Кнопка спасибо в авто
Кнопка «спасибо» в правый подрулевой.
Захотелось быть вежливым. Логика работы кнопки проста. При нажатии на кнопку аварийка мигает три раза.
Схема реализована на двух стандартных реле обычном 4 контактном и реле стеклоочистителя.
Автор схемы KastomGT
Купил реле, колодки. Стал вопрос, куда воткнуть кнопку. На этом и заглохло. Но, как раз начал барахлить левый подрулевой — дворники не включались иногда. А любой ремонту нас к тюнингу.
Купил новый переключатель. Стандартный. С кнопками от люксовой приборы жаба не одобрила. Полез в коробку со списанным хламом. Надербанил геймпадов и подобрал подходящую кнопку. Лепесток разборный. Нижняя крышка снимается если поддеть.
Далее напилинг. Главное учесть толщину крышки — кнопку не должно зажимать. Крышку тоже пришлось подпилить в месте размещения кнопки. Кнопка не должна заедать.
Делаем кнопку — кусок макетки, кнопка без фиксации, провод с разъемом.
В сборе. Кнопка на кске макетки просто вставлена в пропитенные пазы. Под провод в крышке проточил вырез.
Так все получилось. Колхоз в глаза не бросается.
Два реле, две колодки два диода и жменька клемм. Так как было уже холодно все рассчитано на подключение без скруток и пайки. Из колодки кнопок извлекаем клеммы и вставляем от схемы. Все закрепил за приборной панелью за ее левое крепление.
PS Использование в течении двух месяцев показало, что доработка полезная, но надо делать кнопку более жесткой для исключения случайного нажатия. Потеплеет — поставлю пружинку между кнопкой и микропереключателем.
Удлинитель поворотников + кнопка «спасибо». Часть 1. Сборка устройства
Доброго времени суток!
Все слышали (видели как кто-то делает) про удлиннитель поворотников, а многие и реализовали в своем авто данный девайс.
Что это такое и с чем это едят?
Тем кто знает, что это такое — можно пропустить этот пункт.
Предвидя вопросы тех, кто не в курсе что это такое, поясню.
«При включении поворотника, осуществляет 4-х секундную задержку. Т.е. перед перестроением в другой ряд достаточно просто ткнуть рычаг поворотника и отпустить (без фиксации) — сигнал будет работать в течении 4-х секунд самостоятельно, а затем выключится. Если во время задержки ткнуть рычаг в другую сторону, то незамедлительно начнет работать другой поворотник.»
Приступим к изготовлению!
Приборы и материалы: (как в лабораторной работе)
1. Умение держать паяльник в руках )
2. Огромное желание делать и сделать )))
3. Прямые руки
2. «Пищалка», изображенная на схеме мне не нужна — убираем ее со схемы. Значит и место на плате освободится )))
И добавляем пару конденсаторов на вход вольтрегулятора. (хуже не будет)… Реле использовал какие смог приобрести на 12В. (модель BS-115C-12A).
Остальное без изменений.
3. Запускаем любимую программу Sprintlayout_5 и компонуем печатную плату под свой курпус. На рисунке видно, что размер печатки стал меньшим. Но как оказалось далее — недостаточным. Запихал плату в еще меньший корпус.
4. Как обычно, переводим рисунок на плату, избавляемся от кальки, которую на тот момент использовал (мочим в воде и скатываем). Многие пишут, что результат отличный дает. Видно не умею я на ней переводить рисунок…
5. Кидаем в раствор хлорного железа. Травим, моем, сушим.
6. Растворителем избавляемся от тонера. Видим косяки (некоторые дорожки «слиплись»). Устраняем косяки.
7. Сверлим отверстия под элементы. Стачиваем плату под размеры будущего корпуса
8. Лудим припоем с паяльником. Довольно симпатично вышло )
9. Устанавливаем элементы на плату и припаиваем их.
10. Чтоб в корпус плата окончательно вошла, пришлось еще подпиливать. Т.к. первоначально плата планировалась устанавливаться в другой немного больший.
Испытал всю прелесть установки и использования чип-резисторов и чип-конденсаторов )))
11. А вот и плата в корпус вошла ))) Самый любимый мной корпус из нестандартных, которые не купишь в радиомагазине…
12. Корпус для этого изделия оказался впритык подходящим. Закрылся аж «со скрежетом» )))
Плотнячком!
Но на этом рассказ не заканчивается…
Программирование микроконтроллера Attiny12L
1. Берем наш простой программатор, собранный немного ранее в этой теме:
Простой LPT программатор AVR микроконтроллеров (5-ть проводков)
Прошиваем. Данные прошивки и другие полезные фалы берем тут:
Ссылка на файл с прошивкой и платой
2. Процесс программирования Attiny12L хорошо расписан vasilii76 на форуме тут:
www.lkforum.ru/showpost.p…p?p=3427864&postcount=273
Прошил контроллер, установил в устройство )))
Теперь нужно будет установить на авто и протестировать!
Подобрать для себя оптимальный вариант прошивки и доработать переключатели (в случае необходимости)
Кнопка «спасибо / извините» для автомобиля
Водители, как и многие другие существа, для общения часто пользуются своеобразной сигнальной мимикой. У тетерева, – это хвост, у камбалы – плавники, а у водителя – фары. Чтобы предупредить коллегу о том что на дороге дежурит «злой гаишник» или попросить пропустить, пользуются главным светом. У большинства машин чтобы мигнуть фарами достаточно кратковременно потянуть на себя подрулевой рычажок. Это удобно и практически никак не отвлекает от управления. Но, вот, благодарят или извиняются водители включая на несколько секунд аварийную сигнализацию (это когда мигают одновременно все «повороты»). В большом городе пользоваться «аварийкой» («простите», «спасибо») приходится довольно часто, а вот место положения данной полезной кнопки зачастую выбрано не удобно. Например, в машине «ВАЗ-2110» эта кнопка расположена на консоли возле часов или компьютера, её не всегда с первого взгляда удается найти. Аналогично и на многих иномарках. Нужно отвлекаться от управления, искать её глазами, к тому же требуется два действия, – раз нажать чтобы её включить и еще раз чтобы её выключить. Не удивительно, – ведь она не предназначена для активного использования во время движения.
По моему мнению, в машине должна быть кнопка, которая при одном нажатии давала бы два-три мигания «поворотов» и только, она должна быть расположена в легко доступном месте, не требующим отвлечения от управления машиной. Естественно, что это только как дополнение к основной системе аварийной сигнализации.
Кнопку «спасибо/извините» можно разместить на козырьке приборной панели, на рычажке «поворотов» или в другом очень легко доступном месте. А в «десятке» на мой взгляд самое удобное для неё место, – это пустая заглушка слева над клавишей включения главного света. Заглушку можно снять и просверлив ней небольшое отверстие поставить туда красную кнопочку тумблерного типа или «домофонную».
Заниматься доработкой штатной системы сигнализации я не стал, а сделал самостоятельное устройство, включающее при помощи двух реле все сигналы поворота.
Работает просто. В удобном и доступном месте установлена кнопка. Раз нажал, и поехал дальше. Схема сама мигнет сколько надо и выключится.
нажмите на картинку для увеличения…
Схема состоит из одновибратора и мультивибратора. Оба – на одной микросхеме типа К561ЛА7. Мультивибратор сделан на её элементах D1.3 и D1.4. От его частоты зависит быстрота мигания ламп. Импульсы с выхода этого мультивибратора поступают на ключ на транзисторе VT1, а в его коллекторной цепи включено два реле К1 и К2. Контакты этого реле подключены так, что при подаче тока на их обмотки они подают ток на лампы левого и правого сигналов поворотов. Ток через обмотки прерывается, поэтому и лампы мигают.
Число миганий зависит от того сколько времени после нажатия кнопки работает мультивибратор, ну и, конечно, от частоты мигания. Этим заведует одновибратор на элементах D1.1 и D1.2. Пока кнопка S1 не нажата на выходе элемента D1.1 присутствует логический ноль. Этот ноль держит мультивибратор, и на его выходе есть тоже ноль, транзистор закрыт, реле выключены.
При нажатии кнопки S1 на выводе 2 D1.1 появляется логический ноль, который запус-кает одновибратор. На выходе D1.1 формируется одиночный положительный импульс, длительность которого зависит от параметров цепи C2-R2-R3. В течение его действия мультивибратор D1.3-D1.4 работает и генерирует импульсы, поступающие на ключ VT1, а реле мигает сигналами поворота.
На схеме показана часть схемы автомобиля в части управления сигналами поворота. Показано штатное реле, лампы и подрулевой переключатель. По питанию дополнительная схема подключается практически к контактам 49 и 31 этого реле. А контакты реле К1 и К2 подключаются к контактам подрулевого переключателя. В общем, учитывая расположение всего перечисленного в левой части салона автомобиля, то можно дополнительную схему расположить прямо на монтажном блоке, который открывается крышкой слева от руля, снизу (имеется в виде машина ВАЗ-2110 до 2006 года выпуска). Либо внутри приборной панели за той же крышкой (там очень много места и есть куда прикрутить лишний кронштейн). Саму кнопку нужно вывести в более доступное место, как уже сказал, мне кажется более удобным на заглушку выше клавиши главного света.
Реле К1 и К2 типа BS-115-1C с обмотками на 5V. Так как номинальное напряжение питания 12-13V, то обмотки реле включены последовательно (10V), а оставшиеся 2-3V компенсированы резистором R8. Можно использовать реле с обмотками на 6V, тогда резистор R8 не нужен
Или взять реле с обмотками на 12V, – в таком случае включить их параллельно. Микросхему К561ЛА7 можно заменить зарубежным аналогом. Использовать К176ЛА7 не желательно из-за меньшей надежности.
Кнопка должна быть замыкающей, без фиксации замкнутого состояния. Монтаж выполнен на печатной макетной плате размерами 60×70 мм. На этой плате расположены все детали кроме кнопки. Крепление в машине – кронштейном за край платы.
Налаживание заключается в установки продолжительности сигнала и частоты мигания. Делать это нужно уже на машине, чтобы видеть как это будет выглядеть, поэтому, резисторы R3 и R5 подстроечные. Сначала, удерживая нажатой кнопку, резистором R5 установите желаемую частоту мигания ламп, желательно почти такую же как при включенной «аварийке». Затем, отпустите кнопку и подождав не менее 10 секунд нажмите её и отпустите. Делая так несколько раз подстройте резистор R3 так, чтобы после каждого нажатия-отпускания кнопки было три мигания. Если хотите больше или меньше, – сделайте больше или меньше.
Аналогичное устройство можно установить в практически любой другой автомобиль.
Удлинитель поворотников + кнопка «спасибо». Часть 2. Установка в авто
Теперь напишу про установку.
Встраиваем кнопку «спасибо» в подрулевой переключатель
2. В радиомагазине заранее была приобретена кнопка модели spa-106-b1 за 14р с красным колпачном! С черным колпачком не было, сойдет и с красным…
3. Сверлим (прожигаем, выковыриваем — выбирайте нужный способ) отверстие под кнопку.
Не было под рукой дрели-шуруповерта, пришлось пустить в ход паяльник, отвертку )))
Фиксируем провод в нужном положении, чтоб «не дергался при операции» )
4. Берем стержень от термопистолета. Плавим паяльником и тем самым фиксируем кнопку в подрулевом переключателе
5. А что провод то белый? Какой был — такой и использовал. Экранированный от пожарной сигнализации! Термоусадка превращает белый провод в черный (а вообще почти в любой цвет термоусадку можно приобрести)
6. Переключатель готов к установке. Кнопка была заранее проверена (ну мало ли какая она)…
Изготовление клемм, проводов для подключения
1. Решено было не резать штатную проводку, а использовать клемы на 2,8 мм (вроде). Такие только «мамы» используются в колодке под кнопку аварийки.
2. Т.к. заводских клемм у меня не было, а установить устройство очень хотелось, то на ум пришла такая идея. Сделать клеммы — папа (всего их 5-ть надо). Нашел в закромах нужную пластинку из меди и процесс пошел )))
3. Собрал нужное количество клемм, проводов. Белый провод превратил в синий с помощью термоусадки.
4. Установил провода в устройство удлиннения поворотов.
5. Вначале одноцветные провода просто скрутил, но позже спаял их, так намного надежнее будет.
Подключание к проводке авто. Схема подключения
1. Встал вопрос по подключению к штатной проводке. На форуме калины нашел одну фотку по подключению. Но там не все было понятно.
В схемах не очень силен, но покапавшись, профильтровав материал пришел к следующему.
Перекромсав и выкинув ненужное из большой схемы авто, получилась вот такая схемка.
Тут теперь любой разберется в два счета )))
2. А теперь мои фотки подключенного устройства. Для подлючения не потребовалось снимать «бороду». Просто откручиваем пепельницу и выдергиваем колодку с переключателя аварийки
3. Далее устройство в корпус. Устройство установлено!
Тест устройства показал превосходные результаты!
Настроил кнопку на 3-и срабатывания кнопки «спасибо», а также удлиннение поворотников сделал до 3-х морганий.
Настроить можно хоть на сколько морганий: от 2-х (т.к. одно моргание не актуально джля удлиннителя) до N-го числа.
Это настраивается отдельно для удлинннения и отдельно для кнопки «спасибо»
Лада Калина Седан 2006, двигатель бензиновый 1.6 л., 82 л. с., передний привод, механическая коробка передач — электроника
Машины в продаже
Комментарии 39
Здравствуйте, остался жёлтый и синий провод, подскажите, как в калине подключить кнопку спасибо? Плюс и минус брал с прикуривателя, от зажигания брал с проводов идущих к вкл света, все перерыл никак не могу подключить кнопку спасибо.
ответил в личных сообщениях.
Можете такую штуку собрать для Калины2? Я тоже хочу кнопку «спасибо» в рычажок)
Вообще супер, еще б видео по установке, точнее по подключению, чтоб было более наглядно, так как я к примеру в схемах не силён, а так в ближайшее время приобрел бы и ещё вопрос, а данный девайс будет при покупке уже с подключнеными продами и клемами или нет?
Неплохо с кнопкой получилось.
А вот реле заинтересовало. После немцев осталась привычка к вежливым поворотникам.
на приору такое подойдет www.drive2.ru/b/1235563/
за 500 рубленных будет вашим. Хотя можно самому собрать, вся информация имеется
Если честно, не хочется заморачиваться с травлением плат и поиском программатора…
Опять же к этой цене прибавить стоимость пересылки… Или она включена?
отличная схема, взял на заметку, автору спасибо, буду под логан адаптировать
Эту схему еще адаптировали под фольксваген. Просто длительность другую настраивали в еппроме.
Сейчас бы наверное собрал бы на тиньке13
дает удобство при обгоне. Ткнул подрулевым переключателем не до конца влево — а устройство домаргивает 3-и раза поворотником и выключает его. Этого достаточно чтоб выйти на встречную полосу (для обгона, перестроения).
Можно и на 4-е и большее число морганий запрограммировать (только в этой модели не очень удобно программировать, т.е. самому не запрограммировать, только с помощью программатора)
+ кнопка благодарности (спасибо, извини) на 3-и мигания аварийкой. Один раз ткнул кнопку, и аварийка моргает 3-и раза и выключается.
Да согласен, при обгоне обычно небольшой угол отклонения руля и приходится выключать поворотник вручную.
Кнопка «Спасибо»
Как уже писал раньше про умное реле поворотов, пришлось сделать выносную кнопку из общей схемы. Долго искал подходящие кнопки. но основным критерием при поисках было — одна из кнопок БМВ с подсветкой в фирменном стиле и не фиксируемая. Перебрав несколько, остановился на кнопке включения круиз-контроля с 7 серии 38 кузова. Она мне понравилась, тем что к верхней части начинался плавный загиб и место, которое я наконец то выбрал, для установки( были варианты в дверь, где стеклоподъём, в тоже место что и у 7ки, и даже врезать в деревянную панель у кпп, рядышком с кнопкой аварийки…) повторяло конуры кнопки. Ну может слегка нужно было подточить и подправить посадочное место 🙂
Ах, да! Сама то кнопка!
Кнопка выглядит вот так на установленном родном месте в 7ке. Под щитком приборов, у рулевой колонки, на деревянной вставке.
после окончания всех работ с кнопкой, она заняла положенное ей место
Теперь кнопка в радиусе досягаемости руки, да и от дороги не нужно отвлекать взор
Ну и наверно особо внимательные рассмотрели, что символ на кнопке не совсем обычен? И задались вопросом как же он изготовлен?
Раскрываю секреты. Я долго пытался делать тонкие символы на кнопках и других органах управления в машине, но получалось не очень мягко говоря. я печатал на плотере символ, клеил на чистую кнопку и закрашивал чёрной краской, но краска разъезжалась, при снятии трафарета из плёнки отрывалась кусками и в конце концов я опустил руки и довольствовался такмими кривыми рисунками. разумеется у кого есть возможность обратится к лазерным гравёрам — всё просто. Красите белую полу прозрачную поверхность кнопки в чёрный матовый цвет, а гравёр выжигает потом эту краску ( вернее тонкие её слой по нужному рисунку и у вас появляется белый рисунок на чёрном фоне. подсветив его можно увидеть свечение только рисунка. У меня такой возможности не было( да и сомневаюсь после полугодовых поисков. что в Риге вообще есть такой лазерный плотер-выжегатель.
И вот как то просматривая совсем другую тему я наткнулся на то, что технологии в масштабном моделистроении шагнули дальше, чем я предполагал завязав с этим хобби несколько десятилетий назад…
Помните продавались ГДРовские самолётики. их нужно было самому склеить по частям? А в коробках обязательно были 1-2 листа декалей( по умному, а по простому переводок или переводных картинок) И как же мы страдали, если в результате неосторожных движений при работе с переводками мы их случайно рвали, или они склеивались между собой…
Теперь всё проще. Теперь есть специально выпускаемая бумага на которой рисуй хоть чёрта, ну или теже недостающие и утярянные детали для украшения фюзеляжа.
Ну конечно и здесь есть свои границы. Во первых стоимость такой бумаги и её пока ещё редкость( у себя в городе, да и в столице не смог ни найти, ни объяснить продавцам. что я хочу и как это выглядит и для чего… но нашёл на АЛИ. и хотя лист а4 в среднем стоил 1.5€, а менее 10 штук никто не продавал, я решился попробовать. И ещё об ограничениях. Листы бывают либо с прозрачным покрытием, либо с белым. Для печатанья на них используются как лазерные цветные принтеры, так и в некоторых случаях струйные. НО! есть ещё и специальные принтеры, которые могут напечатать белой краской или даже любой металлической( золото, бронза, медь, хром) ну то что стоимость такого самого простенького принтера начинается от 1700€, Вам наверно не интересно, впрочем как и мне…
Ну вот немного попереписывавшись с продавцом, я всё же смог немного упростить себе жизнь. В чём? Он продавал либо пакет из 10 прозрачных листов дибо 10 белых. но согласился продать 1 пакет где будут 5 белых и 5 прозрачных. Мне для проб нужны и те и те были. Ну а пока оплаченный заказ вот отсюда ru.aliexpress.com/item/No…2485613&shopNumber=219693 шёл на мою родину, я начал «рисовать» вернее я искал картинки которые наиболее отражали бы функцию кнопки «Спасибо»
Вечера за 3, накидав с 2 сотни различных символов, я отсеял примитивные и сложные и остановился на нескольких, которые и собрал на 1 листе.
Но из них то как раз и сложнее всего было выбрать. Даже всерьёз подумывал установить символом кружку пива 🙂 но в результате внутренней борьбы остановился на вот таком вот символе
Поправив его, перевёл в негатив для печати
Тем временем разобрал кнопку и увидел, что( как и у многих механизмов БМВ) она думана ещё для каких то функций и есть место под установку ещё одного, но квадратного диода( видимо какая то ещё индикация включения как правило зелёного или красного цвета). Но подсветка была реализована именно в этом варианте не на всю кнопку. а на ту часть, где не было места под установку квадратного ЛЕДа. Сначала хотел охватить и эту зону подсветкой. но не нашёл нужного диода караллового цвета. Поэтому оставил всё в стоке, сорвав лишь плёнку с символом круиз-контроля.
Ну а тем временем подоспела посылка и я напечатал на лазернике пробные символы. Один на белом листе. один на прозрачном.
Прозрачный сразу после примерки отмёл. Кнопка почти прозрачная, светик за ней горит ярко. а тут ещё и символ будет прозрачным… поэтому остановился на белой бумаге. Что значит белая? Это лист А4 покрытый тонкой плёнкой, между ними есть клей растворяющийся в воде. И вот эта верхняя тонкая плёнка либо прозрачная, либо уже на заводе окрашена в белый цвет. остаётся на ней напечатать рисунок и он будет либо с просветами( прозрачная бумага) либо с белыми местами, на которые краска принтера не попадёт( белая бумага)
Ну а дальше вырезаем нужный фрагмент с декального листа и кладём его в тёплую воду, чтоб потонул.
Затем когда клей размок (5-10минут) и декаль легко съезжает с бумажной подложки, переносим её на прозрачную кнопку и выгоняем из по плёнки воду. Крепко приглаживаем мягкой фланелью. через несколько часов, когда клей высох капаем на всю поверхность деколи тройным одеколоном или уксусом и лишнее просто стряхиваем и даём высохнуть. Конечно есть и специальные жидкости, но во первых они дороги( есть смысл, только если это Ваше хобби), во ворых я бы ещё полгода потратил на поиск такого тюбика в нашей окраине. Поэтому вот таким народным методом. Это приварка. Жидкость разъедает плёнку и приваривает её к пластмассовой кнопке (или корпусу модели). Остаётся лишь подкрасить место окончания декали и её поворот на другие плоскости кнопки стойкой чёрной матовой краской. Я использовал грунт для автостёкол( для вклейки стёкол)