Коэффициент использования парка автомобилей норматив
Показатели использования транспортных средств, методика их расчета
Транспортные средства и транспортные коммуникации характеризуются высокой капитальностью. Поэтому вполне справедливым является утверждение большинства ученых – экономистов, о том, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании.
Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом, в том числе принадлежащим торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования.
К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся:
— улучшение использования грузоподъемности транспортных средств;
— повышение коэффициента сменности работы транспорта;
— улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.
Для оценки эффективности работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели.
Так, использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска.
Коэффициент технической готовности (Кy) подвижного состава к работе определяется по формуле:
Источник
Приложение N 2. Порядок расчета нормативного коэффициента технической готовности транспортных средств
Приложение N 2
к Порядку организации
транспортной деятельности в
органах внутренних дел
Российской Федерации
Порядок
расчета нормативного коэффициента технической готовности 1 транспортных средств
1. Нормативный КТГ рассчитывается единый для всего имеющегося в наличии парка штатных транспортных средств.
2. Для расчета нормативного КТГ все имеющиеся в наличии штатные транспортные средства группируются по следующим типам:
пассажирские автобусы, оперативно-служебные, специальные, специализированные автомобили на грузовом шасси и базе автобусов 2 ;
Мотоциклы с колясками и без колясок (квадроциклы, снегоходы) по типам не группируются.
При этом учитываются:
величины фактических пробегов транспортных средств в процентах от норм пробега до первого капитального ремонта ; для этого транспортные средства каждого типа, указанного в п. 2, и мотоциклы (квадроциклы, снегоходы) группируются по фактическому пробегу с начала использования следующим образом:
Исходные данные о наличии штатных транспортных средств и о фактических их пробегах с начала использования принимаются по состоянию на 1 января планируемого года.
4. По таблицам определяются значения нормативных КТГ транспортных средств без учета их простоя в капитальном ремонте и в ожидании списания для транспортных средств каждой штатной группы использования, каждого типа.
— общее количество легковых автомобилей;
— количество автобусов в каждой из четырех групп;
— общее количество автобусов;
— количество грузовых автомобилей в каждой из четырех групп;
— общее количество грузовых автомобилей;
— количество мотоциклов (квадроциклов, снегоходов) в каждой из четырех групп;
— общее количество мотоциклов (квадроциклов, снегоходов).
6. Рассчитывается процент транспортных средств данного типа, которые будут направлены на капитальный ремонт в планируемом году, от общего количества штатных транспортных средств соответствующего типа, имеющихся в наличии на 1 января.
9. Рассчитывается процент транспортных средств, которые предполагается списать в планируемом году, от общего количества штатных транспортных средств, имеющихся в наличии на 1 января планируемого года.
12. Рассчитывается средневзвешенное значение нормативного КТГ в целом для парка штатных транспортных средств автохозяйства :
— общее количество штатных транспортных средств автохозяйства, имеющихся в наличии на 1 января планируемого года.
13. Рассчитывается средневзвешенное значение нормативного КТГ в целом для парка штатных мотоциклов (квадроциклов, снегоходов) :
14. Рассчитывается единый средневзвешенный нормативный КТГ парка штатных транспортных средств :
Исходные данные для расчета нормативных коэффициентов технической готовности транспортных средств и полученные результаты расчетов сводятся в сводную таблицу.
Сводная таблица по расчету нормативных коэффициентов технической готовности транспортных средств
Основные эксплуатационные показатели работы автомобилей
Работа автомобилей характеризуется следующими основными технико-эксплуатационными показателями (измерителями): коэффициент технической готовности парка, коэффициент использования парка, коэффициент использования рабочего времени, скорость движения, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности.
Коэффициент технической готовности парка (КТГ)
Характеризует степень готовности автомобилей для выполнения перевозок. Он может определять готовность парка за один день или другой отрезок времени.
Коэффициент технической готовности за один день определяют по формуле:
где: Аи — количество исправных автомобилей; Ас — списочное количество автомобилей.
Пример. Парк насчитывает 17 списочных автомобилей, а технически исправных 15. Определить КТГ.
Решение. КТГ = 15:17 = 0,88.
Калькулятор
Коэффициент технической готовности за какой-либо период (неделю, месяц) вычисляют по формуле:
где: АДи — количество автомобиле-дней исправных автомобилей; АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.
Пример. В парке числится 310 автомобилей. Требуется определить его КТГ за 5 дней, если известно, что в первый день технически исправных автомобилей было 240, во второй — 247, в третий — 248, в четвертый — 250 и в пятый — 255.
Решение.
Коэффициент использования (выпуска на линию) парка (КИП)
Доказывает степень использования подвижного состава. Он может быть одинаковым с коэффициентом технической готовности парка или ниже его.
Коэффициент использования парка определяют по формуле:
где: АДр — количество автомобиле-дней работы автомобилей; АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.
Так, если в парке имеется 300 автомобилей, а выпушено в данный день на линию 250, то КИП равен: 250:300 = 0,83.
Для определения КИП за отчетный период необходимо подсчитать количество автомобиле-дней работы на линии за этот период и разделить их на автомобиле-дни списочного состава.
Пример. Списочный состав парка 300 автомобилей. За 30 дней количество автомобиле-дней работы на линии составило 7290. Найти КИП.
Решение. КИП = 7290:(300 Х 30) = 7290:9000 = 0,81,
Чтобы этот коэффициент был равен коэффициенту технической готовности парка, нельзя допускать простоев исправных автомобилей.
Коэффициент использования рабочего времени (КИВ)
Характеризует степень использования автомобилей за время пребывания в наряде (на линии). Время в наряде (на линии) определяют в часах с момента выхода из парка до момента возвращения в парк.
Это время включает: время движения, время на погрузку и разгрузку и время простоев.
Коэффициент использования рабочего времени вычисляют по формуле:
где: Тд — количество часов в движении; Тн — общее количество часов пребывания в наряде (на линии). Так, если автомобиль находился в наряде (на линии) 7 ч, из которых 6 ч был в движении, КИВ = 6:7 — 0,85.
Чем лучше организованы погрузочно-разгрузочные работы и меньше непроизводительные простои, тем выше коэффициент использования рабочего времени.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
При работе автомобиля на линии различают техническую и эксплуатационную скорости. Техническая скорость — это средняя скорость за время движения автомобиля: где: S — пройденный путь, км; t — время движения автомобиля, включая и остановки у перекрестков, н. Пример. Автомобиль за смену совершил пробег 150 км, в движении находился б ч. Определить техническую скорость. Решение. Величина…
Приложение N 8. Эксплуатационные показатели транспортных средств
Приложение N 8
к Порядку организации
транспортной деятельности в
органах внутренних дел
Российской Федерации
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1. Коэффициент выпуска транспортного средства на линию (KB). Определяется отношением количества машино-дней в эксплуатации к количеству машино-дней списочных.
Машино-дни в эксплуатации представляют собой фактические дни работы транспортного средства на линии (рейсе).
Машино-дни списочные представляют собой дни, в течение которых транспортное средство числилось по книге оперативного учета наличия транспортных средств.
2. Время нахождения транспортного средства в наряде, машино-час/сутки.
Определяется с момента первого выхода транспортного средства из гаража (с места стоянки) до момента последнего возвращения в гараж (на место стоянки), без учета времени, отводимого на отдых и прием пищи, и времени перерыва между сменами водителей.
3. Среднее время нахождения транспортного средства в наряде, машино-час/сутки.
Определяется отношением количества машино-часов нахождения транспортного средства в наряде к количеству машино-дней в эксплуатации.
4. Среднесуточный пробег (среднесуточная работа) транспортного средства, км/сутки (моточасов/сутки).
Определяется отношением величины пробега (работы) транспортного средства к количеству машино-дней в эксплуатации.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Коэффициент использования парка автомобилей норматив
50. ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТИРОВКИ
Срок доставки грузов – время, в течение которого груз перемещается из места отправления в место назначения. Сроки доставки на различных видах транспорта регулируются уставами, кодексами и другими нормативными актами. Сроки доставки грузов определяются исходя из условий перевозки. В случае задержки груза для выполнения процедур таможенного оформления, ветеринарного досмотра сроки доставки удлиняются на все время задержки. За нарушение сроков доставки, происшедшее по вине перевозчика, последний уплачивает грузовладельцу штраф.
Производительность грузового автомобиля – количество перевезенного груза в тоннах за единицу времени.
Общий пробег – разница между показаниями спидометра автотранспортного средства при возвращении в гараж и при выезде на линию.
Коэффициент использования пробега – относительный показатель для оценки использования общего пробега, представляющий собой отношение пробега транспортного средства с грузом к общему пробегу.
Коэффициент порожнего пробега подвижного состава – характеризует величину порожнего пробега. Коэффициент зависит от следующих факторов:
1) особенности работы и использования транспортных средств;
2) специализация транспортных средств;
3) месторасположение пунктов производства и потребления, сырьевых источников и пунктов переработки продукции.
Объем транспортной работы (грузооборот) в тонно-километрах – рассчитывается суммиро-. ванием выполненных тонна-километров по всем ездокам, полученных путем умножения веса перевезенно
Трудоемкость перевозок – представляет собой количество затраченного труда всех категорий работников (водители, рабочие погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтные рабочие, административно-управленческий и обслуживающий персонал) на единицу выполненной транспортной работы за определенный период (как правило, за год); измеряется в человекочасах на 100 ткм.
Количество перевезенного груза в тоннах – определяется по товарно-транспортным накладным суммированием количества груза, доставленного в пункты назначения.
Рабочий парк подвижного состава – исправный и годный к эксплуатации парк автотранспортных средств (тягачей и прицепов), которыми можно осуществлять перевозки.
Коэффициент использования парка автотранспортных средств – показатель, характеризующий степень использования парка автотранспортных средств за календарный период. Определяется как отношение величины автомобиледней в работе к величине автомобиледней в хозяйстве.
Коэффициент использования парка транспортных средств по выпуску – исчисляется отношением количества транспортных средств, находящихся в движении (на линии, в рейсе), к числу транспортных средств в наличии.
отношение количества автомобиледней нахождения подвижного состава в технически исправном состоянии к общему количеству автомобиледней.
Коэффициент выпуска – показатель, характеризующий выпуск подвижного состава на линию.
Коэффициент неравномерности перевозки – оценивает изменение объема перевозок в тоннах по