Когда появятся беспилотные автомобили на дорогах
Российским беспилотникам разрешат ездить без людей и возить пассажиров за деньги
Министерство экономического развития РФ разработало проект экспериментального правового режима, который позволит компаниям-разработчикам беспилотных автомобилей испытывать их без людей в салоне, а также брать деньги за перевозку пассажиров — то есть создавать коммерческие сервисы беспилотного такси. На первом этапе такие права получит только Яндекс, но в дальнейшем их смогут получить и другие компании, сообщают «Ведомости». Экспериментальный правовой режим будет действовать в Москве, Иннополисе (Татарстан) и Сириусе (Краснодарский край) и позволит выпустить на дороги до тысячи беспилотников.
Началу массового использования беспилотных автомобилей на дорогах мешают или мешали ранее несколько факторов: неготовность машин к полностью самостоятельной езде в различных условиях, высокая стоимость компонентов, в особенности датчиков и компьютеров, и неготовность законов к регулированию езды автомобилей без водителя-человека. В последние годы все три этих фактора постепенно исчезают. Беспилотники многих компаний уже научились ездить без человека в салоне даже в сложных для опытных водителей условиях. Недавно китайская AutoX показала примечательную запись полностью беспилотного заезда:
В юридической плоскости тоже происходит прогресс, хотя и более медленный. Постепенно власти многих стран начинают сначала допускать беспилотники на дороги общего пользования, а затем разрешать те или иные аспекты, например, езду без водителя или взимание платы за поездки. При этом, как правило, это регулирование происходит в ручном режиме — индивидуально для каждой компании и в формате исключений из законов.
В России легализация беспилотных автомобилей началась с конца 2018 года, когда правительство начало эксперимент по испытанию беспилотных автомобилей на дорогах. С осени 2020 года беспилотникам должны были разрешить ездить без людей и требовать оплату поездок, но регулирование неоднократно откладывалось. В июле 2021 года в России дополнили закон, позволяющий вводить экспериментальные правовые режимы для инноваций, и теперь Минэкономразвития разработало проект экспериментального правового режима для беспилотных автомобилей.
В проекте беспилотники (в нем они называются высокоавтоматизированными транспортными средствами или ВАТС) делятся на два класса: под контролем водителя-испытателя на переднем пассажирском сиденье (ВАТС 1) и под контролем удаленного оператора (ВАТС 2).
Для коммерческого использования ВАТС 2 (при этом из текста проекта не ясно, можно ли проводить коммерческие перевозки на ВАТС 1) компании сначала пройти три этапа для по крайней мере одной из машин в городе. На первом машина будет ездить под присмотром удаленного оператора и сотрудника компании, визуально наблюдающего за ездой. Затем от визуального контроля можно будет избавиться, а на третьем этапе можно отдавать сразу несколько машин под контроль одного удаленного оператора. Перейти на каждый следующий этап можно будет после ста часов езды без аварий по вине машины.
Показатели, которые хотят достичь авторы проекта за три года работы экспериментального режима
Министерство экономического развития РФ / Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
Названы сроки распространения беспилотного транспорта в России
Беспилотные транспортные средства и системы единого управления движением в российских городах станут реальностью уже в течение 15 лет. Такие сроки назвал директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики (ВШЭ) Константин Трофименко. Его слова приводят авторы проекта «Новое общество»
«Москва уже об этом задумывается сегодня, но не только Москва. Крупные города-миллионники через какое-то время вполне смогут себе это позволить», — оценил он. По мнению специалиста, финансово это вполне реализуемо, поскольку в отдельных случаях потребуется не замена всего парка, а установка дополнительных модулей.
«Инфраструктура поменяется, но это полная аналогия тому, как когда появились автомобили сто лет назад. Города были приспособлены для пешеходного движения и извозчиков. А потом, когда стало много автомобилей, реальность начала под автомобили перестраиваться, улицы начали асфальтировать, появился бордюрный камень, появилась разметка, и как-то само пошло — не то чтобы кто-то сказал, что надо, чтобы через двадцать лет везде был асфальт», — напомнил он.
В России уже сейчас есть планы по развитию беспилотных транспортных средств. «В этом направлении нормально будет двигаться, и, кстати говоря, одна из целей внедрения всех умных технологий — это экология, потому что если у нас транспортная система будет на порядок более управляемой, то и работу ее можно выстроить таким образом, чтобы меньший вред наносить», — сказал специалист, объяснив, что при свободном движении транспортного потока уровень выбросов в атмосферу ниже.
В Москве беспилотный транспорт может стать частью повседневной жизни примерно через десять лет, предположил заместитель мэра города по вопросам транспорта Максим Ликсутов, однако некоторые виды транспорта могут получить широкое распространение еще раньше. Заммэра анонсировал появление беспилотных трамваев: тестирование организуют вместе с компанией «Яндекс». IT-гигант также собирается запустить беспилотные такси для перевозки пассажиров уже в 2021 году, а в перспективе нарастить парк беспилотников до тысячи автомобилей.
Вопросы экологизации транспорта стали одной из центральных тем цикла «Новое общество» — масштабного проекта «Ленты.ру», посвященного изменениям, которые уже начались в России или произойдут в ближайшие десятилетия. В них идет речь об отношении россиян к экологии, процессам потребления, рабочему графику и влиянию общества на изменения климата.
Когда беспилотные авто появятся на дорогах России и что для этого нужно
Об эксперте: Константин Кайсин, операционный директор технологических конкурсов Up Great в РВК.
Пандемия — время действовать
Кажется, что во время самоизоляции, когда загруженность дорог снизилась в разы, наступило идеальное время для активных тестов беспилотного транспорта. Однако крупнейшие мировые компании — Waymo, Uber, Aurora — еще в марте временно приостановили испытания. Проблема в том, что сегодня беспилотный автомобиль не означает «автомобиль без человека». В большинстве случаев за рулем по-прежнему остается инженер, готовый перехватить управление в случае сбоя. Но даже если человека в машине нет, он всегда рядом: готовит машину к поездке, заправляет, выводит на беспилотный маршрут.
Тем не менее, работа по развитию беспилотного транспорта в мире не прекратилась. Большинство разработчиков в период пандемии сконцентрировались на совершенствовании алгоритмов и анализе ранее собранной на дорогах информации. Одним из наиболее актуальных направлений работы стало обучение беспилотников в симуляциях. Смоделировав дорожную обстановку в «мозге» автомобиля, можно наездить миллионы виртуальных километров и отработать самые неожиданные дорожные ситуации, редко встречающиеся на реальных дорогах. Теперь главным вопросом становится объединение опыта, полученного беспилотником в реальном мире и в виртуальном.
Но не всех разработчиков коронавирус заставил перейти в виртуальную реальность. Некоторые компании после первого шока возвращают машины на улицы. Причем форматы использования беспилотников не ограничиваются банальным такси: в Китае их используют для дезинфекции улиц, в США компании Cruise и Pony.ai доставляют еду и покупки из супермаркетов, а автономные шаттлы Navya во Флориде развозят тесты на коронавирус для клиники Мэйо.
В России роль беспилотников в борьбе с пандемией пока не столь очевидна, однако первые кейсы появляются и у нас. К примеру, в конце апреля «Камаз» провел испытания беспилотных грузовиков в условиях Крайнего севера, а следом за ним в Ханты-Мансийском автономном округе более 90 км пути успешно преодолела беспилотная электрическая «ГАЗель» от команды инженеров из НГТУ – финалистов технологического конкурса Up Great «Зимний город». В рамках НТИ Автонет сейчас обсуждается возможность использования беспилотников в России для дезинфекции улиц, а «младшие братья» беспилотных машин – мобильные роботы – уже активно борются с вирусом: в Сбербанке специальный робот с помощью ультрафиолетовых ламп дезинфицирует офисные помещения и при этом следит, чтобы под вредное излучение не попал никто из людей.
Большинство из этих кейсов — примеры ситуативного реагирования на внезапно возникшие потребности рынка. Есть риск, что некоторые из них потеряют свою актуальность, когда мы снова начнем выходить из домов. Тем не менее, благодаря пандемии беспилотники стали еще на шаг ближе к тому, чтобы перестать быть пугающей экзотикой и стать привычным элементом городского быта. Ключевое изменение происходит в ментальности. Еще год назад многие с опаской относились к мысли о том, чтобы сесть в беспилотное такси. Сегодня же часть из нас предпочтут, чтобы в такси вовсе не было водителя. Этот психологический сдвиг имеет огромное значение не только в контексте развития беспилотного транспорта, но и во многих других технологических сферах. Любая услуга, которая может быть оказана без контакта с другим человеком, сможет прочно войти в наш быт в новом формате: дистанционном, роботизированном, беспилотном.
Текущий момент для беспилотного транспорта крайне важен — уже через год мы увидим, насколько сильно изменится индекс готовности людей к появлению на дорогах беспилотников.
Конечно, одной нашей лояльности к роботам будет недостаточно. Все-таки текущие разработки не готовы к тому, чтобы полностью самостоятельно ездить, скажем, по Москве. Когда это случится — эксперты расходятся во мнении: кто-то уверен, что уже через десять лет беспилотник перестанет быть диковинкой, другие настаивают, что на это потребуется не менее 30 лет. Решающий вопрос заключается в том, какие еще проблемы предстоит решить, чтобы беспилотники вышли в город?
Для появления беспилотника в Москве нужен не только автономный автомобиль как физический объект, но и новый, цифровой город, в котором беспилотный транспорт будет одним из элементов большого технологического механизма на службе интересов человека. Вызовы пандемии коронавируса и вероятность повторения схожих ситуаций в ближайшем будущем — хороший стимул для того, чтобы ускорить создание таких условий.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
Когда беспилотные автомобили появятся на дорогах
Беспилотные автомобили на дорогах – это неотвратимое будущее, которое ждет нас уже через 5 лет. Такое громкое заявление из уст Дейва Вайсера, основателя компании онлайн-такси Gett звучит довольно правдоподобно. Современный автопром лихорадит: такие титаны индустрии как General Motors, Toyota, Volvo, Nissan и т.д. стремятся побыстрее запустить серийное производство беспилотников, ведь спрос на них прогнозируется колоссальный.
Когда ожидается триумфальное появление беспилотников на дорогах мира?
Даже самые пессимистичные прогнозы экспертов говорят о том, что к 2020 году количество беспилотных автомобилей в мире достигнет отметки 150 тысяч. К 2035 году число продвинутых робокаров возрастет до 21 миллиона и начнется эра беспилотного транспорта.
Уже сегодня на дорогах мира ездят машины, оборудованные системами искусственного интеллекта, которые не только помогают водителю, но и берут на себя некоторые его функции. Например, автомобили Tesla оснащены системой автопилота 2 уровня автоматизации, то есть в определенной ситуации (чаще на прямом участке пути) возможно движение транспорта без участия человека.
Что сдерживает распространение беспилотных авто
По мнению экспертов, сдерживающих факторов четыре:
Когда беспилотники «завоюют» США?
Они это уже сделали. Сегодня в США настоящий бум беспилотных авто, и его масштабы несравнимы с тем, что происходило после появления Интернета 20 лет назад. Несколько штатов приняли соответствующие законы и разрешили беспилотникам беспрепятственно ездить на дорогах. Они просто уравняли обычные машины с беспилотными. То есть здесь вопрос «когда?» отпал – американцы уже могут пересаживаться на Гуглмобили и Теслы и доверять управление компьютеру.
Сергей Брин, сооснователь Google пообещал в 2014 году, что в течение пяти лет каждый американец сможет протестировать беспилотный автомобиль и оценить его преимущества. Срок еще не истек, но компания движется в верном направлении: в штате Калифорния уже можно встретить на дорогах робокары с узнаваемыми Лидарами на крыше, а Google-мобили на шоссе перестали удивлять пешеходов.
Будущее беспилотного транспорта в Европе
Оно уже наступило и вот несколько тому доказательств:
Этот список можно продолжать долго, что еще раз подтверждает тот факт, что беспилотные авто в Европе – это уже настоящее, а не будущее.
Когда беспилотники будут ездить по российским дорогам?
Серийный выпуск беспилотных машин отечественного производства официально планируется в 2021 году, хотя компания Камаз уже может похвастаться внушительными успехами. Грузовик самостоятельно проехал 10 километров по трассе Москва-Санкт-Петербург, а в 2018 году планируется еще одно испытание – проект «Караван». Массовое производство беспилотных Камазов прогнозируется начать с 2025 года.
Эксперты уверены, что до 2025 года на дорогах России будет ездить 200-500 беспилотников, но к 2050 их количество вырастет до 11 миллионов.
Что готовят главные игроки автопрома
Peugeot-Citroen
Nissan
Концерн планирует начать серийное производство беспилотных модулей уже в 2020 году. В планах разработчиков – революционная, доступная технология Autonomous Drive для широкого круга моделей авто. Электромобиль Nissan Leaf стоимостью 32 тысячи долларов будет усовершенствован и дополнен искусственным интеллектом, что сделает его более доступным беспилотником, чем люксовые Теслы.
General Motors
Вице-президент компании Ларри Бернс заявил о намерении начать продажи беспилотных автомобилей уже в 2018 году. В 2015 их беспилотники прошли первые испытания и довольно успешно, поэтому поступление на рынок робокаров уже не за горами.
Итак, дни, когда человек был единственным, кто мог управлять автомобилем, сочтены. На дорогах уже ездят беспилотные умные машины, которые по всем параметрам превосходят водителей. Совсем скоро они станут господствовать на трассах, а нам останется только наслаждаться поездкой.
На автомате: стал известен план появления беспилотных машин в России
К началу 2023 года Россия должна быть полностью готова выпустить на дороги общего пользования беспилотные автомобили для перевозки людей и грузов — без инженера-оператора в салоне. «Известия» выяснили подробности плана поэтапного внедрения высокоавтоматизированных машин в стране, представленного отраслью. Он также предполагает разработку до конца 2020 года инструкций по расследованию ДТП с участием машин без водителя, а в 2021-м — условий страхования для них. Основные пункты плана в целом поддержали в Минэкономразвития. Свои предложения готовят и другие ведомства. Эксперты в целом одобрили дорожную карту, но усомнились в реалистичности сроков ее реализации.
Полная автономия
Россия к началу 2023 года должна быть полностью готова использовать на дорогах общего пользования беспилотные автомобили для перевозки людей и грузов без инженера-оператора в салоне. Это предусматривает дорожная карта поэтапного внедрения в стране беспилотников, разработанная «Яндексом» и Сбербанком при участии «ГАЗа» и «КамАЗа». В апреле документ был направлен в профильные министерства, «Известия» ознакомились с ним.
Предложенный компаниями план мероприятий для постепенного внедрения в стране высокоавтоматизированных транспортных средств (ТС) состоит из трех этапов, включающих 27 пунктов.
До октября этого года предлагается внести правки в постановление правительства 1415, чтобы расширить возможности тестирования таких машин. Испытывать их на закрытых территориях можно будет уже без человека в салоне (сейчас это обязательное условие). Также предлагается разрешить коммерческую эксплуатацию, например, в качестве такси, но с оператором на водительском сиденье.
Тест-драйв беспилотного автомобиля StarLine в «Сколково»
В «Яндексе» ранее говорили «Известиям», что, «если мы хотим сохранить высокие темпы развития технологии, новые возможности для этого должны появляться уже сейчас».
К сентябрю предполагается внести в Госдуму законопроект, который подробно опишет права и обязанности всех участников процесса.
До конца года также планируется разработать и принять рекомендации по расследованию ДТП с полностью автоматизированными ТС и согласовать стандарт по передаче данных между автомобилем и инфраструктурой (V2X). Кроме того, в этом году предлагается создать в стране не менее двух тестовых зон с покрытием 5G для испытания полностью беспилотных машин.
Подключат к дорогам
В течение ближайших двух лет — 2021–2022 годах — Россия должна перейти от опытной эксплуатации беспилотников в отдельных регионах к полноценной. В частности, дорожная карта предполагает, что в следующем году будут приняты стандарты страхования ответственности за вред, причиненный беспилотником (в том числе установлены предельные страховые премии).
Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев сказал «Известиям», что сегодня во всем мире участники рынка работают над проблемой страхования инновационных ТС, но предстоит решить слишком много вопросов. В частности, чью ответственность страховать — владельца или оператора беспилотника.
Дорожная карта также предусматривает, что закон об эксплуатации беспилотных ТС примут в 2021 году, тогда же в тестовом режиме разрешат оказание коммерческих услуг автомобилями без водителей. Кроме того, до декабря следующего года должны быть определены требования к дорожной инфраструктуре для автоматизированного транспорта. К этому же сроку предлагается разработать меры поддержки для производителей и эксплуатантов беспилотных машин и меры популяризации таких ТС в обществе.
Испытания беспилотного автомобиля ГАЗ на полигоне НАМИ в Московской области
К концу 2022 года, согласно дорожной карте компаний, страна должна быть готова к переходу от тестовой эксплуатации беспилотников к полноценной. На последнем этапе, к декабрю 2022-го, планируется внести необходимые для этого изменения в законодательство, в том числе в ПДД, а также установить единые требования по допуску беспилотников на дороги стран Таможенного союза. Кроме того, предстоит утвердить условия сертификации автономного транспорта, оценки систем контроля за автоматизированными грузовиками и внедрить базовые принципы взаимодействия беспилотных машин друг с другом и дорожной инфраструктурой.
Также на третьем этапе внедрения в России полностью автоматизированных ТС предстоит решить ряд технических задач, следует из дорожной карты. То есть создать в городах-миллионниках тестовые зоны для отработки взаимодействия беспилотных авто с цифровой инфраструктурой (в том числе сетями V2X и 5G), дополнительные полигоны для ускоренной сертификации автономного транспорта, обеспечить покрытие ключевых магистралей связью не ниже LTE (4G), а также инфраструктуру для мониторинга движения беспилотников и достаточное число ремонтных бригад для них.
Неблизкое будущее
В начале апреля президент поручил собрать предложения ведомств и организаций по поводу внедрения в стране полностью беспилотных ТС. Они должны быть представлены в кабмин до 12 мая, главе государства — до 31 мая.
Предложения участников рынка в целом поддерживают в Минэкономразвития, следует из отзыва ведомства (есть у «Известий»). Там, в частности, считают возможным разрешить тестовую коммерческую эксплуатацию беспилотников с оператором за рулем. А после принятия разработанного Минэком законопроекта «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций» — вообще без инженера в салоне. В качестве пилотных регионов «Яндекс» предлагает Москву и Подмосковье, Татарстан, Краснодарский край («Известия» писали об этой идее).
Замминистра экономического развития Оксана Тарасенко сообщила «Известиям», что ведомство участвует в проработке плана по выводу беспилотников на дороги во взаимодействии с Минтрансом. По ее словам, ключевую роль в развитии таких ТС будет играть федеральный проект «Искусственный интеллект», утверждение которого ожидается в ближайшее время.
Оксана Тарасенко добавила, что у России уже есть значительный опыт эксплуатации автономных ТС — беспилотники «Яндекса» прошли более 1 млн км.
В Минтрансе не сказали, поддерживают ли концепцию, предложенную участниками рынка. Но подтвердили «Известиям», что получили проект. Сейчас, по словам представителя ведомства, министерство готовит консолидированную позицию с учетом мнения других ведомств для передачи в правительство РФ.
Тестирование беспилотного такси компании «Яндекс» в Москве
«Известия» также направили запросы в пресс-службы Минпромторга и МВД.
В НТИ «Автонет» (курирует внедрение беспилотных ТС) в целом поддержали предложения. Его представитель добавил, что пока рынок высокоавтоматизированных ТС в стране находится в «зачаточном состоянии», но уже есть потенциальные игроки и разработчики таких технологий.
Руководитель проекта транспортной инфраструктуры «Сколково» Кирилл Жанайдаров также положительно оценил подготовленную представителями отрасли дорожную карту. По его словам, в ней учтены все основные нюансы — от технических (создание опытных полигонов) до страхования ответственности.
— План впервые включает проработку самых сложных в нормативном плане для запуска беспилотников вопросов: распределения ответственности, разбор ДТП и нештатных ситуаций, — добавил главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Андрей Ионин.
В тоже время Кирилл Жанайдаров считает сроки, обозначенные в дорожной карте, очень оптимистичными. Многие пункты предполагают внесение изменений в действующие либо разработку новых нормативных актов, что без специально созданного проектного офиса будет сложно реализовать за такое короткое время, сказал он.