Классификация мотоциклов по кубатуре
Типы мотоциклов: фото, названия, описания
Классические модели
До сих пор идут ожесточенные споры по классификации. Ведь многие байки имеют одинаковую специализацию и конструктивные особенности. Но все согласны в одном — классика подходит для людей как с опытом, так и для новичков. Как раз на нем и стоит учиться вождению.
Он универсален, подходит для езды в городских условиях, и совсем не утомляет водителя на дальних расстояниях. Кроме того, малый вес (в пределах 150-250 килограмм), удобная посадка, мягкое сиденье, прямой руль, телескопическая вилка, задние амортизаторы способствуют не очень быстрому передвижению, что гарантирует комфорт и надежность во время езды. Главное преимущество заключается в легком обслуживании и доступности ремкомплекта. Недостатками можно считать – отсутствие обтекателей и маленькая мощность двигателя.
Дорожные варианты
Конечно, начинать необходимо с классики, а затем, по мере приобретения опыта, вы сможете поменять байк на «универсальный». Такое название он получил из-за возможности передвигаться на нем не только по улицам города, но и по пересеченной местности. Достоинства моделей нового поколения состоят в том, что они оснащены « электронными» помощниками. Антиблокировочная система ABS облегчит ситуацию при экстренном торможении и не допустит блокировки колеса или в другом случае, проскальзывание покрышки заднего ролика при дрифте.
Рассмотрим наиболее популярные виды мототехники.
Нейкед
Характерными особенностями являются отсутствие лобового стекла и пластиковой облицовки. После дефорсирования движка и снятия пластмассы они стали обладать следующими достоинствами:
Крузер(Cruiser)
Крузер(или как некоторые называют Круизер) сделан в стиле американских машин с 1930-х до начала 1960-х годов, таких как Indian и Harley-Davidson, последний в значительной степени определяет данную категорию.
(Harley-Davidson Street)
В основной массе мотоциклы оборудованы V-образным двигателем с большим объемом до 1000 кубов, хотя есть и другие конфигурации. Моторы настроены на низкий крутящий момент, что делает их менее требовательными к езде, потому что на них нет необходимости так часто ускоряться.
Водитель располагается на байке, помещая ноги вперед, а руки поднимаются достаточно высоко, так что спина находится в прямом состоянии или слегка откинувшись назад. При низких и средних скоростях Крузер окажется более комфортным, чем другие мотоциклы. Однако езда в течение длительного времени по автостраде может утомить из-за попыток сопротивляться силе ветра, который бьет прямо в грудь наездника. Аппараты ограничены при поворотах в следствии недостаточности дорожного просвета.
(Honda Shadow VT 750)
Известным представителем данной группы является Honda Shadow 750(на фото выше). На Авито этот Крузер можно купить по средней цене в 250 — 300 тысяч рублей.
Чоппер(Chopper)
Чопперы — это тип Крузера, названные так за то, что они являются «обрезанной» или усеченной версией «родителя». Чопперы чаще всего кастомные проекты сделанные на заказ или «под себя», что приводит к тому, что байк изменяется в соответствии с желаниями владельца и, как таковой, является источником его гордости и достижений.
(Big Dog’s Chopper)
У данных аппаратов стереотипно выставляющаяся вперед вилка, небольшой топливный бак и высокий руль.
Эти мотоциклы были популяризированы в фильме Питера Фонда «Беспечный ездок». Будучи сконструированным в первую очередь для визуального эффекта, Чопперы нельзя назвать самыми эффективными машинами для езды.
Популярная модель категории — Honda Fury1300. Купить Чоппер на Авито можно по цене примерно в 550 000 рублей.
(Чоппер Honda Fury 1300)
Силовой Крузер(Power Cruiser)
Силовой Крузер — это имя используется для обозначения байков в классе Крузер, уровень мощности которых значительно выше. Они часто поставляются с улучшенными тормозами, подвесками и дорожным просветом, а также с превосходной отделкой поверхности и более экзотическим или нетрадиционным стилем.
(Ducati Diavel)
Road Glide Limited
Сухая масса 407 кг, снаряженная 423 кг.
Как описывает производитель, это мотоцикл для тех, кому нравится двигатель Milwaukee-Eight 114 V-Twin и обтекатель Sharknose в форме головы акулы.
Мощный и послушно-отзывчивый двигатель на 89 л.с. с мгновенным откликом на поворот рукоятки акселератора, кушает 6.3 литра на 100 км. Бак мотоцикла на 22.7 литра.
Мотоцикл оснащен всевозможными начинками для удобства передвижения, в том числе системой защиты водителя reflex™ defensive rider systems.
Сейчас цена за этот байк приближается к 2,5 миллионам рублей.
CVO Limited
Сухая масса 411 кг, снаряженная 428 кг.
Этот байк производитель презентует для тех, кто ищет уникальную туринговую модель и агрессивный, местами дерзкий, стиль с премиальной отделкой. Упоминание премиальной отделки намекает, что цена за новый байк будет тоже… премиальной.
CVO Limited придется по вкусу тем, кому нравится самый мощный двигатель от Harley-Davidson.
Еще чуть-чуть и было бы два литра, а так Twin-Cooled™ Milwaukee-Eight 117 выдает 105 л.с., в дополнение мотоциклу колеса Tomahawk™ и рукоятки руля с подогревом.
При объеме топливного бака в 22.7 литра, мотоцикл будет использовать 6.3 литра на 100 км. Здесь тоже задействовано максимальное количество электроники и система защиты водителя reflex™ defensive rider systems.
Все это удовольствие с конвейера обойдется почти в четыре миллиона рублей.
GL1800
Honda Gold Wing Tour MT одарен мощным 6-цилиндровым оппозитным двигателем. Строение двигателя обуславливает очень удачный низкий центр тяжести.
Пуск двигателя тихий при помощи стартер-генератора. А еще он облегчает движение задним ходом. Функцию круиз-контроля можно задействовать через электронную рукоятку газа. Производитель хвалится, что в 2020 году специалисты оптимизировали электронный впрыск топлива и карты зажигания. Среди электронных возможностей отмечается система помощи при старте в гору и даже электронная регулировка ветрового стекла. А ведь когда-то мотоциклисты о таких возможностях могли только мечтать!
Объем бака у него заявлен в 21,1 литра, при этом потреблять он будет только 5,6 литра на 100 км.
Эндуро
Название класса от английского слова endurance — выносливость. Это класс мотоциклов, предназначенный для езды по плохим дорогам, а то и вовсе бездорожью. В зависимости от специализации выделяют несколько типов, которые имеют общие характеристики.
Основными особенностями класса являются:
В классе эндуро есть несколько типов мотоциклов, которые заметно отличаются друг от друга по конструкции. Это кроссовые мотоциклы, собственно эндуро, туристические эндуро, так называемые «паркетные» эндуро, мотарды, триальные мотоциклы.
Honda CR-125 2001 года
Кроссовый мотоцикл — дитя мотогонок по пересечённой местности, а то и вовсе по бездорожью, эксплуатация его на дорогах общего пользования запрещена. Особенности:
Honda XR-250R 2004 года
Вплотную к кроссовым мотоциклам подходит класс хард-эндуро (жёсткий эндуро). Отличия заключаются в большей приспособленности хард-эндуро для гражданского использования — наличие на них минимальной светотехники, панели приборов, на некоторых моделях есть электростартер. В остальном всё то же — жёсткие подвески и спортивная направленность. Хард-эндуро выпускаются также в кубатуре 400, 450, 600 и 650 см³, при чём двигатели большой кубатуры иногда бывают с воздушным охлаждением.
Yamaha XTZ-250 Lander
Обычные «гражданские» эндуро отличаются от спортивных моделей большей адаптацией под двойное назначение — эксплуатацию также и на дорогах общего пользования. Поэтому гражданские эндуро, внешне похожие на кроссовые мотоциклы, отличаются от них следующим:
Гражданские эндуро выпускаются с 4-тактными 1-цилиндровыми двигателями объёмом 125, 200, 250, 400, 450, 650 см³.
YAMAHA XTZ-750 Super Tenere 1997 года
Туристические эндуро — класс, ведущий своё начало от ралли «Париж-Дакар», для участия в котором нужен принципиально иной мотоцикл, чем для участия в одно-трёхдневных гонках эндуро. Этот мотоцикл должен быть рассчитан на длительную езду по бездорожью, и для этого должен иметь:
Всё это имеют туристические эндуро, рассчитанные на длительные автономные поездки по плохим дорогам и бездорожью. Платой за дальнобойность стал большой вес и уменьшение проходимости по сравнению с малокубатурными эндуро. Туристические эндуро требуют достаточно высокой квалификации пилота, так как управлять тяжёлым спортивным мотоциклом, едущим на большой скорости по бездорожью, сможет не каждый.
BMW R1200GS 2008 года
Увлечение поездками по относительно хорошим дорогам с возможностью съезда на плохие (где на чисто дорожном мотоцикле опасно ездить) породило другой тип туристических эндуро — паркетные, или гражданские. Основные их отличия от спортивных туристических эндуро:
Главной особенностью гражданских туристических эндуро является то, что по проходимости, весу и скоростным характеристикам они приближаются к дорожным мотоциклам, сохраняя при этом лёгкость в управлении и преодолении неровностей дороги, присущую всем эндуро.
Husqvarna SMR-510
В США был создан другой тип эндуро — мотард, представляющий собой эндуро с колёсами и тормозами спортбайка. Создавался он для особого типа соревнований «СУПЕРМОТО», где гонка проходит и по грунту, и по асфальту. Главное отличие его от классического хард-эндуро — спицованные колёса размером 17 дюймов под стандартную асфальтную резину и мощные тормоза, позволяющие легко остановить мотоцикл. Кроме того, его подвески адаптированы под эксплуатацию на асфальте. Мотард очень хорош для езды по городу, в том числе по пробкам между машин, по тротуарам и т. д. но требует достаточной квалификации от водителя. Сегодня эти мотоциклы есть в модельном ряде большинства крупных производителей.
Sherco Trial 2.9
Триальный мотоцикл создаётся для специальных соревнований — мототриала, которые заключаются в езде по трассам такой сложности, что на любом другом мотоцикле там не проедешь. Поэтому мотоцикл делается максимально лёгким, с двигателем кубатурой 50-80-100-125 см³. Характеристики двигателя приспособлены под езду по препятствиям.
Спортивный мотоцикл
Suzuki GSX-1300R Hayabusa 2007 года
Yamaha FJR-1300 2003 года
Спортивные мотоциклы предназначены для участия в спортивных соревнования (гонках). За более чем столетнюю историю мотоциклы претерпели большие изменения, начиная от обычных приспособленных для участия в соревнованиях, до специализированных, созданных для конкретного вида соревнований, таких как шоссейно-кольцевые гонки, супермото, мотокросс, спидвей, гонки по льду.
Спортбайки выпускаются с 2-тактным двигателем в классах 50, 125, 250 см³. и с 4-тактным двигателем в классах 250, 400, 600, 750, 1000 см³. и более. При этом в создании спортбайка основной упор делается на получение максимальной мощности от двигателя и максимальной управляемости на высоких скоростях. Особенностями спортбайка являются:
Ducati 1098
Поскольку управление спортбайком (особенно на треке) — задача достаточно сложная и опасная, он выдвигает самые высокие требования к умению водителя и к защитной экипировке, которая делается с максимальной степенью защиты от удара и стирания об асфальт. Однако, высокие скорости делают вождение этого типа мотоциклов довольно опасным, подтверждение чему — спортбайки занимают первое место по количеству аварий и количеству погибших в них.
Использование высоких технологий обуславливает высокую цену. Так, гражданская Honda CBR-600RR стоит 12000 долларов, гоночная Honda CBR-600RR Hannspree — 87 000 долларов.
Подклассами этого класса являются спорт, суперспорт и спорт-турист. Суперспорт отличается 4-цилиндровыми двигателями кубатурой более 1000 см³ (Kawasaki ZX-12R и ZX-14R, Suzuki GSX-1300R), спорт-турист — меньшей мощностью двигателей и приспособленностью под дальние поездки по асфальту: посадкой, близкой к классической, креплениями под кофры, развитой ветрозащитой (Honda CBR-1100XX Blackbird, Yamaha FJR-1300, Kawasaki GTR-1400). Некоторые спорт-туристы имеют карданный привод заднего колеса.
Электромотоцикл («Электрический мотоцикл»)
В основу положен корпус бензинового спортбайка, у которого внутренне пространство занимает блочный аккумулятор (Li-ion или Li-po). Именно от ёмкости АКБ зависит дальность поездки и время зарядки электромотоцикла.
Вместо ДВС и цепного привода, на заднее колесо установлен бесщёточный электродвигатель (мотор колесо). Его мощность определяет скорость во время движения и тяговую силу электрического мотоцикла.
Преимущества и недостатки электромотоцикла в сравнении с бензиновыми мотоциклами:
При мощности электродвигателя до 4000W не требует постановки на учёт и получения номеров.
Не требует топлива.
Не нуждается постоянных ТО.
Нет необходимости в заливке масла.
Нет резких запахов выхлопа.
Экологически чистый, что позволяет кататься в заповедных зонах и городских парках.
Отсутствует ДВС, которые являются основной причиной поломки обычных мотоциклов.
Отсутствие рёва из выхлопной трубы в виду отсутствия и трубы и ДВС.
Нет возможности жечь резину. Блокировка двигателя при нажатии тормоза.
По состоянию на 2019г завышенные цены как на мотоциклы, так и на комплектующие.
Низкие пробег на одном заряде.
Долгое время зарядки.
Быстрый расход заряда при высоких скоростях.
Только воздушное охлаждение: мотоциклы перегреваются и уходят «в режим температурной защиты».
Для зарядки требуются специальные адаптеры и зарядные устройства.
Не всегда возможна зарядка от сети 220V.
На большинстве СТО нет специалистов по электронике.
В холодную погоду ёмкость аккумулятора падает.
Если от мотоцикла питаются другие устройства (мобильные телефоны, плееры, акустическая система, навигатор и т. д.), то пробег на заряде становится ещё меньше.
Нельзя взять с собой дополнительные ёмкости с топливом и просто положить их в кофр или установить на пассажирское сиденье, чтобы дозаправиться, если долгое время поблизости не будет подходящей заправки.
Многие страны всё равно вводят налоги на электромотоциклы, несмотря на то, что выбросов у них нет.
В случае «клина» двигателя нельзя выжать сцепление во избежание блокировки заднего колеса. Но клин электродвигателя явление редкое.
Если аккумулятор разрядился, а поблизости нет зарядной станции, нельзя просто остановить проезжающий автомобиль и попросить поделиться топливом.
При неправильной установке доп. оборудования или его ненадлежащем качестве вполне реально, что оно будет разряжать аккумулятор мотоцикла даже на стоянке или при остановке, и, следовательно, уменьшать пробег на заряде.
Спортивно-туристические
Нечто среднее между туринговыми и спортивными моделями. По уровню комфорта спортивно-туристические модели похожи на туринговые байки. Их сближают прямая посадка, высокое ветровое стекло и другие детали, облегчающие жизнь райдеру. Большую мощность и обтекаемый корпус в пластиковом обвесе спорт-туристы позаимствовали у спортивных моделей.
На спортивно-туристических мотоциклах удобно преодолевать большие расстояния по дорогам с твёрдым покрытием. Пример классического спорт-туриста — CFMOTO 650 TK (ABS). Его 650-кубовый движок выдаёт 61 л. с., а небольшой дорожный просвет в 140 мм и обтекатели положительно влияют на скоростные характеристики. Для вещей предусмотрено два вместительных боковых кофра и небольшая грузовая площадка.
Мотоцикл CFMOTO 650 TK
Спортивные
Самые мощные мотоциклы — лёгкие, с хорошей аэродинамикой и минимальным дорожным просветом. Спортивные мотоциклы подходят профессиональным мотогонщикам и водителям с большим стажем. На них ездят по спортивным трекам.
Дорожные
Лёгкие мотоциклы с объёмом двигателя до 400 куб. см. Благодаря небольшой мощности они просты в управлении и безопасны. Некоторые модели — например, CFMOTO 250 NK (ABS) и CFMOTO 400 NK (ABS) — оснащены антиблокировочной системой, которая повышает безопасность при торможении. Дорожные мотоциклы CFMOTO имеют сбалансированные характеристики и подходят для езды по городу и за его пределами.
Мотоцикл CFMOTO 250 NK (ABS)
Мотоцикл CFMOTO 400 NK (ABS)
Стритфайтеры
Сравнительно небольшая группа. Технические параметры напоминают спорт мотоциклы, но тут отсутствует весь лишний пластик. Очень часто уличными байками становятся спортивные мотобайки, которые попали в дорожно-транспортное происшествие. Модели идеально подходят для совершения различных трюков. Основные их отличия состоят в уменьшенной приборной панели, мощной фаре, а также отсутствии обтекателей. Все механизмы максимально открыты.
Мотоцикл классика
Можно услышать массу названий видов байков, включая родстеры, нейкеды, неоклассику. Тем не менее, все они относятся именно к классическим мотоциклам. Подобные транспортные средства являются наиболее универсальными моделями. Прежде всего, их стоимость достаточно невысокая. С другой стороны, современные классические мотоциклы ничем не хуже спортбайков в плане ходовой. При этом посадка прямая, что сильно повышает комфорт. В то же время, если развить высокую скорость, то водителя будет сдувать.
Возможно, для трассы данная модель будет не самым лучшим вариантом, зато в городе она ведет себя очень уверенно. Из плюсов мотоцикла также выделяется неплохая маневренность и низкая стоимость эксплуатации. Один из лучших вариантов на каждый день.
Кастомы
Это – самый специфический класс мотоциклов. Сюда можно отнести чопперы, драгстеры и диггеры. Как правило, модели не предназначены для серийного производства, их выпуск ограничивается единичным экземпляром или парой штук. В основном, изготовлением подобных транспортных средств занимаются народные умельцы. В результате, параметры могут более чем отличаться. Установить можно любой силовой агрегат и коробку передач. Часто используется сочетание разных деталей из нескольких моделей.
Если же говорить о серийных кастомах, то тут стоит остановиться на Harley-Davidson. Удлиненная передняя вилка, большое количество хрома, привлекательный дизайн – такие мотоциклы не просто средства передвижения, а настоящие произведения искусства. Из плюсов моделей можно выделить оригинальный дизайн и большую мощность. В то же время их стоимость очень высокая, да и ремонт эксклюзивных байков может вызвать некоторую сложность.
«кафе-рейсеры» и «скрэмблеры»
Кафе-рейсеры и скрэмблеры также можно отнести к стандартным мотоциклам. Кафе-рейсер — мотоцикл, предназначенный для прогулок на небольшие расстояния.
Зачастую жизнь мотоцикла-каферейсера начинается с переделки стандартного байка в каферейсер, при этом со стандартного аппарата снимают всё лишнее, даже отпиливают хвосты, переделывая байк из двухместного в одноместный.
Его дизайн оптимизирован для достижения скорости и управляемости в ущерб комфорту езды.
Сам термин «Cafe Racer» возник в Великобритании в 60-х годах, как ироническое название мотоциклистов, изображавших из себя «крутых» профессиональных гонщиков, паркуя свои машины рядом со своим столиком в кафе.
Еще один кафе-рейсер, на котором очень непросто кататься вдвоем…
А «скрэмблеры» — мотоциклы двойного назначения, предназначенные и для асфальта и для езды по пересечённой местности.
Два новейших мотоцикла Ducati Scrambler 2019 модельного года, оснащенных ABS, работающем в повороте и мультимедийной системой для прослушивания музыки и даже общения по телефону.
У скрэмблеров длиннее колесная база, а значит и бОльший, чем у «кофейников» комфорт. Есть и место для пассажира, на котором пусть не так и комфортно, но доехать из точки «А» в точку «Б» вполне реально.
Адвенчеры
Адвенчеры, путешественники или как еще их называют «мотоциклы ADV» — одни из самых универсальных мотоциклов для дороги и бездорожья.
На них можно перемещаться как по скоростному шоссе, так и в условиях полного бездорожья. На некоторых таких мотоциклах, как и на туристах есть подогрев сидения и руля, для перевозки скарба опционально можно даже установить кофры. Высокая посадка, позволяющая в буквальном смысле парить на дорогой, удобные подножки, на которые можно встать чтобы размять ноги во время длительного путешествия — вот некоторые характерные черты типичного адвенчера.
Какие классы мотоциклов бывают?
Классицизм
Текст Владимир Здоров
Фото Архив редакции
>> Неравенство классов в контексте истории может приводить к революциям и гражданским войнам. Но если речь идет о мотоциклах, то это океан видов и категорий, с собственными субкультурами, подразумевающим определенный дресс-код и даже поведение для владельцев …
Надо заметить, что тема эта довольно скользкая и правда у каждого из производителей своя, скажем, компания BMW ввела в обозначение своих дорожных моделей сугубо автомобильный термин родстер и, что любопытно, уже который год даже специализированные издания используют его без всяких сомнений. Если не уходить в специфические дебри, способные довести до Адама и Евы, то упрощенно все типы мотоциклов можно разбить всего лишь на… пять классов! Да, вот такое богохульство! То есть это дорожные машины, «чистые спортсмены» (MotoGP, WSBK, Speedway, триал, ралли-рейды и т.д.), аппараты для бездорожья, скутеры и мотоциклы с коляской! Как бы все… Но все не так просто, поэтому придется немного углубиться.
Дорожные мотоциклы
Мотоциклы с прямой посадкой пилота и минимумом пластика. Иногда их еще называют классическими мотоциклами, и, как следствие, современные реплики машин, которые выпускались в середине прошлого века, вполне заслуженно получили определение – неоклассики. Типичные представитель: Honda CB 1100 EX.
Спортбайки
Мотоциклы с эмбрионной посадкой пилота и прочими признаками исключительно спортивных машин: низкие клипоны, море пластика, форсированные двигатели. Современные гражданские спортбайки уже давно и прочно шагнули к отметке 200 л.с., а некоторые модели даже перепрыгнули эту планку… Чистокровных гоночных коллег спортбайков называют супербайками и, хоть формально производители говорят о почти полном сходстве своих гоночных и гражданских машин, это не так.
Нейкеды
Самый дешевый способ отремонтировать разбитый спортбайк – выкинуть весь умерщвленный пластик и поставить прямой руль вместо клипонов. Так появились первые нейкеды (от англ. naked – голый). Со временем заводы уловили тенденцию и стали выпускать такие модели серийно. В большинстве случаев их создают по «классическому» рецепту – то есть «раздевают» спортбайк, делают посадку пилота чуть более человечной.
Иными словами, приспосабливают для городской эксплуатации. Однако есть модели, которые изначально проектировались именно как нейкеды и они не имеют в своей родословной родителей – спортбайков. Еще одно из распространенных названий – стритфайтер (то есть уличный боец), по сути тот же нейкед, но, как правило, очень кубатурный и «злой».
Классический пример: Ducati Streetfighter и его антипод, – добрый и беззащитный нейкед BMWG310R.
Супермото
По одной из версий, первыми такие мотоциклы придумали хулиганствующие французы. Правда, есть и те, кто приписывают эту историю американцам, хотя концепцию «постройки» супермото это не меняет: с типично кроссового аппарата удалялись не нужные для асфальта ингредиенты. Спереди и сзади ставились 17 дюймовые колеса, обутые в шоссейную резину, иногда занижалась подвеска, усиливались тормозные механизмы. И, вуаля, мотоцикл для уличных безумств готов!
Разумеется, производители не остались в стороне и начали выпускать такие модели серийно, например KTM 690SMC и его аморфный и уже канувший в Лета антипод, – Honda FMX 650. Иногда машины этого класса так же называют мотардами.
Гипербайки
Родоначальником этого класса можно считать мотоцикл CBR1100XX Super Blackbird, представленный публике в 1996 году. Считается, что это был первый серийный мотоцикл, достигший 300 км/ч (правда, трехзначные значения были получены не без помощи тюнинга, «официальная» максимальная скорость «Дрозда» – 290 км/ч).
Основное для производителя в истории с гипербайками – именно мощностные и скоростные характеристики, пусть и в ущерб управляемости. Яркие представители класса: Suzuki GSX-R1300 Hayabusa и Kawasaki ZZR 1400.
Спорт-туристы
Главное отличие «туристов на фитнесе» от гипербайков – больший акцент на комфорт. Посадка пилота уж не столь радикальна, часто вместо цепи в главной передаче обитает кардан, иногда производитель использует интегрированные кофры. Однако не стоит путать спорт-туристов с «чистыми» туристами, о чем немного дальше. Вот классические образчики: Kawasaki GTR1400, Yamaha FJR1300, Honda Pan European…
Туристические мотоциклы
Оплоты сибаритства и комфорта, причем как водителя, так и пассажира: наиболее яркий представитель данного класса – Honda GL1800 Gold Wing.Такие мотоциклы – экстракт возможностей производителя, сгусток технологий и достижений. Как понятно из названия, основное предназначение этих машин – путешествия по асфальту. Встроенные кофры здесь уже скорее стандарт, иногда такие мотоциклы сразу с завода оснащаются музыкальной системой, часто можно встретить шестицилиндровые двигатели, из удобств есть всё, что только можно представить, начиная от круиз-контроля и заканчивая электрорегулируемым ветровым стеклом.
Эндуро
Мотоциклы предназначенные для езды как по дорогам так и по пересеченной местности. Американцы называют машины этого класса Dual Purpose- то есть, двухцелевые, что немного точнее отражает их суть. Дело в том, что в этом классе существуют еще несколько ответвлений – легкие эндуро, в большей степени ориентированные именно на бездорожье, тяжелые модели, предназначенные для туризма по дорогам всех направлений. Яркий представитель легкого эндуро – Honda XR250 и его противоположность – Yamaha XTZ1200 Super Tenere – тяжелый туристический эндуро. Любопытно, что и в стане тяжелых туристических эндуро есть свои антагонисты: Honda CRF1000L AfricaTwin с откровенно внедорожной геометрией: 21 – дюймовым передним и 18 дюймовым задним колесом и проасфальтовая Ducati Multistrada.
Последняя модель до прошлого года была вообще вещью в себе, когда в 2009 году итальянцы представляли новинку на Канарских островах, для прессы было объявлено, что это вовсе не эндуро, а мотоцикл для любых направлений, что и отражено в названии – Multistrada. Однако рынок диктует свои условия и в прошлом году у Ducati наконец то появилась долгожданная модификация Multistrada Enduro для плохих дорог: на спицованных колесах, с развитой защитой двигателя и еще рядом важных изменений, позволяющих передвигаться не только по идеальному гравию коттеджного поселка. Здесь вполне можно провести аналогию с компанией Porsche, весьма долго «державшейся» на фоне пустившихся во все тяжкие «кроссоверные» деяния конкурентов, но, в итоге, сдавшейся и выпустившей на рынок одну из самых своих продаваемых моделей – Porsche Cayenne.
Кроссоверы
Этот автомобильный термин наиболее точно определяет такой тип мотоциклов: будучи наделенными чертами как эндуро, так и мощных дорожных мотоциклов, эти детища смешения классов, за редким исключением, одинаково плохо ведут себя как на асфальте, так и вне его. Литые колеса становятся гарантированной привязкой только к хорошим дорогам, а широкий и высокий руль (залог удобной посадки райдера) вкупе с дефорсированными двигателями окончательно делают такие мотоциклы универсальными – то есть одинаково никакими. Яркий пример, – Kawasaki Versus, успешный в любых дисциплинах середнячок, то есть, настоящий кроссовер.
Чопперы
Бак – каплевидной формы и минимального объема! Удобства? Это для чоппера вторично – главное стиль! Если вы хотя бы раз видели фильм EasyRider, то как выглядит чоппер вам объяснять не нужно. Разумеется, со временем компании поняли ускользающую выгоду и стали производить такие модели серийно, один из современных представителей это культуры – HarleyDavidsonDynaWideGlide. Само-собой, парни из Милуоки не единственные, кто греется на этой теме. Помимо компании Indianесть похожие мотоциклы и у японского квартета мотопроизводителей, дело не обошлось без корейцев и вездесущих китайцев.
Круизеры
Дрэгстеры
Изначально дрэгстеры это специально созданная техника исключительно для гонок на ¼ мили – преимущественно американская забава. Однако со временем так начали называть очень мощные мотоциклы, где производитель во главу угла ставил исключительно мощность и брутальность и, желательно, никакого пластика. Впоследствии появились мотоциклы, лишь мимикрирующие под этот стиль. Принято считать, что родоначальник этого класса в мире гражданских аппаратов – Yamaha V-Max 1200, созданный в 1985 году японцами мотоцикл имел весьма пристойные даже по современным меркам 145 л.с. и… не предусмотренные заводом «опции» в виде управляемости и сколь либо приличных тормозов. Впрочем, на популярности модели это никоим образом не отразилось и армия ее фанатов по-прежнему весьма многочисленна. Современный V-Max оснащен двигатель объемом 2000 см 3 и развивает 200 л.с..
Бэггеры
Бэггеры – плод игрищ маркетологов по привлечению новых клиентов. Если «туриста» обрезать по верхней линии силуэта, убрать ему верхний кофр и опустить настолько низко к земле, насколько это возможно, то получится бэггер. Стиль, которые американцы характеризуют как long& lowто есть, низкий и длинный. Здесь как раз картинка может быть лучше тысячи слов, взгляните, например на Honda F6B Bagger или BMW K1600B Bagger.
Бобберы
Боббер (от англ. bobber — «коротко стриженный») максимально облегченный от «лишних» деталей мотоцикл. Крылья или обрезаются или удаляются вовсе, все, что можно безвозвратно удалить с техники, но так, чтобы она при этом перемещалась – убирается. Отличительный признак – сиденье велосипедного типа (истинный боббер – всегда одноместный). Стиль зародился в 40-50-ых годах прошлого века в США, до нас добрался относительно недавно. Как правило, бобберы строятся на основе большекубатурных моделей.
Кафе-рейсеры
В конце 1950-х годов в Лондоне появилась «гоночная трасса»: от кафе «Ace Cafe», британцы устраивали гонки непосредственно на улицах города, с обязательным возвращением в ставшее в последующем знаменитом заведение, где за чашечкой традиционного 5 tho’clocktea хвастались друг-другу своими подвигами. Со временем движение стало популярным и владельцы стали переделывать мотоциклы. В целом концепция изменений была схожа с бобберами, но с существенными отличиями – низкий руль или клипоны, обтекатели для уменьшения сопротивления, то есть меньше эпатажа и больше скорости. Изначально кафе-рейсеры были преимущественно на британской основе: Triumph Bonneville, Norton 500 Manx, Norton 30M, со временем мотоциклы такого класса стали производить серийно, а на новую потребительскую поляну забрались и другие производители. Типичный современный кафе-рейсер, – Triumph Street Cup.
Скрэмблеры
В 50-70-ых годах производители мотоциклов стали делать свои дорожные модели более универсальными: ставилась защита двигателя, поднимались глушители, колеса у таких машин, как правило, были спицованными с резиной, имеющей некоторые претензии на бездорожье. Иногда, на манер кроссовых мотоциклов, поднималось переднее крыло и увеличивались хода подвесок. Со временем, интерес к таким машинам постепенно угас, но последнее десятилетие снова возродился. Сейчас на нашем рынке есть несколько компаний, которые предлагают свое видение этого класса. Triumph Street Scrambler, Ducati Scrambler Icon, BMWR Ninet Scrambler… По своей сути скрэмблер – винтажный аппарат, ностальгическое прочтение прошлого в преломлении настоящего, где сегодня продолжателями традиции таких машин являются куда более мощные и универсальные кроссоверы.
Кастомы
От англ. – custom, изготовленный на заказ. Строго говоря, любой мотоцикл, выполненный индивидуально или под определенные требования заказчика, либо в единичном экземпляре или в крайне лимитированном количестве.
Как правило, строятся на базе чопперов, но так же могут быть сделаны на любой другой основе, вплоть до спортбайка или скутера.
Мокики и Мопеды
Скутеры
От англ. – to scoot, удирать. Отличительная особенность большинства скутеров, проем для ног водителя, развитая капотировка, обеспечивающая больший, нежели на мотоцикле комфорт, вариаторная трансмиссия и блок мотор-колесо, расположенный под сидением водителя. Однако есть исключения. Один из наиболее популярных скутеров всех времен и народов, создавший целую субкультуру, выпускающийся с 1946 года и по настоящее время, Vеspa – оснащен механической коробкой передач. На другой стороне – огромные максискутеры, по удобству и комфорту ни в чем не уступающие большим туристическим мотоциклам. Есть скутеры, предназначенные для легкого бездорожья, скажем, Yamaha BWS 50, существуют версии с двумя колесами спереди (Piaggio), скутеры с крышей над головой водителя.
Существовали и грузовые модификации, например трехколесный мотороллер «Муравей», с большой грузовой платформой сзади. Сейчас такие варианты есть у многочисленных китайских производителей. Из современных «грузовиков» такого формата на нашем рынке, помимо бесчисленных и малоизвестных науке «китайцев», можно назвать индийский Bajaj Avenger.
Скутеретта
Промежуточное звено между скутером и мотоциклом. Основных отличий от скутера два: большие, 17-дюймовые колеса (на большинстве скутеров, диаметр колес почти никогда не превышает 15 дюймов) и механическая трансмиссия, правда, с автоматическим сцеплением. Родоначальником класса считается Honda Cub, которая производится с 1958 года и по настоящее время! Даже без учета многочисленных клонов и подделок, выпущено уже около 90 миллионов! Такой вид транспорта наиболее развит в странах Азии.
Питбайки
Считается, что питбайки пришли к нам из Штатов, а появились они благодаря… лени механиков и гонщиков, не желающих перемещаться в технических зонах пешком! Со временем этот класс подрос до вполне серьёзных размеров, где уже встречаются варианты с двигателями рабочим объемом 160 см 3 и мощностью за 30 л.с.. Такие мини-мотоциклы легко пробивают барьер в 100 км/ч и требуют серьёзных навыков управления. В этом формате так же существуют мини-мотарды и минимото. Последние бывают совсем крошечных размеров, с двигателями объемом 40 см 3 и снаряженной массой 25 килограммов. Надо заметить, что разновидностей в этой категории не меньше, чем нелегалов в Европе.
Мотоциклы с колясками
Некогда весьма популярные мотоциклы этого класса сейчас полностью утратили актуальность. А чего тогда только не было в этом формате: Jawa с фантастической по красоте коляской Velorex 562, Ижевский завод так же делал варианты своих «Планет» и «Юпитеров» с колясками. Ныне нэзалежная производила «Днепры», но все это – прошлое. Только господа из Ирбита сумели выжить в резко изменившемся рынке приоритетов, и сейчас импортируют порядка 1500 единиц продукции за рубеж в год. География экспорта широкая: от Австралии до Америки. Несмотря на 3 модификации – Урал Ретро, Урал Ретро М70 и Урал CiTi – это практически один и тот же мотоцикл. Есть в производственной линейке и варианты с приводом на колесо коляски, настоящий 2WD: Урал GearUp и Урал Patrol. Стоимость в России – в диапазоне 600 000 – 700 000 рублей, что во многом объясняет почти нулевой спрос на отечественном рынке. Сейчас мотоциклы с колясками – удел истинных ценителей таких машин.
Трайки
Грубо говоря, трайком можно назвать любое транспортное средство с тремя колесами, но в нашей классификации это будут трехколесные мотоциклы, где спереди будет одно колесо, а сзади – два. Часто в конструкции трайков много и широко используются автомобильные ингредиенты, вплоть до двигателей и подвески в сборе (для задней части машины). Получается своеобразный кентавр.
Так что все обладатели «обычной» «В» вполне легально могут эксплуатировать и трайки. Такие, надо заметить, весьма эксклюзивные аппараты есть и на нашем рынке, цены соответствующие, например трайк Rewaco RF1 LT3 стоит 2, 5 млн. рублей. Есть и конструкции, где спереди уже два колеса, а сзади – одно. На этом поприще одним из наиболее успешных производителей является канадская компания Bombardier Recreational Products (BRP) с целой линейкой машин такого класса, например Can-Am Spyder F3. Иногда такие машины еще называют родстерами, собственно, именно так их обозначает и сама компания BRP, но технически это все-таки трайк.
На стыке классов
Разумеется, все существующие мотоциклы нельзя вогнать в рамки классификации, куда скажете девать такие эксклюзивы как Dodge Tomahawk с 10-ти цилиндровым двигателем от автомобиля Dodge Viper или совершенно безумный Y2k с газотурбинным двигателем (производства Rolls-Royse) от вертолета, мощностью 420 (!) лошадиных сил. Есть и куда более прозаичные варианты, тем не менее, не вписывающиеся в определенный класс – не удивлюсь, если в скором времени так называемые howerbikes(летающие мотоциклы) станут реальностью, а в какой класс записать КТМ 990 SMT, где SM это супермото, а Т – туризм? Мир не статичен, а значит, что в скором времени гендерное древо мотоциклов разрастется еще больше.