Когда в казахстане подешевеют автомобили
Что ждет автомобильный рынок в Казахстане: мнение эксперта 05 декабря 2021, 09:02
Эксперт и председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков рассказал корреспонденту Tengrinews.kz, что происходит с ценами на машины, как меняется ситуация на рынке Казахстана и какое влияние на него может оказать «облава» на транспорт с российскими номерами.
Новые автомобили
Одним из главных факторов возникшего дефицита Эдуард Эдоков назвал нехватку микрочипов на мировом рынке, которые используются не только в машинах, но и в бытовой технике.
Иллюстративное фото: Pixabay.com
Также причиной подорожания новых автомобилей Эдоков назвал мировой тренд роста цен на металлы. Эта тенденция также связана с нарушением цепочки поставок из-за локдаунов на фоне пандемии.
Вторичный рынок
Еще одним фактором подорожания автомобилей на вторичном рынке Эдуард Эдоков назвал введение в Казахстане первичной регистрации и утилизационного сбора.
Как «облава» на машины с российскими номерами повлияла на цены?
По мнению Эдокова, борьба с владельцами автомобилей на российских номерах хотя и не оказала прямого влияния на вторичный рынок автомобилей, однако она все же стала очередным драйвером роста цен.
Что будет с ценами в ближайший год
Что касается прогнозов, то автоэксперт полагает, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе тенденция роста цен на машины сохранится как в автосалонах, так и на вторичном рынке.
Рост цен на новые авто замедлится или остановится только при стабилизации мировой ситуации с дефицитом компонентов для производства, логистической цепочкой поставок и ценами на основные металлы, используемые в автомобилестроении.
Иллюстративное фото: Zarulim.com
В случае с бесконтрольным ростом цен на подержанные автомобили, то и здесь, по мнению эксперта, в ближайшей перспективе изменений ждать не приходится.
Эксперт добавил, что за хороший автомобиль на казахстанском рынке сегодня разворачивается самая настоящая битва, и в этой ситуации всегда в выигрыше продавец.
Автоэксперт сомневается, что петиция против утилизационного сбора действительно приведет к его отмене. При этом вероятность того, что утилизационный сбор отменят или уменьшат, специалист оценил как «критически низкую».
Иллюстративное фото: elements.envato.com
Глава Министерства экологии Сериккали Брекешев, отвечая на вопрос о петиции казахстанцев с требованием отменить утилизационный сбор, заявил, что размер утильсбора в Казахстане сопоставим с другими странами.
Между тем автомобили с пробегом в Казахстане стали дорожать быстрее. С января по ноябрь 2021 года некоторые модели прибавили по 20 процентов.
Как пандемия скажется на рынке подержанных авто в Казахстане. Прогноз экспертов
Сегодня, когда курс тенге заметно упал, а автопроизводители приостановили свои конвейеры, многие обращают свое внимание на вторичный рынок, который предлагает больше выбора и более гибкую амплитуду цен. Но чем выгоднее кажется сделка, тем больше рисков нарваться на «автохлам». Не стоит забывать, что введенный режим ЧП и увеличение курса доллара могут заметно поднять средние цены по рынку. Редакция Liter.kz обратилась к нескольким экспертам по подбору подержанных автомобилей, чтобы узнать у них: как в ближайшее время изменится стоимость машин и будет ли смысл вообще их покупать?
Станислав Кларк (СК) и Антон Сиганов (АС), эксперты из Алматы и Нур-Султана, поделились мнением о ценах на авто, о будущем рынка и многом другом. Но обо всем по порядку.
О ценах на подержанные автомобили
СК: — Возможно, цены на автомобили повысятся в 1,5-2 раза уже в ближайшее время. Учитывая, что спрос на хорошие авто будет в любом случае, а их на рынке будет все меньше. Вторичный рынок автомобилей в Казахстане был и будет неприятной темой для обсуждений. Ситуацию могла бы изменить отмена или снижение стоимости сборов при постановке на учет иностранных авто. Но, боюсь, в скором времени мы все сядем за руль 20-летних японских авто, которые надежнее и практичнее всего того, что выходит с конвейера последние пять лет.
Наш рынок — это 20% новых авто низкого качества за баснословные деньги, и 80% того, что не первый год продается на вторичном рынке. Даже представить сложно, сколько там аварийных, сломанных и не подлежащих дальнейшей эксплуатации авто, на которых продолжают ездить. Выбор у людей небогатый.
АС: — Цены будут повышаться в любом случае. Как? Это еще трудно оценить. Сейчас цены держаться на стабильном уровне. В связи с падением тенге и пандемией коронавируса их, конечно же, подняли, но незначительно.
Могу привести пример – возьмем автомобиль Kia Rio, средней комплектации, в отличном состоянии: по сравнению с началом 2020 года его цена повысилась на примерно 300-500 тысяч тенге.
Повышение цен на автомобили происходят и будут продолжаться – такова была ситуация была и без пандемии коронавируса или падения тенге.
Чего ждать от авторынка Казахстана
СК: — Ничего хорошего. Когда каждый день сталкиваешься с битыми, убитыми и угнанным авто — быстро становишься реалистом. Конечно, ситуацию можно сделать лучше. Например, снова ввозить из Японии их подержанные авто. Чтобы наш вторичных рынок сделал глоток «свежего воздуха». Или, наконец, создать «народный» автомобиль казахстанского производства. Об этом давно говорят, но, сами понимаете, что это все даже звучит как что-то из далекого будущего.
Когда лучше купить авто
СК: — Если есть возможность купить авто во время карантина — покупайте. Сейчас достаточно много хороших машин продают вынужденно. Людям срочно нужны деньги, поэтому цены адекватные. Естественно, при осмотре авто нужно соблюдать меры предосторожности и индивидуальной защиты (маски, перчатки). У кого достаточно познаний — могут проверить сами. Тем, кто сомневается, лучше будет обратиться хотя бы на СТО за помощью. Либо к специалистам по диагностике перед покупкой. Если нет возможности приобрести авто сейчас — нужно готовиться к длительному ожиданию. Цены будут «кусаться» еще очень долго после окончания пандемии.
Как купить подержанный автомобиль и не пожалеть об этом?
СК: — Лучше покупать авто у реальных владельцев. Которые любили и ухаживали за автомобилем. Но 70% рынка составляют перекупщики. Люди, чей заработок зависит от перепродажи авто. В нашей практике честных сделок по перекупке еще не было. Каждый из них до последнего скрывает недостатки машины. Хорошо еще когда список этих недостатков оканчивается вложениями на шестизначную сумму. Плохо, когда вдобавок авто состоит из нескольких частей разных машин, то есть восстановлен после серьезного ДТП. При этом цены завышаются даже за «убитые» авто. Тем самым «провоцируя» рынок создавать еще более неадекватные цены.
Реальный владелец подержанной Toyota Land Cruiser Prado J20, видя какой хлам продают за восемь-девять миллионов тенге, думает: а чем я хуже? И ставит цену еще выше. За автомобиль, которому уже второй десяток лет пошел.
При небольшом бюджете всегда советуем обратить внимание на «правый руль». Японское качество еще очень долго будет служить при адекватном обслуживании.
При бюджете выше трех миллионов лучше обратить внимание на корейский автопром. А именно на корейскую сборку. Эти машины в корне отличаются по качеству от российской и казахстанской сборки тех же марок и моделей. Простые по конструкции и недорогие в обслуживании, эти авто ездят без существенных поломок. Но и у них есть свои слабые места.
Если же бюджет выше пяти миллионов, можно задуматься о покупке японского авто с левым рулем. Но этот сегмент рынка давно облюбован перекупщиками. Стоит готовиться к затяжным поискам.
АС: — Все машины надо проверять. Надо покупать у реальных владельцев, следивших за авто долгое время.
Подбор правильного для себя автомобиля должен занять приличное время. Ни в коем случае нельзя его брать впопыхах и на последние деньги, а уж тем более в кредит. Это очень «популярная» ошибка. Никогда не забывайте – вам нужны будут деньги не только на покупку авто, но и на ее уход и запчасти.
Как коронавирус повлиял на авторынок
СК: — В связи с последними событиями, многие продавцы сняли свои объявления по продаже авто. Кто-то ждет повышения курса доллара и возможности продать дороже. А кто-то уверен, что его автомобиль не купят, так как у людей нет денег.
АС: — Уменьшилось количество объявлении. Например, если в Нур-Султане раньше можно было найти около 15 тысяч объявлений, сейчас их примерно шесть-семь тысяч.
О ценах на запчасти
СК: — Вся наша команда уверена, в скором увеличении цен на машины и автозапчасти. На это повлияет множество факторов, о которых можно рассуждать часами. Но от поднятия цен будет мало пользы. По прежнему придется искать «живой» автомобиль неделями, а то и месяцами.
О ценах на бензин
СК: — Я считаю значительного увеличения цен на бензин ожидать не стоит. Да, немного поднимут, как обычно.
Как сильно отличается нынешняя ситуация от той, что была на рынке при кризисе 2008 года?
В 2008 году в мире начался финансовый кризис, в последствии переросший в глобальное (замедление) экономики.
СК: — Тогда, как и сейчас, многим людям было финансово трудно позволить себе автомобиль. Но при этом было намного меньше перекупщиков. Они были. Большинство занималось «перегоном» авто из других стран. Тогда постановка иностранного авто на учет в РК была дешевле. Было много качественных японских авто, которые успели завезти, пока не запретили правый руль. Да и тогда автомобиль стоил дорого, но можно было найти хороший не опасаясь «попасть» на откровенных хлам.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Мифы казахстанского авторынка: покупать новые автомобили выгоднее в России 15 ноября 2021, 17:05
Иллюстративное фото. Shutterstock.com
Казахстанский авторынок заметно лучше справляется с автокризисом, чем мировой. К такому заключению пришли аналитики мониторингового агентства Energyprom.kz. В частности, дефицит авто гораздо сильнее ударил по соседней России: так, если в сентябре в Казахстане продажи новых автомобилей выросли на 3,3 процента, то в Российской Федерации они рухнули сразу на 22,6 процента.
В то же время встречается мнение, что казахстанцам выгоднее покупать автомобили в России. Аналитики Energyprom.kz решили проверить, так ли это. Для этого была проведена сверка цен по трём самым популярным производимым в РК брендам — Kia, Chevrolet и Hyundai. Результаты развеивают мифы.
Линейка новых автомобилей Kia в базовой комплектации в Казахстане представлена 9 моделями стоимостью от 7 миллионов до 15,3 миллиона тенге.
Цены на некоторые модели при пересчёте с рублей в тенге (в расчётах использовался средний курс за октябрь текущего года, данные НБ РК) в автосалонах РФ изначально выше, чем у дилеров в РК. К примеру, идентичные по комплектации Kia Cerato Classic 1.6 MT в РК и в РФ стоят 8,19 миллиона и 8,31 миллиона тенге соответственно, то есть в РК эта модель обходится на 124 тысячи тенге дешевле даже без учёта вопросов доставки и налогов. Что касается, к примеру, модели Sportage Comfort 2.0 AT 2WD, здесь разница цен на автомобили одинаковой комплектации составляет более 1,5 миллиона тенге в пользу РК.
В целом по рассматриваемому модельному ряду (или по моделям максимально близкой комплектации) цены в автосалонах России варьируются от 6,3 миллиона до 15,9 миллиона тенге. В то же время некоторые модели действительно стоят в РФ дешевле — например, Soul Luxe 1.6 AT или Picanto Style 1.0 AT. По некоторым моделям теоретически можно также найти более дешёвые комплектации.
Однако если учесть доставку и налоги (за среднюю стоимость доставки принято 300 тысяч тенге, однако стоимость может быть как больше, так и меньше этой суммы; налог рассчитан с учётом мощности двигателя), то даже те модели, которые в РФ стоят дешевле, в итоге обойдутся не просто дороже, а ощутимо дороже. Разница в пользу РК с финальной стоимостью авто из РФ варьируется от 212 тысяч до 2,9 миллиона тенге.
К слову, упомянутую более дешёвую комплектацию можно найти в РФ лишь теоретически. Сегодня в условиях кризиса российского авторынка «охотиться» на нужные модели приходится даже самим россиянам. Так, во время острого дефицита в РФ всё чаще практикуется специфический «автотуризм», то есть поиски желаемого автомобиля в соседних регионах — буквально по всей стране. Зачастую для россиян это единственная возможность сэкономить на дилерских накрутках, увеличивающих конечную стоимость чуть ли не вдвое за счёт лишних дополнительных опций, сообщает «Российская газета».
Что касается итоговой стоимости авто с учётом доставки и сборов, тут переплата за «россиянина» превышает 1 миллион тенге даже для моделей, стоящих в РФ дешевле.
Что касается Hyundai, этот бренд в Казахстане представлен 7 моделями стоимостью от 6,4 миллиона до 20,4 миллиона тенге. Цены в автосалонах России на аналогичные модели варьируются от 5,8 миллиона до 21,5 миллиона тенге.
Некоторые модели, например, Tucson Comfort 2.0 MT 2WD (Classic) и Santa Fe Comfort 2.5 AT 4WD (Family), в РК стоят изначально заметно дешевле. Другие, к примеру Elantra Base 1.6 AT или Creta Dynamic 1.6 MT (Classic), дешевле обойдутся в РФ.
Однако и здесь даже для моделей, стоящих в РФ дешевле, итоговая стоимость «россиян» для казахстанцев будет заметно выше. Так, можно сравнить, к примеру, одинаковые Hyundai Elantra Base 1.6 AT: в РК эта модель стоит 9,09 миллиона тенге, в РФ — 8,73 миллиона тенге, но с учётом налога и доставки стоимость вырастет до 10 миллионов тенге и выше, что уже почти на 1 миллион тенге дороже, чем в РК.
Что ждет автомобильный рынок в Казахстане: мнение эксперта
Эксперт и председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков рассказал корреспонденту Tengrinews.kz, что происходит с ценами на машины, как меняется ситуация на рынке Казахстана и какое влияние на него может оказать «облава» на транспорт с российскими номерами.
Иллюстративное фото: Pixabay.com
Новые автомобили
Одним из главных факторов возникшего дефицита Эдуард Эдоков назвал нехватку микрочипов на мировом рынке, которые используются не только в машинах, но и в бытовой технике.
Также причиной подорожания новых автомобилей Эдоков назвал мировой тренд роста цен на металлы. Эта тенденция также связана с нарушением цепочки поставок из-за локдаунов на фоне пандемии.
Вторичный рынок
Еще одним фактором подорожания автомобилей на вторичном рынке Эдуард Эдоков назвал введение в Казахстане первичной регистрации и утилизационного сбора.
Как «облава» на машины с российскими номерами повлияла на цены?
По мнению Эдокова, борьба с владельцами автомобилей на российских номерах хотя и не оказала прямого влияния на вторичный рынок автомобилей, однако она все же стала очередным драйвером роста цен.
Что будет с ценами в ближайший год
Что касается прогнозов, то автоэксперт полагает, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе тенденция роста цен на машины сохранится как в автосалонах, так и на вторичном рынке.
Рост цен на новые авто замедлится или остановится только при стабилизации мировой ситуации с дефицитом компонентов для производства, логистической цепочкой поставок и ценами на основные металлы, используемые в автомобилестроении.
В случае с бесконтрольным ростом цен на подержанные автомобили, то и здесь, по мнению эксперта, в ближайшей перспективе изменений ждать не приходится.
Эксперт добавил, что за хороший автомобиль на казахстанском рынке сегодня разворачивается самая настоящая битва, и в этой ситуации всегда в выигрыше продавец.
Автоэксперт сомневается, что петиция против утилизационного сбора действительно приведет к его отмене. Вероятность того, что утилизационный сбор отменят или уменьшат, специалист оценил как «критически низкую».
Глава Министерства экологии Сериккали Брекешев, отвечая на вопрос о петиции казахстанцев с требованием отменить утилизационный сбор, заявил, что размер утильсбора в Казахстане сопоставим с другими странами.
Между тем автомобили с пробегом в Казахстане стали дорожать быстрее. С января по ноябрь 2021 года некоторые модели прибавили по 20 процентов.
Авторынок в августе: повальный дефицит
В Казахстане продажи новых автомобилей в августе упали на 5 %. И это не предел.
После бурного роста, когда каждый месяц рынок новых автомобилей только прибавлял, август ознаменовался падением. Несмотря на стабильный спрос, свободных машин в салонах не осталось.
Основная проблема для мирового и казахстанского авторынка — дефицит полупроводников и микрочипов. После восстановления спроса на автомобили автопрому не хватает электронных комплектующих, из-за чего поставки ограничиваются, а некоторые автозаводы вынуждены простаивать.
Ещё одна напасть — дилеры и производители по-прежнему бьют тревогу проблем с доставкой машинокомплектов и автомобилей, идущих через Китай. Очередь на отправку грузов растянулась на несколько месяцев вперёд.
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), рынок по сравнению с августом прошлого года продемонстрировал снижение на 5.5 %, если сопоставить с продажами в июле 2021 года, то на все 15 %, до 9093 проданных автомобилей (включая коммерческие).
В первой тройке лидеров последнего месяца лета — Chevrolet, Hyundai и Toyota. Если в июле дилеры Chevrolet продали 3094 машины, то в августе всего 2194 ед. (—29 %), Hyundai вместо 2012 ед. — 1568 ед. (—22 %). В августе Toyota снова на третьем месте — 1012 машин (—15 %), сместив Kia на четвёртую строчку (825 ед.; —32 %).
Рокировки произошли и далее по списку. Nissan вырвался на седьмую позицию за счёт стоков Qashqai, а BMW впервые в истории замыкает десятку самых популярных марок (основные продажи приходятся на X7 и X5).
Топ-10 марок на рынке новых автомобилей по итогам августа 2021 года
Позиция | Марка | Продажи в августе 2021 года (ед.) |
1 | Chevrolet | 2194 |
2 | Hyundai | 1568 |
3 | Toyota | 1012 |
4 | Kia | 825 |
5 | Lada | 716 |
6 | Volkswagen | 356 |
7 | Nissan | 331 |
8 | JAC | 328 |
9 | Renault | 308 |
10 | BMW | 114 |
Список самых популярных моделей в августе не претерпел серьёзных изменений. На верхушке парада — пара Chevrolet (Cobalt и Nexia) и Hyundai Accent. Обновлённая Camry на четвёртой позиции. Этажом ниже новая Hyundai Elantra — впервые за долгое время. Если в июле в не было ни одной Lada, то в августе универсал Largus ворвался сразу на шестую позицию. Стоит также отметить возвращение в десятку «дефицитного» Hyundai Tucson.
Эксперты прогнозируют, что нехватка машин сохранится как минимум до конца текущего года, а по некоторым прогнозам и на весь следующий год. Тем не менее в годовом выражении рынок пока в плюсе. За восемь месяцев 2021 года в РК было продано 76 039 новых легковых и коммерческих автомобилей, что на 42.5 % больше аналогичного периода прошлого года.