картинговых трасс как бы умышленно делают их в некоторых местах слишком широкими, провоцируя новичков на ошибки. И все же найти оптимальную траекторию несложно — по ней карт быстрее всего проходит поворот. Главный совет таков: нельзя рассматривать ни один поворот в отрыве от всей трассы. Если поворот является частью комбинации, то проходить его надо так, чтобы как можно правильнее попасть в следующий поворот. Значит, надо учиться проезжать некоторые повороты медленнее, чем ты можешь это сделать, чтобы следующий поворот, ведущий на прямой отрезок, пройти быстрее. А это совсем не просто. Еще очень полезно понаблюдать за лучшим картингистом, как он проходит дистанцию.
Азбука идеальных траекторий
Классический 90-градусный поворот важно проехать на одном дыхании, чтобы обороты двигателя ни в коем случае не упали на выходе. Вход в поворот снаружи, затем вовнутрь и на выходе снова наружу поворота — как можно шире.
Поворот на 180 градусов, или разворот, делается следующим образом. Вход широко снаружи, затем внутрь к вершине поворота (апекс) и плавный газ. Очень важно на входе не поворачивать руль до упора, а лишь слегка подруливать. Карт должен поворачивать как бы сам, инерцией вращения, заложенной на входе в поворот.
На примере комбинации из правого и левого поворотов становится понятно, что имеют в виду автогонщики, когда говорят, что из поворотов желательно делать прямые. Чередование внешних и внутренних заходов позволяет максимально спрямлять траекторию и выйти из связки поворотов с наибольшим ускорением.
Поворот на 180 градусов с короткой прямой посередине можно рассматривать как два 90-градусных поворота.
На выходе из первого поворота, который проходится как классический 90- градусный, надо «распустить» карт наружу, чтобы зайти в следующий поворот, выход из которого должен быть опять максимально широким наружу.
На трассе не может быть одного рецепта на все случаи жизни, при разных обстоятельствах возможны различные траектории прохождения поворотов. Но самый быстрый способ — тот, при котором карт поворачивает как можно плавнее, а сам гонщик и машина подвергаются наименьшим нагрузкам.
Никогда не забывайте, что первичным является техника управления картом, а только потом — тактика.
Многие родители, занимаясь образованием и воспитанием своих детей, задаются вопросом: «В каком возрасте целесообразнее приобщать ребенка к занятиям автоспортом?» Специалисты считают, что чем раньше начать «автомобильное образование», тем легче, быстрее и лучше оно дается. При этом многие сложные элементы управления автомобилем ребенок осваивает как ув-лекательную игру.