Когда закончится дефицит автомобилей у дилеров
Новогодних скидок на машины не будет. Но есть и хорошие новости
Ждать новогодних распродаж бессмысленно, ведь у автодилеров в этому году нет проблем со спросом, говорят участники рынка. Если на какие-то редкие модели и установят скидки, то они будут далеко не такими щедрыми, как раньше, предсказал председатель комитета по развитию предпринимательства в автомобильной отрасли Санкт-Петербургского отделения «Деловой России» Вячеслав Жигалов. Автомобилей на складах осталось мало, очередь заказов на многие импортные модели уже перешла на 2022 год, а срок ожидания увеличился в среднем на полтора месяца.
Спрос сейчас значительно превышает предложение, отмечает руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Всему виной — дефицит автомобилей из-за нехватки микрочипов. По словам Целикова, если бы кризиса поставок автомобилей не было, то в этом году продажи оказались бы на уровне двух миллионов машин. Но в нынешней ситуации ожидаемый объем реализации автомобилей в России составит 1,6-1,7 миллиона единиц. Это на 36% больше, чем в прошлый, «пандемийный» год, но меньше, чем в 2018 и 2019 годах.
Помимо этого, авторитейл в 2021 году показал значительный рост цен на новые машины — плюс 20-25%. И это не считая стоимости дополнительного оборудования, которое прибавляет к чеку еще несколько сотен тысяч рублей. Автомобили АвтоВАЗа сейчас можно купить на 9-12% дороже, чем в январе. Citroen только в ноябре поднял цены на все модели на 20-50 тысяч рублей. Один из самых популярных в России брендов — Kia — увеличил стоимость своих машин на суммы от 15 до 100 тысяч рублей.
Когда покупать новую машину
Быстрого решения проблем с поставками автомобилей на российский рынок ждать не стоит в ближайшее время, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Поэтому тем, кому срочно необходимо поменять машину, стоит заказать ее сейчас.
Сергей Целиков добавляет, что если есть возможность именно заказать автомобиль, а не покупать на месте, то лучше ей воспользоваться. «Все, что есть в наличии у дилеров — уходит с огромными накрутками. Поэтому, если человек готов подождать какое-то время, то можно сделать предзаказ у дилера и ждать по рекомендованной розничной цене. Срок ожидания увеличился, но если экономия составит полмиллиона рублей, то почему бы и не подождать», — советует Целиков.
Допы на полмиллиона скоро исчезнут
Покупка автомобилей, которые сейчас находятся на складах автодилеров, обойдется намного дороже за счет включенного в стоимость дополнительного оборудования. Это уникальная ситуация, такого никогда не было на рынке, говорит Сергей Целиков. Сигнализация с автозапуском и GSM, антишум, антикор, защита двигателя и коробки, ковры и брызговики в комплекте могут прибавить до 450 тысяч рублей к цене автомобиля массового сегмента.
Впрочем, эксперты уверены: обязательные допы уйдут в прошлое, как только объемы поставок автомобилей вернутся на прежний уровень. Баланс рынка восстановится, и тогда продавцам не придется накручивать стоимость машин для большей выручки.
Что ждать от цен в следующем году
По прогнозам исследовательской компании IHS Markit, ситуация с микроэлектроникой останется напряженной на протяжении всего 2022 года. Аналитики Intel предрекают, что дефицит сохранится и в 2023-м. Владимир Беспалов говорит, что в любом случае быстрого решения проблемы не произойдет. Следовательно, цены будут только расти.
Сергей Целиков согласен с этим мнением: «Все зависит от производства, здесь ситуация непредсказуемая. Все ждали, что к концу этого года все разрешится, но, как видим, сдвига в лучшую сторону не произошло. И в прогнозах все дальше и дальше оттягивается момент, когда кризис в связи с нехваткой микрочипов завершится. Все зависит от того, как производители сумеют договориться с поставщиками и какие сбои ждут в дальнейшем. В первом полугодии нормализации ситуации точно не предвидится».
При этом Вячеслав Жигалов настроен более оптимистично: «Мы можем ориентироваться на то, что к концу первого квартала следующего года ситуация начнет выправляться. Думаю, что это не будет одномоментно для всех. В среднем, картина начнет улучшаться к концу марта».
России предсказали длительный дефицит машин
Фото: Julian Stratenschulte / Globallookpress.com
России грозит длительный дефицит машин — нехватка продлится как минимум до середины 2022 года, пишет ТАСС со ссылкой на представителей автодилерских центров. При этом дилеры предсказали рост стоимости автомобилей почти всех марок.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) заявила, что по общим показателям за год продажи выросли: с января по сентябрь было продано 1,26 миллиона новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV). Эта цифра на 15,1 процента выше данных за аналогичный период прошлого года. Однако в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) отметили, что снижение продаж происходит третий месяц вопреки высоким годовым показателям. Причиной является дефицит предложения.
Продажи новых легковых автомобилей и LCV в июле года снизились на 6,5 процента по сравнению с тем же месяцем 2020 года, в августе продажи упали на 17 процентов относительно аналогичного периода предыдущего года, а в сентябре — на 22,6 процента. В сентябре было продано всего 119 485 тысяч машин.
По данным РОАД, нехватка автомобилей не ослабевает, а их оснащение ухудшается — некоторые модели производятся с отсутствием каких-либо функций, например мультимедиа или навигации, из-за нехватки чипов. Ассоциация предсказала дефицит на авторынке в первом квартале 2022 года. АЕБ также представила негативный прогноз на следующие несколько месяцев.
«Информация об остановке заводов Европы и Азии не внушает оптимизма, что дефицит нейтрализуется до конца года, — уже в прогнозах первый квартал 2022 года. К сожалению, при этом сохраняется тенденция к повышению цен практически у всех брендов», — рассказали в РОАД.
Гендиректор холдинга «Автоспеццентр» Андрей Терлюкевич заявил, что за год в среднем цена автомобиля в массовом сегменте выросла на 15-25 процентов в зависимости от бренда и модели. Премиум-модели дорожали быстрее. Рост цен на комплектующие, по его мнению, вызван тем, что автопроизводители увеличили выпуск электромобилей в ущерб машинам с двигателем внутреннего сгорания.
Директор по маркетингу холдинга «Авилон» Андрей Каменский назвал основными причинами нехватки машин дефицит полупроводников и запчастей. «Сильнее всего он [дефицит] будет затрагивать наиболее высокотехнологичные модели с современными мультимедийными системами», — прокомментировал эксперт. При этом, по словам Каменского, рост цен постепенно замедляется. «Свою роль здесь сыграло то, что был отыгран рост евро по отношению к рублю и прайсы на новые автомобили менялись по инерции», — пояснил он.
Справиться с дефицитом поможет развитие продаж подержанных автомобилей, считают в дилерской сети «Рольф». На вторичном рынке не наблюдается нехватки автомобилей, а их стоимость значительно ниже. «Рольф» уже сейчас продает больше авто с пробегом, чем новых.
Компания «АвтоВАЗ» в октябре сообщила, что из-за дефицита повысит цены на весь автомобильный ряд с 18 октября. Машины Lada в среднем подорожают на 1,5 процента. Их стоимость поднимут в шестой раз с начала года.
Эпоха дефицита: почему упали продажи автомобилей
На российском рынке продолжается падение продаж новых автомобилей. В ноябре 2021-го было куплено на 20,4% меньше машин, чем годом ранее. По словам председателя комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Томаса Штэрцеля, этот тренд сохранится в декабре, а также в следующем году. Будут ли продажи снижаться и далее, разбирались «Известия».
Что мешает повысить продажи
В прошедшем месяце было продано 125 466 единиц легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, тогда как в ноябре 2020-го было реализовано 157 580 машин. Причем это немногим меньше, чем в октябре. Факторы, негативно влияющие на рынок России, такие как нехватка полупроводников и логистические проблемы, а вместе с ними сокращение производства, сохраняются пятый месяц подряд.
Несмотря на то что дилеры в большинстве своем завышают цену и не продают машины без дополнительного оборудования, спрос превышает предложение. Продажи могли бы быть выше, утверждают эксперты и игроки рынка, но мешает дефицит. Ситуацию эксперты называют рынком продавца, когда продающий находится в более выгодном положении, нежели покупающий.
— Спрос на автомобили в ноябре снизился относительно октябрьских показателей, однако он всё еще значительно превышает предложение, — рассказывает генеральный директор ГК «АвтоDом» Андрей Ольховский. — Практически все продаваемые на рынке модели достаточно быстро находят своего покупателя. Особенно это касается российских бестселлеров, которые есть как в массовом, так и в премиальном сегментах.
С ним согласен и председатель правления АГ «Авилон» Андрей Павлович.
— Ажиотажа сейчас нет, однако спрос сохраняется на хорошем уровне и опережает предложение: автомобилей не хватает, всё очень быстро продается, — говорит он. — Каждый месяц к дилерам поступает разный объем машин, что тоже отражается на общей динамике продаж.
Какие марки теряют популярность
В ноябре просели продажи всех ведущих брендов, если не считать китайские марки. Так, бессменный лидер отрасли Волжский автозавод реализовал 26 373 автомобилей, хотя это на 31% меньше, чем в прошлом году.
— Ситуация с поставками электронных компонентов постепенно улучшается, однако пока что рано прогнозировать точные сроки окончания этого кризиса. Мы предпринимаем все возможные действия, чтобы минимизировать его влияние на объемы производства и прогнозируем позитивную динамику продаж по итогам всего 2021 года, — прокомментировал текущее положение дел президент «АвтоВАЗа» Николя Мор.
Приблизительно в такой же ситуации оказались и южнокорейские производители. Марка Kia, занимающая второе место рейтинга, продала 14 514 автомобилей, то есть на 31% меньше, чем в ноябре прошлого года. Замыкающая тройку лидеров компания Hyundai передала потребителям 14 395 единиц ТС, уронив планку на 17%.
Бренд Renault, находящийся на четвертой позиции, уменьшил объем сбыта на 15%, реализовав 11 837 машин. И даже Toyota, которая держалась до последнего, в ноябре показала падение продаж: 7606 автомобилей и отрицательная динамика в 7%. Японский производитель занял пятую строчку.
У Chevrolet показатель взлетел на 348%, но это эффект низкой базы: в ноябре компания подала 197 машин. В пресс-службе бренда «Известиям» рассказали, что динамика связана с появлением на рынке двух новинок — флагманского Chevrolet Tahoe последнего поколения, а также совершенно нового и относительно недорогого кроссовера Trailblazer, вышедшего на рынок в середине сентября.
Самое серьезное увеличение продаж наблюдается у Genesis — премиального суббренда Hyundai, реализовавшего в этом ноябре на 1037% больше относительно прошлого. Это связано прежде всего с расширением модельного ряда.
Какие машины продаются лучше
Примечательно, что с положительным результатом в 74% (2123 штуки) закончил месяц Ford, имеющий в арсенале лишь Transit в различных модификациях. Кроме него, хорошие цифры показали французские бренды Peugeot и Citroen, а еще немецкий Opel. Первый поднял продажи на 75% (733 автомобиля), второй — на 45% (432 экземпляра), а сбыт Opel подскочил на 62% (147 автомобилей). Стоит отметить, что все три бренда входят в группу Stellantis и предлагают не только легковой транспорт, но и легкий коммерческий.
— Opel вообще один из самых быстрорастущих брендов на российском рынке в этом году, — рассказала «Известиям» официальный представитель Stellantis Лилия Мокроусова. — Бренды Peugeot и Citroen тоже показывают хорошую динамику. Такой результат стал возможен в основном за счет моделей локального производства, в том числе тех, которые мы собираем в рамках СПИК. Это наши микроавтобусы, фургоны, компактвэны и малые фургоны.
Что происходит с китайскими автомобилями
Представители «большой китайской тройки» чувствуют себя сегодня совсем иначе, нежели европейские или корейские производители, продолжая наращивать сбыт и активно осваивая российский рынок. Например, марка Haval, открывшая в 2019 году свой завод в РФ, в ноябре заняла восьмую строку рейтинга популярности с проданными 4909 автомобилями и ростом в 202%.
— Мы внимательно следим за ситуацией с дефицитом микрочипов. Она носит глобальный характер, и мы делаем всё возможное, чтобы смягчить ее последствия. Ноябрьское производство осуществлялось по плану, — так прокомментировали «Известиям» свой успех представители компании Haval.
Бренд Chery обосновался на 11-м месте с результатом в 4097 реализованных машин и динамикой в 174% со знаком «плюс». А компания Geely попала на 14-ю позицию, сбыв 2826 транспортных средств и подняв объем на 40%. У экспертов отрасли есть объяснение высоких показателей производителей из Поднебесной.
— Во-первых, у китайцев есть собственное производство полупроводников и микрочипов. Поэтому они тоже столкнулись с этой проблемой, но гораздо легче ее переносят, — объясняет независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев. — Кроме того, у брендов из КНР весьма эффективная стратегия развития: они быстро реагируют на запросы рынка, создают привлекательные условия и научились делать привлекательный продукт.
Того же мнения придерживается и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Первая причина высоких продаж китайских автомобилей — ценовая. Вторая причина в том, что у китайцев все-таки были предложения в отличие от других брендов, были живые машины. А третья — машины стали привлекательнее, — полагает он. — Единственное, люди пока не понимают, за сколько они смогут потом продать эти автомобили после использования.
Одной из моделей Haval осталось совсем немного, чтобы попасть в топ-10 рейтинга самых востребованных автомобилей в России. Речь идет о Jolion, которых передали покупателю в количестве 2340 штук. Кроссовер представили в мае 2021 года, с июля он стал бестселлером бренда, а сегодня уже занял 11-е место автомобильного хит-парада, потеснив Volkswagen Polo.
Почему Vesta в минусе
Лидирующую позицию в рейтинге популярности моделей уже несколько месяцев кряду занимает Lada Vesta с 9035 проданными автомобилями, но это на 2736 единиц меньше прошлогоднего результата. Отрицательный результат связан не только с дефицитом полупроводников. «Веста» готовится к обновлению, и часть версий уже недоступны.
Гораздо серьезнее просела реализация Granta, которая удерживала позицию самой покупаемой в России модели на протяжении двух последних лет. «Народный автомобиль» разошелся тиражом в 7231, снизив объем на 7309. И это самое серьезное падение среди участников рейтинга.
Спад объясним периодическими остановками линии, где собирают «Гранту». Как сообщает информагентство «Интерфакс», ссылаясь на главу профсоюза предприятия Сергея Зайцева, «АвтоВАЗу» с весны приходится прибегать к временным простоям на производстве из-за дефицита автокомпонентов. Простои компания пытается нагнать шестидневными рабочими неделями, но и их приходится периодически отменять.
Большинство моделей из топ-25 показали отрицательную динамику за небольшим исключением. В частности, в плюсе оказались Renault Kaptur и Duster, Toyota RAV4 и Camry. Ситуация с полупроводниками всё еще нестабильна, и успехи автопроизводителей сейчас зависят от того, как успешно они могут ее решить.
Что происходит на вторичном рынке
Дефицит новых автомобилей уже начал сказываться и на вторичном рынке. Дилеры, занимающиеся продажей автомобилей с пробегом, заметили не только повышение потока клиентов, но и сокращение машин, которые привозят в trade-in.
— По итогам ноября наши центры выдали 9300 автомобилей с пробегом — на 31% больше, чем в ноябре 2020 года. Но из-за дефицита новых автомобилей сократилось количество автомобилей с пробегом, которые поступают к дилерам по сделкам трейд-ин, — рассказал руководитель направления PR в «Рольфе» Павел Носов. — Для некоторых дилеров это стало проблемой.
К концу года средневзвешенная цена нового автомобиля превысила 2 млн рублей, подсчитали аналитики агентства «Автостат». И это без учета дилерских накруток. Вслед за новыми автомобилями подорожали и подержанные.
— По автомобилям с пробегом у нас есть данные за 11 месяцев — с января по ноябрь средняя цена подержанного легкового автомобиля увеличилась на 34%. К концу года этот показатель может достичь 40%, — рассказал «Известиям» руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов.
Сколько продлится дефицит
В ближайшее время ожидать улучшения на автомобильном рынке не приходится, никаких предпосылок к этому пока нет. По прогнозам Сергея Бургазлиева, проблемы будут продолжаться как минимум до конца весны следующего года.
Похожее мнение высказал и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Странная ситуация, когда в этом ноябре продажи упали на 20% по сравнению с ноябрем 2020 года, который был более сложным, — отмечает он. — Это говорит о двух вещах: динамика и в декабре будет отрицательной. В итоге года мы выйдем примерно на уровень 2020-го. Кроме того, в состоянии дефицита мы будем до середины 2022 года.
Россиянам рекомендовали отложить покупку новой машины на полтора года
Россиянам, которые планировали в 2021 году прибрести новый автомобиль, рекомендуют повременить с покупкой на год-полтора. Об этом со ссылкой на вице-президента Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэра пишет «Вечерняя Москва».
«Когда меня спрашивают, когда покупать автомобиль, я говорю: «Ребята, подождите год–полтора, лучше потратьте сто тысяч рублей на восстановление автомобиля, на котором вы сейчас ездите, не избавляйтесь от него, просто подождите, не попадайтесь на эту удочку», — отметил Хайцеэр.
По словам специалиста, на данный момент в России наблюдается как дефицит новых автомобилей, так и завышенные цены на них, особенно на машины в премиальном сегменте. Это вызвано сложностями в экономике на фоне пандемии коронавируса. В частности, речь идет о перебоях в производстве из-за нехватки комплектующих, подорожании логистики, а также желании дилеров извлечь дополнительную выгоду в сложившейся ситуации.
Хайцеэр спрогнозировал, что дефицит на новые автомобили в России прекратится, а цены придут в норму через год-полтора.
По данным аналитического агентства «Автостат», по итогам первой половины 2021 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла до 1 млн 886 тыс. руб., что на 12,5% больше по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года.
Наибольшая динамика роста цен наблюдается среди машин иностранных марок, средняя цена которых по итогам полугодия достигла 2 млн 246 тыс. руб. Это на 14,4% больше по сравнению с прошлым годом. Что касается, автомобилей отечественных производителей, то они прибавили в стоимости 11,6% — их средневзвешенная цена составила 782 тыс. рублей.
Что происходит на авторынке, и когда закончится дефицит?
Дефицит автомобилей, который многие считали временным явлением, имеет все шансы стать новой реальностью авторынка как для дилеров, так и для покупателей. Если раньше клиент мог торговаться с дилерами, выбивать себе скидки за счет широкого предложения автомобилей на рынке, то теперь все наоборот — покупатели вынуждены соглашаться приобретать автомобили в наличии с большим количеством допоборудования и возросшим ценником. Как долго это продлится, и к чему приведет — в материале «Континента Сибирь».
Временное явление или новая реальность?
Нехватка автомобилей образовалась на авторынке в условиях пандемии коронавируса. Временная остановка заводов по всему миру, сбой логистики и ошибки прогнозирования привели к уменьшению поставок и увеличению сроков ожидания автомобилей. Кроме того, 2020 год открыл мировому автопрому новую проблему — «кризис полупроводников». Подобно тому, как скорость всего конвейера определяется скоростью наиболее медленного его участка, так и полупроводники стали главным тормозящим фактором производства автомобилей. Когда в условиях пандемии автопроизводители снизили объемы контрактования по полупроводникам, то их сразу перехватили производители гаджетов, спрос на которые только возрос. Восстановить ситуацию не удалось — для производителей полупроводников автомобилестроительные компании по доле в общем обороте не являются ключевыми клиентами, их процент несопоставим с участниками рынка гаджетов. Для того чтобы на глобальном уровне нарастить производство полупроводников и построить новые заводы, требуются время и инвестиции.
Впрочем, некоторые собеседники издания усомнились в том, что всему виной реальная нехватка полупроводников. По мнению совладельца ГК «Первая Автоколонна» (официальный дилер Porsche, Mercedes-Benz, Volvo, Jaguar, Land Rover, Mazda, Geely в Иркутске) Петра Хомякова не исключено, что речь может идти просто о спекуляциях на рынке полупроводников, поскольку автоконцерны с точки зрения стоимости конечного продукта способны заплатить производителям полупроводников больше, чем вендоры гаджетов.
Тем не менее, с учетом фактора полупроводников руководитель по направлению продаж в регионах Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Индия и Россия в центральном офисе компании Daimler в Штутгарте Мария Морозова высказала «Континенту Сибирь» личное мнение, что ситуация с дефицитом продолжится весь 2022 год. С такой оценкой согласны и опрошенные изданием сибирские автодилеры, а в аналитическом агентстве «Автостат» и в консалтинговой компании «Автобосс» считают, что проблема останется и в 2023 году.
«Если говорить про полупроводники, то, может быть, понадобится еще год, пока будут увеличены мощности, построены заводы, отлажены поставки, — делится мнением с «Континентом Сибирь» генеральный директор «СТС-Автомобили» (официально представляет Mercedes—Benz в Новосибирской, Кемеровской, Томской областях, Jeep в Новосибирской области) Павел Костенко. — Но следующий глобальный фактор, который сейчас усугубляется, — дефицит производства магния как производной в алюминиевом производстве. Алюминия в современных автомобилях очень много. Поэтому думаю, что все это продлится еще около года, а возможно и больше». На эту проблему сослался и еще ряд собеседников издания.
Схожий прогноз дает и соучредитель ГК «Агат-Авто» (официально представляет KIA, Nissan, Infiniti в Иркутской области) Эдуард Борисов. «Это новая реальность. Цена на новые автомобили будет расти до критической отметки, то есть до того момента, когда покупательская способность будет соответствовать текущему предложению. Только после этого начнут наполняться склады дилеров. Сейчас все работают «с колес». Автопроизводство — очень инертная сфера, поэтому для нормализации остатков и реального наполнения складов нужно 6–8 месяцев. Поэтому нормализации можно ожидать в лучшем случае к осени 2022 года, а то и к началу 2023 года», — считает собеседник «Континента Сибирь».
Тем не менее в ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) пока не видят предпосылок для наступления «новой реальности» или перманентного дефицита и рассчитывают, что все-таки это краткосрочное явление. Однако оно в любом случае приведет к дальнейшему перераспределению рынка. По мнению учредителя проекта «Автомаркетолог», бывшего члена совета директоров новосибирской ГК «СЛК-Моторс» Олега Мосеева, даже если в конце 2022 года проблема решится на глобальном уровне, то автопроизводители будут в первую очередь удовлетворять спрос на приоритетных для себя рынках. Россия является приоритетной страной далеко не для всех брендов. Поэтому, как отметил в разговоре с «Континентом Сибирь» Олег Мосеев, воспользоваться ситуацией и нарастить долю смогут Kia и Hyundai, а также, возможно, Renault-LADA и группа Volkswagen. К слову, уже сейчас заметно перераспределение рынка в пользу тех брендов, которые более эффективно справляются с проблемой нехватки автомобилей.
В свою очередь генеральный директор компании «Ай-Би-Эм» (официальный дилер KIA, UAZ, Skoda в Кузбассе), председатель регионального совета ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) в СФО и ДВФО Денис Пронин ожидает полного наличия автомобилей российской сборки на фоне дальнейшего дефицита моделей, собираемых зарубежом.
Как ситуация отражается на дилерах?
Еще год назад автодилеров можно было считать заложниками ситуации с дефицитом. Достаточно вспомнить непривычно пустующие шоурумы с ограниченным числом автомобилей, которые чаще всего к тому же были зарезервированы под конкретных клиентов. Участники рынка ждали скорейшего возобновления поставок для того, чтобы удовлетворить отложенный спрос со стороны клиентов. Именно в 2020 году у дилеров появилась возможность отказаться от привычных ценовых или скидочных войн. Если раньше продажа авто «в минус» за счет заработка на кумулятивной марже была реальностью, то в 2020 году дилеры получили возможность увеличить цены на имевшиеся в наличии автомобили, так как спрос превышал предложение. Как результат, 2020 год для многих дилеров неожиданно стал рекордным по прибыли.
В 2021 году, опираясь на свой опыт, дилеры пошли еще дальше и закрепили этот успех. Если у клиентов нет альтернатив, то почему бы не продавать максимально укомплектованные автомобили? В итоге с учетом многочисленного допоборудования цены на автомобили в наличии не только выросли, но и в отдельных случаях «пробили» психологическую планку. Например, Skoda Rapid, Volkswagen Polo или KIA Rio, которые являются самыми доступными в модельных рядах соответствующих производителей, в 2021 году можно приобрести за сумму, превышающую 1,5 млн рублей, а в некоторых случаях приближающуюся к 2 млн рублей. Примеры есть не только в сегменте «бюджетных» автомобилей. Toyota Land Cruiser 300, согласно сайту производителя, имеет рекомендованную розничную цену от 5,776 млн рублей. Но по факту на классифайдах не удалось найти эту модель, которая стоила бы менее 11,6 млн рублей. Двукратный рост наблюдается и у отдельных внедорожников премиум-сегмента.
Бывший глава ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД), учредитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев отмечает, что текущая ситуация с продажами новых автомобилей приведет к возникновению ямы по сервисной загрузке. Фото с личной страницы в Facebook
Подобные случаи значительного расхождения стоимости автомобилей в наличии от минимальной рекомендованной цены в 2021 году стали вызывать особый негатив у клиентов, который в том числе выплескивался в соцсетях.
«Дилеров тоже можно понять. Других автомобилей у них нет, поэтому из того количества, которое им готов выделить производитель, нужно окупить салоны, иметь возможность выплачивать зарплату и т. д. Потому что сроки очередных поставок не понятны. Чтобы хорошо себя чувствовать, нормальный дилерский центр должен продавать, предположим, порядка 100 автомобилей в месяц. А теперь представьте, что ему дали всего 30 автомобилей, и еще не понятно, появятся ли они в следующем месяце или через полгода. Что бы вы делали на месте дилера? Искали возможность зарабатывать по максимуму с учетом имеющихся ресурсов. Ничего личного, просто бизнес», — характеризует подход дилеров руководитель консалтинговой компании «Автобосс» Татьяна Григорьева. Таким образом, для небольших региональных дилеров по сути речь идет о вопросе выживания при сократившемся объеме предложения и отсутствии возможности влиять на дистрибьюторов.
Примечательно, что на сайтах объявлений уже можно заметить услуги по содействию в покупке новых автомобилей у официальных дилеров без допов. Посредники за дополнительную плату обещают обеспечить покупку автомобиля по более низкой цене, чем если бы клиент делал это самостоятельно.
Другим феноменом рынка стала продажа места в очередях на те или иные популярные автомобили. Раньше такие явления массово встречались разве что в 2007–2008 годах на волне стремительного роста рынка. Однако с учетом того, что срок ожидания по отдельным маркам у отдельных дилеров, опрошенных «Континентом Сибирь», составил 8 месяцев, не удивительно, что очереди стали продаваться. На одном из специализированных сайтов продается возможность покупки в этом месяце Toyota RAV4 в Новосибирске с доплатой в 45 тыс. рублей или Renault Duster в Красноярске — в этом случае покупка места в очереди оценена в 40 тыс. рублей. Если пробить номера телефонов, указанные в отдельных объявлениях, то по одному из них приложение Get Contact указывает «Опт Казахстан». То есть речь часто идет не о физлицах, а о тех, кто ставит процесс купли-продажи на поток.
Правда и здесь участники рынка уже подсуетились. «Найден вариант для автодилеров, как поднять еще 60 тысяч рублей ко всем допам. Идем на сайт, размещаем очередь на автомобили, получаем трафик. Как обычно половину теряем, а другую половину монетизируем за приоритет в очереди. Профит», — делится рекомендациями в соцсетях основатель «Тизер-Авто» Дмитрий Савченко.
Скриншот с одного из сайтов по продаже очередей на новые автомобили
Впрочем, не все дилеры готовы прибегать к таким мерам. «Это сейчас встречается повсеместно. Но мы не даем возможности продавать место в очереди своим клиентам, а уж тем более своим менеджерам. Долгосрочными последствиями политики продажи очередей может стать разложение коллектива. Вернуть людей, которые сейчас готовы брать взятки, к работе за зарплату дилерам будет крайне сложно, – отмечает «Континенту Сибирь» Петр Хомяков. – Я вижу, как в Москве некоторые дилеры реально обманывают клиентов. Например, покупатель заказал машину, через несколько месяцев она пришла, а ему говорят, что она будет через год. Это делается для того, чтобы он отказался от машины, а дилер тем самым продал бы ее дороже, потому что за это время цены увеличились. В Сибири все обстоит иначе: региональные дилеры должны понимать, что ситуация на рынке рано или поздно изменится, новых клиентов у них не будет, а доверие со стороны действующей аудитории в случае недальновидных мер может быть утрачено навсегда».
Другие участники рынка также согласны с тем, что несмотря на плюсы сегодняшней ситуации для дилеров, в долгосрочном периоде участники рынка могут понести значительные потери. «Вымывается сервисный парк, в 2023–2024 годах мы получим существенную яму по сервисной загрузке. Во-первых, потому что машин будет меньше, во-вторых, потому что люди, которые сегодня будут вынуждены переплачивать за автомобили, этого не забудут — уже сегодня отношение к дилерам резко ухудшилось. Часть клиентов, возможно, принципиально не будет приезжать к дилерам на сервис. Также не стоит забывать, что когда дефицит полупроводников закончится, то производители увеличат предложение, и доходность дилеров резко обвалится», — предрекает Олег Мосеев.
Реакция дистрибьюторов
Примечательна и реакция самих автопроизводителей и их дистрибьюторов на сегодняшнюю ситуацию.
«Автопроизводители ужасаются действиям дилеров, учитывая, что они годами выстраивали репутацию и работали над отношением клиентов к бренду. Сегодня клиенты пишут жалобы, обращаются в Роспотребнадзор, так как дилеры бесчинствуют. С другой стороны, автопроизводители задаются вопросом: если дилеры так зарабатывают, почему мы не можем? И… делают то же самое», — резюмирует Татьяна Григорьева.
Одним из примеров может служить отечественный «АвтоВАЗ». Так, с 1 декабря завод принял решение самостоятельно регламентировать вопрос установки дополнительного оборудования на автомобили LADA. Как пояснили «Континенту Сибирь» в одном из сибирских дилеров «АвтоВАЗа», автомобили с допоборудованием будут отгружаться дилеру по умолчанию, независимо от того, хочет он этого или нет. Источники «Ведомостей» в дилерской сети завода отмечали, что увеличение цены машины для покупателя может составить от 8 до 30 тысяч рублей, а дилер может заработать от 2,5 до 7 тысяч рублей от этой суммы. В то же время у клиента, по предварительным данным, должна сохраниться возможность покупать автомобиль без допоборудования на сайте завода.
Пока аналогичных примеров среди других производителей собеседники «Континенту Сибирь» назвать не смогли, но они допускают, что такую практику вполне могут подхватить и другие дистрибьюторы.
«Попытаться они могут, но из многолетнего опыта не думаю, что производителю удастся перетянуть на себя существенную часть сегмента допоборудования. Пока нет прямых продаж автомобилей клиентам, производителю достаточно сложно навязать пользоваться только его допами. К тому же покупателю в любом случае выгоднее заказывать допоборудование у дилера, а не у производителя», — считает Олег Мосеев, выражая сомнения в том, что рассматриваемая ситуация сильно ударит по автобизнесу. Также он констатирует, что в целом производители всегда норовят залезть в карман дилера, если видят, что тот стал больше зарабатывать. Но любые действия вызывают противодействие — дилеры будут придумывать, как им зарабатывать еще.
Что делать клиентам?
Если в ближайшие два года дефицит на рынке действительно останется, то у клиентов будет все меньше шансов получить автомобили по разумной в их понимании цене. Тем более, что текущий опыт показал и дилерам, и автопроизводителям, что клиенты готовы переплачивать за автомобили, а значит, есть резерв для дальнейшего увеличения стоимости есть. Таким образом, у клиентов все чаще будет стоять выбор: либо идти на условия дилера, либо не покупать автомобиль вообще.
В этом случае альтернативой могли бы стать автомобили с пробегом, но в условиях увеличения спроса цены на них также выросли. В октябре 2021 года цены на авто с пробегом, по данным агентства «АВТОСТАТ», увеличилась на 4% в сравнении с сентябрем, а по сравнению с показателем годичной давности — на 44%. То есть в деньгах подержанные автомобили за год стали дороже на 267 тыс. рублей.
Гендиректор новосибирской компании «СТС-Автомобили» Павел Костенко (на фото справа) уверен, что цены на автомобили будут только расти, поэтому покупателям нет смысла ждать. Иллюстрация с личной страницы в Instagram
Таким образом, при любом исходе в ближайшие годы за автомобиль покупателю придется выложить гораздо больше денег, чем он планировал первоначально. «Сейчас будет продолжаться «рынок продавца». При этом если некоторые покупатели надеются, что когда-нибудь автомобили подешевеют, то они глубоко заблуждаются. Ничего не дешевеет — только дорожает, и если кто-то планирует покупать, то лучше сейчас — дальше будет только дороже», — предостерегает клиентов Павел Костенко.
Впрочем, отдельные дилеры все же считают, что торопиться с такими прогнозами не стоит. «У нас, например, сейчас нет покупателей. Как следствие, на складе есть свободные авто. Думаю, очень близок тот день, когда дилеры начнут откатывать цены назад», — прогнозирует генеральный директор одного из сибирских мультибрендовых дилеров на условиях анонимности.
Аналитики в свою очередь советуют клиентам подождать. «Если у вас есть автомобиль, я бы предложил ездить пока на нем, до лучших времен. Если он доставляет хлопоты, то вложить денег в его ремонт. Если же все-таки он вам надоел, и вы хотите его заменить — продавайте. Его быстро у вас купят, возможно, даже по хорошей цене. Надеюсь, потом вам удастся купить новый автомобиль, но я бы рассматривал варианты на «вторичке» — там больше выбор, и цены ниже», — поделился своей точкой зрения с «Континентом Сибирь» аналитик, руководитель пресс-службы агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов.
В свою очередь Олег Мосеев порекомендовал покупать автомобиль, если он действительно нужен в сегодняшних условиях. Если же автомобиль рассматривается как предмет инвестирования, то в этом случае, по мнению эксперта, стоит хорошо подумать, так как есть риски через три года не получить нормальной остаточной стоимости этого транспортного средства.
Оставляйте заявку на вступление в нашу специализированную Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой отрасли.