Категория водитель пожарного автомобиля
Категория водитель пожарного автомобиля
Статья 9. Квалификационные требования к должностям в федеральной противопожарной службе
1. В число квалификационных требований к должностям в федеральной противопожарной службе, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в федеральной противопожарной службе, входят требования к уровню образования, стажу службы в федеральной противопожарной службе или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников федеральной противопожарной службы, необходимым для выполнения служебных обязанностей.
2. Квалификационные требования к должностям в федеральной противопожарной службе предусматривают наличие:
3. Требования к уровню образования, специальности и (или) направлению подготовки, предъявляемые к лицам, замещающим должности в федеральной противопожарной службе и претендующим на замещение указанных должностей, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
4. Требования к стажу службы в федеральной противопожарной службе, стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника федеральной противопожарной службы, необходимым для выполнения служебных обязанностей, устанавливаются:
5. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу, и сотрудников федеральной противопожарной службы в зависимости от особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности. Порядок прохождения гражданами, поступающими на службу в федеральную противопожарную службу, и сотрудниками федеральной противопожарной службы военно-врачебной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.
6. В отношении отдельных должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности могут устанавливаться требования к уровню физической подготовки.
7. С учетом уровня профессионального образования, стажа службы в федеральной противопожарной службе или стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональных знаний и навыков сотрудникам федеральной противопожарной службы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности, присваиваются следующие квалификационные звания:
1) специалист третьего класса;
2) специалист второго класса;
3) специалист первого класса;
4) мастер (высшее квалификационное звание).
Приложение 4. Профессиональные требования, предъявляемые к водителю пожарного автомобиля
к Инструкции о порядке присвоения
квалификации и допуска к работе
водителей пожарного автомобиля
в Государственной противопожарной
Профессиональные требования, предъявляемые к водителю
пожарного автомобиля
1. Водитель пожарного автомобиля, кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками водителя соответствующих категорий транспортных средств, должен знать:
основы безопасного управления пожарным автомобилем, характерные причины дорожно-транспортных происшествий с пожарными автомобилями и способы их предупреждения;
правила посадки и перевозки личного состава на пожарных автомобилях;
тактико-технические характеристики, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание специальных агрегатов, механизмов и приборов закрепленных пожарных автомобилей и их базовых шасси;
правила применения специальных звуковых и световых сигналов пожарных автомобилей;
объем, периодичность и порядок организации технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей;
характерные неисправности пожарных автомобилей их причины, признаки и опасные последствия, способы определения и устранения;
правила пользования гаражным оборудованием, применяемым при техническом обслуживании и текущем ремонте пожарных автомобилей;
эксплуатационные материалы, их свойства, применение и правила хранения, нормы расхода и меры по экономии;
способы увеличения пробега шин и срока службы аккумуляторных батарей;
правила охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, охраны окружающей среды при техническом обслуживании, ремонте и применении пожарного автомобиля;
правила ведения радиообмена при работе на радиостанциях пожарного автомобиля, порядок проведения технического обслуживания, закрепленных средств связи;
методику контрольного осмотра закрепленного пожарного автомобиля.
2. Водитель пожарного автомобиля должен уметь:
управлять пожарными автомобилями всех типов и марок, изготовленных на шасси категории транспортных средств согласно разрешающей отметке в водительском удостоверении;
управлять закрепленным пожарным автомобилем в различных дорожных, метеорологических условиях и ограниченных проездах;
работать на специальных агрегатах и механизмах закрепленного пожарного автомобиля с соблюдением правил охраны труда, особенно при работе в условиях низких температур окружающей среды;
эффективно использовать закрепленный пожарный автомобиль в условиях боевых действий на пожаре;
экономично эксплуатировать пожарный автомобиль,
работать на средствах связи, установленных на пожарных автомобилях, находящихся на вооружении подразделений ГПС, в котором проходит службу (работает);
проверять техническое состояние и выполнять техническое обслуживание закрепленного пожарного автомобиля;
определять характерные неисправности закрепленного пожарного автомобиля и устранять их;
оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
оформлять учетные и эксплуатационно-технические документы на пожарный автомобиль.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение. Инструкция о порядке присвоения квалификации и допуска к работе водителей пожарного автомобиля в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел РФ
от 20 августа 1996 г. N 457
Инструкция о порядке присвоения квалификации и допуска к работе
водителей пожарного автомобиля в Государственной противопожарной службе
Министерства внутренних дел Российской Федерации
1.1. Настоящая Инструкция о порядке присвоения квалификации и допуска к работе водителей пожарного автомобиля в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации* устанавливает порядок присвоения сотрудникам, военнослужащим и работникам Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации** квалификации водителя пожарного автомобиля, определяет порядок выдачи свидетельства на право работы на пожарном автомобиле и присвоения квалификации водителя второго или первого класса.
1.2. К управлению пожарным автомобилем, наружная поверхность которого окрашена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50574-93 и имеющим приборы для подачи специальных световых и звуковых сигналов, допускаются только лица, непрерывно работающие в качестве водителя соответствующей категории транспортных средств последние три года и получившие свидетельство на право работы на пожарном автомобиле.
1.3. Кандидаты, впервые принятые на службу (работу) в подразделения ГПС по контракту (договору) или посредством назначения на должность водителя пожарного автомобиля, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят специальное первоначальное обучение и после присвоения им квалификации водителя пожарного автомобиля зачисляются в боевые расчеты подразделений ГПС.
1.4. Водители пожарных автомобилей, имеющие водительское удостоверение с разрешающими отметками в графах «В», «С», «Д», могут управлять пожарными автомобилями, относящимися к указанным категориям, в том числе и при наличии прицепа, полная масса которого не превышает 750 кг.
К управлению пожарными автомобилями с прицепами, полная масса которых более 750 кг, допускаются водители пожарных автомобилей, имеющие водительское удостоверение с разрешающей отметкой в графе «Е».
1.5. В целях сохранения практических навыков в управлении транспортным средством водители пожарных автомобилей, не получающие во время боевого дежурства необходимой практики управления автомобилем, привлекаются к хозяйственным перевозкам на грузовых автомобилях подразделений ГПС.
2. Организация подготовки водителей и присвоение им квалификации
водителя пожарного автомобиля
2.1. Подготовка водителей пожарных автомобилей организуется и проводится в соответствии с требованиями Программы подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом начальника Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России) от 28 декабря 1995 г. N 40.
2.2. Подготовка водителей по программе специального первоначального обучения водителей пожарного автомобиля осуществляется в учебных классах, оборудованных в соответствии с перечнем (приложение 1). Использование на занятиях технических средств должно обеспечивать возможность практической работы каждого обучаемого с агрегатами, механизмами и специальным оборудованием.
2.3. В целях повышения профессионального мастерства и углубления имеющихся знаний с водителями пожарных автомобилей один раз в три года организуются учебные сборы продолжительностью до пяти дней и не реже одного раза в два года проводятся соревнования по скоростному маневрированию пожарных автомобилей и подаче воды насосом. На учебные сборы, к подготовке и участию в соревнованиях должны привлекаться все водители пожарных автомобилей.
2.4. На основании примерного тематического плана повышения квалификации водителей пожарного автомобиля на учебных сборах (приложение 2) и рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства водителей по вождению пожарного автомобиля и подаче воды насосом (приложение 3) разрабатываются в установленном порядке тематический план повышения квалификации водителей пожарного автомобиля и правила проведения соревнований с учетом конкретных условий.
3. Организация работы по приему экзаменов, присвоению квалификации
водителя пожарного автомобиля и выдаче свидетельства
на право работы на пожарном автомобиле
3.1. Прием экзаменов по присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля, дающей право работы на пожарном автомобиле, а также рассмотрение материалов по присвоению водителям пожарного автомобиля квалификации водителя второго или первого класса производятся квалификационными комиссиями.
3.2. Квалификационные комиссии организуются при управлениях, отделах ГПС МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (УГПС, ОГПС) и управлениях, отделах, отделениях и воинских частях Первого управления ГУГПС МВД России***.
В УГПС ГУВД г. Москвы квалификационные комиссии могут создаваться при УГПС УВД административных округов.
В зависимости от местных условий разрешается, в порядке исключения, создавать квалификационные комиссии при отрядах ГПС.
3.3. Квалификационная комиссия назначается приказом руководителя органа управления ГПС.
В состав комиссии входят:
3.4. В составе квалификационной комиссии должно быть лицо, имеющее:
высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по автомобильной специальности;
водительское удостоверение с отметками о разрешении управлять транспортными средствами, отнесенными к категории «В», «С», и «Д».
3.5. Квалификационные комиссии принимают экзамены в объеме соответствующих программ подготовки, руководствуясь профессиональными требованиями, предъявляемыми к водителю пожарного автомобиля (приложение 4).
3.6. При определении уровня теоретической подготовки экзаменуемому водителю предлагается ответить на следующее количество вопросов:
3.7. После проверки теоретической подготовки экзаменуемого проверяются его практические навыки по управлению пожарным автомобилем и работе со специальными агрегатами. Лица, не сдавшие теоретического экзамена, к практическому экзамену не допускаются.
3.8. Экзамены принимаются применительно к маркам пожарных автомобилей и установленным на них средствам связи, находящихся в подразделении, в котором будет проходить службу (работать) водитель.
3.9. Знания водителя оцениваются по четырехбалльной системе. Положительная оценка по правилам дорожного движения, основам безопасности движения и медицинской подготовке выставляется в том случае, если экзаменуемый допустил не более двух неверных ответов на предложенные вопросы.
Результаты экзаменов и решение квалификационной комиссии оформляются протоколом (приложение 5).
3.10. На основании протокола квалификационной комиссии приказом руководителя органа управления ГПС лицам, успешно сдавшим экзамены, присваивается квалификация водителя пожарного автомобиля и им выдается свидетельство (приложение 6).
К самостоятельной работе на пожарном автомобиле водитель допускается на основании приказа руководителя подразделения ГПС с закреплением за ним конкретного автомобиля (автомобилей), после изучения района выезда, его водоснабжения и прохождения стажировки в течение пяти дежурств.
3.12. Водитель пожарного автомобиля, не сдавший экзамен при продлении срока действия свидетельства, на повторный экзамен направляется не позднее двухмесячного срока. До сдачи повторного экзамена по решению руководителя подразделения ГПС водитель может быть допущен к работе на пожарном автомобиле.
3.13. При получении неудовлетворительной оценки при повторных экзаменах водитель к дальнейшей работе на пожарном автомобиле не допускается и при его несогласии проходить службу (работать) на других должностях органов внутренних дел подлежит увольнению из органов внутренних дел в установленном порядке.
В отношении водителей пожарных автомобилей, являющихся военнослужащими, вопрос дальнейшего прохождения военной службы решается командиром воинской части в установленном порядке.
3.14. Заполнение свидетельства производится от руки чернилами или на печатных машинках. Свидетельство подписывает председатель квалификационной комиссии, его подпись заверяется гербовой печатью. Свидетельство регистрируется в журнале учета выдачи свидетельств на право работы на пожарном автомобиле (приложение 7).
3.15. Свидетельство является обязательным документом и должно быть у водителя при нахождении его на службе (работе) совместно с водительским удостоверением.
3.16. При увольнении из ГПС свидетельство подлежит сдаче в квалификационную комиссию.
3.17. При утере свидетельства новое свидетельство с отметкой «Дубликат» выдается квалификационной комиссией на основании письменного рапорта (заявления) водителя пожарного автомобиля.
Найденное свидетельство, вместо которого выдан дубликат, считается недействительным и подлежит сдаче в квалификационную комиссию.
4. Порядок присвоения водителям пожарного автомобиля
квалификации водителя второго или первого класса
4.1. Присвоение водителям пожарного автомобиля квалификации водителя второго или первого класса производится органами управления ГПС в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными действующим законодательством на основании представления руководителя подразделения ГПС, в котором проходят службу (работают) данные водители.
4.2. Квалификация водителя второго класса может быть присвоена водителю пожарного автомобиля при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя третьего класса независимо от стажа службы (работы) в подразделениях ГПС, прошедшему подготовку в учебном заведении и получившему соответствующее свидетельство и водительское удостоверение с отметкой, дающей право на управление автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств «В», «С» и «Е», или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».
4.3. Квалификация водителя первого класса может быть присвоена водителю пожарного автомобиля при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя второго класса независимо от стажа службы (работы) в подразделениях ГПС, прошедшему подготовку в учебном заведении и получившему соответствующее свидетельство и водительское удостоверение с отметкой, дающей право на управление автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств «В», «С», «Д» и «Е».
4.4. Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, и профессиональных требований, предъявляемых к водителю пожарного автомобиля, для присвоения квалификации водителя второго или первого класса водитель должен содержать закрепленные автомобили в исправном техническом состоянии, соблюдать служебную дисциплину, не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительского удостоверения, а также нарушений правил технической эксплуатации, охраны труда, пожарной безопасности в течение последнего года.
4.5. Если водитель пожарного автомобиля не выполняет требования, предусмотренные соответствующей квалификационной характеристикой, а также требования, указанные в пункте 4.4 настоящей Инструкции, и профессиональные требования, предъявляемые к водителям пожарного автомобиля (приложение 4), систематически нарушает правила дорожного движения, то по представлению квалификационной комиссии приказом руководителя органа управления ГПС, присвоившего квалификацию водителя пожарного автомобиля или класс квалификации, водителю понижается класс квалификации или он лишается права работы на пожарном автомобиле.
В отношении работников ГПС решение квалификационной комиссии о понижении класса квалификации подлежит согласованию с профсоюзной организацией.
4.6. Прием экзаменов от водителей пожарных автомобилей по присвоению (понижению) квалификации второго или первого класса осуществляется в порядке, изложенном в разделе 3 настоящей Инструкции.
4.7. На основании протокола квалификационной комиссии руководитель органа управления ГПС издает приказ о присвоении (понижении) водителю пожарного автомобиля класса квалификации и установлении соответствующего должностного оклада (надбавки к тарифной ставке, должностному окладу водителя).
4.8. Водителям, которым был понижен класс квалификации, а также водителям, которые в соответствии с действующим законодательством были лишены права на управление транспортными средствами, имеющийся у них класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Водитель пожарного (аварийно-спасательного) автомобиля
Водитель пожарного (аварийно-спасательного) автомобиля – это должностное лицо дежурного караула, осуществляющее управление пожарным (аварийно-спасательным) автомобилем; штатная должность на месте пожара или чрезвычайной ситуации.
Водитель пожарного автомобиля
Водитель непосредственно подчиняется командиру отделения, в случае отсутствия командира отделения – помощнику начальника караула, а в вопросах технического обслуживания закрепленной техники – старшему водителю подразделения.
Обязанности и что запрещается
Водитель отвечает за сбережение закрепленных за ним техники и имущества, их исправность и готовность к использованию, а также на водителя возлагаются:
При заступлении на боевое дежурство водитель обязан:
Водителю запрещается передавать управление автомобилем другим лицам, в том числе тем, которым он подчинен.
Водитель, не имеющий при себе водительского удостоверения и свидетельства на право управления пожарным (аварийно-спасательным) автомобилем, к дежурству не допускается.
на пожаре
Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется начальнику караула, а также командиру отделения (начальнику аварийно-спасательного расчета), если иное не установлено РТП.
при чрезвычайной ситуации
Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется начальнику караула, а также командиру отделения (начальнику аварийно-спасательного расчета), если иное не установлено РЛЧС.
Квалификация и допуск
Квалификационные категории «водитель автомобиля 2-го класса», «водитель автомобиля 1-го класса» могут быть присвоены водителям автомобилей, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств («B», «C», «D», «E») в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097.
Квалификационная категория «водитель автомобиля 1-го класса» может быть присвоена водителю автомобиля, имеющему квалификационную категорию «водитель автомобиля 2-го класса» не менее двух лет.
Квалификационная категория «водитель автомобиля 2-го класса» присваивается водителю автомобиля, имеющему водительский стаж не менее трех лет.
Надбавка за присвоенную квалификационную категорию водителям автомобилей 2-го класса – 10 % оклада, 1-го класса – 25 % оклада.
Внимание. Аттестованным водителям, например, в МЧС России данная надбавка не начисляется и квалификационная категория не присваивается.
К управлению техникой допускаются специалисты (водители), имеющие удостоверение соответствующей категории на право управления данным видом техники, прошедшие необходимую подготовку (переподготовку), имеющие соответствующие навыки и получившие допуск на право работы с данной техникой (п. 202 приказа МЧС России № 555 от 18.09.2012).
Как правило, для присвоения квалификационной категории и выдачи свидетельства на право управления автомобилем (допуск) создается квалификационная комиссия.
Билеты и вопросы для тестов
Билеты для принятия (сдачи) зачетов у водительского состава доступны для скачивания по ссылке >>
Зарплата и оклад
В соответствии с приложениями № 12 и № 15 приказа МЧС России № 797 от 27.12.2019 «О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников ФПС ГПС» оклад водителей:
№ п/п | Наименование должностей | Оклады (в рублях в месяц) | ||
в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях | в центрах субъектов Российской Федерации в городах с населением свыше 100 тыс. человек | в остальных местностях | ||
1. | Старший водитель | 15729 | 13559 | 11390 |
2. | Командир отделения – водитель; водитель; водитель-испытатель | 15187 | 13017 | 10848 |
№ п/п | Наименование должностей | Оклады (в рублях в месяц) | |
в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях | в остальных местностях | ||
1. | Старший водитель | 15729 | 13559 |
2. | Водитель | 15187 | 13017 |
Теперь, зная месячный оклад по должности, можно рассчитать ежемесячное денежное довольстве, которое зависит от многих факторов.
Заработная плата водителя автомобиля МЧС России, работающего по вольному найму, рассчитывается согласно требованиям приказа МЧС России № 747 от 14.12.2019 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России».
Заработная плата водителей, являющихся работниками других видов пожарной охраны (противопожарной службы субъекта РФ, ведомственной, муниципальной или частной), устанавливается работодателем, и в разных регионах и организациях (учреждениях) существенно разнится.
Дополнительно по теме об обязанностях других должностных лиц дежурного караула и штатных должностях на месте пожара или ЧС:
Источники: приказ МЧС России № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России»; приказ МЧС России № 444 от 16.10.2017 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»; приказ МЧС России № 452 от 20.10.2017 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны».