Катамаран в виде авто

Автомобили «катамараны»

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

«Простота — это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.» Леонардо да Винчи

Сейчас часто смотря на соревнования солнцемобилей в Австралии можно увидеть одинаковость некоторых машин, форма которых напоминает катамаран. С чем это связано? Какие преимущества содержит эта форма не только для солнечных машин?

Об этом, и многом другом будет эта статья.

Для начала немного теории.

Аэродинамическое сопротивление автомобиля можно свести к трем параметрам.

Под лобовой понимают площадь F наибольшего вертикального поперечного сечения АТС, т.е. контура его фронтальной проекции. В приближенных расчетах реальный контур упрощают отрезками прямых линий, позволяющими представить площадь совокупностью простых геометрических фигур, не требующих сложных расчетов.

В случае автомобиля с зависимой подвеской лобовая площадь приближенно равна сумме 3-х элементарных площадей, м2:

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

— площадь кабины по крылья, м2;
— площадь балки передней оси, м2;
— открытая площадь передних колес, м2.

Автомобили с независимой подвеской не имеют выступающей балки под автомобилем, и поэтому расчет становится проще. От величины лобовой площади зависит форма кузова, и чем меньше эта площадь, тем лучше можно «вывести» правильные формы кузова в длину для снижения Сх (сопротивление формы).

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

За счет пространства «С» машины с катамаранной компоновкой способны снизить общую лобовую площадь автомобиля.

В погоне за солнцем и аэродинамикой.

Принцип экономии лобовой площади за счет катамаранной конструкции в последние годы хорошо виден на примере одноместных солнцекаров WSC.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Эти гелиомобили, как и многие другие не представленные на картинке, используют один и тот же принцип организации формы, напоминающий катамаран. Необходимость в этой форме — желание экономии энергии на высокой скорости.

Рекорды скорости благодаря обтекаемости, впрочем, были характерны для такой формы кузова и раньше.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Так в 1949 году гонщик Пье́ро Тару́ффи построил сразу два автомобиля катамаранной конструкции — Tarf I, Tarf II. Внешне они практически ни чем не отличались.

В 1949 году Таруффи получил патент на свой двухкорпусный рекордный автомобиль в США. За период с 1951—1952 машина была построена компанией Gilera с использованием её самого мощного мотоциклетного двигателя. Выдавал он 65 л.с. при 10400 об/мин.

Двигатель располагался в правой гондоле, пилот и система управления — в левой. 14 октября 1954 года Таруффи установил мировой рекорд для машин в классе до 500 см3 — 201 км/ч.

Но это был только Tarf I. Параллельно, лишь с небольшим отставанием, Таруффи строил второй автомобиль аналогичного дизайна — Tarf II. На нём стоял мощный 1720-кубовый 290-сильный двигатель Maserati. Из-за очень маленького кокпита в машине не нашлось места для руля, и управление осуществлялось двумя рычагами, справа и слева, расположенными у опущенных вниз рук пилота. Машина имела обратную первому поколению компоновку — гонщик сидел справа, мотор находился слева.

Поразительно, ноTarf II, который начали строить позже Tarf I, закончили раньше. Первый рекорд — средней скорости на расстоянии в 50 миль, 231,744 км/ч — Таруффи поставил на нём 15 января 1952 года.

От одноместных к 2-4 местным сухопутным катамаранам.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Автосалон 1967 года был богат на сюрпризы, и одним из них стал странный концепт OSI Silver Fox.

На первый взгляд его конструкция была нерациональной — ведь кузов явно нуждался в жесткости в центральной части, дабы тот не просел под воздействием внешних сил. Еще и пассажир с водителем сидели на огромном расстоянии друг от друга.

Тем не менее, двухпонтонная схема Silver Fox имела одно большое преимущество — она позволяла пропускать под машиной ровно тот объем воздуха, который требовался на конкретной трассе для устойчивого движения. Проще говоря, кузов позволял настраивать уровень прижимной силы. Чтобы объем пропускаемых воздушных масс можно было регулировать, у Silver Fox было целых три перемычки-антикрыла: задний «спойлер» был стационарным, центральный — адаптивным, меняющим угол атаки в зависимости в момент инерции, а передний — настраиваемым механически, как большинство современных стационарных антикрыльев.

В результате концепт, оснащенный 1-литровым 4-цилиндровым двигателем Alpine и обладающий снаряженной массой в 500 килограммов, мог разгоняться до 250 километров в час! При этом расход топлива не был черезмерным, что тоже было важно для участия в суточных марафонах для которых и готовилась машина.

К другим интересным особенностям OSI Silver Fox можно отнести изначальное «лемановское» расположение руля (с правой стороны) и своеобразное уравновешивание между сторонами — двигатель, находящийся в левом понтоне, балансировался водителем и запасным колесом, которые находились справа.

Форма автомобиля, напоминающая в профиль букву «П», не была забыта и в наше время. Исследовательская лаборатория PrISUm, состоящая из студентов Университета штата Айова построила прототип “солнечного» электромобиля Penumbra Р14, который можно эксплуатировать на обычных дорогах.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

У этой машины еще остался потенциал для снижения лобового сопротивления, если разработчики применят идею «горбов» от Dodge Viper на крыше.

Кроме Penumbra есть еще 2 модели солнцекаров имеющих похожую форму.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Ardingly Solar Car

Эти электромобили хуже приспособлены к обычному пользовательскому использованию, но обладают лучшими характеристиками.

Иногда минус на минус дает плюс.

Датская компания RUF International активно прорабатывает проект совмещающий личный и общественный транспорт. На сайте проектапредставлены различные варианты концепции нового монорельсового транспорта.

Согласно проекту небольшие участки пути можно будет преодолеть по обычным дорогам, но в основном планируется более экономичное передвижение по рельсам оригинальной конструкции.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Такой гибридный транспорт планируется сделать полностью автоматическим, но при необходимости водитель все же сможет управлять машиной самостоятельно. Правда скорость передвижения по рельсам будет иметь лимит — не более 120 км/ч, который нельзя будет отключить.

Согласно проекту RUF International, сеть дорог для таких автомобилей будет состоять из 25-километровых рельсовых участков со специальными «переходами» через каждые пять километров, чтобы одни водители могли присоединиться к движению, а другие свернуть или съехать с рельсов. Максимальная скорость между «переходами» (150 км/час) при приближении к развязкам автоматически будет снижается до 30 км/час.

Планируется что энергию П-образные электромобили будут получать при движении по монорельсу беспроводным способом, и этого должно хватить и для непродолжительного передвижения по обычным дорогам. За счет такой гибридизации можно будет снизить вес и габариты аккумуляторов электромобилей что положительно скажется на остальных характеристиках этого автоматизированного личного транспорта.

Рассматривается два варианта использования таких электромобилей.

«Прорезь» проходит посередине и внутри делит салон на две части. Разработчики предлагают использовать «бугор» в качестве подлокотника или «места для ребёнка».
Монорельсовая система предназначена для крупных городов, но авторы проекта не забыли и о жителях пригородной зоны: предусмотрен гибридный транспорт с электрическим и топливным двигателями.

Основным преимуществом от внедрения системы гибридного транспорта RUF будет ее экологическая составляющая, которая будет выражена в снижении энергетических затрат на передвижение транспорта и затрат на поддержание дорог.

Например, общественный пригородный транспорт, названный Maxi-RUF, — это автобус, который может перевозить десять пассажиров, не считая водителя.

Компания работает над своей концепцией с 1988 года. У RUF International 16 спонсоров, в числе которых есть датский филиал Siemens и датские же министерства энергетики и окружающей среды.

На первый взгляд концепция датчан вызывает сомнения, хотя этот проект имеет на самом деле очень древние корни. Так еще в 19 веке французский инженер Шарль Лартинг разработал похожий по внешнему виду рельс для передвижения паровозов.

Этот рельсовый транспорт получил название — Монорельс системы Лартига.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Это один из первых монорельсов вообще, и одновременно один из первых монорельсов, имевших практическое применение. Одна из самых известных дорог, на которой он использовался, называлась Listowel and Ballybunion Railway.

В поперечном сечении путь был похож на букву «А» высотой около метра. Поверху шёл основной (несущий) рельс, снизу по бокам шли два направляющих рельса. Этот путь устанавливался на поверхности земли на шпалах. Секции в форме буквы «А» устанавливались на расстоянии примерно метра друг от друга. Так как длина «ног» секций может быть произвольной, то при строительстве нет необходимости выравнивать землю под путями!

Кроме основных колёс, опиравшихся на верхний рельс, паровозы и вагоны имели поддерживающие колёса, опиравшиеся на направляющие рельсы и предохранявшие поезд от опрокидывания. Система Ларинга имеет высокую технологичность, ее легко разбирать и переносить с места на место.

Важнейшим фактором при эксплуатации такой дороги — обеспечение равновесия поезда. Перед отправлением кондуктор следил за тем, чтобы количество пассажиров в половине вагона с одной стороны рельса соответствовало количеству пассажиров в половине вагона с другой стороны рельса. Проект RUF в данном случае то же не обойдет это «препятствие» при внедрении, но автомобили и автобусы по весу конечно не идут не в какое сравнение с поездами.

Земноводные «катамараны»

Катамаран это первоначально транспорт для воды? Так неужели не было земноводных гибридов такой конструкции?

Были! И особенно оригинальные самоделки можно найти в период СССР.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Универсальный катамаран СССР по воде — льду — земле. Заметка о нём была в журнале Техника-Молодёжи 1962 номер №4, и в полном виде выглядит так.

«Как быть любителям водного спорта и дальнего туризма, живущим вдали от рек и водоемов? Где хранить моторные лодки и катера, как доставить их к воде, куда девать колесные пары и другие транспортные средства, необходимые для перевозки и ненужные, когда начинается путешествие по воде?

Размышляя над этими вопросами, я убедился, что наилучшее решение — вездеход-амфибия, способный передвигаться по земле на колесах, плыть по воде, а зимой скользить на лыжах по снегу. На таком вездеходе ничего не стоит проехать несколько десятков километров по дороге. Добравшись до водоема, достаточно снять колеса и продолжать путешествие по воде.

Чтобы придать амфибии возможно большую остойчивость, я решил сделать ее в виде катамарана. Для этого нужно было изготовить две одинаковые обтекаемые оболочки. 12 шпангоутов из 10-миллиметровой фанеры я установил на стапель, врезал в них 12 наружных стрингеров из сосновой рейки размером 8×18 мм и 6 внутренних. После Этого каркас каждой оболочки оклеил одним слоем березового шпона.

Затем из эпоксидных смол приготовляется состав для оклейки каркасов бязью и стеклотканью: (ЭДФ-1 — 60 частей, ЭДФ-3 — 40 частей; дибутил-фталата— 13 — 15 частей, поли-этиленполиомила — 16—18 частей). Чтобы избежать попадания состава на руки, лицо, необходимы резиновые монтерские перчатки и глухой комбинезон с завязками на обшлагах.Эпоксидные смолы выливаются в ванну из белой жести и нагреваются до 80—90°С.
После этого ванна устанавливается на весы и в нее добавляется пластификатор (дибутилфталат). Смесь тщательно перемешивается и одновременно охлаждается до 24°С. Теперь в охлажденную смесь нужно добавить отвердитель (полиэтиленпо-лиомил), сильно перемешивая ее, чтобы избежать комкования. Все это равномерным слоем наносится на поверхность оболочки, причем температура должна быть около 24—30°С, так как в противном случае смесь быстро густеет и плохо проникает в плетение ткани. На слой покрытия натягивается бязь или стеклоткань и тщательно прокатывается шпателями. По березовому шпону производится наклейка одного слоя стеклоткани и одного слоя бязи. Только в местах будущих отверстий для связующих рам наклеиваются дополнительные поперечные пояса из 4 слоев стеклоткани, ширина каждого — 20 см.

После того как неровности сглажены и зачищены, каждая оболочка оклеивается целиком одним слоем стеклоткани, а на днище наклеивается дополнительно еще одна полоса.

Затем две обтекаемые оболочки связываются между собой четырьмя сварными разъемными рамами из тонкостенных хромосилевых труб. На выступающие концы двух передних рам навешиваются съемные вилки, к которым крепятся либо колеса от мотороллера «Тула-200», либо подводные крылья, либо лыжи.

Два передних колеса связаны шар-нирно и являются поворотными. Третье колесо, укрепленное между двумя задними рамами на трапецеидальной ферме, — ведущее. Предусматривается установка мотора с воздушным винтом для передвижения по воде или снегу.

В настоящее время для движения по воде кронштейны передних колес и ферма заднего колеса снимаются. На место фермы крепится кронштейн с передвижной кареткой для установки руль-мотора «Москва».

Летом 1961 года начались пробные испытания катамарана на воде. С мотором «Москва» в 10 л. с. и 4 пассажирами катамаран свободно обходил дюралевые лодки типа «Мир» с таким же мотором и 2—3 пассажирами. На полном газу катамаран выходил на режим глиссирования, спереди появлялись две струйки усов, а между «хвостами» оболочек —, два небольших веерообразных, расходящихся шлейфа воды. Водоворотов, характерных для моторных лодок с плоской кормой, не наблюдалось.

Катамаран, оказался весьма устойчивым благодаря своего рода «саморегулированию» за счет давления расходящейся струи воды на хвостовые части оболочек. Осадка при нагрузке 800 кг оказалась всего 120 мм. Вес катамарана с мотором «Москва» составляет примерно 120 кг. Управление поворотом мотора «Москва» вынесено в заднюю левую кабину. Газ регулируется поворотом гибкого шланга.

При испытаниях была выявлена жесткость и достаточная механическая прочность оболочек. Можно предполагать, что по остойчивости и скорости катамаран не уступит существующим типам моторных лодок. В случае необходимости оболочки катамарана могут быть разъединены для перевозки автотранспортом или по железной дороге.

В дальнейшем будут проведены испытания с подводными крыльями, лыжами, 30-сильным мотором М-61 и гидроприводом на заднее колесо.

При постройке катамарана я пользовался опытными эпоксидными смолами Нижне-Та-гильского завода пластмасс. Несмотря на несовершенство ручного изготовления оболочек, они хорошо оправдали себя по механической прочности и водостойкости. Хотя эти смолы имеют темный цвет, их можно окрасить так, как понадобится. При постройке катамарана некоторую помощь мне оказал Уральский лесотехнический институт, а в испытаниях помогли члены Свердловского морского клуба ДОСААФ.

Жаль автор не стал думать об воздушном варианте использования своего «вездехода-катамарана», но об авиа-катамаране задумались уже в наше время.

Летающие «катамараны»

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Компания Carplane GmbH создала специфический летающий автомобиль.

Эта летающая машина имеет не один, а целых два фюзеляжа, и имеет свойство перевоплащаться из автомобиля в самолет. Как это происходит? Когда Carplane движется по земле то крылья и воздушный винт сложены в средней части машины, как раз между двумя одноместными фюзеляжами. Если летающей машине надо взлететь, то эти крылья быстро раскладываются с помощью электроприводов, и также удлиняется более чем на два метра задняя часть летающего автомобиля с двумя килями.

Carplane имеет двигатель в 150 лошадиных сил, на автодороге может разогнаться максимально до 176 км в час, а в воздухе его максимальная скорость 222 км в час. Крейсерская скорость летающего авто Carplane составляет 200 км в час, и если лететь на нем именно с этой скоростью то бака бензина на 100 литров хватит именно 830 километров.

Carplane не единственный в своем роде авиа-катамаран и есть еще более совершенный с точки зрения аэродинамики аппарат.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

BiPod – это самолет- автомобиль, способный передвигаться по обычным дорогам. Корпус машины разделен на два объема. В каждом из «поплавков» есть место для водителя и гибридного привода, а крылья способны складываться в проем между корпусами.

Аппарат имеет последовательную схему гибридного привода. Так в каждом фюзеляже размещен 450-кубовый ДВС, вращающий генератор. В носу расположены литиевые АКБ, а в хвостовой части — 15-киловаттные электромоторы привода задних колес. Управляемые колеса спереди.

Источник

Катамараны для сплава: какие бывают и как выбрать

Главное, что требуется для сплавов на катамаранах – само судно, но выбрать его не так легко, как может показаться поначалу. Предпочтения водников зависят от глобальных целей, а ещё от многочисленных нюансов, обеспечивающих соответствие плавсредства желаемым характеристикам. Перед покупкой необходимо точно определить, для чего он нужен.

Подробностей и особенностей выбора катамарана значительно больше, к примеру, форма и объём баллонов, тип посадки, конструктив рамы и палубы, количество пассажиров и ряд других.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Кратко о выборе

Сейчас в продаже легко найти какой угодно катамаран для сплава: моторный, парусный, походный, спортивный. Однако, настолько узкая спецификация может оказаться не по душе любителям разнообразия, ведь часто бывает такое, что туристы летом отправляются в серьёзный категорийный поход, в выходные или праздники хотят размяться на несложной речке своего региона, а в следующем сезоне собираются отдохнуть без экстрима.

Универсального катамарана, который подходил бы для любых сплавов, не существует. По этой причине водники с успехом дорабатывают готовые конструкции. Разберемся с видами катамаранов подробно, чтобы сделать правильный выбор.

Парусные катамараны

Иметь личную парусную яхту накладно. Необходимо её регистрировать, где-то хранить, а иногда – перевозить. Надувной парусный катамаран решает все перечисленные проблемы. Кроме обязательных поплавков и палубы, в его конструкции предусмотрены паруса, отличающиеся формой, размером и количеством. Будучи маломерным судном, он не требует регистрации в ГИМС.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Управлять им несложно, поэтому всё чаще плавсредства, чьим уделом прежде был исключительно парусный спорт, становятся туристическими. Далеко в море на них, конечно, не уйдёшь, но такие задачи перед ними обычно и не ставятся.

Особенности

Компактность. В упакованном виде разборное плавсредство имеет небольшой размер и легко помещается в багажник автомобиля. Хранить упаковку можно дома, перевозить – любым удобным способом, при этом собирается судно буквально за пару часов. Благодаря такой особенности турист, живущий в средней полосе России, может со своим личным парусником отправиться в любой уголок страны, где есть интересный маршрут.

Быстроходность и проходимость. Катамаран с парусом способен проходить значительные расстояния, а малая осадка позволяет сплавляться по водоёмам с небольшими глубинами и подходить к любому берегу. Это важно для туристического плавсредства, ведь кают на нём нет и стоянки придётся организовывать на суше.

Цена парусного катамарана 70 – 150 тысяч рублей. Точная цифра зависит от класса судна, оснащения и ряда других характеристик.

Разнообразие моделей. Среди надувных катов-парусников можно найти как небольшие спортивные, предназначенные лишь для одного человека без багажа, так и вместительные, с большой палубой, где найдётся место для целой семьи или дружеской компании.

Кто производит

В России специализируются несколько фирм, среди которых – известный питерский «Тритон», новосибирский «Кулик», а также московская «Верфь Успенских» и компания «Мастеркат», чей катамаран «Простор» до сих пор считается одним из самых известных и покупаемых. Выбор пока невелик, но парусные походы становятся всё популярнее среди туристов-водников, поэтому судно можно заказать и у ряда других производителей сплавного снаряжения.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде автоТритон «Волк», Валдай-4, Тритон «Ветер»

Зарубежных фирм мало. Причина в том, что в Европе с её хорошими дорогами и небольшими расстояниями у владельцев яхт нет проблем с их хранением и перевозкой. Такие солидные плавсредства успешно используются для морских прогулок, а надувные парусные катамараны считаются просто пляжным развлечением.

Европейские суда отличаются лёгкостью, компактностью и маневренностью. Среди их производителей можно назвать украинский бренд «Ducky» и чешский «MiniCat».

Как выбрать

В России парусные катамараны используются не только для спорта и развлечения, но ещё и в походных целях, поэтому подходить к выбору следует с учётом предполагаемых задач.

Где сплавляться

Для парусника необходим водный простор. Самое большое в мире пресное озеро Байкал, живописное Телецкое на Алтае, или многочисленные озёра Карелии. Они маленькие, но часто соединены речушками, что позволяет придумать не один интересный маршрут.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Красивые места удастся повидать, сплавляясь по Волге, Каме и другим большим рекам, а на просторах озёр и водохранилищ можно почувствовать себя, словно в море.

Плёсовые и экспедиционные катамараны

Выбор любителей приключений на воде без экстрима, но с купаниями, рыбалкой и прочими удовольствиями. Плёсовые каты с успехом используются на простых и умеренно сложных водных маршрутах, однако для экстремальных испытаний не предназначены. поэтому их конструкция предельно проста.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

К данной категории можно отнести большие экспедиционные «Котуйканы» от «Рафтмастера» или «Таймыры» от «Вольного ветра». Эти многоместные суда предназначены для продолжительных автономных сплавов и имеют высокую грузоподъёмность (до 1000 килограммов).

Особенности

Простота конструкции. Экспедиционные суда отличаются простотой сборки и разборки: два баллона и рама, которую чаще всего дополняют палубой. Прочный настил позволяет взять на борт пассажиров и объёмный багаж, не испытывая трудностей при размещении груза. Причём, раму можно вырубить на месте, дополнительно купить парус, установить транец, так как плёсовый надувной катамаран под мотор подходит идеально.

Вместительность. На многоместных моделях удобнее путешествовать большой группой. Этому способствует и форма баллонов в виде сигары. На ровные поплавки удобно настилать палубу, а гребцы могут рассаживаться как угодно: по сидушкам, идущим в комплекте к кату, а то и попросту по рюкзакам. Судно способно взять на борт пассажиров, так что вместительность плёсового катамарана определяется не столько количеством посадочных мест, сколько грузоподъёмностью.

Каких-то особо строгих требований к безопасности не предъявляется, вполне достаточно, чтобы ткань поплавков была прочная, а рама – крепкая и надёжно собранная.

Кто производит

Изготовлением плесовых и экспедиционных судов занимается практически каждая фирма по производству снаряжения для водного туризма. Большие менее востребованы, поэтому купить их можно только у самых известных производителей. Есть и другой вариант – найти того, кто согласится сделать плавсредство по индивидуальному заказу.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде автоКотуикан, Таймыр, Басег

Очень популярна «четвёрка» «Басег». Не меньшей известностью пользуются катамараны «Вольный ветер», например, модели «Валдай» и «Таймыр». Также в почёте у водников «Народный» от «Рафтмастера» и катамараны от «Урал-Экспедиции», среди которых есть даже десятиместные. Неплохие суда шьёт «Корвет»: его «Плёсы» имеют отличное сочетание цены и качества.

Кроме известных фирм, существует немало кустарей-одиночек, способных сшить самодельный катамаран на заказ. Доверять ли изготовление походного судна частному лицу или нет – дело личное. Плёсовый катамаран должен быть прочным и надёжным, так что нужно быть уверенным в производителе — лучше купить судно проверенной фирмы.

Цена. Четвёрку «Басег» удастся купить за 25-30 тысяч рублей (зависит от магазина и комплектации), катамаран «Кокшага» обойдётся примерно в 25 тысяч, катамаран «Валдай» – около 40 тысяч. Столько же будет стоить катамаран-6 «Народный».

Как выбрать

Где сплавляться

Регион для сплава по реке подойдёт любой, но ограничение по категорийности маршрута до 3 к.с. включительно. Некоторые фирмы (например, «Басег») в характеристиках своих судов указывают ещё и четвёртую. В последнем случае нужно учесть, что спортивный интерес превращается во вполне реальный риск.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде автоРека 3-й категории сложности

У участников категорийного похода должен быть соответствующий опыт, вещи на судне необходимо жёстко закрепить. Палубы делать нежелательно, чтобы в случае переворота судна люди могли вынырнуть между баллонов. Особые требования предъявляются к посадке: гребцы сидят в коленных упорах, жёстко, чтобы их не выбило ударом.

При соблюдении указанных требований плёсовые катамараны пригодны для прохождения рек и препятствий 4 к.с., но для сложных маршрутов всё-таки лучше купить более подходящее плавсредство.

Спортивно-туристические катамараны

Как и следует из названия, такие каты предназначены для занятий водным туризмом с элементами экстрима. А поскольку судно становится не только транспортом, но и спортивным снарядом, к нему предъявляется множество требований, касающихся буквально всего.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

В экстремальном водном туризме имеет значение ткань, из которого сшиты надувные баллоны, их объём, форма, тип рамы, посадка спортсменов и многое другое. Причём мнения водников могут отличаться, так что некоторые характеристики конструкций катамаранов становятся причиной ожесточенных споров.

Особенности

Эти катамараны чаще всего бывают двух- или четырёхместными, поскольку увеличение численности экипажа сказывается на габаритах сплавсредства. Громоздкое судно более устойчивое, но менее маневренное, а жертвовать этим качеством желающих мало.

Большой выбор. Моделей походных катамаранов существует множество. Это затрудняет выбор, но увеличивает шансы приобрести достойное судно.

Форма поплавка. По сравнению с плёсовыми у походных катов изменилась форма поплавка: это уже не «сигара», а так называемый «верблюд». Утолщённые нос и корма вмещают дополнительный запас воздуха, создают своего рода отсек для размещения багажа на баллоне, а также немного защищают гребца от ударов воды.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Палуба. Во время сплава по бурным рекам стелить палубы на судне строго запрещено – пространство между баллонами всегда должно оставаться свободным. Даже запасные вёсла для катамарана крепятся рядом с гондолами, а не по центру рамы. Это нужно для того, чтобы при оверкиле участники экипажа, оказавшиеся под катом, могли беспрепятственно всплыть.

Посадка гребцов. Все суда отличаются продуманной конструкцией сидений, так как при экстремальном сплаве вода перестаёт быть мягкой. Удары катамарана о валы или камни бывают очень сильными, поэтому посадка должна быть такой, при которой катамаранщик надёжно удерживается на месте, но при необходимости может быстро его покинуть.

По этой причине надувные сидушки обычно делаются не съёмными, а вшитыми. По бокам они дополняются лямками (коленными упорами), которые накидываются на колени и затягиваются, фиксируя спортсмена и позволяя ему совершать любые гребки, не боясь выпасть. Эта посадка считается самой популярной, но иногда на реках можно встретить и так называемые «пулемёты», то есть сиденья на треноге, похожей на пулемётную сошку. Они тоже имеют упоры, но не получили распространения из-за более сложного устройства.

Кто производит

Катамараны в СПб шьёт фирма «Тритон», в Москве – «Рафтмастер». Не менее известны новосибирский «Кулик», уфимская «Урал-Экспедиция», пермский «Аква-Спорт», казанская судоверфь «Корвет». Зарубежных производителей мало и почти все они из стран бывшего Советского Союза. Наиболее прославленной является фирма Александра Новикова – белорусские катамараны «Белрафт» уже много лет в топе лучших судов для экстремальных водных походов и соревнований на бурной воде.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

У каждой из перечисленных фирм имеется целый ассортимент удачных моделей, и он периодически пополняется новыми разработками. Положительный пример вдохновляет производителей снаряжения в других городах, так что выбор у современных водников уже очень богатый.

Цена зависит от производителя, конструктивных особенностей, использованных материалов и прочих факторов, и начинается с 45 тысяч рублей за новую заводскую «двойку», 70 – за «четвёрку».

Как выбрать

Выбор походного ката – целая наука. При этом знания непременно должны подкрепляться практикой, так как судно, идеально подходящее одному воднику, может категорически не нравиться другому.

Свои требования предъявляют и реки. Для полнорасходных с мощными бочками подойдут более тоннажные суда, а на слаломных маршрутах отлично себя показывают маневренные, лёгкие и скоростные катамараны.

В связи с этим опытные команды нередко имеют несколько плавсредств с разными характеристиками, что позволяет им подготовиться к походу любой сложности.

Где сплавляться

Где угодно, от простых равнинных рек до маршрутов высшей категории сложности. В данной ситуации выбор маршрута для сплава определяется не столько возможностями катамаранов, сколько мастерством экипажей.

Спортивные катамараны

Предназначены, прежде всего, для участия в соревнованиях по прохождению слаломных трасс. Главное отличие от описанных выше разновидностей: максимальная лёгкость и маневренность, что достигается разными способами.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Особенности

Максимальная облегченность. Например, уменьшение объёма гондол и изготовление их из облегчённых материалов позволяют снизить фактический вес судна, делая его более управляемым. С этой же целью гребцы располагаются как можно ближе к центру тяжести катамарана: на К-2 сидушки вшиты примерно посредине баллонов, а на К-4 – тоже посредине, но очень близко друг к другу, при этом расстояние между гондолами также уменьшено.

Грузовой отсек на судах подобного типа не предусмотрен, рама используется жёсткая. Яркий пример – катамаран «Блик» от «Тритона». Пожалуй, серьёзных конкурентов среди моделей от известных брендов у него нет, но это лишь вопрос времени.

Малая грузоподъемность. Всё перечисленное не означает, что на спортивных катамаранах нельзя ходить в походы: как минимум с карельскими реками они справятся, а при наличии необходимой подготовки экипаж может выбрать более сложный маршрут. Однако грузоподъёмность спортивных моделей невелика, поэтому для длительных путешествий туристы предпочитают плавсредства помощнее.

Общие правила выбора

Тем, кто обладает навыками сплава, выбрать подходящее судно труда не составит, а вот новичкам без знания дела и сформировавшихся предпочтений придётся сложней. Хорошо, когда человек начинает заниматься в турклубе или с более опытными товарищами – там и кат предоставят, и всё объяснят по ходу обучения.

За это время можно успеть сделать выводы и к покупке своего первого катамарана подойти с достаточным багажом знаний. Если же группа туристов решила начать с нуля, то теорию придётся изучать самостоятельно. Для упрощения задачи можно воспользоваться прокатом катамаранов – многие городские турклубы, не избалованные финансированием, предлагают такую услугу.

Производитель. Лучше всего предпочесть кат от хорошо зарекомендовавшего себя бренда, например, от «Тритона», «Рафтмастера», «Белрафта». Эти фирмы в почёте у всех водников страны, так что выбор будет однозначно безошибочным.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Число гребцов. Порой бывает сложно определиться между катамараном-2 и катамараном-4 (двух- и четырёхместным катамараном), так как оба варианта имеют свои достоинства и недостатки.

Четвёрка, особенно гружёная, кажется более тяжёлой и неуклюжей, так что гребцам придётся приложить больше сил, чтобы ею управлять. Команде трудней сработаться друг с другом, но зато при слаженной работе экипажу удастся легко проходить серьёзные препятствия.

Двойка требует идеальной слаженности от гребцов.

В общем, если есть коллектив единомышленников, лучше начинать с четвёрки: тяжёлый кат прощает гребцам многие незначительные ошибки.

Конструкция катамарана – не менее важный критерий выбора, так как от неё зависят возможности каждого конкретного судна. Свои особенности есть у баллонов, каркаса, сидушек.

Монобаллон или двухслойные поплавки. Если возникнет выбор между судном со внутренними ёмкостями и монобаллонным катамараном, выбирайте качественный моно. Подробно на эту тему я говорил в статье Нюансы конструкции туристического катамарана.

Объём баллонов. Что касается оптимального объёма баллонов для катамарана, то тут сложно посоветовать что-то конкретное. Если кат нужен для сплавов по карельским рекам, то будет достаточно и «Тритона-2», но тем, кто всерьёз мечтает о «белой воде», стоит присмотреться, например, к «Белрафту», «Стерху», «Рафтмастеру». Хотя тут очень многое зависит от личных предпочтений: кто-то прикипел душой к юркому «Тритону», а некоторые привыкли гордо восседать на 2ТТ. Некоторые фирмы, например, «Рафтмастер», продают дополнительные наплывы, увеличивающие тоннажность судна при необходимости.

Посадка. От того, насколько удобно и уверенно сидит спортсмен на катамаране, зависит его безопасность и качество работы, так что лучше испытать сидушку и упоры заранее.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Рама — ещё один спорный момент. Обычно она сделана из дюралевых труб, а споры вызывают способы их сборки, от которых зависит жёсткость, то есть способность конструкции сохранять свою форму под нагрузкой.

Катамаран в виде авто. Смотреть фото Катамаран в виде авто. Смотреть картинку Катамаран в виде авто. Картинка про Катамаран в виде авто. Фото Катамаран в виде авто

Элементы жёсткой рамы соединяются болтами, что обеспечивает быстрое реагирование судна на управляющие движения, однако такая рама не любит деформаций и её проще сломать. Части мягкой рамы обычно скрепляются резиновыми скрутками – полосками, нарезанными из автомобильных камер. Конструкция отлично поглощает энергию удара, суда более остойчивы, но на управляющие гребки реагируют с запозданием.

Выводы

Выбрать катамаран не просто, требуется учесть множество тонкостей. Степень ответственности повышается, если предстоит покупка походного спортивного или парусного ката, от которого зависит безопасность участников экипажа, а иногда и жизнь. Опыт сплавов приходит постепенно, а вместе с ним – понимание, на каком судне удобней сидеть, каким проще управлять и какое всё-таки хочется купить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *