Когда будут камеры фиксировать автомобили без техосмотра
Определены требования к фотографированию автомобилей при техосмотре
pixeldreams / Depositphotos.com |
В связи с этим Минтрансом России установлены требования к фотографическому изображению ТС, в отношении которого проводилось техническое диагностирование, к порядку и срокам его хранения в ЕАИСТО, к точности определения координат места нахождения ТС и пункта техосмотра.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Предусмотрено, что во время техосмотра фото должно быть сделано дважды:
Фото должно быть цветным.
Файл должен содержать дату, время, координаты места фотографирования по ГЛОНАСС и быть подписан УКЭП технического эксперта, проводившего диагностику. Файлы передаются в ЕАИСТО и хранятся в системе не менее 5 лет с даты их передачи.
Приказ вступит в силу 1 марта 2021 г.
К сведению: на прошлой неделе Правительством РФ были утверждены правила осуществления МВД России государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств, а в апреле – правила осуществления профессиональным объединением страховщиков контроля за деятельностью операторов технического осмотра. Оба эти документа также вступят в силу 1 марта 2021 г..
Когда введут видеофиксацию техосмотра
Видеофиксация техосмотра давно анонсированная, но все же не самая радостная для россиян инновация. Этот материал о том, когда водители начнут получать «письма счастья», и как в регионах страны автолюбители смогут обходиться без видеоконтроля прохождения техосмотра.
Законодательство о штрафах за техосмотр с камер
Стоит начать с того, что пока нет правовой базы для штрафа автомобилиста за отсутствие технического осмотра. Еще с 2012 года право проведения ТО было передано аккредитованным частным пунктам и, по сути, обязательно лишь при покупке полиса ОСАГО. Таким образом, пока автомобилист не несет ответственности за отсутствие диагностической карты. Однако, если водитель не подтвердит наличие у него действительного полиса страхования, то заплатить придется штраф в 800 р. Отсутствие полиса, обычно, значит и отсутствие диагностической карты. Таким образом, за не пройденный техосмотр водитель платит опосредованно – штрафом за ОСАГО.
Однако, скоро ситуация может измениться. Уже сейчас внесены на рассмотрение поправки в КоАП РФ и УК РФ. В соответствии с ними будут возвращены штрафы как за езду на машине с неоформленной или поддельной диагностической картой, так и за оказание услуг по ТО центрами без аккредитации для такой деятельности.
Первоначально предполагалось, что штраф за езду без диагностической карты будет таким же как за игнорирование правила о покупке ОСАГО – 800 рублей. Однако в процессе обсуждения планка поднялась уже до 2000 рублей. Вторичное нарушение может увеличить штраф до 5 000 или даже лишения права управления авто на срок от 1 до 3 месяцев.
Внимание! Еще одной новинкой в законе обещает стать право регрессного иска страховой компании к автомобилисту, ставшему виновником аварии на автомобиле по причине неисправности ТС.
Лица, поучаствовавшие в выдаче поддельной диагностической карты, и вовсе, понесут уголовную ответственность.
Когда введут штрафы с камер за техосмотр в Москве
Говоря о дате введения штрафов с камер за техосмотр, нужно разделять два понятия: ответственность за не пройденное ТО и за отсутствие полиса ОСАГО.
Штраф за ОСАГО опосредованно затрагивает и техосмотр, ведь получить полис без диагностической карты не удастся.
Другое дело, что львиная доля диагностических карт для ОСАГО получается водителем без предоставления машина в пункт ТО. По факту, сейчас ТО просто покупается.
Включить камеры на отслеживание машин без ОСАГО предполагалось с 1 сентября 2018 года. Для этого должны были взаимодействовать РСА, столичная ГИБДД и местные власти. По заявлениям представителей сторон все было готово к реализации инновации. При этом штрафы владельцы машин стали бы получать несколько позже. Предполагалось, что первые три месяца водители будут лишь получать письменные уведомления о совершении правонарушения. За это время предполагалось практически отладить двух ступенчатую проверку данных, ведь новые полисы не мгновенно попадают в базу данных.
Внимание! В последний момент реализация проекта на территории Москвы была отменена. Новых дат введения штрафов с камер за ОСАГО не приводится.
Говоря о штрафах непосредственно за езду без диагностической карты, стоит отметить, что перспективы еще более туманны. Даже сами нормативные акты с поправками в КоАП находятся на рассмотрении. Когда они вступят в силу неизвестно. Сколько займет обсуждение и какой окажется дата реализации проекта именно с камер, предсказать пока не получится. Можно лишь с уверенностью сказать, что штрафы будут, так как инициатива нашла горячее одобрение Минтранса, Минэкономразвития, Роспотребнадзора и других органов исполнительной власти. Вряд ли это произойдет в текущем году. Ожидать же такой же задержки, как и со штрафами по ОСАГО, не стоит. С большой вероятностью, к моменту принятия решения о реализации проекта о штрафах за ТО с камер система уже будет отдалена на примере фиксации ОСАГО. Реализовать технически процесс будет легче.
Где стоят?
Сейчас в столице работает порядка 1500 камер. По анонсам ЦОДД около 20% фиксирующих устройств на самом деле высококачественные муляжи. На них даже датчики камер срабатывают.
К концу года предполагается увеличить количество устройств видеосъемки до 2500. Однако не все они будут снимать для фиксации ОСАГО. Части из них работают на парковках, другие на переходах фиксируют случай непропуска пешеходов. Какие именно предполагалось использовать для пока не реализованного видеоконтроля ОСАГО автотранспорта не известно. Тем более, невозможно сказать какие именно будут ловить непосредственно уклонистов от техосмотра. Остается лишь подождать более точных данных от ЦОДД и самих автолюбителей, которые сами сообщая с каких именно камер они получили «письма счастья».
Логично предположить, что когда фотофиксация будет реализована, то водитель вероятно неоднократно за день попадет в прицелы камеры. Возникает вопрос о том, сколько штрафов за день он получит? Один. За день водитель будет обязан оплатить лишь один такой штраф. Однако если он будет равен даже 800 рублям за ОСАГО, а за ТО 2000, то за неделю набежит внушительная сумма.
Когда начнут штрафовать с камер за техосмотр в регионах
Штрафы с камер за ОСАГО даже в пилотном варианте власти намерены вводить в столице уже 2 года. Хотя обсуждения начались в 2016 году. Оказалось, что, несмотря на готовность техническую для этого нет достаточной правовой базы. Предполагалось, что после апробации в Москве практика постепенно будет перенесена во все регионы. Теперь же нет даже точной даты для Москвы. Говорить об отдельных регионах еще сложнее.
Непосредственно же за техосмотр штрафы с камер только анонсированы, но нормативная база в рассмотрении. Сами протоколы и штрафы инспекторы ГИБДД начнут выписывать после введения в действие поправок в КоАП. Это не значит, что устройства видеофиксации сразу начнут регистрировать такие правонарушения. По этой причине говорить о том, с какого числа камеры будут фиксировать техосмотр в регионах пока преждевременно.
ГИБДД начнет проверять диагностические карты. Штраф — 2000 рублей
Российским автомобилистам больше не нужно будет предоставлять диагностическую карту страховщикам при оформлении полиса ОСАГО. Предположительно, нововведение должно заработать уже с 22 августа 2021 года. Соответствующий законопроект рассмотрела Госдума во втором чтении. Третье, заключительное чтение назначено на 15 июня, но опрошенные Autonews.ru эксперты уверены, что документ будет одобрен. При этом водителям уже напомнили, что отказаться от прохождения техосмотра, тем не менее, не получится: с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие диагностической карты будут штрафовать на 2 тыс. руб.
UPD: после выхода текста стало известно новом предложении МВД, предполагающем отмену обязательного техосмотра для личных автомобилей. Как рассказал РИА «Новости» глава Госавтоинспекции Михаил Черников. сейчас многие водители оплачивают и проходят техосмотр только для того, чтобы оформить полис ОСАГО. При этом, не редко машина не проходит реальную диагностику. Пока изменения в федеральные законы «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения» находятся на стадии обсуждений.
Опрошенные Autonews.ru участники отрасли связывают грядущее нововведение с неготовностью запуска измененной системы техосмотра и предполагают, что таким образом власти хотят избежать недовольства автомобилистов. При этом для многих экспертов на рынке автострахования такие события стали полной неожиданностью.
Почему ОСАГО станет доступнее
Согласно изменениям, из закона «О безопасности дорожного движения» исчезнет следующая формулировка: «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств».
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) заявили Autonews.ru, что поправки обусловлены необходимостью обеспечить доступность ОСАГО. «Это заложено в самом законе, где полис ОСАГО определен как «публичный договор», то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса», — сказали в РСА.
Для примера в РСА привели практику реализации проекта Е-Гарант, когда наиболее убыточные сегменты рынка перераспределяются между всеми игроками. Единственным внешним ограничителем доступности услуги оставалась привязка к техосмотру. В РСА также сообщили, что подобная увязка не соответствует мировой практике.
Что будет за езду без пройденного техосмотра
Что касается контроля за автомобилистами, которые все-таки должны проходить техосмотр вне зависимости от того, есть у них полис ОСАГО или нет, то в РСА напомнили, что с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет применяться штраф в 2 тыс. руб. Это, считают в РСА, будет является стимулом для автовладельцев пройти проверку на станции техосмотра. Сейчас штраф за такое нарушение составляет 800 рублей.
Глава Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин тем временем считает, что неожиданная льгота создаст сложности для системы техосмотра. По его мнению, автомобилисты начнут игнорировать прохождение обязательной диагностики.
«Отсутствие возможности оформить ОСАГО без техосмотра заставляло людей приезжать на проверку. Теперь они откажутся от прохождения техосмотра, а в марте 2022 года поднимутся штрафы, и для многих это станет неприятным сюрпризом. Получается, что реформа техосмотра не удалась. В стране нет достаточного количества пунктов техосмотра и без крупного игрока на рынке, который займется этим направлением, они не появятся», — заявил Шапарин.
Применят ли регресс, если попал в ДТП без техосмотра
Учитывая, что страховые компании долгое время настаивали на том, что они оценивают свои риски с учетом наличия или отсутствия диагностических карт, некоторые эксперты предположили, что попавшим в ДТП водителям грозит опасность попасть под регресс. Это ситуация, когда страховая компания выплачивает потерпевшему компенсацию, но потом все свои потери взыскивает с виновника. Как заявили Autonews.ru в РСА, такая возможность относится только к таксистам и перевозчикам, а обычным водителям, который по какой-либо причине не успели пройти техосмотр, опасаться нечего.
«К страховщику переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, если на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь, специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты», — уточнили в РСА.
Кому нужно проходить техосмотр
С 1 марта 2021 г. заработали новые правила проведения техосмотра с учетом временных льгот, на которых настоял вице-премьер Михаил Мишустин. Части автомобилистов разрешили пока не проходить техосмотр, чтобы избежать повышенной нагрузки на операторов. Согласно постановлению правительства № 275 от 27 февраля 2021 года, диагностические карты, срок действия которых заканчивается в промежутке времени с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлили на полгода, но на срок не менее, чем до 1 октября 2021 года.
Всем остальным придется проходить техосмотр по новым правилам: с фотографированием автомобиля и занесением данных в автоматизированную систему ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. Это автовладельцы, у которых:
Чтобы выбрать действительный пункт техосмотра, участники рынка рекомендуют пользоваться сайтом Российского союза автостраховщиков (РСА): там указаны все аккредитованные пункты техосмотра с действующими сертификатами.
«В случае если диагностическая карта оформлена на транспортное средство, в отношении которого не проведен технический осмотр, то есть транспортное средство не предоставлялось на пункт техосмотра и не проверялось на нем, или же при проведении технического осмотра было выявлено несоответствие состояния автомобиля обязательным требованиям безопасности, такая диагностическая карта может быть аннулирована», — предупреждали ранее в Госавтоинспекции. Там также отмечали, что информацию о недействительном техосмотре будут сразу направлять страховщикам. Те, в свою очередь, смогут расторгать на этом основании договоры ОСАГО. Теперь же, получается, что эта информация для страховщиков уже не актуальна.
Отмена техосмотра, новые камеры и другое: что ждет водителей в декабре
В декабре 2021 года автомобилистов ждет только одно важное изменение в законодательстве — решение судьбы законопроекта об отмене техосмотра. Однако на календаре стоит отметить еще несколько событий, чтобы избежать неожиданных штрафов и не попасть в неприятную ситуацию при встрече с ГИБДД.
Решение по отмене техосмотра: с 8 декабря до конца года
Перевести техосмотр на добровольную основу, приняв изменения во всех трех чтениях в Госдуме до конца года, обещали авторы законопроекта от партии «Единая Россия». Именно в декабре станет понятно, успеют ли депутаты исполнить свои обещания, или же водителям и в 2022 году придется проходить техосмотр, чтобы избежать проблем со страховыми компаниями.
Документ был принят в первом чтении 9 ноября. Однако для дальнейшего рассмотрения и принятия его авторам нужно доработать документ согласно указанию Правительства. Изменения нужно привести в соответствие с договором о Евразийском экономическом союзе. На предоставление новых поправок авторам дали 30 дней — до 8 декабря 2021 года.
Отведенного времени теоретически должно хватить на принятие законопроекта в оставшихся двух чтениях. При этом сами операторы пунктов техосмотра считают, что доработать документ не так просто, а также что разработка поправок может занять долгое время. Пока паниковать автомобилистам не стоит — штраф в 2 000 рублей за отсутствие диагностических карт должен заработать только 1 марта 2022 года, а полисы ОСАГО продают без диагностических карт.
Самой важной проблемой остаются взаимоотношения со страховой компанией, если у виновника ДТП по причине технической неисправности не окажется техосмотра. В таких случаях страховщики грозят регрессом. Есть и еще один нюанс: если отмена техосмотра на некоторое время забуксует, неизвестно, захотят ли операторы пунктов продлять разрешения на работу в этой сфере. Следовательно, если техосмотр все-таки будет нужен в начале 2022 года, пройти его получится не так быстро.
Договоры купли-продажи на подержанные машины через Госуслуги: до конца года
До конца 2021 года в Минцифре планируют добавить в функционал приложения Госуслуги опцию оформления договора купли-продажи на подержанную машину.
Подписать договор можно будет специальной зашифрованной электронной подписью, которая формируется через другое приложение Госключ: там будут храниться все подписанные в электронном виде документы.
Пользователи портала смогут подписывать документы при помощи электронной подписи и отправлять на регистрацию третьим лицам — а именно, в ГИБДД. Сделки в режиме онлайн можно проводить и сейчас — эта норма есть в ст. 160 Гражданского кодекса. Но без такого инструмента, как Госуслуги, физические лица предпочитали оформлять все документы лично. Новый сервис должен помочь в проверке собственника автомобиля и исключить некоторые риски.
Пени за неуплаченный транспортный налог: с 1 декабря
Оплатить транспортный налог за 2020 год необходим было успеть до 1 декабря. К тем, кто этого не сделал, налоговики применят суровые финансовые санкции. Неплательщику будут начислять пени за каждый день просрочки. Причем оплатить транспортный налог отдельно без этих дополнительных начислений у водителя не получится, так как пени автоматически становятся его частью. Если автомобилист отказывается платить транспортный налог в течение трех месяцев, ему вышлют особое уведомление с требованием оплатить задолженность. После этого срока долг передадут судебным приставам. Последние имеют право списывать задолженность с банковских карт и заблокировать счет.
Водителей, которые решили скрыть от ФНС факт владения машиной, обяжут оплатить налог и прибавят к этой сумме 20%. Кроме того, с неуплаченным транспортным налогом с автомобилем нельзя будет совершать никаких регистрационных действий. То есть продать машину и перерегистрировать на нового собственника не получится.
Новые выделенные полосы в Москве: с 13 декабря
Московским водителям нужно будет обновить данные об изменениях на привычных маршрутах: с 13 декабря заработает несколько новых выделенных полос общественного транспорта. Выделенки появятся на пяти участках дорог:
Камеры начнут штрафовать за техосмотр: первые подробности реформы
Стали известны первые подробности глобальной реформы обязательного техосмотра, которую готовит Минэкономики. Серьезные последствия ждут всех: тех, кто не проходит техосмотр, кто ездит с купленной диагностической картой и тех, кто их продает.
О том, что система обязательного техосмотра подвергнется очередной реформе, стало известно в прошлом году. Руководство страны и страховщиков не устраивает сложившаяся ситуация, при которой автовладельцы просто покупают диагностические карты, не вставая с дивана. Связано это с тем, что последние два года ГИБДД фиксирует значительный рост аварий, произошедших с участием неисправных автомобилей. Только в прошлом году таких аварий произошло 5,8 тысячи, что на 18,5% больше, чем в 2016-м.
В первую очередь «закрутить гайки» планируется для операторов техосмотра. По задумке Минтранса, процесс техосмотра будет фиксироваться камерами, а записи подгружаться в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИСТО). Сама диагностическая карта окончательно станет электронной и будет заверяться усиленной электронной подписью эксперта. Эксперта ждет штраф до 10 тыс. руб. в случае, если обнаружится, что он выдал карту на автомобиль, который не проходил техосмотр. Если же выяснится, что переданные в ЕАИСТО данные о состоянии машины были недостоверными, эксперта ждет уголовное наказание.
В Кодекс об административных правонарушениях вернется штраф за непройденный техосмотр. Он составит 800 руб. При этом, пишет «КоммерсантЪ», инспектору ГИБДД даже не нужно будет проверять наличие диагностической карты. Их проверкой займутся многочисленные камеры фиксации нарушений ПДД, которые подключат к базе ЕАИСТО.
При этом сама база данных ЕАИСТО будет передана из-под контроля МВД в руки Российского союза автостраховщиков (РСА). Против этого выступали эксперты, так как РСА зависит от страховых компаний, у которых есть коммерческий интерес (полис ОСАГО без диагностической карты купить нельзя).
В случае, если у водителя не будет техосмотра или выяснится, что он прошел его с нарушениями (например, купил диагностическую карту), в случае ДТП страховая компания сможет подать к автовладельцу регрессивный иск.
Когда законопроект будет внесен в правительство, пока неизвестно: сейчас проводятся согласительные совещания, так как некоторые из заинтересованных ведомств не могут договориться друг с другом. В частности, норма о возможности регрессивного иска пока не нашла понимания у всех заинтересованных сторон.