Когда открыли крымский мост для автомобилей в каком году
Мост принял
Позже президент выступил перед рабочими на митинге-концерте и назвал этот день историческим. «Историческим — потому что в разные исторические эпохи, еще при царе-батюшке, люди мечтали о том, чтобы построить этот мост, потом вернулись к этому в 30-е годы прошлого столетия, в 40-е, в 50-е и вот, наконец, благодаря вашему труду, вашему таланту этот проект, это чудо свершилось», — сказал он. Впервые идея строительства моста возникла еще в XIX веке, когда англичане для связи Великобритании с Индией в 1870 году проложили телеграфный кабель между Таманью и Керчью. Затем к ней вернулся Николай II, но его планам помешала Первая мировая война.
«Пробок не избежать»
Глава Ростуризма Олег Сафонов во вторник, 15 мая, назвал открытие автомобильного движения по Крымскому мосту «эпохальным событием» для развития туризма на полуострове, потому что это «упрощает возможность добраться до полуострова значительному количеству российских граждан». По его оценке, в 2018 году количество туристов на полуострове увеличится не менее чем на 1 млн человек и превысит 6 млн человек.
Открытие Крымского моста позволит увеличить турпоток в Крым как минимум на 30%, сказала РБК гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Она ожидает, что это произойдет как за счет самостоятельных туристов, так и за счет тех, кто покупает туры у компаний. Рост турпотока обеспечит, прежде всего, автомобильный трафик из ближайших густонаселенных регионов, отметил заместитель гендиректора НТК «Интурист» Сергей Толчин.
Максимальная разрешенная скорость движения по мосту составит 90 км/ч, а пропускная способность — 40 тыс. автомобилей в сутки. По прогнозу Росавтодора, за год по мосту могут проехать около 14 млн машин. Но в случае большого наплыва туристов пробок не избежать, особенно на подходах к мосту, сказал РБК директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин: «У нас есть четырехполосный мост, есть подходы к мосту, которые гораздо уже — в ряде случаев двухполосные».
В середине марта о рисках пробок говорил и министр транспорта Максим Соколов из-за реконструкции трассы Таврида, которая связывает мост с Севастополем. «Первый этап реконструкции будет закончен к концу этого года. В полном объеме — в четырехполосном исполнении — «Таврида» откроется в 2020 году, поэтому можно прогнозировать, что в этом сезоне, если мост откроется раньше, то, конечно, пробок на «Тавриде» будет не избежать», — отмечал он.
15 мая министерство курортов и туризма Крыма выпустило рекомендации туристам в связи с открытием Крымского моста. Ведомство разработало схемы объездов в районах предполагаемых пробок с указанием оборудованных мест стоянки для экскурсионных автобусов и автотуристов. «Открытие Крымского моста — это знаковое событие для истории Крыма, которое прогнозируемо увеличит туристический поток на полуостров Однако, в ближайшем сезоне нагрузка на действующие автодороги возрастет и будет существовать ряд ограничений, связанных со строительством федеральной трассы «Таврида», — говорилось в сообщении министерства.
Реакция Украины
Президент Украины Петр Порошенко резко отреагировал на запуск Крымского моста. «Мост обязательно понадобится оккупантам, когда они будут срочно покидать наш Крым», — написал он на своей странице в Facebook. Он назвал этот мост «очередным свидетельством пренебрежения международным правом со стороны Кремля» и пообещал, что Украина будет «последовательно защищать свои позиции», в том числе в международных судебных инстанциях.
Крымский мост: история главной стройки
СИМФЕРОПОЛЬ, 13 мар – РИА Новости Крым. Крымский мост — мостовой переход через Керченский пролив длиной в 19 км. Стоимость строительства — 227,92 млрд рублей. Трасса начинается на Таманском полуострове, проходит по острову Тузла, пересекает Керченский пролив и выходит на крымский берег.
В июне 2014 года по итогам работы Экспертного совета и Межведомственной рабочей группы строительство моста в Крым было одобрено. Эксперты рассматривали более 70 вариантов транспортного перехода. В августе правительство России определило заказчиком строительства моста Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Поручением президента РФ Владимира Путина было поддержано предложение Минтранса о принятии варианта строительства моста в створе косы Тузла в качестве основного для дальнейшей реализации.
В феврале 2015 года Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Росавтодора (ФКУ Упрдор «Тамань») подписало государственный контракт с ООО «Стройгазмонтаж». В апреле ООО «Стройгазмонтаж» заключил контракт на проектирование моста с ЗАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург».
Крымский мост
Крымский мост
Крымский мост – самый длинный транспортный переход из когда-либо возведенных на территории России, состоящий из двух параллельных мостов – двухпутного железнодорожного и четырехполосного автомобильного. 19 километров бетона и металла пролегли через Керченский пролив после событий 2014 года, соединив перешедший в разряд субъектов РФ Крым с материковой частью страны. Сегодня сооружение является объектом стратегического назначения и находится под защитой Вооруженных сил России.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Крымский мост
Общая информация
Крымский мост – одна из самых масштабных и скандальных достопримечательностей нашей страны, которую не перестают обсуждать западные СМИ и все несогласные с присоединением Крыма к России. И хотя стройка века фактически завершена, дискутировать о ней меньше не стали ни в Украине, ни в Европе, ссылаясь на незаконность работ, проведенных без одобрения мирового сообщества. Свою первую минуту славы Крымский мост пережил еще на стадии монтажа. О будущей переправе снимались бесконечные репортажи и писались песни, в ее честь устраивались концерты со звездами шоу-бизнеса и выпускались почтовые марки. На волне всеобщей популярности о переходе успели даже снять комедийную мелодраму, события которой развивались на фоне грандиозной стройки. В прокате фильм, правда, провалился, но на романтический ореол строящегося объекта низкие рейтинги и отрицательные отзывы кинокритиков никак не повлияли.
Что касается обычных туристов, то для них мост стал альтернативным «окном в Крым». А если конкретнее, то с новым транспортным переходом добираться до ялтинских пляжей и севастопольских бухт стало проще как для поклонников ж/д путешествий, так и для автомобилистов. Теперь в вояж по крымским курортам легко отправиться с регулярными пассажирскими составами, автобусами и даже на личном авто – проезд по мосту открыт для всех перечисленных видов транспорта. Авиасообщение и паромную переправу между материком и полуостровом тоже никто не отменял, хотя после сдачи в эксплуатацию перехода популярность воздушных и морских путешествий в Крым значительно снизилась.
Предыстория появления Крымского моста
Вопросом, как перебраться с Таманского на Керченский полуостров не вплавь, а более безопасным способом, задавались еще в Древней Руси. В те незапамятные времена связь между этими участками суши появлялась только зимой, когда Керченский пролив покрывался слоем льда, выдерживающим вес человека. Так, например, князь Глеб Новгородский измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева (сегодняшняя Керчь), именно пройдя по льду пролива пешком. Планировал заняться строительством моста в Крым и последний русский царь Николай II. Однако после того как страна приняла участие в Первой мировой войне, средств на инженерные «излишества» в государственной казне не осталось.
Во время Великой Отечественной наладить переправу через Керченский пролив попытались немцы, но до конца дело не довели, поскольку были выдворены с полуострова Красной армией. В результате мостовая конструкция соединила Крым с Кубанью лишь в 1944 году. Инженерное сооружение возводили специально для советских делегатов, которые должны были проехать по нему, возвращаясь с Ялтинской конференции. Творение отечественных конструкторов простояло недолго: весной 1945 года часть металлических опор покорежило ледяными глыбами, поэтому мост из соображений безопасности демонтировали.
Причиной короткой жизни первого транспортного перехода исследователи назвали чересчур быстрые темпы строительства и низкое качество опорных элементов. Известно, что для моста использовался трофейный металл, оставленный отступавшими гитлеровскими войсками, который не подходил для погодных реалий региона. В итоге возродить сообщение между Таманью и Керченскими полуостровом удалось к 1954 году, правда, лишь на уровне паромной переправы.
После развала СССР о соединении Крыма и Кубани посредством железнодорожного моста задумалось уже украинское правительство. Поначалу даже рассматривался проект прокладки тоннеля под проливом. В начале 2000-х строительством транспортной переправы заинтересовалась Россия, поскольку подобное сооружение могло дать хороший толчок инфраструктуре Южного федерального округа. В результате президенты Украины и РФ подписали соглашение о сотрудничестве, совместном строительстве и монтаже будущего моста. Однако уже в начале 2014 года Крым официально стал субъектом РФ, и права на стройку века полностью перешли к России.
Основные вехи строительства
В феврале 2014 года район Керченского пролива, где предполагалось возвести мост, обследовала инженерно-археологическая группа. Специалисты планировали выяснить, не осталось ли на территории невзорванных снарядов и захоронений Второй мировой. Позже на месте стройки провели археологические раскопки – историки и культурологи разыскивали уникальные артефакты и развозили их по музеям. Именно в этот период Таманский музейный комплекс пополнился «свежими» экспонатами, начиная от глиняных амфор и заканчивая старинными украшениями. Попутно археологи выяснили, что первыми поселенцами на Таманском полуострове были вовсе не греки, как считалось ранее, а представители более ранней цивилизации. Подтверждением этой теории послужили останки древнего некрополя и небольших поселений, найденных в этом районе.
Строительство Крымского моста
К лету 2014 года стали известны общие цифры проектной сметы моста. По первоначальным подсчетам, автомобильный и железнодорожный переходы в Крым обходились российскому бюджету в 150 млрд рублей. Кроме того, 51 млрд пришлось бы потратить на отдельные подъездные дороги к стройплощадкам, а 86 млрд должно было уйти на предварительную подготовку к работам. 2015 год стал временем переговоров, подписания контрактов и выбора подрядчиков, способных охватить оговоренный масштаб строительства. В том же году началось обустройство подъездов к берегам пролива и так называемых бетонных узлов – промышленных площадок, производящих строительный материал. Не были забыты флора и фауна региона. Уже в мае российские ученые занялись поисками редких растений и животных, произрастающих и живущих в районе будущего моста, чтобы переместить их в более безопасные локации.
В августе в Керчи и Таманском сельском поселении выросли первые вахтовые городки для специалистов, задействованных в работах. В общей сложности жилые комплексы должны были разместить до 5000 рабочих, прибывших на стройку века со всей России. Что касается непосредственно Крымского моста, то монтажные работы над ним начались в феврале 2016 года, а в апреле из пролива поднялась первая опора будущего перехода. Автодорожная арка устанавливалась осенью 2017 года, а к декабрю были готовы все опоры для автомобильного моста и почти половина для железнодорожного. На протяжении всего этого времени также велись проектирование и монтаж судоходных пролетов сооружения. Уже в августе под Крымским мостом успешно прошел сухогруз «Святитель Алексий», а в сентябре – БДК «Азов», державший курс в одноименный порт.
В апреле 2018 года на автодорожной полосе перехода положили асфальт, а также провели испытания покрытия и ночного освещения трассы. Той же весной начали сооружать очистные комплексы. Согласно конструкторскому замыслу, Крымский мост должен был стать не только самым длинным в России, но и самым экологичным. Чтобы не наносить урон акватории Керченского пролива, стоки сооружения, отводящие дождевые потоки, снабдили системами очистки и обеззараживания. Теперь вся вода, стекающая с моста в пролив, имеет ту степень чистоты, при которой в ней могут спокойно жить и развиваться любые морские организмы. Обеззараживание стоков тоже производится эко-способом. Вода обрабатывается ультрафиолетом, что не наносит ущерба окружающей среде.
К летнему сезону 2020 года планируется запустить новые железнодорожные маршруты в Крым из 13 других городов. Теперь уехать на курорты полуострова можно будет не только из бывшей и действующей столиц, но и из центральной и южной частей России, Поволжья, Урала, Сибири и северных городов. Что касается грузовых составов, то для них движение через пролив откроется 1 июля 2020 года.
Интересный факт: название «Крымский мост» было выбрано в результате онлайн-голосования. Претендовали на победу и такие варианты, как Тузлинский мост, Керченский мост, Мост Воссоединения, а также Мост Дружбы.
Живые символы Крымского моста
Еще в самом начале строительства у перехода появился собственный живой талисман – бездомный кот Мостик. Пушистое создание приютили рабочие, поставив его на ежедневное довольствие. В результате животное провело на стройке несколько лет, получив титул «главного на мосту» от российских патриотов и звание «орудия кремлевской пропаганды» от американских СМИ. Котофей разъезжал в кабинах строительной техники, разгуливал по металлическим конструкциям, но особенно часто наведывался в пищеблок за блинами, рыбой и котлетами.
Постепенно рыже-белый «прораб» настолько прославился, что стал регулярно мелькать в новостных репортажах, привлекая интерес зрителей к стройке века. Дальше – больше: после церемонии открытия транспортного движения котофей первым прошелся по мосту, что превратило его чуть ли не в национального героя. Сегодня кот Мостик – важная персона, имеющая раскрученный профиль в Инстаграм с 54 000 подписчиков и активно рекламирующая сувенирную продукцию с крымской символикой. Строительные бытовки кот сменил на благоустроенную квартиру, в интерьерах которой постоянно фотографируется.
Стоит однако заметить, что Мостик был не единственным претендентом на звание «главного мостостроителя». Известно, что на разных участках перехода были свои пушистые подопечные, чьи мордочки камеры федеральных каналов обошли стороной. Например, занять место Мостика вполне могли кошки Маруся, Белка и Ассоль, коты Василий, Бегемот, Рыжий и даже лиса Елизавета, которую строители приручили с помощью черноморских креветок и миски с молочной кашей. После окончания монтажных работ часть животных разъехалась со своими опекунами по всей России, а остальные продолжили вольное существование.
Особенности мостовой конструкции
На воплощение в жизнь претендовали четыре инженерных проекта, три из которых предполагали прокладку опор от косы Чушка, в районе поврежденной ледоходом переправы 1944 года. Однако победа осталась за четвертым вариантом, пересекающим Тузлинскую косу и проходящим через остров Тузла. Длина последнего сооружения была намного больше, зато при таком раскладе не страдала паромная переправа, от которой пришлось бы отказаться, если бы маршрут прокладывался через Чушку. Кроме того, мост через Тузлу обходил стороной сейсмически активные зоны и район историко-культурного наследия, что было немаловажно.
Проект конструкции тоже менялся. Например, изначальный вариант Крымского моста подразумевал строительство разделенных ж/д путей и автомобильной трассы, соединяющихся в районе Тузлинской косы в единый переход, достигающий Керчи. Были также предложения проложить часть маршрута по насыпи косы. Однако из-за нестабильности и постоянного движения почвы в этом районе от такого плана пришлось отказаться. В результате железная дорога и автотрассы Крымского моста берут начало от Таманского полуострова, пересекают дамбу длиной 5 км и Тузлу, проходят над Керченским проливом, огибая с северной стороны мыс Ак-Бурун, и заканчиваются на крымском берегу.
Само сооружение представляет собой два параллельных друг другу моста – автомобильный и железнодорожный, устойчивость которым придают 595 опор. Формальная длина конструкции – 19 км, но если делать более точные замеры, то выяснится, что протяженность ж/д линии составляет 18,1 км, а автодороги – 17 км. Сама автотрасса четырехполосного типа с максимально разрешенной скоростью движения 90 км/ч. Пропускная способность дороги – 40 000 машин в сутки.
Часть перехода, предназначенная для поездов, относится к двухпутной разновидности, способной пропустить до 47 пар составов в сутки. Скоростные характеристики различаются в зависимости от типа транспорта. Например, грузовой поезд может проезжать здесь со скоростью 80 км/ч, пассажирский – 120 км/ч. Крымский мост относится к категории морских объектов судоходного типа. Для этой цели в конструкции предусмотрены специальные пролеты. Длина каждой «арки» составляет 227 м, а высота – 35 м над водой, что позволяет проходить под мостом не только мелким судам, но и военной технике.
На заметку: В 2019 году ЦБ выпустил юбилейную 5-рублевую монету в честь пятилетия воссоединения Крыма с Россией. На оборотную сторону дензнака нанесено изображение карты полуострова и Крымского моста.
Защита и безопасность
По заверениям специалистов, опоры сооружения способны выдержать землетрясение до 9 баллов. К тому же, разработан комплекс защитно-оборонительных мер, обусловленный неоднократными призывами украинских властей уничтожить переход. Как результат: специально для отражения воздушных диверсий Крымский мост оснащен береговыми комплексами ПВО. Возможному тарану со стороны вражеских кораблей противостоят отбойные палы, при столкновении с которыми судно агрессора будет повреждено и не сможет продолжать нападение.
Дополнительно район Крымского моста патрулируется скоростными катерами, отслеживающими сигналы гидрофонов (да, на дне пролива тоже имеется система защиты). Гидрофоны системы «Амулет П» используются для обнаружения вражеских пловцов-водолазов, если тем захочется подойти к переправе по морскому дну. Сигнал о нарушении границ с гидроакустических аппаратов передается на дежурные катера, которые тут же прибывают на место обнаружения диверсантов. Кроме того, в районе объекта постоянно дежурят группы быстрого реагирования. Что касается безопасности движения, то на автомобильной части моста ее обеспечивают дорожные машины, а также эвакуаторы легковых авто, грузовой техники и пассажирских автобусов.
Как добраться
Самый простой способ прокатиться по Крымскому мосту – купить билет на поезда Москва – Симферополь и Санкт-Петербург – Севастополь. Как альтернативу ж/д составам можно рассмотреть автобусы, курсирующие между Первопрестольной и крупными курортами полуострова, – Ялтой, Евпаторией и прочими. Если же хочется проехаться за рулем собственного авто, придется выбрать трассу М4 и мчать по ней до Ростова-на-Дону. Потом – поворот к станице Кущевской, а от нее еще один, но уже в направлении станицы Каневской. Далее через Тимашевск, хуторские поселения Телегин и Белый с выездом на трассу А-290, от которой ответвляются 40 км дороги, ведущие к автомобильной части Крымского моста.
Некоторые путешественники намеренно меняют маршрут и отправляются в путь через Анапу, Геленджик и Новороссийск. Бонусы такого автопутешествия – живописные пейзажи за окном и непередаваемый колорит южных городов. Минусы – продолжительность поездки и многокилометровые пробки на подступах к курортным зонам. Еще один вариант маршрута – через Краснодар. Город придется обогнуть с восточной стороны и перестроиться на трассу А146, по которой нужно ехать до поселка Верхнебаканского, где следует свернуть на А290.
Передвигаться по автомобильной части Крымского моста нужно без остановок, помня о камерах слежения и не превышая скорость. Пробок на переходе нет, пешеходных зон тоже. Имейте в виду, что на подступах к конструкции располагаются посты ДПС, поэтому выборочная проверка документов может иметь место.
«Исторический день»
В первую очередь глава государства осмотрел Единый центр управления дорожным движением. Сотрудники центра отслеживают ситуацию на Крымском мосту. Кроме того, здесь же обрабатываются данные о состоянии инженерных конструкций: опор, пролётных строений, арок и других элементов сооружения.
В ходе осмотра и. о. министра транспорта Максим Соколов и руководитель компании «Стройгазмонтаж» Аркадий Ротенберг доложили президенту о готовности к началу эксплуатации первой очереди Крымского моста.
«Поехали!» — сказал президент и сел за руль КамАЗа, начав движение во главе колонны. Рядом с Путиным на пассажирском сиденье ехал генеральный директор компании «СГМ-Мост» Александр Островский, который рассказал главе государства о ходе стройки.
«Здесь все работали не за заработок, а за совесть. Вот так можно сказать. Заработок само собой, но совесть прежде всего», — отметил Островский.
Он также пообещал, что проекты подобного рода будут реализовываться по всей стране.
«Мы будем строить новые дороги, новые мосты, новые аэропорты и порты. Будем делать жизнь наших людей лучше, достойнее. Мы обязательно в этом преуспеем», — заявил глава государства.
После этого для строителей был организован праздничный концерт с участием звёзд российской эстрады.
«Превратит Юг России в единый большой курорт»
Между тем губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, который принимал участие в церемонии открытия моста, отметил, что число автотуристов на Кубани увеличится почти на треть — с 6,2 до 8 млн человек — благодаря транзитному потоку к Крымскому мосту.
«Открытие Крымского моста превратит Юг России в единый большой курорт. Суммарно мы принимаем свыше 21 млн человек в год, и эта цифра будет только расти. Туристы, которые будут отдыхать на полуострове, посетят и наш регион, проедут по нашим дорогам. По предварительным подсчётам, турпоток по трассам, проходящим по территории края, возрастёт с 6,2 до 8 миллионов человек в год», — заявил Кондратьев.
Глава Крыма Сергей Аксёнов в свою очередь отметил, что открытие автодорожной части моста — это символ единства полуострова и России. Об этом сенатор написал в своём Twitter.
«Мост — это символ нашего единства и нашей свободы. А ещё это наглядное свидетельство полного провала политики блокад и санкций. Сдержать развитие России и Крыма невозможно», — отметил Аксёнов.
Он также выразил уверенность в том, что ввод в эксплуатацию Крымского моста повысит инвестиционную привлекательность полуострова, придаст новый импульс его развитию и увеличит количество туристов.
«Вырастет туристический поток. Нам будет намного проще решать социально-экономические проблемы республики», — считает глава республики.
На Украине уже успели возмутиться открытием моста. Министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что «оба конца моста — это путь в никуда». А президент Украины Пётр Порошенко считает, что запуск движения по переправе является «очередным свидетельством пренебрежения международным правом со стороны Кремля».
Он также напомнил, что в «Арбитражный трибунал Конвенции ООН по морскому праву было подано ходатайство о защите суверенных интересов Украины, в частности в связи с противоправным возведением» Крымского моста.
Это заявление Порошенко прокомментировала сенатор от Республики Крым Ольга Ковитиди.
«Хотелось бы напомнить господину Порошенко, что, помимо Конвенции ООН по морскому праву, существуют ещё иные нормы международного права, которые Украина обязана соблюдать. Страна, нарушающая права человека и гражданина, продолжает нас удивлять. Не Украине стоит сейчас высказываться о несоблюдении норм права. Подобного рода заявления, касающиеся Крымского моста, выглядят смешно», — отметила Ковитиди.
40 тысяч автомобилей в сутки
Решение о строительстве переправы через Керченский пролив было принято в 2014 году, фактически сразу после воссоединения полуострова с Россией.
Мостостроителям удалось реализовать крайне сложный проект. Как неоднократно подчёркивали специалисты, при проектировании учитывались многие факторы: неоднородные грунты морского дна, сейсмическая активность, экологические аспекты. Кроме того, мост идёт в обход участков тектонических разломов и грязевых вулканов, не затрагивает природные и исторические объекты.
Трасса, связывающая Краснодарский край и Республику Крым, начинается на Таманском полуострове близ станицы Тамань, а затем подходит к Керченскому проливу, острову Тузла и пересекает Керченский пролив, огибая мыс Ак-Бурун.
Длина моста составляет 19 километров, при этом автодорожная часть, открытая президентом Путиным во вторник, 15 мая, несколько короче. Её протяжённость составляет 17 километров, тогда как железнодорожного — более 18 километров.
Более шести километров дороги протянулось над морской акваторией. Над фарватером Керчь-Еникальского канала трасса проходит на высоте 35 метров и не мешает проходу судов.
Пропускная способность моста, согласно документации, — 40 тысяч автомобилей и 47 пар поездов в сутки. Таким образом, в год переправой смогут воспользоваться около 14 миллионов человек.
Изначально запуск автомобильного движения по мосту был запланирован на декабрь 2018 года, однако строители завершили выполнение этого этапа на полгода раньше — к старту отпускного сезона.