Кбжд экскурсия самостоятельно на машине
Самостоятельное путешествие по Кругобайкальской железной дороге
Приглашаем Вас совершить самостоятельное путешествие по Кругобойкальской железной дороге по маршруту «Удобный»!
Он рассчитан на круглогодичное посещение КБЖД в выходные дни. В субботу из Слюдянки до населенного пункта порт Байкал курсирует пригородный поезд №6203, в воскресенье в обратном направлении – пригородный поезд №6204.
График движения в выходные составлен таким образом, чтобы туристы могли составить маршрут по своему усмотрению. Например, проехать до конечной станции Байкал и осмотреть знаменитые тоннели и галереи Кругобайкалки из окна поезда, либо выйти на одной из многочисленных станций и отправиться в пешую прогулку вдоль берега Байкала, посетить дикие пляжи или отдохнуть в местных туристических комплексах и гостиницах. При желании пассажиры могут разнообразить путешествие – до станции Байкал добраться по железной дороге, а потом на пароме переплыть исток Ангары до Листвянки. Либо наоборот, до порта Байкал добраться по воде – из Листвянки или Иркутска, а в воскресенье после обеда прокатиться по КБЖД.
Для удобства жителей Иркутской области расписание дополнительных рейсов интегрировано в расписание поездов из регионального центра. Так, на пригородный поезд № 6203, который каждую субботу в 13:49 будут отправляться со станции Слюдянка-1, будут пересаживаться пассажиры двух пригородных поездов №6306 и № 6312 «Иркутск-Сортировочный – Слюдянка-1». На станцию Байкал 6203-й будет прибывать в 18:42. В обратный путь в воскресенье пригородный поезд №6204 будет отправляться в 14:12. Под его прибытие в 18:32 на станцию Слюдянка-1 скорректировано расписание пригородного поезда №6329 сообщением «Слюдянка-1 – Иркутск-Сортировочный». С 5 июня он будет отправляться на 25 минут позже, в 18:42.
С момента отправления рельсового автобуса в субботу со ст. Слюдянка-1 и до его возвращения в воскресенье со ст. Байкал у путешественников целые сутки. Как ими распорядиться, зависит от желания туристов, их физической возможности, привычного вида отдыха. Предлагаем несколько вариантов.
Вариант 1. Выйти на ст. Ангасолка (ст. 149-й километр) и двигаться до ст. Шарыжалгай. Расстояние – примерно 11 км. На этом участке одиннадцать архитектурных сооружений – тоннелей и галерей. В поселке Шарыжалгай есть большая турбаза. Стоимость суточного проживания от 270 рублей с человека. Оставив вещи на базе, еще есть время прогуляться по рельсам и осмотреть тоннели. При желании на следующий день можно прогуляться до следующей станции – 137-й километр или даже до ст. 134 километр.
Вариант 2. На 137-м километре расположился туркомплекс премиум-класса. Если запланировать ночной отдых там, то можно выйти на ст.139-й километр и пройти по рельсам 2 километра, а после отдыха продолжить путь до станций 134-й км, 129-й км или 129-й км. Главное, успеть к обратному рейсу. На станцию 129-й километр в воскресенье рельсовый автобус прибудет в 16:58.
Вариант 3. Также запланировать ночевку на ст. 137-й км, проехать дальше, выйти на станциях 123-й км, 126-й км, 129-й км или 134-й км и вернуться на 137-й километр. На этом отрезке КБЖД 14 тоннелей и каменных галерей.
Вариант 4. На 98-м км КБЖД располагается турбаза. Таким образом можно сойти на 107-м, 106-м, 102-м или на ст. Уланово. Пройти посильный путь до ст. 98-й км и в воскресенье после отдыха продолжить путешествие до станций 94-й км. Рельсовый автобус в воскресенье на ст. 94й км прибывает в 15:05.
Вариант 5. Зеркальный предыдущему – туристы в субботу могут выйти на ст. 94-й км и отправиться в обратную сторону – к станции 98-й км, где переночевать, и при желании в воскресенье дойти до ст. 107-й км. В воскресенье с этой станции в 15:52 отправиться в обратный путь. На этом участке Кругобайкальской железной дороги 9 тоннелей и каменных галерей.
Вариант 6. Проехать до конечной станции Байкал и пройти до турбазы, расположенной на 79-ом километре КБЖД. По пути осмотреть 4 тоннеля и галереи. На ночной отдых, кстати, можно вернуться на ст. Байкал в местный туркомплекс.
Вариант 7. При желании путешествие можно разнообразить. Например, до станции Байкал добраться по железной дороге, прогуляться по окрестностям с учетом свободного времени с 18:43 до 20:15 (в это время с порта отправляется паром в Листвянку. Важно, что этот рейс парома назначен с 17 июля по 15 сентября), а потом переплыть исток Ангары на пароме и из Листвянки уехать домой на маршрутке. Либо наоборот, до порта Байкал добраться по воде – из Листвянки или Иркутска. А в воскресенье после обеда на рельсовом автобусе прокатиться по КБЖД. Паром Восточно-Сибирского речного пароходства в сезон высокой туристской активности совершает по шесть рейсов из Листвянки (причал Рогатка) до порта Байкал в обоих направлениях.
Вариаций самостоятельных экскурсий по КБЖД гораздо больше. Каждый может составить свой маршрут. Туристам стоит ориентироваться на собственные силы и возможности. Если пассажиры путешествуют с палаткой, то место ночлега они могут выбрать самостоятельно. Главное, помнить об опасностях, подстерегающих в дикой природе и следить за временем, чтобы не опоздать на рельсовый автобус. Актуальное расписание всех пригородных поездов размещено на сайте Байкальской ППК www.bppk.tk
ВНИМАНИЕ.
Данный тур возможен только по дням недели: сб, вс.
Ещё один несложный маршрут одного дня
Шаг 2. Далее от остановочного пункта Темная Падь необходимо совершить 50 минутный пеший маршрут по тропе через живописный распадок. Протяженностью 3,5 км, она выходит на берег Байкала к поселку Ангасольская (прежнее название «Старая Ангасолка»). Тропа несложная — под горку, широкая, живописная в любое время года.
и живописные деревянные мостки через русла реки Ангасолка,
и поляны с огромными каменными валунами:
и живописные поляны для пикника и отдыха.
Пение птиц, журчание реки и красота природы в этом лесу действительно завораживает.
Поселок Старая Ангасолка известен благодаря дому Николая Константиновича Рериха – великого художника, путешественника, археолога, ученого, поэта, писателя. В 1923-1928 г.г. Николай Рерих вместе со своей семьей и группой ученых совершил Центрально-Азиатскую экспедицию, маршрут которой пролегал через Монголию, Китай, Тибет, Индию.
В районе поселка Ангасольская можно увидеть: арочный мост каменной кладки через устье Ангасолки;
однопутную галерею, расположенную здесь же, в двух шагах от поселка и новый железобетонный мост;
знаменитые кругобайкальские туннели – даже небольшая прогулка по окрестностям дарит немало впечатлений от легендарной Кругобайкалки.
Из Ангасолки можно пойти в поход на гору Обзорная и насладиться потрясающим видом на Байкал и на хребты Хамар-Дабана.
Из деревни можно отправиться в поход по КБЖД в сторону станции Шарыжалгай к памятнику природы Птичий базар – каскаду туннелей с выходом на скальный массив к месту гнездования байкальских чаек.
Поездка на пригородном поезде №6329. Отправление остановочного пункта Темная Падь в 18:50, прибытие на станцию Иркутск-Пассажирский в 21:44.
Стоимость билета 188 рублей.
ГДЕ ПРИОБРЕСТИ БИЛЕТЫ?
Для приобретения билетов обращайтесь по следующим адресам:
Возможно РАЗМЕЩЕНИЕ НА ТУРБАЗАХ ВДОЛЬ ЛИНИИ КБЖД. +7 (3952) 500-942,
В расписании возможны изменения. Пожалуйста, уточняйте информацию по расписанию и стоимости проезда:
Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)
На КБЖД 40 тоннелей общей длиной 9063 м, 15 каменных галерей (сегодня используется только 5 из них), 3 железобетонные галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, а также 268 подпорок. По инженерной насыщенности конструкциями КБЖД занимает одно из первых мест в мире и не имеет равных в России.
Путешествуя на Кругобайкальском экспрессе, туристы попадают в сказочный мир, ныряя и выныривая из тоннелей, наблюдая изумительной красоты озеро, а также местные достопримечательности.
Цена 2021
Стоимость экскурсий меняется ежегодно, поэтому при планировании путешествия уточняйте актуальные цены на официальном сайте «ТСПК-ТУР». В стоимость экскурсии обычно включен проезд на поезде, водная переправа, трансфер на автобусе и услуги экскурсовода.
Имейте в виду, что места со стороны Байкала, стоят дороже на 700 рублей. К тому же за проезд в вагоне 2 класса предусмотрены скидки при наличии на рейсе таких вагонов.
Для детей до 12 лет действуют скидки. Необходимо иметь с собой свидетельство о рождении ребенка.
Питание во время экскурсий оплачивается отдельно. Также придется заплатить за багаж, размеры которого более 30×40×50.
Купить билеты
Экскурсии по КБЖД проводятся на электропоезде, катере, теплоходе и ретро-поезде. Единственным официальным туроператором по Кругобайкальской железной дороге является ООО «ТСПК ТУР». Посмотреть актуальные цены и заказать билеты онлайн можно на официальном сайте компании.
Организаторы оставляют за собой право корректировать даты проведения экскурсий и время отправления.
Экскурсия по КБЖД
Путешествовать по хорошо сохранившемуся памятнику архитектуры можно несколькими способами.
Путешествие пешком
Путь по КБЖД вполне удобный, с оборудованными туристическими тропами, местами для кемпинга, палаток, с многочисленными столиками, беседками и лавочками. С собой нужно взять палатку, спальник, удобную обувь, одежду и пр. Продовольственные запасы можно будет пополнять по дороге — приблизительно на каждые 10–15 км пути есть продуктовые магазины.
Туры на поезде
В первом классе ж/д вагонов мягкие кресла расположены парами вокруг столика, во втором классе мягкие кресла парами и тройками стоят друг за другом. Чтобы максимально близко увидеть Байкал, то от Листвянки нужно сесть слева по движению поезда, а из Слюдянки — справа. Но билеты с видом на Байкал стоят на 500 рублей дороже. В зимний период по линии запускается рельсовый автобус.
В вагоне № 2 есть бар с легкими закусками и кофе, во всех вагонах термосы с горячей водой, продаются сувениры. Отправляясь в поездку, нужно помнить, что за багаж 30×40×50 придется доплатить 400 рублей, а чтобы не остаться без атмосферных фото, стоит заранее зарядить мобильные телефоны, так как на отрезке пути «Слюдянка — порт Байкал» нет электричества.
Туры на ретро-поезде по Кругобайкальской дороге
Поездка на паровом ретро-поезде окунает в неповторимую атмосферу начала XX в. В вагоне мягкие кресла стоят напротив друг друга вокруг небольшого столика. А из окон открывается панорамный вид на Байкал и окружающую природу.
На катере, на теплоходе
Водная экскурсия вдоль КБЖД доступна с мая по октябрь. Отправная точка — пристань «Ракета» в Иркутске, микрорайон Солнечный, проспект Жукова, 98Б. Маршрут проходит по Ангаре, вдоль КБЖД до мыса Половинный. С воды открывается необычный ракурс на инженерные конструкции. Однако заказывать билеты нужно заранее, не позже чем за две недели. Поездка возможна при наборе группы от 20 человек.
Расписание
В высокий сезон, то есть с мая по октябрь, туры на поездах по Кругобайкальской железной дороге организуются четыре раза в неделю. В остальное время — только по выходным при условии благоприятных погодных условий.
На электропоезде экскурсии по классическому маршруту проводятся в четверг, воскресенье, по зеркальному — в понедельник и пятницу. Время начала путешествия зависит от маршрута и поезда. Классическийна электропоезде начинается в 06:30 или в 07:40. Точное время нужно уточнять у менеджера тура. Зеркальный тур (от Драмтеатра имени Охлопкова) начинается в 09:00.
На ретро-поезде знакомство с КБЖД возможно в среду, четверг, субботу и воскресенье. По средам и субботам ретропоезд отправляется от станции «Иркутск-пассажирский» и следует по маршруту «Иркутск — Слюдянка — Порт-Байкал — Листвянка — Иркутск». В ч етверг и воскресенье отправление от Драм. театра по маршруту «Иркутск — Листвянка — Порт-Байкал — Листвянка — Иркутск». Экскурсия стартует в 07:42 и длится 10,5 часов.
Круиз по КБЖД начинается с отправления от Драмтеатра в 08:30. Расписания круизов нет, так как проводятся они при наборе групп от 20 человек.
Маршрут, тоннели и станции Кругобайкальской железной дороги
Организованные экскурсии поводятся по двум маршрутам. Начало пути по классическому маршруту — центральный железнодорожный вокзал Иркутска. Затем поезд проходит станции Гончарово (Шелехов) и Слюдянка, где можно купить перекусить в дорогу и посмотреть на здание вокзала — единственный вокзал в мире, построенный из белого и розового мрамора. Еще одно место кратковременной стоянки для посадки — Култук.
Далее идут остановки Ангасолка и Киркирей. Последний известен тем, что участок дороги здесь перестраивался дважды, поэтому на Киркирее получилось два тоннеля. Следующая остановка — станция Половинная в долине реки Половинной между мысом Половинным и Чайкиным утесом. Через первый проходит самый длинный тоннель — 779 м, а через второй — самый короткий, всего 30 м. После этого маршрут ведет к Итальянской стенке — галерее с подпорными блоками, один из которых выполнен в итальянском стиле в виде арки.
Последняя станция маршрута — порт Байкал. Здесь пассажиры пересаживаются на паром и движутся в сторону Листвянки, где уже на автобусе возвращаются в Иркутск. От Слюдянки до Иркутска ехать 4 часа 40 минут.
Особенность зеркального маршрута в том, что он начинается там, где заканчивается классический, то есть с переправы на пароме. А заканчивается на железнодорожном вокзале Иркутска.
Совершенно неповторимую атмосферу путешествию создают проходы в скалах через тоннели. В них спрятана десятая часть КБЖД — от Култука до порта Байкал так проходит 8,5 км пути. Тоннели строились для преодоления мысов на скалах, на проходку каждого уходило от полугода до года. Некоторые имеют галереи-порталы, примыкающие с востока (запада) или с обеих сторон. Галереи нужны были для защиты дороги и поездов от каменных осыпей.
Изначально планировалось сделать 20–35 тоннелей, но после завершения постройки пробили 39. Во время строительства второго пути появилось еще два, но до наших дней один из них, № 9, не сохранился. Примечательно, что кладка стен тоннелей отличается, в зависимости от того, кто работал на сооружении этого участка железнодорожного пути: русские, буряты, китайцы и др.
История
Строительство КБЖД началось в конце XIX в., когда Александр III подписал указ о соединении внутренних железных дорог с Сибирью. На тяжелые работы были отправлены каторжники. Но кроме заключенных дорогу строили специалисты из Албании, Италии, применившие уникальный метод кладки камней — глыбы подбирались по форме и выкладывались без использования раствора. Во избежание обвалов, оползней мастера создали более двух сотен подпорных конструкций. Все это технически сложные инженерные сооружения.
От станции Култук до станции Байкал на 84 км приходится 424 сооружения. До 1917 г. этот отрезок КБЖД называли «Золотая пряжка России», так как она соединяла «пряжкой» Транссибирскую магистраль, которая до этого была разделена озером, а стоимость ее строительства была такой высокой, то «пряжка» стала «золотой».
Полноценно КБЖД работала до 1956 г., пока из-за строительства ГЭС на Ангаре не поднялся уровень воды в Байкале и участок дороги от Иркутска до Байкала не затопило. Тогда Транссибирскую магистраль пустили по горам, а изолированный участок дороги стал тупиковым и был признан архитектурным памятником.
Участок КБЖД у поселка Половинная на панораме Google-карт
Вся история КБЖД воссоздана в посвященном ей музее. Он находится в здании ж/д вокзала в поселке Байкал (мыс Устьянский). Экспозиция здесь небольшая, но очень информативная. Есть макеты причала для ледоколов «Байкал», «Ангара», привозивших людей и транспорт до запуска КБЖД, а также 3D модели тоннелей, инструменты, которые использовались в строительстве железной дороги, предметы быта поселенцев и фотографии столетней давности. Посещение Музея включено в туры на ретро-поезде.
Как добраться
В зависимости от типа тура путь к началу железной дороги начинается в разных местах, точную информацию необходимо уточнять у организатора. Туры на поезде и ретро-поезде — классический или зеркальный начинаются из Иркутска, от станции «Иркутск-пассажирский» или от Драмтеатра на К.Маркса, 14.
Доехать до остановки «Железнодорожный вокзал» можно на трамвае № 1, 2, 4а. На автобусной остановке останавливаются маршруты № 326, 543, 579. Чуть выше по улице Челнокова до остановки «Железнодорожный вокзал» идут автобусы № 6, 80, а также маршрутки № 16, 20, 21, 417.
Добраться до старта зеркального тура по КБЖД можно также на автобусах № 11, 16к, 74, троллейбусах № 3, 4, 5, 7, 8 или на маршрутках № 12, 16, 16к, 56, 417 — остановка «Стадион Труд».
Если отправляться в самостоятельный поход, то из Иркутска от ж/д вокзала нужно доехать до Слюдянки. Оттуда сесть на пригородный поезд «Слюдянка — Порт Байкал», курсирующий 3–4 раза в неделю. Чтобы побродить по КБЖД, выйти можно на любой станции.
Для тех, кто хочет отправиться на Круглобайкалку с палаткой, маршрут может быть изменен следующим образом: нужно сойти с электрички «Иркутск — Слюдянка» на станции Темная Падь. Затем пройти 4–5 км по тропе, на которой всегда много туристов, прямо до КБЖД.
На видео путешествие на поезде по КБЖД
Путешествие по Байкалу — рассказ о Кругобайкальской ЖД
Экскурсии проводятся круглогодично, зимой, осенью и весной по выходным, а в высокий сезон — каждый день со среды по воскресенье. Путешествие занимает целый день. В один день поезд стартует с иркутского железнодорожного вокзала, проезжает по части Транссиба, затем по всей КБЖД, доезжает до Порта Байкал, затем осуществляется водная переправа в Листвянку, оттуда автобусом возвращаются в Иркутск.
На следующий день маршрут зеркальный, т. е. едут в Листвянку, переправа, и от порта едут уже по КБЖД и до Иркутска. Чтобы поезд не перегонять, вот так чередуют маршруты. Нам достался первый вариант. Поезд отходит в 8 утра от жд вокзала Иркутска, здание которого нас даже удивило своей симпатичностью:
Может, мы с мужем редко ездим поездами, но тут нас поразило то, что время отправления было указано по московскому времени! А разница с Иркутском у Москвы составляет 5 часов. Мы, как вкопанные, уставились на табло, пытаясь понять, в чем тут дело. Привыкли, что у самолетов время вылета указывается по местному времени.
Нас подвезли от гостиницы к вокзалу, четко сказав, что наш поезд отправляется в 8 утра, а тут 03:01. Вот ведь удивительное дело! Видимо, эту пантомиму работники вокзала видят уже в 1001 раз, так что нам тут же сердобольный сотрудник подсказал, что время московское. =)
На этой экскурсии предусмотрены вагоны 3 классов: I, II и III. Они отличаются удобством сидений, наличием столика, экскурсионного сопровождения и т. п., ну и конечно же, ценой. Один взрослый билет I класса стоит 3500 руб. Правда, у нас эти билеты входили в стоимость тура. Питание оплачивается отдельно. Хотя, честно сказать, от вагона-ресторана там было одно название. Все, что мы решились там взять — чай в пластиковых стаканчиках. Но обед у нас был включен на одной из остановок. Далее, что следует учесть: на отрезке пути от иркутского жд вокзала до Слюдянки (т. е. по Транссибу) есть электричество, показываются на дисплеях фильмы про Байкал, экскурсовод вещает на весь поезд из динамиков. И главное — вагоны отапливаются. А сама КБЖД не электрифицирована, поэтому никакого света, вещания экскурсовода и отопления там нет. Поэтому в плане тепла маршрут со стартом с иркутского вокзала выгоднее, вагоны успевают прогреться утром, и более-менее уютно, а если ехать наоборот — то сначала отопления не будет. Впрочем, летом это, возможно, не так уж важно.
В этом году были перебои с проведением этих экскурсий зимой, как нам сказали, вроде бы, в связи с приватизацией КБЖД. И наш поезд был самый первый в 2015 году, опять-таки, по словам экскурсоводов. Организаторы экскурсии (конкретно на КБЖД) оказались хитрецами: весь наш поезд состоял из вагонов 1 класса. =)) Поэтому, когда пришло время распрощаться с электричеством, и подразумевается, что экскурсовод переходит вещать в вагон 1 класса… сами понимаете. Гид ходила из вагона в вагон, к нам она заходила пару раз минут на 10… все время застревала где-то, люди даже сказали ей, что обижены невниманием. Обязательно узнайте, по какому «борту» вам достались места, стоят они одинаково, а пассажиры одной из сторон поезда получают преимущество на все время проведения экскурсии. Вроде бы при старте из Иркутска лучше садиться слева, лучше уточнить. На зеркальном маршруте — наоборот. Сначала думали, что пассажиры в равных условиях, ведь посреди пути как бы разворот…но нет, в Слюдянке поезд цепляют с другого конца, поэтому наиболее красивый вид из окна будет на всем протяжении пути с одной стороны.
Главное в этой экскурсии — созерцательная часть, поэтому тех, кому интересно и еще не видел, приглашаю посмотреть фотоотчет по КБЖД, где можно подробнее составить впечатление о том, что во время экскурсии можно увидеть: 1 часть альбома и 2 часть альбома. Во второй половине экскурсии, на мой взгляд, собраны самые впечатляющие виды. А здесь далее я расскажу про содержательную часть экскурсии.
Первая часть пути — по Транссибу, от Иркутска до Слюдянки — проходит без остановок, примерно с 8 утра до 12 часов. Но виды, на мой взгляд, тоже очень впечатляющие. Просто Байкала еще не видно.
Затем в Слюдянке делают остановку на полчасика, пока состав цепляют к тепловозу, т. к. КБЖД не электрифицирована.
Здесь можно увидеть даже и довольно интересную достопримечательность — вокзал города Слюдянки — единственное в России здание, целиком построенное из белого и розового нешлифованного мрамора. Проект вокзала был разработан специально для Слюдянки и КБЖД.
Первоначально предполагалось построить в Слюдянке кирпичный вокзал, однако архитекторы и строители-итальянцы, которые занимались проектированием и строительством тоннелей и виадуков на КБЖД, решили изменить материал постройки. В 2005 году ВСЖД провела комплексную реконструкцию здания, воссоздав элементы архитектуры и интерьера начала XX века. Восстановлены ажурные решетки и каменная кладка, в самом здании появились номера отдыха, столовая, комфортный зал ожидания.
Затем, наконец-то, начинается путь по самой КБЖД. Сегодня под Кругобайкалкой имеют в виду ее западную часть от истока реки Ангара до Слюдянки, которая выведена из транзитного движения. Восточная же часть остается магистральной в составе Транссиба. До революции этот короткий участок пути называли «Золотой пряжкой стального пояса России», пряжкой — потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой — потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги. Дорога протяженностью 84 км построена в начале XX века между Портом Байкал и поселком Култук на юго-западном побережье озера Байкал. На этом участке было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяженностью 8994 м. Самые протяженные: Каторжный — 538 м, Хабартуй — 548 м и Половинный — 778,4 м. В обвалоопасных местах было построено 14 км подпорных стенок, 47 каменных и 3 железных галереи. Эти-то инженерные сооружения, помимо дивной природы, и составляют основной интерес при путешествии по КБЖД. Кстати, беспрецедентными были и сроки строительства этого грандиозного проекта — железнодорожный путь по берегу Байкала был построен за 2 года 3 месяца и сдан в эксплуатацию почти на год раньше намеченного срока (чему в значительной степени способствовало начало военных действий на Дальнем Востоке). 30 сентября 1904 г. началось рабочее движение по Кругобайкальской железной дороге. В годы ВОВ начались изыскательные работы по укреплению дороги, однако оценочная стоимость работ оказалась столь высока, что было принято решение полностью переключиться на достраиваемую в то время магистраль между Иркутском и Слюдянкой через горы. В итоге КБЖД постепенно пришла в упадок, крупные поселения вдоль нее захирели. Сейчас это интересный исторический памятник и туристический объект.
Итак, первая остановка — 140 км, Крутая Губа. Мысы Малая Крутая Губа и Большая Крутая Губа, пронизанные тоннелями, ограждают от байкальских ветров долину реки и бухту с пляжами, которые разделяют парные виадуки.